Националь тверская. Уникальная история гостиницы «Националь

Устарели морально и физически

По данным GVA Sawyer, к первому кварталу 2010 года на долю качественного предложения гостиничного рынка Москвы, которое формируется гостиницами категории «3–5 звезд», пришлось менее половины общего номерного фонда (44 %, или 17,8 тыс. номеров). Немалую часть среди них занимают реконструированные объекты. Оставшиеся 56% делят между собой гостиницы, не соответствующие международным стандартам, – среди них как «советские», так и современные гостиницы.

«В Москве действует 221 гостиница. Из них порядка 35% являются новыми или введенными в эксплуатацию в течение последних пяти лет. В целом же, на столичном рынке преобладает «наследие» 80-х–90-х гг., которое нуждается в капитальном ремонте и реконструкции.

В Подмосковье также множество объектов требует того или иного обновлении. Из пяти с лишним тысяч санаториев, пансионатов, турбаз, домов отдыха в эксплуатации находятся лишь 35%, простаивают или используются не по назначению – 15%, а оставшаяся половина требует серьезной реконструкции», – обрисовывает ситуацию Кирилл Иртюга, генеральный директор УК «РосинвестОтель» и гостиничной сети VOYAGE Hotels&Resorts.

На столичном рынке преобладает «наследие» 80-х–90-х гг., которое нуждается в капитальном ремонте и реконструкции

В регионах также большая часть российских гостиниц по-прежнему представлена средствами размещения советской постройки. Однако количественно оценить число гостиниц, нуждающихся в редевелопменте и новой концепции, сложно.

Новая жизнь

Если в регионах реконструкция отелей – достаточно редкое явление, то в Москве такие проекты сменяют один другой с середины 80-х. В первую очередь, изменения коснулись знаковых столичных гостиниц. В 1985 году началась десятилетняя реконструкция гостиницы «Националь» (1903 г.).

Впоследствии гостиница вошла в элитную группу Le Royal Meridien компании Starwood Hotels & Resorts Worldwide, а в 2009 году после очередной реновации сменила бренд на The Luxury Collection. В 1986 году начались комплексные работы по реставрации и переоборудованию одной из старейших московских гостиниц – «Метрополь» (1905 г.). Работы вели финские и австрийские специалисты, антикварная мебель реставрировалась в «Эрмитаже». Обновленный «Метрополь», открывшийся в 1991 году, первым в России получил статус «пять звезд».

В 1989 году была закрыта на трехлетнюю реконструкцию гостиница «Бухарест». В гостинице были заменены все коммуникации, совершенно изменилась планировка, и от старого здания остался только фасад. Общие расходы составили около 85 миллионов долларов. В 1992 году реконструированный отель открылся под новым названием «Балчуг Кемпински» и также получил пятизвездочный статус.

С большим размахом проводилась последняя реконструкция гостиницы «Савой» (до первой реконструкции 1987–1989 гг. гостиница, входившая в систему «Интуриста», работала под именем «Берлин»). Масштабные изменения в 2005 году обошлись владельцам в солидную сумму (свыше 20 миллионов долларов). Над новым дизайном гостиницы работали итальянские специалисты во главе со знаменитым архитектором Леонардо Тониони. Гостиница «Украина» (1957 г.) после трех лет реконструкции открылась этой весной под именем Radisson Royal Hotel, Moscow. К услугам гостей – фешенебельные номера и апартаменты, рестораны различных гастрономических традиций, современный конференц-центр и велнесс-клуб с 50-метровым бассейном.

Четырехзвездочные отели также в своем большинстве «выросли» из старых гостиниц: реконструировались гостиницы «Советская» (1952 г.), «Арбат» (1960 г.), «Космос» (1979 г.), «Орленок» (1976 г.) – ныне Korston Hotel Moscow, «Международная» (1980 г.) – сейчас Crowne Plaza Moscow World Trade Centre. На стадии реконструкции находятся гостиницы «Марко Поло Пресня» (1904 г.) и «Пекин» (1955 г.). Гостиницы категории «три звезды» также обновляются. Наиболее яркими примерами являются построенные к Олимпиаде–80 ГК «Измайлово» и отель «Аструс – Центральный Дом Туриста». Новое лицо также получили гостиницы «Заря» (1956 г.), «Академическая» (1976 г.), «Аэрополис» (1980 г.), «Варшава» (1960 г.), «Белград» (1973 г.), «Байкал» (1976 г.), «Охотник» (1980 г.). Трехзвездная «Ленинградская» (1950 гг.) после реконструкции стала отвечать категории «четыре звезды» и получила имя Hilton Moscow Ленинградская. Весной этого года открылась «Катерина Парк» (бывший «Евролюкс»). Обновлению подверглись не только «долгожители», но и гостиницы, построенные в 90-х («Ренессанс Москва», «Ирис Конгресс Отель», «Царицыно»).

В Москве, которая является наиболее интересной площадкой для отельеров, до сих пор остаются гостиницы, ожидающие обновления. УК «ГОСТ Отель Менеджмент» планирует перевести «Сретенскую» в сегмент luxury, работы должны начаться в 2011 году. Вскоре закроется на реконструкцию отель, ставший одним из первых в России для гостиничного оператора Radisson – «Рэдиссон САС Славянская». Компания MosCityGroup планирует приобрести гостиницу «Будапешт», чтобы превратить ее в первый московский отель класса «6 звезд» (это потребует порядка $100 млн.).

Как показывает практика, чаще всего реконструкция и ребрендинг отеля связаны со сменой управляющей компании. Конечно, не все столичные гостиницы были сохранены – некоторые оказалось целесообразнее снести. Так, вместо «Интуриста» был построен престижный The Ritz-Carlton, а на месте легендарной гостиницы «Москва» в 2003 году началось строительство отеля оператора Four Seasons – открытие ожидается в конце этого года.

Попасть в цель

У каждого объекта свой «срок жизни» – период, на протяжении которого его эксплуатация может быть максимально эффективной и доходной. «У торговых центров этот срок составляет примерно 7 лет, чуть больше у офисов и гостиниц – около 10 лет. По истечении этого срока необходима модернизация дизайна, реконструкция и реинжиниринг, – комментирует Дмитрий Золин, управляющий партнер LCMC. – Но есть и другая причина – ошибки на стадии проектирования гостиницы. Российский рынок еще очень молод, и многие проекты, созданные на стадии его формирования, реализовывались неопытными специалистами, нередко с неверно разработанной концепцией или вообще без нее. Такие объекты, безусловно, нуждаются в реновации, но иногда для них достаточно привлечь грамотного гостиничного оператора, чтобы скорректировать зонирование или изменить бренд».

