Аренда береговой линии и леса: условия и особенности. Аренда озера и его берега Аренда береговой линии реки

Мы так погрузились в обсуждение заборов, перегораживающих береговую полосу, что не заметили произошедшей в законодательстве РФ революции…
А между тем со 2 августа 2011 года вступил в силу Федеральный закон от 19 июля 2011 г. № 246-ФЗ «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Основной там является тема создания насыпных территорий.
Но есть и много других интересных норм.
В том числе направленных на превращение береговой полосы в территорию общего пользования.
Ведь как жили сих пор?

Частью 6 статьи 6 Водного кодекса РФ установлено, что полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет 20 метров (с рядом особенностей).
Однако это - всего лишь общее правило. Из которого, естественно, есть исключения.
В частности, в Водном кодексе РФ есть Глава 3, определяющая порядок предоставления водных объектов в пользование на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование.
Те, кто городит заборы, делают это как раз на основании таких договоров или решений о предоставлении им водного объекта в пользование.
Конечно, в законодательстве РФ были нормы, обязывающие таких пользователей обеспечить всем желающим свободный доступ к водному объекту. Да только были они весьма невнятными.
И что самое главное, за ограничение доступа не было предусмотрено никаких реальных санкций.

Вот и появлялось на берегу всё больше арендаторов. Ведь какой соблазн для органа власти передать кусочек береговой полосы кому-то в аренду.
Не надо убирать эту часть береговой полосы, следить там за порядком. Ещё и арендную плату собирать можно. Красота. А для граждан можно сохранить парочку муниципальных пляжей, чтобы лишний раз на огороженную и охраняемую территорию не лезли…

Теперь всё иначе.
Например, статья 22 Земельного кодекса РФ дополнена пунктом 3.2 следующего содержания:
«3.2. Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и расположенного в пределах береговой полосы водного объекта общего пользования, заключается с пользователем водным объектом при условии обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе.»
То есть теперь, заключая договор аренды водного объекта, арендатор должен подписаться под обязательством обеспечить свободный доступ всех желающих к этому водному объекту и его береговой полосе.
Нарушение арендатором этого договорного обязательства приведет к тому, что договор аренды будет с ним просто расторгнут.

Внесли изменения и в Градостроительный кодекс РФ .
Пункт 12 статьи 1 ГрК РФ, в котором дается определение понятия «территории общего пользования» изложили в следующей редакции: «Территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования , скверы, бульвары);»
Казалось бы, всего несколько слов про береговые полосы добавили. На самом деле - ясность внесли. Теперь, наконец, прекратятся дискуссии на тему о том, являются ли береговые полосы водных объектов общего пользования территорией общего пользования. Всё, однозначно являются. И спорить больше не о чем.

Часть 11 статьи 35 ГрК РФ дополнили словами «береговыми полосами водных объектов общего пользования», что упростит их включение в состав зон рекреационного назначения, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.

И ещё одно существенное изменение внесли в ГрК РФ, дополнив требования к документации по планировке территории.
В частности, теперь основная часть проекта планировки территории должна включать в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых, помимо традиционных линий, обозначающих дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур, должны быть отражены проходы к водным объектам общего пользования и их береговым полосам .
Понятно, что нарисовать в ДПТ удобный проход для всех желающих через арендованный тобой участок к водному объекту и его береговой полосе это половина дела.
Но надо ведь ещё обеспечить его реальное существование на местности.

Этим будут теперь заниматься органы местного самоуправления - их с этой целью обременили дополнительными обязанностями в целях обеспечения свободного доступа граждан к водным объектам. В Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» внесли изменения, в результате которых в обязанности органов местного самоуправления теперь входит:
- создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам (пункт 15 части 1 статьи 14);
- установление правил использования водных объектов общего пользования, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам (пункт 28 части 1 статьи 15);
- информирование населения об ограничениях использования таких водных объектов, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам (пункт 36 части 1 статьи 16).

Главное теперь, чтобы администрация Сочи за обеспечением свободного доступа граждан к морю и береговой полосе следила надлежащим образом:).
Ну и нам не забывать, что береговая полоса - территория общего пользования, открытая для свободного доступа.

