Бизнес в развитых странах. Малый бизнес в развитых странах — Франции и Китае

Статистика бизнеса позволяет выявить наиболее выгодные отрасли и определить, какое направление нуждается в развитии больше других. Подобные сведения дают возможность понять, где и кем работать и какую специальность лучше получить, чтобы быть успешным и обеспеченным.

Статистика по странам

Статистика бизнеса в мире позволяет составить рейтинг стран, в которых созданы наиболее благоприятные условия для предпринимательства. Данные представлены в таблице:

Страна

Место в мире

По количеству регистрируемых предприятий По кредитованию По международной торговле По числу ликвидированных предприятий
Новая Зеландия 1 1 1 55 34
Сингапур 2 6 20 41 29
Дания 3 24 32 1 8
Гонконг 4 3 20 42 28
Южная Корея 5 11 44 32 4
Норвегия 6 21 75 22 6
Великобритания 7 16 20 28 13
США 8 51 2 35 5
Швеция 9 15 75 18 19
Македония 10 4 16 27 32
Эстония 12 14 32 17 42
Латвия 14 22 7 25 44
Грузия 16 8 7 54 106
Германия 17 114 32 38 3
Литва 21 29 32 19 66
Канада 22 2 7 46 15
Казахстан 35 45 75 119 37
Беларусь 37 31 101 30 69
Армения 38 9 20 48 78
Россия 40 26 44 140 51
Азербайджан 65 5 118 83 86
Кыргызстан 75 30 32 79 130
Украина 80 20 20 115 150
Узбекистан 87 25 44 165 77
Таджикистан 128 85 118 144 144

Показатели малого бизнеса в мире


Статистика бизнеса позволяет сделать вывод, что малые предприятия вносят большой вклад в экономику государства. Особенно в странах – лидерах. Малый бизнес в мире по статистике способен обеспечить существенные доходы, много рабочих мест, рост .


В США ½ трудоспособного населения работает на предприятиях МБ. Их в Америке зарегистрировано свыше 20 млн. Аналитика показывает, что каждая третья семья в США имеет отношение к бизнесу. Более 40% ВВП приходится на МБП.

Развитые страны оказывают большую поддержку малому бизнесу и получают от него хорошую отдачу в виде , развития инноваций, занятости страны.

Статистика ассоциации европейского бизнеса показывает, что МБП в странах ЕС развивается очень быстро. Малый бизнес за рубежом находится на более высоком уровне, чем в России. Он – одна из составляющих развития экономики. Малый бизнес в Европе по статистике составляет от 70% до 90% всех предприятий. Более половины населения страна Евросоюза работает в этой сфере.

Наиболее активно развивается по статистике малый бизнес в Германии. Вклад предприятий МБ в экономику страны составляет почти ½ всего . Более ½ трудоспособного населения обеспечены рабочими местами за счет предприятий малого бизнеса. МБП составляют 99% всех предприятий страны. Многие из них вышли на мировой рынок. Более 1 тыс. предприятий малого бизнеса Германии стали лидерами мирового .

Данные по России

Статистика бизнеса в России за последние 10 лет демонстрирует закрытие большего количества предприятий МБ, чем было открыто. В нашей стране лишь 4% предприятий существует более 3 лет. Остальные умирают значительно раньше. Многие закрываются в первый год своего существования. Менее 20% от всего ВВП приходится на долю малого бизнеса в России. Статистика подтверждает эти цифры. Здесь в отличие от Европы и США не оказывают должной поддержки предприятиям МБ.

Статистика бизнеса в России показывает, что за 5 лет количество предприятий увеличилось в среднем на 4%. Число закрывшихся хозяйствующих субъектов увеличилось на 11%.

Какая статистика открытия бизнеса по данным Росстата за 2016–2017 год? В нашей стране было зарегистрировано 3,5 млн. предпринимателей. Однако более 7 млн. прекратили деятельность. Статистика закрытия бизнеса просто пугает.

Статистика бизнес-инкубаторов в России выделила основные причины, по которым прекращают хозяйственную деятельность. Данные отражены на диаграмме:

Ниже представлен график, на котором показано как развивался малый бизнес в России по статистике с 2005 по 2015 год:

Статистика развития бизнеса отмечает негативную тенденцию в нашей стране. Это происходит по ряду причин. Основные проблемы бизнеса по статистике:

  • высокие цены на сырье;
  • сложное и часто меняющееся законодательство;
  • не стабильный курс рубля;
  • высокие кредитные ставки в банках;
  • в бизнесе;
  • высокие налоги;
  • большие взносы в ПФР;
  • . в бизнес-центрах констатирует, что нередко такие происшествия приводят к закрытию предприятий из-за нехватки денег на восстановление;
  • санкции со стороны других стран;
  • кризис, который снизил спрос на услуги и .

Статистика кредитования бизнеса отмечает, что в 2016 году было выдано на 24% больше, чем в 2015. Новые экономические условия вынуждают предпринимателей обращаться в банки чаще. В 2016 году банками было выдано более 4 трлн. руб. на кредитование малого и среднего бизнеса. Наиболее часто предприниматели берут займы в . На диаграмме представлена статистика бизнеса по сферам за 2013–2014 года:

Как видно в России больше всего предприятий, которые занимаются . Их доходы за 2014 год составили 15 трлн. руб. Второе место у предприятий, которые занимаются недвижимостью. Их доходы составили около 3 трлн. руб. Объем капитала организаций, оказывающих медицинские и социальные услуги – 194,36 млрд. руб. На диаграмме показано количество ИП по :

Самые низкие показатели малый бизнес демонстрирует в Крыму.

Украина, Беларусь и Абхазия

Какая статистика бизнеса в Украине? Эта сфера сегодня далеко не на высоком уровне. Общая сумма налоговых поступлений от бизнеса в 2013 году составила 260 млрд. гривен. Не слишком большой процент приходится по статистике на крупный бизнес. Большие предприятия не являются основными налогоплательщиками. Так как их не очень много в стране. Самые большие налоговые поступления по статистике от малого бизнеса. На долю МБА приходится более 200 млрд. гривен.

Малый и средний бизнес статистика выводит на первое место по числу рабочих мест. Более 70% населения трудится на небольших предприятиях. Средние и малые реализуют больше продукции, чем крупные. Статистика поддержки малого бизнеса показывает, что в стране с 2015 года делается немало. Был сокращен срок регистрации предприятий. Теперь процедура занимает всего лишь 2 дня. Было отменено порядка 40% документов для открытия ИП.

Малый бизнес в Беларуси по статистика развивается очень медленно. РБ сильно отстает от других стран. В 2003 году число МБП составляло 2,5 на 1000 человек населения, В 2010 году цифра выросла до 7,2. В 2011 году малых предприятий в стране было всего 72 тыс. За последние годы количество МБП возросло на 13%.

Статистика отчислений бизнеса показывает, что в Беларуси малые предприятия вносят в экономику страны небольшой вклад. Из трудоспособного населения только 13% занято в сфере бизнеса. В развитых странах эта цифра порой достигает 70%. Предпринимательская деятельность пока остается малопривлекательной для населения страны.

Какая статистика венчурного бизнеса в РБ? Эта сфера практически не развита. Главные причины – в Республике не развито инвестирование, отсутствуют новые технологии, мало инициативных людей и рынок очень небольшой.

