Музей подводная лодка д2 народоволец. Подводная лодка «Народоволец

Мемориальный комплекс-музей "Подводная лодка Д-2 "Народоволец" - одна из уникальнейших достопримечательностей Санкт-Петербурга.

Экспозиция музея посвящена истории подводной лодки Д-2, истории проекта "Декабрист", а так же действиям советских подводников на Балтике.

Представлены различные документы и изображения, стрелковое оружие моряков-балтийцев и орудия лодок, макеты кораблей, различное оборудование и предметы быта моряков.

Но самое основное в музее - это сама лодка.

"Народоволец" является единственным в своём роде памятником истории отечественного кораблестроения 1920-х годов.

Пусть не самая известная и не самая результативная, но самое главное - хорошо сохранившаяся, не порезанная в 60-х годах на металл. Прекрасно, с любовью восстановленная, дающая полное представление об устройстве подобных кораблей, о героической службе моряков-подводников.

Для тех, кто интересуется историей Военно-морского флота, историей Великой Отечественной войны, да и просто техникой - музей обязателен для посещения.

Подводная лодка Д-2 "Народоволец"

История подводной лодки Д-2

Лодки этого проекта были первыми, построенными в нашей стране после Октябрьской революции и существенно превосходили проекты подводных лодок Российской Империи.

Головная лодка серии была заложена в 1927 году по проекту конструкторского бюро во главе с инженером-кораблестроителем Борисом Михайловичем Малининым (консультанты А.Н. Крылов, П.Ф. Папкович и Ю.А. Шиманский).

Подводные лодки типа «Декабрист» создавались на базе отечественного опыта и теоретических разработок с учетом достижений мирового кораблестроения. Подводная лодка «Декабрист-1» вошла в состав Балтийского флота 12 ноября 1930 года.

Тактико-технические характеристики лодок серии:

Водоизмещение: надводное 933 т, подводное 1354 т; длина 76 м; ширина 6,4 м; осадка 3,8 м.

Мощность двигателей: двух дизелей 1619 кВт (2200 л.с.), двух электромоторов 736 кВт (1000 л.с.).

Скорость: надводная 14,7 узла (27,2 км/ч), подводная 9 узлов (16,7 км/ч).

Дальность плавания: надводная при скорости 9,5 узла (17,6 км/ч) 7 000 миль (13 000 км), подводная при скорости 3 узла (5,6 км/ч) до 150 миль (278 км).

Вооружение: 6 носовых и 2 кормовых торпедных аппарата (калибр - 533 мм), 2 орудия (100- и 45-мм), 1 зенитный пулемет; экипаж 53 человека.

Подводная лодка типа «Декабрист» по конструкции существенно отличалась от подводных лодок дореволюционной постройки: была применена двухкорпусная конструкция с разделением прочного корпуса переборками на водонепроницаемые отсеки, аккумуляторные ямы выполнены герметичными, вентиляция междубортных балластных цистерн – раздельная, установлена цистерна быстрого погружения.

Подводные лодки типа «Декабрист» успешно действовали в Великой Отечественной войне. Всего было построено 6 подводных лодок проекта Д.

Во время Великой Отечественной войны лодка совершила 4 боевых похода общей продолжительностью 135 дней.

"Народоволец" произвел 12 торпедных атак, во время которых было выпущено 19 торпед.

Достоверно известные победы: 14 октября 1942 года потоплен транспорт «Якобус Фрицен», 19 октября 1942 года тяжело повреждён железнодорожный паром «Дойчланд».

В 1956 году подлодку превратили в учебно-тренировочную станцию по борьбе за живучесть.

В 1967 году группа ветеранов-подводников обратилась с письмом в газету «Красная Звезда» с предложением превратить «Д-2» в музей.

5 марта 1987 года подводная лодка «Д-2» окончательно исключена из списков ВМФ. Начался восстановительный ремонт на Кронштадском морском заводе.

2 сентября 1993 года на берегу Васильевского острова состоялось торжественное открытие Мемориального комплекса-музей "Подводная лодка Д-2 "Народоволец".

Фотографии подводной лодки и экспозиции музея

Носовое орудие Б-24ПЛ калибра 100-мм.

После внешнего осмотра переходим внутрь лодки. Осмотр начинаем с кормы, с седьмого отсека.

Кормовые 533-мм торпедные аппараты.

Главная щитовая станция, слева - "пульт" управления зарядкой аккумуляторов.

Таблица перестукивания. Применяется для общения через задраенные люки.

6-й отсек, дизельный. 2 дизельных двигателя фирмы MAN по 1100 л.с. каждый. Более поздние лодки серии уже оснащались нашими дизелями.

5-й отсек. В нем установлен гирокомпас лодки (виднеется справа). Видно лестницу в трюм, который раньше был заполнен аккумуляторами. Теперь там часть экспозиции музея.

Переходим в четвертый отсек - центральный пост, командный пункт лодки.

Каюта штурмана.

Кстати, гальюн - это свес на носу парусного судна, под бушпритом, для установки носового украшения. На этом же свесе и устанавливались отхожие места для матросов. Ветер-то парусному кораблю в корму дует...

Первый отсек - основная ударная мощь подводной лодки. Шесть 533-мм торпедных аппаратов. 12 торпед - 6 заряжено и еще 6 хранятся в отсеке. Здесь жила большая часть экипажа.

Торпедные аппараты.

Столы, койки и торпеды.

А вы смогли бы спать в обнимку с торпедой на поверхности в 40 см шириной?

Экспозиция в трюме лодки.

Аккумуляторы. Они-то и заполняли большую часть трюма.

Военно-морской флаг подводной лодки Д-2.

Покидаем лодку и переходим в музей. В музее собрано большое количество документов по истории подводной войны на Балтике. Хранятся различные реликвии.

Первенцы советского подводного судостроения создавались двухкорпусными, клёпанной конструкции. Для корпусных работ выделили высококачественную сталь из дореволюционных запасов, предназначавшуюся для постройки линейных крейсеров типа "Измаил" и лёгких крейсеров типа "Светлана".Впервые в отечественном кораблестроении корпус подводной лодки разделялся переборками на водонепроницаемые отсеки. Главный балласт размещался в шести бортовых и двух концевых цистернах. Кроме того, имелись палубные цистерны для плавания в позиционном положении. Прочная рубка имела форму цилиндра (диаметр 1,7 метра) со сферической крышей и вначале крепилась к прочному корпусу на фланце и бортах, которые впоследствии заменили заклёпками. Цистерны главного балласта имели кингстоны с ручным приводом. Также впервые ЦГБ заполнялись водой самолётом через шпигаты, а не с помощью насосов, что позволило сократить время срочного погружения с 3 минут у дореволюционных подлодок типа "Барс" до 40 секунд. Управление клапанами вентиляции дистанционное пневматическое, но имелись местные ручные приводы. Внутри прочного корпуса размещались цистерны уравнительная и быстрого погружения, рассчитанные на давление 9 кг/кв.см. Некоторые балластные цистерны могли использоваться как топливные.

