Солнце поднимается на востоке. Мемориал воинам-десантникам и лётчикам Десантники погибшие в 1969 году

23 июня 1969 года произошло крупнейшее столкновение самолётов на территории нынешней России, когда в небе над Юхновским районом Калужской области столкнулись военно-транспортный Ан-12БП и гражданский Ил-14М Аэрофлота. В результате катастрофы погибли все, кто находился на обоих самолётах - 120 человек: 96 человек на борту Ан-12 и 24 человека на борту Ил-14..

В тот день 6-й парашютно-десантной роте 108-го гвардейского парашютно-десантного полка 7-й гвардейской воздушно-десантной дивизии была поставлена задача совершить перелёт из Каунаса в Рязань, где они должны были показать своё боевое мастерство при действиях на боевых машинах десанта Министру обороны СССР А. А. Гречко. Всего в группе было 4 самолёта Ан-12 из 600-го военно-транспортного авиационного полка: 2 с техникой должны были лететь на эшелоне 6000 метров, а 2 с личным составом - на эшелонах 3600 и 3000 метров с интервалами 8-10 минут. В 13:25 с авиабазы Кедайняй вылетел замыкающий, 4-й Ан-12БП с позывным 08525 (заводской номер - 402503) и занял эшелон 3000 метров. На его борту были 5 членов экипажа, в том числе пилоты майор Алексей Викторович Рябцев, мл. лейтенант Владимир Васильевич Приплов и капитан Николай Михайлович Маслюк, а также 91 десантник.
В 14:07 из московского аэропорта Быково вылетел Ил-14М с бортовым номером СССР-52018 (заводской - 7343208) Симферопольского объединённого авиаотряда (Аэрофлот), выполнявший рейс № 831 (Москва-Чернигов-Симферополь). На его борту находились 5 членов экипажа, в том числе КВС Георгий Матвеевич Павленко и второй пилот Виктор Павлович Буянов, а также 19 пассажиров. После вылета Ил-14 занял предписанный эшелон 2700 метров.
В 14:40:55 экипаж Ил-14 вышел на связь с диспетчером юго-западного направления Московской районной диспетчерской службы и доложил, что на его маршруте полёта присутствуют кучевые облака и турбулентность, в связи с чем он просит разрешение подняться до эшелона 3300 метров. Однако, из-за наличия встречного самолёта на эшелоне 3000 м, диспетчер отказал в поднятии эшелона, вместо этого предложив рейсу 831 сохранить высоту эшелона и обходить облачность либо снижаться до 2100 или 1500 м. Экипаж Ил-14 выбрал 1-й вариант, посчитав, что на нижней высоте возможна ещё большая турбулентность, и, сохранив высоту 2700 м, стал обходить облачность с выходом на трассу в 30 км южнее Юхнова, летя в том же направлении.
В 14:50:17 Ан-12 пролетел опорный пункт Юхнов, после чего диспетчер западного направления РДС передал управление диспетчеру юго-западного направления. В 14:51:03 экипаж Ан-12, перейдя на частоту данного направления, доложил диспетчерской службе о пролёте Юхнова выше облаков в эшелоне 3000 метров, после чего получил подтверждение следовать на этой же высоте в направлении Тула-Венёв.

В 14:52 в 28 километрах юго-восточнее Юхнова Ан-12 (курс 106-121°, скорость 500-529 км/ч) под относительным углом 51-56° врезался в Ил-14 (курс 235-245°, скорость 324-360 км/ч). Самолёты вначале столкнулись правыми крыльями, Ан затем врезался в хвостовое оперение Ил-а. От удара у военного самолёта оторвало правое крыло вместе с двигателями, после чего он перешёл в штопор и понёсся к земле. У пассажирского самолёта оторвало правое крыло и верхнюю часть фюзеляжа, после чего он также перешёл в пике. Ан-12 врезался в поле у деревни Выползово, а Ил-14 - у деревни Троица. Расстояние между упавшими самолётами составило 3800 метров. В катастрофе погибли все 96 человек на борту Ан-12 и 24 на борту Ил-14, то есть всего 120 человек. По некоторым неподтверждённым данным, погибших на самом деле было 121, так как старший лейтенант Борис Филипов взял с собой 4-летнего сына, причем на стартовом командном пункте ребенка не пропускали дважды. Тогда Борис Филипов укрыл сына офицерской плащ-накидкой и таким образом пронес его в самолет. Борис Филипов вез сына в Рязань к матери жены.
ИЗ ДОКЛАДА ОСМОТРА МЕСТА ПАДЕНИЯ
"Место катастрофы представляло собой удручающее зрелище. Поваленные деревья, догорающее пламя, обломки самолёта, разбросанные в радиусе примерно 100-120 метров... И среди этих кусков раскалённого металла - тела погибших. Даже мне, прошедшему всю войну «от звонка до звонка», было тяжело видеть это человеческое месиво.
Часов в 9 утра на место катастрофы прибыл командующий Военно-транспортной авиацией маршал Н. Скрипко, через несколько минут появился командующий ВДВ генерал армии В. Маргелов, другие ответственные лица. Все были в ужасном состоянии от осознания масштаба трагедии - на борту нашего самолёта находился 91 десантник и 5 лётчиков"

