Набережная баку. Тайны Баку: Длинная история Приморского бульвара Визовый вопрос и регистрация

Статью О.Булановой об истории создания Приморского бульвара в Баку

Согласно многочисленным опросам, большинство бакинцев считают, что лицом города однозначно является Приморский бульвар. Это поистине морской фасад Баку, на протяжении практически двух веков определявший лицо столицы Азербайджана.

История Приморского бульвара, включая набережную, носившую в разные годы разные названия, невероятно интересна. В 2009 г. было торжественно отмечено столетие бульвара, однако его история гораздо длиннее.

Разговоры о том, что Баку необходима набережная, шли давно, обсуждались разные варианты.

По первоначальному варианту проекта между крепостной стеной, которая окружала Ичери- Шехер и со стороны моря, и зданиями за ней предусматривалось проложить улицу небывалой для того времени ширины - 18 м. С одной стороны улицу ограничивала бы крепостная стена, с другой стороны - задние фасады зданий. При значительных перепадах высот новая улица не смогла бы играть существенной роли в городе и была бы архитектурно невыразительной.

Поэтому в 1865 г. бакинским военным губернатором и управляющим гражданской частью генерал-лейтенантом Михаилом Петровичем Колюбакиным было подано ходатайство на снос участка старой крепостной стены, который отделял Ичери-Шехер от морского побережья и "своей бесполезностью препятствовал свободному движению воздуха". Разрешение было получено, и стену снесли.

Однако после сноса стены сразу же стала ощущаться необходимость в архитектурном оформлении набережной. Поэтому вырученные от продажи камня снесенной стены деньги (44 тыс. руб.) были "употреблены на сооружение пристани, - писали газеты тех лет, - и изящной каменной набережной, вскоре украсившейся рядом красивых частных домов".

Первым своим благоустройством Баку обязан архитектору Карлу Густавовичу Гиппиусу, который, кстати, отстоял Дворец Ширваншахов, когда его попытались приспособить под городскую тюрьму. К.Гиппиус участвовал в формировании ряда улиц и в проектировании первых домов на набережной. Знатокам и историкам хорошо известна его акварель 1867 гг., где изображена набережная и дома на ней, в том числе губернаторский дом (впоследствии там размещался клуб медработников с пристроенным третьим этажом, а сейчас на этом месте стоит отель "Фо сизонс").

За сооружение набережной взялся замечательный азербайджанский архитектор Гасымбек Гаджибабабеков (1811-1874). Древняя Девичья башня - символ Баку - тогда играла роль маяка, и трудно сказать, дожил ли бы до наших дней этот удивительный памятник, если бы не это обстоятельство. Г.Гаджибабабеков произвел значительные инженерные и планировочные работы по благоустройству набережной, занимался ее строительством и вопросами подведения пресной воды.

В 1867 г. по его проекту на будущей площади Азнефть был построен водоразборный фонтан (также видимый на акварели К.Гиппиуса) и другие сооружения, был запланирован широкий тротуар, обсаженный деревьями, а между участками частных владений - переулки шириной в 13 м. Через них с набережной открывались виды на выразительную архитектуру Бакинской крепости - Ичери-Шехер.

После этого набережная получила статус бульвара, ставшего, по словам современников, украшением города. Надо сказать, что набережная была объектом пристального внимания городских властей еще и потому, что на ней размещался дом губернатора. В 1882 г. на набережной предполагалось построить бульвар, запроектированный архитектором А.Кошкиным.

Но несмотря на все усилия, набережная все равно оставалась не самой приглядной и благоустроенной частью города, потому что на ней размещались многочисленные частные пристани торговых фирм и пароходных компаний со складами и прочими строениями, настолько загромождавшими и загрязнявшими морской берег, что даже проводившиеся мероприятия по его улучшению сводились "на нет".

