Богоявленская церковь город коломна. Храм богоявления в гончарах Богоявленская церковь

Московская обл., ул.Гончарная, д.8

Церковь была основана в бывшем селе Бабышеве, которое в 14 веке принадлежало великим княгиням Московским. В 1389 году им владела святая Евдокия, супруга Дмитрия Донского. В 1520-х годах здесь появляются строители , кирпичники и гончары. Так село становится пригородом - Гончарной слободой. Около 1480 года София Палеолог, жена Ивана III, построила в своей вотчине церковь Зачатия в память о рождении наследника престола Василия III. В 16 веке деревянный храм сгорел. Чудом уцелела лишь икона Спаса Нерукотворного, поэтому новую церковь освятили в честь этого образа.


В 1680 году Спасский храм стали возводить каменным, но освятили его в 1689 году как Богоявленский. В 1782 году в церковном доме родился небесный покровитель , Святитель Филарет митрополит Московский и Коломенский. Тут служили его прадед, дед, родной брат и зять.


Четверик церкви, увенчанный небольшим пятиглавием, был перестроен в 1800-1804 гг. Тогда же в стиле классицизма были выстроены трапезная с двумя приделами и колокольня.


Это единственная в городе церковь, которая не закрывалась в советское время. Здесь сохранились драгоценные святыни: ковчег с частицами Креста Господня и мощей 64 святых, чтимую Страстную икону Божией Матери, иконостас 17 века и другие древние реликвии. В 1940-х годах выполняла роль кафедрального храма митрополитов Крутицких и Коломенских.


г. Коломна, ул. Гончарная, д. 8.

Первое упоминание о церкви богоявления Господня в Гончарах относится к XV в.

По преданию, супруга царя Иоанна III - София Палеолог долго молилась о чадородии во многих обителях и дала обет о том, что поставит Божии храмы. Узнав о том, что ждет младенца, царица воздвигла в Коломне деревянный Зачатьевский храм.

На рубеже XVI–XVII вв. эта церковь сгорела. После пожара была найдена в пепле невредимой от огня икона нерукотворного образа Спасителя, когда-то пожертвованная жителями из деревни Митяево. В память об этом чудесном событии, вместо сгоревшей Зачатьевской церкви, была построена другая - в честь нерукотворного образа Господня.

В XVII в. храм перестраивается и закладывается из камня, сохранив свое старое название. Внешний облик храма подвергся переделкам в духе классицизма. Бесстолпный двусветный четверик церкви был перекрыт лотковым сводом, прорезанным центральным световым барабаном пучкового пятиглавия. 7 июля 1689 г. храм освятили в честь богоявления Господня. Иконостасы в приделах киоты, паникадила, металлическое ограждение солеи относятся к концу XIX в.

Зимой службы переносились в соседний деревянный храм пресвятой Богородицы. Память об этой церкви сохранилась в Богоявленском храме в названии одного из приделов.

В Богоявленском храме служили священниками прадед и дед святителя Филарета, митрополита Московского и Коломенского. Самое древнее упоминание о родственниках святителя Филарета в Коломне относится к 1751 г. в городских документах упоминается Афанасий Филиппов, священник церкви богоявления в Гончарах, прадед митрополита Филарета. Сам Филарет был крещен в этой церкви.

В 1800–1804 гг. при настоятеле отце Никите Афанасьеве были пристроены два придела - в честь введения во храм пресвятой Богородицы и во имя священномученика Харлампия - и возведена новая колокольня.

В советское время Богоявленский храм не закрывался. Он являлся единственным в Коломне, который продолжал функционировать.

В храме находятся особо почитаемые святыни: резная икона Божией Матери «Страстная» и ковчег с частицами мощей более 60 святых.

Один из уникальных памятников в истории Коломны - Богоявленская церковь или, как ее еще называют: Крещения Господня церковь, Крещенская церковь, церковь Богоявления в Гончарах находится недалеко от железнодорожной платформы Коломна Московской железной дороги. Она - единственная из городских святынь, избегшая поругания в пору атеистических гонений. Здесь сохранилось драгоценное собрание реликвий и церковного искусства, непрерывная приходская традиция и своеобразная устная летопись: предания и легенды.