«Реконцепция может быть связана с пониманием несостоятельности прежней концепции, ее неокупаемости и неэффективности. Также на переориентирование отеля могут оказывать влияние внешние факторы, – рассказывает Мария Василенко, директор по маркетингу AZIMUT Hotels Company. – Например, бизнес-отель в регионе, загрузку которого составляли преимущественно командировочные, может быть переориентирован в связи с закрытием ряда градообразующих предприятий города, которые генерировали основной поток туристов».

Однако не всегда обновление дает нужные результаты. По мнению экспертов, основной проблемой является отсутствие четкого видения конечного результата работы с объектом. Перекрасить стены – это не значит сделать реконструкцию или ребрендинг. Чтобы гостиница успешно функционировала в дальнейшем, нужно изменить не только внешнюю составляющую, но и внутреннюю логику. На первом этапе рекомендуется провести комплексное исследование, включающее в себя как оценку самого объекта и его окружения, так и характеристику состояния рынка недвижимости на данный момент.

На втором этапе идет определение и обоснование причины реконцепции, формулировка проблемы, предложение различных вариантов ее решения и выбор концепции. Далее необходимо провести подробную детализацию новой концепции, после чего можно приступать непосредственно к реализации проекта. «В первую очередь необходимо понимать, кто ваши гости, зачем нужна реновация, каковы будут расходы по сравнению с ожидаемым возвратом прибыли и увеличит ли данная реновация стоимость гостиницы, – рассказывает Дэвид Дженкинс, директор группы гостиничной недвижимости DTZ в России и СНГ. – Крайне важно улучшить качество номеров, а также определить, какие функциональные помещения и услуги необходимы для привлечения ваших клиентов. Понимание своего рыночного позиционирования позволит определить необходимый уровень модернизации для того, чтобы быть конкурентноспособным на данный момент и в будущем».

Вопрос цены

Проблемы с финансированием – это основная сложность, с которой сталкивается владелец при реконструкции гостиницы, и основная причина, по которой проект превращается в долгострой. Привлечение проектного финансирования является серьезным препятствием на пути собственника. Как констатирует Кирилл Иртюга, классическое кредитование проектов не выгодно.

Привлечение банковских средств по существующей процентной ставке экономически не интересно, так как серьезно отражается на рентабельности и окупаемости проекта. По его словам, финансирование проектов чаще всего идет с привлечением сторонних инвесторов, которые приобретают пакет акций у собственника гостиницы. «Финансирование получить очень сложно. Банки неохотно финансируют гостиничные проекты, а требующие реконструкции – вдвойне. Банкирам очень сложно объяснять, для чего нужно осуществлять те или иные действия в процессе работы и какой конечной результат это даст», – делится Александр Удалов. В связи с этим компания «Юмако» создала свой инвестиционный фонд – «когда вкладываются свои деньги, легче привлекать к финансированию других».

Как замечает Дмитрий Золин, новый объем доходов, предполагаемый после реновации, можно вычислить, опираясь на план реконцепции объекта. Ориентировочный срок окупаемости будущего проекта рассчитывается по следующей формуле: общий объем инвестиций (с учетом затрат на реконцепцию) нужно разделить на разницу между бывшим до реконцепции объемом доходов и предполагаемым после нее. По доходности гостиничный бизнес занимает четвертое место после складской, жилой и торговой недвижимости. На сегодняшний день сроки окупаемости московской трехзвездной гостиницы составляют 7–8 лет. В Подмосковье период растягивается до 10 лет.

Ломать голову или гостиницу?

Чтобы сделать существующий бизнес эффективным, часто необходима полная реконструкция, что существенно увеличивает затраты инвесторов, и, в конечном счете, может сделать проект экономически неоправданным. «В первую очередь, реконцепция целесообразна для гостиниц, расположенных в центральных и исторических районах городов, а также в зонах высокой туристической активности. Тем не менее, во многих случаях конструктивные особенности существующих отелей не предоставляют возможности для эффективного ребрендинга», – говорит Полина Кондратенко, директор департамента оценки и консалтинга Colliers International.

Советским гостиницам характерны очень маленькие номера, низкие потолки, которые практически исключают возможность улучшения слабой системы кондиционирования. Следующее отличие, совершенно не характерное для мировой практики, это обширные общественные зоны. В России гостиница с номерами уровня «три звезды» и функциональными помещениями уровня «четыре звезды» является весьма распространенным явлением. Еще одна деталь к «портрету»: зачастую многие номера заняты офисами. И заключительный штрих: стоимость подобных капитальных реноваций с трудом может быть оправдана выручкой. «Безусловно, в региональных городах советские гостиницы зачастую имеют прекрасное, самое выгодное, расположение, тем не менее, в большинстве случаев лучшее решение – снести и заново построить», – уверен Дэвид Дженкинс.

Реконструкция зачастую является более затратным проектом, чем строительство «с нуля», так как процессы усложнены детальным анализом объекта, инженерных коммуникаций и оценкой всех имеющихся ресурсов здания. «Реконструкция имеет смысл только в том случае, если в существующей гостинице возможно разместить современные инженерные системы, такие как вентиляция, кондиционирование, и обеспечить функционал в соответствии с действующими сегодня стандартами. В противном случае, лучше снести здание, так как реконструкция обойдется дороже, – предупреждает Александр Удалов, президент компании «Юмако Групп». – Объект советского типа может быть сохранен, если гостиница имеет какое-то историческое значение, представляет интерес именно как гостиница эпохи, например, гостиница «Советская», которая сама по себе уже является брендом». Чтобы работа по реконструкции не была проделана впустую, консультант и исполнитель проекта должен быть профессионалом в своей области.

Главный критерий для выбора исполнителя проекта прост: успешный опыт работы в этой среде, причем обязательно на российском рынке, и хорошая репутация компании. К критериям оценки результатов относятся стабильная высокая заполняемость объекта, успешное функционирование составных частей его структуры, а также уровень доходов в сравнении с показателями, фигурировавшими до реновации.

Мнения экспертов

Дмитрий Золин, управляющий партнер LCMC

Если рассуждать объективно, то гостиницы «советского типа» подлежат сносу. Раньше их переделывали в офисные центры, но к 2010 году требования к офисным помещениям возросли, и теперь такие здания превратить в офисы весьма проблематично. В связи с особенностями технических характеристик подобных объектов, их практически невозможно реконструировать с соблюдением современных требований и стандартов. Именно поэтому достаточно проблематично реализовать качественный гостиничный проект, реконструируя старую советскую гостиницу.

Мария Василенко, директор по маркетингу AZIMUT Hotels Company

Гостинице «советского типа» чаще всего требуется перепланировка номеров, внешняя отделка, обновление фасада, окон, замена сантехники и мебели. В смене названия нет необходимости, если отель имеет положительную репутацию, обладает большим количеством постоянных гостей, высокой степенью лояльности среди местных жителей, а также хорошим уровнем известности и узнаваемости. Экономическая целесообразность проекта реконструкции отеля легко оценивается: по типичной модели рассчитывается, на что повлияет реконструкция, как она отразится на цене номера, загрузке и выручке отеля. Обычно каждые 7–10 лет делается косметический ремонт с заменой покрытий стен, потолков и текстиля.