Так, например, пароходная компания "Кавказ и Меркурий" построила на набережной пристань и ряд других сооружений, разделив береговую полосу на две части: Александровская набережная (в честь императора Александра II) располагалась вдоль Ичери-Шехер примерно от будущей площади Азнефть и до будущего Театра кукол, которого тогда еще, разумеется, не было, и Петровская, шедшая в восточном направлении дальше вдоль береговой линии. Поэтому в 1897 г. был построен барьер, отделявший участок шириной в 50 м от моря, четко обозначивший бульвар как целостное архитектурное сооружение.

В 1900 г. Садовая комиссия города постановила построить на набережной большой питомник декоративных деревьев, и с этого момента началось активное озеленение бульвара. Детальный проект озеленения, с учетом ширины аллей и их протяженности, пород деревьев, кустарников и т.п., был составлен гражданским инженером (архитектором) Казимиром Скуревичем, поляком на российской службе, совместно с городским садоводом Васильевым.

В первые годы ХХ в. бульвар имел уже достаточно привлекательный вид, набережная продолжала оставаться в плену пристаней и причалов. За превращение набережной в прекрасную транспортную магистраль, а также в место отдыха и городской парк градоначальники взялись только в 1909 г., и эта дата считается официальным годом "рождения" Бакинского бульвара. Как сообщала газета "Каспий" в № 77 за 1909 г., "На устройство бульвара на набережной Дума ассигновала 10 тыс. рублей".

За благородное дело благоустройства взялся талантливый инженер Мамед-Гасан Гаджинский (не путать с Исабеком Гаджинским, владельцем прекрасного дома справа от Девичьей башни); принимал участие и талантливый немецкий архитектор Адольф Эйхлер. Были составлены проекты больших павильонов на набережной в стиле модерн под громкими названиями "Олимпия" для синематографа и ресторана "Эльдорадо", фонтанов и беседок, а также лестницы, ведущей в море.

Бульвар получился пока не очень длинным: планы устроителей очень быстро столкнулись с интересами крупного капитала - жертвовать своими доками, складами и пристанями желающих было немного. Поэтому вначале была благоустроена прибрежная территория, расположенная между причалом общества "Кавказ и Меркурий" и домом Сеида Мирбабаева, т.е. собственно Александровская набережная. На интересы общества "Кавказ и Меркурий" никто не рискнул посягнуть.

В дальнейшем сумма ассигнований была увеличена до 600 тыс. рублей. Материальную поддержку также оказали бакинские меценаты. Властями города был объявлен конкурс на лучший проект, в котором приняли участие около тридцати специалистов, среди которых были видные архитекторы и инженеры- строители. Были расчищены территории, посажены деревья, кустарники, разбиты цветники.

Кроме этого был объявлен конкурс на проект купальни с рестораном, а также на тринадцать киосков различного назначения. Победил проект гражданского инженера и в то же время городского (главного) архитектора Баку Николая Григорьевича Баева (1878-1949), и в 1914 г. Александровская купальня была построена. Деревянная купальня на сваях, по словам современников, "привлекавшая внимание своей самобытной архитектурой", походила на сказочный летний дворец, на крыше которого был благоустроенный солярий с душем. Эта купальня совершенно преобразила вид бульвара.

Кстати, эта купальня - не первая. До нее существовала другая, тоже носившая название Александровской. Она была построена в 1884 г. по проекту гражданского инженера и городского архитектора в 1881-1886 г. Михаила Дмитриевича Ботова (1855-1886). Ботовская купальня была несравнимо проще по архитектуре, да и обветшала за тридцать лет.

Баевскую же купальню снесли в начале 60-х гг., в связи с подъемом уровня воды в Каспийском море и частичной реконструкцией бульвара. Хотя старые бакинцы до сих пор сожалеют о потерянной красоте...

Набережная представляла собой широкую пространственную композицию; в сочетании с бульваром, зеленью многочисленных деревьев (которые, кстати, подбирались очень вдумчиво - с учетом не только приживаемости, но и с учетом создаваемой ими затененности, о чем совершенно не думают современные ландшафтные дизайнеры), этот участок города был очень живописным и являл собой самую оживленную его часть. Не случайно современник замечали, что самая блестящая часть Баку - его набережная.

