Отзывы. Сан Диего, отели

Задумывались ли вы когда-нибудь, почему именно на этом месте стоит город…

…в котором вы живете?
…или в котором вы родились?
…или который вам просто нравится?

Помните, на уроках истории в школе (где-то в период «древние века» и «средневековье») учителя рассказывали о причинах возникновения городов? Что-нибудь припоминается? Всякие политическо-экономические причины, которые сводятся к тому чтобы «место было удобное»? Вот и мне так всегда казалось…

И вот как верить учителям истории после того, когда узнаешь, что города могут основываться на абсолютно пустом и никому ненужном месте из-за чьей-то прихоти и «газетной утки»? Именно так и получилось с городом Коронадо. В истории этого места попадалось столько странностей, что для установления истины в пору вызывать бригаду программы «Максимум» (уж больно лозунг «Скандалы, интриги и расследования» подходит) или команду экстрасенсов;)

Давате вместе «возьмем штурмом» «покопаемся» в тайнах Коронадо (и острова Коронадо, и города Коронадо)!

Курица или яйцо Остров Коронадо или полуостров Коронадо?

Ну что, как по-вашему, Коронадо - это остров или полуостров?

Уже и не помню почему, но еще до того как довелось побывать там, откуда-то было знание о том, что Коронадо - это остров. Может, сказал кто-то. Может, статьи в интернете сыграли свою роль, потому что много где указано, что Коронадо - это остров (хотя, как потом оказалось, немало есть ресурсов, указывающих на обратное). И честно сказать, даже мысли не возникало усомниться в этом…

Сомнение пришло, когда обнаружилось, что на остров Коронадо можно попасть не только на пароме и по мосту, но и по суше. И тут меня осенило, что неплохо бы и карту местности изучить. Надо сказать, просмотр карты не расставил точки над i, а только усугубил ситуацию. Получение ответа вопрос «Коронадо - остров или полуостров?…» стало еще более навязчивой идеей.

После долгих изысканий, великий и могучий «интернет» все же открыл страшную тайну. С географической точки зрения – это полуостров. А вот с геологической точки зрения – это так называемый «связанный остров», т. е. остров, соединенный с материком узким участком земли (береговыми наносами), который называется томболо (ну и название;)). Так что любой вариант - правильный… Но пусть будет остров Коронадо, надеюсь никто не против.

Длинный и узкий участок суши - это и есть томболо

Охота на зайцев, мечты о курортах и «газетные утки» …или сказ о том, как на острове Коронадо зародился город

До 1885 года территория современного города Коронадо, что называется, просто «стояли колом». Остров Коронадо пустовал, там никто не жил… только иногда появлялись рыбаки, китобои и… фанаты охоты на зайцев.

Пара таких фанатов заячьей охоты и решила судьбу острова Коронадо. В одну из своих поездок им пришла в голову идея, что это место отлично подойдет для роскошного курортного отеля. На это дело они подбили еще одного своего друга и в конце 1885 года (возможно, в начале 1886, данные в источниках разнятся) «три танкиста, три веселых друга» – Бэбкок (Babcock), Стори (Story) и Грундайк (Gruendike) выкупили остров Коронадо за $110 000. Забавно, но первая зарегистрированная цена, уплаченная за Коронадо всего $1 000. В апреле 1886 года они основали компанию Coronado Beach Company и начали “наводить красоту” на полуострове. Впоследствии их назовут отцами-основателями, что, в общем-то, справедливо.

И о них до сих пор помнят… Вывеска одного из магазинов на территории Hotel Del Coronado

Работы по превращению унылого и пустынного места в роскошный курорт начались сразу же. Одновременно с работами по планированию постройки отеля началась «дележка» купленной территории на участки для последующей продажи. При покупке острова Коронадо владельцы Coronado Beach Company осознавали, что столько земли под отель им точно не потребуется, но справедливо посчитали, что на перепродаже можно заработать. Было очевидно, что просто на “голую” землю никто “не позарится”. И это стало второй причиной, по которой компания очень быстро организовала работы по благоустройству территории полуострова и прокладки различных коммуникаций. Для этого были наняты тысячи рабочих… разных национальностей, но в большинстве своем китайцев… Даже странно, что на Коронадо после этого не появился местный филиал Чайна-тауна.

