Где васильевский спуск. Интересное о васильевском спуске

Здание Большого Манежа было построено по приказу Александра I в течение восьми месяцев в 1817 году по случаю пятилетия победы в войне 1812 года. Постройка производилась по проекту инженера Августина Бетанкура особым штатом инженеров и архитекторов, подведомственных главному инспектору гидравлических и земляных работ в Москве генерал-майору Льву Карбонье. Здание называлось тогда «экзерциргауз» (дом для военных упражнений).

Нельзя сказать, что дело со строительством шло гладко. Идея, предложенная Бетанкуром и осуществленная Карбонье, подразумевала уникальный технологический принцип: единственную в своем роде деревянную конструкцию стропил, перекрывавшую без промежуточных опор пространство в 44,86 м. Однако с наступлением жары в конце июля 1818 года две стропильные фермы Манежа дали трещины. Их исправили, но через год в жару снова случилось повреждение в стропилах. По высочайшему распоряжению Александра I с сентября 1823-го по май 1824-го фермы были перестроены, а их количество увеличилось с 30 до 45-ти. В августе 1824 года к кровле Манежа был пришит потолок. Чудо техники времен ампира – результат совместного действия многих архитекторов. Идеи А. Бетанкура и Л. Карбонье доводили до ума честные и скромные профессионалы, о которых история почти умалчивает: полковник Р.Р. Бауса, инженер-поручик А.Я. Кашперов и другие. Главный архитектор Комиссии для строений знаменитый московский зодчий Осип Бове в 1825 году отделал Манеж лепными и штукатурными украшениями. С 1831 года в Манеже регулярно проводились концерты и народные гулянья. После революции в Манеже был правительственный гараж, а во времена Никиты Хрущева (с 1957 года) в здании открылся Центральный выставочный зал. Интересный факт рассказал исследователь Сергей Петров, много лет изучавший конструкцию Манежа в должности начальника Главного управления охраны памятников СССР. Оказывается, чтобы сохранить деревянные конструкции, во времена Бове весь чердак был засыпан махоркой. На полметра. Всевозможные грызуны и насекомые не любят этот запах. Несмотря на то, что саму махорку выкурили в войну 1941–1945 гг., все конструкции еще в семидесятые годы XX века были как новенькие. Но и тогда на чердаке еще стоял густой запах табака.

Занятно, что случай с махоркой в Манеже тянет за собой красивый шлейф культурных ассоциаций. Ассоциации касаются, прежде всего, истории отечественной архитектуры. Вот ведь – махорка! Произнося это, сегодня уже почти экзотическое, слово, как тут не вспомнить символ преобразований современной Москвы – ЦПКиО имени Максима Горького, на территории которого в 1923 году разместилась первая Всесоюзная сельскохозяйственная выставка – ВСХВ. И ее символом для последующих поколений стал выстроенный молодым архитектором Константином Мельниковым павильон «Махорка» – один из первых образцов авангардного формотворчества.

Сергей Хачатуров

Как давали названия московским улицам

Затем площадь заполнилась мелкими лавочками, а исчезли они лишь к 1937 году. А в 1938 площадь между собором и Кремлевской стеной официально включили в состав . Так она утратила собственное название.

Когда здесь стали проводить культурные и спортивные мероприятия, потребовалось присвоить этому месту имя. Не известно, кто придумал это название, но распространили его теле- и радиоведущие, сообщавшие о происходивших здесь событиях.

С Васильевским спуском связано одно из скандальных событий советской эпохи. В мае 1987 года здесь, на Васильевском спуске, а не на Красной площади, сел самолет.

Совершил посадку 19-летний немецкий пилот-любитель Матиас Руст. На легкомоторном самолете «Цессна-172Б Скайхок» он вылетел из Гамбурга и совершил промежуточную посадку в Хельсинки для дозаправки. Диспетчерской службе пилот сказал, что летит в Стокгольм, но вскоре взял курс на Москву. Руст пересек государственную границу, все рубежи ПВО и приземлился рядом с - в самом центре столицы.

