Форма гос устройства саудовской аравии. Борьба за власть в саудовской аравии может дестабилизировать весь ближний восток

Королевство Саудовская Аравия (Юго-западная Азия) - страна на Аравийском полуострове, что протянулась от Красного моря до Персидского залива, граничит на севере с Иорданией, Ираком и Кувейтом, на востоке с Катаром и Объединенными Арабскими Эмиратами, на юго-востоке с Оманом, на юге - с Йеменом, на западе омывается Красным морем. Сухопутные границы - 4415 км. Пограничные страны - Ирак 814 км, Иордания - 728 км, Кувейт - 222 км, Оман - 676 км, Катар - 60 км, ОАЭ - 457 км, Йемен - 1458 км.

Саудовская Аравия является центром исламского мира. Официальная религия - ислам и, по разным оценкам, от 85,0% до 93,3% саудовцев есть сунниты, от 3,3% до 15,0% - шииты. В центральной части страны почти все население ханбалиты-ваххабиты (к ним относится более половины всех суннитов страны). На западе и юго-западе преимущественно обитают шафииты, течение суннизма. Здесь встречаются также хана-фіти, малікіти, ханбалиты-салафия и ханбалиты-ваххабиты. В небольшом количестве проживают шииты-исмаилиты и зейдити. Значительная группа шиитов (примерно треть населения) проживает на востоке, в Эль-Хасе. Христиане составляют около 3,0% населения.

Общая характеристика организации публичной власти Королевства Саудовская Аравия

Во второй половине XX в. во многих странах мира с различным государственно-политическим устройством было проведено большое количество административных реформ. Результатом проводимых реформ предполагалось уменьшение количества и размеров многочисленных государственных структур, увеличение полномочий частного сектора в целях сокращения финансовых затрат, а также прекращения практики двойственности (дублирование полномочий) между различными структурами государственного аппарата.

Королевство Саудовская Аравия не является исключением. Попытки проведения административных реформ начались с момента основания государства в марте 1932 г., когда были приняты первые юридические документы, закрепляющие общие принципы государственного устройства и управления страной. Согласно Основам системы власти Саудовская Аравия является абсолютной теократической монархией, которой руководят сыновья и внуки короля-основателя Абдель Азиза ибн Абдель Рахмана аль-Фейсала Аль Сауда. Священный Коран служит конституцией страны, которая принимается на основе исламского законодательства (шариата).

Высшие органы власти включают главу государства - наследственного принца, Совет министров, Консультативный совет, Высший совет правосудия. Однако реальная структура монархической власти Саудовской Аравии несколько отличается от того, как ее представляют в теории. В значительной степени власть короля осуществляет семейство Аль Сауд, состоящий из более чем пяти тысяч человек, которые составляют основу монархического строя в стране. Король при осуществлении управления опирается на советы ведущих представителей семейства, в том числе своих братьев. На такой же основе строятся его отношения с ведущими религиозными лидерами. Столь же важным для стабильности есть поддержка знатных семей, а также религиозных семей, которые являются побочной ветвью династии Саудідів.

Глава государства и религиозный лидер страны (имам) - Служитель двух Священных мечетей (аль-Харам в Мекке и мечеть Пророка в Медине) и одновременно является Премьер-министром, главнокомандующим вооруженными силами и Верховным судьей. Глава государства обладает всей полнотой исполнительной, законодательной и судебной власти. Его полномочия теоретически ограничены только нормами шариата и Саудовскими традициями. Король призван поддерживать единство королевской семьи, религиозных лидеров (улемов) и других членов Саудовской общины.

Механизм престолонаследия официально закреплен только в 1992 г. Наследник престола назначается при жизни самим королем с последующим одобрением улемов. Согласно вековых традиций в Саудовской Аравии не существует четкой системы престолонаследия. Власть обычно переходит к старшему в роду, наиболее подходящего для выполнения функций правителя. Чтобы обеспечить бесконфликтную смену власти в стране, в начале июня 2000 г. решением короля Фахда и наследного принца Абдаллы была образована Королевская семейная рада, которая включает восемнадцать наиболее влиятельных прямых потомков основателя аравийской монархии Ибн Сауда. По конституции король возглавляет правительство (в нынешней форме существует с 1953 г.) и определяет основные направления его деятельности.

Совет министров сочетает в себе как исполнительные, так и законодательные функции. Все ее решения должны быть совместимы с нормами шариата, принимаются большинством голосов и подлежат окончательному утверждению королевским декретом. Во главе важнейших министерств обычно стоят представители королевской семьи. Министры помогают королю выполнять его полномочия согласно Конституции и других законов.

Законодательного органа нет - король управляет страной с помощью принятых указов. С декабря 1993 г. при монархе действует Консультативный совет (КР, Меджлис аль-Шура), состоящий из ученых, писателей, бизнесменов, видных членов королевской семьи, которые представляют собой первый в истории Саудовской Аравии объединенный общественный форум. Консультативный совет призван разрабатывать рекомендации правительству по вопросам социально-экономического развития страны, готовить выводы из различных правовых актов и международных соглашений. Не менее 10 членов Совета имеют право законодательной инициативы. Они могут предложить новый законопроект или дополнения и изменения к действующему законодательству и представить их председателю Совета. Все решения, доклады и рекомендации Совета должны быть представлены непосредственно королю и председателю Совета министров для рассмотрения. Если точки зрения двух советов совпадают, решение принимается с согласия короля; если точки зрения не совпадают, король имеет право решить, какой вариант решения будет принят.

Согласно указу 1993 г. Консультативный совет состоял из 60 членов и председателя, назначаемых королем сроком на 4 года. В июле 1997 г. численность Консультативного совета возросла до 90 членов, а в мае 2001 г. - до 120. С расширением изменился и состав Совета, в 1997 г. в нее впервые были включены три представителя от шиитского меньшинства; с 1999 г. на заседаниях Консультативного совета разрешено присутствовать женщинам. Так, на сегодняшний день, персональный состав Консультативного Совета составляет 150 членов, из них 6 женщин. При этом 64,0% депутатов имеют ученую степень доктора наук, 14,0% - степень магистра, 21,0% - степень бакалавра. 80,0% депутатов, имеющих степень доктора наук, являются выпускниками университетов Западной Европы.

