Среднемагистральный пассажирский самолет. Среднемагистральный пассажирский самолет Ту 204 перспективы

Ту-204СМ - глубокая модернизация самолёта , имеющая ряд значительных преимуществ перед базовой моделью и способная конкурировать с современными лайнерами конкурентов.

История Ту-204СМ

Опытный самолет (заводской No.64150) впервые поднялся в воздух в 29 декабря 2010 года в Ульяновске в аэропорту «Ульяновск Восточный». Командовал воздушным судном летчик-испытатель Виктор Минашкин.

В данный момент Правительство РФ и Объединенная Авиастроительная Корпорация проводят анализ перспектив производства и эксплуатации лайнеров в правительственных службах, а так же авиакомпаниях до ввода в строй лайнера нового поколения .

Завод-изготовитель Авиастар-СП реализует инициативную программу по выводу на рынок десятка Ту-204-100/300. Речь идет о самолетах с салоном повышенной комфортности для корпоративной и деловой авиации. В течение двух ближайших лет будет выпущена партия самолетов Ту-204 с интерьерами повышенной комфортности. В соответствии с отчётом ОАК за 2015 год, в части производства лайнеров планируется рассмотрение возможностей субсидирования части себестоимости самолёта.

Конструкция Ту-204СМ

По сравнению с конструкцией базовых самолётов семейства Ту-204/214 на новом самолете проведены следующие основные изменения:

  • модернизированные ТРДД ПС-90А2 с пониженной стоимостью жизненного цикла и увеличенными межремонтным и назначенным ресурсами основных деталей и агрегатов (для холодной части - до 20000 циклов и для горячей части - 10000 циклов);
  • новая ВСУ ТА-18-200М с увеличенной высотностью запуска и работы; внедряется новое оборудование, выполняющее функции в соответствии с современными и перспективными требованиями ИКАО и Евроконтроля;
  • модернизированное шасси, конструкция которого обеспечивает ресурс соответствующий ресурсу планера самолёта;
  • улучшается интерьер пассажирского салона;
  • разрабатывается и устанавливается система управления общесамолётным оборудованием (СУОСО) и система технического обслуживания и диагностики;
  • кабина экипажа, обеспечивающая управление самолётом 2-мя летчиками;
  • доработанные системы энергоснабжения, управления, топливная и гидравлическая система, новая система кондиционирования воздуха, вводится цифровая система СКВ и электроприводы в системе механизации крыла.

Видео Ту-204СМ: Показательный полет самолета на авиасалоне МАКС 2013

Ключевые показатели Ту-204СМ

  • Состав экипажа: 2 человека.
  • Дальность при максимальной нагрузке: 3500 км.
  • Класс аэродрома: B.
  • Длина ВПП (пробег): 1800 м.
  • Категория посадки: IIIA.
  • Шум на местности: удовлетворяет требованиям Главы 4 Приложения 16 ИКАО.
  • Проектный ресурс: 60000 час., 30000 полётов 25 календарных лет.
  • Наработка на отказ: не менее 12000 час., 6000 полётов при налёте 300-350 лётн. час. в месяц.

Схема салона Ту-204СМ

Новая модификация самолёта Ту 204СМ – это машина с увеличенной максимальной взлётной массой и новейшей системой автоматизации, позволяющая выполнять полёт полностью от начала до конца в директорном режиме. Современная авионика сделала возможным сократить экипаж до двух человек, без ущерба для безопасности полётов.

История создания Ту 204СМ

ОКБ им. Туполева ещё в 1973 году начало разработку нового самолёта, который бы заменил . Разработчики рассмотрели множество предложений и остановились на варианте широкофюзеляжного лайнера с тремя двигателями. Проект получил обозначение Ту-204 и даже построен макет, но в процессе дальнейших разработок от трёх двигательной машины отказались.

Конструкторы пришли к пониманию, что более оптимальным будет вариант среднемагистрального самолёта с двумя двигателями на пилонах под крылом, а это было необычно и кардинально отличалось от схем машин, которые разрабатывались в КБ Туполева. Такой проект утвердило правительство в 1983 году и начались работы по дальнейшему проектированию и постройке опытных образцов.

В 1985 году главным конструктором Ту-204 стал Л. Лановский, который широко начал использовать универсальную систему «Диана», созданную в ОКБ Туполева для расчёта конструкций. С помощью этой системы был выполнен расчёт динамики разрушений, частоты и формы колебаний и проверена методика расчёта напряженно-деформированного состояния всей конструкции самолёта.

Программа, заложенная в систему «Диана», позволила рассчитать при всей сложности аэродинамической формы крыла, его аналитическую плавность и автоматизировать процесс механической обработки деталей на станках с ЧПУ. Было решено, для снижения веса конструкции там, где это целесообразно применять композитные материалы. Такие технологические решения, как сборные панели большой длины, крупноразмерные листы обшивки фюзеляжа и бес стыковочные панели крыла с титановым крепежом, были с успехом применены для достижения минимального веса пустого самолёта.

Повысить устойчивость машины к коррозии помогла установка дренажных клапанов внизу гермокабины, применение улучшенных лакокрасочных материалов и прокладка по новой схеме тепловой и шумовой изоляции. Применение в конструкции материалов с улучшенными характеристиками по прочности, вязкости и замедленными скоростями роста трещин вывело новый самолёт на уровень лучших зарубежных аналогов.

В начале января 1989 года лётчик-испытатель В. Минашкин выполнил первый полёт на новом лайнере Ту-204 . Началась доводка и доработка новой машины. Но, после распада СССР и последующих политических событий в 90-х годах, развала экономики, финансирование проекта прекратилось.

Через несколько лет, благодаря тогдашнему начальнику ЖЛИ и ДБ В. Климову удалось добиться у премьер-министра В.С.Черномырдина разрешения совместить лётные испытания с коммерческими перевозками. Это помогло получить средства на оплату горючего, эксплуатацию аэродромов и радио-технических средств и финансово поддержать людей, занимающихся лётными испытаниями самолёта.

В декабре 1994 года получен сертификат на эксплуатацию Ту-204 . С тех пор было выпущено более 20 модификаций этой машины, среди последних из них – это , о котором и пойдёт речь ниже.

Краткое описание и основные отличия Ту 204СМ

Впервые новую модернизированную машину поднял в воздух экипаж под управлением лётчика-испытателя В. Минашкина в конце декабря 2010 года. Все испытания самолёт прошёл успешно и в 2011 году был готов к серийному производству.