Проведение полной реконструкции рекомендуется раз в 15 лет. Обновление наших региональных гостиниц (их не закрывали, а лишь выводили номерной фонд из продажи), заняло порядка 2–2,5 лет. Мы постоянно занимаемся реновацией своих объектов. Основные задачи на ближайшее время – перевести под бренд «АЗИМУТ Сеть Отелей» два новых отеля в Ставрополе и Подмосковье.

Кирилл Иртюга, генеральный директор УК «РосинвестОтель» и VOYAGE Hotels&Resorts

Необходимость реконструкции обосновывается, как правило, статистическими данными: показателями снижения загрузки отеля, износа оборудования, номерного фонда и технической базы. Стоит помнить, что обновлением номерного фонда задача не исчерпывается. Реконструкция должна коснуться всего – качества и объема услуг, уровня питания, профессионализма персонала, привлекательности окружающей территории. При этом прогноз окупаемости инвестиций в обновление может быть лишь расчетной цифрой. Если стоимость номера и питания являются конкретными суммами, то один из ключевых элементов доходности – ожидаемая загрузка – это субъективная величина, которую не может гарантировать ни одна гостиничная управляющая компания.

Александр Удалов, президент «Юмако Групп»

К сожалению, в 90% случаев за обновленным фасадом сохраняются прежние законы работы гостиницы. Недостаточно сделать только формальное обновление, необходима продуманная внутренняя логика для меняемого объекта. Здесь нужно чувство духа времени и современное понимание гостиничного бизнеса. Подходящий пример – гостиница «Евролюкс». Прежние владельцы сделали большую реконструкцию объекта: гранитный пол, добротный бар, ресепшен, обновили номерной фонд, – но забыли про такие простые вещи, как раздевалки, столовая для персонала или туалеты на первом этаже для гостей, что отрицательно сказывалось на функционировании объекта в современных условиях.

Полина Кондратенко, директор департамента оценки и консалтинга Colliers International

Насколько успешной будет функционирование гостиницы после ребрендинга, напрямую зависит от профессионализма управляющей компании. Есть примеры увеличения дохода гостиниц после ребрендинга с вхождением в международную гостиничную сеть более чем на 30%.

Дэвид Дженкинс, директор группы гостиничной недвижимости DTZ, Россия и СНГ

Одной из ключевых причин ребрендинга является необходимость изменить восприятие отеля гостями, как нынешними, так и потенциальными. Однако необходимо отметить, что ребрендинг и обновление номерного фонда – лишь первые шаги, за которыми должен следовать постоянный контроль сервиса. Очевидно, что необходимость данных мер обусловлена самим рынком как обязательное условие выживания. Для гостиницы, отличающейся нецентральным месторасположением, особо важны конференц-помещения. Их реновация позволяет привлечь дополнительный доход от организации мероприятий, повышает известность отеля как место их проведения, добавляя ценность продукту в целом.

памятник архитектуры (федеральный)

Гости́ница «Национа́ль» - гостиница в центре Москвы класса «5 звёзд». Здание гостиницы занимает угол Тверской и Моховой улиц, являясь также важным компонентом архитектурного облика Манежной площади .

История создания

На том месте, где сейчас располагается гостиница, с конца XVIII века находились доходные дома купца Москвина. В XIX веке «Варваринское акционерное общество домовладельцев » выкупило угловой участок под новую застройку - вскоре здесь появились несколько домов с дешёвыми квартирами, первые этажи которых были отданы под лавки. Проектировщики при этом придали угловому выступу основного здания полукруглую форму, характерную для московской архитектуры конца XVIII века. В 1901 году новые владельцы начали строительство роскошной гостиницы по проекту архитектора А. В. Иванова . Новый архитектурный проект предусматривал сохранение в общих чертах облика предшествующей постройки (доходный дом архитектора Л. Н. Бенуа ), в том числе и полукруглого угла. Здание гостиницы «Националь», открытой в 29 декабря 1902 года , решено в стиле эклектики с элементами модерна . «Националь» изначально задумывался как роскошный отель мирового класса. В отделке использовались дорогие материалы. Наружное убранство отмечено использованием большого количества лепнины; в интерьерах были применены мозаичные полы и витражи . Гостиница оснащалась передовыми техническими новинками того времени: были установлены лифты, а в номерах появились телефоны, ватерклозеты и ванны. Изначально гостиница была рассчитана на 160 номеров, которые размещались в четырёх верхних этажах .

В 1918 году после переезда Советского правительства в Москву здание гостиницы заняли правительственные подразделения новой власти (и занимали на протяжении последующих 15 лет); гостиница получила название Первый Дом Советов . Несколько дней в марте 1918 года в двухкомнатном номере 107-109 проживал глава Советского государства В. И. Ленин с женой Н. К. Крупской и сестрой М. И. Ульяновой . О причастности гостиницы к революционной истории напоминает майоликовое панно на индустриальную тему, установленное на угловом аттике в 1931-1932 году - один из первых примеров реализации ленинского плана «Монументальной агитации и пропаганды». В 1932 году зданию вернули гостиничный статус.

С 1991 по 1995 годы проводилась масштабная реконструкция и реставрация «Националя» .

Современное состояние

На сегодняшний день гостиница является одной из наиболее комфортабельных в Москве. В 2006 году отель, получив официальное название «Рояль Меридиен Националь», вошёл в международную гостиничную корпорацию «Starwood Hotels & Resorts Worldwide ». С 1 сентября 2009 года , после очередной реновации, гостиница «Националь» сменила бренд «Le Royal Meridien» на «The Luxury Collection», который также принадлежит компании «Starwood Hotels & Resorts Worldwide». С этого момента гостиница носит имя «Hotel National, a Luxury Collection Hotel». Гостиница располагает 206 номерами, в том числе 37 люксами с видом на Кремль с индивидуальным дизайном и меблированными антикварной мебелью, а также . «Националь» неоднократно удостаивался звания «Лучшей гостиницы России в категории пять звёзд» и обладает «Королевским статусом». Среди гостей «Националя» - главы государств и правительств, звёзды шоу-бизнеса, известные деятели культуры.

В декабре 2011 года гостиница, до этого находившаяся в собственности правительства Москвы , была приватизирована. Победителем торгов стала структура предпринимателя Михаила Гуцериева , предложившая за «Националь» 4,674 млрд руб.

