Маршрут трамвая 28 в лиссабоне схема. Автобусы и трамваи лиссабона

Старинный лиссабонский трамвай № 28 – транспорт, достопримечательность и аттракцион одновременно. Это обычное средство передвижения местных жителей, они зовут его «собачья будка». Но его можно использовать и для экскурсии по Лиссабону, ведь маршрут проходит мимо многих важных для туристов мест. В этом посте на основе своего я рассказываю о 10 моих любимых достопримечательностях Лиссабона, которые можно увидеть из окна трамвая № 28. Это кварталы Алфама, Моурария, Байша, Шиаду, Эштрела, замок Святого Георгия, лифт Санта-Жушта и другие красивые места.

Португальский трамвай

Трамвай Лиссабона № 28 – достопримечательность Лиссабона

Но сначала пара слов о самом трамвае Лиссабона № 28. Он существует больше 100 лет и с тех пор почти не изменился: деревянные сиденья и протянутая через салон верёвка, за которую надо дёрнуть, чтобы позвонить в колокольчик – подать сигнал об остановке. По пути можно просто высунуть руку из окна и дотронуться до древних стен. Говорят, раньше водителю приходилось часто останавливаться и просить хозяек закрыть окна, чтобы проехать.

Во времена португальского диктатора Салазара студенты устраивали акции протеста: натирали рельсы мылом. В результате трамвай не мог подняться по улочкам вверх, перегораживал путь и становился неодолимой для полицейских баррикадой.

Маршрут трамвая Лиссабона № 28 начинается от площади Мартин Мониш. Билет стоит €2,90. Первый трамвай отходит утром в 6.00, последний – в 23.00. Все путешествие занимает около 40 минут, в часы пик – больше. Вот мой личный ТОП-10 мест Лиссабона, мимо которых проходит этот городской трамвайчик.


Лиссабонский трамвай
  1. Квартал Моурария

Первым делом трамвай № 28 делает небольшой крюк по Моурарии в центре Лиссабона. В этом древнем мавританском квартале до сих пор сохранились живописные улочки, маленькие домики с белёными стенами и кабачки, где исполняют песни фаду, которое, кстати, зародилось именно здесь, в двух соседних кварталах – Моурария и Алфама. Об арабском прошлом района говорит даже ширина дорог, достаточная лишь для того, чтобы по ней мог пройти навьюченный мул. В начале 20 века Моурарию населяли мелкие ремесленники, торговцы, а также не слишком отчаянные бандиты и не совсем падшие проститутки. Сегодня здесь по-прежнему кипит жизнь.


В квартале Моурария
  1. Квартал Алфама

Лиссабон стал столицей Португалии в 1225 году, однако его территория была заселена иберийскими народами ещё во II тысячелетии до нашей эры. Алфама – старейший исторический район, где зародился город. Первую крепость здесь создали римляне, но по-настоящему отстраивали город арабы, пришедшие в эту гавань в 715 году. Сложно представить, что когда-то этот скромный район был самым блестящим кварталом Лиссабона. Сегодня в Алфаме живут бедняки, рыбаки и эмигранты.

Название квартала в самом центре Лиссабона произошло от арабского «аль-хама», что в переводе означает «горячий источник». В Средние века прямо из стены здесь действительно бил тёплый ключ. Долгое время он был причиной ссор и драк – первоочередность пользования водой постоянно оспаривали местные жители, моряки и эфиопские рабы. В итоге правитель города нашёл гениальный способ разрешения конфликта: для каждого сословия в Алфаме установили свой кран.


Крыши Алфамы
  1. Церковь Санта-Энграсия

Санта-Энграсия уже больше трёх столетий сверкает белизной натурального камня и по праву считается самой красивой церковью в Лиссабоне. Раньше на её месте стояло множество других храмов, посвящённых святой Энграсии, мученице главного религиозного города Португалии Браги.

Первая такая церковь была построена в 1568 году на пожертвования принцессы Марии, дочери Короля Мануэля I. Кто-то ограбил святыню в 1630 году. Власти решили, что после такого осквернения с храмом можно разобраться только одним способом – разрушить его. На строительство нынешнего здания церкви ушло так много времени – 284 года, что в португальском языке даже возникло особое выражение «строительство Санта-Энграсия». Для его перевода можно использовать русские поговорки «когда рак на горе свистнет» или «до морковкиной свадьбы».