Консультативный совет возглавляет Председатель, которого назначает Король сроком на четыре года. Председатель руководит работой меджлиса и организует деятельность и взаимодействие специализированных органов Совета, комиссий (комитетов). Общее количество комиссий составляет двенадцать: по вопросам ислама; права и правам человека; по вопросам развития общества, семьи и молодежи; по вопросам экономики и энергетики; по вопросам культуры и информации; по вопросам внешней политики; по вопросам здравоохранения и окружающей среды; по вопросам финансов; по вопросам администрации, кадров и петиций; по вопросам развития общественной инфраструктуры; по вопросам транспорта и информационных технологий.

В последнее десятилетие проведено значительное реформирование административной системы Саудовской Аравии. Надо сказать, что это был не первый опыт административных реформ в Королевстве. Так, во времена правления первого короля Абдель Азиз аль-Сауда было принято решение о создании Комитета по контролю и проведению реформ. Одной из задач Комитета было изучение и исследование системы государственной и муниципальной власти как исполнительного органа государства.

Практически без изменений в своей структуре Комитет по контролю и проведения реформ действовал до 1956 г., когда дальнейшая работа по исследованию и пересмотра системы государственного управления начала проводиться в тесном сотрудничестве со Всемирным банком реконструкции и развития.

Следующим значимым этапом в совершенствовании системы административной власти Королевства было создание Высшего комитета по проведению административной реформы в 1962 г. Главной целью Комитета была концентрация усилий по совершенствованию организационных структур государственного аппарата, а также упрощения процедур и порядка осуществления их деятельности.

Высшим Комитетом были сделаны попытки реорганизовать большинство государственных ведомств. Например, во времена правления короля Абдель Азиз Фахда с 1981 по 2001 гг. было принято 79 решений, направленных на реорганизацию и совершенствование структур государственного аппарата, а 9 других его решений меняли систему и правила функционирования отдельных ведомств. Однако предпринятые действия имели один негативный момент, который заключался в том, что реорганизация структур государственного аппарата проводилась индивидуально, в отрыве друг от друга, что в дальнейшем повлекло за собой проблемы во взаимодействии.

В 2000 г. начал свою работу Генеральный министерский комитет по проведению административной реформы, цель создания которого заключалась в реструктуризации всей системы государственных ведомств. Это стало первым этапом реформирования.

Существующая система органов государственной власти Королевства Саудовская Аравия, на сегодняшний день, характеризуется довольно запутанной структурой, где полномочия некоторых государственных органов, не имея отношения друг к другу, могут дублироваться. Например, агентство по археологии находится в подчинении Министерства образования, в то же время ряд агентств, деятельность которых косвенно касается вопросов культуры, подчинялись Министерству культуры, хотя цели деятельности указанных ведомств существенно различаются.

Этот ряд можно продолжить. Так, например, в Агентстве национальной безопасности, Министерстве обороны и авиации, а также в Королевском комитете по развитию городов Эль-Джубайль и Янбу созданы департаменты культуры и образования, которые по природе своей деятельности должны находиться в структуре Министерства образования. И подобных примеров множество.

Существование в мире таких популярных явлений как глобализация, Интернет, потребительская удовлетворенность способствовали сокращению расходов на нужды государственного аппарата, приведение в жизнь планов правительства путем установки большего количества норм для частного сектора. Наличие вышеперечисленных явлений вдохновило власть Саудовской Аравии начать реструктуризацию системы органов государственной власти, предоставить ей временный характер, нацелить ее в том числе и на коммерческую деятельность, а также разрешить приватизировать полностью или частично некоторые из государственных структур. Например, на сегодняшний день, в Королевстве Саудовская Аравия достигнуты некоторые результаты такой деятельности, например, приватизация национального оператора связи Сауди Телеком и передача системы гражданской авиации Независимом генеральному агентству (НГА). Основными приоритетами Правительства Саудовской Аравии в ближайшей перспективе является выделение дополнительных средств на развитие водной инфраструктуры и образования, поскольку нехватка воды и быстрый прирост населения не позволяют стране полностью обеспечивать себя сельскохозяйственными продуктами.

Основными задачами Генерального министерского комитета по проведению административной реформы стали: а) планирование и последующая реализация национального проекта по реструктуризации системы органов государственной власти; б) изучение структур гражданского общества, а также сопоставление размеров организаций и компаний Саудовской Аравии по числу работающих в них специалистов.

В силу значимости и многогранности этого проекта возникла необходимость в создании министерского подготовительного комитета в рамках Генерального министерского комитета по проведению административной реформы, в обязанности которого входило бы осуществление общего контроля над реализацией проекта вплоть до его завершения. Также была создана Комиссия по подготовке и проведению административной реформы (подготовительная комиссия), в задачи которой вошло составление планов и этапов реформирования, подготовка предложений и рекомендаций, а также представление в Министерский подготовительный комитет отчетов, которые получают общую информацию о ходе проводимых работ.

Проведение административной реформы органов исполнительной власти Королевства Саудовская Аравия предполагалось в три года. Систему органов государственной власти предполагалось разделить на 21 отрасль в течение четырех заранее определенных временных этапов, каждый из которых включал в себя несколько подэтапов.

Одним из главных обязанностей руководителя подготовительной комиссии было формирование Рабочей исследовательской группы для изучения каждой из реорганизованных отраслей. Рабочая группа практически полностью состояла из экспертов Института государственного и муниципального управления - специалистов по формированию организационных структур, а также кадровой и финансовой политики. В состав Рабочей группы в том числе вошли сотрудники Министерства гражданской службы, Министерства финансов, а также сотрудники соответствующих реорганизованных ведомств.

Так, в ходе реализации проекта сфера образования была выделена в отдельную отрасль. Таким образом, появилась новая отрасль - обучение и переподготовка кадров, реализация которого была перенесена на четвертый этап.

В состав Генерального министерского комитета по проведению административной реформы вошли: Принц Султан бин Абдель Азиз, который одновременно являлся вторым заместителем премьер-министра Саудовской Аравии, министром обороны и авиации, а также генеральным ревизором Королевства; министр внутренних дел, министр финансов, министр гражданской службы, министр планирования, министр труда и социального развития, министр водных ресурсов и электрификации, министр экономического развития и планирования, директор Института государственного и муниципального управления, председатель экспертного агентства при Совете министров и три государственных министра.