Статистика бизнеса Абхазии говорит о том, что здесь наиболее развитые отрасли – торговля и

Показатели по отраслям

Статистика бизнеса констатирует, что успешность предприятия во многом зависит от отрасли, в которой оно работает. Есть наиболее и наименее востребованные сферы деятельности. В России не лучшие времена переживает р есторанный бизнес. Статистика констатирует, что только в прошлом году было закрыто 1,5% заведений. По прогнозам в 2017 году показатели возрастут до 20%. Из-за кризиса россияне предпочитают экономить и реже посещают рестораны и прочие подобные заведения.

Статистика гостиничного бизнеса демонстрирует стабильный спрос на подобные услуги. За 15 последних лет количество гостиниц и отелей возросло на 63%. Хуже дело обстоит с домами отдыха, санаториями. Большинство подобных заведений подвергались реконструкции и обновлениям.

Развлекательный бизнес по статистике пользуется спросом даже в кризисные времена. На диаграмме показано, какие отрасли развлекательной индустрии наиболее и наименее популярны:

Статистика сетевого бизнеса констатирует, что эта сфера привлекает огромное количество потенциальных работников и покупателей. Ежегодный прирост прибыли компаний составляет 20–30%. Количество работающих в этой сфере людей – более 100 млн. человек.

В Америке 20% миллионеров заработали свое состояние на сетевом бизнесе. По мнению специалистов, сетевой маркетинг в будущем составит 70% всех предприятий.

Самые успешные отрасли и компании

Статистика выгодного бизнеса демонстрирует, что есть товары и услуги, которые востребованы даже в кризисные времена. Это одежда, обувь, продукты питания, лекарственные препараты, ремонт автомобилей и бытовой техники. Статистика прибыльных бизнесов была опубликована в . Рейтинг выглядит следующим образом:

  • частные аудиторы;
  • мануальные терапевты;
  • специализированные клиники;
  • бухгалтерские услуги;
  • частные стоматологи;
  • налоговые расчеты;
  • ортодонты;
  • адвокаты;
  • мелкое кредитование;
  • частные управляющие.

Статистика успешных бизнесов констатирует, что лица и компании, которые оказывают подобные услуги, получают самую большую чистую прибыль. И даже кризисные времена никак не отражаются на их доходах.

К акулам бизнеса по статистике относится миллиардер Мишель Ферреро. Его компания – одна из крупнейших в Европе по производству шоколада. На втором месте – Бред Хьюз. Его автоматические камеры хранения вдоль автострад принесли состояние в 5 млрд. долларов. Третье место занимает Ральф Лаурен. Он заработал свои миллиарды на выпуске рубашек-поло с лошадью. На четвертом месте в рейтинге находится Джеф Бизос. Он владелец самого крупного в мире интернет-магазина . Пятое место принадлежит Таю Уорнеру. Он заработал миллиарды на выпуске плюшевых медведей.

Выводы

Как показывает статистика бизнеса, Россия сильно отстает от Западных стран. Но если правительство предпримет определенные шаги и пойдет на встречу ИП, то предприятий будет намного больше, что благоприятно скажется на экономике страны.

Малый бизнес - важный социально-экономический институт в развитых национальных экономических системах. Он базируется на предпринимательстве, инициативной деятельности индивидов с целью получения прибыли. Также малый бизнес частично является экономической основой существования среднего класса в современных теориях стратификации общества.

Малый бизнес в развитых экономиках обладает рядом преимуществ, которые обращают на себя внимание ученых. При благоприятной государственной и муниципальной политике он может обеспечивать высокую отдачу от инвестиций в инновационную деятельность, создавать персональные рабочие места, быстро реагировать на изменение экономической конъюнктуры и эффективно обеспечивать занятостью людей с ограниченными возможностями.

Критерии отнесения предприятий к малому бизнесу имеют национальные особенности. В Европейском союзе малым считается предприятие с численностью до 250 работников и годовым оборотом не выше 40 млн. евро. Данные критерии используются агентством "Евростат" для гармонизации национальной статистики стран - членов Европейского союза.

Малый - это независимые предприятия, не имеющие монополии в своей области деятельности и соответствующие количественным критериям по численности работников за год и размеру выручки. В США выделяются 5 подкатегорий малых предприятий, для каждой из них могут быть дифференцированно применены отдельные программы государственной и муниципальной поддержки.

Как показывает анализ, малый бизнес относительная категория. Она выделяется ис-ходя из целей и ресурсных возможностей государства. Дополнительно в некоторых государствах существуют подкатегории микропредприятий или семейных предприятий. Предприятия с одинаковыми характеристиками хозяйственной деятельности могут в одних странах быть объектами программ государственной поддержки, в других государствах их развитие может не быть приоритетным для органов власти.

Статистика показывает высокий вклад малых предприятий в развитие экономики государств - мировых лидеров. В США около 17 млн. малых предприятий. Малый бизнес создает более 40% валового национального продукта. У половины малых предприятий выручка менее 500 тыс. долл. и менее работников. Во всех несельскохозяйственных отраслях экономики в Соединенных штатах Америки почти 97% предприятий являются малыми по стандарту Администрации малого бизнеса. Около 90% малых предприятий в ряде развитых стран ЕС, США, Китай, Индия, Бразилия - это микропредприятия с численностью не более 5 чел. Критерии отнесения предприятий к малому бизнесу имеют экономический смысл лишь в контексте проводимой экономической политики. Поэтому данные об уровне развития малого бизнеса по разным странам несопоставимы.

Государственная политика в сфере малого бизнеса, как правило, исходит из положения о необходимости поддержки и устранения барьеров. Государство, проводя поддерживающую политику, рассчитывает получить отсроченную прямую финансовую выгоду в виде налоговых поступлений будущих периодов либо положительные внешние эффекты, занятость населения, решение проблемы диспропорциональности национальной экономики, развитие инновационных производств и т.д. Как показывает анализ научной литературы, США, Китай, Германия, Чехия, Бразилия и ряд других стран успешно проводят политику поддержки и получают от малого бизнеса ожидаемые положительные эффекты.

В настоящее время поддержка малого бизнеса в России ведется на государственном - федеральном и региональном и муниципальном уровнях. Инфраструктура поддержки включает в себя бизнес-инкубаторы, венчурные фонды, гарантийные фонды, торгово-промышленные палаты, общественные организации и иные субъекты. Развит весь спектр бизнес-инфраструктуры, о необходимости существования которого ранее высказывались эксперты.

Рассмотрим региональный пример. В г. Москве начинающие предприниматели охвачены комплексом мер. Могут быть предоставлены субсидии на покупку основных средств и материалов, на организацию рабочего места, арендную плату в максимальном размере 350 тыс. руб. Могут быть частично компенсированы до 2/3 процентной ставки рефинансирования, процентная ставка по кредиту и лизингу, затраты на сертификацию, на подключение к электрическим сетям 30% стоимости.

Малые инновационные предприятия могут получить субсидии до 2,5 млн. руб., а работающие в приоритетных направлениях, согласно региональной политике Москвы в 2011 г. - инновации, производство, образование, ремесленничество, здравоохранение до 5 млн. руб. Юридический аспект поддержки, как правило, охватывается либо в рамках структур бизнес-инкубаторов, либо специальными органами. Отдельно существовала "горячая линия" по финансовым, налоговым, бухгалтерским, юридическим вопросам и по взаимоотношениям с проверяющими и иными государственными органами. Важным направлением деятельности региональные власти Москвы считают проведение выставок и конгрессов с целью создания бизнес-связей. Комплекс мер можно охарактеризовать как наиболее полный и охватывающий все основные направления. Несмотря на приложенные усилия по поддержке малого бизнеса с выделением приоритетных векторов развития, результат поддержки некоторыми авторами оценивается как не вполне соответствующий ожиданиям. Основная идея критики заключается в том, что уровень поддержки вышел на мировой, но положительное влияние малого бизнеса на экономику наблюдается в незначительной сфере.