Возможно, это не очень полит-корректно, но отцы-основатели Коронадо были теми еще пройдохами. Бэбкок и Стори «слили» местным газетам информацию о том, что на острове Коронадо будет построен роскошный отель, и место станет потрясающим и дорогостоящим курортом.

Газетные статьи «разбудили» интерес публики к этому месту.

Ну а владельцы острова еще больше подогрели интерес, объявив об аукционе, на котором будут продаваться участки на острове Коронадо.

Остров Коронадо. Эту карту с разметкой участков делали в Сан-Франциско, специально для аукциона

В результате 13 ноября 1886 года - в день проведения аукциона было продано 350 участков на сумму 110 000$. Знакомая цифра… Кстати, участки продавали по цене всего лишь 500$-1600$ за штуку. Никто не знает где раздобыть машину времени?

Начиная с 1887 года стали появляться первые черты будущего города. К этому времени, люди, купившие землю на аукционе, успели немного отстроиться: дома, магазины и даже ресторан.

Вот и один из двух первых ресторанов, собственной персоной. Не 5 звезд, но… ресторан!

В этом же году появилась первая школа, открылись всякие клубы по интересам: бейсбольный (поверить не могу, что этой игре столько лет), атлетический и даже яхт-клуб. Быстро все закрутилось. И уже в 1890 году город стал ГОРОДОМ, самостоятельным.

В 1889 году на сцену Коронадо вышел “владелец заводов, газет, пароходов” мистер Спрекелс (John Spreckels), ставший еще одной значительной фигурой в истории Коронадо (да и Сан-Диего тоже). В силу некоторых Спрекелс “прибрал” к рукам Coronado Beach Company и развернул свою деятельность “на полную мощность” (хотя отцы-основатели в итоге в накладе не остались). По непонятной причине этот «жесткий» бизнесмен с мудрым взглядом решил сделать город и остров Коронадо своим домом.

Джон Спрекелс

Его стараниями в городе появилось несколько парков, библиотека, самое больше в Коронадо бизнес-здание (оно, кстати, до сих пор самое большое в Коронадо), организовал систему общественного транспорта. Понятно, что не все он делал по доброте душевной, все-таки он коммерсант, но развитию города это очень помогало.

Напоминание о Спрекелсе и его брате (табличка на одном из зданий города)

Кто «короновал» земли?

«Подпольная кличка» города «The Crown City», что в переводе означает Коронованный город, да и на флаге города, и на всех указателях улиц красуется Корона.

Знаете, встретив такое название где-то в Европе, даже не удивишься, а вот в США (а особенно в Калифорнии), где монархов отродясь не бывало, - интригует. Официальное название города - City of Coronado. Если «заморочиться» с лингвистикой при переводе названия, то получается что-то типа «Город, принадлежащий Коронадо» или «Город на Коронадо», фактически просто обозначение места где находится город. Не так часто встречаемое название, все равно что «Ростов-на-Дону» переименовать в «Город-на-Дону» ;)

С названием города вроде бы все просто… получается из намеков на корону только название острова - Coronado. Coronado переводится с испанского как «коронован». Итак, почему же Коронадо был назван именно так?

Считается, что свое имя - Coronado - остров-полуостров получил в честь островов, которые находятся в примерно в 17 милях от него. Эти острова отлично видны с центрального пляжа. Возможно, тому, кто назвал так остров, просто понравилось название островов. Они называются «Las Yslas Coronadas» (Islas Coronadas, Коронованные острова). Хотя, если бы этот кто-то знал почему их так назвали, то может быть хорошо подумал…

Вот и эти острова, или по крайней мере часть из них. Вид с центральноно пляжа острова Коронадо

Как оказалось, название этих островов имеет немного религиозный и печальный подтекст. Острова названы в честь четырех мучеников Sancti Quatuor Coronati (Четыре Венценосных Мученика; венец - как символ мученика), погибших в Италии во 2–3 веках н. э. В 1602 году такое название островам дал святой отец Fr. Ascension (не знаю, как произнести это правильно по-русски), принимавший участие в экспедиции, изучающей берега Калифорнии, под предводительством Себастьяна Вискайно.

Уточнялка.