К началу 50-х гг. длина Приморского бульвара составляла уже 2,7 км - от судоремонтного завода им. Парижской коммуны до нового пассажирского морвокзала. В 60-е гг., после строительства нового морского порта, бульвар продлили до нынешней площади Азадлыг перед Домом правительства. Тогда площадь носила имя Ленина. Автором проекта был архитектор М.Гусейнов.

В 1966 г. по проекту этого архитектора на Приморском бульваре, в районе площади Азадлыг, была создана открытая к морю площадка, которая заканчивалась сходами к береговой линии, декорированными партерной зеленью, цветниками и каскадом фонтанов. В 1967 г. М.Гусейновым был подготовлен новый проект реконструкции всего Приморского бульвара.

В связи со значительным понижением уровня Каспийского моря, который достиг в 1977 г. своей низшей отметки, в результате чего была обнажена широкая полоса бывшего морского дна, были предприняты работы по созданию второй нижней террасы Приморского парка, где были устроены аллеи, газоны и фонтаны.

Одновременно бульвар рос вширь: в связи с падением уровня Каспия образовалась широкая обмелевшая полоса, над которой возвели его нижнюю террасу. Но очень скоро выяснилось: море отступило не навсегда. Повышение уровня Каспия совпало с политической и экономической неустроенностью 90-х. Нижняя терраса бульвара - прогулочная эстакада, а также катерная пристань и яхт-клуб были затоплены, от соленой воды начали гибнуть деревья, кое-где даже появились камыши. В результате проведенных реконструкционных работ нижнюю террасу бульвара подняли на несколько метров.

Протянувшийся на несколько километров Приморский бульвар у многих поколений бакинцев был любимым местом отдыха, прогулок, встреч с друзьями. Его зеленые насаждения включали в себя столь широкий спектр представителей флоры, что его по праву называли национальным достоянием.

Сегодня бакинская набережная в своем прежнем виде живет лишь в памяти бакинцев старшего поколения, однако обновленный в духе современных требований Приморский бульвар, получивший, кстати, в 2007 г. статус Национального парка, и впредь будет оставаться гордостью жителей столицы Азербайджана.

Жемчужина Баку – Приморский бульвар. Это красивейшее место Азербайджана. На бульваре расположены кафе, рестораны, парки, музеи, объекты культуры, архитектуры и аттракционы. Гостям города будет интересно узнать историю этого места. Приморский бульвар - это сердце страны. Место имеет такое же значение для Азербайджана, как Красная площадь для России.


История создания набережной в Баку

До 2019 века Баку был окружен с двух сторон крепостными стенами. Со стороны Каспийского моря город защищала стена, на месте которой сегодня мы видим Приморский бульвар. Стена была снесена в 60-е годы 19 века. Вдоль берега оставили пространство шириной 30 метров, которое впоследствии начали использовать в качестве набережной. Вдоль нее возводились здания в мавританском стиле. Все еще функционировали склады с товарами, предназначенными для торговли с персами и пристани для пароходов.



Строительство бульвара началось в начале 20 века. Городская управа совместно с частными благотворителями выделили на закладку колоссальную по тем временам сумму. Проектирование доверили архитектору Г. М. Темиркелову. Первой достопримечательностью стала летняя купальня. Вокруг нее были разбиты цветники, посажены деревья, а сама купальня напоминала дворец.
Впоследствии набережная несколько раз реконструировалась из-за периодического затопления со стороны моря. В одну из перестроек пришлось снести летнюю купальню. Но зато сегодня Бакинский бульвар находится в своем лучшем исполнении.



Достопримечательности набережной в Баку

В наши дни Приморский бульвар расположен вдоль Каспийского моря. Свое начало он берет у морского вокзала, а заканчивается возле Площади государственного флага. Чтобы подробно изучить все достопримечательности бульвара, понадобится несколько дней.



