Апостольский дворец ватикан. Апостольский дворец

Ватиканские дворцы

Ватикан - резиденция главы католической церкви папы римского - расположен на одном из живописнейших холмов древнего Рима. Он обнесен каменными стенами и в настоящее время располагает небольшой территорией. Ватикан включает в себя собор святого Петра, площадь перед ним, папские дворцы и сады, Латеранский дворец и загородную резиденцию папы Ватикан чеканит собственную монету, издаст газету, имеет почту, мощную радиостанцию и даже тюрьму.

Начало строительству Ватикана было положено в IV веке, когда первый христианский император Константин на Ватиканском холме (древнеримские жрецы занимались там «ватиканиями» - предсказаниями) построил небольшую церковь святого Петра. Неподалеку от нее была сооружена скромная резиденция для первосвященника и его приближенных, которые жили в ней лишь в дни больших религиозных праздников. Постоянным местопребыванием римского папы был в то время Латеранский дворец. В 756 году король франков Пипин отвоевал у лонгобардов Римскую область и подарил ее папе, тогда и было основано папское государство.

В IX веке на Ватиканском холме были возведены мощные крепостные стены, способные выдержать долгую осаду неприятеля (чаще всего своих же прихожан, доведенных до отчаяния поборами и разгулом насилия). Резиденция первосвященника подверглась лишь частичной реконструкции, новая, более пышная папская обитель была построена здесь только в конце XIII века папой Николаем III.

Особенно широкий размах строительство в Ватикане приобретает после авиньонского пленения пап, которое продолжалось 70 лет. Перебравшись из Авиньона в Рим, папы поселились в Ватикане, и с 1377 года он стал их постоянным местом жительства.

Ватиканские дворцы часто называют убежищем мира древнего, начиная с изящного внутреннего портика, воздвигнутого по рисунку Рафаэля Санти; с караульных, одетых еще по прихоти Микеланджело, до богатых галерей с множеством великих и бесценных произведений. Все здесь мерцает величием и восторженной любовью к искусствам.

В прежние века самое упоительное посещение Ватикана было вечером. У подножия портика стояли швейцарские охранники, встречающие чужестранца с факелами в руках и провожающие его до галерей. И вот тогда представали перед изумленным путешественником картины, впечатление от которых было несравненно прекраснее, обольщение нежнее, действие разительнее, чем все это выглядело днем. Ничто не возмущало мысль при созерцании ни с чем не сравнимой роскоши, лишь журчал, разливая слабый плеск, прекрасный Бельведерский фонтан, да лунный свет украдкой проникал в портики.

В XV веке папе Николаю V пришла мысль заменить старый Ватиканский дворец новым - более обширным и богатым. Не разрушая старых сооружений, архитекторы и строители сначала начали реконструкцию северного крыла дворца. В это перестроенное здание вошли будущие апартаменты Борджиа и станцы Рафаэля.

Третий и четвертый этажи бывшей военной башни были переделаны под капеллу, которая позднее получила название «Никколина» - по имени папы Николая V, который в самом начале своего понтификатства сделал капеллу своей личной молельней. Правые гладкие стены капеллы сначала были прорезаны продольными окнами, но потомокна были заложены. Для украшения ее папа пригласил флорентийского живописца фра Беато Анжелико, которому в работе помогали его любимый ученик Б. Гоццоли и еще три ученика, имена которых известны только по этой работе.

Все фрески капеллы в основном были расписаны самим Беато Анжелико, его помощники выполняли лишь второстепенные работы. Три стены капеллы «Николлина» были расписаны историями из жизни святого Лоренцо и святого Стефана, а четвертая стена была оставлена под алтарь.

Около 1492 года папа Александр VI Борджиа поручил известному живописцу Пинтуриккио украсить росписью свои покои, которые занимают шесть небольших залов. К работе над росписью папских покоев Пинтуриккио привлек много своих учеников, благодаря чему работа была выполнена в короткий срок.

Выбор сюжетов для росписи во многом был определен самим папой, залы так и названы по сюжетам росписей - Зал сивилл, Зал таинств веры, Зал жития святых, Зал наук и искусств, Зал мистерий и Зал римских пап.

Наиболее интересной фреской является «Диспут святой Екатерины Александрийской». Выбор этой темы скорее всего не был случайным, ведь святая Екатерина считается защитницей незаконнорожденных детей. Может быть, Александр VI Борджиа выбрал эту тему, чтобы защитить детей римских пап, а главное - узаконить их привилегии.

Действие фрески происходит на фоне обширного пейзажа с голубыми холмами, зелеными лугами и причудливыми нагромождениями скал. В центре композиции высится фантастическая триумфальная арка, которая отделяет передний план фрески от заднего. Арка украшена изображением быка - эмблемой дома Борджиа.

Слева на траве под балдахином сидит окруженный философами император. Прямо перед ним с распущенными белокурыми волосами стоит святая Екатерина и застенчиво перечисляет доводы в защиту своих суждений. С правой стороны фрески изображена красочная толпа, которая присутствует на диспуте.

Пинтуриккио, как словоохотливый рассказчик, вводит в сюжет множество персонажей, которые с ним как будто не связаны. Здесь и всадник на великолепном белом коне, и стоящая перед ним борзая собака, и парящие в небе куропатки…

Следующий папа, Юлий II, обладая незаурядной энергией и упорством, сумел заставить работать в Ватикане трех великих гениев эпохи Возрождения - Донато Браманте, Рафаэля Санти и Микеланджело Буонаротти.

Донато Браманте был назначен главным архитектором и сразу же приступил к реконструкции папских дворцов. Он решил Ватиканский дворец посредством длинных галерей соединить с Бельведерским, построенным на самом высоком месте. Склоны же холмов предполагалось превратить в террасы, спускающиеся к нижней центральной площадке. По замыслу архитектора эта площадка должна была служить ареной для различных турниров и показа различных представлений и спектаклей.

Во дворике Бельведерского дворца папа Юлий II поставил знаменитую скульптурную группу «Лаокоон» и статую Аполлона (впоследствии получившего название Бельведерского) - создание Лиохара, придворного скульптора Александра Македонского. Первоначально скульптура была выполнена в бронзе, но до наших дней она сохранилась только в римской мраморной копии.

Статую нашли в XV веке в Анцио, и она сразу же стала собственностью Юлия II - тогда еще кардинала Ровере. «Аполлон» Лиохара изображен в торжественной, несколько театральной позе. Прекрасное тело греческого бога венчает горделиво посаженная голова, чуть поднятая вверх и резко повернутая влево.

Идеально красивое лицо оживлено взглядом чуть-чуть асимметрично посаженных глаз. В правой руке Аполлон держит лук; в левой - по предположениям некоторых искусствоведов - была ветка лавра - символ чистоты. Переброшенный через плечо и обвитый вокруг руки плащ падает вниз тяжелыми торжественными складками.

«Лаокоона» нашли в 1506 году на месте разрушенных терм императора Тита, и статуя сразу же стала собственностью Ватикана. Это прославленное произведение упоминалось еще в трудах Плиния Старшего. По его словам, она была выполнена в I веке до н. э. тремя прославленными родосскими скульпторами - Агесандром, Афанадором и Полидором.

В скором времени к этим статуям прибавились новые археологические находки, но именно они явились той песчинкой, вокруг которой через несколько веков образовалась целая жемчужина - Ватиканские музеи.

Юлий II, вступив на папский престол в 1503 году, не захотел жить в резиденции папы Александра VI, своего предшественника и бывшего конкурента. На втором этаже Ватиканского дворца он решил сделать свои рабочие комнаты, для росписи которых были собраны лучшие художники из всех городов Италии, а в середине 1508 года, по предложению Браманте, из Флоренции был вызван молодой Рафаэль. Ему было тогда 25 лет.

Приехав в Рим, Рафаэль попал в исключительно благоприятную для себя творческую обстановку. При папском дворе он получил возможность встречаться с выдающимися людьми - поэтами, писателями, художниками, учеными-гуманистами.

Так называемые «станцы Рафаэля» - это расположенные друг за другом три комнаты небольших размеров (в среднем 8х10 метров). Свою работу Рафаэль начал со Станцы делла Сеньятура. Роспись этой комнаты так понравилась папе, что он приказал тотчас сбить две фрески, сделанные там уже другими художниками, и продолжать роспись только Рафаэлю.

Рафаэль занимался росписями станц с 1508 по 1517 год - сначала сам, потом, загруженный заказами, он вынужден был все чаще прибегать к помощи учеников.

В библейские эпизоды, в сюжеты античной мифологии и сложные аллегории Рафаэль ввел портреты знаменитых людей прошлого и своих современников. Такое разнообразие образов и сюжетов надо было как-то объединить в одно целое. Особенно несовместимыми казались образы христианской религии и соседствующие рядом из языческой мифологии. Однако Рафаэль блестяще справился с этой задачей. Содержание фресок вышло далеко за пределы прославления церкви, светское начало во многом вытеснило религиозное.

В Станце делла Сеньятура хранилась папская печать. Росписи этой комнаты должны были продемонстрировать единство различных областей духовной деятельности человека: богословия, философии, поэзии и юриспруденции. Эти четыре темы отразились на стенах Станцы в виде отдельных сюжетных композиций - «Диспут», «Афинская школа», «Парнас» и «Юстиция».

