Вопрос “Кого казнили на Лобном месте Красной площади?”. Лобное место На какой площади находится памятник лобное место

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Ло́бное ме́сто - памятник древнерусской архитектуры, находящийся в Москве , на Красной площади . Представляет собой возвышение, окружённое каменной оградой. Кроме Москвы "лобное место" есть в Кремле г. Астрахани.

Происхождение названия

Также распространено ошибочное мнение, что Лобное место являлось местом публичной казни в XIV -XIX веках . Однако казни на самом Лобном месте производились очень редко, ибо оно почиталось святым. Это было место для оглашения царских указов и других торжественных публичных мероприятий. Вопреки легендам, Лобное место не являлось обычным местом казни (казнили обычно на Болоте). 11 июля 1682 г. на нём отсекли голову раскольнику Никите Пустосвяту , указом от 5 февраля 1685 г. на Лобном месте было повелено и впредь совершать казни, но свидетелем казней оно стало только в 1698 г. при подавлении стрелецкого бунта . Для казней воздвигался специальный деревянный эшафот рядом с каменным помостом. Тем не менее, в переносном значении словосочетание «лобное место» (с маленькой буквы, так как имеется в виду не имя собственное) всё-таки иногда употребляется как синоним места казни, без географической привязки к какому-либо городу.

История

Предание связывает устройство Лобного места с избавлением Москвы от нашествия татар в 1521 году . В летописи оно впервые упоминается в 1549 году , когда двадцатилетний царь Иван Грозный держал с Лобного места речь перед народом, призывая к примирению враждующих бояр.

Напишите отзыв о статье "Лобное место"

Примечания

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Либсон В. Я., Домшлак М. И., Аренкова Ю. И. и др. Кремль. Китай-город. Центральные площади // Памятники архитектуры Москвы . - М .: Искусство, 1983. - С. 403. - 504 с. - 25 000 экз.

Координаты : 55°45′12″ с. ш. 37°37′21″ в. д.  /  55.75333° с. ш. 37.62250° в. д.  / 55.75333; 37.62250 (G) (Я)

Отрывок, характеризующий Лобное место

– Соня? ты спишь? Мама? – прошептала она. Никто не ответил. Наташа медленно и осторожно встала, перекрестилась и ступила осторожно узкой и гибкой босой ступней на грязный холодный пол. Скрипнула половица. Она, быстро перебирая ногами, пробежала, как котенок, несколько шагов и взялась за холодную скобку двери.
Ей казалось, что то тяжелое, равномерно ударяя, стучит во все стены избы: это билось ее замиравшее от страха, от ужаса и любви разрывающееся сердце.
Она отворила дверь, перешагнула порог и ступила на сырую, холодную землю сеней. Обхвативший холод освежил ее. Она ощупала босой ногой спящего человека, перешагнула через него и отворила дверь в избу, где лежал князь Андрей. В избе этой было темно. В заднем углу у кровати, на которой лежало что то, на лавке стояла нагоревшая большим грибом сальная свечка.
Наташа с утра еще, когда ей сказали про рану и присутствие князя Андрея, решила, что она должна видеть его. Она не знала, для чего это должно было, но она знала, что свидание будет мучительно, и тем более она была убеждена, что оно было необходимо.
Весь день она жила только надеждой того, что ночью она уввдит его. Но теперь, когда наступила эта минута, на нее нашел ужас того, что она увидит. Как он был изуродован? Что оставалось от него? Такой ли он был, какой был этот неумолкавший стон адъютанта? Да, он был такой. Он был в ее воображении олицетворение этого ужасного стона. Когда она увидала неясную массу в углу и приняла его поднятые под одеялом колени за его плечи, она представила себе какое то ужасное тело и в ужасе остановилась. Но непреодолимая сила влекла ее вперед. Она осторожно ступила один шаг, другой и очутилась на середине небольшой загроможденной избы. В избе под образами лежал на лавках другой человек (это был Тимохин), и на полу лежали еще два какие то человека (это были доктор и камердинер).
Камердинер приподнялся и прошептал что то. Тимохин, страдая от боли в раненой ноге, не спал и во все глаза смотрел на странное явление девушки в бедой рубашке, кофте и вечном чепчике. Сонные и испуганные слова камердинера; «Чего вам, зачем?» – только заставили скорее Наташу подойти и тому, что лежало в углу. Как ни страшно, ни непохоже на человеческое было это тело, она должна была его видеть. Она миновала камердинера: нагоревший гриб свечки свалился, и она ясно увидала лежащего с выпростанными руками на одеяле князя Андрея, такого, каким она его всегда видела.
Он был таков же, как всегда; но воспаленный цвет его лица, блестящие глаза, устремленные восторженно на нее, а в особенности нежная детская шея, выступавшая из отложенного воротника рубашки, давали ему особый, невинный, ребяческий вид, которого, однако, она никогда не видала в князе Андрее. Она подошла к нему и быстрым, гибким, молодым движением стала на колени.
Он улыбнулся и протянул ей руку.