В качестве главных двигателей для надводного хода на первых двух подводных лодках установили дизели германской фирмы "MAN", закупленных якобы для первых советских тепловозов, на последующих корпусах стояли четырёхтактные шестицилиндровые компрессорные нереверсивные дизели 42-Б-6 отечественного производства той же мощности.

Между дизелем и гребным электродвигателем была установлена фрикционная коническая муфта "Бамаг", а между гребным электродвигателем и гребным валом - кулачковая муфта. Для достижения максимально возможной дальности подводного хода создали двухъякорный электродвигатель: один якорь, на 500 л.с., обеспечивал полный ход, другой, на 25 л.с., применялся для экономического хода. Аккумуляторная батарея располагалась в герметичных ямах.

Носовые горизонтальные рули были складывающиеся, все рули имели как электрическое, так и ручное управление. В приводе вертикального руля применялась электрическая схема Вард-Леонарда, а горизонтальные рули управлялись с помощью контроллера. Вертикальный руль имел особенность: ось его баллера наклонили на нос на 7 градусов. Предполагалось, что при перекладке на борт он будет одновременно действовать и как горизонтальный, переложенный на погружение, благодаря чему можно удержать подлодку от всплытия на подводном ходу во время циркуляции. Однако, на практике, это предположение не оправдалось, и такие рули на отечественных подлодках больше не применялись.

Для всплытия из позиционного положения в крейсерское применялись воздуходувки низкого давления фирмы "Броун-Бовери" типа V4-03, производительностью 45 куб.метро в минуту. Главный водяной балласт помимо продувания воздухом низкого давления (нормальное всплытие) и высокого давления (аварийное всплытие) мог также откачиваться за борт главными осушительными насосами.

Подводные лодки получили на вооружение 533-мм торпедные аппараты, стреляющие сжатым воздухом, но самих торпед такого калибра в данный момент не существовало, поэтому применялись 450-мм торпеды. Стрельба осуществлялась через вставленные в аппараты специальные решётки.

Артиллерийское вооружение первоначально предполагалось из двух 102-мм орудий, расположенных за специальными щитами-обтекателями на верхней палубе перед и за ограждением рубки. Однако, в ходе обсуждения проекта высказались опасения снижения боеспособности лодки из-за заливания орудий волной. После этого приняли решение носовое орудие поднять до уровня ходового мостика, прикрыв его фальшбортом, а кормовое орудие - 45-мм полуавтомат также установить в ограждении рубки. Впоследствии выяснилось, что такое размещение носового орудия неудачно, так как оно значительно стеснило сам ходовой мостик и сильно мешало ходовой вахте, особенно, при швартовках.

Поэтому в ходе капитального ремонта с модернизацией в 1939-1942 годах носовое орудие вернули на верхнюю палубу, улучшив при этом планировку и конфигурацию ходового мостика. Всё это, наряду с удобством несения верхней вахты, улучшило остойчивость подводной лодки и несколько уменьшило размах бортовой качки.

Надводная непотопляемость обеспечивалась при плавании без топлива в балластных цистернах, при затоплении одного отсека прочного корпуса и прилегающей к нему одной цистерны главного балласта. Сферические переборки центрального поста и концевых отсеков (отсеков-убежищ) рассчитывались на давление 9 кг/кв.см. В качестве водоотливного средства использовался центробежный насос Р-130 производительностью 250 т/ч на глубине 9 метров и на глубине 85 метров - 25 т/ч. Кроме этого, имелись два трюмных насоса "Борец" производительностью 15 т/ч при давлении 9 кг/кв.см.

Впервые на отечественных подводных лодках реализовали целый комплекс технических решений, позволявших экипажу покинуть аварийную подводную лодку в подводном положении. Весь личный состав обеспечивался индивидуальными спасательными аппаратами и костюмами. Экипаж мог покинуть лежащую на дне лодку через торпедные аппараты, а также использовать шлюзовой камеры боевую рубку. Кроме того, носовой и кормовой выходные люки оборудовались опускаемыми тубусами. Это позволяло создать воздушную подушку под подволоком отсека и открыть люк для его покидания. Для связи с аварийной лодкой имелись два спасательных буя, отдаваемых изнутри корпуса. Предусматривалось продувание главного балласта водолазами, а также подача ими воздуха в отсеки. Лодка имела рымы для подъёма и шпигаты для прикрепления понтонов.

Мемориальный комплекс «ПЛ Д-2 "Народоволец"» - это официальное название подводной лодки-музея, установленной в 1994 г. на вечную стоянку на Васильевском острове в С.-Петербурге. В принципе, "Народоволец" (или то, что от него осталось, об этом см. далее) - настоящий ветеран и одна из первых ПЛ советской постройки.


Так выглядела ПЛ Д-2 "Народоволец" 31 июля 1933 г., после перехода на Север. Видно, что орудие сначала было установлено в ограждении рубки:


Фото взято отсюда .

Интересные факты из жизни этой ПЛ и людей, с ней так или иначе связанных:
Официальная закладка ПЛ Д-2 (типа "Декабрист", I серии) состоялась на Балтийском заводе 5 марта 1927 г. На тот момент существовал лишь неполный комплект чертежей (т.н. "закладочный" - эскиз общего расположения, теоретический чертеж и чертежи средней части корпуса ПЛ без переборок, цистерн, надстроек и оконечностей), который был представлен в феврале. А сам проект был разработан менее чем за год - в 1926 г. на Балтийском судостроительном заводе для проектирования ПЛ было создано новое техническое бюро №4, которое возглавил Б. М. Малинин (работавший в своё время под началом И. Г. Бубнова - одного из первых проектировщиков и строителей ПЛ в России). В новом Техбюро №4 было всего 3 инженера, имевших опыт конструирования (но не постройки!) ПЛ, а также 4 чертёжника-конструктора.

Д-2 была спущена на воду 19 мая 1929 г. и вступила в строй осенью 1931 г. - с крупными недостатками (как и другие ПЛ этой серии). По традиции того счастливого времени, Б. М. Малинин внезапно оказался шпионом, контрреволюционером и, кроме того, организатором всех этих преступлений (ст. 58, пп. 6, 7 и 11). Он был сначала приговорён к ВМН, через некоторое время приговор был заменён на 10 лет лагерей. Сейчас в интернетах (и не только) можно встретить мнение, что так оно всё и было, что враги были везде - ну что ж, идиотам выход в интернет пока не запещён, будем мириться с этим фактом:) В результате Малинин был отправлен в "шарашку" при ГПУ ("Особое техническое бюро экономического управления при полномочном представительстве Объединённого государственного политического управления в Ленинградском военном округе") на том же Балтийском заводе. Там уже трудились и другие члены проектного коллектива, тоже заядлые шпионы, вредители и контрреволюционеры. В том же году постановлением ОГПУ срок был засчитан условно и Б. М. Малинин был освобождён из-под стражи, полный веры в справедливость молодой социалистической родины. Разумеется, никого не удивило, когда бывший шпион и вредитель Малинин получил в 1943 г. Сталинскую премию. От многих радостей сердце его износилось, и уже с 1940 г. он полностью перешёл на преподавательскую работу, а 27 сентября 1949 г., после своего пятого инфаркта, он скончался.