Приморский парк

Одновременно со строительством бульвара, городская управа отдала приказ обустроить на его территории парк. Сегодня Приморскому парку присвоен национальный статус. Здесь посажены редкие виды деревьев, кустарников и растений.



С традиционными деревьями соседствуют экзотические баобабы и кактусы.


Парашютная вышка

В первой половине 20 века возведена парашютная вышка. Ее высота составляет 75 метров. Форма выбрана необычная – в виде буровой башни. В наши дни башня отреставрирована и украшена подсветкой.


Маленькая Венеция

Еще одна необычная локация парка – система каналов «Маленькая Венеция» . Здесь каждый желающий может почувствовать себя итальянцем и поплавать по каналам на настоящей гондоле.



Цветомузыкальный фонтан

Главная достопримечательность Приморского бульвара – цветомузыкальный фонтан. Он расположен в Приморском парке. Цветомузыка включается с наступлением темноты каждый летний вечер и собирает вокруг множество зрителей.


Музей азербайджанского ковра



В музее хранится уникальная по своим масштабам коллекция, в которую входит 1 млн. ковров. Здание музея выполнено в форме свернутого в рулон ковра. Среди экспонатов представлены оригинальные ковры в виде карт мира и картин. Посетители могут своими глазами увидеть, как работают ткачи. Мастерицы используют ручные станки и ткут ковры традиционным способом. Отзыв о музее

Площадь государственного флага



Для азербайджанцев площадь государственного флага имеет особое значение. На территории площадью 60 Га установлен флагшток, на котором реет национальный флаг страны. Его размеры составляют 35 х 70 метров. Сооружение весит 220 тонн. На площади можно увидеть и другие национальные символы Азербайджана – карту страны и герб, выполненные из позолоченной бронзы.


Старый город – Ичери-шехер



Атмосферу древнего Баку можно почувствовать в старой части города, названной Ичери-шехер, что означает Крепость. Строения окружены стенами древней крепости. Квартал жилой, официально считается историко-архитектурным заповедником. Здесь можно увидеть древнюю крепость – Девичью башню высотой 28 метров.

Пламенные башни



Из любой точки Приморского бульвара видны еще одни древние достопримечательности – Пламенные башни. Высота башен составляет 182 метра. Название сооружений выбрано не случайно. Форма башен выполнена в виде языков пламени. Их же изображение можно увидеть на гербе города.


Развлечения


На Приморском бульваре можно не только увидеть исторические и культурные достопримечательности, но и отдохнуть. Развлечения разнообразны. Кому-то понравится гулять по широкой набережной или сидеть в уютных кафе.

О.БУЛАНОВА

Приморский бульвар – это поистине морской фасад Баку, на протяжении практически двух веков определявший лицо столицы Азербайджана.

История Приморского бульвара, включая набережную, носившую в разные годы разные названия, невероятно интересна. В 2009 г. было торжественно отмечено столетие бульвара, однако его история гораздо длиннее.

Разговоры о том, что Баку необходима набережная, шли давно, обсуждались разные варианты.

По первоначальному варианту проекта между крепостной стеной, которая окружала Ичери- Шехер и со стороны моря, и зданиями за ней предусматривалось проложить улицу небывалой для того времени ширины - 18 м. С одной стороны улицу ограничивала бы крепостная стена, с другой стороны - задние фасады зданий. При значительных перепадах высот новая улица не смогла бы играть существенной роли в городе и была бы архитектурно невыразительной.

Поэтому в 1865 г. бакинским военным губернатором и управляющим гражданской частью генерал-лейтенантом Михаилом Петровичем Колюбакиным было подано ходатайство на снос участка старой крепостной стены, который отделял Ичери-Шехер от морского побережья и «своей бесполезностью препятствовал свободному движению воздуха». Разрешение было получено, и стену снесли.