Рассмотрим динамику развития малого бизнеса в России. Данные по всем малым предприятиям предоставлены Росстатом лишь по итогам сплошного наблюдения субъектов малого и среднего предпринимательства за 2011 г. Вследствие несовершенства методики данные для анализа развития малого бизнеса в 2005-2010 гг. доступны в Центральной статистической базе данных без учета показателей микропредприятий 1-15 чел. и индивидуальных предпринимателей. Доля малого бизнеса в валовом внутреннем продукте России не может быть определена точно. Эксперты называют долю малого и среднего предпринимательства в ВВП 15-27%. Последние данные Росстатата - 15,5% и 12,4% без учета данных по микропредприятиям и индивидуальным предпринимателям. Таким образом, вопрос точной оценки вклада малого бизнеса в ВВП России остается открытым.

Критики государственной поддержки малого бизнеса в России сообщают о ее неэффективности. Они оперируют фактами снижения численности микропредприятий в Москве в 2011 г. на 3,1% при общем росте по России на 30,6% и падения численности занятых на микропредприятиях в Москве в 2011 г. на 15% при росте по России на 8,7 %. Москва считается регионом с высоким уровнем поддержки малого бизнеса. Отмечается, что в 2011 г. возросло число индивидуальных предприятий в регионах, где не оказывается комплексная поддержка малому бизнесу, Московская, Воронежская, Оренбургская области, Красноярский край и Дальний Восток. Данные о развитии микропредприятий и индивидуальных предпринимателей до 2010 г. Росстатом не обрабатывались, иные открытые источники при условии существования данных отсутствуют. Не имея возможности проверить эффективность программ поддержки малого бизнеса в указанных регионах на интернет-порталах они заявлены, можно предположить отсутствие прямой зависимости роста малых предприятий и уровня государственной поддержки.

По мнению многих современных экспертов, коррупция в органах власти является основной из причин отсутствия значительных результатов в развитии малого бизнеса. Умение установить связь с представителями органов власти и получить материальную выгоду от этого более необходимо предпринимателям, чем создание новой производственной функции и внедрение инновационных идей. В качестве иллюстрации можно привести ситуацию с реализацией целевой программы "Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства городского округа Тольятти". Начинающим предпринимателям выделялись средства в размере до 500 тыс. руб. на покупку основных фондов. Целью программы в моногороде Тольятти являлись стимулирование роста численности малых предприятий и уменьшение безработицы во время кризиса. 70% субсидий были разворованы либо чиновниками, получавшими свою долю в сговоре с предпринимателями, либо непосредственно предпринимателями. Основные средства в большинстве случаев не приобретались либо отдавались обратно продавцу, работники не трудоустраивались. Муниципальные органы не вели учет предпринимателей, организовавших самозанятость и принявших наемных работников по данной программе, так как не велся учет записей в их трудовых книжках.

Мы не можем утверждать, что коррупцией охвачена вся система государственной и муниципальной поддержки малого бизнеса. Однозначно можно сказать, что ряд услуг, например, консультации по широкому ряду вопросов, проводятся бесплатно и доступны всем желающим предпринимателям. Однако участие в конкурсном распределении дотаций, как показывает практика, в ряде случаев осложнено коррупцией.

Значительную проблему представляет собой излишнее количество законов, поста-новлений и инструкций, необходимых к вы-полнению. Еще большую проблему вызывает разное толкование арбитражными судами официальных документов. Арбитражные суды по-разному толкуют необходимость соблюдения лимита кассы индивидуальным предпринимателем. Предпринимателю проще установить коррупционную связь с налоговым органом в случае замеченного нарушения, имеющего спорный характер, чем обращаться в юридическую консультацию или подавать иск в Арбитражный суд. Упрощение законодательства и отмена многочисленных сложных к трактованию инструкций, положений и правил, на наш взгляд, один из путей оздоровления экономики.

По индексу восприятия коррупции Россия заняла 143-е место из 183 возможных. В рейтинге стран по степени благоприятности условий для ведения бизнеса Россия занимает 120-е место из 183, что говорит о неблагоприятных условиях ведения бизнеса. Срок регистрации нового предприятия доволь-но долог и занимает 22-37 дн. в зависимос-ти от региона.

Российская экономика входит в число крупнейших в мире, однако значительный структурный дисбаланс в сторону энергосырьевого сектора и территориальный дисбаланс в сторону Москвы, Санкт-Петербурга и регионов добычи и переработки нефти вкупе со значительным экономическим расслоением населения определяют характерные черты. Это не могло не отразиться и на структуре по видам деятельности малых и средних предприятий.

В большинстве регионов России не имеет развитых международных связей, сосредоточен в сфере добычи и переработки нефти и не ориентируется на массового обеспеченного потребителя - средний класс ввиду его отсутствия. К примеру, в США массовый, потребитель средний класс читает несколько ежедневных газет, пользуется услугами домашних уборщиц, имеет личный автомобиль. Потребление этих услуг предполагает наличие широкого круга исполнителей, обеспечивающих потребление, в том числе малые предприятия. Отсутствие платежеспособного спроса обусловливает умеренное развитие малого бизнеса в большинстве видов экономической деятельности.

Мы полагаем, что способность малого бизнеса быстро адаптироваться в условиях изменяющейся конъюнктуры рынка напрямую зависит от уровня развития коррупции и степени государственного регулирования экономики. В настоящее время государственными органами ведется работа по упрощению ведения предпринимательской деятельности. На наш взгляд, система государственной поддержки малого бизнеса в большинстве регионов России развита в достаточной мере. Дальнейшее ее развитие нецелесообразно без борьбы с коррупцией и упрощением законодательства в отношении предпринимателей.

В данной статье представлена специфика малого бизнеса в зарубежной практике. Даны определения понятий «предпринимательство» и «малый бизнес» . Так же, в статье отражены главные аспекты, выделены роль и значение, рассмотрены опыт поддержки и пути развития малого бизнеса в зарубежных странах.

  • Социально-психологический феномен руководящей деятельности
  • Проблемы бедности и социальной справедливости в Российской Федерации
  • Прожиточный минимум в системе показателей уровня жизни населения

Развитие малого бизнеса в России является одним из ключевых направлений развития экономики страны в целом. Но, к сожалению, оно неизбежно сопровождается такими проблемами как недостаток финансирования, коррупция, нестабильность в налогообложении и другие. В связи с этим, актуально рассматривать зарубежную практику государственной поддержки и налогообложения малого бизнеса, опыт введения которой будет способен вывести российский малый бизнес на новый качественный уровень.

В первую очередь рассмотрим, что такое предпринимательство и малый бизнес. Итак, предпринимательство, предпринимательская деятельность - самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в установленном законом порядке.

Виды предпринимательской деятельности классифицируются:

  • по форме собственности, на базе которой осуществляется предпринимательская деятельность: частная, государственная, муниципальная ;
  • по количеству участников: индивидуальная, коллективная ;
  • по характеру деятельности: производство товаров, оказание услуг, выполнение работ и др. .

Малое предпринимательство - сектор экономики, который определяется деятельностью субъектов малого предпринимательства на рынке товаров, работ и услуг. Субъектом малого предпринимательства является малое предприятие.

