"Победа" проиграла: пассажиры продолжат брать в самолет шубы и букеты. "Победа" проиграла: суд не позволил перевозчику сократить бесплатную ручную кладь

МОСКВА, 20 ноя — РИА Новости. Верховный суд отклонил апелляционную жалобу авиакомпании "Победа" по вопросу перевозки ручной клади, передает корреспондент РИА Новости из зала суда.

Представитель Минтранса, в свою очередь, отметила, что по тем нормам, о которых говорят в "Победе", будет невозможно перевезти обычную сумку или куртку.

"Учитывая, что у "Победы" тарифы безбагажные, что означает доплату, нам кажется, что таким образом будут нарушены права пассажиров", — пояснила представитель Минтранса.

Гендиректор авиакомпании возразил доводам ведомства. Он напомнил, что "Победа" является лоукостером с повышенной вместимостью пассажиров, которой добились в том числе благодаря установке более тонких кресел и плотной компоновке.

"Пассажиры, чьи вещи не влезают в багажную полку самолета, отправляют вещи под сиденья, что противоречит нормам безопасности, особенно в ходе эвакуации", — заявил Калмыков.

Основной проблемой он назвал отсутствие баланса между правом пассажира на провоз ручной клади и обеспечением безопасного провоза багажа. Гендиректор попросил суд признать закон недействующим в части обязанности авиакомпании принимать безразмерные сумки сверх нормы ручной клади.

Реакция перевозчика
После оглашения решения суда Калмыков сообщил журналистам, что удивлен и не согласен с ним.

"Мы не можем исполнять действующее правило, которое мы оспариваем, и обеспечивать безопасность полетов. В суде мы наглядно продемонстрировали, что тот перечень вещей, который установлен правилами, невозможно перевозить в салоне воздушного судна", — заявил он.

По словам Калмыкова, компания подаст на решение надзорную жалобу. В случае отказа и по ней, авиакомпания будет вынуждена установить символические размеры ручной клади, добавил он.

"Мы с большой долей вероятности установим смешные габариты ручной клади, например 10 на 10 на 10 сантиметров, все остальное, сверх ручной клади, как и просит Минтранс, будем провозить", — заключил глава компании.

Суть конфликтаНовые правила провоза ручной клади вступили в силу в ноябре прошлого года. Так, норма бесплатного провоза ручной клади не может быть меньше пяти килограммов. Помимо этого, пассажир имеет право взять с собой ряд вещей, в том числе дамскую сумку, рюкзак, мужской портфель, портплед, букет цветов, детскую люльку, костыли, роллаторы, верхнюю одежду.

"Победа" решила оспорить правила, так как, по мнению перевозчика, они не учитывают вместимость багажных полок самолета. Как отмечал Калмыков, из-за того, что на рейсах "Победы" практически всегда 100-процентная загрузка, пассажиры могут брать с собой на борт только рассчитанную норму багажа (36*30*27 см). Сверх этих размеров ничего больше разместить в салоне невозможно, говорил Калмыков. При этом авиакомпания не требовала изъятия из перечня кресел-колясок, роллаторов, ходунков, костылей, детских люлек.

МОСКВА, 7 августа. /ТАСС/. Верховный суд (ВС) России отклонил иск авиакомпании "Победа", требующей частично отменить правила перевозки ручной клади, которые позволяют пассажиру брать в салон сверх нормы в 5 кг цветы, рюкзак, дамскую сумочку и некоторые другие вещи, передает корреспондент ТАСС.

"В удовлетворении иска авиакомпании отказать", - гласит решение суда. Ответчиками по иску выступали Минюст и Минтранс.

Как заявили гендиректор "Победы" Андрей Калмыков и адвокат Генрих Падва, авиакомпания обжалует решение. "Мы, конечно, будем это решение обжаловать, поскольку видим неисполнимость таких правил, - сказал Калмыков. - Но если решение вступит в силу, то после обжалования мы будем вынуждены пересмотреть наши правила". По его словам, "график оборота воздушных судов изменится", что приведет к повышению стоимости билетов.