Библиотека Ватикана является одной из самых богатых в мире по подбору древних манускриптов и книг. А по великолепию и роскоши своего помещения, может быть, это самая прекрасная библиотека. Здесь хранятся рукописи, испещренные миниатюрами дона Джулио Кловио, которого сами итальянцы называют «Рафаэлем миниатюры». С ними может соперничать разве только Часослов того же художника - истинная драгоценность, хранящаяся в Неаполе.

В библиотеке Ватикана находится и знаменитая фреска «Альдобрандинская свадьба». В Римской республике (по примеру греков) широкое распространение получил обычай украшать росписью интерьеры зданий. Правда, в Греции обычно украшались общественные здания, а в Риме стены своих домов или загородных вилл обычно украшали свободные разбогатевшие граждане.

Фреска «Альдобрандинская свадьба» была найдена в 1604 году на Эсквилинском холме. Снятая со стены, она была помещена в «сады Альдобрандини» папы Климента VIII (отсюда ее название). Только в 1818 году ее перенесли в библиотеку Ватикана. Долгое время (вплоть до раскопок в Помпеях и Геркулануме) эта фреска являлась лучшим памятником античной живописи. Многие выдающиеся художники (например, Н. Пуссен) с большим вниманием и любовью копировали ее.

«Альдобрандинская свадьба» изображает аллегорическую сцену подготовки к торжественной церемонии. На стене розовато-сиреневого цвета размещены три группы персонажей. В центре изображена обнаженная богиня, рядом с ней - закутанная в белое покрывало невеста, а у подножия ложа возлегает смуглый человек. Эти персонажи олицетворяют две аллегорические группы: богиня Афродита символизирует Убеждение, а Гименей - Брак. Афродита своими убеждениями должна сломить упорство невесты, Гименей - смуглый юноша с венком на голове - с невозмутимым видом ожидает начало свадебных торжеств.

Две группы персонажей с правой и левой стороны фрески изображают подготовку к свадьбе. Среди них особо выделяется женская фигура с лирой в руках. К сожалению, фреска сохранилась не полностью, и это во многом затрудняет ее правильное понимание.

Время во многом изглаживает следы и других фресок Ватикана, но они, даже не очень хорошо сохранившиеся, заслуживают того, чтобы ради них одних совершить путешествие в Рим.

Из книги Энциклопедический словарь (Г-Д) автора Брокгауз Ф. А.

Дворцы Дворцы – гражданские здания обширных размеров и художественного исполнения, назначаемые главным образом служит резиденцией владетельных особ и членов их семейств, а также жилищем вельмож и богатых частных лиц. Еще в глубокой древности цари Египта и восточные

Из книги 100 Великих археологических открытий автора Низовский Андрей Юрьевич

ДВОРЦЫ И КРЕПОСТИ В ПЕСКАХ ХОРЕЗМА Расположенный в низовьях Амударьи Хорезм занимал особое положение в древней истории Средней Азии. Эта выдвинутая на север, в глубь степей страна еще в IV веке до н. э., до походов Александра Македонского, отделилась от державы Ахеменидов.

Из книги 100 великих дворцов мира автора Ионина Надежда

ПОДЗЕМНЫЕ ДВОРЦЫ В КИТАЙСКОЙ «ДОЛИНЕ ЦАРЕЙ» Город Сиань (провинция Шэньси) - бывшая Чаньань, столица Китая на протяжении почти всего I тысячелетия н. э. Обнесенный высокими и массивными стенами, этот город, ориентированный в соответствии с законами древней китайской

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ВА) автора БСЭ

СТАРИННЫЕ ДВОРЦЫ СЕУЛА Сеул - столица Республики Корея - как главный город государства известен с 1394 года, когда его избрали своей резиденцией правители династии Чосон. Недавно Сеул отметил свое 600-летие, хотя возраст этого города насчитывает гораздо больше лет. Еще в 18

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ДВ) автора БСЭ

ВАТИКАНСКИЕ СООРУЖЕНИЯ ДОНАТО БРАМАНТЕ Значение итальянского архитектора Донато Браманте для дальнейших судеб архитектуры высокого Возрождения настолько велико, что часто, характеризуя какой-то новый стиль в этом виде человеческой деятельности, его называют

Из книги Рим. Ватикан. Пригороды Рима. Путеводитель автора Блеек Ульрике

«ДВОРЦЫ» ДОН-ЖУАНА В СЕВИЛЬЕ Севилья Есть города, само название которых уже вызывает какое-то необыкновенное волнение, стоит только произнести его вслух. К ним принадлежит и испанский город Севилья - город Дон-Жуана и Кармен. Слава самого неотразимого обольстителя и

Из книги 100 великих музеев мира автора Ионина Надежда

КОРОЛЕВСКИЕ ДВОРЦЫ БЕНИНА Дворцы города Абомея До 1975 года африканское государство Бенин называлось Дагомеей. Эта «страна-лента» вытянулась с юга (от побережья Атлантического океана) на север (до Нигера - одной из крупнейших африканских рек) на 700 километров.Побережье

Из книги 200 знаменитых отравлений автора Анцышкин Игорь

ДВОРЦЫ КРУЖЕВНОЙ САНЫ Дворец имама Яхьи Древняя столица Йемена - город Сана («богатый ремеслами») напоминает мираж из сказок Шехерезады, ворвавшийся в этот мир и застывший в нем. «Время остановило свой бег на его пыльных улицах, будто задремав под сенью вечнозеленых

Из книги автора

Ватиканские музеи Несмотря на свою скромную территорию, Ватиканское государство владеет баснословными сокровищами. В его музеях хранятся бесценные произведения искусства, созданные выдающимися художниками и скульпторами. Ватиканские музеи включают в себя

Из книги автора

ВАТИКАНСКИЕ ТАЙНЫ Начало 1980-х в Европе было ознаменовано введением в Польше правления военных, которые желали остановить набиравший силу профсоюз «Солидарность», и покушением на папу Иоанна Павла II, который поддерживал Леха Валенсу и его организацию. Али Агджа и

Из книги автора

Кто из животных строит себе подземные дворцы? Этих животных вы хорошо знаете, хотя увидеть их удается редко. Однако если присмотреться повнимательнее к земле на склонах оврагов, на пригорках или даже у себя на даче, можно увидеть, что в некоторых местах земля как будто

Из книги автора

Глава 23. Хижины и дворцы. По следам Курляндского герцогства Арвидс по прозвищу Крокодил Почти весь XVIII век граница России проходила примерно на полпути из Риги в Елгаву, тогдашнюю Митаву. То есть Рига была российским городом, а Митава – столицей суверенного государства.

Обзор о Папском (Апостольском дворце) Ватикана по материалам первоисточников.

Папский (Апостольский) дворец в Ватикане под сенью купола Собора Святого Петра. Стоп-кадр из официального ватиканского фильма «Град Ватикан».

«Подобно тому, как Базилика (Святого Петра) представляет собой грандиозное хранилище гробницы Святого Петра, Апостольский Папский дворец - продолжение Ватиканского храма, как бы дом его каноника - дом священнослужителя.

Жилище Папы предстает в архитектурной последовательности с Базиликой, речь идет о совокупности сооружений и различных резиденций, добавлявшихся одна к другой», - сообщает о Папском Апостольском дворце официальный фильм Ватикана «Град Ватикан», выпущенный на восьми языках несколько лет назад Издательством Ватиканских музеев при губернаторстве (правительстве) Ватикана. (Здесь и далее мы будем цитировать, среди прочего, данные из этого фильма по русской версии).

Самое знаменитое окно мира

- окно в Апостольском (Папском) дворце

Панорама Ватикана с Собором и площадью Св.

Панорама Ватикана с Собором и площадью Св. Петра. Справа Апостольский (Папский дворец). На иллюстрации обозначены самые знаменитые окна Ватикана, откуда обращается к пастве Папа Римский (Здесь Бенедикт XVI). Самое знаменитое из этих окон находится в Апостольском (Папском) дворце.

Каждое воскресенье Римский Папа в полдень по местному времени обращается к пастве из окна кабинета своего Апостольского дворца в Ватикане с молитвой «Ангелус» (Angelus Domini) и короткой проповедью на актуальные темы. Эта традиция прерывается лишь, если Папа находится в своей загородной резиденции под Римом, в Кастель Гандольфо (тогда церемония проходит там - в летнем Папском дворце), либо в поездке. В ходе Ангелуса любой желающий может увидеть Папу, если придет к окну его дворца, но лучше место занимать пораньше.

«Самое знаменитое окно в мире», как принято говорить об окне Апостольского (Папского) дворца в Ватикане (предпоследнее от правого края на последнем этаже корпуса Сикста V в Папском дворце), не единственное окно в Ватикане, откуда обращается Папа. По более торжественным случаям - на Рождество, например, Папа обращается с посланием Urbi et orbi («к городу и к миру») с балкона над входом в Собор Святого Петра. Также там же Папа появляется впервые перед публикой и после своего избрания.