"Страна двух мечетей" (Мекки и Медины) - так по-другому часто называется Саудовская Аравия. Форма правления этого государства - абсолютная монархия. Географическая справка, краткая история и сведения о политическом устройстве Саудовской Аравии помогут составить общее представление об этой стране.

Общие сведения

Саудовская Аравия - крупнейшее государство на Аравийском полуострове. На севере она граничит с Ираком, Кувейтом и Иорданией, на востоке - с ОАЭ и Катаром, на юго-востоке - с Оманом, а на юге - с Йеменом. Ей принадлежит более 80 процентов территории полуострова, а также несколько островов в акватории Персидского залива и Красного моря.

Более половины территории страны занято пустыней Руб-эль-Хали. Кроме того, на севере находится часть Сирийской пустыни, а на юге располагается Ан-Нафуд - ещё одна большая пустыня. Плато в центре страны пересекают несколько рек, как правило, пересыхающих в жаркий период.

Саудовская Аравия исключительно богата нефтью. Прибыль от продажи "чёрного золота" правительство частично вкладывает в развитие страны, частично инвестирует в промышленно развитые государства и использует для предоставления кредитов другим арабским державам.

Форма правления Саудовской Аравии - абсолютная монархия. Ислам признан государственной религией. Арабский язык является официальным.

Название стране дала правящая в ней династия - Саудиды. Столицей её является город Эр-Рияд. Население страны составляет 22,7 миллиона человек, преимущественно арабов.

Ранняя история Аравии

В первом тысячелетии до нашей эры на берегу Красного моря находилось Минейское королевство. На восточном побережье располагался Дилмун, считавшийся политико-культурной федерацией в данном регионе.

В 570 году произошло событие, определившее дальнейшую судьбу Аравийского полуострова - в Мекке появился на свет Мухаммед, будущий пророк. Его учение в буквальном смысле перевернуло историю этих земель, впоследствии повлияло на особенности формы правления Саудовской Аравии и культуры страны.

Последователи пророка, известные как халифы (калифы), завоевали почти все территории Ближнего Востока, неся ислам. Однако с появлением халифата, столицей которого стал сначала Дамаск, позже - Багдад, значение родины пророка понемногу утрачивало важность. В конце XIII века территория Саудовской Аравии практически целиком была под властью Египта, а ещё через два с половиной столетия эти земли отошли к Оттоманской Порте.

Возникновение Саудовской Аравии

В середине XVII века появилось государство Нажд, которому удалось добиться от Порты независимости. В середине XIX столетия столицей его стал Эр-Рияд. Но гражданская война, вспыхнувшая через несколько лет, привела к тому, что ослабленную страну разделили между собой соседние державы.

В 1902 году сын шейха оазиса Дирайях, Абдул-Азиз ибн Сауд, сумел взять Эр-Рияд. Спустя четыре года под его контролем оказался почти весь Нажд. В 1932 году, подчёркивая особое значение королевского дома в истории, он официально дал стране название Саудовская Аравия. Форма правления государства позволила Саудидам добиться на его территории.

С середины прошлого столетия это государство стало основным союзником и стратегическим партнёром США в ближневосточном регионе.

Саудовская Аравия: форма правления

Конституцией этого государства официально провозглашены Коран и Сунна пророка Мухаммеда. Однако Саудовской Аравии, форма правления и общие принципы власти определяются Основным низамом (законом), вступившим в силу в 1992 году.

Этот акт содержит положение о том, что Саудовская Аравия - суверенное система власти в котором - монархическая. страны основывается на шариате.

Король из правящего рода Саудидов является также религиозным лидером и высшей инстанцией в отношении всех видов власти. Одновременно он занимает пост верховного главнокомандующего армией, имеет право производить назначения на все важные гражданские и военные посты, объявлять войну и в стране. Он также наблюдает за тем, чтобы общая политическая направленность отвечала нормам ислама и контролирует исполнение принципов шариата.

Органы государственной власти

Исполнительную власть в государстве осуществляет Совет министров. Король занимает пост его председателя, именно он занимается его формированием и реорганизацией. Низамы, одобренные Советом министров, вводят в действие королевские декреты. Министры возглавляют соответствующие министерства и ведомства, за деятельность которых они несут ответственность перед королём.

Также осуществляется королём, при котором действует Консультативный совет с совещательными правами. Члены этого совета высказывают своё мнение по проектам низамов, принятых министрами. Председателя Консультативного совета и шестьдесят его членов также назначает король (на четыре года).

Во главе судебной власти находится Высший судебный совет. По представлению этого совета король назначает и снимает с должности судей.

Саудовская Аравия, форма правления и государственное устройство которой основываются на практически абсолютной власти короля и почитании исламской религии, официально не имеет ни профсоюзов, ни политических партий. Служение иной религии, кроме ислама, здесь также запрещено.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»

Институт экономики и предпринимательства

Реферат по дисциплине: «Основы государственного и муниципального управления»

На тему: «Государственное устройство Саудовской Аравии»

Руководитель: Пчелинцев В.А,

Ковалева М.И

Курс 4 , группа 743-1к

Н. Новгород 2016

Королевство Саудовская Аравия. Государство в Юго-Западной Азии.

Территория - около 2240 тыс. кв.км. Столица - г. Эр-Рияд.

Население - 21,5 млн. чел. (1999 г.), в основном арабы.

Официальный язык - арабский.

Государственная религия - ислам ваххабитского толка.

В VII в. на территории современной Саудовской Аравии возник ислам и образовался Арабский халифат. В XII в. Арабский халифат распался на ряд самостоятельных государств. В 1264 г. страна была завоевана Египтом, в 1517 г. вошла в состав Османской империи. В XVIII в. клан Саудитов в союзе с Мухаммадом ибн Абдель Ваххабом и его последователями начал движение за объединение Саудовской Аравии под единой властью, которое завершилось в 1902 г. установлением господства Саудитов над Эр-Риядом - нынешней столицей Саудовской Аравии. В 1932 г. процесс объединения страны был официально завершен провозглашением Королевства Саудовская Аравия. В 1952 г. было отменено рабство в стране.

Государственное устройство . Саудовская Аравия - унитарное государство. Административное деление13 административных округов (провинций).

Саудовская Аравия - абсолютная теократическая монархия. Король выступает олицетворением власти семейства Саудитов, которому исторически принадлежит лидирующая роль в политической жизни страны.