Считалось, что богослужение «отодвинуто» на самую окраину города. А на деле получилось как раз наоборот. Богоявление замыкало сказочную панораму Коломны, раскрытую вдоль Москвы-реки. И все, кто проезжал мимо по железной дороге, видели этот чудесный силуэт: лазоревый храм с белоснежной отделкой и золотыми главами. Гончарский храм символично воплотил в себе краски коломенского герба: лазурь, белизну и золото. Именно он и стал на многие годы символом Коломны, воплощением её духовной жизни. Не одно десятилетие эта приходская церковь выполняла обязанности городского собора, была кафедрой Митрополита Крутицкого и Коломенского. Невозможно представить Коломенский Посад без этих стен, несущих в себе следы архитектурных стилей XVII, XVIII и XIX веков.


История этого храма уходит гораздо глубже - ко временам расцвета Русского Средневековья... После 1300 года, когда Коломна входит в состав Московского княжества, начинается стремительное развитие города. Кремль и Посад окружаются богатыми пригородными сёлами. В их числе - и Бабышево, издавна принадлежавшее великим княгиням Московским. Позднее оно станет центром Гончарной слободы.


А на первых порах это село даже не имело названия. Иван Калита в своём завещании в 1339 г. оставляет супруге и младшим детям «2 селе коломеньские». Возможно, что это - Репенское и Бабышево. Во всяком случае, внук Калиты - св. Димитрий Донской - записывает во второй духовной грамоте (апрель-май 1389 г.) на имя супруги Евдокии: «А на Коломне мои примысл Самоилецев починок з деревнями, Савельевский починок, Микульское село, Бабышево, Ослебятевское, а то княгини моеи. А что ея село Репеньское и прикуп то ея и есть».


Затем Бабышевым (возможно, это имя не случайно, ведь владелицами села были женщины) владела супруга Василия Дмитриевича, сына Донского - гордая и властная Софья Витовтовна, единственная дочь великого князя Литовского Витовта. В 1451 г., за два года до смерти, она завещала село своей невестке, жене Василия Тёмного, Марии Ярославне. В духовной грамоте великого князя Василия Васильевича, законченной незадолго до смерти, (3 мая 1461 г. - 27 марта 1462 г.) мы встречаем новое упоминание Бабышева: «Да даю своей княгине Бабышево у города Коломны, что еи дала моя мати, великая княгиня, и з дворы з городскими, что к нему потягло…» В 1478 г. вдова великого князя Василия II Мария Ярославна приняла монашеский постриг с именем Марфа, но продолжала распоряжаться своими вотчинами, в том числе - Бабышевым, вплоть до кончины в 1485 г.


По смерти инокини Марфы, ее владения и, в том числе, Бабышево, перешло в пожизненное владение второй жене великого князя Иоанна Васильевича Софье Фоминишне Палеолог. Первое упоминание о храме в Гончарах относится к XV в. По преданию, София Палеолог долго молилась о чадородии во многих обителях, в том числе и в обители Троицкой, где явился ей Св. Сергий, держа на руках своих благовидного младенца, которого, приблизившись к великой княгине, ввергнул в ее недра. Софья затрепетала от видения, столь удивительного, с усердием облобызала мощи Святого и через девять месяцев родила сына Василия, о чем, будучи уже государем, Василий рассказал митрополиту Иоасафу. Родив сына, в благодарность, Софья «не забыла обетов, данных и в Коломне: вышив хоругвь для здешнего Соборного храма, она поставила на сем месте деревянный Зачатьевский» Н.Д. Иванчин-Писарев. «Прогулка по древнему Коломенскому уезду», то есть - построила несколько храмов, среди которых - деревянный храм Зачатия праведной Анной Пресвятой Богородицы в своем селе Бабышеве. Позднее село слилось с Коломной и на его землях возникла Гончарная слобода.