См. также

Напишите отзыв о статье "Националь (гостиница, Москва)"

Примечания

Отрывок, характеризующий Националь (гостиница, Москва)

– Нет, но мне другое нужно. Мне нужно крестьянское платье и пистолет, – сказал Пьер, неожиданно покраснев.
– Слушаю с, – подумав, сказал Герасим.
Весь остаток этого дня Пьер провел один в кабинете благодетеля, беспокойно шагая из одного угла в другой, как слышал Герасим, и что то сам с собой разговаривая, и ночевал на приготовленной ему тут же постели.
Герасим с привычкой слуги, видавшего много странных вещей на своем веку, принял переселение Пьера без удивления и, казалось, был доволен тем, что ему было кому услуживать. Он в тот же вечер, не спрашивая даже и самого себя, для чего это было нужно, достал Пьеру кафтан и шапку и обещал на другой день приобрести требуемый пистолет. Макар Алексеевич в этот вечер два раза, шлепая своими калошами, подходил к двери и останавливался, заискивающе глядя на Пьера. Но как только Пьер оборачивался к нему, он стыдливо и сердито запахивал свой халат и поспешно удалялся. В то время как Пьер в кучерском кафтане, приобретенном и выпаренном для него Герасимом, ходил с ним покупать пистолет у Сухаревой башни, он встретил Ростовых.

1 го сентября в ночь отдан приказ Кутузова об отступлении русских войск через Москву на Рязанскую дорогу.
Первые войска двинулись в ночь. Войска, шедшие ночью, не торопились и двигались медленно и степенно; но на рассвете двигавшиеся войска, подходя к Дорогомиловскому мосту, увидали впереди себя, на другой стороне, теснящиеся, спешащие по мосту и на той стороне поднимающиеся и запружающие улицы и переулки, и позади себя – напирающие, бесконечные массы войск. И беспричинная поспешность и тревога овладели войсками. Все бросилось вперед к мосту, на мост, в броды и в лодки. Кутузов велел обвезти себя задними улицами на ту сторону Москвы.
К десяти часам утра 2 го сентября в Дорогомиловском предместье оставались на просторе одни войска ариергарда. Армия была уже на той стороне Москвы и за Москвою.
В это же время, в десять часов утра 2 го сентября, Наполеон стоял между своими войсками на Поклонной горе и смотрел на открывавшееся перед ним зрелище. Начиная с 26 го августа и по 2 е сентября, от Бородинского сражения и до вступления неприятеля в Москву, во все дни этой тревожной, этой памятной недели стояла та необычайная, всегда удивляющая людей осенняя погода, когда низкое солнце греет жарче, чем весной, когда все блестит в редком, чистом воздухе так, что глаза режет, когда грудь крепнет и свежеет, вдыхая осенний пахучий воздух, когда ночи даже бывают теплые и когда в темных теплых ночах этих с неба беспрестанно, пугая и радуя, сыплются золотые звезды.
2 го сентября в десять часов утра была такая погода. Блеск утра был волшебный. Москва с Поклонной горы расстилалась просторно с своей рекой, своими садами и церквами и, казалось, жила своей жизнью, трепеща, как звезды, своими куполами в лучах солнца.
При виде странного города с невиданными формами необыкновенной архитектуры Наполеон испытывал то несколько завистливое и беспокойное любопытство, которое испытывают люди при виде форм не знающей о них, чуждой жизни. Очевидно, город этот жил всеми силами своей жизни. По тем неопределимым признакам, по которым на дальнем расстоянии безошибочно узнается живое тело от мертвого. Наполеон с Поклонной горы видел трепетание жизни в городе и чувствовал как бы дыханио этого большого и красивого тела.
– Cette ville asiatique aux innombrables eglises, Moscou la sainte. La voila donc enfin, cette fameuse ville! Il etait temps, [Этот азиатский город с бесчисленными церквами, Москва, святая их Москва! Вот он, наконец, этот знаменитый город! Пора!] – сказал Наполеон и, слезши с лошади, велел разложить перед собою план этой Moscou и подозвал переводчика Lelorgne d"Ideville. «Une ville occupee par l"ennemi ressemble a une fille qui a perdu son honneur, [Город, занятый неприятелем, подобен девушке, потерявшей невинность.] – думал он (как он и говорил это Тучкову в Смоленске). И с этой точки зрения он смотрел на лежавшую перед ним, невиданную еще им восточную красавицу. Ему странно было самому, что, наконец, свершилось его давнишнее, казавшееся ему невозможным, желание. В ясном утреннем свете он смотрел то на город, то на план, проверяя подробности этого города, и уверенность обладания волновала и ужасала его.
«Но разве могло быть иначе? – подумал он. – Вот она, эта столица, у моих ног, ожидая судьбы своей. Где теперь Александр и что думает он? Странный, красивый, величественный город! И странная и величественная эта минута! В каком свете представляюсь я им! – думал он о своих войсках. – Вот она, награда для всех этих маловерных, – думал он, оглядываясь на приближенных и на подходившие и строившиеся войска. – Одно мое слово, одно движение моей руки, и погибла эта древняя столица des Czars. Mais ma clemence est toujours prompte a descendre sur les vaincus. [царей. Но мое милосердие всегда готово низойти к побежденным.] Я должен быть великодушен и истинно велик. Но нет, это не правда, что я в Москве, – вдруг приходило ему в голову. – Однако вот она лежит у моих ног, играя и дрожа золотыми куполами и крестами в лучах солнца. Но я пощажу ее. На древних памятниках варварства и деспотизма я напишу великие слова справедливости и милосердия… Александр больнее всего поймет именно это, я знаю его. (Наполеону казалось, что главное значение того, что совершалось, заключалось в личной борьбе его с Александром.) С высот Кремля, – да, это Кремль, да, – я дам им законы справедливости, я покажу им значение истинной цивилизации, я заставлю поколения бояр с любовью поминать имя своего завоевателя. Я скажу депутации, что я не хотел и не хочу войны; что я вел войну только с ложной политикой их двора, что я люблю и уважаю Александра и что приму условия мира в Москве, достойные меня и моих народов. Я не хочу воспользоваться счастьем войны для унижения уважаемого государя. Бояре – скажу я им: я не хочу войны, а хочу мира и благоденствия всех моих подданных. Впрочем, я знаю, что присутствие их воодушевит меня, и я скажу им, как я всегда говорю: ясно, торжественно и велико. Но неужели это правда, что я в Москве? Да, вот она!»
– Qu"on m"amene les boyards, [Приведите бояр.] – обратился он к свите. Генерал с блестящей свитой тотчас же поскакал за боярами.
Прошло два часа. Наполеон позавтракал и опять стоял на том же месте на Поклонной горе, ожидая депутацию. Речь его к боярам уже ясно сложилась в его воображении. Речь эта была исполнена достоинства и того величия, которое понимал Наполеон.
Тот тон великодушия, в котором намерен был действовать в Москве Наполеон, увлек его самого. Он в воображении своем назначал дни reunion dans le palais des Czars [собраний во дворце царей.], где должны были сходиться русские вельможи с вельможами французского императора. Он назначал мысленно губернатора, такого, который бы сумел привлечь к себе население. Узнав о том, что в Москве много богоугодных заведений, он в воображении своем решал, что все эти заведения будут осыпаны его милостями. Он думал, что как в Африке надо было сидеть в бурнусе в мечети, так в Москве надо было быть милостивым, как цари. И, чтобы окончательно тронуть сердца русских, он, как и каждый француз, не могущий себе вообразить ничего чувствительного без упоминания о ma chere, ma tendre, ma pauvre mere, [моей милой, нежной, бедной матери,] он решил, что на всех этих заведениях он велит написать большими буквами: Etablissement dedie a ma chere Mere. Нет, просто: Maison de ma Mere, [Учреждение, посвященное моей милой матери… Дом моей матери.] – решил он сам с собою. «Но неужели я в Москве? Да, вот она передо мной. Но что же так долго не является депутация города?» – думал он.