По словам адвоката, компания будет обжаловать решение суда в апелляционной инстанции.

Предыстория

Судебные тяжбы по делу начались весной. Авиакомпания после изменения законодательства о провозе ручной клади и введения обязательного бесплатного провоза минимум 5 кг багажа ввела свои правила: они не привязаны к весу клади, однако ограничивают габариты до 36х30х27 сантиметров в трех измерениях.

В апреле "Победа" проиграла суд с прокуратурой по вопросу соблюдения пункта 135 Федеральных авиационных правил. Согласно этому пункту, пассажиры, помимо установленной нормы бесплатного провоза багажа, в ручную кладь могут взять с собой на борт дамскую сумку, рюкзак, букет цветов, детское питание, верхнюю одежду, костюм в портпледе, лекарства, устройство для переноса ребенка, трости, костыли, ходунки, кресло-коляску, роллаторы и купленные в магазинах duty free товары. В мае "Победа" подала в Верховный суд РФ иск с требованием признать частично недействительными новые правила провоза ручной клади в самолетах, которые были приняты осенью 2017 года.

"Победа" просила убрать из перечня бесплатных для провоза вещей дамскую сумку, рюкзак, букет цветов, костюм в портпледе, оставив в перечне все остальные пункты. При этом сумка, рюкзак и другие вещи допущены к бесплатной перевозке, если они соответствуют указанным компанией габаритам. Минтранс же настаивал на том, чтобы отложить рассмотрение дела. По словам его представителей, ведомство сейчас разрабатывает другой законопроект, который перенесет весь перечень из ФАП-135 в ФАП-133.

Позиции сторон

В суде на стороне "Победы" помимо Калмыкова и Падвы, выступал руководитель юридического отдела Алексей Танкевич. Авиакомпания мотивировала свой иск тем, что разрешение на пронос сверх нормы ручной клади угрожает безопасности пассажиров.

В ходе заседания суда представители "Победы" для наглядности во время объяснений своих требований по отмене бесплатного провоза части предметов, продемонстрировали калибратор для определения габаритов багажа. Калмыков, доказывая позицию компании, объяснил, что лоукостер заказал специальное исследование у Boeing (его копия есть у ТАСС), в котором производитель пришел к выводу, что для безопасной перевозки 189 пассажиров на борту (максимальная загрузка самолета "Победы"), каждый пассажир может положить на верхнюю полку одну единицу ручной клади размером 36х30х27 см в трех измерениях.

При этом, отметил Калмыков, "Победа" не может просить пассажира убрать ручную кладь под стоящее впереди кресло: компоновка самолета максимально плотная и под сиденьем есть место только для ног пассажира. "Конструкция конкретно наших воздушных судов такова, что компоновка воздушных судов сделана с учетом максимальной плотности. Мы используем так называемые тонкие кресла, чтобы перевезти как можно большее количество пассажиров. Место под расстояние [для ног] - 29 дюймов. Очень мало, поэтому какого-либо места для размещения ручной клади внизу нет",- сказал он.

Калмыков также добавил, что при сущесвующих правилах не может обеспечить безопасность пассажиров. Более того, Калмыков в ходе заседания заявил, что нынешние требования к ручной клади разработаны без учета пассажировместимости самолетов и их типов. По его словам, сейчас требования одинаковые и к узкофюзеляжным самолетам и к широкофюзеляжным дальнемагистральным самолетам.

В свою очередь юристы Минтранса сообщили суду, что правила выработаны в согласовании с авиакомпанией и с учетом жалоб пассажиров. "При разрешении на провоз перечня вещей сверх нормы учитывалось, что некоторые вещи нельзя взвесить, а другие - это предметы предметами первой необходимости в ходе полета", - отметила юрист.

Генпрокуратура в суде поддержала Минтранс, сочтя, что оспариваемый пункт правил соответствует закону. Решение суда еще не вступило в силу и может быть обжаловано.