Скандал был неслыханный! Партийное руководство было в замешательстве: СССР тогда только оправился от Чернобыльской катастрофы и не мог допустить еще одной ошибки. Генералы заявляли, что могли сбить самолет Руста, но предпочли дать ему совершить посадку. Однако срочное собрание ЦК КПСС и 74 смещенных с постов человек говорят, что Руста не ожидали. Есть также версия, что этот эпизод был провокацией Горбачева, чтобы почистить генералитет и поставить туда верных ему людей.

Сам Матиас Руст назвал свой полет жестом мира. Но советские власти расценили его как хулиганство и незаконное пересечение государственной границы. Пилота осудили на 4 года, а через 15 месяцев амнистировали.

Говорят, что... ...после приземления Руста Красную площадь окрестили Шереметьево-3, а по стране ходил анекдот, что у фонтана возле поставили пост милиции на случай, если всплывет американская подводная лодка.
Среди военнослужащих авиационно-истребительных полков войск ПВО ходил анекдот о двух лейтенантах-летчиках на Красной площади, один из которых попросил у другого закурить. Другой же ответил: «Ты что?! На аэродроме не курят!».
Бытовал и такой анекдот:
- Михаил Сергеевич, там на Красной площади Матиас Руст сел!
- Так мне что, идти встречать?
А еще Руста называли «истребитель Соколова», так как после его полета, сняли с поста министра обороны Соколова.
...пришедшим на Васильевский спуск любопытным говорили, что самолет на площади стоит, потому что снимают кино.
...на Васильевском спуске планировали протянуть первый в

В образовании новых русских городских топонимов после 1917 года по понятным социально-политическим причинам практически не использовались названия церквей, монастырей, христианских праздников и тому подобная лексика.

Кроме простого возвращения на карту многих утрат советского периода (Знаменка вместо ул. Фрунзе, Пречистенка — вместо Кропоткинской ул., Рождественка вместо ул. Жданова и др.), некоторые агиотопонимы (слово агиос в греческом языке означает «святой») вообще рождаются как бы заново. Наглядный пример — ставший за короткое время очень известным московский топоним Васильевский спуск , который до начала 90-х годов ни в устной, ни тем более в письменной речи практически не употреблялся.

Васильевский спуск — это территория склона, ведущего от собора Покрова Пресвятой Богородицы (храма Василия Блаженного) вниз — к набережной реки Москвы и Большому Москворецкому мосту.

До собора на этом крутом склоне стояла церковь Святой Троицы (поэтому-то и первоначальное название Красной площади было Троицкая, но об этом — чуть позже).

Сейчас и москвичи, и туристы обычно называют этот собор храмом Василия Блаженного, однако истинное его наименование — Покровский собор (или точнее — собор Покрова, что «на рву»). Он был построен русскими зодчими Бармой и Постником (по некоторым предположениям, эта два имени одного человека) в 1554—1561 годах по повелению Иоанна Грозного, в честь победы русского войска над Казанским ханством. Храм как бы увековечивал собой героические подвиги народа и хранил память о тех, кто погиб в Казанском походе. Барма и Постник возвели необыкновенно живописный собор из девяти, как того требовала созданная мастерами художественная композиция (позже их стало десять), разновысоких храмов, расположенных вокруг одного центрального. Церкви символизировали и дни осады Казани. Декоративность, красота храма предопределялись уже тем, что он высился на самой большой народной площади Москвы и как бы специально был создан для народа. И само место, на котором он стоял, было достаточно необычным — самым высоким на площади: это действительно было начало обрыва к Москве-реке, а рядом проходил ров, защищавший кремлевскую стену.

Прекрасный знаток Москвы Яков Белицкий умел подсказать, как надлежит осматривать памятники московской старины, в том числе и храм Василия Блаженного. Вот что он написал об этом в своей книге «Забытая Москва»: «Собор, как и многое на Красной площади, с секретом. Издали он, знакомый по книжным картинкам, по альбомам, уже не в силах одарить вас хоть какой-то новизной. Но надо подойти к нему вплотную и не спеша обойти вокруг, и тогда... Тогда вы увидите в деталях его купола и резные крылечки, и поплывет перед глазами праздничное многоцветье его изразцов».