Действующий музей, принимающий постояльцев в исторических интерьерах. На заре своей более чем вековой истории отель приветствовал высоких гостей последнего русского царя и представителей царствующих династий Европы. После революции 1917 года «Националь» стал на небольшой отрезок времени домом для Советского правительства, в составе которого в гостинице проживали Ленин, Дзержинский, Троцкий. Впоследствии отель был преобразован в Первый Дом Советов – общежитие для зарождающейся советской номенклатуры. В годы Второй мировой войны «Националь» служил резиденцией 16 иностранным посольствам и дипломатическим миссиям. И это лишь некоторые вехи легендарной истории гостиницы!

При всем их многообразии, множество драматических коллизий судьбы «Националя» всё же поддается подведению к общему знаменателю: за более чем 100-летнюю историю гостиницу выбирали поистине герои своего времени, яркие и незаурядные личности.

В числе предметов внутреннего убранства современного «Националя» – лично принадлежавшие царской семье России и прекрасно сохранившиеся доныне предметы мебели и произведения искусства из Царскосельского и Аничкова дворцов. Редкий отель сможет сравниться с «Националем» по уровню высокохудожественного исторического интерьера, располагающего уникальными предметами мебели и интерьерного декора, редкими образцами живописи и прикладного искусства, а также музыкальными инструментами музейного уровня.

Историческая фотогалерея

Интересные факты

  • Для постояльцев двери гостиницы открылись 1 января 1903 года. Первоначальное название гостиницы –«Национальная» . По замыслу создателей, гостиница была предназначена для приема и обслуживания высокопоставленных иностранных гостей и представителей российской государственной и военной элиты.

  • Архитектура построенного здания сочетала черты ренессанса и классицизма с декоративными мотивами модерна. Фасад здания был решен в стиле классицизма. Особым великолепием отличался интерьер вестибюля гостиницы с главным акцентом в виде парадной лестницы , имеющей уникальную для начала XX века конструкцию. И поныне белый мрамор с лепными позолоченными украшениями металлических ограждений и гармоничной мозаикой уникальных витражей на главной лестнице притягивает множество восхищенных взглядов гостей «Националя». Посмотреть фотографию парадной лестницы .

  • В 1905 году над парадным входом в гостиницу был сооружен металлический козырек с грифонами, растяжками, вензелями и вывеской с датой открытия гостиницы – «1903 год». Длительное время существовала легенда, что точно такой же козырек, при открытии установленный в средней части фасада здания на Тверской улице, был уничтожен взрывом гранаты во время революционных событий в октябре 1917 года. Однако фотоизображения и документального подтверждения этой легенды пока обнаружить не удалось.

  • В 1903 году «Национальная» насчитывала сто шестьдесят номеров , среди которых самыми дорогими и роскошно отделанными были апартаменты на третьем этаже гостиницы: номер 101, до 1917 года называвшийся «Гостиная Людовика XVI» и номер 115, носивший имя «Гостиная Людовика XV» . И по сей день мы можем любоваться элементами первоначального внутреннего убранства уникальных номеров: потолочной художественной росписью в номере 115 и камином, облицованным белым мрамором , с металлической решеткой в номере 101. Апартаменты предназначались для проживания высокопоставленных гостей: губернаторов, иностранных дипломатов и членов монархических семей Европы. В настоящее время данные номера носят говорящее название «Президентские люксы» и являются настоящей гордостью гостиницы.

  • В 1903 году стоимость проживания в гостинице колебалась от 1 рубля 50 копеек до 25 рублей в сутки . Для сравнения в начале XX века земские учителя и врачи получали жалованье 10–15 рублей, что являлось неплохим доходом.

  • «Национальная» весьма дорожила своей репутацией. На службу нанимали только с письменной рекомендации уже работающего в гостинице персонала. Каждый работник дорожил своим местом, так как состоять в штате такой гостиницы было весьма престижно и доходно.

  • Основной категорией постояльцев гостиницы с 1903 по 1917 годы были представители российской государственной власти. В «Национальной» останавливалось более одной тысячи высокопоставленных чиновников. C уверенностью можно сказать, что история постояльцев гостиницы – это хроника последнего десятилетия Российской империи в лицах.

  • В 1913 году в «Национальной» проживал великий князь Александр Михайлович – внук императора Николая I, дядя последнего русского императора Николая II.

  • В начале XX века в Москве насчитывалось 228 гостиниц и 10 из них находились на Тверской улице , рядом с «Национальной». Кроме последней, особой популярностью у приезжих пользовались гостиницы «Дрезден», «Лоскутная», «Париж» и «Большая Московская». Однако все перечисленные гостиницы были построены еще в XIX веке и не могли сравниться с «Национальной» по уровню оснащения и разнообразию сервиса , которая поистине могла гордиться необычными для начала XX века техническими новинками – лифтами, сложным устройством вентиляции, передовой системой отопления, телефонной связью, службой такси и т.п.

  • С 1903 по 1910 годы была выпущена серия почтовых открыток с изображением «Национальной».

  • Особой гордостью владельцев гостиницы и визитной карточкой гостиницы всегда был ее ресторан, приятно удивлявший гостей разнообразием и затейливостью меню, в особенности, блюд русской национальной кухни . Вершиной кулинарного искусства было, например, меню праздничного обеда начала ХХ века. Перечисление одних лишь закусок поражает воображение: тут и устрицы, и бульон, и борщок, и царский студень , и поросята сливочные, и кулебяки разные, и паштеты из дичи с трюфелями, и форель гатчинская, и нельма сибирская, и лососина висляндская, и осетрина кучугурская, и ростбиф, и ветчина, и телятина, и солонина, и огурцы нежинские , и индейка, а также каплуны, фазаны кавказские, рябчики сибирские и салаты разные!

  • В «Национальной» предпочитали останавливаться не только министры, чиновники и дипломаты. Среди постояльцев гостиницы было множество деятелей искусства – знаменитая русская балерина Анна Павлова, французский писатель Анатоль Франс, английский писатель Герберт Уэллс . В 1903 году одним из самых именитых постояльцев «Национальной» был автор всемирно известного ныне «Полета шмеля» – выдающийся русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков .

  • В 1910 году на втором этаже гостиницы, слева от парадной лестницы в залах рекреаций открылся Британский клуб .

  • На третьем этаже , в нынешнем номере 177, раньше находилась читальня. К услугам постояльцев в читальне имелась большая библиотека, свежие газеты и журналы.

  • Октябрьская революция 1917 года роковым образом изменила судьбу «Национальной». В 1918 году Советское правительство переехало из Санкт-Петербурга в Москву, и пока для Правительства в спешке приводили в порядок помещения в Кремле, пострадавшие от артиллерийского обстрела в ходе уличных боев, гостиница «Национальная» стала временным пристанищем для Ленина, Крупской, Дзержинского, Троцкого, Свердлова и других представителей большевистской элиты . Ленин и Крупская прожили 7 дней в номере 107, который, сохранив исторический флер, является одним из лучших Кремлевских люксов современной гостиницы «Националь» .

  • После переезда Советского правительства в Кремль гостиницу стали именовать в духе революционного времени , по-новому – «Националь», Первый Дом Советов .

  • За время использования «Националя» в качестве Дома Советов состояние гостиницы резко ухудшилось. Длительное отсутствие ремонта привело к обветшанию здания и разрушению всех систем жизнеобеспечения. К началу 30-х «Националь» решили снова сделать гостиницей для приема иностранцев и знакомства их с молодым Советским государством, но стационарное оборудование и интерьеры номеров гостиницы к тому времени не могли уже соответствовать предъявляемым международным стандартам. Капитальный ремонт гостиницы продолжался с 1 июля 1931 года по 31 декабря 1932 года. Оборудование вновь открывающихся гостиничных номеров «Националя» осуществлялось из резервного фонда, созданного после Октябрьской революции в результате «расформирования» усадеб и дворцов. В числе предметов внутреннего убранства в «Национале» оказались мебель и произведения искусства, в том числе, из Царскосельского и Аничкова дворцов .

  • В начале 1930-х годов возрожденный «Националь» представлял своего рода гостиницу-музей, в котором были собраны уникальные предметы мебели, музыкальные инструменты, живопись и произведения декоративно-прикладного искусства. Пожалуй, ни один отель в Европе и Америке не мог сравниться с «Националем» по столь высокому «музейному» уровню «гостиничного оборудования».

  • Новое масштабное полотно площадью в 120 квадратных метров, размещенное к 1932 году на фасаде вновь открывшегося «Националя», изображало индустриальный пейзаж – вышки электропередач, заводские трубы и трактора – всё, что по мнению идеологов советского искусства 1930- х годов, лучше отражало дух времени, чем первоначальный античный сюжет в духе модных тенденций конца XIX начала XX веков.

  • В 1933-м «Националь» стал частью структуры Государственного акционерного общества по иностранному туризму в СССР – ГАО «Интурист».

  • «Сороковые-роковые» оставили памятный след в судьбе уникальной гостиницы. Они принесли отелю мировую известность. Когда немецкие войска были на подступах столицы, «Националь» фактически превратился в центр, объединивший страны антифашистской коалиции. В гостинице размещали персонал дипломатических миссий стран – союзников, лидеров антифашистского Сопротивления, представителей нейтральных государств и международного Красного Креста.

  • В конце 1960-х годов рядом с «Националем» вырос «Интурист», здание новой гостиницы из стекла и бетона. В 1983 году «Интурист» и «Националь» были объединены в единый гостиничный комплекс «Интурист-Националь», а в 1989 году решением Государственного комитета единый гостиничный комплекс «Интурист-Националь» был вновь реорганизован и разделен на две самостоятельные структуры – гостиницы «Интурист» и «Националь».

  • С 1991 по 1995 г. в «Национале» была проведена масштабная реконструкция.9 мая 1995 года гостиница «Националь» вновь открыла свои двери для гостей под брендом Le Meridien , одним из крупнейших гостиничных брендов, объединяющего пятизвездочные отели по всему миру.

  • С 2000 года, в соответствии с рекомендацией компании Le Meridien , знаменитая гостиница предстала под новым отличительным знаком – Le Royal Meridien National .

  • 1 сентября 2009 г. гостиница «Националь» стала первым и единственным в России отелем сети The Luxury Collection , покинув бренд Le Meridien, также принадлежащий компании Starwood Hotels & Resorts . The Luxury Collection насчитывает более 60 отелей по всему миру. Все они – эксклюзивные отели с уникальной историей и архитектурой, высочайшим уровнем сервиса для самых взыскательных и респектабельных гостей . Для перехода в бренд The Luxury Collection отелю потребовалось осуществить масштабную модернизацию всего номерного фонда и гостевых зон.

  • За более чем вековую историю «Националь» пережил «золотой век» и разруху, побывал в эпицентре войн и революций, пережил все беды и потрясения, выпавшие на долю страны. Сегодня среди гостей «Националя» по-прежнему лидеры государств и видные политики, общественные деятели и ученые, бизнесмены и писатели , актеры и музыканты, поэтому «Националь» и поныне находится в центре общественной, политической и культурной жизни страны и мира, принимая глав государств Большой Восьмерки, гостей Московского Международного кинофестиваля и т.д.

Москва

(http://progulkipomoskve.ru/publ/doma/ gostinica moskva istorija stroitelstva_i_razrushenija/ 39-1-0-1512 ) http://zyalt.livejournal.com/ 780468.html

Гостиница «Москва» в городе Москве одна из самых больших в столице России. Изначально была построена в период с 1933 по 1935 годы. Проект был разработан группой архитекторов, в которую входили Леонид Иванович(?) Савельев и Освальд Андреевич Стапран, при значительном участии Алексея Викторовича Щусева.

Гостиничный комплекс был разобран в 2004 году, а на его месте возведено здание, которое построено по действительным первоначальным чертежам и практически полностью воспроизводит былые формы демонтированного ранее (так заявляют застройщики).

История строительства первой очереди

Гостиница «Москва» вошла в список первых строений такого типа в советской России. Занимает целый квартал, ограниченный улицей Охотный Ряд и площадями –Манежной и Площадью Революции. Массивное здание стало доминантой прилегающей территории.

Сложное по своей архитектурной пластике здание гармонично вписали в окружающий архитектурный облик , где по соседству располагаются Исторический музей, здание Городской Думы, гостиницы «Метрополь» и «Националь», да и весь комплекс Кремля в целом.

Стоит отметить, что район Охотного Ряда считался в начале XX столетия одним из самых неблагополучных по санитарному состоянию в городе Москве. Так как это место было запланировано при новой власти под площадку для строительства Дворца труда, то окрестности начали расчищать и приводить в более достойный вид.

Без перегибов, результатом которых стал снос в 1920-е годы часовни во имя Александра Невского и церкви Параскевы Пятницы, не обошлось. Но вместе с тем здесь снесли все ветхие лавки, большая часть которых находилась в южной оконечности этого района, а здешний рынок перенесли из самого центра первопрестольной на Цветной бульвар.

