Памятники архитектуры юбк. ялта

Время на чтение: 2 минуты

Потомок рода Мельцеров, Федор Федорович был купцом первой гильдии, а также стал продолжателем мебельной фабрики, переданной ему в наследство от отца Фридриха Иоганна Мельцера. Федор Федорович умело управлял фабрикой и добился довольно высоких результатов своего детища: фабрика пользовалась популярностью у многих лиц того времени, в том числе и влиятельных. Всю продукцию, производимую на мебельной фабрике можно назвать очень утонченной, качественной и весьма грациозной.

Фабрика также принимала заказы на выполнение реставрационных работ. Федору Федоровичу помогали управлять фабрикой его братья: Эрнест и Роман. В свою очередь Эрнест, будучи военным инженером помог Федору Федоровичу перевезти фабрику из одного города в другой. Роман же отвечал за художественное оформление мебельных эскизов. У него было свое место в художественной мастерской, где он и создавал все свои шедевры.

История дома в Ялте

Особняк Федора Федоровича является одним из памятников архитектуры, построенным в Ялте в начале XX века. Находится он по адресу: Ялта, улица Свердлова д.43. Первые строительные работы начинались там еще в 1914 году. Руководил всей постройкой инженер И.М. Кефели. По прошествии революций (февральская и октябрьская), дом передают в государственное пользование. Позже, оно буде использоваться в качестве санатория для военных. С 41-го по 44-й год в доме располагалось гестапо.

Архитектура дома Федора Федоровича Мальцева в Ялте

Это двухэтажное строение с виду напоминает небольшой замок. Весь замок выполнен в стиле эпохи Возрождения. Красивые зауженные окна, которые видно с улицы Свердлова, выполнены в готическом стиле.

Весь фасад усадьбы Ф.Ф. Мельцера выполнен в стиле модерн с элементами рококо. Перед парадным входом была уложена узорная композиция из бетона, эта площадка служила неким местом отдыха для провожающих или встречающих гостей хозяевами усадьбы. Тяжелый кованный забор удручает и восхищает одновременно – при входе он напоминает старинный средневековый замок, уносящий всех посетителей в эпоху того времени.

Сейчас здание находится в достаточно упадочном состоянии, но тем не менее архитектура этого помещения сохранилась довольно хорошо и при ближайшем рассмотрении можно увидеть все величие этого строения.

Вся усадьба была сдана раньше в аренду санаторию Министерства обороны Украины. Из-за плачевного состояния здания экскурсии сюда не проводились.

Ялта утраченная и современная. Фото-экскурсия. December 19th, 2010

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
В качестве вступления

К началу ХХ века Ялта из греческой рыбацкой деревушки, каковой она была в первой половине XIX века, превратилась в настоящую Русскую Ривьеру. Здесь среди живописного ландшафта горной гряды иметь виллу было делом престижа, и, разумеется, позволить себе подобную роскошь могли лишь очень богатые люди, которые не скупились ни на дорогой проект, ни на богатое убранство. На зеленых горных склонах под руководством лучших архитекторов возводились усадьбы невероятной красоты. Особой популярностью здесь пользовались восточные мотивы, представленные «этническим модерном*» и псевдомавританским стилем. В меньшей степени были востребованы неогреческий стиль, как таковой ар-нуво, классический и барочный.

Рассматривая остатки усадеб, большинство из которых в ужасающем состоянии, удивляет виртуозная работа мастеров по камню и древесине. Радуют замечательные архитектурные и художественные решения (с горечью понимаешь, что сегодня восстановить эти уникальные памятники едва ли возможно, ибо мастеров способных повторить тонкую ручную работу нет, а если и есть, то стоить это будет огромных средств.)

Бесконечно печалит безразличие самих ялтинцев, и властей города к бесценным разрушающимся памятникам архитектуры, и бездействие к тому невероятному уродству, что возводится сегодня.