Собор освящен в честь известного и любимого русским народом праздника Покрова Богородицы. В «Полном православном богословском энциклопедическом словаре» начала XX века о празднике этом говорится следующее: «Покров Пресвятой Богородицы (1 октября) — праздник православной церкви. Установлен в память события, бывшего в Константинополе... В войне с сарацинами городу угрожала опасность, но в этот день св. Андрей юродивый с учеником своим Епифанием, находясь во Влахернском храме во время всенощного бдения, увидели на воздухе Божью Матерь с сонмом святых, молящуюся и распростершую свой покров (омофор) над христианами. Ободренные греки отбили сарацинов. В честь покрова Пресвятой Богородицы существует акафист».

Собор действительно возвышался надо рвом, что и отразилось в его полном наименовании: Покров Богородицы, что «на рву».

В 1588 году к нему был пристроен небольшой храм св. Василия, воспринятый народом как построенный в честь московского юродивого Василия. Так спустя почти тридцать лет он получил и другое название: храм Василия Блаженного, бытовавшее наряду с официальным — собор Покрова Пресвятой Богородицы. В наше с вами время более известно и употребительно первое наименование. Оно легло и в основу топонимов.

Та часть Красной площади, которая была заключена между собором и Кремлевской стеной, еще до 1938 года называлась Васильевской площадью: после 1938 года она официально включена в состав Красной площади.

Территория, расположенная ниже храма Покрова Богородицы, т. е. Васильевский спуск стала использоваться для различного рода мероприятий в конце так называемой «перестройки», когда Красная площадь оставалась для этих действий закрытым местом. Но в средствах массовой информации журналистами использовался именно топоним Красная площадь, хотя на деле речь шла (как, например, в тексте о старте из центра Москвы международного марафона мира, происшедшего на Васильевском спуске) о территории, лежащей за границей площади.

Позже, с перенесением митингов и манифестаций с Манежной площади на интересующий нас участок близ храма Василия Блаженного возникла острая потребность в использовании его точного географического наименования. Благодаря влиянию средств массовой информации в кратчайшие сроки в русской речи прочно закрепился неофициальный (ибо он нигде и никак не зарегистрирован!) топоним Васильевский спуск. Резкая активизация топонима Васильевский спуск в речи москвичей, в газетах, журналах, на радио и телевидении связана и с тем, что место это начало активно использоваться для самых разнообразных культурных и спортивных мероприятий — от концертов рок-групп до показа коллекций модной одежды.

Примечательны оба компонента, обе части топонимического словосочетания Васильевский спуск . Нарицательное слово спуск воспринимается носителями русского языка как составная часть той тематической группы слов, которая означает внутригородские объекты типа «улица», «площадь», «переулок». В действительности мы имеем дело с ложной частью такого тематического ряда, ибо даже исторически слово спуск в него не входило, в отличие, например, от вышедшего из употребления слова крестец со значением «небольшая городская площадь с перекрестком»: Никольский крестец, Варварский крестец, Ильинский крестец и др. Московскими крестцами, их истории, этимологии их наименований посвящена специальная глава в одной из лучших книг по истории столицы (см.: Москва. Подробное историческое и археологическое описание города. Издание А. Мартынова. Текст составлен И. Н. Снегиревым. Т. 1. — М., 1865, с. 176—189).

Известный ученый, профессор Э. М. Мурзаев в своем специальном исследовании «Географические термины в топонимии Москвы» (статья опубликована в сборнике «Географические названия в Москве» не выделяет термин спуск среди терминов вал, ворота, бутырки, гора, берег, болото, враг (овраг), застава и др. Однако тот же исследователь ввел словарную статью СПУСК в свой «Словарь народных географических терминов».

«СПУСК. Наклонная поверхность, по которой спускаются вниз (здесь Э. М. Мурзаев сначала ссылается на известный 17-томный словарь русского языка АН СССР. — М. Г. ). В топонимии — склон с проложенной по нему дорогой, тропой, улицей. Ср. опускаться, пуск. Ул. Кловский Спуск и Андреевский Спуск в Киеве. Семантическая параллель см. сходня ».

Именно благодаря такому своему содержанию термин спуск точно характеризует черты данной территории: перед нами — дорога вниз вдоль стены Кремля, склон у храма Василия Блаженного.