Но вернёмся к музею. ПЛ стоит на берегу, к ней пристроено небольшое вспомогательное здание, где так же размещена часть экспозиции и вспомогательные помещения типа гардероб и туалеты:


Когда до входа в музей оставалось каких-то 100 м, пошёл ливень, от которого меня не спасли ни зонтик, ни куртка. В итоге, преодолев эти метры, я зашёл в музей промокшим до нитки. Персонал оказался приветлив, зонтик поставили, а куртку - повесили на просушку. Техника (в составе телефона и часов) не пострадала. Наружние фотографии в итоге были сделаны уже после осмотра отсеков ПЛ, когда дождь уже прекратился.

Так выглядит окружение музея при довольно хмурой погоде. Самый конец апреля - трава уже зеленеет, но листьев ещё нет:

ПЛ типа "Декабрист" имели двойной корпус, клёпаной конструкции. Подлодки считались прочными, поскольку для их постройки была выделена сталь повышенного качества, изготовленная ещё до революции и предназначавшаяся для постройки линейных крейсеров типа "Измаил" и легких крейсеров типа "Светлана". Неплохую сталь делали при "прогнившем" царском режиме, однако! Впрочем, прочность оказалась подтверждена и практически - когда при дифферентовке (в 1938 г.) Д-2 нырнула ниже своей предельной глубины погружения - и обошлась при этом без каких-либо повреждений.

Часть элементов "лёгкого" корпуса держится на заклёпках, а часть - сварена:

Это следы восстановления ПЛ. "Восстановительный ремонт" начался в 1987 г. на Кронштадтском морзаводе, затем, в плавдоке, ПЛ была переведена на Балтийский завод. В 1989 г. основные работы по ремонту и восстановлению были закончены, и ПЛ была установлена там, где она и находится по сей день. Примечательно, что ПЛ была открыта для посещения лишь 2-го сентября 1994 г. - сказались "лихие 90-е". Кстати, на торжественном открытии подлодки-музея, среди прочих, присутствовал некто Путин В.В. - один из главных персонажей "лихих 90-х" в "бандитском Петербурге", если кто не знал или запамятовал:


В пристройке, сбоку от кассы и гардероба можно увидеть первые экспонаты музея:

Д-2 показывает, что у неё внутри:

Свинцово-кислотный аккумулятор марки 46-СУ. Напряжение 2 В, вес 650 кг. Ёмкость 1100 Ампер-часов. Для получения необходимого для электромотора напряжения их соединяли в группы по 112 аккумуляторов:

Обход ПЛ начинается с седьмого (кормового) отсека, в глаза сразу бросаются 2 кормовых торпедных аппарата (№7 и №8):


Любопытно, что 533 мм торпеда, которая должна была применяться на "Декабристах", к моменту постройки ПЛ Д-2 ещё не существовала - появилась она позже, а поначалу торпедные аппараты были оборудованы своего рода "переходниками" для старых 450 мм торпед.

Вид "в нос", виден люк в шестой отсек, внизу под настилом: один из двух электромоторов:

Ещё один вид седьмого отсека - он был электромоторный, жилой и торпедный. Так же там размещалась главная щитовая станция и аварийный буй:

При проектировании серии "Декабристов" значительное внимание было уделено безопасности экипажа. Так, был создан комплекс средств спасения для личного состава, ставший последствии стандартным: аварийные буи с телефонами для связи с поверхностью (в первом и последнем отсеках), тубусы для создания воздушной подушки при затоплении отсека, индивидуальные спасательные аппараты (ИСА), специальные наружние крепления для подъёма затонувшей ПЛ, наружние клапаны для продувания балластных цистерн и клапаны для подачи воздуха в отсеки с надводного корабля.

Шестой отсек - машинный, с двумя дизельными установками:


Отечественных дизелей такого класса тогда ещё не производилось, поэтому на первые две ПЛ этой серии установили немецкие, производства фирмы "МАН", проданные в качестве тепловозных, мощностью в 1100 л.с. Потом их скопировали и производили на Коломенском заводе им. Куйбышева под названием 42Б6.

Вид на машинный (шестой) отсек со стороны пятого:

Пятый отсек был жилым, так же в нём были размещены вспомогательные механизмы и часть аккумуляторов:

Четвёртый отсек - центральный пост, сосредоточение приборов управления кораблём и т.н. отсек-убежище. В трюме отсека был расположен погреб арт. боезапаса.

В ЦП так же находился "зенитный" перископ:

Над отсеком — боевая рубка (очень тесная) с перископом атаки:

Внутри рубки:

Третий отсек - аккумуляторный, присутствует кают-компания, каюты командира и комиссара.
Капитан (похожий, скорее, на штурмана) в раздумьях: "А не утопить ли нам комиссара?"

Кают-компания:

Под палубой, где раньше были аккумуляторы, теперь дополнительно размещены и информационные стенды (надо спуститься вниз по трапу):

Второй отсек: опять аккумуляторы, радиорубка, камбуз и гальюн.

Самое важное помещение на ПЛ:

Первый отсек (носовой) - самый большой отсек в ПЛ. Что логично - в нём расположены шесть носовых торпедных аппаратов вместе с боезапасом - ещё шесть запасных торпед:

На крышке торпедного аппарата №6 хорошо читается его производитель:

Ещё в первом отсеке находилось торпедопогрузочное устройство, носовой аварийный буй. В трюме теперь расположена оставшаяся часть инфостендов.
Современное оборудование музея - радиатор...

И котёл (справа).

Немного истории: начало войны Д-2 встретила в Ленинграде, где с 1939 г. стояла на ремонте. Было принято решение включить ПЛ в состав Балтийского флота. Первый боевой поход состоялся осенью 1942 г. и стал самым успешным для ПЛ. Всего за войну Д-2 под командованием Р. В. Линденберга совершила четыре боевых похода, потопив 14 октября 1942 года транспорт "Якобус Фрицен" и, возможно, 26 октября 1944 года транспорт "Нина", а также повредив 19 октября 1942 года железнодорожный паром "Дойчланд". В общем, результат значительно "выше среднего" для советского ВМФ. Одно преодоление минных полей в Финском заливе - для выхода на позиции - чего стоит...