Но, тем не менее, именно окно в частном кабинете Апостольского дворца ассоциируется во всем мире с обращениями Римских Пап. Перед началом обращения Римского Папы из окна Апостольсого дворца вывешивается Папский личный герб (Не путать с гербом Ватикана с ключами и короной, который не меняется. Личный герб разрабатывается только на период понтификата каждого Папы. У Иоанна Павла II - герб изображал латинскую букву М в честь Девы Марии, а у Папы Бенедикта XVI содержит, среди прочего, изображения медведя и мавра в память об его архиепископском гербе Мюнхена и Фрайзинга, где когда-то служил Папа).

Папа Бненедикт XVI в окне своих частных покоев Апостольского дворца («Ангелус», дек.

Папа Бненедикт XVI в окне своих частных покоев Апостольского дворца («Ангелус», дек. 2011; кадр с трансляции Ватиканского телецентра). Подробнее об этих покоях, о том как устроены Папские апартаменты, и действительно ли окно выходит на кабинет, см. в разделе «Папские апартаменты» этого обзора.

«Окно кабинета (Папского дворца) - самое знаменитое во всем мире. На него обращают взор миллионы и миллионы людей. Каждый день весь мир и Вселенская церковь вторгаются в личную жизнь Папы, с их надеждами и, прежде всего, с их скорбями, самыми разнообразными трагедиями и тревогами», - утверждает официальный ватиканский фильм «Град Ватикан».

В свою очередь сайт губернаторства Ватикан указывает, говоря о первом Папском дворце, располагавшемся на месте нынешней Апостольской резиденции (здесь и далее цитата по английской версии):

«Еще в середине IX века были сооружены небольшие укрепленные постройки, окружающие старую Базилику Святого Петра (т.е. первоначальную, Константинову, позднее как бы встроенную в новую, существующую поныне. Подробнее о Базилике Св. Петра см. на нашем сайте здесь. Прим. сайт) . Эти укрепленные постройки со стенами (вокруг Базилики) были построены по указанию Папы Льва IV (понтификат с 847 по 855 гг.), и их стали называть «львиный город».

Официальный ватиканский фильм указывает:

«Первоначальное ядро (будущего Папского Апостольского дворца) можно датировать периодом с XIII по XVII столетия»… (Но сначала расположенный здесь) дворец Папы Иннокентия III мало чем отличался от укрепленной башни. Ватиканский холм, на котором дворец был построен, в конечном счете, дал название всей этой зоне с ее дворцами…

(Ватиканский Папский дворец) - местожительство Пап Римских, начиная с 1376 года, после их возвращения из Авиньонской ссылки. До того, и, по крайней мере, вплоть до XII столетия, Римские Папы проживали в старинном дворце, построенном вблизи Базилики Святого Иоанна Латеранского, - Кафедрального собора Рима».

Латеран и Авиньон до Ватикана

От себя отметим, то Авиньонская ссылка - это период с 1309 по 1377 годы (с перерывом в 1367-1370 гг.), когда под давлением Франции Папы переехали из Рима в Авиньон (во французском Провансе). Несколько, сменявших друг друга Пап, правивших оттуда, были французами (за исключением одного).

Папство выкупило Авиньон, и позднее в этом городе был построен для Пап Апостольский дворец, сооруженный на основе старого епископского дворца. (Апостольский дворец в Авиньоне сохранился, но теперь Папы к нему не имеют отношения. Затем, хотя французский король Филипп IV Красивый, вынудивший Папу перебраться в Авиньон, правил только до 1314 года (когда он скончался в возрасте сорока семи лет), Папы оставались в Авиньоне еще более шестидесяти лет.

Все это время в Риме продолжал существовать Латеранский дворец. Этот дворец еще в 312 г. н.э. подарил епископам Рима, т.е. нынешним Папам император Константин.

Этот римский император, легализовавший христианство в империи и сам бывший поклонником этого культа, получил в свою очередь данный дворец, ранее принадлежавший знатному семейству Латеранов, после женитьбы.

Уже в 319 году император повел пристроить к Латеранскому дворцу огромную церковь Христа Спасителя (в X веке ее посвятили Иоанну Крестителю), и она стала называться Сан Джованни ин Латерана. Именно Латеранский дворец на протяжении десяти веков являлся главной резиденцией Римских Пап в Риме, в то время как базилика Сан Джованни ин Латерана являлась главной церковью.

В свою очередь, в то время Ватиканский холм представлял собой окраинную болотистую и нездоровую местность, регулярно затапливавшуюся рекой Тибр. Христиан первых десяти веков христианства Ватиканский холм интересовал только в связи с существовавшим там памятным местом, связанным с именем Апостола Петра, где на предполагаемом месте казни и захоронения Св. Петра упоминавшийся выше император Константин воздвиг базилику.

Заметим, что Латеранский дворец и Латеранская базилика находятся очень далеко от современного Ватикана - в противоположной стороне Рима, как они находились в стороне от центра Рима и во времена Римской империи. Ныне в благополучно сохранившемся Латеранском дворце размещается резиденция викария - наместника Папы в Римской епархии.

Также отметим, что в Новое время, офисом Пап, уже проживавших в Ватикане, служил Квиринальский дворец в Риме. Квиринальский дворец олицетворял власть Пап как глав Папского государства. Ныне это резиденция президентов Италии.

На изображении с трансляции Ватиканского телевидения виден парадный двор Апостольского дворца в Ватикане, известный как Дворик Св.

На изображении с трансляции Ватиканского телевидения виден парадный двор Апостольского дворца в Ватикане, известный как Дворик Св. Дамаса. Здесь мы видим дверь с козырьком (у которого стоят ватиканские служебные машины). Этим выходом Папа Римский пользуется, покидая на автомобиле Апостольский дворец и пределы Ватикана (Для выезда из дворика на ватиканские улицы существует проездная арка в фасаде, здесь она не видна). Дворик украшают круглые часы и скульптуры.

Дворик Св.

Дворик Св. Дамаса.

На изображении с трансляции Ватиканского телевидения: Дворик Св.

На изображении с трансляции Ватиканского телевидения: Дворик Св. Дамаса. Выстроилась Швейцарская гвардия и сотрудники Ватикана, провожая Папу Бенедикта XVI.

На изображении с трансляции Ватиканского телевидения виден Дворик Св.

На изображении с трансляции Ватиканского телевидения виден Дворик Св. Дамаса и справа от него Апостольский дворец. В левой части снимка виднеется вытянутое строение Сикстинской капеллы, а также часть Собора Св. Петра. На переднем плане - площадь Св. Петра со шпилевидным древнеегипетским обелиском в центре.

Картины хронологии развития

Апостольского (Папского) дворца в Ватикане

Папский дворец Иннокентия III (управлял церковью с 1198 по 1216 гг.

Папский дворец Иннокентия III (управлял церковью с 1198 по 1216 гг.) со старинного рисунка (кадр из фильма «Град Ватикан»). Дворец Иннокентия III стал ядром вокруг которого начал формироваться, перестраиваясь, комплекс существующей ныне Апостольской резиденции на Ватиканском холме.

Папа Николай V (возглавлял церковь с 1447 по 1454 годы) на фоне рисунка старой части Апостольского (Папского дворца) на Ватиканском холме (Кадр из фильма «Град Ватикан»).

Постройки Апостольского дворца времен Папы Николая V.

Постройки Апостольского дворца времен Папы Николая V. «При Николае V было добавлено новое крыло и укреплена центральная часть здания вокруг т.н. дворика Pappagallo. Извне дворец сохранил видимость средневековой крепости - суровой, компактной, с ее башнями, но внутри залы были украшены, согласно возрожденческому тосканскому вкусу, - рафинированному и утонченному», - отмечает фильм «Град Ватикан».

«(Папа) Николай V умер в 1455 году.

«(Папа) Николай V умер в 1455 году. Его интерес к культуре и архитектуре был подхвачен спустя несколько лет Сикстом IV, - Папой, который связал свое имя с началом строительства Апостольской библиотеки, но, прежде всего, Сикстинской капеллой, которая с того времени будет, по преимуществу Папской часовней», - отмечает фильм «Град Ватикан». Сикстинская капелла исторически относится к Папскому (Апостольскому дворцу), хотя ныне являются частью Ватиканских музеев, - ведомства управляемого губернаторством государства-града Ватикан. Тем не менее, Сикстинская капелла используется и для официальных мероприятий Римско-католической церкви. Здесь проходит конклав - выборы нового Папы. На кадре из официального фильма «Град Ватикан»: Сикстинская капелла вид с птичьего полета. В фильме отмечается, что несмотря на внутреннее великолепие, построенная при Сиксте IV в качестве Папской часовни, и являвшейся частью Апостольского дворца, изначально сохраняла и сохраняет снаружи черты типичного крепостного сооружения.

«В 1494 году Родриго Борджиа был выбран с именем Александра VI.

«В 1494 году Родриго Борджиа был выбран с именем Александра VI. Именно этот Папа доведет до завершения часть проекта Папского Апостольского дворца, начатого его предшественниками. Башня Борджиа остается одной и самых важных частей Апостольского дворца в XVI столетии. В этом здании Папа распорядился устроить его личные покои. Шесть комнат их составляющих имеют продолжение в том крыле Апостольского дворца, которое было построено при Николае V». На кадре из фильма «Град Ватикан» башня справа. Покои Борджиа ныне являются, как и все более старые постройки Апостольского дворца, частью Ватиканских музеев.