По своей конструкции – это моноплан с крылом низкого расположения и двумя ТВД, размещённых на пилонах под крылом. Специальные сверхкритические профили создают отрицательную крутку крылу, поперечное V-образное сечение имеет положительный угол 40, а само крыло стреловидность по передней кромке 3015 мин. На концах плоскостей имеются концевые крылышки для уменьшения индуктивного сопротивления.

На передней кромке консолей расположены предкрылки, а на задней двухщелевые закрылки. Шасси трёхопорной схемы с носовой стойкой. Двигатели ТРДД ПС-90А2 с тягой по 16 тыс. кгс.

Основные изменения, внесенные в модификацию Ту 204СМ :

  • Оснащение машины модернизированными двигателями ТРДД ПС-90А2, более экономичными с повышенной мощностью и увеличенным межремонтным ресурсом.
  • Размещение бортовой вспомогательной силовой установки ТА-18-200М, способной запускаться и работать на большой высоте.
  • Установка модернизированного шасси, ресурс которого равен сроку службы планера самолёта.
  • Салон для пассажиров более комфортабельный, с улучшенным интерьером. К их услугам вместительные багажные полки, видео и аудиосистемы, позволяющие скоротать время в полёте. Для спокойного отдыха внутри салона мягкое освещение, создаваемое светодиодными лампами и надёжная шумопоглощающая изоляция, поддерживающая низкий уровень шума.

Возросла степень автоматизации управления машиной на всём протяжении полёта от взлёта до посадки, благодаря внедрению концепции «электронный борт», которая сделала возможным:

  • Размещение на борту вычислительных систем управления полётом и тягой, систем самолётовождения, позволяющих осуществлять навигацию в автоматическом режиме в горизонтальной и вертикальной плоскости.
  • Увеличить эффективность и надёжность системы измерения воздушных данных, за счёт изменения базовых элементов и их перекомпоновки.
  • Оснастить кабину пилотов новой электронной системой сигнализации и индикации, с манипуляторами «трекболл» и увеличенными размерами экрана дисплеев, сделав её более высокоэргономичной.
  • Разместить новую систему БСТО-204, следящую за техническим состоянием бортовых систем самолёта.
  • Полностью автоматизировать процесс пилотирования с помощью новой системы управления оборудования самолёта СУОСО-204. Всё это позволило сократить лётный экипаж до двух человек.

Кабина Ту 204 СМ

Основные лётные параметры самолёта Ту 204СМ

  • Размах крыла 42 м.
  • Длина самолёта – 46,2 м.
  • Тяговооружённость – 2ПС-90А2 х 16600 кгс.
  • Максимальная взлётная масса – 108 т.
  • Вес неснаряженного самолёта – 60,5 т.
  • Количество топлива – 35,8 т.
  • Общий вес коммерческой нагрузки – 23 т.
  • Дальность с максимальной коммерческой нагрузкой – 4200 км.
  • Дальность при максимальной заправке – 8300 км.
  • Рекомендуемые эшелоны коммерческих полётов – 10,6-12,1 км.
  • Оптимальная скорость на эшелоне – 830-850 км/час.
  • Максимальное количество пассажиров – 215 чел.
  • Количество членов лётного экипажа – 2 чел.

Салон Ту 204 СМ

Взгляд на Ту 204СМ со стороны лётчиков

На первый взгляд, эта машина ничем не отличается от предшественников. Но это далеко не так, у неё новая вся начинка, она оснащена модернизированными и новыми системами. Улучшенные двигатели, новая вспомогательная установка, облегчённое шасси – всё направлено, чтобы самолёт соответствовал международным нормам ИКАО.

Что касается безопасности, много происшествий произошло по причине потери пространственной ориентировки, каковая происходит при переходе к полётам по приборам с «прямой» индикацией на «обратную». На Ту-204СМ авиагоризонт сделан с боковой шкалой крена и переход на другую индикацию происходит безболезненно.

Ещё не забыты катастрофы из-за потери скорости – это Ан-148 и аэробус, которые упустили скорость и разбились. На новой машине это учли, и теперь данные по скорости берутся также от датчиков, размещённых на двигателях самолёта и штатных датчиков. Это несколько грубый параметр, но теперь, когда пилот видит разницу в показаниях, он уже понимает проблему, а дальнейшим действиям обучен.

После катастрофы с хоккеистами на Як-42, когда лётчик пытался взлететь с нажатыми тормозами, на Ту-204 СМ установили речевой информатор, который в случае нажатия тормозов на взлёте выдаёт информацию об активизации тормозов.

На новом самолёте полностью реализован директорный режим управления полётом – от взлёта до посадки. В этом случае пилот выполняет дублирующую функцию, всем процессом управляют системы. Системы не дают лётчику совершить грубую ошибку или сделать что-то непроизвольно.

Сначала пилот обязан понять проблему, затем отключить контролирующую систему и потом только выполнить нужные действия.

Новый Ту-204СМ полностью соответствует требованиям Airbus и Boeing, а по количеству контролирующих систем даже превосходит их.

Интересные факты из эксплуатации семейства Ту 204

С июня 2009 года, после катастрофы в Ярославле Як-42 , российская сборная по футболу выполняла перелёты исключительно на самолётах Ту-204-100 , как самых надёжных и проверенных машинах.

Интересно, что в фильме «Экипаж», отснятого в 2016 году, задействованы в съёмках два самолёта Ту-204СМ.

Ещё один случай, доказывающий надёжность самолёта и мастерство наших лётчиков. Выполняя заход на посадку в Омске при низкой облачности и малой видимости, Ту-204 выработал весь запас топлива и с неработающими двигателями произвёл вынужденную посадку. Пострадавших при посадке не было, а машина вскоре вернулась в строй. Это произошло 14 января 2002 года.

Хочется пожелать, чтобы несмотря на все интриги, которые ведутся вокруг этого самолёта, машина успешно работала на благо нашей Родины.

История создания

Выбор концепции

Ту-204 на авиасалоне в Ле-Бурже (1991 год)

Разработка среднемагистрального пассажирского самолёта Ту-204 началась в ОКБ имени Туполева в . В процессе работы над новым самолётом было рассмотрено множество различных схем и компоновок. Параллельно в КБ шла разработка проектов пассажирских самолётов Ту-164 , Ту-174, Ту-184, Ту-194. Дальнейшим развитием поисковых исследований стала выработка концепции развития магистральных самолётов путём создания 2-3 базовых типов с дальнейшим получением на их основе путём модификации всей необходимой гаммы. Одним из таких базовых самолётов стал Ту-204. Работы по его проектированию возглавил главный конструктор Леонид Леонидович Селяков. Первоначально предполагалось установить на нём 2 двигателя НК-8-2У . Конструкция предполагала большую преемственность с серийными Ту-134 и Ту-154 . Многие конструктивные решения были взяты от проектов Ту-134Д и Ту-136, разработка которых велась в это время в КБ.