Процитируем некоторые дореволюционные и современные издания:

«Уже Покровский собор (собор Василия Блаженного) сразу отличается своей причудливой архитектурой от храмов Кремля. Построенный в память завоевания Казани и Астрахани, отдавшего в руки Московского посада торговые пути на Каспий и Сибирь, он составился из восьми первоначальных храмов... И как «обетный» храм, соединенный с ростом Московского посада, а не боярства, приходившего в это время в упадок, он был вынесен в пику боярам за пределы Кремля, в посад, на ров, отделявший Красную площадь от спуска к Москве-реке» (это отрывок из книги «по Москве: Прогулки по Москве и ея художественным и просветительным учреждениям» под ред. Н. А. Гейнике и др.);

«Собор Покрова, что на Рву, более известный как храм Василия Блаженного, расположен в южной части Красной площади, близ Спасских ворот Кремля, над спуском к Москве-реке» (эта цитата — отрывок из фундаментального издания «Памятники архитектуры Москвы» начала 80-х годов).

Поскольку слово спуск в нашем московском топониме все же ассоциируется с тематическим рядом улица, набережная, гора (типа Поклонная гора ), то его следует писать в названии со строчной буквы: спуск. В киевском топониме это же существительное давно и прочно превратилось в часть названия улицы, поэтому оба компонента наименования Андреевский Спуск нужно писать с прописной буквы, аналогично близким по структуре московским названиям: улица Кузнецкий Мост, улица Сущевский Вал, улица Церковная Горка.

Не менее интересна история первой части топонима Васильевский спуск. Имеющая форму прилагательного, она образована путем, как говорят ученые, трансонимизации (т. е. перехода одного имени собственного в другое имя, название, наименование), не официального наименования собора Покрова Пресвятой Богородицы, а его народного названия — храма Василия Блаженного. Такова была сила духовной народной традиции: москвичи любили и почитали юродивого Василия, как учителя, а после его кончины — как небесного молитвенника и покровителя. Об этом известно, в частности следующее: «Место, где он (собор. — М. Г. ) основан, раньше было кладбищем с церковью во имя Святой Живоначальной Троицы, в которой был похоронен святой юродивый Василий Блаженный... Существует много легенд, связанных с благочестивыми подвигами и провидческими способностями юродивого, например, такая — наслышавшись о подвижнической жизни Василия, Иван Грозный однажды призвал его к себе во дворец и велел поднести ему чарку вина. Блаженный, приняв ее, вылил вино в растворенное окно. Царь приказал налить ему другую, и Василий сделал то же самое. Тогда царь с гневом спросил юродивого:

— Зачем же ты так бесчестно поступаешь с государевым жалованием?

— Тушу пожар в Новгороде, — отвечал блаженный.

Вскоре весть о пожаре в Новгороде оправдала слова юродивого. Рассказывали, что в 1547 году Василий предсказал великий пожар Москвы... В целях исправления нравов народных и власть имущих он взял на себя подвиг «юродства ради Христа». Юродивость — новый чин мирянской святости — входит в русскую церковь с начала XIV века». Вот такой интересный рассказ о Василии Блаженном включил в свою книгу о религиозных центрах и общинах Москвы В. Г. Черкасов-Георгиевский.

А вот как — еще более интересно — написал о юродивом Василии, прозванном Блаженным, Я. М. Белицкий в уже упомянутой мною книге «Забытая Москва»: «...По этой площади среди бесчисленных лавок, среди шумной людской круговерти в рубище и босой в любое время бродил когда-то Василий сын Яковлев. Он родился в 1480 году в приходе храма Богоявления, что в Елохове. Рассказывают, что отец его был сапожником и сапожником надлежало быть и ему, но еще в отроческие годы он ушел из родительского дома, скитался по Москве, и шла за ним слава исцелителя и ясновидца.

Легенд о Василии, прозванном Блаженным, существует великое множество.

Рассказывают, что однажды какой-то богач подарил ему шубу со своего плеча. Приметила эту шубу воровская ватажка и подослала к нему пройдоху, который сказал юродивому скорбным голосом:

— Товарищ мой умер. И были мы с ним так бедны, что нечем покрыть его. Отдай шубу на божье дело, святой человек.

— Бери, — сказал Василий, — и пусть все будет так, как ты поведал мне.

Когда мошенник подошел с шубой к тому, кто, притворившись мертвым, лежал на земле, он увидел, что тот и в самом деле отдал Богу душу.