Донато Браманте по заданию Папы Юлия II (был Папой с 1503 по 1513 гг.

Донато Браманте по заданию Папы Юлия II (был Папой с 1503 по 1513 гг.) начертал план нового фасада восточной части Апостольского дворца. Кадр из фильма «Град Ватикан».

Фильм «Град Ватикан» указывает: «Именно Рафаэль, хотя он и не имел большого опыта в архитектуре, завершил воплощение восточного фасада Апостольского дворца после преждевременной кончины Браманте в 1514 году», Отметим что, после того, как Папы стали отходить от крепостной архитектуры во внешнем виде своего Апостольского дворца, именно окна-лоджии новых фасадов и галерей дворца стали зримым проявлением этого.

Фильм «Град Ватикан» указывает: «Именно Рафаэль, хотя он и не имел большого опыта в архитектуре, завершил воплощение восточного фасада Апостольского дворца после преждевременной кончины Браманте в 1514 году», Отметим что, после того, как Папы стали отходить от крепостной архитектуры во внешнем виде своего Апостольского дворца, именно окна-лоджии новых фасадов и галерей дворца стали зримым проявлением этого. Они же символизировали наступление т.н. эпохи Возрождения.

Окна-лоджии, выходящие во Дворик Св.

Окна-лоджии, выходящие во Дворик Св. Дамаса, ранее известный как Тайный сад Пап.Кадр из фильма «Град Ватикан».

«На восточной стороне (Апостольского дворца) Папа Сикст V в 1589-м году пожелал воздвигнуть строгий четырехугольный палаццо, спроектированный Доменико Фонтана, Этот дворец выступает как третье крыло к лоджиям к Браманте и Рафаэля», - отмечает официальный ватиканский фильм «Град Ватикан».

«На восточной стороне (Апостольского дворца) Папа Сикст V в 1589-м году пожелал воздвигнуть строгий четырехугольный палаццо, спроектированный Доменико Фонтана, Этот дворец выступает как третье крыло к лоджиям к Браманте и Рафаэля», - отмечает официальный ватиканский фильм «Град Ватикан». Здесь, на кадре из этого фильма, массивный дворец Сикста V (справа) - резиденция и квартира Папы в настоящее время. Он же часть большого комплекса Апостольского дворца.

Папы перезжают

на Ватиканский холм

Но вернемся к истории Апостольского (Папского дворца). Официальный ватиканский фильм говорит о его дальнейшей истории следующее:

«Папский, или Апостольский дворец, однако не является только резиденцией Святейшего отца. Он представляет целый комплекс зданий, построенный в разные эпохи, с залами и капеллами, изобилующими художественными богатствами.

Ныне большая часть дворца закрыта для посетителей. Помимо личных покоев Папы, она включает в себя различные учреждения, и государственный секретариат - самый важный орган управления Святейшего Престола.

Из первоначального ядра дворца Иннокентия III (управлял церковью с 1198 по 1216 гг. Прим. сайт) получили развития другие здания по воле Папы Николая III (управлял церковью в 1277-1280 гг.), но, прежде всего, Николая V (Николая V (Парентучелли) - папы - гуманиста, который возглавлял церковь с 1447 по 1454 год. Так характеризует этого Папу в другой части упомянутое ватиканское издание - фильм «Град Ватикан»).

Это при его понтификате начались работы, которые в истории Папского дворца занимают целую главу из истории возрождения…

Было добавлено новое крыло и укреплена центральная часть здания вокруг т.н. дворика Pappagallo. Извне дворец сохранил видимость средневековой крепости - суровой, компактной, с ее башнями, но внутри залы были украшены, согласно возрожденческому тосканскому вкусу, - рафинированному и утонченному.

Микеланджело

и Папский (Апостольский) дворец

(Папа) Николай V умер в 1455 году. Его интерес к культуре и архитектуре был подхвачен спустя несколько лет Сикстом IV, - Папой, который связал свое имя с началом строительства Апостольской библиотеки, но, прежде всего, Сикстинской капеллой, которая с того времени будет, по преимуществу Папской часовней.

Структура этого здания отражает постоянную заботу Римских Пап, как лучше защитить свою резиденцию. В самом деле, извне капелла кажется расширенной и укрепленной башней.

Суровости внешнего облика здания составляет контраст его интерьер, где находятся самые прекрасные фрески итальянского Ренессанса. В 1508 году Папа Юлий II делла Ровере призвал Микеланджело в Рим, чтобы реставрировать и покрыть фресками потолок капеллы, уже значительно поврежденный.

(Спустя несколько десятилетий) Папа Павел III (был Папой в 1534 -1549 гг. Прим. сайт) поручил Микеланджело, уже приближавшемуся к концу своей долгой жизни, расписать также стены т.н. Павловой капеллы (Росписи в этой капелле (Pauline Chapel) являются ныне менее известным трудом для этого Папы, осуществленным Микеланджело. Их затмила прославленная фреска «Страшный суд» в Сикстинской капелле - самая известная работа позднего Микеланджело, выполненная по поручению Павла III. Фреской «Страшный суд» Микеланджело дополнил другую свою живописную работу в Сикстинской капелле, о которой уже упоминалось - расписанный по поручению Папы Юлия II потолок этого помещения. Прим. сайт).

Павлова капелла была построена по проекту Антонио да Сангалло мл. (Фрески Микеланджело в Павловой капелле заменили роспись Фра Анджелико, написанную столетием ранее. Отметим, что росписи Фра Анджелико уцелели в Папском дворце только в упомянутой выше частной капелле Николая V. Также отметим, что и фреска «Страшный суд» заменила в Сикстинской капелле более старые фрески других мастеров. Прим. сайт).

Папа, про которого не хотели вспоминать,

или благодаря чему были написаны станцы Рафаэля

На иллюстрации: На полотне Пинтуриккио «Воскресенье» в комнате, называемой Станца тайн и веры, персонаж коленопреклоненный в молитве перед воскресшим Христом - это Папа Александр VI.

На иллюстрации: На полотне Пинтуриккио «Воскресенье» в комнате, называемой Станца тайн и веры, персонаж коленопреклоненный в молитве перед воскресшим Христом - это Папа Александр VI. Папа с неоднозначной репутацией.

Прежде, чем продолжить цитирование ватиканского первоисточника - фильм «Град Ватикан», немного поговорим о Папе Александре VI, который имеет в истории репутацию человека с неподобающим для Папы поведением.

Надо сказать, что этот Папа отличался большой прозорливостью, заботой о безопасности своих подданных и дипломатическими талантами. В своей деятельности и на посту кардинала, и на Папском престоле Александр VI всегда ставил выше всего эффективное управление. При этом серьезные издания, хотя и, возможно, симпатизирующие Папству, обычно не принимают всерьез легенды о покупке этим человеком голосов на выборах, и позволивших стать ему Папой.

Но, несмотря на все вышеперечисленное, этот Папа, в целом, заслужил неоднозначную репутацию. Главным образом потому, что в период своего понтификата продвигал во власти своих незаконнорожденных детей, а на протяжении жизни имел связь с множеством любовниц. Как бы то ни было, Папа Александр VI сыграл важнейшую роль в преумножении ватиканских культурных богатств и обустройстве Апостольского дворца. Вот что писал об этом Папе Сайрус Шахрад в своей книге «Тайны Ватикана» (2007 г., 2008 году вышла и на русском):

«Ничто не препятствует посетителям бродить по некоторым старым папским апартаментам. Те, что ранее принадлежали Юлию II, образуют одну из самых посещаемых частей (Ватиканского) музея, великолепно украшенную росписями Рафаэля. Покои деспотичного Папы Александра VI (в миру Борджа) порождают бесконечные толки. На фресках (работа Пинтуриккио) использована сложная система религиозной иконографии, чтобы подчеркнуть якобы Божественное происхождение самих Борджа.

Затяжной период правления Александра VI был настолько пронизан тлетворным духом, что его преемник, Юлий II, наотрез отказался занять апартаменты «этого негодяя», а глубоко религиозный Александр VII убрал одну фреску, оскорблявшую его чувство. Фреску недавно нашли. На ней изображен Папа на коленях перед Мадонной, а моделью, судя по всему, послужила его любовница Джулия Фарнезе. Рукой Папа прикасается к ножке младенца, который вполне мог быть списан с одного из его незаконнорожденных детей».

На стоп-кадре из фильма «Град Ватикан» показана фреска «Диспут Святой Екатерины Александрийской» в Зале Святых из Покоев Борджиа Апостольского дорца.

На стоп-кадре из фильма «Град Ватикан» показана фреска «Диспут Святой Екатерины Александрийской» в Зале Святых из Покоев Борджиа Апостольского дорца. На фреске в образе императора Максимилиана изображен сын Папы Александра VI Чезаре Борджиа и дочь Папы Лукреция в образе Святой Екатерины Александрийской. Брат и сестра были фактическим соправителями Папского государства при Папе Александре VI.