Купол Санта-Энграсии (справа)
  1. Замок Святого Георгия

Замок Святого Георгия позиционируется, как главная достопримечательность Лиссабона. Он расположен на крутом холме и виден практически с любой точки города. В разное время его использовали как королевскую резиденцию, театр, арсенал и даже тюрьму. Мощную крепость заложили вестготы в 5 веке. В конце 15 века в замке Святого Георгия пышно праздновали возвращение мореплавателя Васко да Гама из Индии.

Замок Святого Георгия был сильно разрушен во время землетрясения 1755 года, и восстановлен только к 90-м годам прошлого столетия. Реставраторы сохранили суровый облик твердыни и добавили для экзотики много зелени и павлинов. Сегодня крепость представляет собой небольшую территорию, окружённую высокими стенами, по которым можно полазить.


На территории замка Святого Георгия
  1. Лиссабонский кафедральный собор Сэ

Это старейший храм города и одна из самых больших построек в романском стиле. Сэ –сокращение словосочетания, которое означает «резиденция епископа». Такие кафедральные соборы есть не только в Лиссабоне, но и в других крупных населённых пунктах Португалии. Интересно, что главный Сэ находится не в столице, а в религиозном центре страны – маленьком городе Брага.

Главная драгоценность сокровищницы собора – это мощи почитаемого в стране святого Винсента, или Викентия Сарагосского. По легенде в 1173 году в одном из рукавов реки Тежу показалась лодка без гребцов и весел, ведомая парой воронов. В ней находилось тело святого Винсента, которого замучили пытками и сожгли заживо арабы. Доведя судно до укрытия, вороны полетели к лиссабонскому Сэ и свили гнездо на его башне. С тех пор, вороны и лодка являются символами Лиссабона. Говорят, потомки этих двух пернатых жили в монастыре собора до середины XX века.

  1. Квартал Байша


В квартале Байша

В 1755 году накануне Дня всех святых в Лиссабоне произошло чудовищное землетрясение. Всего за три минуты великолепный город превратился в руины. Погибло две трети жителей. Тогда Португалией правил король Жозе I. Точнее, он предавался удовольствиям, возложив все государственные дела на маркиза Помбала, яркого представителя «просвещённого абсолютизма». Маркизу принадлежит знаменитая фраза: «Похоронить мёртвых и накормить живых!»

Сразу после катастрофы Помбал действовал очень решительно. Первым делом он закрыл город и окружил его войсками для предотвращения паники. Уцелевшим горожанам была выдана провизия, а затем из них были сформированы команды для тушения пожаров, разбора завалов, обезвреживания мародёров и похорон умерших. В первые же часы после землетрясения маркиз приказал погрузить трупы погибших на баржи и затопить их в море. Это был весьма рискованный ход в набожной Португалии. Однако благодаря таким мерам, несмотря на страшное несчастье, Лиссабон смог избежать значительных эпидемий.

В течение года город был восстановлен. Причём, именно тогда в португальской архитектуре было сказано новое слово, в связи с появлением стиля «помбалино». Особенно ярко это проявилось в квартале Байша в центре Лиссабона, а главный его променад – улицу Аугушта стали называть лиссабонскими Елисейскими полями.

  1. Площадь Коммерции


Улица Аугушта

После землетрясения 1755 года основной достопримечательностью тогда стала конная статуя короля Жозе I. Английские путешественники и продавцы сразу дали месту собственное название – площадь Чёрной лошади. Впрочем, сегодня бронзовый конь, который топчет змей, несколько позеленел от времени.

1 февраля 1908 года площадь стала местом цареубийства Карлуша I, предпоследнего монарха Португалии. Когда королевская карета въехала на площадь Коммерции в квартале Байша, из толпы раздались выстрелы. Правитель страны погиб на месте, его наследник Луиш Филипе был смертельно ранен, а принцу Мануэлу II, будущему королю, пробили руку. Охрана застрелила убийц на месте. Позже в них опознали членов Республиканской партии, которая спустя два года всё-таки свергла португальскую монархию. В 1974 году на площади прошло первое восстание Движения вооружённых сил, в результате бескровной революции положившего конец режиму Каэтано.

  1. Городской лифт Санта -Жушта

Резной городской лифт Санта-Жушта соединяет нижний и верхний Лиссабон. Он поднимает с Золотой улицы на площадь Карму в Байше на 32 метра. Его соорудил на рубеже 19 и 20 веков французский архитектор Рауль Месснье дю Понсаром. Многие исследователи высказываются о том, что заимствовал идеи у своего земляка, великого инженера Гюстава Эйфеля. Сначала кабину поднимала паровая машина, расположенная на промежуточном этаже. Подъёмник знаменит своим утончённым неоготическим ажурным узором.