Василий Блаженный умер в 1551 году, а три года спустя в ознаменование победы над Казанским ханством заложил царь Иван Васильевич храм Покрова».

Мотивировка и конкретная разновидность модели образования в русской речи городского топонима Васильевский спуск достаточно прозрачны (несмотря на необычность деталей его истории и современных фактов 90-х годов XX века): антропоним (имя человека) Василий Блаженный, и придел Василия Блаженного собора Покрова Пресвятой Богородицы, и храм Василия Блаженного, и Васильевский спуск. Кстати, это новое название вполне можно определить и как своеобразную топонимическую метонимию.



Фото 1890-х гг.
"На Москворецкой улице находился "Ямской приказ" - это очень старое здание, расположенное в середине Москворецкой улицы по правой стороне ее, если идти от собора Василия Блаженного к Москворецкому мосту. "Ямской приказ" был заселен кимряками-сапожниками, кустарями-одиночками или работавшими по два. по три вместе. В одном помещении находилось несколько хозяйчиков-кустарей.
Когда в "Ямской приказ" являлся покупатель, на него со всех сторон набрасывались продавцы и тянули покупателя всякий к себе, расхваливая свой товар.
Когда же из ремесленной или городской Управы являлся чиновник для проверки промысловых свидетельств, то он никак не мог отыскать хозяев.
Вообще при проверке промысловых свидетельств у всех мастеровых ремесленников происходили любопытные сцены. Как только в какой-нибудь дом, заселенный ремесленниками, являлся чиновник для
проверки числа наемных рабочих у того или другого хозяина, во всем доме начиналась тревога: хозяева, чтобы уменьшить число рабочих, начинали их всячески прятать - портные залезали под катки, сапожники выбегали в сени и прятались по чуланам, залезали на чердаки, на крыши... Когда чиновник уходил, все успокаивалось, и мастера принимались за работу... (как это похоже на проверку какого-нибудь рынка миграционной службой в наши дни - d1)
Обувь в "Ямском приказе" вырабатывалась самая дешевая; судя по ценам, качество ее было невысоко. Бывало так: купит покупатель сапоги, наденет их, пойдет домой и, не доходя до дому, у него отваливались подметки...
Все же этот дешевый товар находил в Москве много покупателей. Как теперь многие производства снабжают своих рабочих спецодеждой, так и прежде многие хозяева держали рабочих с условием выдавать им обувь, вот эту обувь и покупали В "Ямском приказе", так как дешевле нигде нельзя было достать". (И.Белоусов. Ушедшая Москва).


Фото 1900-х гг. Москворецкая улица. Вид от Москва-реки в сторону Красной площади. Замыкают перспективу улицы Средние торговые ряды (внешняя часть рядов сохранилась).
"Вдоль Москворецкой улицы идут лавки, торгующие пряностями; здесь всегда острый запах. Торгуют воском и церковными свечами, а также мылом и знаменитыми в то время муромскими сальными свечами. Они были так крепки, что торговцы зимой на морозе стучали ими одной о другую, и они не трескались и не ломались. Нагара они давали мало и горели ярко.
На противоположной стороне торговали веревками, рогожами, разной бумагой, а на самом углу у моста были живорыбные лавки с садками на реке, откуда и снабжалась Москва аршинными живыми стерлядями". (П.И.Богатырёв. Московская старина. Китай-город).


Фото 1900-х гг. Москворецкая улица. Тот же снимок, что и предыдущий, но в другой обработке.
В левой части снимка видна церковь Николы Чудотворца Москворецкого.
Храм Николы Чудотворца Москворецкого был построен в 1829-32 гг. на фундаменте старого храма. Главный престол - Благовещенский. Отдельно стоявшая колокольня - 1857 г. Закрыт в 1929, сломан в 1930-х.

Фото 1882 г. из альбомов Найдёнова. Церковь Николая Чудотворца Москворецкого.


Фото нач.20 века. Колокольня церкви Николы Чудотворца Москворецкого.


Фото 1890-х гг. Вид от кремлёвской стены на Варварку. На первом плане не существующий ныне Маслянный переулок (он шёл от Васильевской площади до Москворецкой улицы). Слева - храм Василия Блаженного.


Фото кон.1890-х гг. Васильевская площадь.