Перспективы

Самолету Ту-204 во многом не повезло. Он должен был стать таким же массовым, как и его предшественник Ту-154. Однако с распадом СССР финансирование авиапрома резко сократилось, плановую экономику сменила рыночная, и Ту-204 сначала проиграл конкуренцию подержанным машинам западного производства, а со временем попросту устарел по многим показателям [источник? ] (в частности, экипаж всех модификаций Ту-204 (кроме СМ) состоит из трех человек, в то время как на большинстве современных лайнеров - два человека; отсюда дополнительные затраты на пилотов).

В настоящее время производится до 10 лайнеров в год, большая часть которых - для СЛО «Россия» и ВВС. Из-за неспособности Казанского и Ульяновского авиазаводов наладить массовое производство (делающее эксплуатацию самолета рентабельной) и качественную систему послепродажного обслуживания, Ту-204 не пользуется особым спросом у коммерческих авиаперевозчиков, хотя его последняя модификация СМ вполне может составить реальную конкуренцию зарубежным бестселлерам А320 и Боинг-737. В то же время, некоторые авиакомпании (в том числе, весьма крупные Трансаэро и Red Wings) неоднократно выражали заинтересованность в покупке лайнеров семейства Ту-204. Президент ОАК Михаил Погосян считает Ту-204 «перевернутой страницей» и заявляет о необходимости реализации более инновационных проектов.

07.04.2011 в интервью агентству ИСНА, Глава Организации гражданской авиации Ирана Реза Нахджавани заявил, что заявление Дмитрия Медведева о том, что российские самолёты имеют технические недостатки, стало дополнительным аргументом в пользу отказа от эксплуатации в авиапарке страны самолётов производства КБ «Туполев» .

По состоянию на первый квартал 2012 года ОАО «Туполев» имеет в своем портфеле заказов на 42 самолета (35 опцион) Ту-204СМ. Распределение заказов по авиакомпаниям: 15 (10) - Red Wings, 10 (12) - «Башкортостан» («ВИМ-авиа»), 5 (10) - «Авиастар-ТУ», 6 (-) «Аэрофлот» («Владивосток Авиа»), 3 (3) - «Космос» (РКК «Энергия»), 3 (-) «Мирнинское АП» (ОАО «Алроса») .

Конструкция

Самолеты семейства Ту-204/214 представляют собой свободнонесущие монопланы нормальной схемы с низкорасположенным стреловидным крылом и двумя турбореактивными двигателями, установленными на пилонах под крылом. Крыло большого удлинения образовано сверхкритическими профилями, имеет отрицательную аэродинамическую крутку , положительный угол поперечного V (4°) и установлено под углом 3° 15’ к строительной горизонтали фюзеляжа. На концах крыла установлены специально спрофилированные вертикальные аэродинамические поверхности для снижения индуктивного сопротивления.

Система кондиционирования воздуха

Система кондиционирования воздуха (СКВ) состоит из:

  • системы отбора и предварительного охлаждения воздуха;
  • двух автономных магистралей с независимыми установками охлаждения воздуха (УОВ);
  • системы рециркуляции воздуха;
  • систем регулирования температуры, управления и контроля.

Воздух в систему кондиционирования отбирается от компрессоров двигателей или ВСУ . Предусмотрена возможность подключения наземного кондиционера.

Система отбора воздуха обеспечивает подачу воздуха на наддув, охлаждение или обогрев гермокабины, на обогрев ВСУ , на аварийный наддув гидробаков, а также подачу воздуха на стартер воздушного запуска двигателя.

Регулирование температуры воздуха в кабине экипажа и пассажирских салонах производится автоматически в соответствии с установкой задатчиков температуры.

Система управления

В состав цифрового комплекса пилотажно-навигационного оборудования входят:

  • вычислительная система самолетовождения
  • инерциальная бортовая лазерная навигационная система
  • средства измерения высотно-скоростных параметров и углов атаки
  • система воздушных сигналов
  • радиотехнические системы навигации и посадки
  • система предупреждения критических режимов (СПКР)
  • система предупреждения приближения земли (СППЗ)
  • метеорадиолокационная станция.

Все параметры полета, навигационная и метеорологическая обстановка выдаются на экраны системы электронной индикации. Информация на экранах может выдаваться как в метрической , так и в британской системе единиц .

Резервные пилотажные приборы - указатель скорости, вариометр , барометрический высотомер , авиагоризонт , радиомагнитный индикатор, магнитный компас.

Автоматическое управление самолетом осуществляется вычислительной системой управления полетом (ВСУП) и вычислительной системой управления тягой (ВСУТ).

ВСУП формирует сигналы автоматического управления самолетом и командных индексов электронных индикаторов для директорного управления, а также другую информацию в смежные системы. ВСУТ формирует сигналы для управления тягой и перемещения рычагов управления двигателями в зависимости от конфигурации самолета и заданных экипажем или ВСУП параметров полета.

Бортовые системы сопрягаются между собой с помощью широко распространенного интерфейса ARINC 429 , что упрощает модернизацию оборудования, в том числе путем применения комплектующих зарубежного производства.

Топливная система

Топливо на самолете размещено в кессон-баках, образованных загерметизированной силовой конструкцией планера самолета.

Расположение баков:

  • 2 бака по 7000 кг в корневой части крыла (левый и правый);
  • расходные отсеки по 1800 кг (левый и правый);
  • 2 бака по 3375 кг в консольной части крыла (левый и правый);
  • бак емкостью 2360 кг в кессоне киля;
  • бак емкостью 8800 кг в центроплане.

Суммарная масса топлива составляет 35710 кг. На некоторых специальных модификациях самолетов Ту-204/214 устанавливаются дополнительные топливные баки в фюзеляже.

Для уменьшения сопротивления в крейсерском режиме полета применена автоматическая перекачка топлива после взлета в хвостовой бак, размещенный в киле самолета. Это позволяет смещать центр масс самолета на 10% средней аэродинамической хорды, тем самым уменьшая потери на балансировочное сопротивление.