Особое положение семейства Саудитов закреплено Основным низамом о власти 1992 г. - актом конституционного характера. В соответствии с ним власть в стране принадлежит потомкам Короля - основателя Абдель Азиза Абдель Рахмана аль-Рейсала Аль Сауда по мужской линии.

Глава государства - Король, одновременно являющийся председателем Совета министров, верховным главнокомандующим вооруженными силами. Он вправе объявлять войну, чрезвычайное положение и всеобщую мобилизацию, назначать на все ответственные гражданские, военные и дипломатические должности.

Совет министров рассматривается в качестве органа исполнительной и регламентарной власти. Он формируется Королем, перед которым несет ответственность. Совет министров совместно с Королем фактически осуществляет законодательные функции: одобренные им низамы (регламенты) вводятся в действие королевскими декретами. Организация и деятельность Совета министров регулируется специальным низамом 1958 г.

Консультативный совет, организация которого регулируется специальным низамом 1992 г., является совещательным органом, высказывающим свое мнение по проектам низамов, подготовленным Советом министров. Он назначается Королем в составе председателя и 60 членов сроком на 4 года. Консультативный совет также высказывает свое мнение по проектам планов социально-экономического развития, обсуждает отчеты министров и международные договоры и соглашения.

Деятельность политических партий и профсоюзов официально запрещена.

Саудовская Аравия - родина ислама. Мусульманское право здесь никогда не уступало своей роли господствующего источника права и до сих пор остается стержнем правовой системы.

Мусульманское право - одна из основных правовых систем современности, основной чертой которой является тесная связь с религиозным сознанием, нравственными и бытовыми предписаниями ислама. Практическое действие мусульманского права характеризуется сочетанием персонального (по многим вопросам личного статуса) и территориального принципов применения.

Мусульманско-правовая наука исходит из того, что единственным законодателем в полном смысле слова выступает Аллах, воля которого прямо отражается в установленных им правилах поведения или должна быть выявлена правоведами. Исходя из такого понимания мусульманская юриспруденция выделяет четыре основных источника права: Коран - священное писание (которое по исламским представлениям представляет собой переданное через пророка Мухаммеда божественное откровение), сунна пророка (воплощена в хадисах - преданиях, передающих изречения пророка или рассказывающих о его поступках), иджма - единодушное мнение наиболее авторитетных правоведов по вопросам, прямо не урегулированным Кораном и сунной, а также - кияс, т.е. умозаключения, сделанные по аналогии.

В юридическом смысле ведущим формальным источником мусульманского права традиционно являлась доктрина (фикх) - произведения выдающихся мусульманских юристов, представляющих различные школы доктрины.

Мусульманское право иногда отождествляют с шариатом. Однако эти понятия полностью не совпадают, поскольку шариат наряду с правилами внешнего ("практического") поведения включает основы религиозной догматики и этические постулаты, обращенные к совести мусульман.

В течение многих столетий мусульманское право развивалось в рамках нескольких ведущих школ мусульманской доктрины. Начиная со второй половины XIX в. роль основного юридического источника все чаще играет законодательство, которое выступает своего рода кодификацией положений мусульманско-правовой доктрины. Действие иных нормативных актов теоретически допускается при его непротиворечии точно сформулированным предписаниям Корана и сунны.

С момента возникновения ислама в VII в. н.э. и вплоть до образования Королевства Саудовской Аравии в 1932 г. мусульманское право являлось основой правовой системы страны, хотя и взаимодействовало с местными традициями и обычаями. Распространение власти Османской империи на некоторые районы Саудовской Аравии сопровождалось введением части османского законодательства, которое сохранялось в течение ряда лет и после образования Королевства. Некоторые из принятых до 1932 г. актов действуют в Саудовской Аравии до сих пор (например, выполняющий роль торгового кодекса Закон о торговом суде 1930 г.).

В настоящее время правовая система страны продолжает полностью ориентироваться на мусульманское право, что закреплено Основным низамом о власти, в соответствии с которым высшим законом страны являются Коран и сунна, а власть черпает свои полномочия из этих источников, стоящих над всеми принимаемыми в стране правовыми актами. С учетом этого принципа можно выделить три основных элемента правовой системы Саудовской Аравии. Первый представлен собственно мусульманским правом, которое остается в целом некодифицированным и действует в традиционной форме доктрины. Причем если до образования Королевства саудовским судам было предписано применять ханбалитскую доктрину (отвергает аналогию как источник права), то в настоящее время они не связаны каким-либо определенным толком. Вторым элементом правовой системы является законодательство, прямо закрепляющее мусульманско-правовые нормы (например, о закяте, вакфах или ведомстве жалоб). Наконец, третий элемент - нормативно-правовые акты, посвященные вопросам, которые традиционное мусульманское право не регулировало. Такие акты рассматриваются в качестве формы решения процедурных и организационных вопросов, необходимых для действия мусульманского права. Принятая в стране официальная концепция правотворчества исходит из того, что единственным законодателем является Аллах, воля которого выражена в шариате (Коране и сунне), а государство осуществляет нормотворческие функции лишь в его рамках. Поэтому действующие в стране правовые акты именуются низамами, т.е. регламентами, а принимающие их органы рассматриваются в качестве регламентарной власти.

Действие всех низамов поставлено в зависимость от их непротиворечия мусульманскому праву. Этот же принцип прослеживается в подходе к правам и свободам человека. Так, согласно Основному низаму о власти государство защищает права и свободы человека в соответствии с исламским шариатом, а саудовское общество строится на основе строгого следования всех его членов воле Аллаха, на их взаимном сотрудничестве в творении добра и благочестии, их тесной солидарности и недопущения раскола между ними, что предписано Кораном. Среди гарантированных Основным низамом о власти отсутствуют такие фундаментальные права, как свобода вероисповедания, выражения, собраний, политического участия.

В Саудовской Аравии действует структура, призванная следить за строгим соблюдением норм мусульманского права как государственными органами, так и подданными. К ней, например, относится Совет крупнейших улемов, возглавляемый генеральным муфтием Саудовской Аравии, а также Комитет по контролю за соблюдением предписаний шариата. Совет крупнейших улемов состоит из 20 улемов - высших религиозных теоретиков, особо почитаемых знатоков Корана. Этот орган уполномочен официально толковать мусульманское право, фактически создавая новые правовые нормы.

