Готические соборы франции. Самый красивый собор Франции Как называется церковь во франции

В середине XII века средневековое искусство, стерев границы романского стиля, породило на свет готический стиль и изменило лик французских городов.

Сердцем ансамблей, разросшихся вокруг главной площади, стали кафедральные соборы. Великаны, чуждые средневековой узости улиц, домов и мыслей, заложили новую веху в истории и повлекли за собой настоящий строительный «бум».

Пришла пора соборов кафедральных,

Гордых крестов,

Устремленных в небеса.

Опера «Notre Dame de Paris»

Первым храмом, возведенным в готическом стиле, было аббатство Сен-Дени – усыпальница королей Франции. Отточив мастерство на раннеготическом святилище в Лане и церкви Сен Жюльен в Ле Мане, в 1163 зодчие заложили основание Нотр-Дам-де-Пари на руинах древнего капища Дианы. Выбор площадок, обладавших особой энергетикой, знаменовал победу истинного Бога над канувшими в Лету языческими идолами.

Архитектура — красота и сложность

Все готические храмы Франции являют собой 3-5-нефные базилики, оборудованные трансептом – поперечным нефом, и полукруговым деамбулаторием (обходом хора) с примыкающим к нему венцом капелл. Сложную каркасную конструкцию характеризуют вертикализм башен и сводов, динамичность скульптур и яркие витражи на религиозные и бытовые сюжеты .

Элементы готической архитектуры

Основа из стройных столбов, удерживающая остроконечные стрельчатые арки, устремляется ввысь аркадой верхней галереи – трифорием. Две башни западного фасада, украшенные узорными вимпергами, фиалами и краббами, служат обрамлением для трех перспективных порталов и круглого резного окна – «розы» .

Парижские химеры

В оформлении фасадов широко применяются растительные и геометрические узоры , а водостоки и балюстрады «охраняют» каменные химеры и горгульи .

Внутреннее убранство главного нефа обычно выглядит скромнее: его украшают лишь резьба капителей и витражи, насыщенные оттенками синего, желтого и красного цветов.

Представители поздней «пламенеющей» готики, например, французский кафедральный собор в Руане, уже отличаются замысловатым узором нервюров (рёбер крестового свода).

К XVI столетию, «перегрузив» себя декором, архитектурная эра, оставившая множество ярких следов, уступила дорогу шедеврам эпохи Возрождения.

Нотр-Дам-де-Пари – сокровище нации

Знаменитый фасад

Без малого две сотни лет строился центр духовной жизни Парижа, заложенный в 1163 году на священном острове Сите.

В дни Французской революции он был признан Храмом Разума и изрядно разорен. К коронации Наполеона Бонапарта в 1804 году обветшалые стены Нотр-Дам-де-Пари пришлось декорировать драпом. Лишь в XIX в. запыленное сокровище было обнаружено Виктором Гюго и наконец-то отреставрировано.

Этот католический храм отличается нервюрным арочным сводом, стрельчатыми окнами и аркбутанами. Легкий главный фасад пятинефной базилики находит свое завершение в изящном шпиле. В центре второго яруса сияет готическая «роза», а украшения нижнего портального фриза передают ужасы «Судного дня».

Помимо органа с 6 тысячами труб, изготовленного в XIX веке, в Соборе Парижской Богоматери скрываются драгоценные дароносицы и потиры . А около его паперти располагается «нулевой» километр , служащий отправной точкой всех французских дорог.

Пристанище Святой Девы — Нотр Дам де Шартр

Парящие в небесах стрелы Нотр-Дам-де-Шартр

Еще до христианства на сакральной горе в Шартре был возведен языческий дольмен, а несколько веков спустя – католическая базилика.

С IX века здесь хранилась часть родильного Покрова Девы Марии. По преданию, святая ткань повергла в бегство неистовых норманнов и не сгорела в огне, превратившем старый храм в пепелище.

Уверовав в чудо, священники немедленно взялись за возведение нового кафедрального собора в Шартре.

К 1220 г. осколки западного фасада, подземная часовня и «Королевский портал» были покрыты арочными сводами.

А в 1260 году Нотр -Дам-де-Шартр был торжественно открыт в присутствии Людовика IX.

При строительстве 130-метрового латинского креста было применено «золотое сечение».

Порталы западного фасада, соединяющего Старую Колокольню и Северную башню, расписаны сценами из Заветов. 10 000 изваяний, 146 витражей украшают трехнефный Нотр Дам де Шартр, его центральную часть занимает мозаичный лабиринт «Путь в Иерусалим».

Яркая мозаика окон

Католический собор в Амьене – величие французской готики

Величественная красота собора в Амьене

Несчастливой была судьба предшественников крупнейшей во Франции Амьенской церкви: они стали жертвами огня и молнии. В 1218 году, обнаружив в руинах храма невредимую реликвию, епископ Эврар де Фуйуа начал строительство очередной обители Бога на Земле – кафедрального собора в Амьене.

Работы под зорким оком Робера из Люзарша и Тома де Кормона были завершены в 1288 году .

Гармонический фасад церкви, состоящий из яруса порталов, галереи и окна —«розы» , является классикой французской готики. Три перспективных портала и две башни украшены барельефами «амьенской Библии».

Обилие химер и горгулий разбавляет галерея из 22 французских королей, венчающая трифорий .

Интерьер храма сочетает элементы готического стиля и барокко , внесенные Жаном-Батистом Дюпьи в XVIII веке.

Главными сокровищами являются лабиринт для паломников и крошечный обломок черепа Иоанна Крестителя, помещенный в реликварий трансепта.

Знаменитая амьенская роза

Средневековый небоскреб — Нотр-Дам в Страсбурге

Храм, устремленный ввысь

Высочайшее здание Средневекового мира строилось на месте старого капища Марса два с половиной века.

Лишь в 1439 году, сменив немало архитекторов и исчерпав весь церковный бюджет, Нотр-Дам в Страсбурге обрел привычный вид.

Западный фасад, построенный по канонам французской готической архитектуры, венчают рельефы из жизни Христа.

Позднеготический северный портал отдает дань святому Лаврентию Римскому.

А старый южный, сохранивший романские элементы, украшают скульптуры христианской церкви, незрячей синагоги и царя Соломона, вершащего праведный суд.

Внутреннее убранство католического собора Страсбурга, утопающего в полумраке, озаряют средневековые витражи.

Тут хранятся бесценные реликвии – купель, спрятанная в нише святого Лаврентия, и астрономические часы, созданные в XVI в. братьями Габрехт .

Примечательны и кафедральные соборы, расположенные в Руане, Байе, Бордо и Нанте.