Гидравлическая система

Гидравлическая система выполнена в виде трех независимых подсистем.

Основными источниками гидравлической мощности в гидросистемах являются насосы переменной производительности с приводом от двигателей самолета.

Резервными источниками гидравлической мощности являются электрические насосные станции – по одной в каждой гидросистеме.

Аварийным источником гидравлической мощности является турбонасосная установка , которая выпускается в поток воздуха автоматически при отказе двух двигателей и после отключения двух генераторов, а также в ручном режиме.

Рабочая жидкость – НГЖ-5У, Skydrol LD-4 или Skydrol 500 B4. Рабочее давление в гидросистеме – 210 кгс/см 2 .

Противообледенительная система (ПОС)

От обледенения защищены носки воздухозаборников двигателей, обтекатели вентилятора, лобовые стекла кабины экипажа, приемники полного давления, датчики аэродинамических углов.

Крыло и оперение мало подвержены нарастанию льда и противообледенительной системой не оснащены. В ходе испытаний была подтверждена безопасность полетов без противообледенительной системы на несущих поверхностях.

Кооперация поставщиков

Разработчик Производитель Поставляемые комплектующие
ОАО «Авиадвигатель» ОАО «Пермский моторный завод» двигатели ПС-90А
Rolls-Royce Rolls-Royce двигатели RB211-535E4
ОАО НПП «Аэросила» ОАО НПП «Аэросила» вспомогательная силовая установка ТА-12-60
ОАО «Техприбор» ОАО «Техприбор» комплекс топливоизмерения и центровки КТЦ-2-1, бортовая система контроля двигателя БСКД-90М
ОАО ОКБ «Кристалл» аварийная турбонасосная установка, насосы топливной системы
ЗАО «Абрис» ЗАО «Абрис» блок контроля и диагностики двигателя GEMU-122-5, резервный индикатор параметров двигателя
ОАО «Авиаагрегат» шасси
АК «Рубин» тормозные диски, колеса
ОАО «Ярославский шинный завод» шины
Michelin шины
ОАО «Гидроагрегат» система дистанционного управления, рулевые агрегаты
ОАО ММЗ «Знамя» рулевые приводы
ОАО ММЗ «Рассвет» рулевые приводы
ОАО НПО «Родина» ОАО НПО «Родина» рулевые приводы
ОАО «Уфимское приборостроительное производственное объединение» системы ВСУП-85-3, ВСУТ-85-3, АСШУ-204М
вычислительная система самолетовождения ВСС-95, комплексный пульт радиотехнических средств КПРТС-95М-1
ОАО «Ульяновское Конструкторское Бюро Приборостроения» комплексная информационная система индикации КИСС-1-9А, жидкокристаллические индикаторы ИМ-8, система предупреждения критических режимов СПКР
ОАО «Чебоксарское научно-производственное приборостроительное предприятие «ЭЛАРА» блоки системы электронной индикации СЭИ-85, датчики системы АСШУ-204М
ОАО ДНИИ «Волна» ОАО ДНИИ «Волна» система развлечения и обслуживания пассажиров, аппаратура видеонаблюдения
ЗАО «ЛАЗЕКС» ЗАО «ЛАЗЕКС» интегрированная лазерно-спутниковая навигационная система НСИ-2000МТ
Honeywell Honeywell инерциальная навигационная система HG2030AE21
ОАО «Киевский завод «Радар» метеонавигационная радиолокационная станция МНРЛС-85
Honeywell Honeywell метеорадиолокационная станция RDR-4B
ЗАО «ВНИИРА-Навигатор» ЗАО «ВНИИРА-Навигатор» система раннего предупреждения близости земли (CРПБЗ), радионавигационное оборудование
Honeywell Honeywell система раннего предупреждения близости земли EGPWS
ЗАО «Опытный завод НИИХИТ» аккумуляторные батареи
VARTA аккумуляторные батареи
ОАО «Электромашиностроительный завод «ЛЕПСЕ» компоненты электросистемы, приводы стеклоочистителей
ОАО «Аэроэлектромаш» ОАО «Аэроэлектромаш» компоненты электросистемы
ОАО «Сарапульский электрогенераторный завод» генераторы, выпрямительные устройства, блоки регулирования электросистем
ОАО «Конструкторское бюро электроизделий XXI века» внешняя светотехника, коммутационная аппаратура
ОАО «Электроавтомат» коммутационная аппаратура
ОАО «Уральский завод электрических соединителей» электросоединители
ЗАО НПЦ «НИИ Микроприборов» светодиодное освещение
ОАО НПО «Наука» ОАО НПО «Наука» система кондиционирования воздуха, система автоматического регулирования давления
ОАО «НПП «Респиратор» ОАО «НПП «Респиратор» кислородное оборудование
ОАО «Уфимский завод эластомерных материалов, изделий и конструкций»
Air Cruisers Air Cruisers аварийно-спасательное оборудование
ОАО «Корпорация „Тактическое Ракетное Вооружение“» водовакуумная система удаления отбросов (унитаз УВ-1)
ОАО «Агрегат» пассажирские кресла
ООО «Фирма АККО» ООО «Фирма АККО» пассажирские кресла

Лётно-технические характеристики

Схема Ту-204

Характеристика Ту-204-100 Ту-204С Ту-204-120 Ту-214 Ту-204-300 Ту-204СМ
Первый полёт 2 января 1989 23 марта 2000 октябрь 1998 21 марта 1996 18 августа 2003 29 декабря 2010
Начало эксплуатации 1995 2003 1998 2001 2005 2012
Размах крыла 41,83 м
Длина 46,13 м 40 м 46,13 м
Высота в хвосте 13,88 м
Площадь крыла 184,17 м²
21 000 кг 30 000 кг 21 000 кг 25 200 кг 18 000 кг 23 000 кг
Макс. заправка топливом 32 800 кг 35 700 кг 35 700 кг
Макс. взлётная масса 103 000 кг 103 000 кг 103 000 кг 110 750 кг 107 500 кг 108 000 кг
Макс. посадочная масса 88 000 кг 91 500 кг 88 000 кг 93 000 кг 88 000 кг 89 500 кг
Макс. пассажировместимость 210 - 210 210 164 215
Экипаж 3 2
Крейсерская скорость 830-850 км/ч
Максимальная скорость 850 км/ч
Служебный потолок 12 100 м
Макс. дальность полёта 6 500 км 6 500 км 6 500 км 6 670 км 7 500 км
Дальность полёта
4 300 км 4 100 км 4 100 км 4 340 км 5 800 км 4800 км
Двигатели 2 × ПС-90A 2 × ПС-90A 2 × RB211 2 × ПС-90A 2 × ПС-90A 2 × ПС-90A2
Средний расход топлива
(при макс. коммерч. нагрузке)
3200 кг/час
Требуемая длина ВПП 2 500 м 1800 м

Эксплуатанты

Страны, где используется Ту-204.