Для начала разберемся с тем, что являют собой водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы. Для этого заглянем в ст. 65 Водного кодекса РФ. Итак, водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности. За пределами территорий городов и других населенных пунктов граница водоохранной зоны рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и прибрежной защитной полосы проходит по береговой линии. При наличии ливневой канализации и набережной граница устанавливается по парапету набережной. Ширина водоохранной зоны рек или ручьев зависит от их протяженности: чем длиннее - тем шире. У ручья меньше 10 км водоохранная зона 50 м, а у реки протяженностью от истока 50 км и больше - 200 м.

Для реки, ручья протяженностью менее 10 км от истока до устья водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой. Для истока реки, ручья устанавливается радиус водоохранной зоны 50 м. Для водоохранной зоны озера, водохранилища, за исключением озера, расположенного внутри болота, или озера либо водохранилища с акваторией менее 0,5 кв. м, устанавливается ширина 50 м. Ширина водоохранной зоны водохранилища, расположенного на водотоке, устанавливается равной ширине водоохранной зоны этого водотока. Ширина водоохранной зоны моря составляет 500 м. А ширина прибрежной защитной полосы зависит от уклона берега водного объекта и составляет 30 м для обратного или нулевого уклона, 40 м - для уклона до трех градусов и 50 м - для уклона три и более градуса. Ширина прибрежной защитной полосы озера, водохранилища, имеющих особое рыбохозяйственное значение, устанавливается 200 м вне зависимости от уклона прилегающих земель. На территориях населенных пунктов при наличии ливневой канализации и набережных границы прибрежных защитных полос совпадают с парапетами набережных. При их отсутствии ширина водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы измеряется от береговой линии. В границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии их оборудования сооружениями, обеспечивающими охрану от загрязнения, засорения и истощения вод.

В границах водоохранных зон запрещается:

1) использование сточных вод для удобрения почв;

2) размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ;

3) осуществление авиационных мер по борьбе с вредителями и болезнями растений;

4) движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.

В границах прибрежных защитных полос наряду с указанными в предыдущем абзаце ограничениями запрещается:

1) распашка земель;

2) размещение отвалов размываемых грунтов;

3) выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.

Много вопросов по поводу возможности «прихватить» береговую линию, сделать личный пляж, причал... На них следует ответить однозначно: нельзя. Ни в аренду, ни в собственность. Все, что ближе 20 м от воды, - есть места общего пользования (ст. 6 Водного кодекса РФ), и доступ граждан на эту территорию не может быть ограничен. Участок земли за пределами двадцатиметровой зоны и до земельного участка заинтересованного землепользователя можно оформить в аренду, в соответствии с положениями земельного законодательства (ст. 30–32, 34 Земельного кодекса РФ)

Напоследок попытаемся ответить на вопрос: можно ли приобрести водоем? Так как водоем - не объект недвижимости, он не может быть предоставлен в аренду или собственность. Но в частной собственности может находиться участок, внутри которого находится водоем, причем не озеро, а всего лишь (с точки зрения Водного кодекса) пруд или обводненный карьер (ст. 8). Подчеркнем: он должен располагаться именно в границах (то есть внутри) участка. Деление участков с расположенными на них водоемами запрещено, а при их продаже водоем переходит в собственность покупателя. Какое-либо отдельное оформление для таких водоемов не требуется.

Каким образом оформить аренду речки в населенном пункте, наверняка этим вопросам не раз озадачивались владельцы домов на берегу реки, предприниматели, организующие прокат лодок, базы отдыха, расположившиеся на берегу водоема и предлагающие разнообразный отдых с использованием плавательных средств.

Что нужно чтобы взять реку в аренду?

Можно ли взять в аренду участок реки? Арендовать речку, а выражаясь языком закона, оформить водопользование реки можно, но достаточно сложно, если не иметь практического опыта хождения по различным инстанциям. Аренда участка реки займет у Вас около 4 месяцев, при условии корректной подготовки документов. Для начала Вам потребуется выяснить занесена ли река в государственный водный реестр. Для выяснения этой информации нужно обратиться в бассейновое управление вашего региона. Если водного объекта в реестре нет, то взять речку в аренду вряд ли получится законным путем.