Принципиальная зависимость правовой системы Саудовской Аравии от мусульманского права не препятствует заимствованию законодательства западного образца, прежде всего, в сфере делового оборота, финансов, банковского дела, изобретательского и авторского права. В ряде областей (например, интеллектуальная собственность, международный коммерческий арбитраж) Саудовская Аравия целиком восприняла нормы международных конвенций и законодательства западных стран.

В области гражданского права центральная роль принадлежит мусульманскому праву и низамам, не противоречащим положениям шариата.

Мусульманское право весьма строго охраняет право частной собственности, устанавливает принцип святости заключенного договора. В то же время оно запрещает взимание процента по денежным ссудам. Этот запрет, однако, обходится на практике (например, представлением кредитору имущества, дающего доход). Возмещение вреда, причиненного личности, основано на общем принципе "выкупа за кровь".

По вопросам личного статуса продолжают применяться некодифицированные положения мусульманско-правовой доктрины, закрепляющие полигамию, главенствующую роль мужа в брачно-семейных отношениях.

В коммерческой сфере принят и действует ряд низамов, использующих зарубежный опыт с учетом основополагающих принципов мусульманского права. Так, действует низам о торговом суде 1930 г., по существу торговый кодекс, основу которого составляет османский Торговый кодекс 1850 г., в свою очередь базирующийся на французском торговом кодексе. Единственное существенное отличие саудовского низама от османского кодекса состоит в запрете взимания ссудного процента. Кроме того, в сфере торгового права действуют низамы о компаниях и о коммерческих бумагах. Вексельное законодательство основано на Женевском Единообразном вексельном законе. В 1996 г. был принят низам о банкротстве. Отношения интеллектуальной собственности регулируют низамы о патентах, об авторских правах, о торговых марках. В 1994 г. королевство присоединилось ко Всемирной конвенции об авторском праве.

Низам об иностранных инвестициях был принят в 1978 г. Иностранные и местные предприниматели имеют право свободно создавать частные предприятия и заниматься любой не запрещенной или не подлежащей специальному разрешению хозяйственной деятельностью. Национальный режим не распространяется на иностранных инвесторов в ряде сфер деятельности (общественное питание, производство электроэнергии, торговля, транспорт и предприятия, связанные с национальной безопасностью). Несаудовцы не имеют права приобретать недвижимость в Саудовской Аравии, исключая крайне редкие случаи. В целом саудовское правительство поощряет иностранные инвестиции, особенно создание совместных предприятий. Саудовский партнер должен иметь в таких предприятиях не менее 25% капитала.

По мере развития внешнеэкономических связей в Саудовской Аравии постепенно возникают современные формы хозяйственной жизни. В 1985 г. в королевстве появился собственный фондовый рынок. С 1997 г. на него стали допускаться иностранцы.

Саудовское трудовое право запрещает профсоюзы, забастовки и коллективные соглашения. Низам о труде и рабочих 1969 г. (фактически - трудовой кодекс) в ст.48 провозглашает право на труд только для мужчин. Однако в целом предусмотренные законом условия труда достаточно благоприятны для работников (запрещен принудительный труд, сверхурочный труд оплачивается по повышенному тарифу). Минимальный возраст для найма14 лет. Саудовская Аравия не присоединилась к конвенции МОТ об охране трудовых прав.

Так же как и другие отрасли права, трудовое право базируется на нормах шариата. Например, в случае причинения рабочему увечья на производстве суд устанавливает размер компенсации в виде соответствующей доли от суммы выкупа за кровь.

Государственное управление в области трудовых отношений осуществляет Министерство труда и социальных дел. Одним из основных направлений трудовой политики является приоритетное обеспечение занятости коренных саудовцев, на которых приходится лишь 1/4 часть всей рабочей силы в стране.

Уголовное право в Саудовской Аравии остается в целом некодифицированным и применяется преимущественно в форме традиционной мусульманско-правовой доктрины. Наряду с ней действуют также принятые государственными органами нормативные акты.

Мусульманские правоведы разработали классификацию правонарушений, в основу которой положены два основных критерия: степень определенности наказания за тот или иной проступок и характер нарушенных интересов и прав. С учетом этого все правонарушения подразделяются на 3 группы. Первая включает преступления, которые представляют наибольшую общественную опасность, посягают на "права Аллаха" (т.е. интересы всей мусульманской общины) и наказываются точно определенной санкцией - хадд (мн. число худуд). Вторая объединяет преступления, которые также влекут фиксированное наказание (кисас), но нарушают права отдельных лиц. Наконец, третью группу составляют все иные правонарушения - тазир, которые наказываются не жестко установленной санкцией и затрагивают как "права Аллаха" (к ним относят нарушения всех религиозных обязанностей), так и частные интересы.

К категории хадд относятся такие преступления, как прелюбодеяние, употребление спиртных напитков, кража, разбой, недоказанное обвинение в прелюбодеянии, вероотступничество и бунт. Преступлениями категории кисас (возмездие) считаются убийство и телесные повреждения необратимого характера. Все остальные правонарушения относятся к категории тазир. Считается, что государство вправе по своему усмотрению установить санкции за эти правонарушения. Это открывает возможность принятия современного законодательства, не затрагивающего первые две категории преступлений.

Исходя из такого подхода в Саудовской Аравии принят ряд низамов, которые рассматриваются в качестве актов, фиксирующих наказание тазир за те преступления, в отношении которых шариат предусматривает точные неизменные меры ответственности. К таким низамам можно отнести акты об ответственности за гомосексуализм, подделку документов, фальшивомонетничество, коммерческие злоупотребления и мошенничество, взяточничество. В соответствии с принципами мусульманского права установлена особо строгая ответственность за выступление против главы государства. В 1961 г. в стране вступил в силу акт о наказании за покушение на жизнь Короля и членов его семьи смертной казнью или лишением свободы на срок до 25 лет. Эти низамы вместе с применяемыми положениями шариата за преступления категорий хадд и кисас реализуют нормы Основного низама о власти, в соответствии с которыми наказание носит личный характер, а преступление и наказание определяются только на основе исламского шариата и предписаний низамов.

Основанное на шариате уголовное право Саудовской Аравии распространяется и на немусульман, в том числе иностранцев (известно немало случаев наказания иностранцев за преступления категории хадд и кисас).