Забавно, но согласно записям судового журнала сам Вискайно назвал острова «Islas de San Martin». Как видите, название, данное св. отцом прижилось лучше. И это хорошо, потому что я с трудом могу представить, чтобы Коронадо назывался по-другому, Сан-Мартин к примеру.

Если кому-то интересно, что же делал мистер Вискайно у берегов Калифорнии, то поясняю. Мало того что испанцы покоряли земли теперешней Мексики, так они еще и на Филиппинах частенько бывали. Испанским галеонам нужны были безопасные порты по дороге из Манилы в Акапулько. Так что Вискайно проводил разведку местности.

Тем не менее не очень понятно, когда остров Коронадо назвали «Коронадо»… Например, по документам, датированным 15 мая 1846 годом, данная местность описываться как «остров или полуостров в порту Сан-Диего». Есть версия, что название острову дали Бэбкок и Co после того, как выкупили эти территории. Правда это или нет? Этой тайной остров Коронадо не пожелал делиться ни с кем.

Битва титанов: государство vs частная собственность или повесть о том, как «не надо сдавать землю в аренду»…

В начале 1911 года вместе с попутным ветром на остров Коронадо попал известный авиатор, один из пионеров авиации и первый военно-морской летчик - Гленн Кёртисс. Он присмотрел северную часть Коронадо для своих авиа экспериментов и взял ее в аренду у Спрекелса. Какое-то время спустя Кёртисс организовал авиационную школу для военно-морских летчиков.

Вот так выглядело «начало конца» владению Спрекелса Северным Островом. Глен Кёртисс обучает летать своего первого ученика — будущего военно-морского летчика. Фото из архива музея Коронадо

Впоследствии на эту самую школу у военно-морского флота США появились виды. И тут в дело и вступило государство, и в 1917 году правительство решило «прихватить» часть острова Коронадо для нужд армии США. Причем «прихватить» в очень даже прямом смысле… Правительство одобрило законопроект об отчуждении северной части Коронадо (Северного острова) в пользу ВМФ США для организации там постоянной базы и авиационной школы. Спрекелс не был бы собой, если бы оставил все как есть. Он судился с правительством США несколько лет, и в итоге государству пришлось заплатить ему $5 млн.

Мораль сей истории … если сдаете кому-то земли, проверьте его подноготную, мало ли что ему вздумается там построить.

Остров Коронадо и еще одна географическая загадка….

И на десерт еще одна географическая загадка… Найдите 10 отличий на фото ниже…

… ну или хотя бы одно.

Нет, это не разные места, это все тот же остров Коронадо с небольшой разницей во времени. Первое фото сделано в 1943 году, а второе - снимок Google Maps за 2014 год. Кардинальные изменения не так ли? Итак, Коронадо до 1943 года… Кажется, что это не один остров, а два, что по сути так и есть. На первом фото верхняя часть - то, что когда-то было Северным островом, а нижняя часть - собственно, остров Коронадо. Северный остров был соединен с островом Коронадо очень маленьким перешейком (что-то вроде илового наноса). У этого перешейка даже название свое было - Spanish Bight.

Лирическое отступление.

Признаюсь, первое фото спасло мне мозги от закипания. Почему от закипания? А вот представьте себе, читаете вы про остров Коронадо, а там упоминается про какой-то загадочный Северный остров и не раз, не два и даже не три… И нет нигде описания этого Северного острова, и на карте никак не получается найти его. А потом за него военные $5 миллионов «отвалили» и организовали там базу, а я знаю, где находится эта самая база… и совсем не на отдельном острове;)

Как так получилось, что рельеф изменился? Ответ оказался достаточно прост… Армия она такая армия. Во время Второй мировой войны оказалось, что ВМФ США места не хватает, вроде и расшириться надо, но некуда. Военные аналитики проанализировали фотоснимки какие-то геологические замеры и порешили, что «водный разрыв» между островом Коронадо и Северным островом можно смело «ликвидировать»: дамбы, осушение, «заполнение» всякими материалами. Что и было сделано, причем довольно быстро.

Посмотрите на этих парней… По-моему они не только остров могут «закопать»

Так что если бы не военные, очертания острова Коронадо сейчас были бы совсем другие.

С начала основания города Коронадо прошло чуть больше 120 лет. Нет так много… Но, знаете, местные жители говорят, что даже за последние 50 лет город неузнаваемо изменился. Кто знает, случится еще через 120 лет или даже через 50.