Нам будет приятно, если поделитесь с друзьями: Собор в Шартре (XII-XIV вв.) считается одним из красивейших в Европе. Шартр, где находились драгоценные реликвии Богоматери, пользовался особым покровительством короля Людовика IX, который подарил собору большое окно-розу. Витражи пожертвовали собору ремесленники города.

В строительстве собора принимало участие множество людей: например, в 40-х гг. XII в.тысячи нормандских паломников явились в Шартр и несколько месяцев вкатывали каменные блоки в стенах собора достигают двух-трех метров длину и одного метра в высоту. Западный фасад - единственное, что уцелело от предыдущей постройки. Его создание относится к 1170 году. Фасад украшают три пышно украшенных великолепными каменными барельефами портала, относящиеся к XII веку. С севера и с юга на фасадах здания можно видеть весьма характерное для французской готики огромное, круглое кружевное окно, в проемы которого в свинцовых переплетах вставлены цветные витражи. Диаметр окон трансепта составляет 13 метров. Подобное окно вошло в историю искусства под названием "роза". Впервые оно появилось в Шартрском соборе, как утверждают, по заказу короля Людовика IX Святого и его супруги королевы Бланки Кастильской. На витражах "розы" можно видеть гербы Франции и Кастилии, сцены из земной жизни Богоматери и сцены Страшного суда. Собор в Шартре лучше освещён, чем парижский, благодаря высоким окнам нефа, ажурным капеллам обширного пятинефного хора и светлому, голубовато-сиреневому колориту витражей, отличается крестообразно развитым пространством, сдержанным благородством интерьера, перекрытого четырёх частными сводами,органичностью структуры. «Королевский портал» (1145- 1155 гг.) собора в Шартре - яркий образец готической скульптуры. Собор в Шартре славился также своими витражами,которые занимали площадь более двух с половиной тысяч квадратных метров. В 1194 г. собор в Шартре почти полностью сгорел, сохранились только «королевский портал» и основания башен. Позднее здание было вновь отстроено. Возведение собора считалось праведным делом, за которое верующим простятся грехи, и будет обеспечено спасение на небесах.


Собор в Анжере относящийся к готическим конструкциям, сохранил все особенности западных областей Франции. Автор проекта не утолщал стен.
Он стремился уравновесить распределение тяжести, усиливая вертикальную нагрузку. Свод храма сильно выпуклый. Его мощные нервюры являются одним из украшений здания, так как проходящая между двумя валиками плоская лента покрыта резьбой; между ними как бы протянута гирлянда из цветов. В соборе сохранились витражи, относящиеся к разным периодам.


Характерные черты ранней готики воплотились в главном соборе столицы Франции - Нотр-Дам де Пари (Парижской Богоматери). Величественный Нотр-Дам де Пари был заложен в 11б3 г., но его строительство продолжалось в течение нескольких столетий - до XIV в.Собор представляет собой базилику длиной сто двадцать девять метров, состоящую из пяти продольных нефов и одного поперечного - трансепта.. Это грандиозный (длина 130 ж, высота сводов 32,5 At) пятинефный храм,разделённый посередине длины коротким трансептом и завершённый хором с двойным обходом (1182), так что весь план вписывается в прямоугольник. При шестичастных сводах и одинаковых круглых столбах главной аркады, увенчанных крупными капителями, поставленная на них стена ещё массивна она получила большие верхние окна, необходимые для освещения нефа Хор собора, а также фасад с его ясными горизонтальными и вертикальными членениями, как бы с трудом врезанными в плотную стену порталами, великолепной розой и словно выросшими из тела сооружения монументальными башнями - совершенное произведение вполне установившегося стиля.
В храм ведут три входа-портала, обрамлённых уходящими в глубину арками; над ними находятся ниши со статуями - так называемая «королевская галерея», изображения библейских царей и французских королей, которых отождествляли с персонажами Ветхого завета. Центр западного фасада украшает окно-роза, а над боковыми порталами вытянулись вверх окна под стрельчатыми арками. На башнях собора располагаются скульптуры фантастических чудовищ - химер. В Нотр-Дам де Пари соединились черты романского и готического стилей. Массивные башни фасада характерны для романской архитектуры, в то время как крестовый свод, опирающийся на арки, использование аркбутанов и контрфорсов, стрельчатых арок и множества окон - черты, свойственные готическому искусству. Собор Нотр-Дам в Париже ответил возросшему политическому значению города
как столицы государства и завершил первый этап развития готического стиля.


Архитектуре реймского собора (1211-1331) при строгости тектонического построения свойствен подчёркнутый вертикализм, вытянутость всех элементов и фигур, обилие скульптуры и декоративных деталей, которые, словно буйная поросль, пробиваются ввысь, пересекая горизонтальные членения. Даже стрельчатые обрамления порталов настолько повышены, что центральный тимпан прорезает ещё одна роза. Весь абрис фасада облегчён, заметно суживаясь кверху. Главный фасад Реймсского собора значительно отличается от классического Фасада.Порталы, выступающие вперед, глубоко лежащая роза в обрамлении высокой стрельчатой арки и высокий второй этаж создают новый тип готического фасада: в нем решительно преобладают вертикальные лини Вызывающие восхищение капители расположены на одном уровне,не прерывая тем самым чередования вертикальных и горизонтальных линий.Это впечатление однообразия усиливается подобным оформлением боковых нефов.

Заключение

В XIII-XV вв. готическая архитектура распространялась по разным странам Европы, приобретая определённые черты, и вырастала постепенно из романского стиля преобразуя его почти незаметными новшествами. В ХIII веке усиливается связь между двумя королевствами Испании и Франции. Французские зодчие работают на территории Испании. Следы их деятельности прослеживаются в соборах Леона, Бургоса и Толедо. Испанская архитектура ХIII веке кажется ветвью французской. Почти всегда враждебные, но всегда близкие отношения с Англией не могли не сказаться на архитектуре обоих королевств. Например, французский архитектор Гийом из Санса построил 1175 году собор в Кентбери. Будучи ближе всех других английских храмов к французскому плану, собор Вестминстерского аббатства остался памятником близких отношений между королевствами. Его хор окружен венцом капелл, центральный неф выше, чем это было принято в
английских храмах. Влияние английской готики на французскую, падающее на XV век, коснулось не основной конструкции зданий, но главным образом их «пламенеющего декора» Замечательная готическая архитектура Чехии XIV века также связана с
именем французского архитектора Матье из Арраса, который начал постройку собора св. Витта в Пражском граде.
Сохранились сведения о том, что в1287 году Этьен де Боннейл отплывает с помощником в Швецию, чтобы построить собор в Упсале. Н

Готика, как архитектурный стиль, характерна для определённой эпохи всей Западной Европы, но ведущая роль в её создании, развитии и воплощении принадлежала Франции.