Официальный ватиканский фильм не так категоричен относительно Папы Борджиа. Хотя и отмечает факт того, что этого Папу не очень любили его преемники, а также упоминает о фресках в Апостольском (Папском) дворце изображающих незаконорожденных детей Папы, но не указывает прямо, что это дети Папы:

«В 1494 году Родриго Борджиа был выбран с именем Александра VI. Именно этот Папа доведет до завершения часть проекта Папского Апостольского дворца, начатого его предшественниками. Башня Борджиа остается одной и самых важных частей Апостольского дворца в XVI столетии.

В этом здании Папа распорядился устроить его личные покои. Шесть комнат их составляющих имеют продолжение в том крыле Апостольского дворца, которое было построено при Николае V. Пинтуриккио, - известному художнику из области Умбрия, было поручено украшение комнат - станц (Слово stanze и значит комната. Прим. сайт). В этих произведениях художник раскрыл свои большие технические возможности, умело комбинируя позолоченные лепные украшение с темперой (вид красок)… На одной из фресок («Воскресенье») сам Папа (Александр VI)…

Достаточно распространенная в ту эпоху (Средневековья) идея представлять персонажей, делая их похожих на современников, явственна также на фреске «Диспут Святой Екатерины Александрийской» в так называемом Зале Святых. На фреске император Максимилиан - портрет Чезаре Борджиа (сын Папы Александра VI и фактический глава курии в то время. Прим. сайт). Тогда как Святая Екатерина наделена портретным сходством с его сестрой Лукрецией. Слева от трона представлены архитектор Антонио да Сангалла ст. и сам Пинтуриккио.

Александр VI умер в 1503 году. После Пия III, бывшим Папой всего лишь 26 дней, был избран Папа Юлий II делла Ровере,- племянник Сикста IV. Десять лет его понтификата следует рассматривать как апогей расцвета возрожденческого искусства в Ватикане.

Донато Браманте был архитектором, который начал воплощать в жизнь проекты Папы. За короткое время начались работы по разрушению античной Константиновой Базилики, чтобы заменить ее другой, которая должна была превзойти по величине и великолепию первую. Работали над созданием внутреннего дворика Бельведера. Тогда как для Апостольского дворца проектировался новый впечатляющий фасад. Амбициозные проекты были осуществлены только частично, но отталкиваясь именно от тех идей смогли придавать зданиям Ватикана ту форму, в какой они существуют и по сей день.

Воспоминания о своем предшественнике Александре VI, которого Юлий II не весьма почитал, побудили Папу решиться на изменение комнат своих личных покоев. Он выбрал некоторые залы, расположенные как раз над покоями Борджиа, и чтобы украсить их фресками пригласил в Рим в 1508 году молодого Рафаэля, которому едва исполнилось 25 лет. Роспись была произведена в четырех залах, известных сегодня как станцы (комнаты) Рафаэля. (Ряд комнат было расписано Рафаэлем собственноручно, а ряд под его руководством учениками. При. сайт)… Четвертая комната станцев, посвященная императору Константину, была расписана после смерти Рафаэля.

«Герцогский зал» Апостольского дворца с аркой Бернини, изображающей купидонов.

«Герцогский зал» Апостольского дворца с аркой Бернини, изображающей купидонов. Кадр и из фильма «Град Ватикан».

Лоджии в северной части Апостольского дворца, сооруженные при Папе Григории XIII.

Лоджии в северной части Апостольского дворца, сооруженные при Папе Григории XIII. Кадр из фильма «Град Ватикан».

От Юлия II до Сикста V

Новым фасадом Папского дворца, обращенного к Риму, т.е. с восточным крылом Папа Юлий (Имеется Юлий II, напомним, был Папой с 1503 по 1513 гг. Прим. Portalosrtanah.ru) пожелал превратить сумрачный средневековый замок в блистательную возрожденческую резиденцию. Крайне оригинальным образом (архитектор) Браманте сделал основанием трех уровней новых просторных лоджий и более высоких арок основной массив древней постройки. Работа была завершена Рафаэлем…

Донате Браманте начертал план нового фасада восточной части Апостольского дворца. Но именно Рафаэль, хотя он и не имел большого опыта в архитектуре, завершил его воплощение после преждевременной кончины великого архитектора в 1514 году.

Сооружение с лоджиями примыкает к т.н. называемого Тайному саду Пап, которое впоследствии будет именоваться двориком Св. Дамаса.

После завершения лоджий Рафаэль и его ученики расписали их циклами фресок, иллюстрирующими сценами из Ветхого Завета. Эти циклы фресок известны как Библии Рафаэля.

После смерти Юлия II Папой был избран Лев X. (Этот) Папа Медичи продолжал амбициозный проект своего предшественника. С этого времени все пристройки к Папскому дворцу развивались вокруг дворика Св. Дамаса, (включая) и те здания, которые впоследствии были построены по желанию Пап Григория XIII и Сикста V». (А также и преемника Льва X - Папы Климента VII Прим. Portalosrtanah.ru).

Отметим, что Папы Климент VII и Григорий XIII вошли в историю развития Апостольского (Папского) дворца, главным образом, как Папы, построившие новые залы в уже существовавших помещениях Апостольского дворца.

При Папе Клименте VII из рода Медичи (упр. Церковью в 1523-1534 гг). в средневековой части Апостольского дворца архитектором Антонио Сангалла мл., одновременно с «Залом церемоний», был спроектирован и сооружен т.н. «Герцогский зал». «Герцогский зал» примыкает к «Залу церемоний», ныне служащему своеобразной передней Сикстинской капеллы. (Отметим, что в росписи «Зала церемоний» с фресками о политическом главенстве Пап в христианском мире участвовал небезызвестный Джорджо Вазари, - современник Микеланджело, также художник и скульптор, прославившийся жизнеописаниями о Микеланджело). Спустя несколько десятилетий, в 1556 году Бернини соединил «Герцогский зал», ранее состоящий из двух полупомещений, аркой с купидонами.

Папа Григорий XIII (управлял церковью в 1572 - 1585 гг.) также перестроил несколько залов в средневековой части Апостольского дворца. Среди залов, где были при Григории III изменены росписи: Старый зал швейцарцев» (При Юлии II примыкал к покоям этого Папы) и «Зал Светотени». Также Папа построил для приема гостей четыре т.н. «Огненных зала» - «фокони». Они были названы так потому, что там находились огромные жаровни для обогрева. Из второго огненного Зала можно пройти в часовню Матери Искупительницы, прежде называемой капелла Матильды, в честь графини, которая в XI столетии поддерживала власть Папы против власти императора, а затем оставила Церкви все свое состояние. Также при Григории XIII, который увлекался географией и астрономией, был сооружен «Зал Болоньи». В зале, названном честь родного города Папы, доминируют фрески в виде географических карт, в частности план города Болонья во всю стену.

На следующей странице: Подробнее о квартире Папы сегодня во дворце Сикста V, а также план Апостольского (Папского) дворца и прилегающих зданий .

Ватикан — карликовое государство-анклав (самое маленькое официально признанное государство в мире) внутри территории Рима, ассоциированное с Италией. Статус Ватикана в международном праве — вспомогательная суверенная территория Святого Престола, резиденции высшего духовного руководства римско-католической церкви.
Несмотря на то, что наша группа была заранее записана на этот день, пришлось постоять немного в очереди в ворота.

Прошли металлоискатели и контроль и оказались внутри.

Сфера внутри сферы (Sfera con sfera) - современная бронзовая скульптура итальянского скульптора Арнальдо Помодоро:

Мы вошли в Музей Пио-Клементино — один из музеев Ватикана во дворце Бельведер. Музей основан по поручению папы Климента XIV (1769—1774 года) и Пия VI (1775—1799 года) с целью хранения известных греческих и римских произведений искусства.

Мы оказались во внутреннем дворике дворца:

При папе Юлии II квадратный внутренний дворик назывался итал. Cortile delle Statue: в нём среди апельсиновых деревьев располагались античные статуи. В 1775 году М. Симонетти, осуществлявший реконструкцию дворца по заказу папы Пия VI, перестроил его в октагональный (итал. Cortile Ottagono). В 1803 году в четырёх углах дворика были устроены отделённые аркадами четыре ниши:

1. Ниша Лаокоона. Мраморная группа «Лаокоон и сыновья»: (начало I века н. э., 184 см.) возможно находилась во дворце императора Тита на Палатине. 14 января 1506 г. фрагменты группы были найдены в Риме на территории Золотого дома Нерона и отреставрированы Микеланджело, который заменил отсутствующую правую руку. Плиний Старший пишет в «Naturalis historia», что это работа родосских скульпторов Агесандра, Полидора и Афинодора. До сих пор точно не известно, была ли группа копией греческого бронзового оригинала (II век до н. э.) из Пергама.