При постройке каменно-кирпичного Коломенского Кремля крестьянами, переселёнными из своих сёл в пригородные слободы, в церковь был перенесён громадный образ Нерукотворного Спаса. Скорее всего, на рубеже XVI-XVII вв. церковь сгорела и сменила своё посвящение. Об этом сохранилось предание в старинном иерейском роду Дроздовых, из которого происходил великий церковный деятель XIX в. митрополит Филарет. Вот отрывок из проповеди святителя, сказанной именно в Гончарах: «…В древнейшие времена существовал здесь деревянный Зачатьевский храм, в котором с древнего времени находилась пожертвованная из деревни Митяево икона Нерукотворного Образа Спасителя; после пожара, истребившего в селе Бобышево и деревянный храм Зачатьевский, икона была найдена чудесно сохранённою в пепле. В воспоминание сего и построена была вместо сгоревшей Зачатьевской церкви другая - в честь Нерукотворного Образа Господня»…

Так, грозным пламенем пожара начинается новая страница истории Гончарной слободы. Вместо прежнего храма, строится новый - Спасский. Сохранилось много свидетельств о существовании Спасского храм, в основном это надписи на священных предметах и тексты из церковных архивов. Первым церковным предметом, определённо связанным с бабышевским храмом, можно назвать оклад первой половины XVII века. На нём была вычеканена следующая надпись: «Сия святая икона Нерукотвореннаго Образа Господа и Спаса нашего Иисуса Христа во изображение пречистаго лица Его, а писана и украшена, обложена и обнизана в похвалу и славу Великолепнаго, устроен престол во граде Коломне, на Бабышеве обещанием многогрешнаго раба Своего гостинныя сотни Василия Михайлова сына Волкова в лето 7156 (1648)». На звоннице появился новый колокол с надписью: «Лета 1767 февраля 9-го дня лит сей колокол к церкви Богоявления Господня и Всемилостивого Спаса… лил мастер Семен Возжухин… Нерукотворенного Образа и Введения Пресвятыя Богородицы того прихода прихожанин, а в том колоколе старинной вкладчины 7161 /1653/ году гостинной сотни Матрены Петровны дочери Волковой 30 пуд, данной ею в вечное поминовение». В XVIII в. его перелили, но записи были повторены, отчего эти сведения и дошли до нас. Интересно, что храм неизменно именуется сложным именем - Спасский-Богоявленский-Введенский!

Еще одно свидетельство, на сей раз, о первом бабышевском священнике - отце Иоанне. На первых трёх листах Евангелия 1657 года издания можно прочитать следующую надпись: «7167(1659) году месяца иуня в 1 сие святое Евангелие, кроме распятия и Евангелистов; построил грешнои священник Иоанн Сергеев». Через 7 лет на среднике задней доски упомянутого Евангелия было отчеканено: «В лето 7176(1668) января 23 построено сие Евангелие, на Коломне в церковь Всемилостивого Спаса Нерукотворенного Образа».


В 1680 году закладывается новый, на сей раз каменный храм, который был освящен только в 1689 году. Вот текст с одного из напрестольных крестов церкви: надпись эта удивительная - в ней один и тот же храм упоминается под двумя названиями: «В лето от создания мира 7188, а от Рождества Христова 1680-е в граде Коломне, что на посаде, в Гончарах, основана каменная церковь Божия во имя Нерукотворенного Образа Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, а святится в лето от мироздания 7197, а от Рождества Христова 1689, индикта 10-го, месяца июля в 7 день во имя Богоявления Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа при державе Благочестивейших Великих Государей и Великих князей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича всея великия и малыя и белыя России самодержавцев при великом господине Кир Иоакиме, патриархе Московском и всея России, а освящен Преосвященным Никитою, Архиепископом Коломенским и Каширским».


Архитектура церкви того времени была далека от современной. Ещё не было современной трапезной; окна четверика, вероятно, меньшие по размеру, имели более сложный декор, вместо теперешней четырехскатной кровли храм венчали несколько рядов кокошников. Как раз от этого декоративного покрытия остались белые арочки над современным карнизом и у барабана наверху. Колокольня, конечно же, была шатровой. .. 7 июля 1689 храм освятили в честь Богоявления Господня.