Городской лифт Санта-Жушта
  1. Квартал Шиаду

Семнадцатая остановка трамвая № 28 находится в Шиаду. Это самый изящный и утончённый квартал Лиссабона. Возможно, его название произошло от португальского слова «скрип» (chiar) и отсылает к звуку колёс карет, взбиравшимся по местным крутым склонам. В 19 веке это место было обязательным для тусовок тех, кому хотелось стать знаменитыми писателем, живописцем или актёром. Сегодня в Шиаду по-прежнему можно встретить множество португальских знаменитостей, а ещё здесь высочайшая концентрация лучших ресторанов и баров города.


В квартале Шиаду
  1. Базилика Эштр ела

Последняя остановка трамвая 28 находится у базилики Эштрела. Строительство церкви в самом центре района Эштрела в 18 веке связано с обетом, который, по легенде, королева Мария I дала высшим силам: «Если мне будет дано небесами родить сына, я выстрою величественный храм – монастырь для монашек ордена босоногих кармелиток”. Видимо, небеса вняли словам королевы, потому как вскоре у Марии родился наследник престола. Сразу же после этого началось строительство базилики Эштрела. Однако единственный сын Марии умер в раннем возрасте от оспы, а сама королева, потеряв ребёнка, сошла с ума, так и не оценив по достоинству церковь, на создание которой ушло долгих 11 лет.

Экскурсия «Лиссабон в 15:15»


Уличные танцоры на руа Аугушта

Другой приятный способ познакомиться с Лиссабоном, услышать в десятки раз больше захватывающих историй о достопримечательностях города и узнать, чем сегодня живут португальцы – сходить на экскурсию «Лиссабон в 15:15».

Русскоязычный гид также посоветует, чем заняться в столице самой западной страны Евросоюза, если у вас ещё нет чёткого плана, поделится полезными лайфхаками и подскажет, как отдыхают настоящие лиссабонцы. Ведь он давно живёт в этом городе и знает его, как свои пять пальцев.

На экскурсии вам особенно подробно расскажут о площади Росиу и одноимённом вокзале, театре Марии II, фуникулёре по имени Глория, церкви Святого Роха, лифте Санта-Жушта, кафе “А Бразилейра”, монастыре Кармелитов, районе Байша, Кафедральном соборе Сэ, площади Коммерции, мосте имени 25 апреля, статуе Христа и многих других легендарных достопримечательностях Лиссабона.


Площадь Росту

Экскурсии по Лиссабону проходят каждый день и начинаются в 15:15 у памятника королю Педро IV на площади Росиу. Сегодня трудно поверить, что когда-то на этом залитом солнцем пространстве пылали костры инквизиции. На них сжигали еретиков и ведьм, а вокруг собирались целые толпы на пикники с едой и напитками – в те времена это было модное зрелищное шоу. В середине 19 века площадь Росиу замостили в виде волнистого узора черным и белым булыжником. Для этого впервые использовали кубы из камня, вырезанные вручную. Говорят, такой рисунок помогал морякам, сходившим на берег в Лиссабоне, быстрее привыкнуть к суше под ногами, и прозвали площадь Штормовой.

В группе будет не больше 15 человек. Экскурсия по Лиссабону длится два часа. Стоит такая прогулка 20 евро с одного человека. Дети до 12 лет могут прийти бесплатно. Имейте ввиду, что регистрация обязательна для каждого участника! Забронировать себе местечко можно через форму ниже. Кстати, похожие экскурсии в 15:15 проходят и во многих других городах Европы. Полный их список .

Поездка на 28-ом трамвае по Лиссабону - это фактически обзорная экскурсия по городу. Маршрут проходит мимо основных достопримечательностей столицы Португалии. Небольшие желтые вагоны, облик которых практически не изменился с начала прошлого века, легко преодолевают крутые подъемы и спуски, петляя по узким улицам старого Лиссабона.

Надо заметить, что трамвай 28 маршрута - это полноценный общественный транспорт, а не просто развлечение для туристов. Большинство пассажиров - местные жители, едущие по своим делам.

Как уже говорилось, облик и интерьер трамвайных вагонов практически не менялся с начала прошлого века (чего нельзя сказать об оборудовании). Кабина водителя не отделена от пассажирского салона, можно подойти и встать рядом.

Рамы со стеклами в окнах отсутствуют, возможно их вставляют лишь на зиму. От палящего солнца или непогоды можно заслониться лишь опустив сверху окна рулонную шторку. Для фиксации шторки предусмотрены специальные выемки, хорошо заметные на фото.

Сильно высовываться из окон тоже не рекомендуется - местами, до пешеходов, светофоров, дорожных знаков, а иногда и домов, можно достать рукой.

