Побережье арктики. Русская Арктика (фото, карты, описание)

Карское море отличается от Баренцева по-настоящему суровым арктическим климатом

Так как теплые атлантические воды сюда практически не проникают. Лед держится от 8 до 9 месяцев, и большая часть моря покрыта дрейфующими льдами. Не зря Карское море образно называют «ледовым мешком». В короткое лето температура лишь немного превышает О С. На этом море часты туманы и штормы.

Большого промыслового значения море не имеет. Порт на побережье - Диксон, морские суда заходят также далеко по глубоководному Енисею до городов Дудинка и Игарка (почти на тысячу километров). В отличие от Енисея устье Оби из-за) мелководности используется слабо.

Море Лаптевых долгое время называлось Сибирским, а современное название получило по имени российских мореплавателей и полярных исследователей XVIII в. двоюродных братьев Д. Я. и X. II. Лаптевых. В прибрежной части много мелководных заливов, в которые впадают крупные сибирские реки Хатанга, Оленек, Яна и другие. Древние долины этих рек прослеживаются далеко в море. В море вдается и обширнейшая дельта Лены, ее протяженность по внешнему краю составляет около 300 км. В удобной для стоянки судов бухте Тикси расположился одноименный порт.

Зима очень сурова - средняя температура составляет -30 С, но в прибрежной части бывают морозы и до -60 С. Большую часть года море покрыто льдами, однако севернее береговой линии протягивается знаменитая Сибирская полынья - незамерзающая полоса моря. Ото льда море.Лаптевых (южная и восточная части) освобождается в конце лета. Интересно, что в его западной части к востоку от пролива Вилькицкого, отделяющего полуостров Таймыр от Северной Земли, сохраняется крупный Таймырский массив льда.

В море водится много ценных рыб: голец, муксун, нельма, таймень, окунь, осетр, стерлядь. Обитают окунь, осетр, стерлядь. Обитают также морж, морской заяц и нерпа. На берегах моря расположены обширные птичьи базары.

Восточно-сибирское море находится между Новосибирскими островами на западе островом Врангели на востоке. В него впадают такие большие реки, как Индигирка и Колыма. На берегу одного из крупных заливов - Чаунской губе - расположился главный порт моря - Певек.

Восточно-сибирское море немного теплее, чем море Лаптевых, так как иногда сказывается «теплое дыхание» Тихого океана. Тем не менее средняя температура зимой также держится в пределах -30 С. Летом столбик ртутного термометра колеблется вблизи нулевой отметки, в это время года стоит пасмурная погода, северные ветры приносят то дождь, то снег. Из-за сильных штормовых ветров этот отрезок Северного морского пути считается одним из самых опасных. К тому же здесь отмечается и самая тяжелая ледовая обстановка.

Чукотское море омывает не только российские берега, но и берега США (штат Аляска). Относительно нешироким Беринговым проливом (ширина в самом узком месте 86 км, длина 96 км и глубина 36 м) оно сообщается с Тихим океаном. По Берингову проливу проходит государственная граница между Россией и США, а также линия перемены дат.

Берега моря очень гористы, вдоль побережья распространены песчаные косы, отделяющие от моря лагуны.

Из-за притока тихоокеанских вод климат немного мягче, чем в соседних арктических морях, фауна и флора здесь также несколько богаче, особенно на юго-востоке моря. Теплые воды Тихого океана попадают в море через Берингов пролив и движутся на восток вдоль берегов Аляски. С другой стороны, вдоль берега Чукотки с северо-запада, преимущественно зимой, проникает холодное течение, несущее с собой льды. Ледовая обстановка в Чукотском море еще более напряженная, чем в Восточно-сибирском море.

200 лет назад в этом море водилось много китов, но уже в XX в. они были почти полностью истреблены. Лишь в середине XX в. после прекращения промышленной добычи киты снова появились в Чукотском море.

Арктические моря на дальней северной окраине России, при всей своей удаленности, играют немаловажную ром» в жизни не только Сибири, но и всей страны. Эти моря богаты промысловыми видами рыб, обладают огромными ресурсами полезных ископаемых. Однако освоение богатств арктических морей необходимо проводить с учетом необычайной ранимости их природы.

Арктические моря являются одними из самых чистых

Моря Арктики являются одними из самых чистых на планете, сообщил ТАСС заместитель директора по науке Мурманского морского биологического института Дмитрий Ишкулов по итогам экспедиции, проведенной в 2017 году учеными института.

"Несмотря на активное освоение и использование Севера, моря здесь остаются одними из самых чистых на планете", – сказал он.

В течение 2017 года ученые ММБИ провели несколько масштабных экспедиций в Арктику. Впервые за многие годы и даже десятилетия речь идет именно о фундаментальных научных исследованиях, а не о прикладных задачах. Это стало возможным при финансовой поддержке Федерального агентства научных организаций (ФАНО).

За год были проведены работы в Баренцевом, Норвежском и Гренландском морях. Завершил сезон 30-суточный рейс научно- исследовательского судна ММБИ "Дальние Зеленцы" в район Шпицбергена: ученые работали в территориальных водах архипелага – в Ис-фьорде.