В силу финансовых трудностей проект Дворца труда так и не был реализован (может быть, даже и к лучшему), а в начале тридцатых здесь начали строительство гостиницы Моссовета (первое проектное название), проект которой разработали в конце 1920-х.

Авторами стали архитекторы Стапран и Савельев . Будущее здание должны были возвести в модном тогда стиле конструктивизма, что явно вступало в противоречие с архитектурным обликом этого района: массивность и строгий аскетизм сюда никак не вписывались.

Когда была уже практически завершена каркасная коробка здания, к реализации проекта строительства будущей гостиницы «Москва» привлекли известного архитектора еще дореволюционной школы Алексея Щусева. Почему?

Здесь стоит сделать ремарку .

Дело в том, что к наступлению 1930-х годов архитектура страны Советов начала отходить от авангардной стилистики в контуре зданий и повернулась лицом к градостроительному наследию прошлого , т. е. классическому стилю, который и стал фактором появления так называемого «сталинского ампира».

Так вот, Алексей Иванович и должен был подправить первоначальную задумку своих молодых коллег.

Значительные изменения внести уже было невозможно из-за уже выстроенной монолитной коробки, но Щусев сумел многое подправить, не ущемляя самолюбия Савельева и Стапрана, и создать лаконичный декор, исполненный в духе неоклассицизма.

Так здесь появился восьмиколонный портик с открытой террасой, высотой в шесть этажей, многочисленные балконы по фасаду и лоджии-аркады со стороны главного входа. На углах здания появились башенки, а оно само после всех нововведений получило некую пластичность, которую помогло выразить членение на фрагменты всего фасада.

Здание гостиницы «Москва» изначально должно было быть разновысотным: главный фасад со стороны Манежной площади насчитывал 14 этажей, а корпус по Охотному ряду – всего 10.

Театральной площади

Украина (http://www.ukraina-hotel.ru/history/section304/)

История

Гостиница «Украина» – одно из семи зданий, известных как «сталинские высотки». Ярко выделяясь архитектурой, увековечившей эпоху, они в значительной мере определяют облик столицы. Это здание Министерства иностранных дел РФ на Смоленской-Сенной площади (1948–1953), Главное здание Московского Государственного Университета на Воробьёвых горах (1949–1953), жилой дом на Котельнической набережной (1938–1940, 1948–1952), административно-жилое здание у станции метро «Красные Ворота» (1939–1953), гостиница «Ленинградская» на Каланчевской улице (1949–1952), жилой дом на Кудринской площади (1948–1954) и, конечно, гостиница «Украина» на Кутузовском проспекте (1953–1957). Советские высотки стали памятной страницей истории нашего государства и визитной карточкой Москвы.

30-е годы ХХ века – время крупных градостроительных проектов. В стране было отстроено около 400 новых городов и тысячи поселков, активно реконструировались многие старые города. Именно в это время Москва и столицы союзных республик приобретали основные черты своего нынешнего архитектурного облика. В 1935 году принят Генеральный план реконструкции Москвы, в котором было заложено всё то, что осуществлялось потом десятилетиями: создание Канала Москва – Волга, строительство линий метрополитена, возведение мостов, новых магистралей (Новый Арбат), реконструкция Садового кольца, массовая жилищная застройка.

Именно в 30-е годы у И.В. Сталина возникла идея воздвигнуть «советские небоскребы », развернув панораму Москвы вдоль набережных реки, где высотные сооружения подчеркнут живописный природный рельеф города, его историческую радиально-кольцевую планировку , но вплотную приступили к ее воплощению уже после победы СССР в Великой Отечественной войне. Строительство московских высоток было завершено после смерти «вождя всех народов», и всё же они в полной мере являются его детищем и творением (http :// retrofonoteka . ru / skyscrapers / moscow _ skyscrapers . htm ).

Постановление № 53 Совета министров СССР «О строительстве в городе Москве многоэтажных зданий» было подписано Сталиным 13 января 1947 года – в год празднования 800-летия столицы. В день 800-летия Москвы были торжественно заложены 8 камней, символизирующих будущие здания. И хотя восьмая высотка в Зарядье, которая должна была перекликаться с вертикалью будущего Дворца Советов по другую сторону Кремля, так и не была построена, это не повлияло на колоссальность проекта «сталинских высоток». Они стали зримым воплощением престижа страны-победительницы, символом основательности, величия и могущества молодого социалистического государства.

Архитектуру периода 30–50-годов ХХ века специалисты называют «неотрадиционализмом», «неоромантизмом», «неоренессансом», «пролетарской неоклассикой». Для России «сталинский классицизм», «сталинская» или «тоталитарная» архитектура, давно стала искусством и предметом национальной гордости.

Свой облик гостиница «Украина» получила благодаря группе именитых архитекторов: академика архитектуры, президента Академии архитектуры СССР А. Г. Мордвинова, инженера-конструктора П.А. Красильникова, соавтора по проекту жилых корпусов В.Г. Калиша и соавтора по проекту стилобата – доктора архитектуры В.К. Олтаржевского, который изучал технику возведения небоскребов в Нью-Йорке и специализировался на проектировании и строительстве гостиниц. Всего над различными деталями проекта работали более двух тысяч человек.

Параметры: общая площадь здания «Украины» – более 88 тыс. кв.м, высота – 206 м, включая 73-метровый шпиль.

Здание отличает композиционное совершенство: центральный корпус с башней со шпилем уравновешивают основательность и строгая геометрия флигелей. Угловые башенки и стилизованные под снопы пшеничных колосьев вазоны подчеркивают дворцовую архитектуру здания, а шпиль придает ему возвышенную строгость.

Советская символика в наружном декоре «Украины» – звезды, серпы и молоты в обрамлении венков, – утратив со временем свой политический пафос , стала ее изюминкой и сентиментальным напоминанием об ушедшей эпохе.