Если же бассейновый орган подтверждает наличие реки в реестре, то можно начинать готовить пакет документов для оформления Первым в составе таких документов рекомендуется подготовить кадастровый план акватории. Такой план готовится земельным специалистом — кадастровым инженером. На плане обязательно должны быть отражены координаты поворотных точек границ участка реки.

Следующим документом, который необходимо подготовить будет план водоохранных мероприятий, в котором Вы должны предусмотреть все действия по поддержанию эксплуатируемого участка реки в надлежащем экологическом состоянии на весь срок водопользования. План должен быть утвержден руководителем предприятия. Далее необходимо подготовить схему, отображающую параметры водопользования, если это будет причал у частного дома, то достаточно графически отобразить место, где будет парковаться Ваша лодка. К плану необходимо подготовить пояснительную записку с подробным описанием того, как будет использоваться водный объект. Ну и на завершающем этапе необходимо подготовить и утвердить в бассейновом управлении программу регулярных наблюдений за водным объектом, в которой будет отражаться, как и кто будет вести наблюдения за экологическим состоянием водного объекта.

Весь этот комплект документов подается в орган государственной власти, уполномоченный на распоряжение водными объектами, после чего назначается аукцион на право использования реки. После победы на аукционе, вы становитесь полноправным пользователем испрашиваемого участка реки, на основании заключенного договора водопользования.

Сколько стоит арендовать речку?

Аренда реки со всеми водоохранными мероприятиями обойдется около 150 000 рублей в год, примерно в эту же сумму обойдется подготовка документов если Вы обратитесь к юристу в области водопользования. Стоит отметить, что сама арендная плата составляет совсем незначительную часть от стоимости обязательных экологических мероприятий.

Аренда берега реки

Для того чтобы арендовать участок берега реки, нужно обратиться в органы местного самоуправления. Берег реки не подлежит передаче в частную собственность. В силу требований ст.27 Земельного кодекса РФ, 20 метровая полоса земли вдоль берега реки (береговая полоса общего пользования) не подлежит приватизации. Соответственно на нее можно оформить только аренду. Перед тем, как обращаться в администрацию необходимо вызвать кадастрового инженера, который выполнит необходимые замеры и составит схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Эту схему необходимо утвердить в районном земельном отделе, после чего комитет по управлению муниципальным имуществом проведет торги, и Вы как победитель аукциона сможете оформить земельный участок в аренду.

В мире очень мало истин. Почти любое событие можно подвергнуть критике. Кроме смены времен года. Хотим мы или нет — лето, рано или поздно, придет. Может быть через день, а может через месяц, в крайнем случае — через год. Но, лету быть! А большинство наших летних ассоциаций связано с пляжем. Удивительно, но и бизнес летом старается быть поближе к воде. И на это есть свои веские причины.

Лето — замечательная пора: снега, практически, нет; одежды — минимум; желаний и возможностей, наоборот, максимум. Едем в лес, на дачу, курорт или просто местный пляж — отдыхать и проводить теплые деньки с удовольствием. Шашлык недожаренный, потому что махать лень было; кебаб подгоревший, потому что слишком часто махали; кальян горчит — уголь плохой, а не потому что… что!?; теплая шаурма вместо холодного мороженого; комары, честное слово, размером со слона, да и жужжат еще; первый урожай редиски с грядки, прямо немытую; и ночной воздух, будоражащий желания и воображение. И это только за первый летний день. Что же делать в остальные? Отдыхать, поближе к воде! Ведь и сам человек, по правде говоря, это 70% воды, умеющих передвигаться.

Многие планы связаны с этим временем года. Некоторые направления бизнеса, с ярким сезонным характером, активизируются именно в летний период. Когда, как не летом, можно заработать на всем, что может хоть каплю ассоциироваться с летом? Заработок везде! Он легко находится на метре прибрежной полосы у более-менее неплохого водоема или реки. Но, для этого, дабы избежать трений с местными представителями власти, необходимо сделать все по закону — взять этот пляж в аренду .

Берем пляж в законную аренду

Законы Российской Федерации гарантируют гражданам страны беспрепятственный проход к любому естественному проточному водному объекту. Прибрежная полоса, шириною в 20 метров, также включена в этот доступ, за исключением береговой полосы каналов, рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. На этой территории невозможно никаких ограждений, заборов, препятствий и платного прохода к воде — это федеральный закон !