После войны ПЛ продолжила службу на Балтийском флоте, в 1949 была переименована в "Б-2", а с 1956 г. использовалась в качестве учебно-тренировочной станции "УТС-6" для практической подготовки экипажей ПЛ. При этом, значительная часть внутреннего оборудования была демонтирована, а второй отсек был переделан в бассейн для водолазов. Внешний вид ПЛ так же изменился, т.к. боевая рубка была переделана для имитации "столба воды", который надо преодолеть при выходе из затонувшей ПЛ:


1927 год 5 марта
Заложена на стапеле Балтийского завода под наименованием "Народоволец" ;

1931 год 11 октября
Вошла в состав Морских сил Балтийского моря. Зачислена в 3-й ДнПЛ МСБМ;

1931 год 31 октября
Во время проведения испытаний (старший на борту - командир 3-го ДнПЛ Скриганов) в 10.00 на большом Конштадтском рейде при изменении курса столкнулась с парусной лайбой "Сильная", которая не уступила вовремя путь. В результате лайба наскочила своим форштевнем и бушпритом на носовую оконечность ПЛ с правого борта и погнула стойки радиоантенн. Кроме того на ПЛ лопнул носовой леер и имелся ряд мелких неисправностей. Никаких повреждений легкого и прочного корпуса, а также цистерн ПЛ не имела;

1931 год 20 ноября
Вступила в строй по приказу РВС. По некоторым данным, в этот день подписан приемный акт, но скорее всего - утвержден;

1932 год 28 декабря
Перечислена в состав 2-го ДнПЛ БрПЛ МСБМ. Присвоен бортовой № 22 ;

1933 год 18 мая - 5 августа
Осуществила переход из Ленинграда в Мурманск по Беломоро-Балтийскому каналу в составе ЭОН-1 (совместно с ПЛ Д-1 и другими НК). 18.5, не дожидаясь официального открытия канала, ЭОН-1 вышла из Ленинграда. Продвижение до Свири не вызвало проблем, чего нельзя сказать о Свирских порогах и Онежском озере. Только 20.7 корабли ЭОН-1 прошли последний 19-й шлюз и встали в губе Сорокской у Беломорска. После установки демонтированного оборудования и испытаний 5.8 корабли благополучно прибыли в Мурманский торговый порт;

1933 год 5 августа
Вошла в состав ОДнПЛ Северной военной флотилии (с 11.05.1937 - Северный флот) с базированием на г.Мурманск;

1933 год осень
Первое плавание дивизиона состоялось уже поздней осенью. Корабли дошли до Тереберки и вернулись обратно;

1934 год 15 сентября
Получила литерно-цифровое обозначение Д-2 . Приказ о периименовании подписан 21.08.1934;

1934 год
Попытка первого похода к Новой Земле совместно с ПЛ Д-1 . Сначал ПЛ дошли до мыса Нордкап, а затем в Баренцевом море ПЛ застиг шторм и они были вынуждены вернуться в Кольский залив;

1935 год сентябрь
В тяжелых метеорологических условиях совершила в составе дивизиона трехдневный переход к Новой Земле, а вернувшись из похода участвовала в тактических учениях. Общее количество ходовых дней в году составило 107 суток;

1935 год 6 ноября
В составе дивизиона перешла в специально созданную для ПЛ базу в Екатерининской гавани города Полярный;

1936 год июль - август
Совершила 28-суточное плавание в Белом море, во время которого проверялась материальная часть и отрабатывались учебно-боевые задачи;

1936 год 14 августа - 26 сентября
Арктический поход (в составе ДнПЛ и в сопровождении гидрографического судна "Таймыр", в Баренцевом море на ПЛ "Д-3" возникла неисправность, и ей пришлось вернуться в базу) по маршруту: Архангельск - пр. Маточкин Шар - Карское море - Русская Гавань - Полярное. На ПЛ "Д-1" был поднят флаг командующего флотилией флагмана 1 ранга К.И. Душенова. 18.8 обе лодки дошли до Карского моря, но, встретив ледяные поля, были вынуждены возвратиться. Вернувшись в Баренцево море, следуя вдоль западных берегов Новой Земли, 21.8 вошли в Русскую гавань. 23.8 выходить из гавани пришлось, преодолевая арктические льды. Вернувшись в Кольский залив, обе лодки участвовали в тактических учениях. Затем совместно с ПЛ "Д-3" совершила высокоширотное плавание до острова Медвежий и Шпицбергенской банки, откуда 12.9 проследовала к Лофотенским островам, выдержав по пути 9-балльный шторм. ПЛ достигла о.Реет и вернулась в Полярный, куда прибыла 26.9 сентября. За время этого 50-суточного похода ПЛ прошла 5803 мили (501 милю - подводном положении). Это был один из «стахановских» рекордов своего времени, которым страна гордилась в такой же степени, как полетами Чкалова;

1938 год 25 июня
При дифферентовке в Кольском заливе ПЛ потеряла плавучесть и провалилась до глубины 115-120 м, при этом были обнаружены лишь капли воды в сальниках и на съемных листах прочного корпуса;

1939 год 15 апреля - 5 мая
Совместно с ПЛ Щ-402 , Щ-403 и Щ-404 обеспечивала радиосвязью самолет В.К. Коккинаки ("Москва"), во время его беспосадочного перелета в США. В море ПЛ настиг жесточайший шторм, сила ветра достигала 11 баллов по шкале Бофорта, но это не помешало кораблям занять назначенные позиции и выполнить поставленные задачи;

1939 год 22 - 29 сентября
Вернулась по ББК в Ленинград и встала на Балтийский завод для ремонта и модернизации. Вошла в состав дивизиона строящихся и капитально ремонтирующихся лодок Учебной бригады подводных лодок КБФ;

1939 год сентябрь - 1941 год август
Прошла на Балтийском заводе (завод №189) ремонт и модернизацию. Числилась в составе 14-го ДнПЛ УБрПЛ КБФ;

1941 год май
К началу кампании 1941 года ремонт уже завершался. Еще 1 марта нарком ВМФ отдал приказ о подготовке перехода очередной ЭОН-11 по ББК, в состав которой должен была войти и Д-2 . По плану лодка должна была уйти из Ленинграда не позже 17-20 мая, но этот срок оказался сорван;

1941 год июнь
Спустя двое суток с начала войны, поступило новое указание наркома - задержать лодку в Кронштадте и после полной подготовки к ведению боевых действий, включить в состав КБФ. Монтаж всех приборов и механизмов в полностью отремонтированном корабле к тому времени был уже закончен, но отсутствовали дизеля. Коломенский завод, который должен был осуществить их капитальный ремонт, поставку задерживал и грозил затянуть срок готовности корабля на многие месяцы. В конченом итоге дизеля были установлены, но, судя по последующей эксплуатации, это были старые агрегаты, не прошедшие ремонта, предположительно снятые с поставленной в капремонт ПЛ "Л-1" ;