2. Ниша Аполлона. Аполлон Бельведерский: одна из самых знаменитых статуй Ватикана находится в коллекции музея с 1509 года. Мраморная римская копия 130—140 годов н. э. с бронзового оригинала афинского скульптора Леохара.
Тут что-то ремонтировали и рядом с Аполлоном притулился совсем не Аполлон:

3. Ниша Кановы и 4. Ниша Гермеса, их я не успела сфотографировать.
Зато сфотографировала стоящую в одной из ниш дворика статую Венеры Счастливой (Venus Felix). Скульптура сделана в 170 г. Она имеет портретное сходство с Фаустиной Младшей, дочерью императора Антонина Пия и Фаустины Старшей, женой императора Марка Аврелия:

Зал муз создан в 1782 году М. Симонетти. Его украшают шестнадцать колонн из каррарского мрамора. В Зале муз (итал. Sala delle Muse) находятся мраморные статуи Аполлона и девяти муз (копии с греческих бронзовых оригиналов, III век до н. э.), найденные при раскопках римской виллы при Тиволи в 1775 году, а также гермы римской работы с изображениями греческих философов. В центре зала находится Бельведерский торс (I в. до н. э.). Возможно это изображение Геракла, сидящего на звериной шкуре. На постаменте написано: «работы Аполлония, сына Нестора из Афин».
Кстати, экскурсовод сказала, что Микеланджело так впечатлился этим торсом, что именно с него написал Иисуса на алтарной стене Сикстинской капеллы. Там действительно сразу бросается в глаза, что Иисус как-то очень сильно накачан и стоит в странной позе.

Потолок расписан фресками кисти Томмазо Конка, изображающими Аполлона и Муз в компании величайших поэтов древности — Гомера, Эсхила, Пиндара, Виргилия, Тассо и Ариосто, которые продолжают сюжетную линию классических скульптур, расставленных вдоль стен Зала:

Зал Ротонда (итал. Sala Rotonda) построен Микеланджело Симонетти в 1780—1782 гг. в соответствии с идеалами классицизма XVIII в. В центре зала находится огромная монолитная порфировая чаша (13 м в периметре) из Золотого дома императора Нерона:

В нишах установлены 18 статуй и бюстов римских и греческих богов и героев, среди них:
Статуя Антиноя, любимца императора Адриана в облике бога Диониса-Осириса:

Статуя Геркулеса из позолоченной бронзы (II век, найдена близ театра Помпея) — единственная позолоченная статуя, сохранившаяся со времён античности:

Беломраморная статуя императора Клавдия в облике Юпитера, увенчанного венком из дубовых листьев:

Галерея статуй (итал. Galleria delle Statue) изначально являлась летним павильоном дворца папы Иннокентия VIII, украшенного в XV веке фресками Андреа Мантеньи и Пинтуриккьо, во второй половине XVIII века переделана в галерею статуй. Здесь находятся римские статуи, а также копии греческих оригиналов классического периода (V—IV веков):

Потолки тоже просто потрясающие:

Зал колесницы, созданный в годы понтификата папы Пия VI (1775-1799), получил своё название от хранящейся в нём мраморной римской колесницы I в. до н.э., реставрированной в 1788 году скульптором Францони (колёса и одна из двух лошадей):

В центре кабинета Апоксиомена стоит превосходная римская копия статуи атлета «Апоксиомена» с оригинала работы Лисиппа (IV в. до н.э.):

Галерея гобеленов создана по первоначальным рисункам известного мастера кисти Санти Рафаэля. Всю серию гобеленов создавали в лучшей мастерской того времени — мастерской Питера Ян Алеста в Брюсселе (с 1517 по 1521 гг.):

Галерея географических карт возникла в 1578—1580 годах, для чего западное крыло Бельведера было увеличено на один этаж под руководством архитектора Папского дворца (с 1577 года) Оттавиано Маскерино (итал. Ottaviano Mascherino). Галерея представляет собой коридор длиной 120 м и шириной 6 м. Она расписана 40 географическими картами с изображением бывших владений Католической церкви и важнейших регионов Италии в эпоху папы Григория XIII.

На некоторых картах показаны виды отдельных городов, островов и владений церкви. Здесь также представлены карта Авиньона (Франция), в прошлом резиденция пап, а также карты Сицилии, Сардинии и Корсики, которые в то время контролировались Испанией, сцены осады Мальты, сражения при Лепанто и крупномасштабные карты морских республик Генуи и Венеции.

Зал разделён на 17 частей, карты расположены с севера на юг; потолок украшен изображениями из жизни апостолов, Иоанна Крестителя, Св. Бенедикта, Св. Бернара, Петра Дамиани, пап Сильвестра I, Целестина V, а также 24 сценами из Ветхого Завета и пейзажами, аллегориями и арабесками.

Затем нас отвели в Сикстинскую капеллу. Сикстинская капелла (лат. Sacellum Sixtinum; итал. Cappella Sistina) — бывшая домовая церковь в Ватикане. Построена в 1473—1481 годах архитектором Джордже де Дольчи, по заказу папы римского Сикста IV, откуда и произошло название.
В Сикстинской капелле нельзя не только фотографировать, но даже разговаривать. Но выложу тут фото из Сети, а то со временем забуду, что там была:

Роспись потолка Сикстинской капеллы представляет собой известнейший цикл фресок Микеланджело, созданный в 1508—1512 годах и считающийся одним из признанных шедевров искусства Высокого Возрождения. Сложнейшую задачу, поставленную перед ним папой Юлием II — Микеланджело, называвшему себя скульптором, а не живописцем, не приходилось ещё осуществлять столь масштабную работу в технике фрески, — мастер выполнил в рекордные сроки.

«Страшный суд» (итал. Giudizio universale, букв. «Последний суд» или «Последний приговор») — фреска Микеланджело на алтарной стене Сикстинской капеллы. Художник работал над фреской четыре года — с 1537 по 1541. Микеланджело вернулся в Сикстинскую капеллу двадцать пять лет спустя после того, как завершил роспись её потолка. Масштабная фреска занимает всю стену позади алтаря Сикстинской капеллы. Темой её стало второе пришествие Христа и апокалипсис. «Страшный суд» считается произведением, завершившим в искусстве эпоху Возрождения, которой сам Микеланджело отдал дань в росписи потолка и сводов Сикстинской капеллы, и открывшим новый период разочарования в философии антропоцентрического гуманизма.

Красота фресок конечно просто нереальная, там бы побыть подольше, рассматривая каждую стену. Но это невозможно, толпа огромная, даже страшно было потерять свою группу. Постояв разинув рот минут пятнадцать, мы вышли, и здесь уже можно было фотографировать:

Вышли на улицу и пошли в Собор Святого Петра, его покажу следующим постом.

Ватиканские дворцы, предназначенные для расположения папской резиденции, представляют собой великолепие памятных комплексов итальянской архитектуры. Их строительство берет свое начало в XIV веке. Изначально резиденции для пап находились в Латеране и Авиньоне, однако, Григорий XI отдал предпочтение Ватикану, а его преемники этот выбор поддержали, продолжая благоустраивать территорию комплекса: в XV веке для соединения папского дворца с замком Сант-Анжело был построен специальный переход, а при папе Николае V строительство дворцов приобрело особый размах.

Нельзя не заметить красоту квадратного здания, в центре которого расположен Двор Паппагалло, в создании которого принимали непосредственное участие всемирно известные скульпторы – Бернардо Росселлино и Леон Баттиста Альберти. А незабываемые фрески великого мастера Фра Анжелико являются достойным украшением капеллы Никколина.

Основой для возведения Сикстинской капеллы, являющейся произведением искусства известного итальянского архитектора Джованни де Дольчи, послужила Палатинская капелла.

Небольшой по размеру дворец Палаццето, славившийся своей коллекцией картин, написанных рукой самого Андреа Мантенья (которые позднее были утрачены), располагался на вершине бельведерских садов и был предназначен для папы Иннокентия VIII.

Обоснование Александра VI в стенах дворца, ранее предназначенного Николаю V, не прошло бесследно, т.к. работы по расширению папских дворцов возобновились. Именно в этот период времени была возведена башня Борджиа, получившей свое название в честь имени того рода, к которому относился папа. Однако самыми масштабными преобразованиями в возведении папских дворцов принято считать те, которые были предприняты папой Юлием II, вкладывавшим в строительство собственные средства. Благодаря таким преобразованиям существует Двор Бельведера, вид на который закрыт нишей Пирро Лагирио, достойно заменившей эскадру, выполненную Браманте (по совместительству являвшегося автором проэкта Лоджий Двора Сан Дамазо, украшенного фресками Рафаэля). Эти преобразования позволили лицевой части папского дворца быть обращенной в сторону площади Святого Петра. Во времена правления Юлия II известный художник Микеланджело выполнил множество фресок для обустройства Сикстинской капеллы, а Рафаэль – выполнил роспись парадных комнат.

Во время систематических разграблений, имевших место в Риме, процесс реконструкции комплекса был приостановлен до момента правления папы Павла III, который доверил возведение Капеллы Паолина архитектору Антонио да Сангалло Младшему. Микеланджело, работавший над созданием фресок для Сикстинской Капеллы, параллельно взял в работу роспись стен Паолина.

Важную роль в создании современной папской резиденции сыграл барокко и труд Доменико фонтана. Строительство известной лестницы Реджа и Залов Паолины началось при Урбане VIII, занимавшего XVII веке должность папы.