Система наказаний в уголовном праве Саудовской Аравии включает, в частности, смертную казнь и телесные наказания.

Смертная казнь в Саудовской Аравии применяется достаточно широко за ряд преступлений категории хадд (разбой, внебрачные половые отношения, вероотступничество, бунт), умышленное убийство (преступление категории кисас), а также за отдельные преступления категории тазир (например, хранение, распространение и изготовление наркотиков). Приговоры исполняются публично путем отсечения головы мечом или забрасывания камнями (за внебрачные половые отношения). Смертная казнь за умышленное убийство применяется по требованию родственников потерпевшего, которые могут заменить это наказание на "выкуп за кровь" (дийя). Право на такой выбор имеют только мужчины - наследники убитого. В 1934 г. размер полного "выкупа за кровь" в случае умышленного убийства был установлен в 1 тыс. риалов, а в настоящее время он составляет 45 тыс. риалов. За телесные повреждения различной тяжести предусмотрена выплата потерпевшему определенной части данной суммы. Этот принцип закреплен также трудовым и транспортным законодательством Саудовской Аравии.

Телесные наказания применяются за некоторые преступления категории хадд (например, за употребление алкоголя или наркотиков предусмотрено наказание в виде 80 палочных ударов), а также за ряд преступлений категории тазир в соответствии с положениями соответствующих низамов.

Помимо обычных (болезненных), применяются и членовредительские наказания. Так, кража, отвечающая всем установленным мусульманско-правовой доктриной критериям, наказывается отсечением руки. В 1960-1980 гг. такая мера применялась достаточно редко, однако в 1990-х гг. случаи отсечения руки участились.

Уголовный процесс в Саудовской Аравии в целом основан на нормах мусульманского права, закрепленных низамами. Вслед за шариатом эти акты не проводят четкого различия между уголовным и гражданским процессом. Именно на таком принципе построен низам о суде 1975 г., низам о шариатском процессе 1989 г. и некоторые другие акты, которые устанавливают ряд принципов, совпадающих с общепризнанными демократическими основами судопроизводства (формальное равенство всех перед законом и презумпция невиновности, возложение бремени доказывания на истца). Однако характерной чертой применяемых в Саудовской Аравии правил уголовного процесса является сохранение системы формальных доказательств и частно-искового обвинения по ряду тяжких преступлений (например, по убийству). В качестве доказательств приоритет отдается свидетельским показаниям и признанию обвиняемого.

Обвинение (исковое требование) должно быть подтверждено двумя свидетелями-мужчинами, предпочтительно мусульманами, или одним мужчиной и двумя женщинами. Особенно строгие требования шариат формулирует для доказательства внебрачных половых сношений - необходимы показания четырех свидетелей-мужчин. Виновность в таком преступлении может быть доказана и признанием обвиняемого.

По делам о доказанных преступлениях категории хадд помилование невозможно. Однако поскольку признания обвиняемого достаточно даже при отсутствии свидетелей и других доказательств, отказ от признания на любой стадии судебного процесса может привести и к отказу от наказания хадд.

Дела о преступлениях, за которые в качестве санкции допускается смертная казнь, забивание камнями либо отсечение руки или ноги, рассматриваются по первой инстанции общими судами. Приговоры по таким делам выносятся тремя судьями и могут быть обжалованы в апелляционный суд, который рассматривает жалобу в составе пяти судей. Апелляционный суд вправе утвердить приговор либо потребовать от общего суда его пересмотра. Окончательный смертный приговор передается на утверждение Высшего судебного совета и вступает в силу после издания соответствующего королевского декрета.

Судебная система. Органы контроля. В Саудовской Аравии до середины 1970-х гг. система мусульманских судов имела три уровня. Низшей инстанцией являлись суды суммарной юрисдикции, в каждом из которых один кади рассматривал мелкие имущественные споры, дела личного статуса и незначительные правонарушения. Действовали два апелляционных суда, юрисдикция которых включала рассмотрение жалоб на решения судов низшей инстанции, а также разбор споров о недвижимости и серьезных уголовных дел. Каждый из апелляционных судов назначался в составе трех членов, но большинство дел и здесь рассматривал один судья (суд в полном составе слушал лишь дела, связанные с убийством). Решения этих судов по наиболее серьезным делам утверждались Высшим судебным советом, игравшим роль верховной апелляционной инстанции.

В настоящее время в Саудовской Аравии действует несколько иная судебная система, введенная низамом о судах 1975 г. Она включает суды первой инстанции из одного кади, решающего брачно-семейные дела и незначительные гражданско-правовые споры; так называемые общие суды, рассматривающие в составе трех кади уголовные преступления; апелляционный суд, имеющий палаты по уголовным, брачно-семейным и иным вопросам, а также Высший судебный совет, осуществляющий контроль над всеми мусульманскими судами и выполняющий функции высшей апелляционной инстанции по наиболее серьезным уголовным делам. Высший судебный совет состоит из 11 членов, отобранных из ведущих улемов. Судьи назначаются Королем из числа лиц, имеющих высшее религиозно-правовое образование. саудовский право уголовный хадд

К судебным органам относится и Ведомство жалоб, которое выполняет роль административного суда, а также рассматривает любые споры, одной из сторон в которых выступает государство. В стране также действуют специализированные суды - торговые и по рассмотрению трудовых споров.

Всю систему органов юстиции возглавляют Министерство юстиции (создано в 1970 г.) и Высший судебный совет.

Литература

1. Amin S. H. Middle East Legal Systems. Glasgow, 1985. P. 305-327.

2. Ballantyne W. M. Legal Development in Arabia. L., 1980.

3. Lerrick A. and Mian J. Saudi Business and Labor Law. L., 1982.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие мусульманского права, история его происхождения и развития. Основные виды источников мусульманского права, особенности их соотношения с прочими источниками права мусульманских государств трех типов на примере Саудовской Аравии, Йемена и Туниса.

    курсовая работа , добавлен 11.05.2017

    Анализ изменений в исламском праве в динамике (с исторической точки зрения), роли традиций и инновационных тенденций в его развитии и возможных перспектив. Реформы Танзимата и их влияние на развитие исламского права. Правовая система Саудовской Аравии.

    курсовая работа , добавлен 10.01.2015

    Характеристика особенностей уголовного, гражданского процессуального права и судебной системы США. Рассмотрение содержания Уголовного кодекса и выделение основных областей юстиции (общая, трудовая, социальная, финансовая, административная) в Германии.