Как свидетельствует мировая практика, основным показателем, позволяющим признать хозяйствующие субъекты малыми предприятиями, является численность работников за определённый период времени. Наряду с указанным показателем используются также такие критерии, как ежегодный оборот предприятия, величина его активов, размер уставного капитала.

В РФ к малому бизнесу принято относить предприятия с ограниченной численностью работающих: в промышленности и строительстве – до 100 чел.; в научно-технических и сельхозпредприятиях – до 60 чел.; для организаций оптовой торговли – не более 50 человек; розничной торговли – до 30 чел.

В разных странах соответствующие показатели различны: например, в Европе предел для малой фирмы – 300 работников, а в США – даже 500. .

  • количество занятых работников до 50 чел.;
  • годовой оборот менее 4 млн.евр;
  • сумма баланса менее 2 млн.евр.

В США федеральным законом о малом бизнес е установлено, что малая фирма – это фирма имеющая одного или нескольких владельцев, с числом занятых не больше 500 чел., величиной активов не больше 5 млн.$ и годовой прибылью не свыше 2 млн.$.,а так же что малыми считаются предприятия, управляемые независимыми собственниками и не занимающие доминирующего положения на товарных рынках. Следует отметить и то, что здесь, как и во многих других странах, играет роль и отраслевая структура предприятия. Причем в одних отраслях играет определяющую роль количество занятых (обрабатывающая и добывающая промышленность), а в других – величина оборота (строительство, торговля, услуги).

Сектор малого бизнеса представляет самую разветвленную сеть предприятий и индивидуальных предпринимателей, действующих в основном на местных рынках и непосредственно связанных с массовым потребителем товаров и услуг. В совокупности с небольшими размерами МП, их технологической, производственной и управленческой гибкостью это позволяет чутко и своевременно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка. Малый бизнес также является неотъемлемым, объективно необходимым элементом любой развитой хозяйственной системы, без которого экономика и общество в целом не могут процветать и развиваться.

Малый бизнес в странах с развитой рыночной экономикой выполняет ряд важных функций как экономического, так и социального характера:
1. Малое предпринимательство создает конкурентные рыночные отношения, что всегда на руку потребителям; Малый бизнес за рубежом стимулирует развитие конкуренции. Поэтому, развитые страны осуществляют политику поддержки малого предпринимательства, главная цель которой - сбалансирование интересов государства и бизнеса, обеспечение оптимальных условий для предпринимательской деятельности, увеличения конкурентоспособности малого бизнеса.

Малое предпринимательство является основой совершенствования и развития страны и повышения конкурентоспособности ее экономики. Огромные транснациональные корпорации нуждаются в поставщиках и предпочитают работать с малыми организациями, ведь множество небольших поставщиков гарантируют конкуренцию между собой за объемы заказов, если кто-то из них не справится, всегда найдется замена. Таким образом, малый бизнес в своей совокупности выступает надежным поставщиком высококачественной продукции для крупного бизнеса.

2. Оперативно и гибко реагирует на рыночную ситуацию и запросы потребителя; Примерное время жизни МП - около 6 лет. Но число новых предприятий превышает число закрывшихся. Все предприятия малого бизнеса довольно быстро реагируют на внешние условия и видоизменяют конечную продукцию, следуя за спросом, осваивая новую продукцию.

МП в Японии способны завершить опытное производство в течении недели, в то время как на крупных предприятиях это заняло бы гораздо больше времени. Они специализируются и на выпуске конечной продукции, ориентированной в основном на местные рынки сбыта. В основном, это скоропортящиеся продукты, ювелирные изделия, одежда, обувь и т.д. и т.п.

3. Децентрализованность размещения создает рабочие места не зависимо от экономической развитости территорий;

4. Малое предпринимательство как налогоплательщики формируют не малую часть отчислений в бюджеты всех уровней; В Германии в легальном малом бизнесе занято 65% рабочей силы, отсюда бюджет получает примерно половину налогов. В Венгрии, Чехии, Польше и других странах с переходной экономикой именно благодаря развитию малого и среднего бизнеса спад производства продолжался всего несколько лет.

Деятельность МП в менее развитых районах западноевропейских стран - это основа всей их социальной и экономической жизни и решающая предпосылка их дальнейшего хозяйственного развития.

5. Малое предпринимательство поддерживает творчество, ремесла, промыслы и традиции многих народов.

6. Высокая «инновационность», т.е. открытие инноваций и/или их внедрение. Зарубежный опыт показывает, что в сфере малого предпринимательства осуществляется большая часть всех инноваций, что способствует научно-техническому прогрессу.

Малый и средний бизнес в большинстве ведущих стран способствовал политической и социально-экономической стабилизации, а также:

  • созданию среднего класса (Франция, Великобритания, Бельгия, Германия, Канада, Испания);
  • преодолению рецессии (Израиль, США);
  • созданию новых рынков (Мексика, Канада, Сингапур, Япония);
  • последовательному проведению реформ (Китай, Польша, Чехия, Венгрия, Словакия).

В основе любого развитого государства,помимо крупных корпораций, также находится малый бизнес,так как является массовой, динамичной и гибкой формой экономической деятельности. Именно в секторе малого бизнеса сосредоточивается основная масса национальных ресурсов, которые являются питательной средой для среднего и крупного бизнеса.

По количеству МП в мире лидирует США, за ними следует Япония, и далее идут Италия, Великобритания, Германия, Франция. Так, например, свыше 20 млн. фирм функционирует в США. В странах Европейского союза насчитывается 23 млн. фирм (из них 4 млн. - мелкие и средние). Примерно 5 млн. фирм - в европейских государствах, не входящих в Европейский союз, - Канаде, Австралии, Новой Зеландии, Азии (без Японии), на Ближнем и Среднем Востоке и в Африке (Рисунок 1).

Рисунок 1. Количество МП и ИП в разных странах

Рассмотрим роль малого бизнеса в зарубежных странах. Малый бизнес пронизывает все сферы экономики, даже те, в которых на первый взгляд есть место только крупным корпорациям.

В настоящее время, такие развитые страны,как Япония, США, страны ЕС, Юго-восточной Азии и латинской Америки стремятся создавать и поддерживать экономический климат, что позволяет расти и развиваться малому предпринимательству. Малому бизнесу уделяется огромное внимание, так как очень велико его влияние на различные микро- и макроэкономические показатели, такие показатели как ВВП, спрос на кредиты, конкурентоспособность государства, занятость населения и другие крайне важные экономические величины (Таблица 1).

Таблица 1. Основные показатели роли малого бизнеса в разных странах (2015 г.)

В европейских странах, по данным на 2015 год, преобладает торговля, за ней следуют промышленность, транспорт и связь, строительство, что представлено на рис.2.


Рисунок 2. Структура малых предприятий по отраслям экономики в ЕС

В азиатских же странах (Китай, Тайвань, Южная Корея, Япония, Сингапур) на первом месте стоит промышленность, за ним сельское хозяйство, торговля,транспорт, строительство (см. рисунок 3).


Рисунок 3. Структура малых предприятий по отраслям экономики в странах Азии

На МП отмечается более высокая эффективность труда, данные субъекты с меньшими затратами удовлетворяют потребности в дефицитных видах товаров и услуг на основе разработки местных источников (сырья) и обеспечивает при этом большую занятость. Они увеличивают размеры поступлений в муниципальные бюджеты, стимулируют НТП, выполняют другие важные для хозяйства функции. На современном этапе повышение роли предприятий малого бизнеса в экономике Германии, США и других развитых странах - не случайность, а необходимая закономерность, вызванная самим ходом истории, и потребностями, которые возникали в процессе развития производительных сил и технологий.