Для князя Андрея прошло семь дней с того времени, как он очнулся на перевязочном пункте Бородинского поля. Все это время он находился почти в постояниом беспамятстве. Горячечное состояние и воспаление кишок, которые были повреждены, по мнению доктора, ехавшего с раненым, должны были унести его. Но на седьмой день он с удовольствием съел ломоть хлеба с чаем, и доктор заметил, что общий жар уменьшился. Князь Андрей поутру пришел в сознание. Первую ночь после выезда из Москвы было довольно тепло, и князь Андрей был оставлен для ночлега в коляске; но в Мытищах раненый сам потребовал, чтобы его вынесли и чтобы ему дали чаю. Боль, причиненная ему переноской в избу, заставила князя Андрея громко стонать и потерять опять сознание. Когда его уложили на походной кровати, он долго лежал с закрытыми глазами без движения. Потом он открыл их и тихо прошептал: «Что же чаю?» Памятливость эта к мелким подробностям жизни поразила доктора. Он пощупал пульс и, к удивлению и неудовольствию своему, заметил, что пульс был лучше. К неудовольствию своему это заметил доктор потому, что он по опыту своему был убежден, что жить князь Андрей не может и что ежели он не умрет теперь, то он только с большими страданиями умрет несколько времени после. С князем Андреем везли присоединившегося к ним в Москве майора его полка Тимохина с красным носиком, раненного в ногу в том же Бородинском сражении. При них ехал доктор, камердинер князя, его кучер и два денщика.
Князю Андрею дали чаю. Он жадно пил, лихорадочными глазами глядя вперед себя на дверь, как бы стараясь что то понять и припомнить.
– Не хочу больше. Тимохин тут? – спросил он. Тимохин подполз к нему по лавке.
– Я здесь, ваше сиятельство.
– Как рана?
– Моя то с? Ничего. Вот вы то? – Князь Андрей опять задумался, как будто припоминая что то.
– Нельзя ли достать книгу? – сказал он.
– Какую книгу?
– Евангелие! У меня нет.
Доктор обещался достать и стал расспрашивать князя о том, что он чувствует. Князь Андрей неохотно, но разумно отвечал на все вопросы доктора и потом сказал, что ему надо бы подложить валик, а то неловко и очень больно. Доктор и камердинер подняли шинель, которою он был накрыт, и, морщась от тяжкого запаха гнилого мяса, распространявшегося от раны, стали рассматривать это страшное место. Доктор чем то очень остался недоволен, что то иначе переделал, перевернул раненого так, что тот опять застонал и от боли во время поворачивания опять потерял сознание и стал бредить. Он все говорил о том, чтобы ему достали поскорее эту книгу и подложили бы ее туда.
– И что это вам стоит! – говорил он. – У меня ее нет, – достаньте, пожалуйста, подложите на минуточку, – говорил он жалким голосом.
Доктор вышел в сени, чтобы умыть руки.
– Ах, бессовестные, право, – говорил доктор камердинеру, лившему ему воду на руки. – Только на минуту не досмотрел. Ведь вы его прямо на рану положили. Ведь это такая боль, что я удивляюсь, как он терпит.
– Мы, кажется, подложили, господи Иисусе Христе, – говорил камердинер.
В первый раз князь Андрей понял, где он был и что с ним было, и вспомнил то, что он был ранен и как в ту минуту, когда коляска остановилась в Мытищах, он попросился в избу. Спутавшись опять от боли, он опомнился другой раз в избе, когда пил чай, и тут опять, повторив в своем воспоминании все, что с ним было, он живее всего представил себе ту минуту на перевязочном пункте, когда, при виде страданий нелюбимого им человека, ему пришли эти новые, сулившие ему счастие мысли. И мысли эти, хотя и неясно и неопределенно, теперь опять овладели его душой. Он вспомнил, что у него было теперь новое счастье и что это счастье имело что то такое общее с Евангелием. Потому то он попросил Евангелие. Но дурное положение, которое дали его ране, новое переворачиванье опять смешали его мысли, и он в третий раз очнулся к жизни уже в совершенной тишине ночи. Все спали вокруг него. Сверчок кричал через сени, на улице кто то кричал и пел, тараканы шелестели по столу и образам, в осенняя толстая муха билась у него по изголовью и около сальной свечи, нагоревшей большим грибом и стоявшей подле него.