Ряд результатов, полученных в ходе экспедиции, потребовал длительных лабораторных исследований, аналитической работы. Этим ученые занимались в течение нескольких месяцев. Были изучены пробы воды, донных отложений, растений, животных, что, в частности, позволило сделать выводы о состоянии экологии.

Буфер для экологии

Пробы проверялись на самые разные загрязняющие вещества – от радиации до пластика. В частности, очень подробные данные были получены для Баренцева моря. "Баренцево море по-прежнему достаточно чистое, несмотря на то, что на побережье много промпредприятий, военных заводов, идет развитие нефтегазовой отрасли. И похожая ситуация сохраняется и в других морях, где проводились экспедиции", – сказал Ишкулов.

Это касается всех видов загрязнений. Так, не обнаружили ученые микрочастиц пластика, об опасности накопления которых в воде давно говорят экологи.

По мнению мурманских биологов, Арктику "спасает" то, что моря здесь открытые. "Еще одна причина – мощные буферные процессы в арктических морях, их способность к сохранению равновесия, саморегуляции", – сказал Ишкулов.

Не приносят в Арктику загрязнений и крупные течения, заходящие сюда из Атлантики.

Тепло для Севера

Атлантическому течению Гольфстрим ученые уделяют все больше внимания. Именно он определяет климат западной Арктики. Некоторые экологи считают, что глобальное потепление может привести к изменению течения и необратимым последствиям для арктического региона.

Однако ученые ММБИ, сравнивая результаты своих замеров с многолетними данными, пришли к выводу о стабильности течения. "Его изменения носят только сезонный характер", – отметил Ишкулов.

Не видят морские биологи и причин говорить о необратимом потеплении на планете. "Мы придерживаемся мнения, что это циклический процесс. В последние годы действительно температура растет, льды отодвигаются, но в будущем должен наступить обратный процесс, такие циклы уже наблюдались", – сказал ученый.

Поведение животных

Во время экспедиции было также изучено поведение животных в Арктике. В частности, неожиданным открытием стало то, что птицы могут летать не только с севера на юг, но и поперек меридианов на тысячи километров.

Это было выявлено после того, как ученые установили метки на моевок – один из видов чайки. Раньше считалось, что в западной Арктике и на Дальнем Востоке существуют две обособленные популяции этих птиц, но оказалось, что их представители летают "друг к другу". Пока невыясненным остался только вопрос, что влечет птиц в такие далекие путешествия.

Еще одним важным результатом стали данные об увеличении популяции гренландских китов. Ученые все чаще встречают этих животных на своем пути. Вероятно, это связано как с потеплением, так и с запретом китового промысла.

Судоходство по Северному морскому пути (СМИ) тесно связано с развитием производительных сил Крайнего Севера, с использованием природных богатств этого края для нужд народного хозяйства России и для поставки на мировые рынки.

Перед морским флотом стоят задачи дальнейшего развития судоходства по СМП, укрепления и совершенствования его материально-технической базы, развития сквозного плавания, улучшения экономических показателей работы ледокольного и транспортного флота.

Первоочередными задачами являются увеличение времени арктической навигации, обеспечение проводки судов в планируемые сроки и при любых ледовых условиях; рост сквозных перевозок грузов по СМП из Европы на Дальний Восток и обратно; совершенствование взаимодействия морского, речного, железнодорожного и воздушного транспорта для рационального и эффективного обеспечения потребностей развивающейся промышленности северо-востока России с максимальным использованием СМП и сети судоходных рек Сибири, развитие арктических портов.

Физико-географическая и навигационная характеристика Арктических морей

Северный полюс расположен в центре вод, окруженных тремя континентами: Северной Америкой, Европой и Азией.

Глубины Северного ледовитого океана значительны (2000 5000 м), а его центральная часть круглогодично (более или менее шип но) покрыта льдами. Ледовый покров время от времени разрывается ветрами, а затем снова сколачивается в ледовые массивы, дрейфующие в разных направлениях.

Моря, омывающие южные берега Северного Ледовитого океана (Гренландское, Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское. Чукотское, Бофорта) большую часть года покрыты льдами, а для судоходства пригодны два-три месяца в году.

Северо-Восточный проход часто называют Северным морским путем (СМИ) -- это трасса, проходящая из Атлантического океана и Тихий вдоль северных берегов Европы и Азии через моря Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское, Берингово до одноименного пролива. Протяженность его от Архангельска до Берингова пролива составляет 3500 миль. (Впервые этот путь был пройден с зимовкой во льдах в 1878-1879 гг. Норденшельдом на шхуне «Вега». За один сезон СМП был пройден экспедицией под руководством О. Ю. Шмидта только в 1932 г. на ледоколе «Сибиряков»).

Несмотря на общее потепление климата Арктики, навигацией ные условия на трассе СМП остаются крайне трудными, поскольку она проходит по узким и быстрозамерзающим проливам Карские* Ворота и Югорский Шар (между Новой Землей и материком) и проливом Вилькицкого (между Северной Землей и п-овом Таймыр).

Арктический морской бассейн занимает площадь 3051 тыс. км 2 .

Берега от пролива Югорский Шар до Берингова пролива низ менные, местами возвышенные и изрезанные.

Глубоко врезаются в сушу Байдарацкая, Обская, Колючинская и Чаунская губы, Енисейский, Хатангский, Оленекский, Янский и другие заливы.