Столкновение произошло на высоте 2910-2960 метров, из чего был сделан вывод, что оба экипажа нарушили установленные высоты при проходе мощных кучевых облаков (облачность - 9-10 баллов, нижняя кромка - 1000-1500 метров, верхняя - 3000-3700 метров).По решению Командующего ВДВ генерала армии В. Ф. Маргелова был начат сбор денежных средств на постройку памятника погибшим военным. Всего удалось собрать 250 тысяч рублей, а через год после катастрофы на месте падения Ан-12 (54°35′53″ с. ш. 35°36′27″ в. д.HGЯO) был установлен памятник авторства мастерской Е. В. Вучетича, представляющий собой комплекс из стелы и стены длиной 8 метров. На стене изображены два барельефа - фигуры коленопреклонённой матери и десантника, а также надпись: Вечная память героям-десантникам и лётчикам. Рядом с памятником площадка с 96 мраморными плитами с именами погибших.
На месте падения пассажирского Ил-14 установлен памятник погибшим пилотам и пассажирам.

23 июля, 2014 год Я БЫЛ СВИДЕТЕЛЕМ ЭТОЙ АВИАКАТАСТРОФЫ. НАША РОТА В ТО ВРЕМЯ СТОЯЛА ПОД ДЕРЕВНЕЙ УТЁЩЕВО. МЫ ЗАНИМАЛИСЬ БЛАГОУСТРОЙСТВОМ НАШЕГО ПАЛАТОЧНОГО ГОРОДКА КОГДА УСЛЫШАЛИ КАКОЙ ТО ВОЙ В НЕБЕ НАД ГОЛОВОЙ. ПОДНЯВ ГОЛОВУ Я УВИДЕЛ, КАК АН-12 ПОШЁЛ В КРУТОЕ ПИКЕ И ЗАГОРЕЛСЯ. А ОТ НЕГО КАК БЫ ЧТО ТО ОТВАЛИЛОСЬ - ЭТО ПАДАЛ ВРАЩАЯСЬ И РАЗВАЛИВАЯСЬ ДРУГОЙ САМОЛЁТ. МЕНЯ И ЕЩЁ ТРЁХ СОЛДАТ КОМАНДИР ОТПРАВИЛ К МЕСТУ ПАДЕНИЯ АН-12. МЫ ПРОБЕЖАЛИ ПО ЛЕСУ И ЗАБОЛОЧЕННОМУ МЕСТУ ПОРЯДКА 12-15КМ. КОГДА ПРИБЕЖАЛИ НА МЕСТО ПАДЕНИЯ САМОЛЁТА, ТАМ УЖЕ БЫЛИ ЖИТЕЛИ ПРИЛЕГАЮЩЕЙ К МЕСТУ ПАДЕНИЯ ДЕРЕВНИ. ТАКЖЕ ТАМ УЖЕ БЫЛ КАКОЙ ТО ОФИЦЕР С НЕСКОЛЬКИМИ СОЛДАТАМИ.