Фото 1900-х гг. Васильевская площадь.
"Дешевым теплым товаром производилась торговля еще около Кремлевской стены, - вниз от Спасских ворот к Москве-реке стоял ряд палаток с чулками, варежками, шарфами, фуфайками ручной вязки. Торговки этим товаром тут же и изготовляли его, сидя за вязанием у своих палаток. Некоторые торговки продавали свой товар с рук и ходили обвешанные чулками, шарфами, платками". (И.Белоусов. Ушедшая Москва).


Фото 1910-х гг. Васильевская площадь. Вид от Спасской башни.


Фото 1905 г. Васильевская площадь.


Фото 1910-х гг. Васильевская площадь. Надпись на открытке ошибочная.


Фото 1911 г.


Фото 1917 г. Москворецкая улица. Из архива Т. Яржомбека. Вид от Красной площади в сторону Москва-реки.


Фото кон.1910-х гг.


Фото кон.1920-х гг. Васильевская площадь. Справа тени от снесённого в 1930-е гг. квартала.


Фото кон.1920-х - нач.1930-х гг. Москворецкая улица. Вид со старого Москворецкого моста.

Площадь Васильевский спуск - одна из самых известных площадей Москвы, расположенная между Красной площадью и Кремлёвской набережной Москвы-реки.

На Васильевском спуске проходит неисчислимое количество торжественных, праздничных и спортивных мероприятий, но даже в дни, когда ими и не пахнет, площадь притягивает к себе повышенное внимание москвичей и туристов, предоставляя своим посетителям возможность лицезреть одни из самых узнаваемых видов Москвы.

Интересно, что при всей своей известности и определённой "открыточности" видов, Васильевский спуск может претендовать на звание самой недооценённой площади столицы: удивительно, но многие из тех, кто неоднократно слышал это название, в действительности не знают, где именно находится Васильевский спуск, и полагают, что это место - просто участок Красной площади. У этого парадокса есть вполне реальное обоснование: дело в том, что в 1924 году территория была присоединена к Красной площади, и историческое название местечка, в прошлом известного как Васильевская площадь, было забыто вплоть до 1995-го года, когда площади вновь разъединили.

Своим названием площадь Васильевский спуск обязана Собору Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву - или, как его привыкли называть в народе, Храму Василия Блаженного. Уникальный православный храм, яркий памятник русской архитектуры, был построен в 1555 - 1561 годах и стал одним из самых узнаваемых символов Москвы.

Местность, на которой расположена площадь, имеет давнюю и интересную историю. Исторически сложилось, что в прошлом территория современной площади не имела какого-то определённого названия и не воспринималась москвичами как отдельная территориальная единица. В 16 веке здесь располагался мытный двор (что-то вроде средневековой таможни), позже на территории выросли дома и лавки, располагавшиеся до самого рва, что окружал в то время Кремль. Образование площади произошло в начале 19-го века: после пожара 1812 года в город пришли многочисленные реконструкции, одна из которых коснулась и здешних мест: ров был засыпан, а территория расчищена. Именно тогда спуск фактически и стал спуском, оформившись в улицу с наклонным рельефом длиной около 300 метров. Построенные на территории современной площади здания сохранялись до 1936 года, когда были разрушены для строительства Большого Москворецкого моста, соединяющего Васильевский спуск с улицей Большая Ордынка.

Примечательно, что с Васильевским спуском связан один из самых известных казусов эпохи позднего СССР: в 1987 году здесь сел легкомоторный самолёт немецкого пилота Матиаса Руста, пересёкшего границу Советского Союза и все рубежи московской ПВО, что вызвало большой международный скандал. Есть много версий относительно случившегося, но принято считать, что немца не ждали, и самолёт советскими военными замечен не был.

Как бы там ни было, сейчас шутки и анекдоты про "Шереметьево-3" ушли в прошлое, и горожане и туристы приходят на Васильевский спуск вовсе не для того, чтобы поностальгировать о полёте Руста. Площадь идёт вдоль Кремлёвской стены и может похвастаться отличным видом на Собор Василия Блаженного, стены и башни (в том числе и Спасскую), Москву-реку; вдоль стены идёт уютная липовая аллея. Современный Васильевский спуск - важная туристическая точка, и сегодня сложно переоценить его значение в московской культуре - пусть даже некоторые москвичи о нём и забывают.