Прежде Богоявленская церковь не отапливалась, поэтому зимой служба переносилась в соседнюю деревянную. Исследователи XIX в. не смогли найти упоминаний об этом храме ранее середины XVIII столетия, но, вероятно, он был заложен одновременно с каменным. Комплексы зимних каменных и летних бревенчатых церквей характерны для того времени. Первое упоминание о зимнем деревянном храме относится к 1751 году. Названа «другая церковь Входа во храм Пресвятыя Богородицы». Иногда святыни упоминались вместе: «града Коломны церкви Богоявления Господня да Введения Пресвятыя Богородицы». На фотографии виден столб, вероятно поставленный на месте разобранной деревянной Введенской церкви.


В 1755 году Коломна пережила новую эпидемию холеры. С этого времени перестали хоронить на приходских погостах (во избежание заразы и по недостатку места). Появилось общегородское кладбище у Рязанской заставы при церкви Петра и Павла. Защитником города во время эпидемии считался священномученик Харалампий. Со времён великого мора и начинается особое почитание этого святого в Коломне. А икона с его изображением хранилась в Богоявленской церкви. Ниже я расскажу еще одну, достаточно забавную историю, связанную с этим святым и Богоявленской церковью.


В Богоявленском храме служили священниками прадед и дед святителя Филарета, митрополита Московского и Коломенского. Самое древнее упоминание о родственниках святителя Филарета в Коломне относится к 1751 г. в городских документах упоминается Афанасий Филиппов, священник церкви Богоявления в Гончарах, прадед Митрополита Филарета. Сам Филарет был крещен в этой церкви (в 1792).


В 1800 году к новому духовному пастырю Коломны, Высокопреосвященному митрополиту Московскому и Коломенскому Платону обратились Богоявленский настоятель иерей Никита Афанасьев (дед Филарета) с прихожанами купцами: Герасимом Ивановичем Свиридовым и Галактионом Космичём Курчевским с просьбой о дозволении построить при церкви приделы Введения Богородицы во храм и священномученика Харалампия, а также новую колокольню (с разборкой старых трапезной и колокольни). Таким образом, после перестройки в одном из приделов сохраняется престол прежнего зимнего храма, а другой посвящен памяти чтимого святого. У Герасима Ивановича Свиридова были свои причины чтить память именно этого мученика. Рассказывали, что, не надеясь выиграть спорное дело, купец дал обет в случае удачного исхода все вырученные деньги обратить на постройку храма в честь того святого, на день которого выпадет суд. И так случилось, что дело было удачно разрешено 10 февраля, когда празднуется память святого Харалампия.

С тех пор вид храма с его колоннами и портиками относится к эпохе классицизма. Но даже сквозь строгие покровы новой архитектуры пробивается пышное узорочье "московского барокко". Особенно заметно оно в упругом сплетении золочёного пятиглавия. Главный световой барабан охвачен четырьмя "глухими", а главки венчаются узорчатыми "процветшими" крестами с нарядными цатами-полумесяцами.



Большим художественным достоинством отмечена четырехъярусная колокольня в стиле классицизма, с развитым восьмигранным основанием и цилиндрическим верхом


Во дворе храма - дом причта Богоявленской церкви, построенный в середине XIX века.


Радикальные изменения коснулись только новых частей. Древние же объёмы в основе своей сохранились, в том числе алтарные росписи XVIII века. Они недавно были обнаружены под поздними записями и отреставрированы.




Внутренний интерьер церкви украшают старые иконостасы: главный пятиярусный, характером близкий к тябловым, строгих форм позднего барокко, и небольшие придельные — конца XIX в. Того же времени киоты, паникадила, металлическое ограждение солеи. Академическая настенная живопись неоднократно поновлялась.


В трапезной устроены два придела: в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы и во имя священномученика. Харлампия.