Вид на остров Коронадо с Cabrillo National Monument

Спасибо, что были с нами,

Seven-Frog-Seven

Мы отправляемся на остров Коронадо - один из зажиточных и красивейших районов города, лучший курорт Южной Калифорнии. На остров (если посмотреть на топографическую карту, то он вовсе и не остров, а полуостров) можно попасть тремя способами: по мосту Коронадо, напаромеипо шоссе 75 (Silver Strand Blvd) с юга. Поскольку мы до этого были на набережной Embarcadero (Эмбаркадеро), то для нашего автобуса самым оптимальным вариантом является первый - через мост Коронадо, который был построен в 1969 г. и является одной из городских достопримечательностей благодаря своим уникальным техническим характеристикам: длина моста 3400 метров, высота над поверхностью воды - 61...75 метров (требование военных -чтобы большие суда, типа авианосцев могли свободно заходить на базу ВМФ), 5 полос движения (2 -в сторону острова, 2- в сторону материка, 1 - резервная).

Наш автобус въезжает на мост (с 2002 г. проезд по нему стал бесплатным),

оставляя "за бортом" некоторые объекты военно-морского ведомства США

и проехав по Ориндж авеню (Orange Ave) несколько километров

останавливается

возле стелы с надписью " Hotel del Coronado 1888" (отель "Дель Коронадо" 1888 г.).

Гид объясняет нам диспозицию, выделяет несколько часов свободного времени, мы сверяем свои часы по хронометру отеля

и отправляемся в "свободное плавание".

Перед нами указатель "Большой зал" - комплекс помещений для приема гостей отеля. Ну что же, мы же все-таки какие-никакие, но гости - так что следуем в данном направлении.

Еще одна информация от "Дель Коронадо" - катание на скейтбордах запрещено, а велосипедистам следует придерживаться выделенных для этих целей дорожек. Мы вроде бы к данной категории туристов не относимся, а по сему продолжаем маршрут

и вскоре оказываемся перед Национальным историческим памятником СЩА -

отелем "Дель Коронадо" (Del Coronado).

Рядом с центральным входом в отель

располагается соответствующая мемориальная табличка, подтверждающая вышеуказанный статус отеля (решение об этом было принято в 1977 г. профильным Департаментом США).

Теперь самое время выяснить за что же отель был удостоен такой высокой чести.

История отеля начинается с 1886 г. Именно тогда Элиш Бэбком-младший (Elisha Babcock, Jr) , Хэмптон Л. Стори (Hampton L. Story) и Алонзо Хортон (Alonzo Horton) "положили глаз" на остров Коронадо, который вдохновил их своей естественной красотой. Они в складчину выкупают его за 110 тыс. $, создают фирму Coronado Beach и принимают решение построить здесь отель, который бы всех отдыхающих поразил своим внешним видом, сервисом и был бы самым шикарным не только на континенте, но и в мире.

фотография с сайта https://hoteldel.com

Воплощение идеи требовало больших финансовых вложений. Предприниматели решают разбить остров на земельные участки (предварительно создав начальную инфраструктуру) и выставить их на аукцион (заранее ознакомив будущих акционеров с планом развития острова Коронадо, в котором помимо отеля нашлось место и для парков, и для торговых зон, и для проспектов, и для зданий городской инфраструктуры). В ходе нескольких земельных аукционов, в которых приняло участие более 10 тыс. человек к лету 1887 г. компании Coronado Beach удалось выручить свыше 1,5 млн. $ (общая же выручка от продажи земли составила около 2,3 млн. $). Деньги незамедлительно было вложены в строительство отеля и сопутствующих объектов (электростанции, паромной переправы и др.).

Строительство отеля шло грандиозными темпами. К середине 1887 г. на стройке трудилось практически круглосуточно свыше 250 человек.

фотография с сайта https://hoteldel.com

В ноябре 1887 г. основные строительные работы были завершены и началось "освоение"внутреннего пространства отеля (меблировка комнат и служебных помещений, установка оборудования и др.).

19 февраля 1888 г. состоялось торжественное открытие отеля. Перед посетителями предстало технологическое чудо: все было электрифицировано, между этажами курсировали гидравлические лифты с паровым приводом (таких в США было раз два и обчелся) , в номерах присутствовала телефонная связь, имелась современная система пожаротушения и многое др.