Однако после сноса стены сразу же стала ощущаться необходимость в архитектурном оформлении набережной. Поэтому вырученные от продажи камня снесенной стены деньги (44 тыс. руб.) были «употреблены на сооружение пристани, - писали газеты тех лет, - и изящной каменной набережной, вскоре украсившейся рядом красивых частных домов».

Первым своим благоустройством Баку обязан архитектору Карлу Гиппиусу, который, кстати, отстоял Дворец Ширваншахов, когда его попытались приспособить под городскую тюрьму. К.Гиппиус участвовал в формировании ряда улиц и в проектировании первых домов на набережной. Знатокам и историкам хорошо известна его акварель 1867 гг., где изображена набережная и дома на ней, в том числе губернаторский дом (впоследствии там размещался клуб медработников с пристроенным третьим этажом, позднее на этом месте построили отель «Four Seasons»).

Купальни и общий вид бульвара (1917 г.)

За сооружение набережной взялся азербайджанский архитектор Гасымбек Гаджибабабеков (1811-1874). Древняя Девичья башня - символ Баку - тогда играла роль маяка, и трудно сказать, дожил ли бы до наших дней этот удивительный памятник, если бы не это обстоятельство.

Г.Гаджибабабеков произвел значительные инженерные и планировочные работы по благоустройству набережной, занимался ее строительством и вопросами подведения пресной воды.

В 1867 г. по его проекту на будущей площади Азнефть был построен водоразборный фонтан (также видимый на акварели К.Гиппиуса) и другие сооружения, был запланирован широкий тротуар, обсаженный деревьями, а между участками частных владений - переулки шириной в 13 м. Через них с набережной открывались виды на выразительную архитектуру Бакинской крепости - Ичери-Шехер.

После этого набережная получила статус бульвара, ставшего, по словам современников, украшением города. Надо сказать, что набережная была объектом пристального внимания городских властей еще и потому, что на ней размещался дом губернатора. В 1882 г. на набережной предполагалось построить бульвар, запроектированный архитектором А.Кошкиным.

Но несмотря на все усилия, набережная все равно оставалась не самой приглядной и благоустроенной частью города, потому что на ней размещались многочисленные частные пристани торговых фирм и пароходных компаний со складами и прочими строениями, настолько загромождавшими и загрязнявшими морской берег, что даже проводившиеся мероприятия по его улучшению сводились «на нет».

Так, например, пароходная компания «Кавказ и Меркурий» построила на набережной пристань и ряд других сооружений, разделив береговую полосу на две части: Александровская набережная (в честь императора Александра II) располагалась вдоль Ичери-Шехер примерно от будущей площади Азнефть и до будущего Театра кукол, которого тогда еще, разумеется, не было, и Петровская, шедшая в восточном направлении дальше вдоль береговой линии.

Поэтому в 1897 г. был построен барьер, отделявший участок шириной в 50 м от моря, четко обозначивший бульвар как целостное архитектурное сооружение.

В 1900 г. Садовая комиссия города постановила построить на набережной большой питомник декоративных деревьев, и с этого момента началось активное озеленение бульвара. Детальный проект озеленения, с учетом ширины аллей и их протяженности, пород деревьев, кустарников и т.п., был составлен гражданским инженером (архитектором) Казимиром Скуревичем, поляком на российской службе, совместно с городским садоводом Васильевым.

В первые годы ХХ в. бульвар имел уже достаточно привлекательный вид, набережная продолжала оставаться в плену пристаней и причалов. За превращение набережной в прекрасную транспортную магистраль, а также в место отдыха и городской парк градоначальники взялись только в 1909 г., и эта дата считается официальным годом «рождения» Бакинского бульвара. Как сообщала газета «Каспий» в № 77 за 1909 г., «На устройство бульвара на набережной Дума ассигновала 10 тыс. рублей».