ВМЕСТЕ С НИМИ ОН ПОСТАВИЛ НАС В ОЦЕПЛЕНИЕ МЕСТА ПАДЕНИЯ САМОЛЁТА. МЫ ЕЛЕ-ЕЛЕ УСПЕВАЛИ ОТГОНЯТЬ МЕСТНЫХ ЖИТЕЛЕЙ ОТ ОБЛОМКОВ САМОЛЁТА. СТРАШНОЕ, СКАЖУ Я ВАМ, БЫЛО ЗРЕЛИЩЕ ВЗИРАТЬ НА ЭТУ ГРУДУ ОБЛОМКОВ САМОЛЁТА И ФРАГМЕНТОВ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ТЕЛ.ГДЕ ТО УЖЕ БЛИЖЕ К ВЕЧЕРУ ПРИШЛИ ЧЕТЫРЕ ЗИЛ-131В С СОЛДАТАМИ НАШЕЙ РОТЫ. НОЧЬ ПРОВЕЛИ МЫ ТАМ, РАЗБИВ ПАЛАТКИ НЕПОДАЛЁКУ ОТ КРУШЕНИЯ САМОЛЁТА. УТРОМ СЛЕДУЮЩЕГО ДНЯ ПРИЛЕТЕЛО ПОРЯДКА ПОЛУТОРА ДЕСЯТКА ВЕРТОЛЁТОВ.ПРИЛЕТЕЛО ВСЁ НАЧАЛЬСТВО ВО ГЛАВЕ С КОМАНДУЮЩИМ ВВС И КОМАНДУЮЩИМ ВДВ. ТАКЖЕ ПРИБЫЛИ И СОЛДАТЫ ПОРЯДКА РОТЫ С ТОЙ ЧАСТИ ОТКУДА БЫЛИ РАЗБИВШИЕСЯ ДЕСАНТНИКИ. ВМЕСТЕ С НИМИ НАС ЗАСТАВИЛИ СОБИРАТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ФРАГМЕНТЫ ТЕЛ И СКЛАДЫВАТЬ В ОДНОМ МЕСТЕ.ОЧЕНЬ МЕЛКИЕ КУСОЧКИ МЫ НАНИЗЫВАЛИ НА ШОМПОЛА ОТ ОРУЖИЯ КАК НА ШАМПУРА И ПОТОМ СОСКАБЛИВАЛИ ЭТО НА СПЕЦИАЛЬНО УСТАНОВЛЕННЫЙ СКРЕБОК ИЗ УГОЛКА 75*75 РЯДОМ С БОЛЬШИМИ ФРАГМЕНТАМИ ТЕЛ. В ТЕЧЕНИИ ДНЯ ВЫВЕЗЛИ ВСЕ АГРЕГАТЫ И ОБЛОМКИ САМОЛЁТА. НА СЛЕДУЮЩИЙ ДЕНЬ В ПОЛУТОРА КИЛОМЕТРАХ НАШЛИ ЕЩЁ ОДИН ДВИГАТЕЛЬ ОТ САМОЛЁТА.ГДЕ ТО НА ТРЕТИЙ ДЕНЬ ПОСЛЕ ТЩАТЕЛЬНОЙ УБОРКИ И БОРОНОВАНИЯ ТЕРРИТОРИИ КАТАСТРОФЫ И ЗАХОРОНЕНИЯ СОБРАННЫХ ОСТАНКОВ, СТАЛИ ПРЕБЫВАТЬ ВЕРТОЛЁТЫ С РОДСТВЕННИКАМИ ПОГИБШИХ. ЭТО БЫЛО ЗРЕЛИЩЕ НЕ ДЛЯ СЛАБОНЕРВНЫХ. ЛЮДИ ПАДАЛИ В ОБМОРОКИ НА ПОЛЕ ОТ ИСТЕРИК, МНОГИЕ ПАДАЛИ НА ЗЕМЛЮ ГРЕБЯ ЕЁ ПОД СЕБЯ, А КТО НАОБОРОТ РАЗГРЕБАЯ ЕЁ КАК БЫ ПЫТАЯСЬ ЗАРЫТЬСЯ В НЕЙ И ВСЁ ЭТО СОПРОВОЖДАЛОСЬ ДИКИМИ ВОПЛЯМИ И ПРИЧИТАНИЯМИ. ДО СИХ ПОР ВСЁ ЭТО ОБРАЗНО СТОИТ ПЕРЕД ГЛАЗАМИ. ПРОБЫЛИ МЫ ТАМ ТРОЕ СУТОК. Я ПОСЛЕ ЭТОГО, КОГДА ЛЕТЕЛ ДОМОЙ В ОТПУСК, БОЯЛСЯ ПОДХОДИТЬ К САМОЛЁТУ......ТЕМ НЕ МЕНЕЕ УЛЕТЕЛ И ВОЗВРАТИЛСЯ ОПЯТЬ ЖЕ САМОЛЁТОМ К МЕСТУ СЛУЖБЫ. ВСЕГО НЕ ПЕРЕСКАЖЕШЬ ЧТО ПРИШЛОСЬ УВИДЕТЬ И ПЕРЕЖИТЬ.....