С начала серийного производства (1990) было изготовлено 73 самолёта Ту-204 различных модификаций. На август 2012 года в эксплуатации находилось 46 самолётов семейства Ту-204 .

Эксплуатант Модификация В эксплуатации Заказаны Опцион
ОАО «Туполев» 2 × 204СМ
1 × 204
1 × 204-300
2 × 204C
2 (4 на хран.)
Авиастар-СП 204 0 (2 на хран.)
Авиастар-ТУ 204С 2 5 (204СМ) 10 (204СМ)
ВВС России 0 4 (2 × 214ОН, 2 × 214Р)
Владивосток Авиа 204-300 6 6 (204СМ)
Внуковские авиалинии 204 0 (1 на хран.)
Дальавиа 214 0 (4 на хран.)
Кавминводыавиа 204-100 0 (2 на хран.)
КАПО имени С.П. Горбунова 214 0 (1 на хран.)
КЛИИ - Китайский лётно-исследовательский институт Ту-204-120СЕ 1
Специальный лётный отряд «Россия» 3 × 214
2 × 214СР
2 × 214ПУ
2 × 214СУС
2 × Ту-204-300
11 3 (214СР)
Трансаэро 214 3 2 (204-100С)
Air China Cargo 0 2 (204-120CE)
Air Koryo 2 × 204-300
1 × 204-100
3
China Eastern Cargo 0 2 (204-120CE)
Cairo Aviation 2 × 204-120
1 × 204-120C
3 (2 на хран.)
Cubana 2 × 204-100E
2 × 204СЕ
4 0 2 (204-300)
DHL 204C 1
Red Wings 4 × 204-100
5 × 204-100В
9 15 (204СМ) 10 (204СМ)
Бизнес Аэро 204-300А 1

Ту-204 vs. Конкуренция

Чтобы сравнить конкурентоспособность Ту-204, возьмём как конкурента самый распостранённый, на данный момент, вариант: А321-200. Ту-204 будем рассматривать в варианте -100. Про остальные варианты будет пара слов потом, как и про будущее проектов. Обе сравниваемые модификации сейчас производятся.

Метод сравнения

Мы возьмём оба варианта, просчитаем для них типичный для такого класса машин полёт и взглянем в конце на соотношение затрат на него и на прочие сопутствующие расходы.

Проблема в таком сравнении — исходные данные. Проще всего это сделать, сидя в авиакомпании, летающей на этих двух типах. Задав равные условия в компьютер, мы получим два плана полёта со всеми данными, а заглянув в договоры — узнаем цены. Загвоздка в том, что нас там нет. И некоторые документы добыть сложно (цены и т.д.), а некоторые невозможно за отсутствием их существования.

За неимением гербовой берём то, что есть.

Данные для А-321 взяты с OFP (плана полёта) конкретной, реально существующей уже пару лет машины, для которой был просчитан такой рейс (выкладывать я его не буду, ибо всё-таки внутренняя документация). Так как для Ту-204 у меня его нет, то данные взяты тут (http://www.aviastar-sp.ru/aviastar_ru/aircraft/tu204100/003.htm). Авиастар даёт исходные данные типа, без привязки к реальной машине, поэтому данные для А321 скорректированы на имеющийся в OFP фактор износа (3%) и таким образом соответствуют новому самолёту. Также пришлось внести поправки из-за загрузки у Ту-204 и остатка топлива у А321 и т.д., и т.п., приводя оба самолёта в равные условия. Я буду их упоминать, чтобы стало ясно, как получились цифры для Ту-204. Для А321 я буду приводить итоговые цифры.

Условия

Рейс на общую дальность 3 500 км, ветер = 0, загрузка 210 пассажиров с багажом. Горючее стандартное по ИКАО: расход, компенсационный запас, запасной а/п (500км), запас 30 мин. Вес пассажиров с ручной кладью 76 кг, вес багажа 17,5/РАХ.

Расчёт

Масса снаряжённого самолёта (DOW):

  • Ту-204-100 (Авиастар): масса пустого (56 650 кг) + снаряжение (1 978 кг) = 58 628 кг
  • А321-200: 50 735 кг

Уже здесь видна разница почти в 8 тонн. Отсюда и все беды.

  • 210 PAX = 15 960 кг
  • 210 BAG = 3 675 кг

Таким образом оба самолёта возьмут 19 635 кг.

Горючее:
Ту-204-100 (Авиастар) :

  • Расходное для 3 500 км согласно таблице 15 300 кг, так как таблица исходит из загрузки в 17.300, необходима поправка. Согласно таблице она составляет 350 кг. Итого 15 650кг.
  • Компенсационный запас 450 кг.
  • Горючее до запасного а/п + резерв 30 мин. — 4 600 кг
  • Руление 200 кг

Общая заправка: 20 900, расход 15 850 (расходное + руление)

А321-200 :

  • Расходное 13 100 кг (вес-то почти на 8 тонн меньше)
  • Компенсационный запас 400 кг (он есть производное от расходного)
  • Горючее до запасного а/п + резерв 30 мин. — 3 800 кг
  • Руление 200 кг

Общая заправка: 17 500, расход 13 300 (расходное + руление)

Массы:
Ту-204-100 (Авиастар) :

  • Взлётная — 98 763 кг (снаряжённая масса + загрузка + заправка - руление)
  • Посадочная — 83 113 (взлётная масса - расходное)

А321-200 :

  • Взлётная — 87 470 кг
  • Посадочная — 74 370 кг

Выводы

Расходы на Ту-204-100 в таком полёте, по сравнению с А321-200 составляют:

  • Горючее +2.550кг (+19%)
  • Сборы (взлёт/посадка/аэронавигация, как функция взлётного веса (вообще-то максимального, но тут есть варианты, так что берём фактический)) +13%
  • Расходы на лётный экипаж (А321 - 2, Ту-204-100 - 3) +33%.
  • Цена самолёта. Тут всё немного сложнее. Если Айрбас даёт каталожную цену в 103,6 млн долларов (http://www.rusarmy.com/forum/ …), то найти что-то для Ту-204-100 затруднительно. Предлагаю взять интернетные 35 млн долларов. То есть: -66%.