В храме находятся особо почитаемые святыни: резная икона Божией Матери "Страстная" и ковчег с частицами мощей более шестидесяти святых. «Страстная» икона Божией Матери (Одигитрия) - чудотворная икона, представляющая собой один из иконографических вариантов Одигитрии. В углах иконы изображены летящие ангелы с орудиями страстей Христовых в руках (копие, трость, Голгофский крест), лик Богоматери склонен к Младенцу, повернувшему голову к летящему ангелу и держащемуся обеими руками за кисть правой руки Богоматери. В поствизантийское время этот иконографический тип был популярен у мастеров итало-критской школы и получил большое распространение как в Католической, так и в Православной церкви.



С 1929 по 1932 гг. настоятелем храма был священник Иаков Бриллиантов, расстрелянный в 1937 г. на Бутовском полигоне под Москвой (память 2 декабря). 21 августа был арестован еще один священник церкви Александр Павлович Миролюбов. Расстрелян 14 октября того же года.


При Богоявленской церкви работает воскресная школа для детей, попечение о пациентах детского противотуберкулезного санатория, православное молодёжное движение, общество трезвости.




За 350 лет своего существования Богоявленская церковь не единожды меняла свой облик, изменялось и внутренне убранство церкви. В начале 21-го века храм вновь переживает очередной этап обновления. С 1999-го года здесь ведется реставрация росписи сводов приделов храма и его центральной части. Реставраторы очищают его от копоти, реставрируют живопись, старые изображения исполняются по новым эскизам.



Ведется обновление храма с фасада: его облачают в ярко-голубую «ризу», дополняя белым обрамлением. С 2000-го года ведется работа по реставрации икон, многие из которых датированы 18-м веком. За период с 2000 по 2004 гг. было отреставрировано порядка двадцати икон из киотов и иконостаса церкви, а также аналойные иконы.



В сентябре 2004 года была начата плановая работа по обновлению росписей алтаря. В ходе расчистки от грязи и копоти от стены отошел слой краски, под которым был обнаружен фрагмент древней росписи. Реставраторам пришлось снять до 7-ми слоев более поздней живописи, не столь оригинальной и ценной. Зато открывшиеся композиции, сохранность которых достигала 95 %, поразили даже опытных художников. Специалисты утверждают, что найденные росписи на библейские и евангельские сюжеты относятся к XVIII веку. Не исключено, что именно эту живопись видел в детстве святитель Филарет, будущий Митрополит Московский.




В 2005-2006 г. отреставрированы росписи на стенах четверика храма. В это же время очистили от многолетней копоти все четыре паникадила, позолотили, добавили недостающие детали и установили новые свечи для электролампочек. В 2009 году отреставрирован купол колокольни с главкой, купол храма. Все пять глав Богоявленского храма покрыты позолотой.


Богоявленская церковь. Город Коломна

История. Первое упоминание о храме в Гончарах относится к XV в. По преданию, супруга царя Иоанна III , София Палеолог, долго молилась о чадородии во многих обителях, дав обет о постановке Божиих храмов, в знак благодарности.

После зачатия, царица, исполняя данный обет, воздвигла в Коломне деревянный Зачатьевский храм.

На рубеже XVI-XVH вв. церковь сгорела, после пожара в пепле была обретена икона Нерукотворного Образа Спасителя. В знак этого чудесного явления на месте сгоревшей церкви построена другая - в честь Нерукотворного Образа Господня.

В 1680-1689 гг. на средства прихожан выстроена кирпичная церковь, освящена в честь Богоявления Господня. В 1800-1803 гг., в связи с сооружением трапезной и новой колокольни, внешняя архитектура храма в духе нового времени подверглась переделкам.

Бесстолпный двусветный четверик церкви прорезан центральным световым барабаном, с тесно поставленным пятиглавием. Большим художественным достоинством отмечена четырехъярусная колокольня в стиле классицизма , с развитым восьмигранным основанием и цилиндрическим верхом.


В 1800 г. при настоятеле Никите Афанасьеве в трапезной устроены два придела: в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы и во имя сщмч. Харлампия.