Лобное (Царево) место - одна из достопримечательностей Красной площади, расположенная между собором Василия Блаженного и Средними торговыми рядами. Памятник зодчества Древней Руси, по форме представляющий собой округлое каменное возвышение, опоясанное каменной оградой с кованой решеткой.

Версии происхождения названия

Несмотря на легенду, что на Лобном месте часто совершались казни, за всю историю его существования там лишь дважды проливалась кровь. В июле 1682 года по приказу царевны Софьи Алексеевны священнику-раскольнику Никите Пустосвяту отрубили голову; в 1689 году рядом с возвышением были установлены виселицы, на которых приняли смерть взбунтовавшиеся стрельцы. Существует предание, что на Лобном месте был казнен разбойник и предводитель казаков Степан Разин с братом, хотя на самом деле его четвертовали на Болотной площади.

В начале XVIII в. столица российского государства была перенесена в Санкт-Петербург , политическая, культурная и экономическая жизнь плавно переместилась туда, поэтому необходимости в государственной трибуне, коей до тех пор было Лобное место, больше не было. К 1753 году каменное возвышение настолько изветшало, что по указу Сената главным архитектором Москвы Д. В. Ухтомским была проведена его реставрация. В 1786 году Лобное место переместили немного восточнее и, сохранив первоначальные формы, возвели наново по проекту другого зодчего - М. Ф. Казакова, проводившего масштабную перестройку центра Москвы. Это возвышение сохранилось до настоящего времени и представляет собой высокий помост круглой формы из дикого тесаного камня, опоясанный каменными перилами, одиннадцатью ступенями, расположенными с западной стороны и ведущими на площадку, вход на которую преграждают кованые створки небольших фигурных ворот.

После смены государственного строя в России в начале минувшего столетия, по указу вождя пролетариата В. И. Ленина в мае 1919 года Лобное место украсили деревянным и раскрашенным под народную игрушку памятником «С. Разин с ватагой» (скульптор С. Т. Коненков). Правда, простоял памятник всего месяц, после чего, в связи с хрупкостью материала, из которого он был сделан, был перенесен в помещение Музея революции.

Еще дважды на протяжении XX столетия у Лобного места происходили важные для страны события. В ноябре 1942 года ефрейтором зенитного полка С. Дмитриевым было совершено покушение на А. Микояна. Планировалось покушение на И. Сталина , но преступник банально перепутал автомобили. В конце августа 1968 года сторонниками независимости Чехословакии возле Лобного места была проведена сидячая забастовка в знак протеста против ввода в республику контингента советских войск.