Архитектура Франции привлекает своим эклектическим стилем, в котором прослеживается её великая история. Наверняка вы уже читали на нашем сайте историю Эйфелевой башни. Теперь мы познакомим вас с самыми знаменитыми готическими соборами Франции.

Амьенский собор безусловно сможет привлечь ваше внимание. Это самый большой собор готического стиля.Строительство велось с 1220-12888 гг. Ширина собора составляет 145 метров, ширина около 60 метров, высота самой высокой точки храма – 42,5 метров. Размеры действительно внушительные. Он может вместить до 10 тысяч человек одновременно, что сравнимо по вместимости со средним стадионом. Только представьте себе это сооружение! По своему объему он Амьенский собор превосходит все готические соборы.

Название собора происходит от города в котором он построен – Амьен, который расположен на севере Франции. Собор принадлежит Каменской католической епархии.

Амьенский собор внешне представляет собой классическую готику в Архитектуре. Архитектурные задумки дополнены скульптурами. Западный фасад – самый красивый. Собор имеет 4 яруса. В центре второго яруса находится статуя Христа, которая сохранилась со Средневековья. Также обратите внимание на большое окно-розу. Его соорудили в 15 веке и оно до сих пор удивляет своей красотой посетителей собора.

Внутри собора всё скромно и строго, как и было в «готические времена» Средневековья. Здесь стоит обратить внимание на 110 сидений хора, которые были сделаны ещё ы 16 веке и сохранились до сих пор. Они украшены фигурками, изображающими сцены из Ветхого Завета.

Амьенский собор
Амьенский собор
Амьенский собор

Шартский собор – ещё одно красивейшее сооружение Средневековья, которое принадлежит католической епархии и находится в городе Шарт.

Отсюда и название. Этот собор расположен недалеко от Парижа, до него можно добраться на транспорте, при желании. А посетить и посмотреть его точно стоит, ведь он считается одним из шедевров архитектуры в стиле «Готика» и в 1979 году Юнеско внеси его в список Всемирного наследия. Здесь хранится древняя христианская реликвия – Святая плащаница Девы Марии.

История строительства этого храма довольна интересная. На его месте было несколько церквей, которые погибали в пожарах и в итоге, после большого пожара, который разрушил практически весь город, жители города обнаружили, что романский собор сгорел не полностью. Башни с западным фасадом уцелели и жители приняли это за знак свыше и начали собрать пожертвования на строительство нового храма, в который будут вписаны уцелевшие башни и фасад. Так в 1260 году состоялось освещение Шатского собора, на котором присутствовала королевская семья и сам Людовик IX.

Самое интересное, что Шатский Собор ни разу не реставрировался и не перестраивался с конца XIII века. Он предстает перед посетителями нетронутым! Внутреннее убранство насчитывает порядка 10 тысяч скульптур из камня и стекла. Северный и южный входы также украшены скульптурами XIII века.

Шартский собор имеет астрономические часы на южной стороне, которые были сделаны в 16 веке.В рабочем состоянии они показывали время восхода и заката Солнца, фазы Луны, время дня, день недели, месяц, и текущий знак Зодиака. Жаль, что часовой механизм сломался в 1790-х годах. Починить его не смогли.

Внутри собор вам понравится больше, чем Амьенский. Он украшен скульптурами, которые изображают сценки из жизни Христа и Богородицы, а также знаменит своими цветными витражами, которые занимают площадь около 2000 квадратных метров. Это более 150 окон, некоторые из которых сохранились с 12 века! Витражи также уникальны чрезвычайной насыщенностью и чистотой красок, секрет изготовления которых был утерян.


Шартский собор
Шартский собор

Реймсский собор построен в 13 веке и носит название Нотр Дам де Реймс. Не путать с Нотр Дам де Пари. Это разные соборы, хотя оба они посвящены Богоматери. Реймский собор также входит во Всемирное наследие ЮНЕСКО. Реймсский собор знаменит тем, что в нём короновали практически всех французских королей.

Во время Первой мировой Войны Собор изрядно пострадал. Он оставался в зоне боевых действий до самого окончания войны. В результате многочисленных бомбежек, архитектура, статуи, витражи и фасады сильно пострадали. Что-то восстановили, что-то не удалось. Большую розу на витражах удалось восстановить лишь частично. Реставрация здания продолжается до сих пор. Скульптурные шедевры собора и их остатки, которые удалось собрать после бомбардировок в данный момент собраны и хранятся в здании бывшего епископского дворца, который был построен в конце XVII века.

Собор Нотр-Дам в Реймсе по своей архитектуре считается самым гармоничным из готических храмов. Высота башен около 80 метров. Этот собор также, как и многие другие храмы готики, построен на месте сгоревшей романской церкви 9-10 веков. Внутри нефа храма выложен лабиринт с надписями, в котором можно прочесть об архитекторах времен строительства Храма и определить, кто из них какую его часть строил.

Главное отличие Собора Богоматери в Рейми от Нотр-Дам де Пари заключается в том, что его башни вместе с фасадами образуют единое целое. Окна и порталы Храма украшают каменные ажурные крестоцветы, которые так характерны для этого стиля архитектуры. В 15 веке в Храме достроили «Галерею Королей», украшенную несколькими большими статуями.

Общая схема западного фасада схожа с архитектурой Нотр-Дам-де-Пари, но отличается вытянутостью вверх. То есть по вертикали смотрится выше и больше. Боковые фасады Реймского собора украшают большие, почти соприкасающиеся друг с другом окна, а водосточные трубы украшены горгульями.


Собор Нотр-Дам в Реймсе
Собор Нотр-Дам в Реймсе

В любой стране можно насчитать несколько знаменитых и известных на весь мир зданий и сооружений, являющихся ее визитной карточкой. И, конечно, Франция, не исключение: французские замки, прекрасные мосты, прекрасные памятники и величайшие храмы – все это о ней. Сегодня, мы расскажем об самых красивых соборах и церквях Франции.