Берега островов большей частью возвышены.

Арктические моря лежат в пределах самой обширной в Мировом океане материковой отмели. Глубины вдоль материка небольшие, пятидесятиметровая изобата проходит в десятках миль от берега. К северу глубины увеличиваются.

В арктические моря впадают крупные судоходные реки Обь, Енисей, Лена, Хатанга, Яна, Индигирка, Колыма, которые своими теплыми водами ускоряют вскрытие прибрежных районов ото льда.

Для климата на трассе СМП типичны низкие средние годовые температуры, суровая и продолжительная зима, короткое лето и сложная ледовая обстановка. Средняя температура января от -20 до -30°С; средняя летняя температура в прибрежных районах не поднимается выше +13°С, а в море от 0 до +2°С.

Воды морей сильно охлаждены. Их температура летом в устье рек достигает +6°С, а в открытом море - около нуля; зимой подо льдом от -1,5 до -1,8°С.

В Восточно-Сибирском и Чукотском морях наблюдается постоянное течение, направленное против часовой стрелки.

Летом над морями Арктики преобладают северные ветры.

В зимнее время моря покрыты сплошными льдами с мощным береговым припаем. В мае-июне ледяной припай начинает разрушаться, и во второй половине июля прибрежная зона шириной до нескольких сотен километров очищается ото льда и становится доступной для судоходства (но не везде).

Навигация длится не более 3-4 месяцев. Во второй половине октября начинается ледообразование, а в ноябре моря замерзают; толщина льда достигает более 2,5 м и навигация прекращается. В отдельные годы на некоторых участках (пролив Вилькицкого) плавучие льды держатся даже летом.

Наиболее сложные ледовые условия в морях Лаптевых, Восточно-Сибирском и Чукотском, где находятся не тающие круглый год ледовые массивы Таймырский, Айонский, Врангеля и Колючинский.

Приливно-отливные колебания уровня воды незначительны; наибольшего значения они достигают в районе Чукотки - 1,5 м, в За-падной части Карского моря - 1,2 м, а в остальных районах не превышают 0,3 м. Сгонно-нагонные колебания уровня воды - 1-2 м.

Осадков выпадает от 100 до 200 мм в год, преимущественно в виде снега. дальневосточный навигационный арктический ледовый

Расположение морей за Северным Полярным кругом отличает их от других бассейнов резким изменением видимости. Зимой стоят полярные ночи, а летом - полярные дни.

Среднее число ясных дней здесь не превышает 2-3 в месяц. В начале лета часты туманы.

В Архангельске открытие арктической навигации обычно приходится на середину мая (закрытие 15 октября), в Мезени навигация продолжается с середины мая до 10 ноября, в Нарьян-Маре-с 1 июня до 25 октября, а в Енисейском заливе с 15 июля до 15 сентября.

Если вы посмотрите на физическую карту, то обязательно заметите, что Сибирь, как, впрочем, и вся территория России, на севере открыта в сторону арктических морей. Общая протяженность береговой линии арктических морей составляет около 25 тыс. км.

Наши северные моря располагаются в областях материковой отмели (шельфа) и являются окраинными континентальными морями. Моря образовались в результате затопления низких берегов севера Евразии после таяния ледников и подъема уровня Мирового океана.

В чем проявляется суровость климата северных морей?

Объединяет сибирские моря суровый арктический климат. Три четверти года они покрыты мощным ледяным покровом, толщина которого достигает 7 м - такой лед можно преодолеть лишь с помощью мощнейших ледоколов. На севере сплошной лед нередко сохраняется до середины августа, на юге под влиянием теплых вод, приносимых сюда сибирскими реками, прибрежные участки морей освобождаются ото льда в июле. Однако даже в августе и в сентябре на поверхности морей плавают многочисленные льдины и даже ледяные поля. Летом массы холодного воздуха, формирующиеся на освободившейся ото льда водной поверхности, приносят на территорию Сибири похолодание и длительные моросящие дожди.

Какое значение имело освоение Северного морского пути?

Еще немногим более полувека назад плавание судов вдоль северного побережья Сибири считалось практически невозможным. В настоящее время навигация по нему продолжается несколько месяцев, а на западном отрезке от Мурманска до Дудинки судоходство почти круглогодично (10 месяцев). Несмотря на неблагоприятные для судоходства ледовые условия, Северный морской путь позволяет соединить наиболее коротким путем наши европейские, сибирские и дальневосточные порты.

Освоение Северного морского пути имеет длительную и героическую историю. Русские поморы плавали по Баренцеву и Карскому морям уже в XI-XIII вв. Постоянное и планомерное освоение арктических морей и поиск прохода вдоль северного побережья Сибири начался в XVIII в. по указанию Петра I. Были составлены карты арктического побережья (некоторыми пользовались чуть ли не до середины XX в.) и выполнены описания морей Северного Ледовитого океана. Этот героический подвиг, гордость русской географии, был совершен всего за 10 лет русскими офицерами Д. Л. Овцыным, Ф. А. Мининым, В. В. Прончищевым, X. П. Лаптевым, С. И. Челюскиным.

Рис. 135. Суда на Северном морском пути

В 1932 г. Северный морской путь был пройден за одну навигацию советской экспедицией под руководством выдающегося полярного исследователя О. Ю. Шмидта на судне «Сибиряков». Эту дату можно считать точкой отсчета начала работы Северного морского пути.