В настоящее время Лобное место является памятником истории и архитектуры и пользуется популярностью у туристов. По аналогии с римскими фонтанами хорошей приметой снова посетить Москву до недавнего времени было забрасывание монеток на верхнюю площадку. Правда, сейчас этот обряд туристы проводят у отметки нулевого километра России, оставив Лобному месту роль молчаливого и беспристрастного наблюдателя за бурным потоком жизни на главной площади России.


Адрес: Москва, Красная площадь
Дата возникновения: 1549 год
Координаты: 55°45"11.7"N 37°37"21.0"E

Содержание:

В 1682 году на историческом постаменте лишили жизни священника Никиту Добрынина, рискнувшего выступить против церковных реформ, которые инициировал патриарх Никон. У своих противников суздальский раскольник получил имя Пустосвята, но старообрядцы до сих пор почитают мятежника, считая его «столпом православия».

В середине XVII века в Московию прибыло голштинское посольство, возглавляемое немецким путешественником и историком Адамом Олеарием. Иностранные гости в течение четырех месяцев знакомились со русской столицей и позже составили подробное описание увиденного. В своей книге Олеарий называет Лобное место по-латыни «Theatrum proclamationum», то есть «театром объявлений».

Центральная часть Лобного места с 11 ступеньками

Воспоминания о помосте оставили и послы из Польши. Они писали, что один раз в год царь появлялся там перед своими поданными. А когда наследнику престола исполнялось 16 лет, его с трибуны показывали собравшейся толпе.

Хотя с 1685 года существовал официальный царский указ о проведении казней на Лобном месте, новая кровь пролилась на каменный постамент только в конце XVII века. В октябре 1698 году молодой российский государь Петр I жестоко расправился со стрелецким бунтом. Тем не менее головы мятежникам отсекали не на Лобном месте, а на построенном рядом деревянном эшафоте.

Всего в Москве было казнено более тысячи человек, причем царь лично отрубил головы пятерым стрельцам. Страшные события, происходившие на Красной площади, ярко переданы на известном полотне художника В. И. Сурикова «Утро стрелецкой казни».

Последнюю публичную казнь здесь провели при императрице Екатерине II. Палач на виду у всех переломил шпагу над головой дворянина по фамилии Истомин и ударил осужденного по щеке. Кроме того, возле исторического постамента стояла Дарья Салтыкова или Салтычиха, наказанная государыней за жестокое обращение в крепостными крестьянами.

Лобное место на фоне ГУМа

Многие века каменный помост почитался как святое место. До революционных событий 1917 года существовала традиция крестных ходов через Красную площадь. Во время них шествие с иконами и хоругвями останавливалось у Лобного места, церковный архиерей поднимался наверх и оттуда осенял собравшуюся толпу крестным знамением. Он дарил освященные ветки вербы государю и боярам, и продолжал ехать по площади на осле, которого держал под уздцы сам император.

История помоста сохранила покушение на главу государства. В конце осени 1942 года 33-летий ефрейтор Савелий Дмитриев спрятался на постаменте и три раза выстрелил из винтовки в выехавший из ворот кремля правительственный кортеж. Он целился в автомобиль Анастаса Микояна, приняв его за машину И. В. Сталина. Никто из ехавших не пострадал, а вооруженного ефрейтора схватили. Следствие длилось несколько лет, и в 1950 году ефрейтор был осужден и расстрелян.

В 1968 году возле исторического памятника прошла демонстрация, участники которой возражали против того, чтобы войска стран-участниц Варшавского договора были введены на территорию Чехословакии. Протестная акция прошла под лозунгом «За вашу и нашу свободу» и осталась в истории, как «демонстрация семерых».

Лобное место на фоне собора Василия Блаженного

Реконструкции

Из плана города, составленного при Борисе Годунове известно, что первоначально помост был кирпичным и располагался западнее того места, где его привыкли видеть в наши дни. Потом трибуну возвели из белого камня. В документах XVII века написано, что она имела деревянную решетку и установленный на столбах шатровый навес.

В середине XVIII века, когда Российским государством правила императрица Елизавета Петровна, приметный помост перестроили под началом главного архитектора города князя Дмитрия Ухтомского. Чуть дальше от Кремлевской стены Лобное место перенесли в 1786 году при участии известного русского архитектора Матвея Казакова.