Или «Sainte Chapelle» в Париже . Эта изумительная французская часовня стоит на острове Сите. Величественное сооружение всегда вызвало восторг и восхищение любого, кто его когда-либо видел, а в период средневековья капеллу называли - «врата в рай». Века спустя, великий французский писатель Андре Моруа назвал Сент-Шапель - «подлинным чудом готического искусства». Не изменилось мнение о ней и сегодня, туристы приходят в изумление, увидев красоту этого сооружения. Даже несмотря на то, что часовня окружена не совсем позитивными, с точки зрения энергетики, зданиями: рядом стоит Дворец Правосудия и тюрьма «Консьержери», которые тоже монументальны и величественны, лишь часовня – пробуждает приятные эмоции. Часовня Сент-Шапель строилась по приказу французского короля Людовика Девятого, он, по политическим соображениям, нуждался в том, чтобы все французы убедились в его исключительности и в том, что он достоин стать Божьим избранником на престоле. Людовик приобрел уникальные реликвии христианства в Константинополе, они стоили баснословных денег, поэтому понадобилась достойная капелла для их хранения. Этими реликвиями стали: терновый венец Иисуса Христа и несколько щепок от его креста. Получилось так, что реликвии обошлись королю в три раза дороже, чем было потрачено денег на строительство Сент-Шапель. Это было в 1248 году. Узнать о тех событиях можно, посетив часовню, и рассмотрев ее изумительные витражи, на которых прописана тема перенесения христианских святынь, и этот сюжет центральный, как и сцена «Тайной вечери» и некоторые другие сюжеты из Библии. Эти темы прослеживаются в сотне малых элементов «готической розы». В давние времена верхняя часовня была местом молитв членов французской королевской семьи, в нижней – молились слуги и простолюдины, но сегодня, туристы могут изучить все уголки капеллы. Здание часовни было сильно повреждено в период Французской революции, но его восстановили, по чудом уцелевшим, старинным чертежам. Только вот священные реликвии тут теперь отсутствуют, о давнем нахождении здесь тернового венца сегодня напоминают только каменные шипы, украшающие колокольни. Чтобы прочувствовать средневековую атмосферу этой часовни, рекомендуем прийти сюда на концерт классической органной музыки, тут они периодически проводятся.

Или «Basilique Notre-Dame de Fourvière» в Лионе . Здание лионской базилики Нотр-Дам де Фурвьер, многие назовут вычурным или эклектичным, что немудрено из-за смешения нескольких стилей: классицизма, неоготики, неовизантийского. Но по словам архитектора, создававшего базилику, Пьера Боссана: разве что-то в этом мире может быть слишком хорошо Царицы Небесной!? Базилика расположилась на высоком холме Фурвьер, а окружают ее, древнеримские театры. Величественное здание базилики, украшенное ажурными башенками, зубчатыми кружевными стенами, было построено в конце девятнадцатого века. Его видно почти из любой точки города Лиона. Особенно оно выигрышно смотрится, когда освещенная ярким солнцем позолоченная статуя Богородицы, на башне-капелле, начинает светиться, словно посылая благословение всем жителям и гостям Лиона. Благодаря своим четырем башням, церковь похожа на крепость, и этот архитектурный прием был придуман Боссаном неспроста: он считал, что вера в Бога должна защищать любого человека не хуже цитадели. Строительство базилики Нотр-Дам де Фурвьер на холме Фурвьер, который с давних пор был известен, как место силы, было вызвано порывом благодарных жителей Лиона. На этом холме они возносили молитвы к Деве Марии в 1643 году, об избавлении города от чумы, молились в 1870 году о божественной защите города от вторжения грозной армии Бисмарка. И молитвы помогли! За это, лионцы и возвели красивейшую церковь, вобравшую все самое лучшее из достижений мировой архитектуры. Интерьеры базилики Нотр-Дам де Фурвьер не менее великолепны, ведь входя сюда, думаешь, что попал в какой-то иллюзорный мир: солнце, пробиваясь сквозь многочисленные витражи, отражается миллионами разноцветных лучиков, освещая великолепные мозаики, изящную лепнину, изумительную роспись, прекрасные скульптуры. Подняться на этот холм, можно на фуникулере.

Или «Cathédrale Notre-Dame des Doms d"Av» в Авиньоне . Французский город Авиньон, стоящий на скале над Роной, издавна известный, как «Город пап», из-за того, что семьдесят лет в нем проживали Папы Римские, еще известен и как «Город-крепость», из-за своих неприступных фортификаций, окружающих поселение. На территории Авиньона, раньше было расположено двадцать мужских и пятнадцать женских монастырей, закрепивших за городом еще одно звание – французский «Город колоколов и церквей». Конечно, многие из них давно превратились в руины или стерты с лица земли, другие – используют в иных целях, но прекрасный собор Нотр-Дам-де-Дом, так же, как и восемьсот лет назад, гордо высится над городом, восхищая своей красотой всех проходящих мимо. Авиньонский кафедральный собор входит в единый ансамбль с Папским дворцом и древнейшим мостом Сен-Бенезе, обрывающимся посредине реки. Монументальность старинной церкви, которую венчает интересный купол в романском стиле, на котором вместо креста находится громадная статуя Девы Марии, покрытая позолотой. Этот католический храм больше похож на вавилонский зиккурат, тем не менее, в свое время, он нес функции римского Собора Святого Петра, представляя из себя кафедру Верховного понтифика. Вообще, название Кафедрального собора Нотр-Дам-де-Дом, можно перевести «Дом епископа». Собор возводили не на пустом месте: раньше, уже в четвертом веке, тут стояла древняя базилика, где и размещался епископ, но ее в восьмом веке разрушили сарацины. А к жизни она возродилась лишь в середине двенадцатого столетия. Статую Девы Марии, весящую четыре с половиной тонны, водрузили на здание в 1859 году.

Или «Église Saint-Michel» в Дижоне . Это эклектичное здание, построенное из светло-серого песчаника, впечатляющее днем, но становящееся неотразимым на закате солнца, когда стены его начинают излучать необычное розовое свечение, величественное и в то же время утонченное, привлекает туристов своим сказочным внешним видом. Оно похоже на сказочный замок, с высокими неприступными башнями и каменными куполами. Церковь стоит неподалеку от роскошного Дворца герцогов. Ее возвели в 889 году. Сначала это была скромная деревянная часовенка, которая с ростом числа прихожан, уже не могла вмещать всех желающих, и тогда, в 1020 году, настоятелем было принято решение о возведении большой каменной церкви. Нынешнее здание церкви Сен-Мишель, с великолепными резными порталами, изображающими сцены из Библии, знаменитых мифических героев, строилось в период с 1497 по 1529 годы. А возникла подобная необходимость из-за такого случая, произошедшего в 1430 году: одна женщина, живущая в Монако, купила у торговца реликвиями из разграбленных старинных храмов и гробниц, старинную дароносицу. Вернувшись домой, женщина начала рассматривать свою покупку и обратила внимание, что на дне дароносицы, имеются остатки «гостии» - это постный хлеб, используемый при причастии. Она решила соскрести его ножом, но лишь дотронувшись до хлеба, увидела, что оттуда потекла кровь, которая потом высохла, но оставила след в виде изображения Иисуса Христа на троне. Удивленная дама, отправилась за консультацией к священнику, он взял эту «гостию» и послал Папе Римскому Евгению Четвертому, а тот подарил реликвию герцогу Бургундскому. Таким образом, «гостия» оказалась во французском городе Дижоне. А чтобы эту бесценную вещь было где хранить, начали возводить величественный собор, на деньги богатых жителей города. Это было в 1497 году. Здание воплотило черты стиля ренессанс и «пламенеющей» готики. В 1529 году, эту церковь освятили. К сожалению, три столетия спустя «гостия» исчезла с лица земли, став еще одной жертвой Великой французской революции, а собор утратил сакральное значение. Но память о великой христианской реликвии, осталась в средневековой литературе и на витражах католических соборов Бургундии. Но, утратив сакральную ценность, церковь Сен-Мишель не утратила своего величия, до сих пор восхищая всех, кто ее видит впервые.