Чем отличаются друг от друга арктические моря?

Карское море отличается от Баренцева по-настоящему суровым арктическим климатом, так как теплые атлантические воды сюда практически не проникают. Лед держится от 8 до 9 месяцев, и большая часть моря покрыта дрейфующими льдами. Не зря Карское море образно называют «ледовым мешком». В короткое лето температура лишь немного превышает 0°С. На этом море часты туманы и штормы.

Большого промыслового значения море не имеет. Порт на побережье - Диксон, морские суда заходят также далеко по глубоководному Енисею до городов Дудинка и Игарка (почти на тысячу километров). В отличие от Енисея устье Оби из-за мелководности используется слабо.

Море Лаптевых долгое время называлось Сибирским, а современное название получило по имени российских мореплавателей и полярных исследователей XVIII в. двоюродных братьев Д. Я. и X. П. Лаптевых. В прибрежной части много мелководных заливов, в которые впадают крупные сибирские реки Хатанга, Оленек, Яна и другие. Древние долины этих рек прослеживаются далеко в море. В море вдается и обширнейшая дельта Лены, ее протяженность по внешнему краю составляет около 300 км. В удобной для стоянки судов бухте Тикси расположился одноименный порт.

Зима очень сурова - средняя температура составляет -30°С, но в прибрежной части бывают морозы и до -60°С. Большую часть года море покрыто льдами, однако севернее береговой линии протягивается знаменитая Сибирская полынья - незамерзающая полоса моря. Ото льда море Лаптевых (южная и восточная части) освобождается в конце лета. Интересно, что в его западной части к востоку от пролива Вилькицкого, отделяющего полуостров Таймыр от Северной Земли, сохраняется крупный Таймырский массив льда.

Рис 136. Порт Дудинка

В море водится много ценных рыб: голец, муксун, нельма, таймень, окунь, осетр, стерлядь. Обитают также морж, морской заяц и нерпа. На берегах моря расположены обширные птичьи базары.

Восточно-Сибирское море находится между Новосибирскими островами на западе и островом Врангеля на востоке. В него впадают такие большие реки, как Индигирка и Колыма. На берегу одного из крупных заливов - Чаунской губе - расположился главный порт моря - Певек.

Восточно-Сибирское море немного теплее, чем море Лаптевых, так как иногда сказывается «теплое дыхание» Тихого океана. Тем не менее средняя температура зимой также держится в пределах -30°С. Летом столбик ртутного термометра колеблется вблизи нулевой отметки, в это время года стоит пасмурная погода, северные ветры приносят то дождь, то снег. Из-за сильных штормовых ветров этот отрезок Северного морского пути считается одним из самых опасных. К тому же здесь отмечается и самая тяжелая ледовая обстановка.

Чукотское море омывает не только российские берега, но и берега США (штат Аляска). Относительно нешироким Беринговым проливом (ширина в самом узком месте 86 км, длина 96 км и глубина 36 м) оно сообщается с Тихим океаном. По Берингову проливу проходит государственная граница между Россией и США, а также линия перемены дат.

Берега моря очень гористы, вдоль побережья распространены песчаные косы, отделяющие от моря лагуны.

Из-за притока тихоокеанских вод климат немного мягче, чем в соседних арктических морях, фауна и флора здесь также несколько богаче, особенно на юго-востоке моря. Теплые воды Тихого океана попадают в море через Берингов пролив и движутся на восток вдоль берегов Аляски. С другой стороны, вдоль берега Чукотки с северо-запада, преимущественно зимой, проникает холодное течение, несущее с собой льды. Ледовая обстановка в Чукотском море еще более напряженная, чем в Восточно-Сибирском море.

200 лет назад в этом море водилось много китов, но уже в XX в. они были почти полностью истреблены. Лишь в середине XX в. после прекращения промышленной добычи киты снова появились в Чукотском море.

Выводы

Арктические моря на дальней северной окраине России, при всей своей удаленности, играют немаловажную роль в жизни не только Сибири, но и всей страны. Эти моря богаты промысловыми видами рыб, обладают огромными ресурсами полезных ископаемых. Однако освоение богатств арктических морей необходимо проводить с учетом необычайной ранимости их природы.

Вопросы и задания

  1. Как меняется природа арктических морей с запада на восток?
  2. Чем объяснить, что арктические моря оказывают большее влияние на климат внутренних районов Сибири летом, а не зимой?
  3. По карте атласа проследите, в каких названиях осталась память об исследователях Арктики.
  4. Какая хозяйственная деятельность населения связана с арктическими морями? Какие экологические проблемы возникают в связи с этим? Каковы возможные пути их решения?
  5. Арктические моря, несмотря на суровость их природы, привлекают туристов. Предложите туристические маршруты по ним. Какие объекты и природные явления, на ваш взгляд, могут привлечь туристов?
  6. Подумайте, с какими странами мира Россия могла бы сотрудничать и сотрудничает в настоящее время в решении проблем хозяйственного освоения Арктики.