Крутые подъемы и спуски узких улиц старого города противопоказаны другим видам наземного общественного транспорта.

Трамвай перемещается довольно быстро, но часто возникают заторы, так как практически на протяжении всего маршрута, трамвайные рельсы являются частью проезжей части.

Заторы возникают не только перед светофорами, чаще всего причиной являются остановившиеся на путях автомобили, производящие погрузку-выгрузку. Пассажиры и водитель терпеливо ждут, никто не возмущается, несмотря на то, что в действиях виновника остановки незаметно особой спешки.

Так выглядит табличка на остановке. Отправив SMS, можно узнать время прибытия трамвая.

А так выглядят спешащие на трамвай пассажиры. Количество пассажиров на протяжении маршута сильно меняется: трамвай то набит битком, то практически пустой. В случае большого количества пассажиров, следует особенно внимательно следить за своими вещами. Ведь 28-ой маршрут популярен не только среди туристов, но и среди воров-карманников.

Внешний вид вагонов трамвая.

Детали интерьера и экстерьера.
Табличка с информацией.

Салон.

В оформлении интерьера используется много деревянных конструкций.

Кнопки для подачи сигнала об остановке трамвая - их в салоне несколько.

Сведения о количестве мест.

Выемки для фиксации рулонной шторки на окне.

Поручень.

Задние фонари.

Лиссабонский трамвай в интерьере городских улиц.

Другие отчеты о поездке в Португалию.

Лиссабонский трамвай № E28 соединяет Мартим Мониш с Кампо-де-Оурике и проходит через популярные среди туристов районы Граса, Алфама, Байша и Эштрела. Для гостей города стала традиционной поездка на этом причудливом желтом трамвае, со скрипом и скрежетом, курсирующим узкими улочками города.

Трамвай №28, следующий по району Сан-Бенту

Восхитительные трамваи «Ремоделадо» (т.е., модернизированные), появившиеся в 1930 гг., давно уже стали бы экспонатами музея в любом другом городе, но в Лиссабоне они являются неотъемлемой частью сети общественного транспорта города. Эти старинные трамваи по-прежнему используются, поскольку 28 маршрут совершенно непригоден для современных трамваев, ввиду множества крутых поворотов, виражей, подъемов и спусков.

Поездка по всему маршруту не только отличный способ познакомиться с португальской столицей, но и один из самых ярких и запоминающихся моментов во время любого посещения Лиссабона. В этой статья вы найдете информацию о трамвае №28, включая стоимость проезда, а также полезные советы и краткий рассказ о популярных туристических достопримечательностях, расположенных вдоль маршрута движения трамвая.

Поездку на трамвае лучше всего совершить рано утром (или вечером), чтобы избежать толп людей.
Если вы сядете в трамвай на площади Мартим Мониш (или Кампо Оурике), у вас будет шанс проехаться в трамвае сидя.
Всегда остерегайтесь карманников (смотри ниже).
Купите суточный билет на все виды общественного транспорта на любой станции метро.
Проедьте по всему маршруту, который проходит по многочисленным интересным местам. (смотри ниже)
Если вам придется стоять, крепко держитесь за поручень, поскольку трамвай очень резко тормозит!


Инсайдерская информация: Eléсtrico в переводе с португальского означает трамвай, вот почему после номера маршрута стоит буква “E” (28E).

Стоимость проезда в 28 трамвае

Стоимость билета в один конец, приобретенного в трамвае, €3.00. Поэтому, лучше всего купить суточный билет на все виды общественного транспорта, включая метро, все трамваи и автобусы. Он стоит €6.40, однако купить его можно только на станциях метро.

Инсайдерская подсказка: Туристам исключительно выгодно приобрести этот суточный билет, поскольку он дает право бесплатного проезда не только на всех трамваях, но и на лифтовых подъемниках ди Санта Жушта и Глория.

Карманники и трамвай 28E

Весьма печально, что приходится посвящать целый раздел карманникам, которые облюбовали маршрут 28 трамвая. Их главной мишенью являются беспечные и невнимательные туристы.

Никогда не оставляйте дорогие камеры, свисающими с плеч (ремни легко перерезать), всегда кладите дорогие вещи и драгоценности в сумки, держите рюкзаки и сумки перед собой. Карманники, как правило, «работают» в переполненных трамваях и ближе к выходу. Это не португальцы, а банды из стран Восточной Европы, причем «работают» не только мужчины, но и женщины.