Прочая законная деятельность, включая платное оказание услуг — разрешены. Стоит знать, что у всех водных ресурсов есть владелец. Большая часть объектов находится в муниципальной или федеральной собственности. Право собственности регулируется на основании статьи 8 Водного кодекса РФ №74-ФЗ .

Где конкретно говорится:

  • Все водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности) за исключением ряда случаев.
  • Пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.

То есть, пляж у пруда или карьера может принадлежать какому-либо собственнику — владельцу самого земельного участка, где расположен водоем. Остальные пляжи (море, река, озеро) — в федеральной собственности.

В первом случае можно купить или взять в аренду участок с прудом и организовать полноценную зону отдыха. Именно здесь можно поставить забор, взимать плату за проход к воде, и, вообще, вести себя как настоящий собственник. Если нет пруда, его можно создать на собственном участке земли.

Пруды и обводненные карьеры с обустроенными пляжами, находящиеся в черте города говорят нам о том, что бизнес на них успешен, и это бизнес непосредственно владельца земельного участка. Конечно, он может сдавать пляж и в аренду, если, например, не хочет им заниматься. Но, размер аренды будет зависеть только от его желаний. И все, опять же, по закону.

В остальных случаях все поступают следующим образом. Если вы хотите взять участок городского пляжа, то необходимо обратиться в исполнительный комитет района города, где находится пляж. Если аренда возможна, то местные органы самоуправления обязаны устроить тендер и разыграть право аренды между всеми желающими. Чиновники в документации к тендеру выставят требования и правила оформления этого пляжа. Участники тендера, кроме предлагаемой цены, должны представить собственный проект этого пляжа, отвечающий требованиям муниципальных органов.

С проточными водоемами вне города работает представитель федеральной собственности — региональное управление Федерального Агентства водных ресурсов. Принцип аренды пляжа и, даже, части акватории примерно похож на муниципальный. Первоначально необходимо составить проект использования данного участка. С этой задачей справится любая проектная организация. Главное правило — никаких капитальных построек типа домов, коттеджей и прочих строений. Исключение — лодочные гаражи. С проектом необходимо обратиться в управление, где проект изучат и, в случае успеха, выдадут, так называемое, решение на строительство. Это не разрешение — это решение, не нужно путать. Решение — допуск к тендеру, где данный участок, по закону, чиновники разыгрывают на аукционе среди всех желающих обладателей готового проекта и решения на строительство. И… Правильно! Участников на аукционе будет не так много. В 99% случаях выигрыш аукциона гарантирован тому, кто первый захотел взять этот пляж в аренду.

Минимальная арендная плата в обоих случаях строго регламентируется законом и, по сути, довольно мала, что не может не радовать. Так, например, в ряде российских областей аренда нескольких метров пляжа не превышает 200 рублей в год. Договор можно заключить сроком до 20 лет.

Что делать дальше? Зарабатывать! А на чем? На всем!

На пляже деньги может принести всё, даже сам пляж. И речь идет не о платном входе, напоминаем, проход — бесплатен. Речь идет о всевозможных удобствах, размещенных на песке. От бунгало до шатра; лежаки, кресла и прочая мебель; в последнее время набирает популярность всевозможные надувные изделия — от матрасов до целых надувных городков. Все это, сдаваемое в аренду, за пару летних месяцев окупится сторицей. А в хранении занимает не так много места в любом гараже или на балконе.

Кроме самого пляжа, в зоне, отстоящей дальше 20 метров от береговой линии, можно также взять землю в аренду на общих условиях. В этом случае у бизнеса открывается еще больше возможностей. От фаст-фуда и проката спортивного инвентаря, до продажи сувениров и открытия бассейна — не обязательно в закрытом виде.

SPA-зона, находящаяся рядом с пляжем, с удобным чистым и теплым бассейном, позволит начать бизнес ранней весной, а зимой останавливаться лишь в самые морозные дни. Такие бассейны, при четкой организации, могут отобрать львиную долю популярности у пляжа. Удобство нынче в цене! Правда в цене и стоимость постройки такого объекта.