1941 год 17 августа
По окончании ремонта и модернизации вновь включена в состав Краснознаменного Балтийского флотаФ;

1941 год сентябрь
В начале месяца покинула акваторию завода. Т.к. 30 августа противник вышел к Неве в районе Ивановских порогов, возникшие было планы вернуть "Д-2" на Север, были сорваны. Первую половину сентября ПЛ стояла на Неве, затем ПЛ перешла в Кронштадт. 16 сентября ПЛ находилась на Восточном, а с 22 сентября - на Большом рейде Кронштадта, где экипаж ожидал, чем завершиться исход сухопутной борьбы за город и уклонялся от вражеских авианалетов (в ходе восьми зенитных стрельб подводники израсходовали 66 45-мм снарядов). В этот период часть моряков экипажа ушла на сухопутный фронт, где сражалась в составе частей морской пехоты. 26 сентября ПЛ вернулась в Ленинград и стала на стоянку у набережной Робеспьера, где провела 11 месяцев. Входила в состав Дивизиона вновь строящихся и капитально ремонтирующихся кораблей;

1942 год лето
В начале года включена в состав 1-го ДнПЛ БрПЛ КБФ;

1942 год август
В начале месяца экипаж приступил к боевой подготовке. Все занятия проводились на Неве, на так называемом "Охтенском море" - широком участке реки между Литейным и Большим Охтинским мостами;

1942 год 23 сентября - 7 ноября
Боевой поход в район западнее выходов из Ирбенского прол. и прол. Соэлавяйн (позиция №4; затем должна была действовать на позиции западнее о. Борнхольм). 21.10 23.9 вышла на позицию. До точки погружения на Восточном гогландском плесе (прибыла в 05.29 24.9) двигалась в обеспечении БТЩ-210,-211,-215,-217,-218 и ЗСКА. В 16.52 24.9 в 45 каб. северо-западнее о.Гогланд попала в противолодочную сеть и сильно ударилась о грунт. Вышел из строя вертикальный руль, были сорваны минные отводы носовых горизонтальных рулей. В 21.14 лодке удалось освободиться от сети, после чего руль был осмотрен 13 водолазами. Осмотр был повторен в ночь на 26.9, после чего управляемость лодки улучшилась. В 00.20 29.9 закончила форсирование Финского залива и в 05.20 29.9 прибыла в район позиции у м. Ристна. Утром 30.9 у Ирбенского прол. обнаружила СКР противника. В 23.03 30.9 лодка получила приказ перейти на позицию зап. о. Борнхольм (позиция №1). В 09.57 3.10 произвела торпедную атаку на КОН (2 ТР, 2 ММ) в районе м-ка Хегбю (сев. оконечность о. Эланд) (ТР 12000 т, атака=подв/ви/2,д=6 каб., через 1 мин взрыв - зарубежных данных нет). При выходе в повторную атаку на "оставшийся" ТР командир посчитал себя обнаруженным ММ и от атаки отказался. Преследованию ПЛ не подвергалась. Утром 6.10 прибыла на позицию. В 11.04 7.10 произвела торпедную атаку ОТР юго-западнее Истада (ТР? т, атака=подв/пр/1, д=7 каб., при выстреле вынырнула на поверхность, ТР от торпеды уклонился - зарубежных данных нет). В 22.22 8.10 произвела торпедную атаку ОТР в 36 милях севернее м-ка Рюгенвальде (ТР? т, атака=надв/пр/1, д=1,5-2 каб., промах - безуспешно атакован шведский ТР "Гуннар"). Днем 9.10 отказалась от атаки ОТР из-за большого КУ. В 00.47 11.10 произвела торпедную атаку ОТР в 18 милях юго- восточнее м-ка Смюгехук (ТР? т, атака=надв/пр/1, д=3 каб., промах - зарубежных данных нет). В 10.39 14.10 произвела торпедную атаку ОТР в том же районе (ТР? т, атака=подв/пр/1, д=4 каб., в момент залпа из-за ошибки рулевого-горизонтальщика лодка ушла на глубину, промах - зарубежных данных нет). В 16.33 произвела торпедную атаку ОТР (ТР 8000 т, атака=подв/пр/1, д=4 каб., через 1 мин сильный взрыв - в точке 55°10" с.ш. /13°39" в.д. потоплен германский ТР "Якобус Фрицен", 4090 брт, груз угля, +1, -3). 15-18.10 штормовала на позиции. Вечером 16.10 сломался шток кингстона цистерны быстрого погружения - затоплен артиллерийский погреб, цистерна вышла из строя. 18.10 попала в рыбацкую сеть. В 17.55 19.10 произвела торпедную атаку КОН (2 ПРЖД, 1 ВСКР, 5 СКР) в точке 55°11"9 с.ш./19°15"1 в.д. (ПРЖД, атака=подв/ви/2, д=6 каб., через 1 мин услышаны 2 взрыва - поврежден германский ПРЖД "Дойчланд", 2972 брт, перевозивший отпускников норвежского легиона, +24, -29, ПРЖД отремонтирован к 02.1943). Безрезультатно контратакована кораблями ПЛО, сбросившими 16 глб. 22.10 перешла в район бухты Хане. Днем 23.10 не смогла атаковать ОТР из-за невыгодного КУ. 25.10 перешла к Карлскроне. Ночью 26.10 обнаружила ПЛ, от которой уклонилась поворотом. Утром по приказу командования начала возвращение в базу. Вечером 29.10 в 10 милях восточнее о. Богшер обнаружена и безрезультатно атакована СКР противника, сбросившим 48 глб. В 21.36 30.10 начала форсирование Финского залива. В 20.57 3.11 при форсировании заграждения "Зееигель" коснулась минрепа минного защитника. В 11.18 4.11 ПЛ была встречена нашими СКА и днем прибыла в бух. Норре-Каппельлахт (о. Лавенсари). В 17.00 6.11 - 00.55 7.11 в обеспечении БТЩ-207, -210, -211, -217, -218 и 2 СКА перешла в Кронштадт. По результатам похода весь экипаж был награжден орденами, причем некоторые из числа тех, кто нырял за борт 24 сентября даже орденами Ленина. Командир корабля Р.В. Линденберг был удостоен ордена Красного Знамени;

1942 год 10 ноября
Вечером 10.11 перешла в Ленинград для ремонта и зимней стоянки. На переходе безрезультатно обстреляна артиллерией противника (в течение получаса немецкие артиллеристы обрушили на ПЛ 150 осветительных и 600 фугасных снарядов);

1943 год 12 августа
Перешла из Ленинграда в Кронштадт. На переходе подверглась без результатному обстрелу артиллерии противника. В Кронштадте была включена в оперативную группу ПЛ, предназначенную для развертывания на Балтике на тот случай, если проход сквозь установленные немцами противолодочные заграждения все-таки будет найден. Как известно, этого не произошло, и ПЛ простояла в базе еще 14 месяцев;