Богоявленский храм не закрывался. Внутренний интерьер церкви украшают старые иконостасы : главный пятиярусный, характером близкий к тябловым, строгих форм позднего барокко , и небольшие придельные - конца XIX в.

Богоявленский храм в Гончарах расположен сейчас на границе исторического центра Коломны. Первую деревянную церковь здесь построила дочь последнего византийского императора и супруга Ивана III Софья Палеолог.

Длина Богоявленской церкви — более 30 метров. Ширина основного храма — 10 метров; трапезной части — около 15 метров. В пятиярусном иконостасе главного придела храма имеется множество икон XVII века. Пол храма выстлан исторической метлахской плиткой.

К XVI веку Коломна разрослась настолько, что село Бабышево практически слилось с городом, превратившись в Гончарную слободу.

Много раз деревянный Богоявленский храм Коломны горел и восстанавливался. Ближе к концу столетия, когда каменное дело получило достаточно широкое распространение и многие старые храмы перестраивались в камне, задумались и о строительстве каменного Богоявленского храма в Коломне. Работы начались в 1680 году и затянулись почти на 10 лет. Освятили каменную церковь только в 1689 году и в коломенской Гончарной слободе появился совершенно новый храм.


Коломенский Богоявленский храм проделал долгий путь: от сельской церкви до кафедрального собора Крутицкой и Коломенской (то есть, географически, московской областной) епархии. Столь высокий статус храм получил уже в советские годы, избежав закрытия и оставшись единственной действующей церковью в древнем городе у слияния Москвы-реки и Оки.

Новый Богоявленский храм долго оставался холодным, то есть не отапливался, а поэтому богослужения зимой в нем не совершались.

В 1799 году начались строительные работы по раширению храма за счет строительства колокольни и устройства двух приделов.

В 1803 году работы были завершены. Храм обрел колокольню в стиле зрелого классицизма и значительно расширился. Однако сам основной объем при этой перестройке оставили неизменным — некоторые из настенных росписей, существовавших еще в XVIII веке, сохранились и уже в наше время были обнаружены под слоями позднейшей живописи.

Несмотря на то, что Богоявленскому храму довелось сыграть роль кафедрального собора в советские годы, в истории православия славен он прежде всего не этим. Первое, что расскажут любознательному посетителю о Богоявленской церкви Коломны, — что именно здесь, в настоятельском доме при храме, родился и получил воспитание виднейший деятель русского православия — .

1920-е годы коломенские храмы пережили относительно спокойно, но в 1929 году, в момент «великого перелома», гонения резко усилились, но Богоявленская церковь так и не была закрыта. Она оказалась в ряду тех немногих храмов, где богослужения не прерывались и в самые тяжелые для Церкви и страны годы.

По окончании Великой Отечественной войны Богоявленская церковь получила статус кафедрального собора Крутицкой и Коломенской епархии — во многом потому, что выбирать было особенно не из чего: почти все храмы к тому времени оказались упразднены.

Здесь, в тихом районе тихого подмосковного города, продолжалась молитвенная жизнь, и московские архиереи несколько десятилетий служили в храме, ставшем физической и духовной родиной для одного из славнейших деятелей Русской Церкви.


Саша Митрахович 03.12.2017 08:40


Состоит как бы из двух слоев - основы конца XVII века и переделок в классическом стиле, выполненных на заре XIX столетия. Причем последние настолько аккуратно вплетены в первоначальный замысел, что создают как будто новый синкретичный стиль, предвещающий эклектику второй половины того же века.

«Оригинальная» церковь построена в характерном для провинциальной архитектуры своей эпохи стиле. Это бесстолпный двухсветный четверик, перекрытый лотковым сводом. Характерная черта храма — тесно поставленное пятиглавие: пять небольших главок стоят купно в центре кровли. Центральный барабан является световым, оконные прорези на нем — совсем небольшие; боковые барабаны — глухие.

Запоминающаяся черта храма — сильно выдвинутая к востоку невысокая алтарная апсида.