В XVIII начинает расцветать искусство и один за другим начинают возникать музеи - Музео Сакро, где представлено церковное искусство, Музео Профано – Музей светского искусства, Музей Пио-Клементино, являющийся результатом творческой деятельности тандема Микеланджело Симонетти и Джузеппе Кампорезе, а также Музей Кьярамонти, созданный под руководством Антонио Кановы. Браччо Нуово – проэкт Рафаэля Штерна.

Залы для аудиенций располагаются на третьем этаже дворца, среди них Климентинский зал , Зал консисторий, Большой и Малый тронные залы, папская библиотека (кабинет Папы и помещение для частных аудиенций). На четвертом этаже находятся помещения папского секретариата. Во дворце более 1000 помещений, имеющих мировую известность благодаря находящимся в них величайшим произведениям искусства: Сикстинская капелла и её знаменитые фрески потолка, выполненные Микеланджело (восстановленные в 1980-1990 гг.) и Станцы Рафаэля .

До переноса столицы Италии в Рим в г. летней резиденцией папы служил Квиринальский дворец . Другая папская резиденция находится в Латеранском дворце , а в городке Кастель-Гандольфо располагается загородная летняя резиденция.

История постройки

О начале постройки Ватиканского дворца нет точных сведений: одни приписывают её Константину Великому , другие относят первоначальную постройку ко времени папы Симмаха (VI в.). Достоверно только то, что во время приезда Карла Великого в Рим для коронования, резиденциею папы Льва III служил дворец на Ватиканском холме; но затем дворец был запущен, и резиденция папы перенесена в Латеранский дворец . Только со времени возвращения пап из Авиньона (1377) Ватикан становится постоянной папской резиденцией и расширяется целым рядом грандиозных пристроек.

Южная (старейшая) часть дворца

Главный вход находится со стороны правого крыла колоннады св. Петра , близ конной статуи Константина Великого. Главная лестница (scala Regia) с великолепной ионической колоннадой (построена при Урбане VIII), ведет в Царскую залу (Sala Regia), служащую вестибюлем для Сикстинской и Паулинской капелл. Sala Regia украшена прекрасными фресками Вазари , Саммакини , братьев Цуккеро , Сальвиати и Сиккиоланте .

Паулинская капелла замечательна двумя фресками Микеланджело: «Обращение апостола Павла» и «Распятие ап. Петра», значительно пострадавшими от копоти восковых свечей. Во время Пасхи здесь совершается богослужение. Во втором этаже находятся знаменитые ложи Рафаэля и 4 залы, так называемые Станцы Рафаэля , которые Рафаэль с своими учениками расписал по поручению пап Юлия II и Льва Χ (1508-20). Зала Константина ведет в Sala de Chiroscuri (зало светотеней), откуда выходят с одной стороны в капеллу San Lorenzo, с фресками Фра Ангелико , а с другой - в галерею Лож. Но главный путь в Ложи идет из двора св. Дамаза по великолепной лестнице из 118 ступеней, построенной при папе Пие IX.

В XIX веке в 5-и залах третьего этажа, позади лож Рафаэля, была расположена Ватиканская картинная галерея, которая заключала небольшое число картин, являющихся лучшими произведениями великих мастеров. Затем 19 марта 1908 года в одном из крыльев Бельведерского дворца была открыта Ватиканская пинакотека , для которой в 1932 году было построено новое здание по заказу папы Пия XI.

Собственные апартаменты папы и зала аудиенций расположены вокруг двора св. Дамаза, со стороны храма св. Петра.

Бельведерский дворец


Бельведерский дворец занят Музеем Пия-Климента . В музей ведут два вестибюля: четырехугольный, со знаменитым бельведерским торсом Геркулеса, и круглый, откуда открывается вид на панораму города Рима. Рядом с круглым вестибюлем - зала Мелеагра, где выставлена статуя этого мифического охотника. Из круглого вестибюля входят в восьмиугольный внутренний двор, окруженный портиком, поддерживаемым 16 гранитными колоннами. Под портиком расставлены саркофаги, алтари, купели, барельефы - все почти замечательной античной работы. В четырехугольных нишах красуются всемирно известные статуи: Аполлон Бельведерский , Лаокоон и его сыновья , Гермес Бельведерский и Персей Кановы .

Из этого двора вступают в галерею Статуй, где между другими произведениями находятся Аполлон Савроктонский и Купидон Праксителя, Спящая Ариадна. Отсюда через залу Зверей (т. назв. по коллекции замечательно исполненных скульптурных фигур животных) вступают в залу Муз, восьмиугольную, поддерживаемую 16 колоннами из каррарского мрамора, с античными статуями Аполлона Массагетского и муз, найденных в Тиволи. Зала Муз ведет в Круглую залу, с куполом на 10 мраморных колоннах, с полом из античной мозаики, найденной в Отриколи. В этой зале находятся бассейн из красного порфира, единственный в своем роде по величине и красоте, статуи Антиноя, Цереры, Юноны, Геркулеса и др. К югу от этой залы расположена зала Греческого креста, так называемая по своей форме; здесь находятся саркофаги из красного порфира св. Елены и Констанции.

Отсюда выходят на внутреннюю главную лестницу музея, построенную Симонети и украшенную 30 колоннами из красного гранита и двумя из черного порфира. Эта же лестница ведет в Египетский музей , основанный Пием VII, и во 2-й этаж, где находится галерея Канделябр и Этрусский музей , основанный Григорием XVI и занимающий 13 зал, с богатейшим собранием древнеиталийских древностей.

Лестница музея выводит в сад della Pigna. В торцовой стене дворца устроена полукруглая ниша (архитектор Пирро Лигорио , 1560 г.) с бронзовым римским фонтана в форме шишки (итал. Pigna ) I в., давшем название всему саду.

Галереи Браманте и Браччо-Нуово

Северный конец восточной галереи Браманте и галерею Браччо-Нуово занимает музей Кьярамонти . Каждая сторона первой галереи разделена на 30 отделений, обставленных замечательным собранием статуй, бюстов и барельефов (Тиберий, Юлий Цезарь, Сон, Силен и др.; бюсты: Цицерона, Мария, Сципиона Африканского и др.). В галерее Браччио-Нуово статуи: Августа, Клавдия, Тита, Еврипида, Демосфена, Минервы и др.; бюсты: Марка Антония, Лепида, Адриана, Траяна и др. От галереи Киарамонте на юг, отделяясь одной решеткой, расположен музей Надписей (более 3000 памятников), основанный папой Пием VII.

В западной галерее Браманте помещаются следующие музеи и залы: 1) Музей светских предметов - собрание античной утвари из разных металлов, бронзовых статуэток идолов, драгоценных камней и резьбы на слоновой кости. 2) Музей священных предметов - собрание древней церковной утвари, найденной в катакомбах и др. 3) Кабинет папирусов. 4) Зала альдобрандинской свадьбы. 5) Зала византийских художников, в которой Григорий XVI поместил собрание картин от XIII и XIV вв. 6) Нумизматический кабинет.

Галерея Арацци во втором этаже западной галереи Браманте заключает в себе драгоценное собрание ковров, исполненных по картонам Рафаэля и изображающих деяния святых апостолов.

См. также

Напишите отзыв о статье "Апостольский дворец"

Примечания

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Владимир Седов. , 2006.