Отель обошелся его организаторам в 1 млн. $ (600 тыс. $ - строительство и 400 тыс. $ - меблировка). При этом первые посетители платили за обычный номер (а их в отеле около 400) в среднем около 2,5 0 $ (в цену входило и трехразовое питание).

фотография с сайта https://hoteldel.com

Роскошь отеля, его великолепные пляжи и сервис начали притягивать к себе VIP-клиентов. В 1891 г. его посетил действующий президент США Бенджамин Харрисон, который "открыл" "Дель Коронадо" для Тафта, Рузвельта, Джонсона, Никсона, Картера, Рейгана, Бушей и Обамы. С начала 1900-х годов в отель хлынул поток кинозвезд и кинематографистов. Коронадо стал местом съемок для многих кинокартин, в том числе и для таких знаменитых, как "Жемчужина рая", "В джазе только девушки" (в оригинале "Некоторые любят погорячее" 1958 г.).

Для тех, кто не мог позволить себе остановиться в отеле с 1900 по 1938 гг. на прилегающей к отелю территории был разбит палаточный городок Дель, который привлек на Коронадо дополнительные толпы отдыхающих. В каждой палатке было электрическое освещение, мебель (кровать, стол, стулья, кресло, зеркало), кухонные принадлежности, постельной белье. Палатка ежедневно убиралась прислугой. На территории палаточного города были свои рестораны, прачечная и даже библиотека. К началу 40-х годов прошлого века палаточный город себя изжил и был ликвидирован,

фотография с сайта https://hoteldel.com

а на его месте появились современные высотные строения.

Теперь, когда мы уже немного знакомы с историей "Дель Коронадо" - можно начать знакомство с прилегающей к нему территорией:

парком,

открытым бассейном,

многочисленными барами и магазинчиками, расположенными с тыльной стороны главного корпуса.

Заглянем и во внутренний двор отеля...

Чтобы посетители представляли где они находятся на каждом шагу вокруг отеля установлены вот такие идентификационные "таблички".

Теперь настал черед следующей достопримечательности "Дель Коронадо" - его пляжа.

Он здесь достаточно протяженный и широкий (считается одним из лучших в Калифорнии и входит в десятку лучших пляжей США).

для увеличения панорамы наведите курсор на фотографию и нажмите левую кнопку мыши

Не следует забывать, что перед нами величественный Тихий океан,

поэтому у нас предоставляется уникальная возможность познакомиться с ним поближе.

Купающихся мы в это время года не заметили, а вот желающих ополоснуть ножки в водах этого монстра было предостаточно.

Еще одна особенность пляжа Коронадо - это его песок.

Когда сквозь тучи начинает появляться солнце, то возникает ощущение,

что у тебя под ногами россыпь золота (в песке содержится большое количество блестящих минералов).

Погода меняется на глазах...

Мы еще некоторое время занимались "покорением" вод Тихого океана,

а потом направились в сторону Beach Village -

для увеличения панорамы наведите курсор на фотографию и нажмите левую кнопку мыши

коттеджного поселка (принадлежащего отелю), построенного рядом с отелем в 2007 году и

состоящем из 78 роскошных домиков, оборудованных (как и отель) по последнему слову техники.

Время снова напоминает о себе и мы вынуждены возвращаться к автобусу.

На обратном пути на некоторое время задерживаемся возле декоративного сада, разбитого под окнами отеля.

Обогнув "Дель Коронадо"

мы снова оказываемся на Ориндж-авеню.

Наш автобус пока еще не подъехал с места своей парковки и у нас имеется некоторое время,

чтобы прогуляться по улице в пределах видимости точки сбора группы.

Прямо перед нами - бухта, в которой "приютились" катера и яхты различного класса. Отсюда же начинается и Silver Strand Blvd (трасса 75), по которой можно покинуть пределы острова. Кстати в начале рассказа мы упоминали, что Коронадо (если посмотреть по карте) вовсе и не остров, а полуостров. Тогда почему же его везде называют островом? Оказывается все очень просто. Изначально, т.е. много лет тому назад Коронадо был настоящим островом, т.е. со всех сторон омывался водами Тихого океана. Потом с южной его стороны, в результате наносов, связанных со спецификой подводных течений в этом районе, появилась песчаная коса, которая и соединила остров с Большой землей. Сегодня по этой косе и проложена трасса 75.