С приходом советской власти историческую трибуну ждали большие перемены. В 1919 году, в День международной солидарности всех трудящихся на помосте установили деревянный монумент в честь предводителя народного восстания Степана Разина и его товарищей. Необычный памятник был раскрашен как народные игрушки талантливым скульптором Сергеем Тимофеевичем Коненковым. Потом деревянная скульптура стала ветшать, и ее решено было перенести в музей.

В 1928 году молодое советское государство объявило конкурс на оформление главной площади к годовщине Октябрьского революции. Победителями конкурса стали художники-графики братья Владимир и Георгий Стенберги. По их проекту каменный помост украсила скульптурная группа, изображающая международную солидарность рабочих. Так как новый памятник был сделан из фанеры и ткани, он не мог находиться на Лобном месте постоянно. Однако, известно, что до 1940 году эту скульптуру устанавливали на историческую трибуну для каждого значимого праздника.

Внутри Лобного места

В 1945 году во время проведения Парада Победы оформление постамента поменяли. На нем соорудили огромный фонтан со статуями рабочего и колхозницы, декорированный зелеными ветками и цветами.

Как выглядит архитектурный памятник в наши дни

Возвышенный постамент построен из тесанного известняка, имеет округлую форму и окружен невысокими каменными периллами. Со стороны Спасской башни на Лобное место ведет 11 каменных ступеней. Центральная часть помоста закрыта ажурной металлической оградой, так что туристы не могут попасть в центр Лобного места.

Слева и справа от ступеней на каменных стенах закреплены мемориальные таблички. На одной из них написано об историческом предназначении Лобного места, а на другой рассказывается, что помост имеет статус памятника архитектуры и охраняется государством.

Долгое время путешественники, желающие вернуться в столицу, бросали монетку в центр помоста. С 1996 году эта традиция продолжилась у памятника «Нулевой километр» который находится неподалеку - возле здания Государственного исторического музея .

30 октября 1653 года в России вышел указ об отмене смертной казни для воров и разбойников. С тех пор на эшафоте в основном оказывались лишь те, кто выступал за свержение правителя или же за смену государственного строя. В историю вошли массовые казни участников Стрелецкого бунта, а также экзекуции над Степаном Разиным и Емельяном Пугачёвым, которые закончились четвертованием бунтовщиков.

Большевики в 1918–1923 годах проводили репрессивную политику, которая получила название «Красный террор». Его жертвами становились не только «классово чуждые элементы» из числа дворян, офицеров и священников, но и простые рабочие и крестьяне, далёкие от политики.

Особой вехой в истории репрессий ХХ века стало время, когда к власти в СССР пришёл Иосиф Сталин. В ходе большой чистки, которая проводилась в 1937–1938 годах, погибло около миллиона человек.

В каких местах Москвы казнили и расстреливали приговорённых к смерти заключённых:

1. Ильинский крестец

Биржевая площадь

Площадь на пересечении Ильинской улицы и Богоявленского переулка раньше называлась Ильинский крестец, то есть перекрёсток. В годы опричнины Иван Грозный проводил на этом месте массовые казни своих врагов. Опальных бояр колесовали, травили собаками и сажали на кол.

2. Красная площадь

В 1685 году Пётр I специальным указом постановил перенести плахи с территории Ильинского крестца прямо под стены Кремля. Правда, рубить головы на Красной площади начали задолго до этой инициативы государя-реформатора. Историки до сих пор спорят, проводили ли казни непосредственно на Лобном месте. Ряд исследователей указывает на то, что этого быть никак не могло. Ведь это было место, с которого к народу обращались цари. И бесчестить его эшафотом ни один из чиновников бы никогда не решился. Другие историки, напротив, утверждают, что головы рубили именно там. По их мнению, своим названием Лобное место обязано как раз казням - на небольшом пяточке Красной площади якобы «рубили лбы».