Набережная

За благородное дело благоустройства взялся талантливый инженер Мамед-Гасан Гаджинский; принимал участие и немецкий архитектор Адольф Эйхлер. Были составлены проекты больших павильонов на набережной в стиле модерн под громкими названиями «Олимпия» для синематографа и ресторана «Эльдорадо», фонтанов и беседок, а также лестницы, ведущей в море.

Бульвар получился пока не очень длинным: планы устроителей очень быстро столкнулись с интересами крупного капитала - жертвовать своими доками, складами и пристанями желающих было немного. Поэтому вначале была благоустроена прибрежная территория, расположенная между причалом общества «Кавказ и Меркурий» и домом Сеида Мирбабаева, т.е. собственно Александровская набережная. На интересы общества «Кавказ и Меркурий» никто не рискнул посягнуть.

В дальнейшем сумма ассигнований была увеличена до 600 тыс. рублей. Материальную поддержку также оказали бакинские меценаты. Властями города был объявлен конкурс на лучший проект, в котором приняли участие около тридцати специалистов, среди которых были видные архитекторы и инженеры- строители. Были расчищены территории, посажены деревья, кустарники, разбиты цветники.

Кроме этого был объявлен конкурс на проект купальни с рестораном, а также на тринадцать киосков различного назначения. Победил проект гражданского инженера и в то же время городского (главного) архитектора Баку Николая Баева (1878-1949), и в 1914 г. Александровская купальня была построена. Деревянная купальня на сваях, по словам современников, «привлекавшая внимание своей самобытной архитектурой», походила на сказочный летний дворец, на крыше которого был благоустроенный солярий с душем. Эта купальня совершенно преобразила вид бульвара.

Кстати, эта купальня - не первая. До нее существовала другая, тоже носившая название Александровской. Она была построена в 1884 г. по проекту гражданского инженера и городского архитектора в 1881-1886 г. Михаила Ботова (1855-1886). Ботовская купальня была несравнимо проще по архитектуре, да и обветшала за тридцать лет.

Баевскую же купальню снесли в начале 60-х гг., в связи с подъемом уровня воды в Каспийском море и частичной реконструкцией бульвара.

Набережная представляла собой широкую пространственную композицию; в сочетании с бульваром, зеленью многочисленных деревьев (которые, кстати, подбирались очень вдумчиво - с учетом не только приживаемости, но и с учетом создаваемой ими затененности, о чем совершенно не думают современные ландшафтные дизайнеры), этот участок города был очень живописным и являл собой самую оживленную его часть. Не случайно современник замечали, что самая блестящая часть Баку - его набережная.


Панорама набережной с пл. Азнефт. 1930 г.

К началу 50-х гг. длина Приморского бульвара составляла уже 2,7 км - от судоремонтного завода им. Парижской коммуны до нового пассажирского морвокзала. В 60-е гг., после строительства нового морского порта, бульвар продлили (до площади Азадлыг) перед Домом правительства. Тогда площадь носила имя Ленина. Автором проекта был архитектор М.Гусейнов.

В 1966 г. по проекту этого архитектора на Приморском бульваре, в районе площади Азадлыг, была создана открытая к морю площадка, которая заканчивалась сходами к береговой линии, декорированными партерной зеленью, цветниками и каскадом фонтанов. В 1967 г. М.Гусейновым был подготовлен новый проект реконструкции всего Приморского бульвара.

В связи со значительным понижением уровня Каспийского моря, который достиг в 1977 г. своей низшей отметки, в результате чего была обнажена широкая полоса бывшего морского дна, были предприняты работы по созданию второй нижней террасы Приморского парка, где были устроены аллеи, газоны и фонтаны.

Одновременно бульвар рос вширь: в связи с падением уровня Каспия образовалась широкая обмелевшая полоса, над которой возвели его нижнюю террасу. Но очень скоро выяснилось: море отступило не навсегда.