Кроме того, развитие малого бизнеса рассматривается в качестве мощного экономического и социального противодействия нищете и терроризму. В развивающихся государствах малый бизнес считается решающим фактором, способным снизить остроту таких социальных проблем, как бедность и безработица (Индия, Албания, Бразилия). .

Развитые страны давно осознали колоссальную роль малого бизнеса в своей экономике и осуществляют тонко продуманную поддержку малого предпринимательства. В Российской Федерации на долю малого предпринимательства приходится около 22% ВВП. Поэтому, основная роль в поддержке малого бизнеса в данный момент отводится государству. Для сравнения: в странах Европейского Союза, США, Японии такой показатель составляет около 60% ВВП (см. рис.4).


Рисунок 4. Доля малого бизнеса зарубежных стран в составе ВВП, %

Цели поддержки малого бизнеса – это найти оптимальное соотношение интересов общества, бизнеса и государства. Важная задача такой политики заключается в придании ей инвестиционной направленности. Инвестиции распределяются по отраслям экономики неравномерно, в зависимости от целей государственной политики.

Государственная поддержка является решающим фактором развития предпринимательства в индустриально развитых странах. Практически все развитые страны с рыночной экономикой используют различные методы и формы административной, правовой и экономической поддержки: создание государственных структур, ведающих делами мелких и средних предприятий; программы финансовой помощи малому бизнесу; налоговые льготы для МП; помощь государства в получении заказов мелкими фирмами; оказание управленческой и технической помощи; антимонопольное регулирование.

Механизм стимулирования включает в себя, прежде всего, законодательно-правовые акты, обеспечивающие разработку и реализацию кредитных программ, прямые и гарантированные займы, льготные субсидии, налоговые льготы и другие формы финансово-экономической поддержки. Как в сфере самого производства, так и в создании системы обучения и переподготовки кадров. Не менее важным направлением стало оказание консультационных услуг и информационное обеспечение предприятий.

Во всех зарубежных странах с нормально развитой рыночной экономикой существует мощная государственная поддержка малого бизнеса. Например, в Германии субсидии для МП составляют около 4 млрд. евро ежегодно. В конгрессе США проблемами малого бизнеса заняты два комитета. Во главе стоит Администрация по делам малого бизнеса. В каждом штате есть региональные отделения по 30-40 человек. Цель Администрации - поддержка малого бизнеса на государственном уровне. В Японии, где особенно высоко количество МП, специально выделены те из них, которые в условиях рыночной экономики без помощи государства развиваться не могут.

Эффективность МП в Германии несколько выше, чем в США и в Японии. Здесь на долю 12,3% крупных предприятий и 34% занятых на них работников приходится только 52,6% национального дохода. Кроме того, 2/3 рабочих мест создается за счет мелкого предпринимательства, поэтому число субъектов малого бизнеса растет.

Экономически развитые государства поддерживают малый бизнес как и деньгами, так и различными льготами, в сфере налоговой политики. Налоговая политика государства является стимулирующим фактором в развитии малого бизнеса, суть которого заключается в постепенном уменьшении предельных ставок налогов и снижении прогрессивности налогообложения при достаточно узкой налоговой базе и широкой сфере применения налоговых льгот. Уменьшение ставки налогов в зависимости от размеров предприятия является одним из методов налогообложения МП. Например, в США действуют льготные ставки налога на доходы до 16 тыс. долларов, 15-процентный налог на первые 50 тыс. долларов и 25-процентный на следующие 25 тыс. Сверх этой суммы действует максимальная ставка - 34%.

Существуют меры поддержки малого бизнеса, направленные на решение проблем, возникающих по поводу небольших размеров компаний, посредством:

  • облегчения доступа к новым технологиям (предоставление технологий и экономической информации, консультации и обучение);
  • облегчения доступа к рынкам капитала (налоговые льготы, особые нормы амортизации, государственные инвестиционные субсидии, льготное кредитование в виде финансирования разницы между рыночной и льготной кредитными ставками);
  • внедрения кластерно-сетевого подхода, который содействует развитию инфраструктуры предпринимательства.

Системы поддержки и развития малого бизнеса в ведущих странах перешли в фазу обновления и саморегуляции, в этих странах создана система банков, фондов, инновационных центров и научных парков, работающих на развитие малого бизнеса.

Таким образом, в статье рассмотрены суть, роль и некоторые функциональные особенности малого бизнеса за рубежом. Эти данные нельзя на прямую применить к российской экономике, с ее особенностями и тонкостями такая модель окажется нежизнеспособной. Но можно извлечь не мало опыта, который позволит создать и успешно развивать малый бизнес с корректировкой на реальности российской экономики. В сложившейся геополитической ситуации, а точнее зарубежной политике санкций и российской политике импортозамещения, необходимо рассмотреть зарубежную государственную политику поддержки малого бизнеса и постараться реализовать лучшее из ее практики в национальной экономике.

Список литературы

  1. Батычко В.Т. Предпринимательское право. Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2011 г.
  2. Ежова М.Б. Основные правовые направления поддержки малого предпринимательства. Вестник Московского государственного университета леса - Лесной вестник, 2008. № 5.
  3. Зангеева С.Б. Польза и преимущества зарубежного опыта поддержки и развития малого и среднего бизнеса применительно к России// Финансы и кредит.-2004.-.№14
  4. Кожевников Н.Н. Основы экономики. Учебное пособие. 9 издание. -М., Academia, 2014.
  5. Курс экономической теории / Под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. – Киров: АСА, 2013. - 285 с.
  6. Лапуста М.Г. Предпринимательство. -М., Дрофа, 2013.
  7. Лопатников Л.И. Экономико-математический словарь: Словарь современной экономической науки. – 5-е издание, переработанное и дополненное.- М.: Дело, 2003. – 520 с
  8. Мурыгина Л.С. Транснациональный бизнес в условиях глобализации мирового хозяйства. Научно-практический журнал "Управление инвестициями". ЮУрГУ. – 2009. - №2. С.10-17.
  9. Райзберг. Б. А. Лозовский Л. Ш, Старобудцева Е. Б. Современный экономический словарь Издательство: «Инфра-М» 2015 г.
  10. Статистический сборник «Малое и среднее предпринимательство в России. 2015. Росстат. - M., 2015. – 96 с.
  11. Тихомирова О.Г. Глобализация и малый бизнес: новые возможности для малых и средних предприятий // Менеджмент в России и за рубежом. – 2011. - №3. – С. 79
  12. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями).
  13. Филатова А.В. Разграничение предметов ведения в сфере развития малого и среднего бизнеса // Предпринимательское право. - 2008. - № 3.
  14. Халимова С.Р. Влияние характеристиrк национальной инновационной системы на особенности развития малого инновационного бизнеса // ЭКО. – 2011. - №8. – С. 35-44.
  15. Чернобродова Л.А. Институциональное обеспечение формирования и развития малого инновационного предпринимательства // ЭПОС. – 2011. - №2. – С. 43-49.

Калинин Андрей Владимирович , аспирант, Научно-исследовательский институт труда и социального страхования, Россия

| Скачать PDF | Загрузок: 636

Аннотация:

В статье рассмотрено состояние малого и среднего бизнеса в мире, на примере США, Европы (Испании и Франции) и Республики Беларусь. Исследована государственная поддержка малых и средних предприятий в этих странах. Рассмотрены меры по поддержке таких предприятий в условиях мирового финансового кризиса. По итогам исследования сделаны выводы.