Кстати, говоря об удобствах. Они самые, да еще оборудованные душевыми кабинками — весьма доходный пляжный бизнес. И не забудьте про кабинки для переодевания.

В пляжном бизнесе важную роль играют новинки. Ежегодно, к сезону, производители выпускают массу новых аксессуаров, устройств и приспособлений для пляжного отдыха. Задача организатора бизнеса — отслеживать подобные новинки и своевременно их предлагать всем желающим — за деньги и денежки! Например, плавучий аквапарк… хотя нет, не будем об этом, это уже совсем другая история.

Новинка последних лет из области недорогих видов пляжного отдыха — надувные SUP борды. SUP (Stand Up Paddle) Boarding — гребля на доске стоя, серфинг с веслом. Вид активного отдыха на воде. Стоя на большой доске для серфинга, человек, гребя веслом, катается по водной глади. Подобный отдых подходит для любого спокойного водоема, в отличие от серфинга, невозможного без высоких волн. SUB боарды, с каждым новым летнем сезоном, покоряют все больше людей — от мала до велика!

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

в составе:

Председательствующего: Лесненко С.Ю.

Судей: Гребенщиковой В.А., Новиковой С.Н.

при участии

без явки представителей лиц, участвующих в деле

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока

на постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2013

по делу N А51-7802/2013 Арбитражного суда Приморского края

Дело рассматривали: в апелляционном суде судьи: Гончарова А.В., Анисимова Н.Н., Еремеева О.Ю.

По иску общества с ограниченной ответственностью "Вудлэнд"

к Управлению градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока

заинтересованное лицо: Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края

об оспаривании решения

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 18.02.2014 до 15 часов 40 минут 25.02.2014.

Общество с ограниченной ответственностью "Вудлэнд" (ОГРН 1022501901366, место нахождения: 690000, Приморский край, г.Владивосток, ул.Союзная, 19-11; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным решения Управления градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока (ОГРН 1092536003812, место нахождения: 690000, Приморский край, г.Владивосток, ул.Западная, 15; далее -управление), выраженного в письме от 25.02.2013 N 3140/20у об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории, ориентировочной площадью 1 119 кв.м, расположенного по адресу: г.Владивосток, в районе мыса Вилкова (бухта Якорная), для дальнейшей эксплуатации здания - лодочный гараж (лит.12) и о возложении на управление обязанности в течение месяца со дня принятия решения утвердить и выдать обществу схему расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории (с учетом уточнения заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края (место нахождения: 690000, Приморский край, г.Владивосток, ул.Светланская, 22; далее - департамент).

Решением Арбитражного суда Приморского края от 25.07.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2013 решение суда первой инстанции отменено, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.

В кассационной жалобе управление просит постановление апелляционного суда отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции. В обоснование жалобы заявитель ссылается на то, что испрашиваемый земельный участок относится к территориям общего пользования и может повлечь нарушение интересов неограниченного круга лиц на использование береговой полосы водного объекта.

В отзыве на кассационную жалобу общество возражало против ее удовлетворения, считая обжалуемый судебный акт законным и обоснованным.

Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом, в том числе с учетом размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, явку своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не обеспечили.

Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемого судебного акта, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает оснований для его отмены.

Как установлено судами и усматривается из материалов дела, обществу на праве собственности принадлежит объект недвижимости - лодочный гараж (лит.12), о чем имеется свидетельство о государственной регистрации права собственности от 26.09.2007.

04.02.2013 общество обратилось в управление с заявлением об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории, ориентировочной площадью 1 119 кв.м, расположенного по адресу: г.Владивосток, в районе мыса Вилкова (бухта Якорная), для дальнейшей эксплуатации указанного здания, в целях дальнейшего оформления земельного участка в аренду, приложив пакет необходимых документов.

Письмом от 25.02.2013 N 3140/20у орган местного самоуправления отказал в утверждении схемы расположения земельного участка в связи с нахождением части площади участка (881 кв.м) в береговой полосе моря.

Считая, что данный ненормативный правовой акт не соответствует закону и нарушает права и законные интересы общества, последнее обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 и частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

В силу пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства (абзац 2 пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации).