Время отправления и продолжительность поездки

Трамвай № 28 играет важную роль в сети общественного транспорта Лиссабона, о чем свидетельствуют его время работы, а также то, что трамваи ходят достаточно часто. Первый трамвай отправляется на маршрут рано утром (6:00), а последний – поздно вечером (22:30). С 7 часов утра и до 8 часов вечера каждый час отправляется не менее четырех трамваев. С расписанием их движения можно ознакомиться на веб-сайте Carris:
До Кампо Оурике - http://www.carris.pt/pt/electrico/28E/ascendente/
До Мартим Мониш - http://www.carris.pt/pt/electrico/28E/descendente/

Трамваи, как правило, выбиваются из графика из-за скопления транспорта на узких улочках района Алфама, а также из-за неправильно припаркованных машин. На крупных трамвайных остановках установлены цифровые информационные табло, содержащие точную информацию о времени отправления трамваев. Информация, которая высвечивается на этих табло более точная и свежая, чем та, которая содержится в напечатанных расписаниях движения.

Инсайдерская подсказка: С 10 часов утра и примерно до 6 часов вечера в трамваях полным-полно пассажиров, поэтому, если вы хотите прокатиться на этом трамвае сидя, лучше всего садиться в него на начальной или конечной остановке (Мартим Мониш или Кампо Оурике)


Вы ожидаете один трамвай, как вдруг появляются сразу три.....

Маршрут движения трамвая № E28

Трамвай № E28 следует по такому маршруту:
Мартим Мониш – Граса – Порташ-ду-Сол (Алфама) – Лиссабонский кафедральный собор (Алфама) – Руа Консейсау (Байша) – Площадь Луиша Камоэнса (Шиаду) – Сан-Бенту – Эштрела – Кампо Оурике
(достигнув конечной остановки, трамвай возвращается назад по тому же маршруту)
Отрезок пути между Байша и Алфама самый многолюдный, хотя в пик сезона трамваи ходят переполненными на всем маршруте. Наименее многолюдным является западный отрезок между Сан-Бенту и Кампо Оурике..

Примечание: Трамвай не останавливается возле замка, и, чтобы добраться к нему от ближайшей трамвайной остановки, вам придется преодолеть достаточно крутой подъем.


Трамвай № 28, несущийся по улицам Лиссабона

Инсайдерская подсказка: Если вы просто хотите прокатиться на одном из трамваев «Ремоделадо» и вас совершенно не интересует маршрут, вам больше подойдет трамвай E24. Это недавно открытый маршрут, соединяющий площадь Луиша Камоэнса с Камполиде. Поскольку он не так известен, как 28 маршрут, в трамвае всегда есть свободные места.

Туристические достопримечательности вдоль маршрута движения трамвая E28

Трамвай номер 28 проходит через многие интересные районы Лиссабона, и в этом разделе мы подробно расскажем о наиболее знаменитых достопримечательностях города, которые находятся на пути его следования.
Эштрела – спокойный и процветающий район. Трамвай останавливается напротив Базилики-да-Эштрела – одного из красивейших храмов города, построенного с элементами архитектурных стилей барокко и неоклассицизма и увенчанного огромным куполом. Напротив базилики раскинулся уютный парк Эштрела, очень популярный среди португальских семей, в котором вы сможете отлично отдохнуть после длинного дня знакомства с достопримечательностями Лиссабона.


Сан-Бенту – грандиозное здание Ассамблеи республики, которое является резиденцией португальского парламента. Это еще один из неоправданно мало посещаемых туристами районов Лиссабона, который стоит того, чтобы в нем побывать.


Площадь Луиша-де-Камоэнса – хаотичная и оживленная главная площадь Байрру-Алту, на которой всегда что-то происходит. Узкие улочки Байрру-Алту оживают по вечерам, когда открываются многочисленные причудливые бары и модные места для тусовок, а на выходные улицы заполняют толпы веселящихся, развлекающихся и желающих общаться людей разного возраста.

Руа-де-Консейсау – трамвайная остановка у южной части района Байша, недалеко от пешеходной улицы Аугушта и Торговой площади – самой красивой площади Лиссабона.

Лиссабонский кафедральный собор – остановка трамвая возле древнего кафедрального собора и церкви Святого Антония.

Порташ-ду-Сол – очень популярная и живописная площадь в Алфама с прекрасным видом на весь район и устье реки Тежу. Кроме того, это ближайшая остановка, чтобы добраться к замку.


Граса – типично португальский район, который позволит вам близко познакомиться с обычной повседневной жизнью местных жителей. Здесь не так уж много настоящих достопримечательностей, однако вам будет интересно прогуляться по его улочкам, усеянным многочисленными семейными магазинчиками и шумными кафе.