1944 год лето
Получила на вооружение английскую гидроакустическую станцию "ASDIC-129" ("Дракон") и систему беспузырной торпедной стрельбы (БТС);

1944 год 1 - 30 октября
Боевой поход в район восточного побережья о. Эланд - южного входа в прол. Кальмарзунд (позиция №9). 1-5.10 вышла финским шхерным фарватером в Балтийское море для действий. Сразу после выхода начались поломки материальной части. 6.10 временно вышел из строя вертикальный руль. В 10.00 8.10 произвела торпедную атаку ОТР в 33 милях юж. м. Хоборг (ТР 1000 т, атака=подв/ви/2, д=5 каб., ТР уклонился от торпед - зарубежных, данных нет, очевидно атаковано шведское рыболовное судно). Вечером 9.10 командир БПЛ приказал лодке занять сектор, ограниченный пеленгами 245-220° юго-западнее Либавы (сектор №2). Вечером 10.10 прибыла на новую позицию. 11.10 на ПЛ вышел из строя ограничитель вертикального руля. 16.10 не смогла атаковать ОТР из-за невыгодного КУ. 19.10 водой залило шахту перископа. 20.10 вышла из строя муфта Федорицкого. 22.10 отказала цепь Галля. Утром 24.10 в районе м-ка Паппензее не смогла атаковать КОН из-за ошибки рулевого-горизонтальщика. Утром 26.10 по приказу командира БПЛ заняла позицию у м-ка Паппензее. В 12.54 26.10 произвела торпедную атаку КОН (1 ТР, 1 ММ, 1 СКР) в 8 милях зап. м-ка Паппензее (ТР 5000 т (по другим данным транспорт "Нина" ("Nina", 1371 брт)), атака=подв/ви/2, д=8 каб., командир наблюдал гибель ТР в перископ - зарубежных данных нет). После атаки ПЛ контратакована кораблями ПЛО, сбросившими на лодку 5 глб. Силами взрывов ПЛ дважды ударило о грунт, после чего вертикальный руль стал перекладываться только на 4°, а затем перестал работать вообще. В 02.20 27.10 начала возвращение в базу, управляемая при помощи винтов. Днем 29.10 стала на якорь у о. Утё, 30.10 прибыла в Турку;

1944 год 12 декабря - 1945 год 20 января
Боевой поход в район западнее Виндавы (сектор №1). В 08.48 12.12 вышла из Хельсинки на позицию, ограниченную пеленгами 250-270° западнее Виндавы. 13.12 лопнул амортизатор помпы. В 17.30 14.12 прибыла на позицию. Действия ПЛ сильно затруднялись искрением дизелей и большим парообразованием при выхлопе дизелей в воду. На протяжении всего похода имела многочисленные контакты с силами ПЛО. Вечером 16.12 при попытке атаковать КОН, обнаружена и атакована СКР, сбросившим несколько глб. В 04.52 23.12 произвела торпедную атаку КОН (1 ТР, 1 СКР) в точке 57°21"8 с.ш./21°05"5 в.д. (ТР? т, атака=надв/ви/2, д=5 каб., промах - зарубежных данных нет). Днем 25.12 обнаружила 4 БДБ, но в атаку не выходила. В ночь на 26.12 не смогла атаковать КОН из-за противодействия СКР. В 20.10 29.12 произвела торпедную атаку КОН (2 ТР, 3 СКР) в точке 57°17"8 с.ш./21°07"2 в.д. (ТР 9-10000 т, атака=надв/ви/2, д=3,5-4 каб., через 50 сек наблюдалось попадание 1 торпеды в ТР - зарубежных данных нет). ПЛ преследованию не подвергалась. Утром 1.1.45 обнаружена и безрезультатно обстреляна кораблями ПЛО. В 06.19 3.1 произвела торпедную атаку КОН (1 ТР, 1 СКР) (ТР? т, атака=надв/ви/2, д=6 каб., промах - зарубежных данных нет). В последующие дни имела контакты исключительно с кораблями ПЛО. С 10.1 получила приказ действовать в секторах южнее и юго-западнее Виндавы (позиция №5-новая). 16.1 во время шторма получила повреждения горизонтальных рулей. Утром 18.1 при покладке на грунт на глубине 62 м во время шторма сильно ударилась о камни - повреждены кингстоны балластных цистерн и вертикальный руль. В 20.13 начала возвращение в базу. В 14.00 20.1 встречена БТЩ-217 и в 21.55 прибыла на Ханко;

1945 год 20 апреля - 18 мая
Боевой поход в район южнее м-ка Фальудден (западная часть позиции №8). В 13.58 20.4 вышла на позицию в 60 милях южнее м-ка Фальудден. Днем 22.4 у северо-восточног побережья о. Готланд обнаружена шведскими кораблями ПЛО, которые в течение 4 ч безрезультатно сбросили на ПЛ 68 глб. В 21.20 23.4 прибыла на позицию. 27.4 по приказу командира БрПЛ перешла к Либаве (позиция №1). В ночь на 28.4 обнаружена и атакована СКР, сбросившим в течение 1 ч 7 глб. В стыке листов прочного корпуса в VI отсеке образовалась течь, были повреждены цистерны быстрого погружения. В ночь на 7.5 лодка получила приказ занять позицию на подходах к Либаве в точке 56°18" с.ш./19°30" в.д. (занята к 10.00). В ночь на 9.5 обнаружила СКР, но в атаку не выходила из-за невыгодного КУ. 11.5 получила приказ занять позицию между меридианом м-ка Хоборг и о. Утклиппан и параллелями 55°45" и 57°00" с.ш. В связи с окончанием военных действий 18.5 прибыла в Турку;

1946 год 25 февраля
Перечислена в состав 4-го ДнПЛ 2-й БрПЛ Северо-Балтийского флота (с 01.1947 - 8-й ВМФ) с базированием на Усть-Двинск;

1947 год 1 февраля
Перечслена в состав УДнПЛ УБрПЛ ОВСНК 8-го ВМФ с базированием на Кронштадт;

1952 год
По итогам года объявлена лучшей ПЛ соединения;

1954 год 1 августа
В составе бригады вошла в 68-ю ДиУК(ПЛ) (с 15.02.1957 - 68-я ДиУСПЛ, с 01.04.1958 - 68-я ОБрУСПЛ, с 17.10.1960 - 68-я ОБрПЛ) с прежним местом базирования;

1956 год 20 (29?) июня
Выведена из боевого состава, разоружена и переформирована в учебно-тренировочную станцию по борьбе за живучесть для обеспечения подготовки экипажей соединения. Поставлена на прикол в Кронштадте;