    реферат , добавлен 26.04.2010

    Изучение обстоятельств и условий становления концепции мусульманского права и его основных источников. Систематизация мусульманского права, начиная с первой крупномасштабной кодификации норм гражданского права Маджаллы. Этимология и структура Корана.

    реферат , добавлен 13.02.2015

    Соотношение системы права и системы законодательства. Понятие нормы права, ее структура и виды. Изучение совокупности действующих норм права, объединенных по институтам, подотраслям и отраслям. Назначение простой или абсолютно-определенной санкций.

    курсовая работа , добавлен 17.11.2014

    Изучение понятия и сущности источников права. Определение и характеристика системы источников современного права в Российской Федерации. Исследование особенностей закона, подзаконных нормативных актов, судебного правотворчества федерального уровня.

    дипломная работа , добавлен 13.10.2015

    Соотношение мусульманского права с религиозной системой. Коран, сунна, иджма, кияс. Структура умозаключения по аналогии. Специфика мусульманского уголовного права, три категории правонарушений. Краткая характеристика особенностей судебного процесса.

    курсовая работа , добавлен 15.01.2016

    Анализ понятия уголовного права, употребляющегося в двух значениях: отрасли законодательства и отрасли права. Изучение методики уголовного права - системы приемов и операций, средств и инструментария исследования уголовно-правовых явлений и понятий.

    реферат , добавлен 12.05.2010

    Институт права собственности в комплексе норм различных отраслей права, в том числе конституционного, гражданского, административного, уголовного. Исследование сущности права собственности в целом и особенностей, разновидностей данного права в частности.

    контрольная работа , добавлен 11.11.2009

    Ознакомление с общими основаниями и ходом производства формулярного процесса. Характеристика преторских формул и actiones praetoriae. Рассмотрение интердиктов, stipulationes praetoriaes и missio in possessionem как особенных форм судебной защиты.

Шиитские исламисты представляют религиозное меньшинство Восточной провинции и выступают за отмену всех ограничений для шиитов и свободу отправления их религиозных обрядов. Наиболее радикальными шиитскими группировками считаются «Саудовская Хезболлах» (известная также как «Хезболлах Хиджаза», до 1000 чел) и «Исламский джихад Хиджаза». Более умеренным является «Шиитское движение за реформы», возникшее в начале 1990-х на базе «Организации исламской революции». С 1991 оно издает «Аль-Джазира аль-Арабия» в Лондоне и «Арабиэн монитор» в Вашингтоне. Внешняя политика. Саудовская Аравия — член ООН и Лиги арабских государств (ЛАГ) с 1945, с 1957 — член МВФ и МБРР, с 1960 — член Организации стран — экспортеров нефти (ОПЕК). С 1948 находится в состоянии войны с Израилем.

Саудовская аравия

Ко времени начала правления второго халифа Умар ибн Хаттаба (634) все иудеи были изгнаны из Хиджаза. Тогда же возникло правило, согласно которому в Хиджазе, а сегодня в Медине и в Мекке, не имеют права проживать немусульмане.


В результате завоеваний к IX в. арабское государство раскинулось на территории всего Ближнего Востока, Ирана, Средней Азии, Закавказья, Северной Африки, а также Южной Европы (Пиренейский п-ов, острова Средиземного моря). Средние века К 1574 г. Османская империя во главе с султаном Селимом II окончательно завоевала Аравийский полуостров.
Арабы начали предпринимать первые попытки строительства собственной государственности. Самыми влиятельными на тот момент арабскими семьями в Хиджазе являлись Сауды и Рашиди.


Первое Саудовское государство Зарождение государства началось в 1744 г.

Государственное устройство и политическая система саудов­ской аравии

В соответствии с ним Израилю предлагалось вывести все свои силы с оккупированных после 1967 территорий, вернуть палестинских беженцев и признать независимое Палестинское государство со столицей в восточном Иерусалиме. В обмен Израилю гарантировалось признание его всеми арабскими странами и восстановление «нормальных отношений».

Внимание

Однако в результате позиции, занятой рядом арабских стран и Израилем, план провалился. Во время войны в Персидском заливе (1990-1991) Саудовская Аравия играла решающую роль в создании широкой международной коалиции.


Правительство Саудовской Аравии обеспечивало силы коалиции водой, продовольствием и топливом. В общей сложности затраты страны во время войны составили 55 млрд.
долл. Вместе с тем, война в Персидском заливе вызвала ухудшение дипломатических отношений с рядом арабских государств.

Geolike.ru

Важно

Мечеть пророка Мухаммада Королевство Саудовская Аравия граничит с Иорданией, Ираком, Кувейтом, Катаром, Объединёнными Арабскими Эмиратами, Оманом и Йеменом. Омывается на северо-востоке Персидским заливом, а на западе – Красным морем.

Это государство всеобщего благосостояния благодаря большим запасам нефти (второе место в мире по добыче и экспорту нефти после России). Государственная символика Флаг — утверждён 15 марта 1973 г.

Представляет собой прямоугольное зелёное полотнище, с шахадой (мусульманским символом веры): «Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха и Мухаммада — посланника Его».Чтобы надпись читалась с обеих сторон, флаг сшивается из двух одинаковых полотнищ. Меч символизирует победы основателя страны – Абдель-Азиза Ибн-Сауда.
Герб – эмблема Саудовской Аравии. Представляет собой два меча и пальму. Пальма символизирует главное дерево Саудовской Аравии.

Государственное устройство саудовской аравии

На песках кое-где произрастают белый саксаул, верблюжья колючка, на хамадах –лишайники, на лавовых полях – полыни, астрагалы, по руслам вади – одиночные тополя, акации, а в более засоленных местах – тамариск; по побережьям и солончакам – галофитные кустарники. Цветок верблюжьей колючки Значительная часть песчаных и каменистых пустынь почти полностью лишены растительного покрова.

В горах Асира присутствуют участки саванн, где произрастают акации, дикие маслины, миндаль. В оазисах – рощи финиковых пальм, цитрусовых, бананов, зерновые и огородные культуры.
Миндальное дерево Фауна Животный мир Саудовской Аравии разнообразен: здесь обитают антилопа, газель, даман, волк, шакал, гиена, лисица-фенёк, каракал, дикий осёл онагр, заяц. Каракал – это не рысь. Но из семейства кошачьих Водится много грызунов: песчанки, суслики, тушканчики и др. Немало пресмыкающихся: змеи, ящерицы, черепахи.