Конечно, в гостинице "Националь" я не останавливалась, а вот в ресторане "Националь", что при гостинице, довелось побывать один раз, как ни странно, в студенческие годы, в начале семидесятых. Помню, зал, где мы ужинали вдвоём с молодым человеком, показался мне слишком чопорным и ужин слишком официальным и скучным. Мне было там неуютно. Но, в тот момент мне было просто интересно побывать в знаменитом ресторане. Больше мне туда не хотелось.
Это я пишу к тому, чтобы объяснить, почему моя заметка про "Националь" не попала в разряд советов, связанных с темами: "где жить" и "где поесть".
Я напишу о гостинице "Националь", как о месте, представляющем художественную и историческую ценность. Информация взята с сайта гостиницы.
Гостиница Националь в Москве построена в 1903 году по проекту архитектора Александра Иванова. Роскошное здание отеля создано в эклектическом стиле с элементами модерна. Отель больше похож на музей. Он украшен природным камнем и лепниной, мрамором и витражными окнами. Пол из мозаики. Уже в то время отель был оборудован лифтами и системой вентиляции, телефонной связью.
Первоначальное название гостиницы - «Национальная». По замыслу создателей, гостиница была предназначена для приема и обслуживания высокопоставленных иностранных гостей и представителей российской государственной и военной элиты.
В 1903 году «Национальная» насчитывала сто шестьдесят номеров, среди которых самыми дорогими и роскошно отделанными были апартаменты на третьем этаже гостиницы: номер 101, до 1917 года называвшийся «Гостиная Людовика XVI» и номер 115, носивший имя «Гостиная Людовика XV».
В 1903 году стоимость за проживание в гостинице колебалась от 1 рубля 50 копеек до 25 рублей в сутки. Для сравнения в начале XX века земские учителя и врачи получали жалованье 10 - 15 рублей, что являлось неплохим доходом.
В «Национальной» предпочитали останавливаться не только министры, чиновники и дипломаты. Среди постояльцев гостиницы было множество деятелей искусства - знаменитая русская балерина Анна Павлова, французский писатель Анатоль Франс, английский писатель Герберт Уэллс. В 1903 году одним из самых именитым постояльцем "Национальной" был выдающийся русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков.
Октябрьская революция 1917 года роковым образом изменила судьбу «Национальной». В 1918 году Советское правительство переехало из Санкт-Петербурга в Москву, и пока для Правительства в спешке приводили в порядок помещения в Кремле, пострадавшие от артиллерийского обстрела в ходе уличных боев, гостиница «Национальная» стала временным пристанищем для Ленина, Крупской, Дзержинского, Троцкого, Свердлова и других представителей коммунистической элиты. Ленин и Крупская прожили 7 дней в номере 107.
После переезда Советского правительства в Кремль гостиницу стали именовать в духе революционного времени, по-новому - «Националь», Первый Дом Советов.
Капитальный ремонт гостиницы продолжался с 1 июля 1931 года по 31 декабря 1932 года. Оборудование вновь открывающихся гостиничных номеров «Националя» осуществлялось из резервного фонда, созданного после Октябрьской революции в результате «расформирования» усадеб и дворцов. В числе предметов внутреннего убранства в «Национале» оказались мебель и произведения искусства, в том числе, из Царскосельского и Аничкова дворцов.
Новое масштабное полотно площадью в 120 квадратных метров, размещенное к 1932 году на фасаде вновь открывшегося «Националя», изображало индустриальный пейзаж - вышки электропередач, заводские трубы и трактора – все, что по мнению идеологов советского искусства 1930- х годов, лучше отражало дух времени, чем первоначальный античный сюжет в духе модных тенденций конца XIX начала XX веков.
С 1991 по 1995 г. в «Национале» была проведена масштабная реконструкция. 9 мая 1995 года гостиница «Националь» вновь открыла свои двери для гостей под брендом «Le Meridien», одним из крупнейших гостиничных брендов, объединяющего пятизвездочные отели по всему миру.
1 сентября 2009 г. гостиница «Националь» стала первым и единственным в России отелем сети The Luxury Collection, покинув бренд Le Meridien, также принадлежащий компании Starwood Hotels & Resorts.
The Luxury Collection насчитывает более 60 отелей по всему миру. Все они - эксклюзивные отели с уникальной историей и архитектурой, высочайшим уровнем сервиса для самых взыскательных и респектабельных гостей.
Сегодня среди гостей «Националя» по-прежнему лидеры государств и видные политики, общественные деятели и ученые, бизнесмены и писатели, актеры и музыканты, поэтому «Националь» и поныне - в центре общественной, политической и культурной жизни страны и мира, принимая глав государств Большой Восьмерки, гостей Московского Международного кинофестиваля и т.д.

👁 Отель как всегда бронируем на букинге? На свете не только Букинг существует (🙈 за конский процент с отелей - платим мы!) я давно практикую Румгуру , реально выгодней 💰💰 Букинга.

Гостиница "Националь" - одна из самых известных и комфортабельных гостиниц Москвы (класс "5 звёзд"), расположенная на углу Тверской и Моховой улиц.

Гостиница построена в 1901-1903 годах по проекту архитектора Александра Иванова на месте квартала доходных домов с дешёвыми квартирами, первые этажи которых были отданы под лавки. Угловой выступ квартала имел полукруглую форму: это было характерно для московской архитектуры 18-19 веков. При строительстве гостиницы форма квартала была учтена и сохранена: проект строительства предусматривал сохранение общих черт облика предыдущей постройки, включая полукруглый угол.

Здание гостиницы "Националь" построено в стиле эклектики с заимствованием элементов модерна. Изначально задуманная как отель мирового класса, гостиница "Националь" отделывалась самыми качественными и дорогими материалами и получила богатое декоративное оформление, изобилующее лепниной и скульптурами. Угловой выступ получил торжественный и роскошный вид: его украсили декоративной колоннадой и кариатидами, а на аттике появилось майоликовое панно "Аполлон и музы", выполненное по эскизам художников Сергея Чехонина и Александра Головина на Московском Бутырском керамическом заводе "Абрамцево" Саввы Мамонтова. Привлекает внимание и бордюр с орнаментом в виде дубовых листьев, завершающий 5 этаж здания.

Внутреннее оформление гостиницы не уступило внешнему: мраморные лестницы, фигуры атлантов, мозаичные полы и витражи сделали интерьеры гостиницы по-настоящему роскошными. Отделке вторило и оснащение - гостиницу оборудовали по последнему слову техники: в здании установили лифты (невероятная роскошь в начале 20 века) и систему парового отопления, а в номерах появились телефоны.

В 1918 году здание заняли правительственные структуры установившейся Советской власти, и гостиница на 15 лет прекратила работу, превратившись в Первый Дом Советов. В 1931-1932 годах в рамках ленинской программы монументальной пропаганды майоликовое панно "Аполлон и музы" на угловом аттике заменили на панно индустриальной тематики. В 1932 году здание вновь стало гостиницей.

В 1991-1995 годах гостиница "Националь" подверглась реконструкции и реставрации, в результате чего были восстановлены некоторые утраченные элементы дореволюционных интерьеров, а во внутреннем дворе-колодце здания оборудован крытый ресторан.

Изначально в гостинице было 160 номеров, сейчас их количество увеличилось до 206. В разные годы в них проживали члены императорской семьи, Владимир Ленин, Фёдор Шаляпин, Иван Бунин, Николай Римский-Корсаков, Катрин Денёв, Пеле, Ален Делон, Иосиф Сталин, Михаил Шолохов, Николя Саркози и другие известные люди.

Гостиница "Националь" находится по адресу Моховая улица, 15/1. Добраться до неё можно пешком от станций метро "Охотный ряд" Сокольнической линии и "Театральная" Замоскворецкой.