Апелляция обязала «Победу» изменить правила провоза ручной клади. Апелляционный суд пришел к выводу, что авиакомпания не имеет права взимать с пассажира дополнительные деньги за перевозимый в салоне багаж весом менее 10 кг. Тем не менее «Победа» продолжит оспаривать это решение, поскольку считает, что в стоимость билета включен лишь ограниченный набор вещей, которые можно провезти без доплаты.


Девятый арбитражный апелляционный суд поддержал решение предыдущей инстанции, согласно которому лоукостер «Победа» (входит в группу «Аэрофлот») обязана изменить список вещей из ручной клади, которую пассажир имеет право провезти без доплаты.

Поводом для судебных разбирательств, стартовавших еще в начале года, послужила проверка Ространснадзора на основании обращения депутата Госдумы Алены Аршиновой. Депутат сообщила, что представитель авиакомпании обязал ее доплатить 2 тыс. руб. за провоз в салоне самолета «дамской сумочки в виде рюкзака» весом до 9 кг. Но ответчик заявил, что Федеральные авиационные правила (ФАП) предписывают бесплатный провоз только ограниченного набора вещей, в том числе дамских сумок и портфелей, а про «рюкзаки в ФАП ничего не сказано». Кроме того, в законодательстве четко не указаны ограничения по весу и размеру, настаивают в компании. Поэтому исходя из правил работы «Победы» сейчас в стоимость билета лоукостера включена только возможность провоза до 10 кг багажа при условии, что тот будет сдан в багаж, а не пронесен на борт самолета. В противном случае за каждое место багажа в салоне нужно платить от 999 руб. до 2 тыс. руб. (€25–35 для международных рейсов).

Рассматривавшая дело в суде первой инстанции судья Екатерина Аксенова, комментируя слова заявителя, назвала различие между дамской сумочкой и небольшим рюкзаком «игрой формулировок». Она также уточнила, что при входе в салон самолета в руках у госпожи Аршиновой был только «рюкзачок». Суд указал в решении, что «установив к включенному в провоз такой вид багажа, как “дамская сумочка”, “Победа” оставила за собой право решать, какой вид сумочки подходит или не подходит под данное определение, что является недопустимым и противоречит ФАП».

В пресс-службе «Победы» “Ъ” сообщили, что продолжат оспаривать указанное решение.

Отметим, что правила одного из крупнейших европейских лоукостеров - британской авиакомпании EasyJet - не ограничивают вес ручной клади, если она соответствует определенным размерам и пассажир в состоянии разместить ее на багажной полке без посторонней помощи. Ирландский лоукостер Ryanair включает в стоимость билета два места ручной клади определенных габаритов, вес одного не должен превышать 10 кг.

Елизавета Кузнецова


Как «Победа» объявила о введении платы за провоз товаров беспошлинной торговли


Лоукостер «Победа» (входит в группу «Аэрофлот») в ноябре 2015 года объявила о введении платы за провоз пакетов Duty Free на международных рейсах. Стоимость услуги составила в среднем 700 руб. Между тем условия перевозки «Победы» вызвали вопросы у Роспотребнадзора.

Почему «Победу» не ждут в Европе


Дочерний лоукостер «Аэрофлота» «Победа» в июле столкнулся с трудностями при выходе на зарубежные маршруты. Немецкая Lufthansa заблокировала идею «Победы» продавать дешевые комплексные билеты Fly&Bus с доставкой пассажиров в Цюрих, а в австрийском Инсбруке лоукостер не добился слотов от Austrian Airlines. Опасения конкурентов оправданны: после начала полетов «Победы» в Бергамо Alitalia прекратила полеты оттуда в Москву. Впрочем, в России у «Победы» схожие сложности: развитие внутренних направлений несет риски конкуренции с другими авиакомпаниями группы «Аэрофлот».

Лоукостер требовал отменить норму о бесплатной перевозке дамских сумок.

Верховный суд рассмотрел во вторник иск лоукостера «Победа» к Минтрансу: авиакомпания требовала отменить пункт федеральных авиационных правил о бесплатной перевозке помимо ручной клади (минимум 5 кг на пассажира) дамских сумок, портфелей, портпледов с костюмом, букетов цветов, верхней одежды и рюкзаков.