Таким образом, если ту авиакомпанию, раскладку по расходам которой я привёл выше, перевести на Ту-204-100, её расходы изменятся следующим образом:

1. Горючее: 25%, что были, увеличатся на 19%. (даёт +4,75% к общим расходам)
2. Аэропортовые сборы, 13% из 20%, что были увеличатся на 13% (даёт +1,7% к общим расходам)
3. Зарплаты: 5% из 15%, что были, увеличатся на 33% (даёт +1,7% к общим расходам)
4. Покупка/лизинг техники: 10% из 12%, что были, упадут на 66%. (даёт -3,4% к общим расходам)
5. Аэронавигация: 6%, что были, увеличатся на 13%. (даёт +0,8%)
6. Техника и другие расходы, по условиям сравнения не изменяются.

Таким образом, общие расходы авиакомпании возрастут на 5,55%. А если считать только расходы на приобретение и эксплуатацию самолётов, то они вырастут на 9%. При обороте в 1 млрд долларов, это 55,5 млн долларов в год упущенной прибыли. Кто на такое пойдёт?

Сравнение Ту-214 с А321-200 — не лучше, так как масса пустого Ту-214 ещё больше. Сравнение Ту-204-300 с адекватным А320 выпадает ещё хуже. При условии, что на Ту-204СМ не будет расти вес, то расходы несколько сократятся, экипаж будет только 2 лётчика, а ПС-90А2 всё-таки немного совершеннее.

Про Ту-204СМ: Если допусить для простоты, что его масса и расходы такие же, как у Ту-204, и брать в расчёт только экипаж из 2-х пилотов вместо трёх, получим: …общие расходы авиакомпании возрастут на 3,85%. При обороте в 1 млрд долларов, это 38,5 млн долларов в год упущенной прибыли…

Небольшое послесловие

Как видно из расчёта, практически все беды — от большого веса самолёта. Разница пустого Ту-204 с А321-200 почти 8 тонн. А это значит, что на одном и том же рейсе, при одинаковой загрузке, на нём всё равно должны быть более мощные двигатели, и расход будет, как ни крути — больше.

Устранить это невозможно, проще сделать новый самолёт. По этому пути и пошли. Суперджет легче Е190 на полторы с гаком тонны (5,5%) уже сейчас, без всяких «диет». А это значит, что он будет кушать меньше. Тем более двигатели у него — новой разработки, а не фейслифтинг музейного экспоната. На МС-21 планируется вес в несколько тонн (чуть ли не в 10, но это верится с трудом) меньше, чем на А321-200. А так как даже в версии 321НЕО будут стоять те же двигатели, что и на МС-21, то МС будет, гарантированно, хоть в Тулузе на голову встанут, заметно дешевле в эксплуатации.

P.S. Про Ил-96 немного позже. Нужны хорошие данные. Но, если грубо, там всё гораздо хуже, чем у Ту-204.

Чрезвычайно интересное заявление.

Особенно при условии что приводится таблица с данными грузового Ту-214С в сравнении с пассажирским А321.
Да - у него "другая ниша", он грузы возит и имеет дополнительные топливные баки, кстати имеет он их именно для того что бы со своим расходом топлива иметь конкурентноспособную дальность.

А вот пассажирские Ту-204 и А321 - самолёты в одной и той же нише. Нет ничего что бы мог предложить Ту-204 и не мог А321. Но при этом Ту-204 имеет гораздо большую массу и жгёт гораздо больше топлива.

А кроме того, что эта статья про воздушные суда каким образом все вышеописанное творчество имеет отношение к SSJ100 ?

«Ту-204» является среднемагистральным реактивным пассажирским самолетом. Данный агрегат был разработан в 80-е годы в Отделе конструкторского бюро Туполева. При помощи него создатели намеревались заменить устаревший в то время «Ту-154». Существуют различные модификации этого самолета: VIP-версия, пассажирский, грузовой и специальный. Самолет «Ту-204» отвечает всем стандартам безопасности, эмиссии и шумности, поэтому данные модели можно эксплуатировать по всему миру. Об этом далее подробнее.

Конструкция

Самолет «Ту-204» - это свободнонесущий моноплан нормальной схемы. Его стреловидные крылья расположены довольно низко. Два его установлены на особых пилонах. Места их расположения находятся под крыльями. Это придает модели своеобразный стиль. На окончании каждого крыла расположены винглеты. Это способствует снижению индуктивного сопротивления и увеличению Кроме того, они оснащены двухщелевыми закрылками. Это важные элементы. Также здесь находятся предкрылки. Они регулируют несущие свойства данного самолета. Расположены они вдоль передней кромки крыла. Шасси имеет три опоры и носовую стойку. В состав силовой установки входит RB211-535E4 или 2 ТРДД «ПС-90А»

История

После того как гражданская авиация России самолеты «Ту-154» эксплуатировала уже на протяжении 2 лет, в 1973 году в Отделе конструкторского бюро начали прорабатывать будущую замену данной модели. Вначале было выдвинуто предложение глубоко модернизировать «Ту-154» и разработать множество компоновок и различных новых схем. В конце концов ученые сделали выбор в пользу трехдвигательной модели с широким фюзеляжем, которую и назвали - самолет «ТУ-204».

Данный проект в 1981 году утвердило правительство. Однако в ходе этого процесса конструкторы решили отказаться от хвостового двигателя. После чего проект переработали. В результате этого вырисовался актуальный образ запланированного самолета.

Во время разработки ученые активно применяли инновационные методы проектирования, используя при этом электронно-вычислительные машины. Для того чтобы подобрать оптимальную аэродинамическую компоновку в определенных специальных трубах, им пришлось проверить десятки макетов. Кроме того, для уменьшения веса и увеличения прочности данного агрегата осуществили применение Доля их в массе указанной модели составляет не менее 14%.

Когда было окончено проектирование, самолет «ТУ-204» серийно начали выпускать на Ульяновском авиапромышленном комплексе имени Устинова Д. Ф. Это достоверный факт. А первый самолет «Ту-204», отзывы о котором имели положительный характер, построили в Москве в сообществе с опытным существенным производством АНТК им. А. Н. Туполева и УАПК.

Испытания

В данном процессе участвовали 2 прототипа. Особые бортовые системы этой модели отрабатывали на многих стендах.