JEL-классификация:

Тема развития малого и среднего бизнеса является очень актуальной в условиях модернизации существующей экономики в России. Малый и средний бизнес играет важную роль в любой стране: он обеспечивает занятость населения, порождает здоровую конкуренцию, насыщает рынок новыми товарами и услугами и обеспечивает нужды крупных предприятий.

Российскими учеными и исследователями уже было написано немало работ по развитию малого и среднего предпринимательства в стране и предложены различные меры по его модернизации. Но следует отметить, что уровень развития малого и среднего бизнеса в России пока еще существенно отстает от экономически развитых стран. И господдержка малых и средних предприятий у нас находится еще на довольно слабом уровне. В связи с этим, было бы очень полезным обратить внимание на состояние малого и среднего бизнеса в зарубежных странах и проанализировать его. Знание зарубежного опыта было бы очень полезно для применения в экономиках развивающихся стран, в частности, и в России. Анализ и изучение зарубежного опыта малого и среднего бизнеса позволит государственным и муниципальным органам разрабатывать различные программы поддержки предпринимательства.

Развитие малого и среднего бизнеса в экономически развитых странах идет более быстрыми темпами, поскольку национальные власти придают большое значение таким предприятиям и оказывают им всяческую поддержку в развитии и совершенствовании, разрабатывают огромное количество программ поддержки малого и среднего предпринимательства и предоставляют всяческие льготы. Как уже было написано в самом начале, в таких странах малый и средний бизнес играет очень важную экономическую и социальную роль. В экономически развитых странах малый и средний бизнес представляет собой средний класс, который служит базой для стабильного развития экономики, а также обеспечивается занятость большинства населения. В этих странах около 50–70% ВВП производится именно малыми и средними предприятиями.

Рассмотрим ситуацию с развитием малого и среднего бизнеса в США и в Европе. А также посмотрим состояние малых и средних предприятий в развивающихся странах, в частности, в Республике Беларусь.

Малый и средний бизнес в США

Согласно американскому законодательству, к категории малого и среднего бизнеса относятся хозяйственные субъекты, на которых работает не более 500 человек. Все малые и средние предприятия в США подразделяются на 3 категории:

1) Микропредприятия - фирмы с количеством работников до 20 человек;

2) Малые предприятия - от 20 до 100 человек;

3) Средние предприятия - от 100 до 499 человек.

Кроме того, можно отдельно выделить те предприятия, на которых используется труд наемных работников и те, где владелец фирмы обходится без привлечения наемного персонала.

Малый и средний бизнес в США начал свое развитие еще в эпоху Великой Депрессии, поэтому его уровень остается стабильно высоким. В настоящее время в США насчитывается около 7 млн. предприятий с численностью наемных работников менее 500 человек, из них на 6 млн. предприятий занято менее 20 человек. Кроме того, действует 18,3 млн. индивидуальных несельскохозяйственных предприятий.

В стране ежегодно регистрируется около 600 тыс. малых предприятий и ликвидируется около 500 тыс. Однако никого это не ужасает, так как владельцы малых и средних предприятий очень чутко и гибко реагируют на динамику спроса. Поняв, что в другой сфере или на другом месте их дела пойдут лучше, они сворачивают свой старый бизнес и открывают новый. Американцы в этом смысле очень адаптивны и умеют быстро перестраиваться. Даже если их бизнес попросту прогорел, они не теряют энтузиазма и считают конец старого бизнеса началом нового. Думается, что в этом психологическом феномене коренятся источники живучести всего американского бизнеса [1 ].

Малое и среднее предпринимательство в США действует в различных сферах: в производстве, в торговле, в финансовом секторе, в области социальных услуг, а также в сфере инноваций. Численность малых предприятий в США неуклонно растет. Так за период с 1980 г. по 2006 г. их численность выросла с 13 до 26 млн. единиц, то есть в 2 раза. На сегодняшний день в США две трети рабочих мест созданы структурами и компаниями, принадлежащие к категориям малого и среднего бизнеса.

Значителен вклад малого и среднего предпринимательства в развитие науки и освоение новой продукции: основная масса открытий и изобретений в США приходится на долю мелких и средних специализированных фирм. Освоение производства самолетов, вертолетов, кондиционеров, персональных компьютеров и многих других видов продукции начиналось именно на малых и средних предприятиях.

Не менее важна и государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в США.

Принцип и философия поддержки малого и среднего бизнеса в стране, которую традиционно считают «оплотом капитализма» появились не сегодня, не вчера, и даже не в 1953 г., когда официально была создана Администрация по делам малого бизнеса в США, а сформировалась намного раньше - во времена Великой Депрессии и Второй Мировой Войны [2 ].

Федеральные программы, которые только еще начинают разрабатываться в некоторых странах, в США датируются аж 1932 годом. В это время после времен Великой Депрессии государство стало субсидировать малые и средние предприятия, пострадавшие в результате войны. В то время, именно малый бизнес обеспечивал в США создание рабочих мест, подчеркивая важную социальную значимость.

В 1942 г. принимается Закон о малом бизнесе. В 1953 г. в США создается Федеральное агентство - Администрация по делам малого бизнеса (АМБ) в США, которая по сей день отстаивает и защищает интересы малого бизнеса на правительственном уровне. На эту организацию возложена обязанность оказывать предпринимателям финансовую и консультационную поддержку, содействовать в получении правительственных заказов и в заключении контрактов с крупными предприятиями. Причем филиалы АМБ расположены во всех крупнейших городах, таким образом, политика поддержки малого и среднего бизнеса распространяется на все штаты. Основными задачами АМБ являются:

  • помощь в получении кредита и предоставление гарантий по кредитам для бизнеса;
  • непосредственное субсидирование и кредитование малого и среднего бизнеса за счет средств собственного бюджета.
  • техническая и информационная поддержка бизнеса;
  • важнейшей задачей федерального правительства является сохранение и развитие конкурентной среды, которая через механизм снижения издержек производства побуждает производителей переходить на использование более эффективных технологий.

Особое место занимает программа финансового содействия малому бизнесу в случае чрезвычайных обстоятельств (стихийных бедствий, социальных беспорядков, террористических актов) и программа государственного гарантирования аренды и страхования строительных подрядов, осуществляемых малыми предприятиями.

На малый бизнес в США распространяются специальные налоговые льготы, например «бонус первого года», когда налог выплачивается не со всей, а с половины налогооблагаемой суммы. Снижение абсолютных и относительных размеров федеральных налогов способствует развитию малого бизнеса, стимулируя создание небольших предприятий, усиливая их позиции в американской экономике, а значит, увеличивая количество новых рабочих мест.

Реализуется также специальная правительственная программа содействия малому бизнесу, принадлежащему национальным меньшинствам (в основе лежит Закон о равных возможностях и Закон об общественных работах и экономическом развитии). К 2007 г. свыше 3 млн. малых предприятий принадлежали представителям национальных меньшинств.

Государственная поддержка малого и среднего бизнеса осуществляется и в условиях мирового финансового кризиса. Так, например, в сентябре 2010 г. президент США Барак Обама подписал закон о поддержке малого и среднего предпринимательства. Данный проект законов предусматривает увеличение финансирования местных банков для активизации процесса кредитования бизнеса, а также снижение процентных ставок по кредитам для малого и среднего бизнеса и частных предпринимателей. Законопроект также предусматривает расширение практики предоставления налоговых кредитов и частичное освобождение некоторых групп предпринимателей от налогов на прибыль.