Этот пункт накладывает на авиакомпании неограниченные обязательства, считает «Победа». Правила лоукостера иные: в салон можно взять бесплатно все, что помещается в калибратор 36х30х27 см, такой багаж, по заключению компании Boeing, помещается на багажные полки самолета Boeing 737-800 (у «Победы» их 20) в комплектации на 189 пассажиров, сообщил в суде гендиректор «Победы» Андрей Калмыков. Остальное надо сдавать в багаж и платить за это.

Прокуратура требует от «Победы» соблюдать федеральные правила и возить бесплатно в салоне все вещи из списка.

Калмыков и юрист «Победы» Алексей Танкевич принесли в суд калибратор и образцы вещей из обязательного списка, чтобы показать, что правила невыполнимы: разместить их в салоне самолета лоукостера невозможно, не нарушив требований безопасности. Компоновка кресел максимально плотная, кресла тонкие, под ними для вещей нет места, заверил Калмыков. А Танкевич предупредил, что цветы - сильный аллерген, а в самолете ограниченный объем воздуха.

«Победа» наняла на процесс адвоката Генриха Падву, его гонорар - до 40 000 руб. за час работы. Оспариваемый пункт не ограничивает размеры и вес дополнительных вещей, а потому противоречит другому пункту правил, который дает право провозить бесплатно ручную кладь, умещающуюся в калибратор, заявил Падва. Часто бывает, что вошедшие первыми пассажиры заполняют багажные полки, аргументировал Падва, а следующим просто некуда положить вещи, они вынуждены держать их на руках, при любой турбулентности вещи будут летать по салону. Непонятно, почему Минтранс с этим не согласен, заключил юрист.

Если выполнять правила, то «Победе» придется во время посадки направлять вещи в багаж, что минимум на 30% увеличит время оборота самолетов, писал в июле Калмыков министру транспорта Евгению Дитриху: это рушит бизнес-модель лоукостера и вынудит «Победу» развиваться как классическую авиакомпанию с соответствующими тарифами.

Вещи из оспариваемого списка тяжело взвесить, а они нужны для комфортного перелета, поэтому и назначены сверх нормы, заявила в суде представительница Минтранса Светлана Тонких.

Воздушный кодекс требует учитывать эксплуатационные характеристики самолетов при составлении правил перевозки вещей в салоне, заявил Калмыков, - и поинтересовался, учитывал ли Минтранс характеристики конкретно Boeing 737-800? Тот же вопрос задавал и судья Юрий Иванников. Представительницы Минтранса Тонких и Екатерина Сухарникова несколько раз уходили от ответа на этот вопрос, но в конце концов Сухарникова сообщила, что учитывали, но не конкретных типов, а всех самолетов. «От Ан-2 до Boeing 747», - съязвил Калмыков. Чиновницы заявили, что требование Воздушного кодекса учитывать характеристики самолета - техническая ошибка. «Это ваше мнение, - возразил Калмыков, - но Воздушный кодекс имеет абсолютный приоритет над федеральными авиационными правилами».

Судья Юрий Иванников долго допытывался у представительниц Минтранса, где в салоне перевозить вещи, если они не помещаются на полках? Как избежать того, чтобы пассажиры не злоупотребляли этой нормой и не нарушали прав других пассажиров на места на полках? Размещать можно на полках, твердила Сухарникова, а спорные бытовые вопросы как-то решать на месте. Но как перевозчику размещать вещи, если нет места, не отставал судья. На багажных полках всегда есть место, не сдавалась чиновница.

Ход процесса вроде бы складывался в пользу лоукостера, но судья Иванников, вернувшись из совещательной комнаты, объявил, что отказал «Победе» в иске.

Решение вступит в силу после изготовления мотивировочной части. Калмыков заявил, что оно будет обжаловано в апелляционной коллегии Верховного суда.

Так называемая бюджетная авиакомпания " " вынуждена была отказаться от имевшихся долгое время в ее правилах на провоз бесплатных предметов ручной клади. Перевозчик убрал со своего сайта описания портфеля и дамской сумочки, а также снял ограничения на размер этих предметов. Аналогичные указания были разосланы представителям "Победы" в различных аэропортах, сообщает соб.корр. сайт.