18 мая, 2016 год Здравствуйте! Спасибо Вам огромное за эту инфрмацию. Я тоже дочь десантника, погибшего в этой авиакатастрофе, мне тогда было всего полгода. Живу в Луганской области Украина, очень хочу побывать на мемориале, так как была там очень давно, в конце 80-х прошлого века. Отреставрированный мемориал по фото в интернете очень понравился. Спасибо всем людям, кто ухаживает за мемориалом, низкий ВАМ поклон.

Установлен в районе деревни Выползово (около 35 км от г.Калуги).

ТРАГЕДИЯ произошла 23 июня 1969года. Утром того дня с аэродрома города Каунаса поднялись три транспортных самолета АН - 12 и взяли курс на Рязань. Две первые машины были загружены боевой техникой, в третьей находился личный состав роты парашютно-десантного полка и командование батальона. Переброска производилась для показа действий десантной роты на боевых машинах БМД-1 министру обороны СССР А. Гречко.
Случилось так, что в небе над Калужской областью беда подстерегла именно самолет с людьми. На высоте четырех тысяч метров на его пути оказался пассажирский Ил-14, самовольно занявший эшелон, предназначенный для перелета группы...
Машины столкнулись почти под прямым углом. Могучий киль "Антонова" при этом, словно консервный нож, распорол брюхо пассажирского самолета. Но и фюзеляж транспортного не выдержал удара. Хвостовая часть со скрежетом оторвалась от корпуса и рухнула в пустоту. Неуправляемая многотонная машина, вращаясь, словно семечко ясеня, понеслась к земле.
Спасти их не могло уже ничто. Взрыв АН - 12 был слышен даже в Калуге. Как пелось в песне, "город подумал - ученья идут...". А тем временем пламя, плясавшее среди поваленных деревьев на исковерканных обломках самолета, завершало последний акт трагедии. Тихая и уютная лесная роща в одно мгновение превратилась в огромную братскую могилу.
Тогда открыто об этой катастрофе не сообщили, немногие знают о ней и сегодня. Восстанавливая события того дня, мне довелось встретиться с генерал-лейтенантом в отставке Петром Васильевичем Чаплыгиным, одним из первых оказавшимся тогда на месте гибели самолета.

При каких обстоятельствах вы узнали о катастрофе?

Я был тогда заместителем командующего ВДВ по боевой подготовке, и в тот день находился в Туле, где мы вместе с генерал-лейтенантом Сорокиным занимались подготовкой очередных сборов. И в 16 часов мне поступил условный сигнал, которым мы пользуемся при несчастных случаях, связанных с гибелью людей. Этот сигнал означал, что произошла катастрофа. Мне было приказано выехать в район города Юхнова и, сориентировавшись на месте, установить в подробностях, где и что произошло.
Мною была поднята по тревоге разведрота, которую мы разместили на пяти автомобилях ГАЗ-66. В головной машине рядом с водителем сидел я сам. Все сборы заняли буквально 10 - 12 минут. Включив сигнал, мы на предельной скорости, не обращая внимания на светофоры и регулировщиков, двинулись в указанный район.

Как искали моего падения самолета?

Путь был очень далекий. Достигнув окрестностей Юхнова, мы стали искать место падения самолета, но потеряли при этом много времени, потому что не было никого, кто мог бы точно его показать. В местном отделении милиции сержант-дежурный, уже не очень трезвый, поведал, что слышал гул взрыва и что если подняться на высотку, то еще можно видеть зарево над лесом, где, по сведению местных жителей, "якобы упал самолет". Сами сотрудники этого отделения даже и не пытались ничего выяснить о происшедшем.
Схожую картину мы увидели и в военкомате. Мною был разбужен дежурный, которому именем закона и именем своего высокого звания я велел следовать с нами, как и тому милиционеру. Не имея даже карты района, мы стали на своих машинах двигаться в сторону зарева над горизонтом. В вечернем небе пламя было заметно достаточно хорошо. Пожар не был ровным - то и дело появлялись и исчезали короткие огненные всплески, очевидно, там еще что-то взрывалось. По масштабу пожара я, конечно, сразу понял, что это мог быть только наш военно-транспортный самолет.
Ориентируясь по пламени, мы продвигались где по дорогам, если направление совпадало, а где и по целине, напрямую по раскисшим лугам и посевам. Накануне прошел дождь. Мы часто буксовали, приходилось вылезать и толкать машины. Благо, с нами были крепкие, надежные ребята-десантники, мы сумели преодолеть все препятствия и приехали к месту катастрофы где-то около трех часов ночи.