3. Болотная площадь

В XV–XVII веках Болотная площадь была местом народных развлечений и кулачных боёв. На ней проводились публичные наказания преступников, включая смертную казнь. Здесь был казнён в 1671 году зачинщик крестьянского восстания Степан Разин. А в 1691 году «был сожжён на Болоте Андрюшка Ильин Безобразов за умысел на Государево здоровье». Последняя публичная смертная казнь на Болотной площади состоялась в 1775 году, когда там четвертовали предводителя крестьянского бунта Емельяна Пугачёва.

4. Лубянка

Большая Лубянка, 11

В 1918 году Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем переехала из Петрограда в Москву. ВЧК заняла здание бывшего страхового общества «Якорь». Расстрелы в этом доме производились вплоть до 1954 года. По приблизительным оценкам, здесь были убиты от 10 до 15 тысяч человек.

5. «Расстрельный дом»

Никольская, 23

Историческое здание, в котором находились палаты князей Хованских, в 1930-х годах москвичи прозвали «расстрельным домом». Там в это время располагалась Военная коллегия Верховного суда СССР. За неполных 20 лет ведомство приговорило к расстрелу 31,5 тысячи человек. Рассмотрение дела осуществлялось в течение 10–15 минут и проходило без участия защиты, возможность обжалования приговора заключённым не предоставлялась.

6. Расстрельный двор

Варсонофьевский переулок, 7

В XVIII веке в Варсонофьевском переулке располагались палаты князей Голицыных, которые позже отошли к военной династии Измайловых. В 1874 году корпуса были перестроены в доходные дома, а в 1918 году это здание оказалось в собственности ВЧК. Формально в большом дворе действовала ведомственная автобаза. На деле там проходили расстрелы.

7. Ивановский монастырь

Малый Ивановский пер., 2

В 1918 году на территории женского Ивановского монастыря начал действовать исправительно-трудовой лагерь. Там были расстреляны до 350 человек.

8. Новоспасский монастырь

Крестьянская пл., 10

На территории основанного ещё в XIII веке монастыря с 1918-го по 1935-й год содержались «враги народа». Площадкой расстрелов служил так называемый «итальянский двор» - пространство между Спасо-Преображенским, Покровским и Знаменским храмами. Сейчас в монастыре работает экспозиция, посвящённая жертвам репрессий.

9. Городская больница № 23

Яузская улица, 11

Усадьба предпринимателей Баташевых в конце XIX века превратилась в больницу. В 1920-х здание стало местом массовых расстрелов. Во дворе были найдены останки 969 человек. Большинство из них - дворяне и офицеры царской армии.
10. Петровский парк

Петровский парк начали использовать для расстрелов 5 сентября 1918 года - в день выхода декрета о «красном терроре». В парке были убиты бывший министр внутренних дел Николай Маклаков, экс-министр юстиции Иван Щегловитов и последний председатель Государственного Совета протоиерей Иоанн Восторгов.

11. Андроников монастырь

Андроньевская пл., 10

В 1918 году монастырь XIV века был преобразован в концентрационный лагерь ВЧК. Большинство заключённых никуда не вывозились и были расстреляны там же.