Повышение уровня Каспия совпало с политической и экономической неустроенностью 90-х. Нижняя терраса бульвара - прогулочная эстакада, а также катерная пристань и яхт-клуб были затоплены, от соленой воды начали гибнуть деревья, кое-где даже появились камыши. В результате проведенных реконструкционных работ нижнюю террасу бульвара подняли на несколько метров.

Протянувшийся на несколько километров Приморский бульвар у многих поколений бакинцев был любимым местом отдыха, прогулок, встреч с друзьями. Его зеленые насаждения включали в себя столь широкий спектр представителей флоры, что его по праву называли национальным достоянием.

Использованы материалы доктора исторических наук Кямиля Ибрагимова. Из архивов газеты ЭХО

Материал является частью серий « »

*Все фото и изображения принадлежат их законным владельцам. Логотип - мера против несанкционированного использования.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-142249-1", renderTo: "yandex_rtb_R-A-142249-1", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Наверное, у каждого города, расположенного на берегу реки или моря, набережная является своего рода визитной карточкой. И каждый город старается её приукрасить, показать всем, что «у нас она самая лучшая». Баку тоже не является исключением.

Свою историю бакинская набережная открывает в конце XIX века, когда в 1865 году было принято решение разобрать крепостную стену, которая мешала доступу воздуха в город, а камни от стены частично пустили на укрепление береговой линии и создание пристани, а частично продали (вырученные деньги пустили на те же нужды).

Но датой рождения бакинской набережной принято считать 1909 год. Именно в тот далёкий год талантливый инженер М. Г. Гаджинский совместно с архитектором Адольфом Эйхлером разработали проект бакинской набережной совмещенной с бульваром, а затем воплотили его в жизнь.

Деревья бульвара давали желанную тень и прохладу, а море – прекрасный воздух. Тогда она носила название «Александровская набережная».

Много воды утекло с тех пор. Менялись правители, менялось море… Но набережная пережила все изменения, периодически изменяясь сама, но оставаясь излюбленным местом горожан.

И в 1998 году правительство Азербайджана присвоило ей статус Национального парка.

Последние изменения набережная пережила в 2010 году. Теперь её протяженность составляет около 5 км. А имя ей дали очень простое – «Бульвар».

Но на этом история набережной не заканчивается. Уже принят проект, и не только принят – но и начато его осуществление, согласно которому она вырастет до 25 км.

Ну а лично мне набережная очень понравилась. Широкая, просторная, нарядная.

Она совмещает в себе, как и в старые времена, открытое пространство вдоль побережья и тенистый бульвар.

Опрятная парковая зона с клумбами, замысловато подстриженными кустами и множеством клумб с розами и другими цветами.

Тут действительно приятно отдыхать. На территории бульвара есть и кафе, где можно приятно провести время, и зона качелей каруселей для всех возрастов.

Недаром на набережной разместились лучшие отели Баку: Хилтон, Абшерон.

Сейчас на Бакинской набережной проводят все крупные городские праздники. А еще тут проводят международные соревнования на катерах с красивым названием «Пламя на воде».

А летними вечерами бакинцы с удовольствием прогуливаются по набережной, наслаждаясь видами Каспийского моря…

Красивый город. Море, цветы, фонтаны…

Не каждый город может похвастаться такой набережной, правда?

—————-

Схожие записи:

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-142249-2", renderTo: "yandex_rtb_R-A-142249-2", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");


01. С одной стороны, бульвар - это набережная Каспийского моря тянущаяся вдоль центральной части Баку.

02. С другой стороны - это культовое место, где в Баку проводятся концерты, где разбит чудесный парк, работает музыкальным фонтан, проводятся уличные выставки... В конце-концов это место, где так здорово гулять и днем и ночью, вдыхая свежий морской возхдух.

03. Кроме того, с бульвара открывается неплохой вид на современный город.

04. Есть конечно здесь и всем привычные атрибуты современного мира, вроде торгово-развлекательных центров

05. Ну вот один из них - Park Boulevard. Современная архитектура в сочетании с парковыми насаждениями выглядит довольно привлекательно, на мой взгляд. На верху есть веранда, с приятными ресторанчиками, рекомендую.