Что в первую очередь бросилось в глаза, когда вы оказались на месте падения самолета?

Место катастрофы представляло собой удручающее зрелище. Поваленные деревья, догорающее пламя, обломки самолета, разбросанные в радиусе примерно 100 - 120 метров... И среди этих кусков раскаленного металла - тела погибших. Даже мне, прошедшему всю войну "от звонка до звонка", было тяжело видеть это человеческое месиво.
Мы оцепили район падения самолета, прекратили доступ гражданских лиц - после того, как прогремел взрыв, к лесу стали подходить жители окрестных деревень, пытаясь выяснить: а вдруг кто-нибудь да уцелел? Потом я на одном из деревьев нашел детские штанишки. Как они могли появиться здесь, наряду с обрывками солдатского и офицерского обмундирования? Уже тогда запала в голову мысль: а не летел ли кто-нибудь из детей на этом самолете?
Сейчас на памятнике, установленном на месте гибели десантников, рядом с фамилией одного офицера можно видеть выгравированную надпись: "Сын Эдик - 4 года". Отец взял его с собой, чтобы отвезти к родственникам в Рязань...

Что известно о судьбе второго самолета?

Где-то в пятом часу начало светать. Ко мне подходит один гражданский и говорит: "Вы знаете, что здесь упал еще один самолет?". Я спрашиваю: "Откуда вы знаете?". Оказалось, ему довелось наблюдать падение нашего "Антонова". Мой собеседник рассказал, что машина неслась к земле с подломанным крылом, быстро вращаясь, как бы описывая огромную спираль в небе. Но при этом он заметил, что гул работающих двигателей доносился с двух сторон, и указал направление, в котором "упало что-то маленькое, похожее на самолет".
Как только совсем рассвело, я тут же организовал разведку того района, и буквально в пределах одного часа ко мне пришли и доложили, что в 800 метрах от нас найдено несколько трупов в гражданской одежде. Через некоторое время был найден и пассажирский самолет Ил-14.
Я сразу заметил, что тела погибших были достаточно легко опознаваемы, в то время как на месте падения нашего самолета определить, кто был кто, практически не представлялось возможным - трупы были изуродованы, разорваны взрывом. Кроме того, на "Ильюшине" даже не было следов пожара, он лежал, распластавшись по земле с сильно поврежденной нижней частью фюзеляжа. Потом уже мы установили, что он прошел выше транспортного самолета, и тот либо килем, либо винтом распорол ему днище. Люди, тела которых мы обнаружили, просто выпадали из самолета, который, впрочем, все равно был обречен. Сколько в нем было пассажиров, сказать не могу - этим самолетом приехала заниматься другая группа, я вскоре возвратился к нашему АН-12.
Часов в 9 утра на место катастрофы прибыл командующий Военно-транспортной авиацией маршал Н. Скрипко, через несколько минут появился командующий ВДВ генерал армии В. Маргелов, другие ответственные лица. Все были в ужасном состоянии от сознания масштаба трагедии.

Известно ли что-нибудь об обстоятельствах, предшествующих катастрофе?

Из разговора с сотрудниками наземных служб, управлявших полетом этих самолетов, мне стало известно, что пилот Ил-14 неоднократно запрашивал разрешения на снижение высоты полета, так как на той высоте, на которой он шел, была сильная болтанка. Менять высоту ему было категорически запрещено. Потом было установлено, что командир пассажирского самолета самовольно сменил эшелон. И в результате этой халатности, а я считаю - самого настоящего преступления, произошло столкновение самолетов.
Поскольку ни с Ил-14, ни с АН-12 не было принято никаких сообщений, никаких сигналов бедствия, становится ясно, что события развивались достаточно стремительно, и поврежденным самолетам жить оставалось буквально секунды.