Данное право является исключительным, то есть никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого таким зданием, строением, сооружением, либо на приобретение этого участка в аренду.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что испрашиваемый земельный участок находится в границах береговой полосы моря и относится к территориям общего пользования, в связи с чем заявитель не претерпевает негативных последствий от отсутствия договора аренды такого участка.

Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд пришел к выводу о том, что оспариваемый отказ управления в утверждении обществу схемы расположения испрашиваемого земельного участка по мотиву нахождения его в береговой полосе противоречит требованиям действующего законодательства.

В силу пунктов 11, 2 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки могут быть переданы в аренду, за исключением случаев, установленных федеральным законом, когда земельные участки изъяты из оборота.

Пунктом 8 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации установлен запрет на приватизацию земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территории общего пользования.

В рассматриваемом случае общество испрашивает земельный участок в аренду.

Между тем, запрет либо ограничения на передачу земельных участков в пределах береговой полосы в аренду Земельный кодекс Российской Федерации не предусматривает.

В соответствии с пунктами 6, 8 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации, береговая полоса - это полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (шириной двадцать метров), предназначенная для общего пользования; каждый гражданин вправе пользоваться береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.

Таким образом, положениями Водного и Земельного кодексов Российской Федерации не исключены из оборота земельные участки, находящиеся в прибрежной береговой полосе, при этом их использование предполагает лишь соблюдение определенных законодателем ограничений. Других ограничений в отношении береговой полосы действующим законодательством, в том числе пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", не установлено.

При таких обстоятельствах апелляционный суд правомерно признал незаконным оспариваемый отказ управления, как не соответствующий Земельному кодексу Российской Федерации, и обязал управление в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу утвердить и выдать обществу схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

Довод заявителя кассационной жалобы о том, что испрашиваемый земельный участок относится к территориям общего пользования и может повлечь нарушение интересов неограниченного круга лиц на использование береговой полосы водного объекта является несостоятельным, поскольку вопросы использования арендатором земельного участка по назначению с учетом требований и ограничений, установленных действующим законодательством относятся к мероприятиям земельного контроля, а не к порядку рассмотрения обращения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории.

Ссылка управления на то, что департамент не является уполномоченным органом на распоряжение данным земельным участком, поскольку собственность на него разграничена в силу статьи 102 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации, не принимается судом кассационной инстанции во внимание, поскольку предметом настоящего спора является вопрос об утверждении схемы земельного участка, что положениями пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации отнесено к полномочию органа местного самоуправления.

Иных доводов, препятствующих предоставлению земельного участка обществу для целей, не связанных со строительством (для установки и эксплуатации временной постройки для эксплуатации здания лодочного гаража), управлением не приведено.

Учитывая, что дело рассмотрено судом полно и всесторонне, выводы суда основаны на имеющихся в деле доказательствах и не противоречат им, неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено, у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2013 по делу N А51-7802/2013 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Судьи В.А. Гребенщикова
С.Н. Новикова

Обзор документа

Собственник лодочного гаража просил утвердить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории для дальнейшей эксплуатации данного объекта и оформления земли в аренду. Ему отказали на том основании, что часть участка находится в береговой полосе моря.

Суд округа согласился с апелляционной инстанцией, признавшей такой отказ незаконным.

В силу Земельного кодекса (ЗК) РФ земельные участки могут быть переданы в аренду, за исключением случаев, установленных федеральным законом, когда земельные участки изъяты из оборота.

ЗК РФ запрещает приватизировать земельные участки в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом (ВК) РФ, а также земельные участки, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территории общего пользования.

В спорном же случае земельный участок испрашивался в аренду. А ЗК РФ не запрещает и не ограничивает передачу земельных участков в пределах береговой полосы в аренду.

В соответствии с ВК РФ береговая полоса - это полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (шириной 20 м), предназначенная для общего пользования. Каждый гражданин вправе пользоваться береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в т. ч. для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.

Таким образом, ВК РФ и ЗК РФ не исключают из оборота земельные участки, находящиеся в прибрежной береговой полосе. Их использование предполагает лишь соблюдение определенных законодателем ограничений. Других ограничений в отношении береговой полосы не установлено.