В начале января 1989 года произошел первоначальный полет указанного Самолет «Ту-204» взлетел с аэродрома «Раменское». На основании полученных результатов проведенных испытаний в конструкцию были внесены некоторые доработки. А именно была усовершенствована технология производства. При этом немалое внимание уделили тому, чтобы отработать новые цифровые системы. Скрупулезность в этом плане привела к положительному результату. Специалистами были разработаны 23 варианта бортовой автоматической системы управления при помощи штурвала. Причем каждый прошел проверку на надежность и многочисленные летные испытания. Все это требовало длительного времени. Кроме того, на тот период в государстве начались экономические трудности. Это привело к тому, что было снижено финансирование программы. В результате этого были увеличены сроки получения необходимых документов и испытаний.

В 90-е бюджетное финансирование данного проекта было полностью прекращено. Это привело к остановке сертификационных испытаний, а самолет «Ту-204», которому еще было нужно пройти эксплуатационные исследования, ожидал своего часа.

Как уже было сказано, из-за того, что в 90-х годах экономическая ситуация в государстве резко ухудшилась, бюджет летных испытаний был практически обнулен. Для того чтобы завершить указанную работу, ученым пришлось идти на неординарные шаги. Например, они согласились перевозить грузы за вознаграждение. При этом испытания производились параллельно коммерческим перелетам. Это позволяло с трудом окончить финансирование проекта. После усердных стараний ученым удалось в 1994 году получить необходимый сертификат.

Эксплуатация

В конце февраля 1996 года был осуществлен первый рейс нового указанного воздушного судна на коммерческой основе. Самолет «Ту-204» летел «Внуковскими авиалиниями» из столицы в Минеральные Воды.

Предполагалось, что «Ту-204» должен заменить «Ту-154». Однако внезапное падение объема финансирования авиапромышленности привело к помехам в доработке самолетов, и это уменьшило скорость производства. Результат - малое количество моделей у авиационных компаний, высокая стоимость запчастей и техобслуживания, частые простои. Все это привело к падению конкурентоспособности указанного самолета, особенно в сравнении с западными Airbus-320 и Boeing-737, оказавшимися экономичнее в эксплуатации и дешевле.

В 2000-х выпускали не менее 10 моделей каждый год. Как правило, их потребителями были государственные структуры.

С того момента как началось серийное производство, а именно с 1990 года, свет увидели 75 самолетов «Ту-204» разных вариаций. В феврале 2013 года активно эксплуатируются всего 50 воздушных агрегатов данного семейства.

Перспективы

Изначально в этом плане самолету «Ту-204» очень не повезло. Согласно предварительному замыслу конструкторов, его должны были сделать массовым, причем именно для его производства построили абсолютно новый завод, расположенный в Ульяновске. Однако как уже было отмечено выше, после распада СССР на нужды авиационной промышленности стали выделять намного меньше средств. Рыночная экономика сменила плановую. В результате этого самолеты «Ту-204» сменили бывшие в употреблении машины западного производителя. Кроме того, с течением времени модель по многим показателям устарела. Одной из причин того, что ее перестали использовать, оказалось то, что экипаж «Ту-204» состоит из 3 человек, тогда как большинство современных воздушных суден нуждаются всего в 2. Это за собой влечет наличие дополнительных расходов на содержание пилотов.

Сейчас выпускается около 10 указанных моделей в год. При этом, как правило, они пользуются популярностью в СЛО «Россия» и ВВС. По причине того, что Ульяновский и не могут наладить массовое производство и специальное обслуживание, самолеты «Ту-204» не имеют значительной востребованности у большинства компаний. Тем не менее, согласно мнению экспертов, последняя модель «МС-21» в состоянии конкурировать с зарубежным судном «Боинг-737». Согласно недавней информации, крупные перевозчики, такие как Red Wings и «Трансаэро» часто сообщали о том, что они заинтересованы в покупке воздушных агрегатов указанного типа. Это говорит о том, что довольно-таки востребованным является самолет «Ту-204», отзывы экспертов о котором указывают на то, что еще рано причислять его к пройденному этапу авиаконструкторского дела. ОАК и Минпромторг вкладывают немалые суммы в данные проекты, которые существуют только на бумаге. К ним можно отнести «МС-21», ожидающий выхода на линию только в 2020 году.

Описание технических характеристик самолета «Ту-204»

В данном случае учитывается следующее:

  • Экипаж - 3 чел.
  • Два двигателя ТРДД - «ПС-90А».
  • Размах/площадь крыльев составляет 42,0 м/184,17 м².
  • Размер длины/высоты самолета - 46,0/13,9 м.
  • Масса: взлетная (максимальная)/пустого - 94 600 кг/58 300 кг.
  • Скорость крейсерская равна 830 км/ч.
  • Потолок практический - 12 100 м.
  • Дальность максимальная составляет 2900 км.
  • Наличие тяги в 16 140 кгс.
  • Вес: максимальный взлетный/посадочный - 94,6 т/47 т; снаряженной модели- 58,3 т.
  • Дальность полета до 3700 км.

Модификации

В настоящее время существует несколько вариаций указанного воздушного агрегата. Каждая из них скрупулезно прорабатывалась создателями с целью получения желаемого результата. Далее рассмотрим их немного подробнее.

«Ту-204»

Как уже было выше сказано, взлетная масса данного базового варианта составляет 94,6 т. В первый раз этот самолет «Ту-204», фото которого предоставлено в данном тексте, в воздух поднялся 17 августа 1990 года (плановый рейс). Кроме того, был разработан грузовой вариант модели. Схема самолета «ТУ-204» является максимально проработанной конструкторами. Коммерческая нагрузка данной техники не превышает 30 тонн.

«Ту-204-100»

Данный вариант имеет двигатели «ПС-90А» и российскую авионику. Его эффективность довольно велика. Это является существенным фактом. Салон самолета «Ту-204-100» вмещает 210 пассажиров. Сертификация данного воздушного судна состоялась зимой 1995 года.

«Ту-204-200»

Данная модель представляет модификацию «Ту-204-100». Оснащен этот самолет добавочными баками для горючего, которые необходимы для большей дальности полета. Кроме того, специалисты ульяновского завода «Авиастар» построили всего один указанный агрегат с номером бортовым RA-64036. Сейчас данную модель выпускают в Казани.