06. В целом же, здесь приятно просто гулять. Территория бульвара является - национальным парком, поэтому государство вкладывает сюда финансы, капитально реконструируя территорию. Так к 2015 году планируется что протяженность парка вырастит в пять (!) раз, и будет составлять 25 км.

07. Ну и сегодня, в реконструированной части бульвара - хорошо. Вот такие виды открываются со стороны Морского вокзала (где парк начинается).

08. Меня всю дорогу не покидало чувство домашнего уюта, и бережного отношения к парку. Чисто, красиво...

11. Конечно диковинные растения завезены сюда издалека.

12. Не углубляясь особо в историю происхождения парка, упомяну что ему уже более 100 лет! В 1909 году были расчищены территории, посажены деревья, разбиты цветники, кроме того, была создана купальная зона, со специальным летним дворцом, где можно было оставить свои вещи, переодеться, или просто выпить чаю.

13. Сегодня здесь уже не купаются (плавающей нефти я не видел, но вышки в море видны на горизонте). А вот традиция пить чай на набережной, в многочисленных кафе - осталась.

15. Есть здесь и настоящая парашютная вышка, напоминающая по форме нефтяную вышку. Это 75-ти метровое сооружение было установлено здесь в 1936 году в качестве средства для экстремального развлечения. Так бы мы сказали сегодня. В те дни, отношения к начальной военной подготовке молодежи было куда более серьезное, и прыгать с вышки было достаточно почетно. Всего было четыре отметки на высотах 10, 20, 25 и 60 метров. Парашют имел постоянный купол, который не изменялся и не складывался. Как бы там ни было, в 60-х годах, после трагического случая, вышка сменила свое предназначение, превратившись в безмолвный ориентир и узнаваемую городскую достопримечательность.

16. В море уходит несколько пирсов, некоторые из них имеют свободный доступ, и можно прогуляться по ним, вдыхая свежий морской бриз, или половить рыбку.

17. Или подумать о чем-то своем, вглядываясь вдаль...

18. С пирса открывается неплохой вид на городские ориентиры. Современный бизнес-центр, с большим выставочным залом, и несколькими малыми конференц-залами, кроме того внутри расположены офисные помещения, залы для переговоров и ресторан. Насколько я понял, любая компания, может арендовать временно (на день или на час) одно из помещений, для проведения переговоров или какого-то мероприятия. Забавно.

19. Нравиться или не нравиться это нам, но теперь Баку с моря выглядит как-то так.

20. У самого берега, расположены ступеньки идущие к морю, по котрым приятно гулять, или сидеть, общаясь с друзьями или с подругой. Кстати, нигде не видел пьющих пиво, или чего покрепче...

21.Отсюда можно наблюдать за каспийскими паромами заходящими в порт. "Professor Gul" и однотипные с ним, работают на паромных линииях Баку - Туркменбаши (Туркменистан), или Баку - Актау (Казахстан). Перевозят в основом железнодорожные вагоны, автомобили и пассажиров.

22. Кстати линии довольно оживленные, порт обслуживает по два по три парома в день.

23. Ну да не о них наш рассказ. Вернемся к Приморскому бульвару.

24. Морскую сторону бульвара мы уже бегло посмотрели. С городской стороны открывается вид на проспект Нефтяников (или Нефтчиляр). Это пожалуй главная улица Баку. На най расположено множество важных объектов и достопримечательностей города. На фото запечатлен элемент Дворца Правительства.

25. Расположенная рядом гостиница Hilton на площади Свободы.

26. Довольно симпатичные здания, капитально перестроенные, внешне выглядят как дворцы. Уж не знаю что внутри, кто знает, - подскажите.

27. Собственно, Площадь свободы. Забавно Hilton смотрит на Marriott (Absheron), Marriott на Hilton,

28. а между ними Дом Правительства.