Арктика, северная полярная область Земли, включающая Севеpный Ледовитый океан и его моpя: Гpенландское, Баpенцево, Каpское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское и Бофоpта, а также море Баффина, залив Фокс-Бейсин, многочисленные пpоливы и заливы Канадского Аpктического архипелага, северные части Тихого и Атлантического океанов; Канадский Аpктический аpхипелаг, Гpенландию, Шпицбеpген, Землю Фpанца-Иосифа, Hовую Землю, Севеpную Землю, Hовосибиpские о-ва и о.Вpангеля, а также северные побережья материков Евразия и Северная Америка.

Границу Аpктики нередко проводят по Севеpному поляpному кpугу (66°33 с.ш.), однако местами арктические условия проявляются в гораздо более южных районах. Иногда южная гpаница Аpктики связывается с положением изотеpмы наиболее теплого месяца +10° C (за исключением pайонов со сpеднегодовой темпеpатуpой выше 0° С). Изотерма +10° С примерно совпадает с севеpной гpаницей pаспpостpанения древесной растительности.

Севеpный поляpный кpуг является гpаницей, севеpнее котоpой Солнце не поднимается над гоpизонтом во время зимнего солнцестояния (21 декабpя) и не заходит за гоpизонт во время летнего солнцестояния (21 июня). К севеpу продолжительность полярного дня и полярной ночи возрастает, достигая на Северном полюсе в каждом случае полугода. Во время долгой полярной ночи свет исходит только от Луны и полярных сияний.

Физическая геог p афия

Суша. Рельеф островов и а p ктических побережий мате p иков весьма разнообразен. П p име p но 4/5 Г p енландии, самого большого ост p ова Земли (2175,6 тыс. кв. км), пок p ыто ледниковым покровом мощностью до 3500 м. Многочисленные выводные ледники спускаются от ледникового покрова к побережью, где происходит отел айсбе p гов. Свободная ото льда те pp ито p ия Г p енландии составляет ок. 342 тыс. кв. км; здесь встречаются различные типы рельефа – от относительно низких отпрепарированных льдом плато до высоких сильно расчлененных го p . На юго-западном побе p ежье Гренландии обна p ужены д p евнейшие коренные породы Земли. Небольшие ледниковые шапки встречаются на островах Элсми p , Девон, Баффинова Земля в Канаде, на Шпицбе p гене, Земле Ф p анца-Иосифа, H овой Земле и Севе p ной Земле. Вдоль восточного побе p ежья Канадского Арктического архипелага и п-ова Лаб p адо p простираются сильно пересеченные горы с вершинами до 2600 м над у.м. (на севе p е о.Элсми p ). Во многих местах го p ные хребты увенчаны ледниками. Го p ы занимают обширные территории на Севе p о-Востоке Сиби p и (горы Бырранга). Низкие горы встречаются также на H овой Земле и на п-ове Таймы p . В Арктике преобладают низкие волнистые равнины, где летом в течение нескольких недель p азвивается тунд p овая p астительность. Подобные ландшафты ха p акте p ны для запада Канадского А p ктического архипелага и материковых районов к западу от Гудзонова залива, а также для северного побе p ежья Аляски. Бóльшая часть а p ктического побе p ежья России – низкая p авнина с тунд p овой p астительностью и небольшими холмистыми участками. Почти повсеместно в А p ктике p асп p ост p анена вечная ме p злота.

Океан. Севе p ный Ледовитый океан (ок.14,1 млн. кв. км) ок p ужен сушей, за исключением ши p окого выхода в севе p ную Атлантику и узкого Бе p ингова п p олива, связывающего его с севе p ной частью Тихого океана. Главная природная особенность этой акватории – наличие морского льда, что сыграло большую роль в исто p ии освоения Арктики. В период максимального сезонного p асп p ост p анения лед может пок p ывать всю пове p хность океана, а в конце лета его площадь сокращается п p име p но вдвое. Центральная часть Севе p ного Ледовитого океана всегда пок p ыта льдом, который находится в постоянном движении. Проходы во льду могут об p азовываться в любое в p емя года, тогда как летом наиболее часто создаются такие условия, что на поверхности океана плавают разреженные паковые льды. Большинство заливов, п p оливов и фьо p дов сковано сезонным припаем, кото p ый во многих p айонах вскрывается, хотя бы на ко p откое время, в конце лета – начале осени. В некото p ых районах в течение почти всего года по ряду причин океан остается свободным ото льда и там образуются полыньи (например, полынья Норт-Уотер в море Баффина и п p оливе Смита).

Климат а p ктических регионов поражает p азнооб p азием – от с p авнительно мягкого и влажного климата на западном побе p ежье H о p вегии до климата поля p ных пустынь во внут p енних p айонах Г p енландии со с p едними годовыми темпе p ату p ами ок. –30° С. Зимой над всей а p ктической областью господствуют а p ктические воздушные массы, устремляющиеся к югу в умеренные ши p оты. С p едние месячные темпе p ату p ы воздуха в А p ктике в течение зимы меняются в зависимости от влияния холодных и теплых морских течений, особенностей рельефа и преобладающих вет p ов. В Канадской А p ктике зимние темпе p ату p ы колеблются от –34° С на о-вах Ко p олевы Елизаветы до –23° С на юге Баффиновой Земли. В этих районах с p едние месячные темпе p ату p ы постоянно держатся ниже +10° С. Однако на суше в конце июля – начале августа днем температуры могут повышаться до +21° C и более. Отепляющее влияние Северо-Атлантического течения отчетливо проявляется в Баренцевом море, где порт Мурманск почти всегда свободен ото льда.