Или «Cathédrale Notre-Dame de Reims» в городе Реймсе . Реймсcкий собор – прекрасное и величественное здание, сумел при своих монументальных размерах остаться изящным и утонченным. В этом католическом храме Реймса все грандиозно, но, тем не менее, тонко. Нотр-Дам начали возводить еще в 401 году, а в 1210 году, он сгорел в страшном пожаре. Уже через несколько месяцев храм начали строить заново, ведь иначе было нельзя, так как в одиннадцатом веке появилась традиция короновать там на правление королей Франции. В соборе Реймса были коронованы практически все французские монархи. Потрясающе красивый собор радует своей прелестью туристов и по сей день: его ажурная и изящная внешность – эталон готической архитектуры, подчеркнутый интересным скульптурным убранством, модным в ту эпоху. Лишь одно здание фасада Реймсского собора начитывает две тысячи триста фигур, из них выделяется величественная галерея из пятидесяти шести фигур французских королей. Средневековый шедевр не так уж и далек от эстетики современного искусства: если вы зайдете в центральную часовню, то обратите внимание на интересный витраж, его в двадцатом веке разработал известный художник Марк Шагал. Тут изображено распятие Иисуса Христа и жертвоприношение Исаака.

Или «Cathédrale Notre-Dame de Chartres» в городе Шартре . Французский провинциальный город Шартр, расположен в восьмидесяти километрах от Парижа, именно там и находится французская «Библия в камне» и одна из красивейших церквей мира - Собор Нотр-Дам. Этот готический монументальный храм, был построен всего за тридцать лет и прошел процедуру освящения в 1260 году, с тех пор, он практически не видоизменялся, чем объясняется его мировая архитектурная значимость и ценность. Но, как всегда бывает, этот собор вырос не на пустом месте: самая первая церковь была построена на этом месте еще в четвертом веке, но свою знаменитость он особо ощутил в 876 году, с момента размещения там бесценной христианской святыни – «Покрова Девы Марии», представляющего отрез шелка бежевого цвета, который носила Богородица во время принесения ей «благой вести». С этой реликвией связана масса чудес, и одно из них то, что полотно чудесным образом уцелело в мощном пожаре 1194 года, длившемся три дня и уничтожившим старое здание собора, который был построен в романском стиле, и почти весь город. Не поддающееся логическому объяснению спасение реликвии, иначе как чудом быть не могло, народ Шартра понял, что это было знамение, и начал строить новый храм, уже в прекрасном готическом стиле. Уникальной особенностью этого французского храма является наличие разных башен на западной стороне фасада: дело в том, что было принято решение о сохранении уцелевшей в пожаре пирамидальной колокольни, ее включили в ансамбль в неизменном виде. На другой башне, вы увидите очень красивый шатер, в стиле пламенеющей готики. Шартрский собор Нотр-Дам может гордиться изумительными витражами, площадь которых достигает две тысячи шестьсот квадратных метров. Витражи создавали с двенадцатого по тринадцатый века, но к сожалению, секрет их создания был утрачен в тех далеких временах, тем не менее нам досталась честь видеть самое лучшее собрание европейского витражного искусства. А еще, собор привлекает своими удивительными окнами-розами: которые преломляя лучи солнца, мечут по интерьеру собора разноцветные молнии, лишь дополняя пышность его убранства. На полу Шартрского собора вы увидите лабиринт – символ скитания человеческой души по пути к Богу. Его протяженность двести шестьдесят два метра. По сей день существует традиция: если вы хотите покаяться и попросить у высших сил прощения за свои грехи, то как средневековый пилигрим, преодолейте этот путь на коленях, и Бог смилостивится над вами.

Или «Notre Dame de Amiens» в Амьене . В столице французской области Пикардии – городе Амьене, находится удивительный и весьма впечатляющий собор Нотр-Дам. Строить его начали в далеком 1220 году в честь Святого Жана Батиста: дело в том, что его голова была привезена рыцарями-крестоносцами из четвертого Крестового похода в 1206 году. Удивительно, но мощи христианского Святого до сих пор хранятся здесь, привлекая в Амьен сотни тысяч паломников со всего мира. Собор Нотр-Дам в Амьене – это не просто одна их красивейших французских церквей, но и истинное воплощение совершенной красоты, а также средневековый шедевр инженерного искусства. Здание возведено в классическом готическом стиле, но некоторые элементы оформления, все же склоняются к стилю пламенеющей готики. Потрясающий фасад Амьенского собора нисколько не уступает по великолепию Парижскому Нотр-Даму: он тоже имеет грандиозные размеры, ажурное окно-розу, три высокие портала, Галерею королей, состоящую из двадцати двух гигантских статуй, являющихся французскими королями, но символизирующими царей Иудеи. Собор примечателен и внутри, он грандиозен и величествен: очень высокий, длинный, зал, со ста двадцатью шестью тонкими колоннами, на которые опирается центральный неф, словно возвышает и приближает к Богу любого в него входящего. Идеальные пропорции и безупречность прослеживаются во всех деталях. Внутри собора вы увидите фигуру «Плачущего ангела», который печально склонившись над человеческим черепом, оплакивает глупость людского рода. Эту скульптурную композицию создал Николя Блассе. В Амьенском соборе вы сможете увидеть потрясающие резные скамьи, с изображениями более чем четырех тысяч мифических, библейских, реальных персонажей, которые были созданы резчиками по дереву в шестнадцатом веке. Считается, что Амьенский собор – это величайшее создание искусства зодчества, и далеко не каждый собор, сможет затмить его красоту.