Однако прежние объявления с недействительными описаниями и ограничениями все еще имеются на стойках регистрации по крайней мере части аэропортов, в том числе в московском Внуково. Шаблоны для измерения портфелей и сумочек также все еще не демонтированы. В случае конфликтных ситуаций пассажирам следует ссылаться на информацию сайта "Победы".

Напомним, что "Победа" более года в нарушение федеральных авиационных правил (ФАП) требовать от пассажиров, чтобы бесплатно провозимые портфель, компьютерная или дамская сумочка были не более 75 сантиметров по сумме трех измерений. Она также отказывала в бесплатной перевозке тех портфелей и сумок, которые были более 75 сантиметров (а это большинство портфелей и значительная часть компьютерных сумок), либо не подходили под сочиненные самой компанией определения этих предметов (это затрудняло провоз необычных дамских сумок и тому подобного). При этом заявления и письма регуляторов в лице Ространснадзора и Минтранса о незаконности такой практики не останавливали "Победу".

В феврале 2016 года Ространснадзор после жалобы пассажира выдал "Победе" инспекторское предписание о прекращении нарушений, однако авиакомпания обжаловала его в арбитражном суде. Суд первой инстанции (дело №А40-123705/2016) подтвердил правоту регулятора в июле 2016 года, апелляционная инстанция - в октябре, кассационная инстанция - в феврале 2017 года. Тем не менее "Победа" обратилась в Верховный суд, который в конце мая отказал компании в рассмотрении жалобы на решения нижестоящих судов, не найдя нарушений в решениях последних. Исчерпав тем самым возможности обжалования, "Победа" вынуждена была изъять из своих правил перевозки незаконные требования.

К сожалению, на решение этого не самого сложного вопроса потребовались почти полтора года судебных разбирательств, дошедших до Верховного суда. Фактически многомесячные обжалования позволили "Победе" использовать их как повод для того, чтобы почти полтора года не исполнять предписание регулятора и ФАП. Не исключено, что именно такое оттягивание исполнения решения (а не отмена его) и было реальной целью авиакомпании, поскольку позволяло все эти 16 месяцев продолжать взимать с пассажиров лишние сборы за ручную кладь, основываясь на незаконных положениях правил перевозки "Победы". При этом не вполне ясно, почему судебное решение, вступившее в законную силу в октябре 2016 года после решения апелляционного суда, было исполнено перевозчиком только в мае 2017 года.

В решении суда первой инстанции, подтвержденном затем вышестоящими судами, в частности, говорится: "Установив в Правилах провоза личных вещей и багажа в пассажирском салоне самолета на рейсах ООО "Авиакомпания "Победа" такой вид багажа как "дамская сумочка"(бесплатно), общество оставило за собой право решать, какой вид сумочки подходит или не подходит под данное определение, что является недопустимым и противоречит пункту 135 ФАП-82." Суды также указали, что правила авиакомпании не должны противоречить общим правилам воздушной перевозки и ухудшать уровень обслуживания пассажиров по сравнению с установленными ФАП гарантиями.

В настоящее время текст правил "Победы" исправлен, из него изъяты указанные судами положения, не соответствующие ФАП. Новый текст, размещенный на странице выбора багажных опций системы бронирования, фактически повторяет формулировку ФАП и гласит: "в салоне самолёта бесплатно перевозятся следующие вещи, если они находятся при пассажире и не вложены в багаж: дамская сумочка или портфель (один из этих предметов), папка для бумаг, зонтик, трость, букет цветов, верхняя одежда, печатные издания для чтения в полете, детское питание для ребенка во время полета, телефон сотовой связи, фотоаппарат, видеокамера, портативный компьютер, костюм в портпледе, детская люлька при перевозке ребенка."