Материал взят с: http://sw72.narod.ru/yac/vypolzovo.htm

В тот день 6-й парашютно-десантной роте, 108-го гвардейского парашютно-десантного полка 7-й гвардейской воздушно-десантной дивизии была поставлена задача совершить перелёт из Каунаса в Рязань, где они должны были показать своё боевое мастерство при действиях на боевых машинах десанта Министру обороны СССР А. А. Гречко. Всего в группе было 4 самолёта Ан-12 из 600-го военно-транспортного авиационного полка: 2 с техникой должны были лететь на эшелоне 6000 метров, а 2 с личным составом - на эшелонах 3600 и 3000 метров с интервалами 8-10 минут. В 13:25 с авиабазы Кедайняй вылетел замыкающий, 4-й Ан-12БП с позывным 08525 (заводской номер - 402503) и занял эшелон 3000 метров. На его борту были 5 членов экипажа, в том числе пилоты майор Алексей Викторович Рябцев, мл. лейтенант Владимир Васильевич Приплов и капитан Николай Михайлович Маслюк, а также 91 десантник. В 14:07 из московского аэропорта Быково вылетел Ил-14М с бортовым номером СССР-52018 (заводской - 7343208) Симферопольского объединённого авиаотряда (Аэрофлот), выполнявший рейс № 831 (Москва-Чернигов-Симферополь). На его борту находились 5 членов экипажа, в том числе КВС Георгий Матвеевич Павленко и второй пилот Виктор Павлович Буянов, а также 19 пассажиров. После вылета Ил-14 занял предписанный эшелон 2700 метров. В 14:40:55 экипаж Ил-14 вышел на связь с диспетчером юго-западного направления Московской районной диспетчерской службы и доложил, что на его маршруте полёта присутствуют кучевые облака и турбулентность, в связи с чем просит разрешение подняться до эшелона 3300 метров. Однако, из-за наличия встречного самолёта на эшелоне 3000 м, диспетчер отказал в поднятии эшелона, вместо этого предложив рейсу 831 сохранить высоту эшелона и обходить облачность либо снижаться до 2100 или 1500 м. Экипаж Ил-14 выбрал 1-й вариант, посчитав, что на нижней высоте возможна ещё большая турбулентность, и, сохранив высоту 2700 м, стал обходить облачность с выходом на трассу в 30 км южнее Юхнова, летя в том же направлении. В 14:50:17 Ан-12 пролетел опорный пункт Юхнов, после чего диспетчер западного направления РДС передал управление диспетчеру юго-западного направления. В 14:51:03 экипаж Ан-12, перейдя на частоту данного направления, доложил диспетчерской службе о пролёте Юхнова выше облаков в эшелоне 3000 метров, после чего получил подтверждение следовать на этой же высоте в направлении Тула-Венёв. В 14:52 в 28 километрах юго-восточнее Юхнова Ан-12 (курс 106-121°, скорость 500-529 км/ч) под относительным углом 51-56° врезался в Ил-14 (курс 235-245°, скорость 324-360 км/ч). Самолёты вначале столкнулись правыми крыльями, Ан затем врезался в хвостовое оперение Ил-а. От удара у военного самолёта оторвало правое крыло вместе с двигателями, после чего он перешёл в штопор и понёсся к земле. У пассажирского самолёта оторвало правое крыло и верхнюю часть фюзеляжа, после чего он также перешёл в пике. Ан-12 врезался в поле у деревни Выползово, а Ил-14 - у деревни Троица. Расстояние между упавшими самолётами составило 3800 метров. В катастрофе погибли все 96 человек на борту Ан-12 и 24 на борту Ил-14, то есть всего 120 человек. По некоторым неподтверждённым данным, погибших на самом деле было 121, так как старший лейтенант Борис Филипов взял с собой 4-летнего сына, на стартовом командном пункте сына не пропускали дважды. Тогда Борис Филипов укрыл сына офицерской плащ-накидкой и таким образом пронес его в самолет. Борис Филипов вез сына в Рязань к матери жены. Место катастрофы представляло собой удручающее зрелище. Поваленные деревья, догорающее пламя, обломки самолёта, разбросанные в радиусе примерно 100-120 метров… И среди этих кусков раскалённого металла - тела погибших. Даже мне, прошедшему всю войну «от звонка до звонка», было тяжело видеть это человеческое месиво. Часов в 9 утра на место катастрофы прибыл командующий Военно-транспортной авиацией маршал Н. Скрипко, через несколько минут появился командующий ВДВ генерал армии В. Маргелов, другие ответственные лица. Все были в ужасном состоянии от осознания масштаба трагедии - на борту нашего самолёта находился 91 десантник и 5 лётчиков. Столкновение произошло на высоте 2910-2960 метров, из чего был сделан вывод, что оба экипажа нарушили установленные высоты при проходе мощных кучевых облаков (облачность - 9-10 баллов, нижняя кромка - 1000-1500 метров, верхняя - 3000-3700 метров). По решению Командующего ВДВ генерала армии В. Ф. Маргелова был начат сбор денежных средств на постройку памятника погибшим военным. Всего удалось собрать 250 тысяч рублей, а через год после катастрофы на месте падения Ан-12 (54°35′53″ с. ш. 35°36′27″ в. д.HGЯO) был установлен памятник авторства мастерской Е. В. Вучетича, представляющий собой комплекс из стелы и стены длиной 8 метров. На стене изображены два барельефа - фигуры коленопреклонённой матери и десантника, а также надпись: Вечная память героям-десантникам и лётчикам. Рядом с памятником площадка с 96 мраморными плитами с именами погибших. На месте падения пассажирского Ил-14 установлен памятник погибшим пилотам и пассажирам.