Или «Sacre Coeur», в Париже . Издавна на холме Монмартр в пригороде Парижа, селились бедные представители французской богемы: художники, музыканты, писатели. И, в первую очередь, это место привлекало их своей дешевизной. Но именно эти люди смогли в корне изменить наши представления об искусстве. На сегодняшний день, холм Монмартр, расположенный в восемнадцатом округе Парижа, является не только самой высокой его точкой, но и местом, где стоит неподражаемая и великолепная Базилика Святого Сердца - Сакре-Кер, и откуда открываются умопомрачительные виды на город. Название данного холма переводится, как «Гора мучеников»: оно уносит нас в давнюю историю христианства, но продолжает оставаться актуальным и в двадцать первом веке: два века подряд, на Монмартре селятся гениальные мастера, часто умирающие в голоде и нищете, становясь признанными гениями и творцами лишь после смерти. Несмотря на то, что сегодня Монмартр – престижный район Парижа, тут сохранился дух провинциальности: нищие художники, рисующие на улице, бедные уличные музыканты, бары и кабаре и масса туристов, которые стремятся своими глазами увидеть удивительную архитектурную доминанту Монмартра - Базилику Сакре-Кер, которая была возведена в честь Святого Сердца Христова. Эта огромная по размерам церковь, отливающая молочно-розовым цветом, видна со всех концов Парижа. Она, наряду с Эйфелевой башней и Лувром, - настоящий символ города. К базилике Сакре-Кер можно подняться пешком, преодолев несколько сотен ступенек или же проехать на фуникулере. Эта французская церковь вобрала в себя элементы двух стилей - романского и византийского. Особенно прекрасна она по ночам, когда загораются огни подсветки: Сакре-Кер становится схожей с одним из фантастических дворцов древней Византии. Вечерами на многочисленных ступенях церкви встречаются многочисленные компании туристов, местных жителей, музыканты, они пьют, поют, веселятся, а сверху на них строго взирает статуя Иисуса Христа, с центрального фасада базилики.

Или «Notre Dame de Paris» в Париже . Этот собор, расположенный на острове Сите, посреди реки Сены, – сердце Парижа. Нотр-Дам де Пари - монументальное здание, славящееся фантастической красотой. Собор вырос на месте самой первой христианской базилики Парижа, а она, в свою очередь, была построена на руинах древне-римского храма. Собор Парижской Богоматери заложили в 1163 году, и он строился и увеличивался в размерах до девятнадцатого века, становясь безмолвным свидетелем всех великих и ужасных событий французской истории: Варфоломеевская ночь, Великой французской революции, приход к власти императора Наполеона Бонапарта и так далее. Это готический собор, с элементами романского стиля. Здание, хотя и огромно, но пропорционально. Кстати, собор достигает почти семидесяти метров в высоту, но рядом с ним не чувствуешь себя мелким, а, наоборот, словно духовно вырастаешь, ободренной мощью божественной силы и невероятной энергетикой этого места. Знакомясь с западным фасадом собора, который являет «Библию в камне», поражаешься размаху и фантазии архитекторов: изумительное окно-розетка, грандиозная галерея с двадцатью восемью фигурами библейских царей, сценка Страшного суда, начертанная на центральном портале, знаменитые фигурки химер и горгулий, изображения святых, мифических существ, простых людей. В соборе хранится важная христианская святыня – терновый венец Христа. Знаменитый писатель Виктор Гюго создал об этом величественном храме целый роман, но даже ему не удалось в полной мере передать те чувства, которые овладевают человеком, стоящим перед собором Парижской Богоматери.

Или «Cathedrale Notre-Dame de Rouen» в Руане . Этот старинный католический собор, являющийся самым высоким храмом Франции, считается великим национальным памятником страны и настоящим шедевром готики. Французский город Руан, издавна зовут «Городом сотни Шпилей», ведь в нем много высоких зданий со шпилями, но Руанский собор по своей красоте превосходит их. Его даже увековечил художник Клод Моне в своих картинах. Высота Руанского кафедрального собора – сто пятьдесят один метр. Массивные стены этого собора тянутся вдоль улицы Сан-Романо, которая в средние века считалась самой престижной в Руане. Возник этот собор на месте древней христианской базилики четвертого века, которая возникла тут после того, как в эти края приехал епископ Меллон, начавший проповедовать христианство среди местных жителей. К девятому веку, тут образовалось довольно крупное епископское подворье, включавшее две церкви, Кафедральный собор, в честь Богоматери, баптистерий, но все это сровняли с землей, напавшие на город Руан в 841 году орды викингов. После себя они оставили лишь пепелище. И тогда, правящий в те годы Францией король Карл Третий Простоватый, в 911 году, пойдя на уступки завоевателям, дал согласие на то, чтобы Нормандия стала герцогством и выдал свою дочь Гизелу за вождя викингов Роллана Пешехода, а тот, в свою очередь, принял крещение, взяв имя Роберт. Так появилась династия герцогов Нормандских, а Франция обезопасила себя от нового нападения грозных северных покорителей морей. Герцог Роберт, в 1020 году, начал строительство величественного католического собора в романском стиле, его дело продолжили наследники. К сожалению, до наших дней от того сооружения достояла лишь одна крипта. Самой старой башней Раунского собора является башня Сан-Ромен, которой уже восемь веков, она возводилась в 1145 году. Собор часто разрушался из-за природных катаклизмов, человеческой неосторожности, например, один неф, сгорел в средние века при пожаре, в восемнадцатом веке здание собора пострадало от сильнейшего урагана, и конечно же, одной из наиболее печальных страниц истории собора, является бомбардировка 1944 года, длившаяся на протяжении целой ночи, при которой была повреждена боковая башня, она, завалившись на бок, повредила несколько несущих колонн. Но, к счастью, собор не рассыпался, а чудом простоял до того времени, как началась его реставрация и восстановление, что длилось около двенадцати лет. В наше время, а именно, в 1999 году, Руанский собор пострадал в результате сильной бури, когда стихия повредила его колокола, а в 2000 году обрушилась еще одна башня, но так как это случилось в пять утра, никто не пострадал. Эта древняя конструкция, созданная словно из каменного кружева, с изумительными витражами, высоким шпилем, привлекает тысячи туристов. Кстати, внутри храма находится гробница первого герцога Нормандии Роллана Пешехода, а также саркофаг короля Ричарда Первого или Ричарда Львиное Сердце, но в саркофаге находится не все тело английского короля, бывшего еще и герцогом Нормандским, в период с 1189 по 1199 годы, а лишь его сердце.