Анжуш – многонациональный и разнообразный район города, который понравится своим разнообразием и неординарностью одним туристам и покажется несколько захудалым и непритязательным другим.

Трамваи «Ремоделадо»

Маленькие желтые трамвайчики «Ремоделадо» появились в 1930 гг. Все в них – начиная с оригинальной цифровой шкалы приборов и рычагов управления и заканчивая неудобными полированными деревянными сидениями - вызывает восхищение и умиление. Их называют «Ремоделадо» (т.е. модернизированные), так как в 1990 гг. трамвайчики немного модернизировали, заменив устаревшие тормоза новыми и поменяв систему электропривода. Некоторые туристы на себе ощутили, насколько хороши эти новые тормоза.

Лиссабонский трамвай сразу же очаровывает каждого, посетившего этот прекрасный город. Ведь здесь можно бесконечно долго смотреть на то, как маленькие вагончики с легкостью преодолевают местные подъемы, игриво выглядывают из-за неказистых зданий и на полной скорости скатываются с крутых склонов. Иногда даже кажется, что законы физики им неподвластны!

Едва ступив на обдуваемую ветрами лиссабонскую землю, многие уже в первые минуты стремятся попасть на трамвай одного особо известного маршрута. На трамвай №28.

Многие даже не знают, что в столице Португалии есть другие линии трамвая!

Что же необычного в трамвае под номером 28? Дело в том, путь его лежит по весьма живописному маршруту.

Он начинает движение с центра — от площади Martim Moniz, затем забирается на холм Graça, движется через узкие улочки Алфамы, вокруг замка, затем снова спускается в район Baixa, подымается в Chiado и дальше движется в сторону района Estrela и знаменитого Кладбища Удовольствий (Cemitério dos Prazeres). Весь маршрут трамвая №28 занимает около 45 минут.

Площадь Martim Moniz находится всего в паре сотен метров от площади Rossio. За ориентир можно принять — стать спиной ко входу и нырнуть в узкую улочку справа. В конце уже будут видны подъезжающие трамваи, а сама остановка находится за отелем Mundial. Посмотрите путь в Google Maps в случае затруднений:

Вот так выглядит начальная остановка знаменитого маршрута:

Несмотря на наличие очереди, можно садиться на трамвай и в начальной точке на площади Martim Moniz. Вагончики подходят довольно часто, и, как правило, вряд ли придется ждать более 15-и минут. Но зато здесь трамвай не забивается до отказа туристами — впускают только по количеству сидячих мест.

Но в сезон количество желающих прокатиться по знаменитому маршруту превышает все разумные пределы, и время ожидания увеличивается до нескольких часов!

Чтобы этого избежать, можно добраться до другой конечной остановки — Prazeres — и сесть в заветный вагончик без всяких очередей. Как это сделать? Воспользуйтесь трамваем №25, который домчит до места назначения другим, более коротким путем! Но внимание: этот маршрут работает только в будни. И, о чудо, на него можно попасть почти без очередей!

Также, при желании, до кладбища Prazeres можно добраться пешком или на такси.

Можно не доезжать до кладбища и выйти чуть раньше у Basílica da Estrela, которую непременно нужно посетить и забраться на крышу. Также прямо напротив расположился большой парк с местами для отдыха, живностью, экзотическими растениями, озерами и кафе. Идеальное место для пикника!

Где же еще мы можем встретиться с образом знаменитого трамвая?

28 Café

Rua de Santa Cruz do Castelo, 45-47A, недалеко от входа в замок São Jorge
Время работы: с 10:00 до 20:00 без выходных
Средний чек: 20 EUR на двоих

Слава знаменитого трамвая многим не давала покоя. Буквально в десятке метров от входа в замок Святого Георгия расположилось уникальное кафе, воссоздавшее внутренний интерьер лиссабонского вагона!

Сиденья, поручни, таблички, кнопки — все на своих местах. На стенах также представлены старинные фотографии трамвая, карты маршрутов и даже предметы одежды вагоновожатых. Даже при заказе блюд вам приносят старинный билет, по которому позже вы расплатитесь на кассе.

Сюда можно зайти не только на кофе, но и на вкусный обед или просто приобщиться к португальским винным традициям.

Трамваи в Лиссабоне - это не только один из самых полезных видов транспортных средств, чтобы осмотреть город, но и одна из его самых популярных туристических достопримечательностей.