1963 год 1 августа
Переформирована в состав 116-го ОДнПЛ с подчинением 4-й УДиК ЛенВМБ;

1965 год 31 августа
Переформирована в состав 25-й БрПЛ с подчинением 4-й УДиК ЛенВМБ;

1969 год
На лодке была установлена мемориальная доска. Еще в 1967 году группа ветеранов-подводников, среди которых был Герой Советского Союза С.Н. Богорад, бывший командир "Д-3" Ф.В. Константинов, бывший старпом "Д-4" , а в последствии вице-адмирал П.И. Парамошкин обратились с письмом в газету «Красная Звезда» с предложением превратить "Б-2" в музей. К сожалению, тогда должной реакции со стороны командования ВМФ кроме установки мемориальной доски не последовало;

1976 год
Выведена из состава 25-й БрПЛ ЛенВМБ;

1986 год 18 августа
Генеральный секретарь ЦК КПСС М.С. Горбачев подписал постановление, разрешающее создать на подводной лодке "Б-2" музей. Группа ветеранов флота обратилась к главкому ВМФ С.Г. Горшкову с предложением о создании музея на ПЛ "Б-2" в 1977 году, но и тогда не добилась успеха. В 1984 году в борьбу за подводную лодку включились специалисты Центрального конструкторского бюро морской техники «Рубин», Балтийский завод, командование Ленинградской военно-морской базы, объединенный Совет ветеранов-подводников ВМФ, Центральный военно-морской музей и другие организации. В результате решение о создания на ПЛ музея было принято на самом высоком уровне;

1987 год весна
Начался восстановительный ремонт на Кронштадском морском заводе. Подводная лодка была поставлена в док, где была проведена экспертиза корпуса и проверены опорные фунтдаменты. Было установлено, что корпус полностью проржавел, и подводная лодка чудом удерживалась на плаву;

1987 год июль
Госпредприятие «Адмиралтейские верфи» предоставило плавучий док, в котором ПЛ перевели на Балтийский завод для проведения дальнейших работ. Передняя часть ограждения рубки была демонтирована и установлена в качестве памятника подводной лодке "Народоволец" в г.Кронштадт на территории соединения подводных лодок;

1989 год 8 июля
После восстановительного ремонта установлена в Ленинграде (у Шкиперского протока, недалеко от Морского вокзала) как мемориальная подводная лодка Д-2 "Народоволец" в качестве памятника российского флота и кораблестроения. Отсеки подводной лодки воссозданы такими, какими они были в дни войны;

1994 год 2 сентября
Открыта для осмотра как филиал Центрального Военно-морского музея;

2017 год
Является филиалом Центрального Военно-морского музея. Открыта для посещений и осмотра.

Историческая справка

По сроку службы нет равной этой лодке в нашем подводном флоте. Разные ветры ласкали её военно-морской флаг, волны Балтийского, Баренцева и Карского морей смыкались над ней. Сегодня ветер истории мчится над палубой славной субмарины. Но все должно иметь свое начало.

26 ноября 1926 года Совет Труда и Обороны СССР утвердил программу военного кораблестроения на 1926-1932 годы, предусматривавшую, помимо строительства надводных кораблей, постройку 12 подводных лодок различных типов.

5 марта 1927 года на Балтийском заводе в Ленинграде закладывается первенец советского подводного кораблестроения — головная подлодка «Декабрист» (с 21 августа 1934 года — Д-1). Одновременно начинается строительство «Народовольца» (с 21 августа 1934 г. Д-2) и «Красногвар­дейца» (с 21 августа 1934 г. Д-3). Первую заклепку в деталь днища головной лодки Д-1 забил С.М.Киров. 3 ноября 1928 года «Декабрист» сошела со стапелей, а 19 мая 1929 года была спущена на воду подводная лодка «Народоволец». В апреле 1927 года на судостроительном заводе в Николаеве закладывают еще три подводные лодки типа «Д». Эти корабли строились по проекту, разработанному под руковод­ством талантливого конструктора Б. М. Малинина (1889-1949) и составили I серию подводных лодок СССР. Б.Малинин был одним из тех немногих инженеров, кто еще до революции лично участвовал в постройке подводных лодок. На основе этого опыта и крайне скудных теоретических данных Б.Малинин с группой конструкторов приступил к разработке проектных материалов для постройки первых советских подводных кораблей. Всего подводных лодок типа «Декабрист» было построено 6 единиц.

Тактико-технические элементы первых советских подвод­ных лодок оказались на высоком уровне и не уступали иностран­ным, а по некоторым показателям даже превосходили их. Новые подлодки подвергли очень жестким испытаниям, и

12 октября 1931 года «Народоволец» вошел в состав Военно-Морского Флота. В 1933 году вступил в строй Беломорско - Балтийский канал. Открытие судоходства по этому крупнейшему в нашей стране водному пути (длина 226 км) позволило перевести часть кораблей с Балтийского моря на Северный морской театр. В соответствии с приказом Народного комиссара обороны от 15 апреля все три подводные лодки типа «Д» перевели на Север, где они стали первыми подводными кораблями молодой Северной военной флотилии. 5 августа 1933 года все три лодки были включены в состав этой флотилии.

В 1939 году известный советский летчик В.К.Коккинаки на самолете «Москва» предпринял беспосадочный полет из Москвы через Северную Атлантику в США. Для обеспечения этого перелета командование Северного флота выделило подводные лодки Щ-402, Щ-403, Щ-404 и Д-2. При выполнении этого задания подводники поднимались в высокие широты, используя опыт плавания Д-3 («Красногвардеец»). За освоения северного морского театра большая группа североморцев была награждена орденами. Командир Д-2 Л.М.Райснер был удостоен ордена Ленина. Перед Великой Отечественной войной 22 сентября 1939 года Д-2 вернулась в Ленинград для капитального ремонта и модернизации и в августе 1941 года была включена в состав Балтийского флота. Великую Отечественную войну экипаж лодки встретил на Балтийс­ком заводе. Подводники делили тяго­ты блокадной зимы 1941-1942 годов с ленинградцами. Подводная лодка под командованием капитана 3 ран­га Р. В. Линденберга свой первый боевой поход совершила с 23 сентяб­ря по 4 ноября 1942 года и уже на сле­дующие сутки угодила в противоло­дочную сеть. Дали самый полный ход вперед с одновременным продувани­ем цистерн главного балласта.