– страна, где сконцентрированы самые красивые и удивительные базилики, соборы, церкви, часовни и храмы. Вы, наверное, обратили внимание, что каждый более или менее значительный город этой страны, обязательно имеет свой собор Нотр-Дам, и в этом нет ничего необычного, потому как французы – католики, а у них Божья Матерь почитается даже больше Иисуса Христа, вот и возводят они масштабные религиозные сооружения, посвящая их Деве Марии. Несмотря на то, кому посвящен храм или собор, каждый из них потрясающий и великолепный, а мы рассказали лишь о малой части самых красивых соборов Франции.

Богатое культурное и историческое наследие Франции делает страну интересной в плане туризма разных направлений. Готическая архитектура – один из важных факторов привлечения гостей в страну. Соборы, спроектированные в этом стиле, не выбиваются из современной застройки, напротив, подчёркивают достоинства окружения.

Практически все они связаны с важными вехами становления государства, формирования городов в том виде, в каком их знают и любят теперь. Традиционно внешние особенности готических религиозных сооружений дополняются соответствующим внутренним убранством. Даже не имея изначальной цели посетить пару-тройку соборов, сложно остаться равнодушными, проезжая мимо, и не сделать остановку хотя бы для короткого знакомства с миром архитектурной готики.

Самые красивые готические соборы Франции

Готический стиль во Франции. Особенности архитектуры храмов и церквей, фото и описание!

Реймсский собор

Назван в честь города, где и находится. Построен в XII веке. Один из самых высоких соборов, башни достигают высоты в 80 м. Являлся местом коронации большинства французских монархов. В данный момент ведётся реставрация, которая не мешает туристической деятельности. Некоторые элементы отделки собора (статуи, шпалеры и пр.), частично пострадавшие во время Второй мировой, собраны в отдельном зале.

Руанский собор

Находится в одноименном городе. Отдельные его части построены в разные века, самая старая – северная башня, датированная 1145 годом. От неё остались лишь стены после Второй мировой. Собор много раз страдал от набегов, пожаров, непогоды. Каждый раз повреждённые части фасада восстанавливались. Внутреннее убранство подчёркнуто строгое, без лишних деталей. Имеются древние статуи.


Собор Парижской Богоматери

Является не только достопримечательностью, но и действующим религиозным объектом. Находится в Париже, основан в 1163 году. Здесь происходили свадьбы монархов, передача власти, панихиды государственного масштаба. Соборная площадь богата на знаковые места: нулевой километр, префектура, Крипта паперти Нотр-Дам, где выставлены археологические артефакты, найденные при раскопках около собора.


Церковь Сен-Вульфран в Абвиле

Основана в 1488 году. На этом месте раньше находилось другое религиозное строение. Некоторое время церковь была лишь историческим памятником, но в итоге богослужения начали проводиться вновь с 1998 года. Высота колокольни – почти 56 м. Всего три этажа, на первом привычно высокие потолки. Часовни тоже три с именными богато украшенными алтарями и мавзолеем.


Шартрский собор

Находится в городе Шартр, основан в 1145 году. Редкое религиозное сооружение, сохранившееся в неизменном виде и без крупных реставрационных работ. 10 тысяч скульптур и прочих элементов из камня и стекла составляют убранство собора. Северная и южная башни очень различаются по высоте и по стилю в целом. Особая реликвия – плащаница Девы Марии. Ещё одна особенность – астрономические часы XVI века.


Турский собор (Собор Святого Гатиана Турского)

Назван в честь города, где является главной достопримечательностью. Начало строительства – 1170 год. Полное название включает имя Святого Гатиана – первого епископа Тура. Хотя башни фасадов выглядят издали симметричными, их высота различается: 68 м и 69 м соответственно. Поскольку раньше здесь был другой храм, а позднее вносились изменения, собор имеет некоторые черты романской эпохи и Возрождения.


Амьенский собор

Находится в одноимённом городе, носит имя Богоматери. Построен в первой половине-середине XIII века. Представитель чистой готики. Высота свода больше 42 м. Интерьер спроектирован таким образом, чтобы визуально расширить пространство, сделать его более светлым и неделимым на сектора. В убранстве используется множество скульптурных элементов. В том числе из дерева.


Клермон-Ферранский собор

Находится в регионе Овернь, назван в честь вознесения Девы Марии. Основан в 1248 году. Тёмное, практически чёрное здание очень контрастирует с постройками вокруг и, в том числе благодаря габаритам и расположению на вершине холма, видно из любой точки. Античные саркофаги, фрески средних веков, ценные литургические предметы, уникальные элементы отделки стен – особенности собора.


Собор Святого Креста в Орлеане

Начало строительства – 1601 год. Многократно перестраивался и реконструировался. Во время Второй мировой незначительно пострадал, но главный колокол пришёл в негодность. Его заменили на новый в 2012 году. В окрестностях проводились раскопки, чтобы больше узнать об этапах становления собора. Он косвенно связан с историей Жанны Д’Арк, которая посещала его во время осады города.


Собор Эврё

Находится в одноименном городе. Строительство началось в XI веке. Нынешний облик сложился позже: первый собор дважды горел и был перестроен в готическом стиле. Через крытую галерею собор связан с дворцом епископов. После реставрации на прежнее место вернулась колокольня. Внутренние интерьеры контрастируют между собой: например, неф выполнен в романском стиле, а хор относится к готическому.


Аббатство Сен-Дени

Находится в одноименной коммуне. Основано в XII веке. За время существования на этом месте религиозных построек, здесь захоронили 25 французских монархов. Часть гробниц уничтожили, часть перезахоронили, но потом вернули в Сен-Дени. Некоторые кости королей и членов их семей оказались в оссуарии аббатства. С 2004 года здесь покоится сердце Людовика XVII, который так и не взошёл на престол.


Мецский собор

Находится в городе Меце. Имеет второе название – собор Святого Стефана. Основан в 1240 году. Его база – романская церковь, к которой пристроили неф. Позже появились хоры и поперечный неф. Громоздкое здание с множеством остроконечных колонн и узких башен стоит на площади оружия. Собор знаменит своими широкими расписными витражами. 19 из них изготовил художник Шагал.


Неверский собор

Находится в департаменте Ньевр. Основан в X веке. Имеет ряд других названий, например, собор Сер-Сир. Нынешний облик – симбиоз стилей и последствий реконструкций. Западные аспида, хоры, стены фасада – романский стиль, неф – готика, башни фасада – поздняя готика. Каждое окно имеет уникальную роспись. Витражи, также, как и другие элементы отделки, относятся к разным историческим периодам.


Страсбургский собор

Находится в одноименном городе. Строительство началось в 1015 году. На протяжении более чем ста лет был лютеранским собором. Достопримечательность – астрономические часы. Они украшены всевозможными фигурами и орнаментами. Имеют множество дополнительных функций. Площадь перед собором – место проведения концертов в летний период. Стены подсвечиваются разными цветами, меняющимися в тон музыки.