Ресурсы

Растительный и животный мир. Хотя в большинстве районов Арктики деревьев нет в некоторых областях на севере Скандинавии и России (к востоку от Белого моря и в Печорском бассейне) растут сосновые, еловые и березовые леса. Типичная тундровая растительность состоит из различных злаков, осок, лишайников, карликовых ив и березы. Арктическое лето короткое, однако на земную поверхность поступает большое количество солнечной радиации, что весьма стимулирует рост и развитие растений. Температура на поверхности почвы может на 20° C превышать температуру воздуха.

Основная особенность животного мира Арктики – ограниченность видового состава и обилие особей каждого вида. Численность наземных млекопитающих подвержена периодическим резким колебаниям. Растительные ресурсы обеспечивают существование крупных популяций северных оленей (в Северной Америке их называют карибу), многие из которых на зиму мигрируют к югу в лесные районы. Численность популяций овцебыков в некоторых районах сильно возросла (например, на о. Банкс в Канаде). Эти животные были интродуцированы в западную Гренландию. В Арктике круглый год живут белые медведи, проводящие бóльшую часть времени на дрейфующих льдинах, зайцы, песцы, лемминги, белые совы, вороны, тундряные куропатки. Полярные моря изобилуют тюленями, моржами, белухами и нарвалами.

Антропогенная нагрузка на биологические ресурсы была велика уже в доисторические времена. В настоящее время воздействие человека стало поистине опустошающим: за первые тридцать лет 20 в. численность карибу в Северной Америке сократилась с 3 млн. до 200 тыс. голов. В Северной Сибири оказался на грани исчезновения ценный пушной зверь соболь, которого удалось спасти, только взяв под охрану закона. Во многих северных районах Канады в результате активности первооткрывателей и скупщиков пушнины была почти уничтожена популяция мускусного быка. В конце концов овцебык, северный морской котик и калан были взяты под охрану и выжили, однако морская корова Стеллера истреблена полностью. Охота на белого медведя и моржей запрещена. В арктических экосистемах поддерживается чрезвычайно хрупкое равновесие, которое можно очень легко нарушить.

Морские биологические ресурсы. На заре освоения Арктики ее основное богатство составляли морские млекопитающие. Еще в 16–17 вв. купцы направляли специальные экспедиции для исследования северных морей и поисков прохода на Дальний Восток. Эти исследования сопровождались открытием крупных местообитаний китов в морях Баффина и Беринговом и в районе Шпицбергена. Если аборигены Арктики веками умеренно использовали морские биологические ресурсы, то европейцы быстро приблизили опасность полного уничтожения популяций морских котиков и гренландского кита. Хотя в настоящее время ситуация несколько стабилизировалась, будущее китов остается неясным. Возникла также угроза истребления популяций нарвалов и моржей, которые стали объектами неконтролируемой охоты ради их клыков. Падение цен на шкуры тюленей и значительное снижение уловов рыбы стали причиной больших экономических трудностей во многих промысловых общинах Канады и Гренландии.

Минеральные ресурсы. За период с 16 до начала 20 в. предпринимались попытки разработки полезных ископаемых Арктики. В 1930-х годах Советское правительство стало использовать труд заключенных для разработки минеральных ресурсов Севера, уделяя главное внимание добыче золота, меди, никеля, алмазов и апатита. В настоящее время в широких масштабах ведется добыча угля в Печорском бассейне. На севере Западно-Сибирской низменности разрабатываются огромные запасы нефти и природного газа.

Вслед за открытием нефтегазоносного месторождения в пределах Арктической низменности на севере Аляски в 1977 были разведаны месторождения нефти и природного газа в Канадской Арктике и у берегов Гренландии. Однако освоение этих ресурсов сдерживается из-за низких рыночных цен и значительных производственных и природоохранных затрат. Нефть из северной Аляски перекачивается по трубопроводу через всю территорию этого штата в порт Валдиз, где грузится на танкеры для отправки в южные штаты. В Скандинавии налажена добыча железной руды, прежде всего из месторождения у города Кируна в Швеции. Руду перевозят по железной дороге в норвежский порт Нарвик, а оттуда транспортируют по морю. На Шпицбергене Норвегия и Россия на протяжении нескольких десятилетий добывали уголь.

Население. Во многих районах Арктики люди появились более 10 тыс. лет назад. Позднее всего были заселены северные районы Канадского Арктического архипелага и Гренландия. Предки американских индейцев мигрировали через Берингов пролив из Азии в Северную Америку еще 20 тыс. лет назад. Однако предки эскимосов, т.н. палеоэскимосы, достигли крайних северных районов всего 4 тыс. лет назад. В Американской Арктике миграции населения происходили преимущественно с запада на восток, в Евразии – чаще всего с юга на север, по долинам крупных рек.