Остальные элементы основного объема по преимуществу относятся к XIX веку. Тогда были вырезаны новые большие окна, устроены классические портики крылец и карнизы. Но, повторимся, сочетание различных эпох в облике храма не вызывает ощущения разнородности и даже не сразу замечается — настолько оно гармонично.

Во время перестройки Богоявленской храма, предпринятой в 1800— 1803 годах, он обзавелся высокой четырехъярусной колокольней в стиле зрелого классицизма. Возможно, она несколько великовата по отношению к самому храмовому зданию: как следствие, колокольня как бы «перетягивает» на себя внимание и доминирует над миниатюрным на ее фоне пятиглавием. С другой стороны, большая колокольня, несомненно, украсила храм, сделав его более торжественным. Основание колокольни — высокий восьмерик, переходящий в цилиндрический ярус звона с полусферической кровлей и главкой.

Храм и колокольня соединены широкой трапезной с двумя приделами. Ее довольно внушительные размеры — также результат переделки XIX века. Вокруг храма — ухоженная территория с небольшим садом и церковной лавкой в старинном двухэтажном деревянном приходском доме.


Саша Митрахович 03.12.2017 08:47


Как и все немногие церкви, в которых в советскую эпоху не прекращались богослужения, Богоявленский храм Коломны сохранил многое из своего дореволюционного убранства.

Главная достопримечательность его интерьера — оригинальный центральный иконостас XVII века, поставленный вскоре после завершения строительства каменной Богоявленской церкви. Он имеет оригинальную структуру, будучи как бы разделен на два примерно одинаковых по высоте «этажа», в нижнем из которых расположены местный и праздничный чины, а в верхнем — деисис и пророческий чин. Праотеческий чин устроен необычно — в виде отдельных икон в округлых окладах, помещенных выше «тела» иконостаса. Иконостас украшен богатой резьбой, особенно искусно выполнены царские врата. Большинство икон в нем — подлинники XVII века.

Основной объем храма гораздо выше и торжественнее трапезной, хотя и ту нельзя назвать бедной или обделенной старыми иконами. По северной и западной стенам основного объема идут деревянные хоры.

Иконостасы приделов гораздо моложе — они относятся к концу XIX века. С того же времени сохранились киоты, паникадила и металлическое ограждение солеи.

Помимо икон, иконостаса и утвари, с дореволюционных времен сохранились в храме и фрески. Правда, оригинальной старинной живописи здесь не найти — фрески регулярно поновлялись, и те росписи,что мы видим сегодня, созданы, скорее всего, незадолго перед революцией. Помимо образов святых, в росписях храма присутствуют орнаменты.

Левый придел освящен во имя , икона которого расположена неподалеку. Справа — Введенский придел. Еще один престол является выносным — его используют, когда нужно совершить две литургии.


Саша Митрахович 03.12.2017 08:56


Послевоенная история Богоявленского храма в Коломне — это летопись тихого и, если можно так выразиться, преданного служения Богу в патрирахальной части провинциального города. Тем самым связь времен не была окончательно прервана, а когда настали иные времена, то нашлись люди, принявшиеся энергично возрождать Русскую Церковь.

В середине XX века произошло редчайшее для эпохи событие — в Богоявленском храме появился новый престол. Пусть и приставной, но новый. Освятили его во имя преподобного Сергия Радонежского и использовали для поздней литургии. Посвящение неслучайно — все Сергиевские храмы в окрестностях были давно закрыты.

На рубеже 1980—1990-х годов, когда повсеместно вновь открывались храмы, значительных изменений в жизни прихода Богоявленского храма Коломны не случилось, разве что прихожан стало побольше — в трудные годы «перестройки» и крушения коммунистических идеалов крестились многие бывшие атеисты.

При храме открылась воскресная школа, чуть позже появилась община трезвости «Вера».

Велась в Богоявленском храме и реставрация. Прежде всего, были поновлены росписи и отреставрированы иконы. Привели в порядок фасад, на котором появилась мозаичная икона Богоявления работы Василисы Королевой. Убрали лишние деревья на храмовой территории, после чего скрытый за ними храм как бы вновь открылся миру.