14:59 — REGNUM В Юхновском районе Калужской области 23 июня прошёл митинг памяти по жертвам крупной авиакатастрофы 1969 года, в которой погибли 120 человек — пассажиров гражданского самолёта и десантников, летевших на военный сбор. Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM организаторы встречи, по окончанию траурных мероприятий в местном доме культуры организовали показательные выступления десантников и концерт, в котором приняли участие армейские артисты.

Участники митинга собрались у мемориала в деревни Выползово, в небе над которой в 1969 году произошла авиакатастрофа: пассажирский ИЛ-14 столкнулся с военно-транспортным самолетом, в котором летела сводная рота 108-го парашютно-десантного полка. Десантники планировали принять участие в учениях, организованных министром обороны СССР маршалом Советского Союза Андреем Гречко .

Рано утром 23 июня 1969 года самолет вылетел из Каунаса в Рязань, но долететь до места назначения ему было не суждено. В результате столкновения погибли 120 человек — все пассажиры и члены экипажей обоих самолётов.

Военно-транспортный самолёт Ан-12, на котором летели десантники, врезался в поле у деревни Выползово, а пассажирский Ил-14 упал у деревни Троица. Расстояние между упавшими воздушными судами составило 3800 метров. Катастрофа произошла в результате ошибки пилотирования: лётчики нарушили установленные высоты во время прохода кучевых облаков.

Погибших пассажиров гражданского самолёта похоронили в разных городах страны, а военнослужащие обрели последний приют в братской могиле у деревни Выползово. По решению командующего Воздушно-десантными войсками генерала армии Василия Маргелова были собраны 250 тыс. рублей на возведение мемориального комплекса: восьмиметровой стены с барельефами, изображающими мать и десантника. Ещё один памятник установили на месте падения пассажирского ИЛ-14.

История вопроса

Юбилеем называют празднование годовщины какого-либо события, с момента которого прошло круглое количество лет, или хотя бы кратное пяти.
С античных времён такими событиями обычно являлись моменты восшествия на трон правителей или правящих династий. Позже стали праздновать юбилеи с момента основания государств, городов, организаций, а также с момента каких-либо значимых событий в жизни общества. Частные юбилеи, как правило, проводятся по поводу дня рождения, свадьбы, начала трудовой деятельности и т.п.
Памятные даты обычно устанавливаются государством или общественными организациями. Они посвящены каким-то событиям в прошлом, и их целью является сохранение в народе памяти о данном событии. В отличие от праздников, памятная дата – более широкое понятие, она может иметь целью сохранение памяти о каком-то трагическом событии, например, о начале войны.
В каждой стране есть свои календари памятных дат. Оценка приемлемости и исторического значения события у разных социальных и национальных групп может быть разной. Поскольку в прошлом можно найти большое количество событий, память о которых необходимо сохранять, некоторые издания и организации составляют тематические календари памятных дат, например, календарь военных побед русской армии.