Население Арктики состоит из коренных и пришлых жителей, являющихся носителями разных культурных традиций. Наиболее однородна группа аборигенов, живущих в Американской Арктике. В основном она состоит из эскимосов, или иннуитов (как они себя называют в Канаде и Гренландии). Общая численность эскимосов превышает 100 тыс. человек, включая 1500 человек в Сибири и юго-западной Аляске. Во внутренних районах северной Аляски и западной Канады наряду с эскимосами проживают индейцы дене. Белое население сосредоточено в таких крупных городах к югу от Северного полярного круга, как Уайтхорс (Юкон), Йеллоунайф (Северо-Западные территории), Фэрбанкс и Анкоридж (Аляска) и Готхоб (Нуук) в Гренландии. В канадском Заполярье численность белого населения невелика. Исключение составляет город Инувик (Северо-Западные территории). Представители некоренного населения обычно приезжают на время и работают врачами, медицинскими сестрами, учителями, полицейскими, миссионерами, торговцами, администраторами. На северной Аляске преобладает эскимосское население, однако на нефтяных промыслах занято много приезжих.

На крайнем севере Евразии в составе коренного населения выделяются саамы в северной Скандинавии и Финляндии, ненцы на севере и чукчи на северо-востоке России. В Российской Арктике осело много добровольных и вынужденных иммигрантов, и во многих районах аборигены превратились в национальные меньшинства. В России, как и в Северной Америке, приезжие живут главным образом в промышленных, горнодобывающих или административных центрах (например, в таком крупном городе, как Норильск).

Средства передвижения. Как в древние времена, так и сейчас транспорт играет весьма важную роль в Арктике. Еще до появления европейцев саамы и некоторые народы Сибири приручили северных оленей и использовали их для передвижения. Другие народы Севера жили исключительно охотой. Им приходилось кочевать вслед за промысловыми животными во время их сезонных миграций на суше или на море. На севере Америки собачья упряжка и два типа покрытых кожей лодок (большая лодка умиак и одноместный каяк) использовались как основные средства передвижения во время охоты. В Евразии в сани чаще запрягали оленей, а не собак. Тысячелетиями люди жили на берегах холодных северных морей, полностью обеспечивая свое существование. Наблюдательные европейские первопроходцы оценили преимущества местных средств передвижения, особенно собачьих упряжек. В настоящее время традиционные транспортные средства используются местным населением в различных регионах по-разному. На Аляске и в Канаде собачья упряжка по большей части уступила место снегоходам, а каяки практически вышли из употребления. Однако в Гренландии летом все еще используют каяки во время охоты на морских млекопитающих.

Разведка полезных ископаемых, а также административная и военная деятельность почти полностью изменили способы передвижения в Арктике. Авиация, от маленьких одномоторных до громадных грузовых и пассажирских реактивных самолетов, обеспечивает надежную связь даже с самыми отдаленными поселениями. Мощные атомные ледоколы позволяют доставлять морским путем товары и топливо в скованные льдом северные порты и соответственно продлевать сроки навигации. Атомные подводные лодки регулярно курсируют под паковыми льдами Арктики.

История открытий и исследований

Самое первое письменное свидетельство об исследовании северо-западной Европы восходит к 4 в. до н.э., когда грек Пифей из Массилии (Марсель) совершил плавание в страну Туле. Она, вероятно, была расположена довольно далеко за Северным Полярным кругом, потому что в день летнего солнцестояния солнце там светило всю ночь. Некоторые ученые отождествляют страну T ул e с Исландией. Возможно, еще в 5 в. н.э. ирландские монахи обследовали Северо-Атлантический регион, включая Фарерские о-ва и Исландию, откуда в конце 9 в. н.э. они были вытеснены скандинавами. Примерно в то же время Оттар из Халогаланда стал первым скандинавским мореплавателем, совершившим плавание на восток и достигшим Белого моря. Выходцы из Норвегии основали поселения в Гренландии в 986 н.э. Археологические находки на восточном побережье о.Элсмир свидетельствуют, что скандинавы достигали Канадской Арктики еще в середине 13 в. По крайней мере за 200 лет до этого они добрались до Шпицбергена, а возможно и до Новой Земли.

Скандинавские поселения в Гренландии были заброшены ок. 1500. Дальнейшие исследования в Арктике были направлены на поиск Северо-Западного и Северо-Восточного проходов с целью выхода на рынки Дальнего Востока. В 1553 Ричард Ченслер обогнул мыс Нордкап и достиг того места, где ныне расположен Архангельск. Через три года Стивен Барроу из Московской компании добрался до Новой Земли. В исследовании этого района большую роль сыграл голландец Виллем Баренц, совершивший плавания в 1594, 1595 и 1596.

Важным стимулом для изучения внутренних районов запада Северной Америки была добыча пушнины; ради этого первопроходцы пытались наладить отношения с аборигенами. Северные районы Евразии исследовались русскими или иностранцами, состоявшими на службе у россиийского правительства. Русские рыбаки и крестьяне вышли к берегам Белого моря и в бассейн Печоры еще в начале 11 в, тогда как торговцы пушниной проникли в Зауралье в 16–17 вв. Там они завладели землями, уже освоенными и заселенными охотниками, рыбаками и оленеводами. В конечном итоге русские колонисты достигли побережья Тихого океана. В 18 в. Россия стала проводить интенсивные научные исследования в Сибири и на Дальнем Востоке. Среди них выделяются Первая (1725–1730) и Вторая (1733–1743) Камчатские экспедиции, которыми руководил Витус Беринг, и Великая Северная экспедиция (1733–1743), во время которой систематически изучалось побережье Сибири. Северо-Восточный проход был впервые пройден в 1878–1879 шведским исследователем бароном Н.А.Э.Норденшельдом на корабле «Вега».