Как видно из написанного выше, государственная поддержка малым и средним предприятиям в США оказывается на очень высоком уровне. А она, в свою очередь, создает благоприятный климат для развития малого и среднего предпринимательства в стране.

Малый и средний бизнес в Европе (Испания)

Эксперты ЕС уже в течение многих лет склонны оценивать всю структуру малого и среднего предпринимательства Испании почти как образцовую не только по форме ее организации, но и по результатам деятельности. Едва ли не главный аргумент для такой оценки - 72% ВВП, которые этот вид бизнеса дает [3 ].

Малый и средний бизнес в Испании начал формироваться и активно развиваться в 1970-е гг. Высокие экономические показатели были достигнуты благодаря высокой степени развития малого бизнеса. Малые и средние предприятия помогли избавить страну от безработицы, способствовали общему подъему.

Доля предприятий малого и среднего бизнеса Испании в некоторых отраслях доходит до 80% (сельское хозяйство), в остальных отраслях - в среднем 25-30% (строительство, промышленность, судостроение). Основные отрасли предприятий малого и среднего бизнеса - это агропромышленный комплекс (сельское хозяйство, зерно), черная и цветная металлургия, пищевая промышленность (производство продуктов, кондитерских изделий, виноделие), строительство, туризм и т.д.

В Испании разработано большое количество программ поддержки и развития малого и среднего бизнеса. Для тех, кто собирается начинать свое дело, разработаны и успешно применяются различные программы по оказанию помощи. Первые пять лет предприниматель не платит налоги, а также имеет право на бессрочный кредит для развития бизнеса. Основное внимание испанского правительства обращено на предприятия малого бизнеса, которые имеют высокую социальную значимость для Испании, создают рабочие места для социально уязвимых групп населения (студентов, женщин, иммигрантов и т.д.), способствуют подъему слаборазвитых регионов и районов. В Испании государство стимулирует множество организаций и фондов для поддержки малого предпринимательства.

Как самый важный положительный фактор развития малого и среднего бизнеса в Испании стоит отметить минимальный уровень бюрократии. Оформить регистрацию предприятия, получить лицензию можно сделать за 24 часа без излишней волокиты со стороны чиновников. Притом это может сделать даже любой гражданин другого государства. И в то же время контролирующие функции государственных структур сведены к минимуму.

К 2008 г., как свидетельствуют данные Института национальной статистики, почти 2/3 трудоспособного населения страны было занято в частном секторе и лишь чуть больше 20% - в государственном. К началу экономического кризиса в Испании сложилось вполне уравновешенное соотношение работающих и временно незанятых, но с перспективой их трудоустройства. Кризис 2009 г. резко обострил ситуацию: спад деловой активности, финансовый крах сотен крупных и средних фирм и тысяч малых вызвали логически объяснимый рост увольнений работников многих отраслей, в первую очередь, строительной, мебельной, сервиса и туризма и других [3 ]. Но даже несмотря на это, малому и среднему бизнесу оказывается мощная государственная поддержка. И далеко не в каждой стране Евросоюза существуют настолько благоприятные условия для развития малого и среднего предпринимательства.

Малый и средний бизнес в Европе (Франция)

В настоящее время во Франции зарегистрировано около 3 млн. малых и средних предприятий. Из них 1,5 млн. работает в сфере услуг, 780 тыс. - в торговле, 350 тыс. - в строительстве, 303 тыс. - в промышленности. Ежегодно в стране открывается около 250 тыс. малых предприятий, а банкротится 50 тыс. При этом 40–50% новых рабочих мест, создаваемых во Франции, приходится именно на малые предприятия. Из 3-х млн. малых предприятий около 1,5 млн. относится к индивидуальному или семейному бизнесу и обходится вообще без наемного персонала, а на 1200 предприятий трудится менее чем по 10 человек. Доходы фирм и малого бизнеса не имеют четких и законодательных ограничений.

В качестве государственной поддержки малого и среднего бизнеса во Франции можно отметить следующее.

За последние четверть века в стране создана внушительная государственная система стимулирования малого и среднего бизнеса. Новые малые предприятия на два года освобождаются от налогов на акционерные общества и от местных налогов. Для них снижается подоходный налог и налог с инвестируемой части прибыли. Особую лояльность государство проявляет к тем, кто решил открыть свой бизнес в экономически депрессивных зонах. На таких предпринимателей распространяются скидки и отмены выплат в фонды социального обеспечения (здравоохранения, пенсионного фонда, фонда для многосемейных, в кассу пособий для безработных). Для безработных, решивших создать собственный бизнес, разработана своя система поддержки. Они освобождаются от налогов уже не на два, а на три года и на год от обязательных социальных выплат в кассы соцстраха. Безработным, ставшим предпринимателями, выдаются специальные книжки, отрывными чеками из которых можно расплачиваться по менеджменту, юриспруденции, бухгалтерскому учету и т.п. Практически все владельцы малых предприятий могут рассчитывать на получение льготных кредитов, ссуд и субсидий.

Поощрение и создание предприятий и предотвращение их банкротств, является одной из ключевых сфер сотрудничества государства и бизнеса. Этим занимается специальное учреждение - Национальное агентство по созданию предприятий (АНСЕ), которое не только содействует будущим частным предпринимателям, но и изыскивает возможные скупки предприятий при возникновении угрозы банкротства.

Также государственную помощь при создании предприятий оказывают органы министерств по обустройству территорий, торгово-промышленные палаты, выборные органы местного самоуправления - региональные и генеральные советы, а также частные фонды, созданные крупными корпорациями, получающими в свою очередь целевые налоговые льготы.

Ведущей организацией, созданной для лоббирования предпринимательского сообщества, является Движение французских предпринимателей. Владельцы малых предприятий достаточно жестко и решительно отстаивают свои права в диалоге с государством, особенно когда дело касается налогов и отчислений во всевозможные фонды.

В условиях мирового финансового кризиса президент Франции Николя Саркози объявил о создании фонда объемом 2 млрд. евро, средства которого будут направлены на инвестиции и кредиты малому и среднему бизнесу. Также было предусмотрено снижение ставки социального налога для малых и средних предприятий и ряд других налоговых послаблений.

В целом же, можно сделать вывод, что условия для развития малого и среднего бизнеса во Франции довольно благоприятны, как и в Испании. Государственная поддержка таким предприятиям оказывается на высоком уровне, как и в США.

Малый и средний бизнес в Республике Беларусь

Согласно законодательству, к субъектам малого предпринимательства в Республике Беларусь относят:

  • Микропредприятия, численностью до 15 человек;
  • Малые предприятия, численностью от 16 до 100 человек;
  • Средние предприятия, численностью от 101 до 250 человек.