* * *

Набережная Ялты, пожалуй, главная достопримечательность Жемчужины Южного берега Крыма. Свой современный вид она приобрела в 1955 году, когда по проекту известного крымского архитектора И.Татиева была начата ее реставрация: укреплен берег, пешеходные зоны были асфальтированы, установлены базальтовые и чугунные ограды, монтированы оригинальные фонари.


Вид Набережной с Поликуровского холма


Открывается Набережная Площадью В.И.Ленина, с одноименной статуей в центре, работы П.Яцино, А.Фомина. И хотя Владимир Ильич вышел не дурно, довольно нелепо в летний солнцепек смотрится его пальто... Здание Ялтинского горкома КПСС (на заднем плане) - работа уже упомянутого архитектора Ираклия Татиева, который кровью отвоевал у "гонителей архитектурных излишеств" портик и 12 колонн.


Ялтинская Набережная освещена красивыми сталинско-ампирными фонарями из молочного стекла, окрашенного окисью сурьмы. Эта пышность как ни что другое подчеркивает пафосность главной улицы курортного города.


В ценре Набережной в море вдается волнорез над которым парит ресторан "Золотое руно". Сама идея греческой галеры очень не плоха, и органично увязывается с легендой о топониме Ялта (измученные штормом и долгим путешествием греки, увидав долгожданный берег вскричали: Ялос! Ялос! Что означало берег. Однако, эта легенда ложна, ибо в древнегреческом языке слово "ялос" не существовала. А город, скорее всего, получил название от имени тюркского полководца Джалита). Но исполнение этой идеи из дешевой клеенки и диодных шлангов, явно не соответствует пафосности места, и запрашиваемым в заведении ценам.

Очень не дурны и эти зонтики-эдельвейсы, установленные в 60-х. Особенно красиво смотрятся они ночью, в нижней подсветке, установленной в ходе "октябрьской" реставрации Набережной 2002 года.

Вид набережной после грандиозной реставрации 2002 года.




В ходе этой реставрации Набережная была устлана плитами из красного и серого гранита. Были отреставрированы фасады зданий, проведено озеленение, и установлены малые архитектурные формы. Планировалось также запретить всю выносную торговлю, правда с этим до конца справится так и не удалось, и в сезон Набережная вполне смахивает на восточный стихийный рынок.




26 сентября 2009 года Митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь освятил часовню в честь Собора новомучеников и исповедников Российских, которая также была отстроена в ходе генеральной реставрации Набережной.


Первая, деревянная часовня недалеко от этого места была возведена 15 августа 1881 году в память российского императора Александра II, . В первоначальном варианте часовня стояла на деревянных сваях, но затем из-за неоднократных разрушений морскими прибоями под нее был подведен каменный фундамент.


Судьба часовенки на Набережной сложилась драматично. Простояв на Набережной более полувека, в 1932 году она была закрыта, а затем разобрана «за ненадобностью».

Вилла "София"


Вилла "София". Вокруг этого здания доходного дома, построенного по проекту Н.П.Краснова в 1897, в свое время разыгрался скандал. Ялтинцы были крайне возмущены фактом покупки разрушенного и отведенного под снос здания (в котором располагалось поликлиника) небезызвестной певицей Софией Ротару, на личные средства которой здание было отреставрировано, и сегодня действует как элитная гостиница.
Перед главным входом в виллу расположилась ужасающая композиция на мотивы чеховской "Дамы с собачкой", состоящая из бревновидной женщины, аморфной собаки, и мужчины с куриными бедрышками.
Композицией, топорностью исполнения и пластикой эта малая архитектурная форма способна убить синего кита.

Для большинства праздно прогуливающихся вдоль Набережной, оная оканчивается четырехзвездочной гостиницей "Ореанда", что расположилась не далеко от места впадения в море речки Учан-Су. Построенная в 1907 году гостиница сразу же была признана одной из лучших Ялтинского уезда.