В столице Португалии в настоящее время действует пять маршрутов и 58 трамваев, из которых 40 - старинные. Трамваи Лиссабона небольшие и ностальгические, именно они являются негласным символом города. Из пяти маршрутов туристам особенно интересны будут два: 15 и 28 трамвай. В Лиссабоне наиболее популярен первый, так как он соединяет центр города и район Белем. Но этот трамвай не так романтичен, как второй, о котором и пойдет речь в статье.

Чем знаменит трамвай № 28 в Лиссабоне

Его заслуженно называют ностальгическим. Этот небольшой деревянный трамвай перенесет вас в другую эпоху. Ему больше 80 лет, передвигаясь на его борту, вы сможете осмотреть все главные достопримечательности города и одновременно почувствуете, что попали в прошлое, поскольку звук скрипучих тормозов и пронзительных колоколов обеспечивает ностальгический фоновый шум. № 28 в Лиссабоне проходит по крутым склонам и узким улочкам. Вагончик виртуозно маневрирует, совершая резкие повороты и предупреждая рассеянных пешеходов звонким сигналом. Тысячи туристов выбирают этот трамвай, чтобы осмотреть город.

Восхитительные трамваи Remodelado относятся к 1930 годам, и в любом другом городе они наверняка уже стояли бы в музее, но в Лиссабоне они являются неотъемлемой частью сети общественного транспорта. Почему их не заменят на новые, спросите вы. Для 28 маршрут в Лиссабоне совершенно непригоден из-за его многочисленных крутых поворотов и особенностей городского рельефа. Ну а закрыть его у властей не поднимается рука, ведь он давно стал своеобразной достопримечательностью столицы.

Билеты

Билеты можно приобрести на борту либо заранее на любой станции метро или в киосках, расположенных по всему городу. В этом случае он обойдется вам в 2,90 €. Более выгодный вариант - купить 24-часовой билет на общественный транспорт. С ним вы можете беспрепятственно в течение суток ездить на метро, трамваях и автобусах. К тому же вы сможете выходить на любой остановке, а осмотрев достопримечательности, вновь продолжить путь по маршруту, не покупая новый билет. Это существенная экономия. Такой билет стоит 6,15 евро. Имейте в виду, что приобрести его можно только в билетных автоматах на станциях метро.

Можно также воспользоваться туристической картой Lisboa Card, которая предоставляет различные льготы на посещение музеев, исторических достопримечательностей и бесплатный проезд на любом общественном транспорте в течение определенного периода времени.

Маршрут

Где находится № 28 в Лиссабоне? Пожалуй, это один из первых вопросов туристов, прибывших в столицу Португалии. В принципе вы можете войти в трамвай на любой остановке маршрута и продолжить путь. Однако если вы желаете проехать на нем, чтобы осмотреть город, то начать стоит с первой остановки.

Маршрут трамвая № 28 в Лиссабоне пролегает от станции метро Martim Moniz до Campo Ourique (Prazeres). Добраться до пункта отправления не составит особого труда, если ваша цель - именно экскурсионная поездка на трамвае. Имейте в виду, что если вы закончите путешествие в районе Празереш, вам нужно будет вернуться на автобусе или на том же трамвае (в противоположном направлении).

На станции Martim Moniz всегда длинная очередь, и ожидание может занять не менее часа, а иногда и больше. Однако люди стоят в очереди, чтобы занять сидячие места в трамвае, поэтому, если вы готовы ехать стоя, можно не ждать.

Расписание трамвая № 28 в Лиссабоне

Первый трамвай отправляется в 5:40 по будням, 5:45 - по субботам и 6:45 - по воскресеньям. Интервал между рейсами очень небольшой - около 15 минут. Самый последний трамвай с остановки Martim Moniz отправляется в 21:15 в будние дни и 22:30 - по выходным дням.

Тем, кто не хочет стоять в длинной очереди, но при этом мечтает осмотреть все достопримечательности маршрута, удобно расположившись на сиденьях трамвая, рекомендуем воспользоваться самым ранним его рейсом либо, наоборот, самым поздним. В это время туристов и горожан очень мало.

Лучшие остановки

Количество остановок трамвая № 28 в Лиссабоне отличается в зависимости от того в каком направлении вы едете. Так, если вы отправляетесь со станции Martim Moniz, их будет 34, а протяженность маршрута - 7,02 км. В обратном направлении трамвай преодолевает чуть больше расстояние (7,51 км) и совершает 36 остановок.

Ниже вы можете найти список лучших остановок маршрута.

Это - то место, где маврам было разрешено жить после христианского завоевания Лиссабона в 1147 году, прежде чем их вместе с евреями изгнали в 1497. Мало что сохранилось с того периода, за исключением остатков средневековой стены. Любопытно, что Моурария по-прежнему самый многонациональный район города. Он также известен как место рождения фаду - музыкально-танцевального жанра.