История развития малого предпринимательства в Республике Беларусь насчитывает уже чуть более 20 лет. За прошедший период произошли большие изменения в развитии малого и среднего бизнеса, а также в политике государственного стимулирования. Было разработано множество нормативно-правовых актов, касающихся малого и среднего бизнеса. К основным из них можно отнести:

  • Закон «О предприятиях» №462-XII, принятый Верховным Советом БССР 14 декабря 1990 г. В данном законе были определены общие основы организации предприятия и его деятельности в условиях рыночных отношений. Малые предприятия разрешается создавать как в государственном, так и в негосударственном секторах экономики;
  • Закон «О предпринимательстве в Республике Беларусь» № 813-ХII, принятый Верховным Советом Республики Беларусь 28 мая 1991 г. В данном законе определены общие правовые и экономические основы предпринимательства, установлен порядок регистрации и прекращения деятельности, определена ответственность государственных органов за нарушение прав предпринимателей. Данный закон установил меры государственной защиты, поддержки и регулирования предпринимательства в Республике Беларусь;
  • Указ Президента Республики Беларусь № 262 от 19 июля 1996 г. «О государственной поддержке малого предпринимательства». Данным указом были установлены основные меры поддержки малого и среднего бизнеса, а также были определены критерии отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства. Также данным указом было создано Министерство предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь, которое является основным государственным органом управления, ответственным за развитие малого бизнеса;
  • Указ Президента Республики Беларусь от 29.12.2008 г. № 760.

Таким образом, можно отметить, что нормативно-правовая база по малому и среднему бизнесу в Республике Беларусь существует, развивается и требует постоянного совершенствования с целью создания благоприятных условий деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства. По мнению некоторых экспертов, основными направлениями в развитии малого и среднего бизнеса в стране должны стать защита прав собственности, развитие рыночных институтов, повышение конкурентоспособности бизнеса, обеспечение прозрачности государства и развитие социальной ответственности бизнеса, а также противодействие коррупции и упрощение бумажной волокиты.

Для развития бизнеса в республике Беларусь созданы свободные экономические зоны и действуют специальные налоговые льготы для компаний, которые работают в малых городах и в сельской местности.

По данным Министерства статистики и анализа Республики Беларусь, на начало 2008 г. в республике насчитывалось 33 094 малых предприятий, что на 270 больше, чем на начало 2007 г. и на 2 107 больше чем на начало 2006 г. Соответственно, темп роста числа малых предприятий в 2007 г. в сравнении с 2006 г. составил 100,8 %, и в 2006 г. по сравнению с 2005 г. - 105,9% [4 ].

В условиях мирового финансового кризиса, государством также оказывалась всяческая поддержка малому и среднему бизнесу. В частности, были приняты шаги по упрощению налогового законодательства. Но, тем не менее, следует отметить, что поддержка бизнеса государством все же была менее значительной, по сравнению с экономически развитыми странами.

По данным Министерства экономики в Республике Беларусь за январь–март 2011 г. численность малых и средних предприятий увеличилась на 10%, по сравнению с первым кварталом 2010 г. В целом, можно отметить, что малый и средний бизнес в Республике Беларусь имеет все перспективы для дальнейшего развития. И оно должно стать важным государственным приоритетом для страны.

Как мы видим из исследования, малый и средний бизнес за рубежом успешно развивается и постоянно совершенствуется. В экономически развитых странах государство является не тормозом в развитии малого и среднего предпринимательства, а активным сторонником и помощником в его совершенствовании. Малому и среднему бизнесу оказывается значительная поддержка на государственном уровне, предоставляется масса всевозможных льгот. Правительствами экономически развитых стран разрабатываются различные программы по поддержки такого предпринимательства, которые успешно доказали свою эффективность на практике. В любом иностранном государстве есть свои плюсы и минусы в развитии малых и средних предприятий. И любой опыт будет очень полезен для развития малого и среднего предпринимательства в России и для модернизации экономики, в целом.

4. Статистический сборник «Малое предпринимательство Республики Беларусь», 2008 (Стат. сб.) Минстат РБ – Минск, 2008.

Только новые и актуальные идеи малого бизнеса в 2016 году, воспользоваться которыми может каждый. Заимствуя идеи и придумывая свои, российские предприниматели зарабатывают от 100 тыс. руб. в месяц!

 

Подсматривать идеи бизнеса у конкурентов, создавая на их основе лучшие решения - эффективная стратегия, способная привести к успеху. Такую идею в своем интервью журналу «Форбс» высказал Евгений Цаплин, преподаватель ВШЭ и гендиректор АО «Телеком-проект». С успешным предпринимателем не поспоришь, а потому предлагаем вниманию начинающих предпринимателей лучшие бизнес-идеи 2016 года, которые успешно реализованы в России и действительно работают.

По горам, по лесам…


Для старта бизнеса по франшизе потребуется 350 тыс. руб. и собственный грузовой транспорт (его на первых порах можно брать в аренду). Плюс работы в команде «СДЕК» - активное сотрудничество с Китаем, потенциальным лидером мировой торговли через Интернет: на территории приграничных провинций КНДР действуют 10 офисов компании.

С высоты птичьего полета


Стартовые вложения - от 250 до 450 тыс. руб. (цена квадрокоптера). Для ведения бизнеса требуются сертификация аппарата и пилоты с сертификатами летной годности. Средняя стоимость 3-минутного ролика - 120 тыс. руб., из которых 25 % - доход пилота. Среди клиентов агентства High Level - Москомспорт, Porsche, фестиваль красок Холи.

Кофе на колесах


Первоначальные вложения составили 2 млн. руб. На эти деньги в 2014 году предприниматели приобрели 25-летний фургон GMC, переоборудовали его и оформили в уникальном стиле. Поначалу автомобиль хотели использовать как точку общественного питания, но торговые центры неохотно шли на контакт, и предприниматели перешли в сферу кейтеринга. В 2016 году прибыль от продажи кофе составляет 300 тыс. руб./мес., и бизнесмены наполовину погасили кредит, взятый на открытие своего дела. Продажа кофе с автомобилей - свободная ниша, в которой стоит себя попробовать!

Автомойка нового формата


Плюсы такой мойки очевидны: минимум затрат (достаточно приобрести униформу сотрудников, чистящие средства, заказать рекламу) и возможность установки точек обслуживания в самых оживленных местах (на парковках, рядом с торговыми и офисными центрами). Первоначальные вложения не превышают 200 - 300 тыс. руб., срок окупаемости, по словам владельцев, составляет 6 - 8 месяцев.

Электронные удовольствия


Расположить точку по продаже электронных сигарет можно где угодно: в торговом центре, уличном павильоне. Важно выбрать оживленное общественное место с высокой проходимостью. Оптимальный вариант - павильон в холле торгового центра или кинотеатра.

Заработок на виртуальной реальности


Средняя стоимость оборудования - 300 - 400 тыс. руб. (его также можно купить с рук). К этой сумме прибавьте арендную плату, а также расходы на электроэнергию. Размер первоначальных вложений не мал, но окупится аттракцион всего за 4 - 8 месяцев. Еще один способ заработка на виртуальной реальности - сдача оборудования в аренду для проведения развлекательных мероприятий, детских праздников и т.д.

Возвращение к истокам


Одно из наиболее успешных промысловых предприятий - петербуржское издательство библиофильских книг . В Санкт-Петербурге возрождено ручное издание букинистических книг. Весь процесс производства - ручной. Для печати используют старинные литеры, реглеты, шпации. Художники-каллиграфы создают уникальные рукописные издания. Обложки изготавливают из натуральной кожи, меди, бронзы, папируса и т.д. Срок выпуска одной книги может достигать 15 лет, а стоимость таких творений начинается от 500 тыс. руб. В числе постоянных клиентов издательства Константин Эрнст, Роман Абрамович, успешные зарубежные предприниматели.

В 2016 году высоким спросом иностранцев пользовались разные изделия российских промысловиков: вязаный фарфор, изразцы для печей и каминов, хрустальная посуда и декор - все это востребовано за рубежом и приносит владельцам производственного бизнеса выручку до 100 млн. руб. ежегодно.