«Ту-204-120»

«Ту-204-120» и «Ту-204-220» являются соответственно модификациями «Ту-204-100» и «Ту-204-200». Они оснащены западной авионикой и (2 × 19 500 кгс) - английского производства Rolls-Royce. Это нововведение сделали для того, чтобы расширить потребительские свойства модели, которая первый раз поднялась в воздух в августе 1992 года. Заграничные поставки чартерной авиакомпании Cairo Aviaton в Египет производились на данном воздушном судне с 1998 года. После этого указанные самолеты Туполева, фото которых имеется в данном тексте, поставлялись в Китай. Кабина пилотов данной модели изготовлена в англоязычном исполнении. Это облегчает поставки в другие государства. Указанный воздушный агрегат впервые в истории российского самолетостроения был сертифицирован в соответствии с определенными евростандартами.

«Ту-204-300»

Данная модель (ранее — «Ту-234») укорочена на 6 метров в сравнении с базовым определенным фюзеляжем. Это воздушное судно может вместить не более 162 пассажиров, однако изначально предполагалось размещение 142. Места в самолете «ТУ-204-300» подразделяются следующим образом: 8 бизнес-класса и 134 - эконом. Данное внедрение является важным. Это подчеркивает своеобразный стиль этой модификации «Ту-204». Лучшие места, естественно, будут находиться в бизнес-классе. Разработан данный агрегат был в трех вариациях. Их дальность полетов составляет 9250, 7500 и 3400 км. В результате «Ту-204-300» был признан первым самолетом с двумя моторами, который может совершить перелет из столицы РФ во Владивосток без остановок. Предельный взлетный вес этого воздушного судна составляет 107,5 т. В оснащении данной модели имеются: отечественный комплекс авионики «КСПНО-204» и два мотора «ПС-90А». Впервые «Ту-204-300» взлетел в воздух в августе 2003-го, после чего была осуществлена его демонстрация на авиакосмическом салоне «МАКС-2003». Сертифицирован он был 14.05.2005 г. Проведение его серийного производства было налажено на Ульяновском заводе «Авиастар».

«Ту-204-300А»

Эти самолеты гражданской авиации используют для административной перевозки на расстояние, не превышающее 9600 км. Модель вмещает всего 26 пассажиров. Топливная заправка - 42 т.

«Ту-206»

Данный самолет все еще разрабатывают эксперты. Интересным является то, что в указанном аппарате используют в качестве горючего сжиженный природный газ. Эти воздушные судна стали выпускать на базе такого самолета, как «Ту-204-100». Одной из основных проблем в этом случае является размещение сосудов с голубым топливом, требующее немалого объема.

«Ту-214»

Данная модель представляет собой модификацию «Ту-204». Максимальная взлетная масса этого агрегата была увеличена до 110,75 т, а размер коммерческой нагрузки - до 25,2 т. Воздушное судно грузовой модификации прошло сертификацию в согласии с российскими нормами «АП-25», которые гармонизированы с западными FAR-25 и JAR-252. Серийное производство налажено в Казанском авиаобъединении им. С. П. Горбунова. Впервые взлет данной модели состоялся в 1989 году. Запустили на поток эти самолеты гражданской авиации СССР только в 1997 году. То есть уже после развала Советского Союза. В апреле 2010 года данное воздушное судно начали производить исключительно в спецкомплектации. Однако создавать его в коммерческой версии прекратили, так как это было нерентабельно. Хотя в приобретении указанного агрегата заинтересовался крупный перевозчик - «Трансаэро».

«Ту-204СМ»

Это глубоко усовершенствованный самолет «Ту-204». В сравнении и с «Ту-204-100» его взлетный максимальный вес намного увеличился. Также в этой модели обновили БРЭО. Из-за этого количество экипажа уменьшили до двух человек, сократив места в самолете «ТУ-204» и оставив судно без бортового инженера. Это сделано в соответствии с мировой практикой для моделей подобного класса.

Кроме того, самолет «Ту-204СМ» претерпел некоторые изменения.

  1. Модернизация ТРДД «ПС-90А2». Это сопровождалось понижением стоимости жизненного цикла и увеличением межремонтных и назначенных ресурсов агрегатов и основных элементов (для горячей части - 10 000 циклов, а для холодной — до 20 000).
  2. Обновленная ВСУ «ТА-18-200». В этом случае была увеличена высотность запуска и работы. Было внедрено новое оборудование, которое выполняет необходимые функции, соответствующие определенным перспективным и современным требованиям ИКАО и Европейского контроля.
  3. Модернизировано шасси. В конструкции данной детали были учтены все аспекты, которые соответствуют ресурсу планера.
  4. Был улучшен салон самолета.
  5. Уменьшен экипаж до 2 летчиков.
  6. Уже разработана и ожидает установки система управления общесамолетными агрегатами (СУОСО). Также усовершенствованы техобслуживание и диагностика.
  7. Модернизированы системы: энергосохранения, гидравлические, топливные и кондиционирования.

На конец декабря 2010 года припало летное испытание «ТУ-204СМ». Оно было осуществлено заслуженным летчиком-испытателем Виктором Минашкиным. Данный процесс прошел благополучно. Однако все же испытания указанного обновленного воздушного судна были осуществлены с небольшой задержкой. На пресс-конференции гендиректор авиационного завода Сергей Дементьев рассказал собравшимся, что пробный полет данной модели был запланирован на 17 декабря 2010 года. Тем не менее, он подчеркнул, что работа по сборке летательных аппаратов данного типа следует заданному графику.

Предприятие «Авиастар-СП» уже до 2016 года планирует изготовить 44 воздушных судна «Ту-204СМ», предназначенных для крупного предприятия Red Wings Airlines. Согласно предварительной информации, для финансирования данного проекта выделено не менее 1,8 млрд долларов.

В середине января 2012 года на знаменитом Ульяновском авиастроительном предприятии под названием «Авиастар-СП» выступил вице-премьер России. По словам Дмитрия Рогозина, сертификация нового самолета «Ту-204СМ» пассажирского типа окончится уже в июне, а с середины года можно будет говорить о его серийном выпуске.

Итог

Ознакомившись с вышесказанным, каждый может в точности иметь представление о том, что собой представляет описываемый самолет, и какие его вариации существуют. В целом самолеты Туполева полностью соответствуют определенным стандартам. В настоящее время воздушные агрегаты данного семейства пользуются немалым спросом. Технические и летные характеристики аппаратов указанного типа находятся на должном уровне. Однако разработчики на этом не останавливаются и продолжают совершенствовать самолеты данного типа.