Квартал Алфама

Один из самых старых районов Лиссабона, восхитительный лабиринт узких мощеных улиц и старинных домов, которые ведут на крутой холм от устья Тежу до замка. В этом колоритном районе находятся многочисленные исторические здания.

Первоначально Альфама находился за пределами городских стен и ассоциировался с нищетой и убогостью, в нем проживали только бедные и обездоленные. Поскольку Лиссабон превратился в важный порт, район сохранил свой скромный статус, в нем жили матросы и доковые рабочие. Сегодня Альфама отказался от своей мрачной репутации, превратившись в фешенебельный район, но сохранив при этом свой характер и обветшалый шарм.

Лабиринт улиц Альфамы лучше всего изучать, просто гуляя, так как на каждом углу или крутом подъеме вы найдете восхитительную крошечную площадь, уникальный магазин, кафе или прекрасную смотровую площадку.

Красивейшая и уникальная церковь, являющаяся местом захоронения многих известных португальцев. Церковь расположена в районе Альфама, а массивный белый купол является характерной чертой городского пейзажа.

У церкви сложная история. С момента основания в XVI веке она пережила разрушение и бесчисленные финансовые трудности, но, в конце концов, была открыта в 1966 году.

Историческое ядро города - крепость, расположенная на высоком холме. Ее можно увидеть практически из любой точки Лиссабона. Первоначально была резиденцией мавританского эмира, после ее захватил первый король Португалии - Афонсу Энрикеш.

Одна из главных достопримечательностей в Лиссабоне на маршруте трамвая №28. Строительство Собора датируется двенадцатым веком, его стиль определяется преимущественно как романский. Официальное название - Санта-Мария-Майор.

Удивительно, но собор пережил несколько стихийных бедствий, таких как великое землетрясение 1755 года, которое оставило часть здания в руинах. На протяжении веков собор реконструировали и перестраивали не единожды.

Район Байша Помбалино

Один из популярных районов города с туристической точки зрения. Он является одним из первых и самых безупречных сейсмоустойчивых городских проектов планирования и строительства в Европе.

Район Байша был полностью отремонтирован после катастрофического землетрясения 1755 года, сопровождавшегося цунами и пожаром. Своим нынешним благополучием он обязан главным образом первому маркизу Помбала (откуда и происходит название «Помбалина»). Район изобилует архитектурными чудесами.

Торговая площадь

Одна из значимых площадей Лиссабона, которую стоит осмотреть. Она является одной из крупнейших в Европе. Являясь символом города, площадь открывает глазам туристов разные достопримечательности, которые нельзя упускать: особняк Патио да Гале, Cais das Colunas и инновационный центр истории Лиссабона. Поднимитесь на арку Арко-да-Руа Аугуста, чтобы полюбоваться переплетением улиц и видом на море. Отдохните у ног короля Хосе I и его лошади Джентиль - статуи, выполненной Мачадо де Кастро, которая так хорошо иллюстрирует королевскую власть и благородство породы лузитано. Площадь - это отличная отправная точка для знакомства с городом.

Это лифт XIX века, который перевозит пассажиров на крутой холм от района Байша до Ларго-ду-Кармо и руин церкви Кармо. Подъемник относится к эпохе, когда кованое железо было не просто строительным материалом, но и художественной формой. Лифт украшен красивыми неоготическими арками и геометрическими узорами, а внутри - два роскошных полированных деревянных вагона.

Исторически лифт исключил крутой поворот на холм Кармо и облегчил жизнь горожан, но сегодня это, прежде всего, туристическая достопримечательность, одна из самых уникальных в городе. На вершине подъемника находится открытая недавно смотровая площадка, с которой открывается прекрасный панорамный вид на исторический центр Лиссабона.

Район Шиаду

Это традиционный торговый район, в котором сочетаются старые и современные коммерческие заведения, в основном расположенные на улицах Кармо и Гаррет. Самое известное кафе - Brasileira, именно в нем часто бывал поэт Фернандо Пессоа.

В 1988 году в районе был сильный пожар, 18 зданий было частично или полностью уничтожено. С тех пор, благодаря проекту реконструкции, который координировал архитектор А. С. Виейра на протяжении 10 лет, пострадавший район восстановлен и имеет самые высокие цены на недвижимость в Португалии.

Как и в любом путешествии на общественном транспорте в незнакомом городе, будьте осторожны с карманниками, которые, как известно, встречаются часто и в трамваях. Сохраняйте бдительность и надежно прячьте кошельки и телефоны.