В 1918, в период революционных событий в Ялте, гостиница использовалась под убежище и оборонительный пункт крымских противников большевистской власти.
После установления в Крыму Советской власти, здание гостиницы было национализировано, однако использовалось по своему назначению. В справочнике-путеводителе «Крым» рекламировалась гостиница «Ореанда» в г. Ялта, на 50 номеров от двух до десяти рублей в сутки. В начале Великой Отечественной войны (1941 г.) в гостинице размещался военный госпиталь. В послевоенный период гостиница «Ореанда» была преобразована в санаторий, где продолжали лечение раненые в годы войны солдаты и офицеры. В конце 1950-х, после проведения капитального ремонта, «Ореанда» вновь приобрела статус гостиницы.




В начале 1970-х было принято решение о реконструкции гостиницы, с условием полного сохранения исторического облика. Вторая реконструкция была предпринята в 2001 году.

Очень много чудесных строений таят в себе и подворотни Набережной.
Например, это хозяйственное помещение любовно украшенное резными деревянными карнизами.


Вообще, южнобережная усадебная архитектура не мыслима без резных деревянных деталей. Удивляет та виртуозность с которой выполнены ажурные фасады. К сожалению, большинство из них находятся в аварийном и изуродованном состоянии.



Особенно прекрасен своей пышной резьбой Музей Леси Украинки, отрытый в 1991 году ко дню 120-летия поэтессы в усадьбе купчихе Лещинской, где Лариса Косач-Квитк прожила некоторое время.

Именно здесь выдающаяся украинская поэтесса написала циклы поэзий «Крымские воспоминания», «Крымские отзвуки», рассказ «Над морем» и драматическую сцену «Ифигения в Тавриде»

Однако моей любимой усадьбой этого района Ялты является небольшой особняк построенный по проекту П.Н.Краснова, некогда принадлежавший выдающемуся русскому теологу, философу и экономисту Сергею Булгакову. Он выстроен, как, собственно, и музей Л.Украинки в стиле "этнического" "бахчисарайского модерна".

Очень своеобразна история этого этнического модерна, начатая придворным архитектором Александра II, Ипполитом Анатольевичем Монигетти (1819-78), который был вдохновлен мотивами Бахчисарайского дворца ханов, и переработав их, создал первый ливадийский дворец (от которого на сегодняшний день осталась лишь дворцовая церквушка Воздвижения Креста Господня). Всю прелесть этого нового архитектурного стиля в свою очередь оценил ведущий архитектор Ялты, любимец двора, Николай Петрович Краснов, который возвел не один десяток зданий в подобном стиле, задавая модный вектор и другим архитекторам полуострова.

К сожалению сегодня первоначальный вид усадьбы Булгакова изуродован. Полигональная кладка гаспринского известняка местами заштукатурена, местами покрыта "шубой", фасад венчают кондиционеры. Изменен и вход, который изначально открывался со второго этажа, куда вела лестница (что за калиточкой слева).


Первоначальный проект дома Булгакова.

Тут же не далеко расположен ялтинский дом детского творчества, расположившийся в здании в котором до революции располагалось частная гинекологическая клиника-пансион.

Огромное двухэтажное здание выстроено в стиле нео-грек, из внутреннего убранства, увы, частично сохранилась лишь прихожая и перила лестницы.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...

Красивый и довольно заброшенный старинный особняк архитектора Вегенера в Мордвиновском парке, почти в конце нынешней улицы Свердлова в Ялте на территории санатория министерства обороны, корпус санатория № 11.

Это весьма оригинальное здание более ста лет назад построил для себя известный петербургский архитектор Оскар Эмильевич Вегенер - руководитель строительства дворца Александра III в Массандре, дворца графа Мордвинова в Ялте, автор проекта гостиницы «Метрополь» и других ялтинских зданий.

Небольшое здание удивляет установленными на нём двумя сохранившимися беломраморными скульптурами, способными украсить настоящий дворец. Довольно редкое украшение в ялтинской архитектуре. На фасаде архитектор поместил два своих вензеля-монограммы, с немецкими буквами «О» и «W». Балкон украсил металлическим гербом с изображением треугольника, циркуля, линейки и транспортира. Причудливы оконные проёмы в форме замочных скважин. Глядя на фасад можно убедиться, что архитектор обладал несомненным чувством юмора: в архитектурных деталях видна человеческая голова¹.