Территориально-государственное устройство

В июле 2002 саудовское королевство перевело на счета палестинской автономии 46,2 млн. долл. Еще 15,4 млн. долл. правительство Саудовской Аравии выделило в качестве безвозмездной помощи Палестинской национальной администрации (ПНА) в октябре 2002.

Этот платеж был осуществлен в рамках решений саммита ЛАГ в Бейруте (27-28 марта 2002). Саудовская Аравия стала одной из трех стран, установившей в 1997 дипломатические отношения с афганским движением «Талибан», прерванные в 2001.

С начала 21 в., особенно после террористических атак 11 сентября 2001, появились признаки охлаждения отношений страны с рядом западных стран, вызванных обвинениями в содействии международному исламскому терроризму. Страна имеет дипломатические отношения с Российской Федерацией.

Впервые установлены с СССР в 1926.
По преданиям, после грехопадения, Ева, упав на Землю, оказалась в районе Джидды или Мекки, а Адам попал на Шри-Ланку и оставил на Адамовой вершине след, почитаемый буддистами как след Будды, а шиваитами как след Шивы.Место могилы было забетонировано религиозными властями Саудовской Аравии в 1975 г., т.к. паломники в нарушение исламских традиций молились на могиле после сезона хаджа. Могила Евы, фото 1894 г. В Джидде есть порт на восточном побережье Красного моря, который принимает основной поток паломников, направляющихся на хадж в Мекку и Медину.

Строится метро. В северной части города планируют построить самый высокий в мире небоскреб. Пустыня Руб-эль-Хали Занимает южную треть Аравийского полуострова, это одна из самых крупных пустынь мира.

Песок лежит поверх гравия или гипса, высота дюн достигает 250 м.

Саудовская аравия форма гос устройства

Эр-Рияд Официальный язык — арабский Валюта — саудовский риал Крупнейшие города – Эр-Рияд, Джидда, Мекка, Медина.Территория – 2 149 000 км².Население – 26 939 583 чел.Государственная религия – ислам.Административное деление – 13 провинций.Экономика – преимущество экономики составляют огромные запасы нефти и газа и сопутствующая перерабатывающая промышленность. Экспорт – нефть и нефтепродукты. Импорт – промышленное оборудование, продовольствие, химическая продукция, автомобили, текстиль.Вооружённые силы – сухопутные, ракетные войска, военно-морские силы, королевские военно-воздушные силы, силы противовоздушной обороны.
Военно-морские силы Саудовской Аравии Спорт – самая популярная игра – футбол, а также волейбол и баскетбол. Среди молодёжи очень популярен дрифтинг – техника вождения автомобиля в управляемом заносе.
В середине 1950-х из племенных ополчений, лояльных королевской семье, была создана также Национальная гвардия (около 77 тыс., в т. ч.20 тыс. составляют ополченцы племенных формирований), которая, по оценке западных специалистов, значительно превосходит регулярные силы по уровню подготовки и вооружению. В ее задачу входит обеспечение безопасности правящей династии, охрана нефтепромыслов, аэродромов, портов, а также подавление антиправительственных выступлений. Помимо регулярных вооруженных сил, имеется также Корпус пограничной охраны (10,5 тыс) и войска береговой охраны (4,5 тыс).
Только после войны были восстановлены на прежнем уровне отношения с Тунисом, Алжиром и Ливией, отказавшимися осудить иракское вторжение в Кувейт. Крайне напряженными в период войны и непосредственно после её окончания оставались отношения Саудовской Аравии со странами, которые выразили поддержку вторжению Ирака в Кувейт — Йеменом, Иорданией и Суданом.
Одним из проявлений этой политики стала высылка из Саудовской Аравии свыше миллиона йеменских рабочих, что еще больше обострило существующий пограничный конфликт. Проиракская позиция руководства Организации освобождения Палестины (ООП) также привела к ухудшению ее отношений с Саудовской Аравией и другими странами Персидского залива. Отношения Саудовской Аравии с Иорданией и палестинской автономией были нормализованы только в конце 1990-х, тогда же была возобновлена помощь саудовского правительства палестинским властям.

Саудовская аравия форма государственного устройства

Пустыни и редкие оазисы, леса покрывают 1% территории. Крупные запасы нефти и природного газа. Население: 26,4 (54,7) млн чел. Арабы (90%), выходцы из Южной Азии. Плотность: 11 чел./км2. Среднегодовой прирост: 37 на 1 000 жителей. Сальдо миграции: +1,23 чел. на 1 000 жителей. Безработица: 25%. Возрастной состав: 0-14 лет - 43%; 15-59 лет - 52%; 60 и более лет - 5%. Средний возраст: 18,8 лет, средняя ожидаемая продолжительность жизни: 72,2 года. Вероисповедание: ислам. Городское население: 88%, крупнейшие города: ЭрРияд, Джидда, Мекка, Медина. Государственный язык: арабский; используется и английский. Экономика. ВВП на душу населения: 8 561 (12 650) долл. США. Структура ВВП: в сельское хозяйство - 5,2%; в промышленность - 51,2%; в сфера услуг - 43,6%. Промышленность: горнодобывающая, нефтехимическая, металлургия, пищевая.

Саудовская аравия форма государственного устройства унитарное

В 570 году произошло событие, определившее дальнейшую судьбу Аравийского полуострова – в Мекке появился на свет Мухаммед, будущий пророк. Его учение в буквальном смысле перевернуло историю этих земель, впоследствии повлияло на особенности формы правления Саудовской Аравии и культуры страны.

Последователи пророка, известные как халифы (калифы), завоевали почти все территории Ближнего Востока, неся ислам. Однако с появлением халифата, столицей которого стал сначала Дамаск, позже – Багдад, значение родины пророка понемногу утрачивало важность.

В конце XIII века территория Саудовской Аравии практически целиком была под властью Египта, а ещё через два с половиной столетия эти земли отошли к Оттоманской Порте. Возникновение Саудовской Аравии В середине XVII века появилось государство Нажд, которому удалось добиться от Порты независимости. В середине XIX столетия столицей его стал Эр-Рияд.