Рейсы из Атлантического океана до р.Енисей совершались торговыми судами еще перед Первой мировой войной, однако освоение Северного морского пути усилилось в 1920-е годы.

В 1932 ледокол «Александр Сибиряков» прошел за одну навигацию маршрут от Архангельска до Берингова пролива. В 1934 ледокол «Федор Литке» прошел этот путь в обратном направлении с востока на запад. Впоследствии караваны торговых судов в сопровождении ледоколов регулярно курсировали по Северному морскому пути вдоль арктического побережья России. Естественно, что продолжительность навигации зависела от ледовой обстановки и колебалась от нескольких недель до четырех месяцев.

Вероятно, страна, описанная в скандинавских сагах как Хеллуланд (страна плоских камней), – Баффинова Земля, которую открыли первопроходцы из Гренландии, пересекшие Девисов пролив. Плавания древних скандинавов были известны средневековым мореплавателям, устремившимся на поиски Северо-Западного прохода, и первую высадку Мартина Фробишера на Баффинову Землю в 1576 нельзя считать случайной. Имя Фробишера открывает длинный список тех, кто занимался поисками Северо-Западного прохода. Осенью 1576 он зашел в акваторию, которая впоследствии была названа проливом Фробишера, и на побережье обнаружил минерал, ошибочно принятый им за золото. Он возвратился в Англию, заручился поддержкой государства и частных лиц и организовал еще две экспедиции для добычи якобы золотоносной руды, которая оказалась пиритом. Фробишер так и не продвинулся дальше на запад. Только в 1860 выяснилось, что «пролив» Фробишера на самом деле представляет собой залив.

В августе 1585 Джон Дейвис (Девис) пересек пролив, который теперь носит его имя, и описал восточный берег п-ова Камберленд. Позднее, во время двух последующих плаваний, он достиг широты 72°30ў, но не смог добраться до залива Мелвилла.

И Дейвис и Фробишер обращали внимание на обширную акваторию между южным берегом Баффиновой земли и заливом Унгава. В 1605 британская Ост-Индская компания направила капитана Джорджа Уэймота исследовать этот пролив. Он не смог пройти его целиком, но сообщил, что там имеется забитый льдом проход на запад. Обнадеженные этим сообщением, несколько богатых английских купцов финансировали экспедицию под руководством Генри Гудзона. К тому времени он был уже хорошо известен своими исследованиями в суровых северных водах вокруг Шпицбергена. В 1610 Гудзон на старом корабле Уэймота «Дискавери» (вошедшем в историю исследований Арктики) достиг пролива, а затем и залива, которые теперь носят его имя. Гудзон после трудной зимовки в заливе Джеймса попытался продвинуться дальше на запад, но его команда взбунтовалась: Гудзона с несколькими верными людьми посадили в лодку, и их больше никто никогда не видел. Штурман «Дискавери» Роберт Байлот привел корабль обратно в Англию.

В 1612 на «Дискавери», которым теперь командовал Байлот, в Гудзонов залив впервые попал Томас Баттон. В 1615 Байлот возвратился на тот же корабль вместе с лоцманом Уильямом Баффином, и в 1616 они на «Дискавери» пересекли все море Баффина в северном направлении и добрались до пролива Смита между о.Элсмир и Гренландией. Это было замечательное путешествие, маршрут которого удалось повторить только Джону Россу, который повторно открыл море Баффина в 1818.

Инициатива англичан, искавших Северо-Западный проход, в начале 17 в. была перехвачена датчанами. В 1619 датский король Кристиан IV направил в Гудзонов залив Йенса Мунка, достигшего устья реки, которую теперь называют рекой Черчилл (провинция Манитоба, Канада). Там он перезимовал, но от цинги погибла почти вся его команда. Троим оставшимся в живых морякам удалось следующей осенью на небольшом суденышке вернуться в Норвегию.

После экспедиции Джона Росса в 1818 в море Баффина активизировался промысел гренландских китов. Британское Адмиралтейство продолжало настаивать на продолжении поисков Северо-Западного прохода. В 1819 Эдвард Парри, служивший первым помощником Росса, был назначен руководителем следующей экспедиции и достиг о.Мелвилл, где перезимовал перед возвращением на родину.

Поворотным моментом в истории открытия Северо-Западного прохода стала экспедиция Джона Франклина, которая в 1845 в составе 130 человек отправилась в воды Американской Арктики на двух кораблях – «Эребус» и «Террор». После зимовки на о.Бичи оба судна попали в ледяную ловушку в проливе Виктория. Место гибели находилось примерно в 800 км от берега материка, где Франклин проводил исследования 30 годами раньше. Многочисленные наземные и морские экспедиции, направлявшиеся на поиски Франклина и его людей на протяжении 15 лет, не достигли своей основной цели, но способствовали картографированию большой части Американской Арктики. В 1859 Фрэнсис Леопольд Мак-Клинток обнаружил в каменной пирамиде на о. Кинг-Уильям короткое сообщение с описанием злоключений, выпавших на долю экспедиции Франклина.