Лодка всплыла, но от сети не изба­вилась. Две ночи (днем погружались, чтобы противник не обнаружил лодку) аварийная партия при волнении в холодную погоду рубила сталь­ные тросы. Работой руководил капитан-лейтенант С. Н. Богорад (впоследствии командир балтийской Щ-310, Герой Советс­кого Союза). Д-2 прорвалась в Южную Балтику, торпедировала и потопила у острова Борнхольм транспорт «Якубус Фрицен» (4090 брт), а через пять дней атаковала конвой, в состав которого входили два железнодорожных парома, перевозившие солдат вермахта. Один из этих паромов «Дойчланд» (2972 брт) был серьезно поврежден, погибло более 600 солдат и офицеров. Лодку пре­следовали противолодочные корабли, в течение четырех часов на нее было сброшено 48 глубинных бомб, но Д-2 благополучно вернулась в Ленинград, где ее встречал сам главком ВМФ Николай Герасимович Кузнецов. А всего на боевом счету лодки - 12 торпедных атак, четыре вражеских транспорта. За период войны Д-2 совершила 4 боевых похода (с 23 сентября по 4 ноября 1942 года, 2 – 30 октября 1944 г., с12 декабря 1944 г. по 20 января 1945 г. и с 20 апреля по 18 мая 1945 г.).

После окончания войны Д-2 продолжала нести службу на Балтике. В послевоенный период, в 1953-1954 годах, лодка участвовала в испытаниях систем микроклимата. Речь идет об уникальном экспе­рименте, поставленном в связи с созданием первой советской атом­ной подводной лодки проекта 627. Атомная энергетическая установ­ка позволяла существенно увеличить продолжительность автоном­ного подводного плавания. Но при этом возникла проблема обеспе­чения обитаемости корабля — создания на нем условий для сохране­ния здоровья и работоспособности личного состава.

В июне 1956 года подлодку вывели из боевого состава флота, разоружили и переформировали в учебно-тренировочную станцию по борьбе за живучесть (УТС-6). В новом качестве Д-2 успешно использовалась до 1987 года, обеспечивая отработку подводни­ками способов борьбы с огнем и водой, а также приемов выхода из затонувшей подводной лодки.

1989 году правительство СССР приняло специальное постановление о создании мемориального комплекса, посвященного героям-подводникам Великой Отечественной войны, ученым, конст­рукторам и судостроителям. Такой мемориальный комплекс был разработан на базе подводной лодки Д-2. Техническую документацию для проведения восстановительных работ разработало Центральное конструкторское бюро морской техники ФГУП «ЦКБ МТ «Рубин» (Е.В.Бутузов, В.П.Семенов, К.З.Саравайский), а основной объем реставрационно-восстановительных работ выполнил Балтийский судостроительный завод. Научная разработка проекта экспозиции и ее архитектурно-художественное решение были выполнены сотрудниками Центрального военно-морского музея.

В отличие от подобных мемориальных лодок Тихоокеанского и Северного флотов решено было восстановить в отсеках оборудова­ние, приборы и механизмы (часть из них действующие), какими они были в период боевого использования подводной лодки. Исключени­ем стали аккумуляторные ямы, из которых были выгружены аккуму­ляторы, а сами ямы использованы для размещения экспозиции.

Среди музейных кораблей России и других стран подводная лод­ка Д-2 «Народоволец» занимает особое место. Это отмечают много­численные посетители и иностранные специалисты. Уникальность подлодки в том, что в период строительства ее на Балтийском заводе (1927-1931 гг.) не было электросварки, и потому сейчас можно уви­деть клепаный прочный корпус. Фактически все узлы и агрегаты (включая дизель германской фирмы MAN) воссозданы, что позволя­ет прочувствовать, в каких условиях жили и несли боевую службу советские подводники. Больше всего, конечно, посетителей поражает жуткая, как им кажется, теснота и неприспособленность отсеков лод­ки для жизни.

2 сентября 1994 года на подводной лодке Д-2 («Народоволец») вновь торжественно был поднят Военно-морской флаг и открыта музейная экспозиция. В торжествах по этому поводу приняли участие В.В.Путин, адмирал И.В.Касатонов, вице-адмирал В.В.Гришанов, контр-адмирал Л.Д.Чернавин, начальник Центрального военно-морского музея капитан 1 ранга Е.Н.Корчагин и другие. Мемориальный комплекс стал замечательным памятником истории отечественного флота и подводного кораблестроения, жизнь одной из первых отечест­венных подводных лодок продолжилась. В музейных залах комплекса проводятся научные конференции, выставки и встречи ветеранов-подводников.

Филиал ЦВММ па подводной лодке Д-2 «Народоволец» не только носитель флотской боевой истории - он является и культурным центром. Например, в береговом здании мемориального комплекса, где расположен пост управления и инженерного обеспечения, есть конференц-зал. Там постоянно проводятся различные мероприятия.

Сегодня эта работа велась в соответствии с программами подготовки к празднования 100-летия подводных сил России, 75-летия подводной лодки Д-2 «Народоволец» и 300-летия Центрального военно-морского музея (2009 год).

В этом уникальном корабельном музее работают люди, влюбленные в историю славного отечественного подводного флота: капитан 1 ранга запаса старший научный сотрудник Л. А. Нестеров, капитан 1 ранга в отставке младший научный сотрудник Б. А. Архипов, капитан 1 ранга в отставке Р. В. Рыжиков, капитан 3 ранга запаса инженер А. Г. Ласков, которые в свое время служили на дизельных и атомных подводных лодках Северного, Тихоокеанского и Балтийского флотов.

Добрых слов заслуживают сотрудники Т. В. Носова, Н. Г. Фролова, М. В. Корнилова, которые принимают активное участие в организации экскурсий, содержании музея в отличном состоянии.

ОСНОВНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ Д-2 («НАРОДОВОЛЕЦ»)

  • Водоизмещение, т: надводное — 940, подводное— 1360.
  • Длина, м — 76,6.
  • Ширина наибольшая, м — 6,4.
  • Осадка, м — 3,6.
  • Скорость, узлов: надводная — 14,6, подводная — 9,5.
  • Автономность, суток — 40.
  • Предельная глубина погружения, м — 90.
  • Экипаж;, человек — 53.
  • Вооружение:
    • торпедное — 8-533-мм торпедных аппаратов, 14 торпед,
    • артиллерийское — 1-102-мм и 1—45-мм орудие.

КОМАНДИРЫ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ «НАРОДОВОЛЕЦ» - Д-2

  • Воробьев Владимир Семенович — 1928-1931
  • Назаров Михаил Кузьмич — 1931-1932
  • Рейснер Лев Михайлович — 1932-1937
  • Датченко Гавриил Григорьевич — 1937-1938
  • Жуков Аркадий Алексеевич — 1938-1939
  • Зайдулитт Измаил Магигулович — 1939-1940
  • Линденберг Роман Владимирович — 1940-1945
  • Александров Валентин Петрович — 1945-1947
  • Коваленко Георгий Данилович — 1947-1948
  • Егоров Сергей Григорьевич — 1948-1949
  • Андашев Виктор Петрович — с 1949
  • Хомич Иван Маркович — 1951-1955
  • Ананьев Всеволод Иванович — 1955
  • Крылов Юрий Александрович — 1955-1956