Насколько красив особняк, настолько он и запущен, хотя представляет собой явную историческую и архитектурную ценность. После событий 1917 года здание было передано под жилье нескольким семьям, которые произвели в нем ряд перестроек. Тем не менее, даже не смотря на это, в целом бывшее имение Вегенера сохранило свой прежний облик как снаружи, так и внутри: старинные оконные рамы, вплоть до задвижек, двери, паркет, деревянные панели, потолки с балками из благородных пород дерева, камины, кафель, резьба по дереву и камню и пр.

Фотографии

Летняя Ялта ассоциируется с морем, жаркими днями и пляжами. /сайт/

В этом году лето в Крыму не похоже ни на одно предыдущее. Прохладный ветер, частые дожди, временами проливные, облачность и прохладная вода заставляли отдыхающих искать другие источники вдохновения помимо пляжного времяпрепровождения.

В Ялте достаточно много интересных уголков, созданных для изучения более детального и глубокого. Как для интересного разговора мы ищем собеседника многогранного, так и для путешественника-исследователя имеет значение возможность познания окружающей среды, уклада, быта, традиций.

Привлекательность с точки зрения архитектуры, истории и эстетического удовлетворения таят в себе улицы Ялты со старинными домами, замками, дворцами.

Один из самых интересных пешеходных маршрутов в Ялте - это улица, соединяющая посёлок Массандра с набережной Ялты. Она была одной из первых улиц города, которая начиналась от почтового симферопольского тракта, поэтому первое её название было Почтовая, затем Симферопольская. Позже улицу переименовали в Кутузовскую, сейчас её название - Свердлова.

Её оживлённость привлекала в конце XIX века известных людей: графы, генералы, купцы строили свои дома и замки. В проектировании зданий принимали участие знаменитые архитекторы, в том числе Николай Краснов и Оскар Вегенер. Некоторые из этих особняков сохранились до наших дней, определяя неповторимый облик Ялты.

Имение «Уч-Чам», в переводе - «Три сосны», построено в неороманском стиле. Архитектурный ансамбль объединён живописной аркой. Особняк принадлежал княгине Марии Барятинской, которая любила устраивать в усадьбе благотворительные балы и светские мероприятия. Среди её гостей бывал император Николай II с семьёй.

В особняке Уч-Чам снимается кино. Фото: Алла Лавриненко/Великая Эпоха

Спускаясь вниз по улице Свердлова, нельзя не заметить внушительный по размерам парк, усадьбу графа Николая Мордвинова, первого морского министра России.

Цветущие деревья в парке графа Мордвинова. Фото: Алла Лавриненко/Великая Эпоха

Граф назвал своё имение «Хорошая пустошь». На территории усадьбы были заложены виноградники, сады, парк, который был открыт для посещения публики.

Дворец на территории имения был построен правнуком графа Мордвинова. Здание выполнено в стиле эпохи Возрождения из серого песчаника и крымского зеленоватого песчаника. Строение сохранилось до наших дней в первозданном виде.

Дворец графа Мордвинова. Фото: Алла Лавриненко/Великая Эпоха

Парк усадьбы украшают вековые секвойи, кедры, пальмы и фонтан с античной скульптурой.

Дворец графа Мордвинова, фонтан с античной скульптурой. Фото: Алла Лавриненко/Великая Эпоха

Цветы в парке графа Мордвинова. Фото: Алла Лавриненко/Великая Эпоха

Ниже по улице сохранились жилые старые дома с башенками, уникальной кладкой, арочными окнами, деревянной резьбой.

Сквозь застройки внезапно открывается чудесный вид на горы, окружающие Ялту, и дома, карабкающиеся по склонам.

Через несколько минут маршрут приводит на набережную, украшенную цветущими магнолиями. После увлекательной прогулки можно наградить себя чашечкой кофе в одном из многочисленных кафе или искупаться в ласковом море.

Набережная Ялты. Фото: Алла Лавриненко/Великая Эпоха

Магнолия цветет на набережной. Фото: Алла Лавриненко/Великая Эпоха