Вместе с тем не урегулированным до конца остается еще один рассмотренный в этом деле случай расхождения правил "Победы" (и ряда других авиакомпаний) с требованиями ФАП. Это касается права пассажира на провоз 10 килограмм багажа бесплатно. Пункт 122 ФАП устанавливает, что "нормы бесплатного провоза багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажире, не могут быть менее чем десять килограммов на одного пассажира". Это положение фактически предоставляет право пассажиру решать, провозить ли эти 10 килограмм в салоне самолета или сдать их как зарегистрированный багаж, хотя и не говорит об этом прямо. Однако ряд российских авиакомпаний трактуют это иначе: "Победа" требует непременно сдавать эти 10 килограмм в багаж, а "Сибирь" (S7 Airlines), UTair и некоторые другие перевозчики, наоборот, требуют, чтобы пассажир брал их с собой в салон. Между тем арбитражные суды с мнением всех этих перевозчиков не согласны.

В частности, в том же деле "Победы" против Ространснадзора суды всех инстанций пришли к выводу, что авиакомпания не имела права брать с обратившейся с жалобой пассажирки 2000 рублей сбора за провоз ручной клади, так как эта кладь весила лишь 9 килограмм и могла быть провезена бесплатно в салоне, а не только в багажном отсеке. В другом деле №А40-219359/2016, разбиравшемся в 2016 году после жалобы пассажира на авиакомпанию "Сибирь", арбитражный суд решил, что пассажир имел право настаивать на сдаче такого предмета в багаж вместо провоза его в салоне, как требовала "Сибирь". В частности, суд указал, что если такой предмет при весе в пределах 10 килограмм превышает по своим габаритам допустимые для ручной клади размеры или содержит запрещенные в ручной клади предметы, то требование везти его только в салоне нарушает право пассажира на его бесплатную перевозку.

Иными словами, суды трактуют ФАП в пользу права пассажира самому выбирать способ провоза 10 бесплатных килограмм. К сожалению, ни один суд, разбирая все эти частные случаи, не сформулировал это право пассажира прямым текстом, ограничиваясь лишь указаниями на неправомерность действий перевозчиков в конкретных случаях жалоб. Нет прямой формулировки и в самих ФАП, что и провоцирует авиакомпании трактовать этот пункт по-разному.

Пока этот момент не урегулирован окончательно судами (или пока не изменятся сами ФАП), пассажиры "Победы" могут бесплатно провозить 10 килограмм сдаваемого багажа плюс бесплатно брать с собой в салон любые предметы из вышеприведенного списка, включая портфель или компьютерную или дамскую сумку, верхнюю одежду, папку для бумаг, печатные издания, компьютер, фотоаппарат, видеокамеру, зонтик, букет цветов и прочее. Следует помнить, что некоторые пассажиры "Победы" в свое время жаловались на придирки отдельных представителей перевозчика к футлярам или чехлам для компьютера, фотоаппарата или видеокамеры и требования оплаты провоза этих предметов. Не вполне ясно, прекращена ли уже эта странная практика. Сайт "Победы" содержит по этому поводу туманную формулировку "Не рекомендуется помещать портативный компьютер, камеру и фотоаппарат в чехлы и иные емкости".

Кроме того, пассажирам стоит помнить про прочие аспекты путешествий на рейсах "Победы": платность более 10 килограмм и части , отсутствие питания на борту (а попытки взять свою еду в отдельном пакете приведут к взиманию сбора в 2000 рублей как за платную ручную кладь). При покупке на сайте "Победы" в билет по минимальному тарифу "Стандарт" компания по умолчанию включает , для избавления от которой нужно самостоятельно снимать отметку с соответствующего пункта внизу страницы выбора дополнительных услуг. Выбор места , а для стимулирования покупки этой услуги "Победа" летящих вместе пассажиров в противоположные концы салона и на иное место. Год назад это привело к громкому скандалу: "Победа" семью с младенцем за попытку родителей воссоединиться в самолете - после того, как сама авиакомпания умышленно рассадила их в разные ряды в стремлении заработать лишние 149 рублей за смену места. С тех пор "Победа" еще и как минимум вдвое этот дикий сбор за возможность сидеть вместе в самолете.