Нотр-Дам в Лане

Первый храм был построен здесь в VIII веке. Позже появилось сооружение в романском стиле. С развитием города потребовалось его расширить. Готических черт становилось больше: неф, трансепт, хоры. Отличие этого Нотр-Дама от соборов в других городах: светлые стены, так использовался местный известняк, и галереи по бокам. Малые хоры тоже необычны, их прямоугольная форма характерна для архитектуры Англии.


Собор святого Петра и Павла в Нанте

Первый камень заложен в 1434 году. До этого здесь поочерёдно существовали три церкви. Строительство растянулось, более чем на 450 лет. Постепенно готические элементы поглощали романские черты. Стены здания почти белоснежные. Собор связан с легендой о Синей бороде и с историями о д’Арданьяне. Особая ценность – двойное надгробие представителей дома де Дрё – шедевр французской скульптуры.


Собор Сен-Луи в Блуа

Основан в 1544 году. Имеет черты классицизма. Строился этапами на протяжении трёх столетий. Одна из капелл сооружена ещё в XII веке, т.е. до закладки Сен-Луи. При этом функционировал. Исторические витражи не сохранились и были заменены копиями в 2000 году. В склепе хранятся саркофаги каждого из местных епископов. Достопримечательность рядом – замок Блуа.


Собор Святого Петра в Бове

Основан в 1225 году. Его готические хоры самые высоки из существующих. Придать собору внушительный вид было одной из целей архитекторов. На месте его нефа расположена романская церковь. Южный фасад – классический пример поздней готики. В интерьере и украшении фаса есть свои особенности: резные деревянные двери, богатые на детали астрономические часы, стеклянные витражи, гобелены средних веков.


Собор Святых Юста и Пастора

Строительство началось в 1272 году в Нарбонне. Здание числится в незавершённых, хотя на протяжении веков здесь велась служба. Его серовато-коричневые стены прекрасно вписаны в архитектуру города при плотной застройке улиц. Каждая из часовен чем-то отличается: особенным алтарём, скульптурной композицией, собранием картин на религиозную тематику, предметами для литургии и т.д.


Буржский собор

Находится в Бурже. Освящён в 1324 году, хотя продолжал достраиваться. Отсутствует трансепт, что нетипично для таких храмов: не имеет крестообразной формы. Поскольку собор почти не пострадал во время войн и революций, сохранились 22 оригинальных витража. В крипте содержатся в идеальном состоянии древние надгробия. А астрономические часы не останавливаются на протяжении более чем 500 лет.


Аббатство Сент-Уэн

Находится в Руане. Основано в 553 году, много раз перестраивалось и реставрировалось. Готические черты появились в XIV веке. Некоторые здания аббатства использовались не по назначению: в одном мэрия, в другом фабрика. Сейчас помещения используются для выступлений классических музыкантов и выставок. В садах рядом есть пруд со скульптурной композицией и копия рунного камня.


Базилика Сен-Никола-де-Пор

Основана в 1481 году. Город на тот момент носил название Пор. Строилась в честь обретения Лотарингией независимости. Повторно храм освятил Папа римский Пий XII, после чего он и стал базиликой. После Второй мировой реставрация заняла 15 лет, в том числе были заменены почти все витражи. Без малого 200 лет официально является историческим памятников Франции.


Тульский собор (Туль)

Строительство началось в XIII веке. Фасад полностью выполнен в готическом стиле, однако впоследствии появились две часовни, относящиеся к периоду Возрождения. Во время революции и Второй мировой были утрачены некоторые элементы убранства, в том числе уничтожены крыша и орган. Рядом находился монастырь. Религиозные мероприятия не проводятся, популярный объект туризма.


Собор Святой Цецилии в Альби

Год основания – 1282. Одно из самых крупных кирпичных зданий в мире. Изначально планировалось использовать его, как крепость. Рядом построены колокольня и врата Доминика Флорентийского. Неф – самый широкий в стране. Маленькие часовни, выстроенные в ряд, заменили классические проходы в интерьере. Вход перенесён на южную сторону, хотя в готике обычно он находится на западе.


Собор в Сен-Поль-де-Леон

Находится в Бретани. Начало строительства в нынешнем виде – XII век, до этого здесь существовала древняя церковь. Хор и аспида появились гораздо позже основанной части собора. Гаргульи на фасаде имеют необычный вид. Баптистерий сделан преимущественно из дуба. Алтари каждой из часовен – произведения искусства. Витражи показывают различные сцены из Библии и жития святых.


Базилика Святого Михаила в Бордо

Начало строительства – XIV век. Благодаря колокольне является одним из самых высоких соборов Франции – 114 м. Здесь собраны произведения искусства разных веков, в том числе и Пьета с изображение Святой Урсулы. Местный склеп – самостоятельный выставочный зал для саркофагов и останков, найденных при археологических раскопках неподалёку.


Церковь Сент-Эсташ

Находится в Париже. Дата основания – 1532 год. Фасад выполнен преимущественно в стиле классицизм, его дополняет ренессанс, а готика прослеживается в деталях внутренней отделки. В склепе хранятся останки Тиберио Фьорилли – театрального актёра, жившего в XVII веке. Гордость церкви – орган из 8 тысяч труб. При его сборке использовались элементы старых инструментов. Здесь регулярно проходят органные концерты.


Дижонский собор

Находится в одноименном городе. Построен в конце XIII-начале XIV веков. В освящении храма, стоявшего здесь ранее, участвовал Папа римский Евгений III. В склепе покоятся останки Филиппа III и часть мощей Святого Венигна, в честь которого собор носит официальное название. В убранстве преобладает аскетизм: меньше декора, чем обычно. Высота хора и нефа вкупе с витражами визуально увеличивают пространство.


Нотр даме де Санлис

Находится в центре Санлиса. Построен во второй половине XII века. С тех пор серьёзной переделке подвергся только купол, хотя дополнительные элементы декора появлялись вплоть до XVIII века. Для стен использовали светлый известняк. Высота колокольни – 78 м. Важная деталь украшения интерьера – оригинальные росписи стен и потолков. Такие фрески нетипичны не только для современности, но и для того времени.


Родезский собор

Находится в городе Родез. Впервые упоминается в 516 году. В прошлом одна из его стен была частью городской стены. Новый собор начал отстраиваться в XIII веке. Процесс растянулся из-за чумы, пожаров и войн. Хотя на окончание работ ушли столетия, стиль выдержан один. Колокольня – самое современное из строений композиции. Она украшена статуей Девы Марии в окружении четырёх ангелов.