Отрывок, характеризующий Апостольский дворец

– Вот, покушайте, барин, – сказал он, опять возвращаясь к прежнему почтительному тону и развертывая и подавая Пьеру несколько печеных картошек. – В обеде похлебка была. А картошки важнеющие!
Пьер не ел целый день, и запах картофеля показался ему необыкновенно приятным. Он поблагодарил солдата и стал есть.
– Что ж, так то? – улыбаясь, сказал солдат и взял одну из картошек. – А ты вот как. – Он достал опять складной ножик, разрезал на своей ладони картошку на равные две половины, посыпал соли из тряпки и поднес Пьеру.
– Картошки важнеющие, – повторил он. – Ты покушай вот так то.
Пьеру казалось, что он никогда не ел кушанья вкуснее этого.
– Нет, мне все ничего, – сказал Пьер, – но за что они расстреляли этих несчастных!.. Последний лет двадцати.
– Тц, тц… – сказал маленький человек. – Греха то, греха то… – быстро прибавил он, и, как будто слова его всегда были готовы во рту его и нечаянно вылетали из него, он продолжал: – Что ж это, барин, вы так в Москве то остались?
– Я не думал, что они так скоро придут. Я нечаянно остался, – сказал Пьер.
– Да как же они взяли тебя, соколик, из дома твоего?
– Нет, я пошел на пожар, и тут они схватили меня, судили за поджигателя.
– Где суд, там и неправда, – вставил маленький человек.
– А ты давно здесь? – спросил Пьер, дожевывая последнюю картошку.
– Я то? В то воскресенье меня взяли из гошпиталя в Москве.
– Ты кто же, солдат?
– Солдаты Апшеронского полка. От лихорадки умирал. Нам и не сказали ничего. Наших человек двадцать лежало. И не думали, не гадали.
– Что ж, тебе скучно здесь? – спросил Пьер.
– Как не скучно, соколик. Меня Платоном звать; Каратаевы прозвище, – прибавил он, видимо, с тем, чтобы облегчить Пьеру обращение к нему. – Соколиком на службе прозвали. Как не скучать, соколик! Москва, она городам мать. Как не скучать на это смотреть. Да червь капусту гложе, а сам прежде того пропадае: так то старички говаривали, – прибавил он быстро.
– Как, как это ты сказал? – спросил Пьер.
– Я то? – спросил Каратаев. – Я говорю: не нашим умом, а божьим судом, – сказал он, думая, что повторяет сказанное. И тотчас же продолжал: – Как же у вас, барин, и вотчины есть? И дом есть? Стало быть, полная чаша! И хозяйка есть? А старики родители живы? – спрашивал он, и хотя Пьер не видел в темноте, но чувствовал, что у солдата морщились губы сдержанною улыбкой ласки в то время, как он спрашивал это. Он, видимо, был огорчен тем, что у Пьера не было родителей, в особенности матери.
– Жена для совета, теща для привета, а нет милей родной матушки! – сказал он. – Ну, а детки есть? – продолжал он спрашивать. Отрицательный ответ Пьера опять, видимо, огорчил его, и он поспешил прибавить: – Что ж, люди молодые, еще даст бог, будут. Только бы в совете жить…
– Да теперь все равно, – невольно сказал Пьер.
– Эх, милый человек ты, – возразил Платон. – От сумы да от тюрьмы никогда не отказывайся. – Он уселся получше, прокашлялся, видимо приготовляясь к длинному рассказу. – Так то, друг мой любезный, жил я еще дома, – начал он. – Вотчина у нас богатая, земли много, хорошо живут мужики, и наш дом, слава тебе богу. Сам сем батюшка косить выходил. Жили хорошо. Христьяне настоящие были. Случилось… – И Платон Каратаев рассказал длинную историю о том, как он поехал в чужую рощу за лесом и попался сторожу, как его секли, судили и отдали ь солдаты. – Что ж соколик, – говорил он изменяющимся от улыбки голосом, – думали горе, ан радость! Брату бы идти, кабы не мой грех. А у брата меньшого сам пят ребят, – а у меня, гляди, одна солдатка осталась. Была девочка, да еще до солдатства бог прибрал. Пришел я на побывку, скажу я тебе. Гляжу – лучше прежнего живут. Животов полон двор, бабы дома, два брата на заработках. Один Михайло, меньшой, дома. Батюшка и говорит: «Мне, говорит, все детки равны: какой палец ни укуси, все больно. А кабы не Платона тогда забрили, Михайле бы идти». Позвал нас всех – веришь – поставил перед образа. Михайло, говорит, поди сюда, кланяйся ему в ноги, и ты, баба, кланяйся, и внучата кланяйтесь. Поняли? говорит. Так то, друг мой любезный. Рок головы ищет. А мы всё судим: то не хорошо, то не ладно. Наше счастье, дружок, как вода в бредне: тянешь – надулось, а вытащишь – ничего нету. Так то. – И Платон пересел на своей соломе.
Помолчав несколько времени, Платон встал.
– Что ж, я чай, спать хочешь? – сказал он и быстро начал креститься, приговаривая:
– Господи, Иисус Христос, Никола угодник, Фрола и Лавра, господи Иисус Христос, Никола угодник! Фрола и Лавра, господи Иисус Христос – помилуй и спаси нас! – заключил он, поклонился в землю, встал и, вздохнув, сел на свою солому. – Вот так то. Положи, боже, камушком, подними калачиком, – проговорил он и лег, натягивая на себя шинель.
– Какую это ты молитву читал? – спросил Пьер.
– Ась? – проговорил Платон (он уже было заснул). – Читал что? Богу молился. А ты рази не молишься?
– Нет, и я молюсь, – сказал Пьер. – Но что ты говорил: Фрола и Лавра?
– А как же, – быстро отвечал Платон, – лошадиный праздник. И скота жалеть надо, – сказал Каратаев. – Вишь, шельма, свернулась. Угрелась, сукина дочь, – сказал он, ощупав собаку у своих ног, и, повернувшись опять, тотчас же заснул.
Наружи слышались где то вдалеке плач и крики, и сквозь щели балагана виднелся огонь; но в балагане было тихо и темно. Пьер долго не спал и с открытыми глазами лежал в темноте на своем месте, прислушиваясь к мерному храпенью Платона, лежавшего подле него, и чувствовал, что прежде разрушенный мир теперь с новой красотой, на каких то новых и незыблемых основах, воздвигался в его душе.

В балагане, в который поступил Пьер и в котором он пробыл четыре недели, было двадцать три человека пленных солдат, три офицера и два чиновника.
Все они потом как в тумане представлялись Пьеру, но Платон Каратаев остался навсегда в душе Пьера самым сильным и дорогим воспоминанием и олицетворением всего русского, доброго и круглого. Когда на другой день, на рассвете, Пьер увидал своего соседа, первое впечатление чего то круглого подтвердилось вполне: вся фигура Платона в его подпоясанной веревкою французской шинели, в фуражке и лаптях, была круглая, голова была совершенно круглая, спина, грудь, плечи, даже руки, которые он носил, как бы всегда собираясь обнять что то, были круглые; приятная улыбка и большие карие нежные глаза были круглые.
Платону Каратаеву должно было быть за пятьдесят лет, судя по его рассказам о походах, в которых он участвовал давнишним солдатом. Он сам не знал и никак не мог определить, сколько ему было лет; но зубы его, ярко белые и крепкие, которые все выкатывались своими двумя полукругами, когда он смеялся (что он часто делал), были все хороши и целы; ни одного седого волоса не было в его бороде и волосах, и все тело его имело вид гибкости и в особенности твердости и сносливости.
Лицо его, несмотря на мелкие круглые морщинки, имело выражение невинности и юности; голос у него был приятный и певучий. Но главная особенность его речи состояла в непосредственности и спорости. Он, видимо, никогда не думал о том, что он сказал и что он скажет; и от этого в быстроте и верности его интонаций была особенная неотразимая убедительность.
Физические силы его и поворотливость были таковы первое время плена, что, казалось, он не понимал, что такое усталость и болезнь. Каждый день утром а вечером он, ложась, говорил: «Положи, господи, камушком, подними калачиком»; поутру, вставая, всегда одинаково пожимая плечами, говорил: «Лег – свернулся, встал – встряхнулся». И действительно, стоило ему лечь, чтобы тотчас же заснуть камнем, и стоило встряхнуться, чтобы тотчас же, без секунды промедления, взяться за какое нибудь дело, как дети, вставши, берутся за игрушки. Он все умел делать, не очень хорошо, но и не дурно. Он пек, парил, шил, строгал, тачал сапоги. Он всегда был занят и только по ночам позволял себе разговоры, которые он любил, и песни. Он пел песни, не так, как поют песенники, знающие, что их слушают, но пел, как поют птицы, очевидно, потому, что звуки эти ему было так же необходимо издавать, как необходимо бывает потянуться или расходиться; и звуки эти всегда бывали тонкие, нежные, почти женские, заунывные, и лицо его при этом бывало очень серьезно.
Попав в плен и обросши бородою, он, видимо, отбросил от себя все напущенное на него, чуждое, солдатское и невольно возвратился к прежнему, крестьянскому, народному складу.
– Солдат в отпуску – рубаха из порток, – говаривал он. Он неохотно говорил про свое солдатское время, хотя не жаловался, и часто повторял, что он всю службу ни разу бит не был. Когда он рассказывал, то преимущественно рассказывал из своих старых и, видимо, дорогих ему воспоминаний «христианского», как он выговаривал, крестьянского быта. Поговорки, которые наполняли его речь, не были те, большей частью неприличные и бойкие поговорки, которые говорят солдаты, но это были те народные изречения, которые кажутся столь незначительными, взятые отдельно, и которые получают вдруг значение глубокой мудрости, когда они сказаны кстати.
Часто он говорил совершенно противоположное тому, что он говорил прежде, но и то и другое было справедливо. Он любил говорить и говорил хорошо, украшая свою речь ласкательными и пословицами, которые, Пьеру казалось, он сам выдумывал; но главная прелесть его рассказов состояла в том, что в его речи события самые простые, иногда те самые, которые, не замечая их, видел Пьер, получали характер торжественного благообразия. Он любил слушать сказки, которые рассказывал по вечерам (всё одни и те же) один солдат, но больше всего он любил слушать рассказы о настоящей жизни. Он радостно улыбался, слушая такие рассказы, вставляя слова и делая вопросы, клонившиеся к тому, чтобы уяснить себе благообразие того, что ему рассказывали. Привязанностей, дружбы, любви, как понимал их Пьер, Каратаев не имел никаких; но он любил и любовно жил со всем, с чем его сводила жизнь, и в особенности с человеком – не с известным каким нибудь человеком, а с теми людьми, которые были перед его глазами. Он любил свою шавку, любил товарищей, французов, любил Пьера, который был его соседом; но Пьер чувствовал, что Каратаев, несмотря на всю свою ласковую нежность к нему (которою он невольно отдавал должное духовной жизни Пьера), ни на минуту не огорчился бы разлукой с ним. И Пьер то же чувство начинал испытывать к Каратаеву.