Лобное место – памятник древнерусской архитектуры, находящийся в историческом центре Москвы, у стен Московского кремля, на Красной площади, напротив ворот Спасской башни. Представляет собой круглое каменное возвышение – трибуну диаметром около 13 м. с лестницей, по верху огражденное парапетом с резными чугунными воротами.
Этимология названия Лобного места точно не выяснена. По одной версии, место получило такое название оттого, что здесь проходили казни (рубили лбы, складывали лбы). Существует предположение, что это славянский перевод с греческого «Краниево место», или «Голгофа» – с еврейского, потому, что оно напоминало человеческий череп. Но самая распространенная и общепринятая точка зрения, что Лобное место – это начало Васильевского спуска к берегу Москвы-реки. В старину «лбами» в России называли подобные крутые спуски к реке.
Предание связывает устройство Лобного места с избавлением Москвы от нашествия татар в 1521г. Изначально это был помост из кирпича с деревянной решеткой и шатром на столбах. В 1597-98 гг. при Борисе Годунове Лобное место было отстроено в камне неизвестными зодчими.
После того, как столица из Москвы была перенесена в Санкт-Петербург, Лобное место утратило свою роль в жизни и города, и государства, а вокруг расположились торговые лавки. В 1753 году обветшавшее Лобное место отреставрировали под руководством главного архитектора Москвы Д.В. Ухтомского. Следующая реставрация, а вернее, перестройка Лобного места, была осуществлена в 1786 году архитектором М.Ф. Казаковым по старому плану из белого тесаного камня. Круглый помост в новом виде имел каменные перила, а с западной стороны установили железную решетку с дверью. Для подъема была сооружена лестница с 11-ю ступенями. Тогда же Лобное место сдвинули немного восточнее от первоначального месторасположения. В 1786 году Лобное место было перестроено по проекту архитектора М.Ф. Казакова.
Самое первое достоверное упоминание о Лобном месте на Красной площади содержится в «Пискаревском летописце» (1599г.). Позднее упоминается в «Петровом чертеже», появившемся в начале правления Бориса Годунова. Есть Лобное место и на Сигизмундовом плане города (1610 г.). Поэтому конец XVI века принято считать временем основания Лобного места.
На протяжении нескольких веков Лобное место было главной трибуной Москвы. С него оглашались государственные указы, отсюда выступали с обращениями к народу цари, здесь же объявлялось народу об избрании патриарха, войне, о заключении мира. В 1612 году князь Д.М. Пожарский провозгласил здесь освобождение Москвы от польских интервентов. Часто на Лобном месте для всеобщего обозрения выставляли мощи почитаемых православных святых. При Василии Шуйском, здесь происходили чудесные исцеления от чудотворных мощей цесаревича Дмитрия. А в 1652 году здесь можно было увидеть мощи митрополита Филиппа, привезенные из Соловецкого монастыря для перезахоронения в Москве. Из записок польских послов (1671 г.) можно узнать, что на это место дважды в год поднимался царь и показывал народу своего наследника вплоть до достижения тем 16 лет. До Октябрьской революции 1917 года возле Лобного места всегда останавливались Крестные ходы, и с его возвышения архиерей осенял собравшихся крестным знамением. В праздник Входа в Иерусалим на трибуну поднимался патриарх с духовенством, раздавал освященные веточки вербы царю и прочим лицам высокого звания, а оттуда уезжал на осле.
За всю историю России непосредственно на Лобном месте совершили только несколько казней - казнили Никиту Пустосвята, суздальского священника, противника церковной реформы Патриарха Никона и (по одной из версий) Степана Разина. Первые казни совершились здесь во время Стрелецкого бунта, да и то эшафот устанавливался рядом. Вблизи Лобного места в 1606 году разъяренный народ выбросил труп Лжедмитрия I. В 1768 г. у Лобного места стояла привязанная к позорному столбу «убивица, кровопийца и душегубица» Салтычиха (помещица Д.Н.Салтыкова), насмерть замучившая 139 своих крепостных. Ну а последняя казнь произошла здесь при Екатерине II, когда над головой дворянина Истомина палач сломал шпагу и ударил барина по щеке.
1 мая 1919 года на Лобном месте установили памятник «Степан Разин с ватагою», вырезанный из дерева и раскрашенный в духе народной игрушки скульптором С. Т. Конёнковым. В конце того же месяца скульптурную группу перенесли в Пролетарский музей (позднее - в Музей революции).
6 ноября 1942 года у Лобного места ефрейтор Савелий Дмитриев обстрелял из винтовки машину Анастаса Микояна, приняв её за машину Иосифа Сталина.
25 августа 1968 года у Лобного места прошла сидячая демонстрация против ввода войск Варшавского договора в Чехословакию.
В наши дня Лобное место является частью комплекса Красной площади, а среди туристов существует традиция бросать на него монетки, чтобы вновь вернуться сюда.
Ранее нулевой километр находился на Лобном месте.