Напротив "Дель Коронадо" располагается отель-бутик Glorietta Bay Inn, цены за номер в котором начинаются от 180 $.

Тем временем подъезжает наш автобус

и мы покидаем сначала территорию отеля "Дель Коронадо",

а потом и одноименного острова,

о котором еще будем долго вспоминать...

Но на этом наша экскурсионная программа по США не заканчивается - впереди нас ждут еще не менее интересные места.

Коронадо , также известный, как остров Коронадо , располагается примерно в 5-ти милях от центра Сан Диего. World Report считает Коронадо одним из самых дорогих мест для проживания во всей Калифорнии. В 2000м году небольшой 2ух бэдрумный домик мог спокойно стоить свыше 1,000,000$ . Именно туда мы сегодня и направимся...

На Коронадо можно попасть через красивый мост, который соединяет Даунтаун с островом.

Даунтаун Сан Диего. Хочу из этой фотки сделать фотокартину и повесить дома, люблю Сан Диего:)

Коронадо стал крупным курортным центром в 1888 году после открытия Hotel del Coronado, в котором,кстати, снимали фильм "В Джазе только девушки" с Мэрилин Монро.

Как я писал в предыдущем посте, погода в июне в Калифорнии очень изменчивая, но приятная...первый мой визит на Коронадо пришелся в пасмурную погоду, но в другой день я застал это красивое место в ясную погоду, поэтому у вас есть возможность оценить это место в двух разных покрывалах;)

Гуляя по улицам Коронадо,периодически можно почувствовать запах старины, но рядом с пляжем попадаются такие симпатичные современные виллы.

А вот и знаменитый Отель Коронадо

Сегодня над пляжем плотные низкие тучи, людей не так много, как будто в Кали еще зима.

Пляж очень широкий, наверное футбольное поле легко бы тут поместилось:)

Мы прогулялись по пляжу и решили направиться в знаменитый Hotel del Coronado

Люстра в холле отеля

Ретро кабинет)

Шампанское, которое производят в отеле, насколько я понял по названию:)

Туризм является существенной статьей доходов Коронадо, The Travel Channel в 2008 году присудил пляжу Коронадо 5ое место среди лучших пляжей США.

День 2

Представьте, что я включил свет и зимний Коронадо расцвел:)

Кстати, видно, как над океаном неподалеку повисли серые тучи...так бывает часто, на Коронадо солнце, отъедешь немного на север на Mission beach, например, а там уже тучи.

Сегодня были классные волны...

Будка спасателей

Также в Коронадо находится Военно-морская база ВМФ США Амфибия, которая является одним из основных командующих военных центров на западном побережье. Недавно узнал прикол про эту базу.

На территории базы есть одно здание, привлекшее к себе внимание:) Четыре здания в виде буквы L, построенные в конце 60-х годов, являются частью военно-десантной базы в Коронадо и служат казармами для “Морских пчелок” (Военно-морских строительных батальонов)

С земли и из соседних зданий форму свастики не заметно. Над базой не проходит ни один воздушный коридор и раньше никто не замечал этой необычной особенности, пока Google Earth не набрал достаточную популярность:) После этого тему свастики на военной базе США стали часто перетирать в блогосфере.

По словам представителей ВМФ, то, что здания, построенные по проекту местного архитектора Джона Мока, будут иметь расположение в виде свастики, заметили только после закладки фундамента в 1967 году. Так как свастики не видно с земли, решили не вносить в план никаких изменений. Позже ВМС пошли навстречу общественности и обещали насажать деревьев, чтобы хоть как-то замкнуть свастику в квадрат.

Надеюсь вам понравился сегоднешний фототур, завтра мы посетим не менее интересное место La Jolla и после этого выдвинемся в путь, который в итоге вышел нам в 4000 миль. Все самое интересное впереди.

Если вы впервые читаете мой пост, то возможно вам будет интересно посмотреть историю этого путешествия:

Следите за обновлениями в

Переправа, переправа! Берег левый, берег правый.

В 1969 году Сан-Диего обогатился на еще одну достопримечательность… И не просто на достопримечательность, а на символ города. Все еще нет догадок?.. Может, подсказки помогут… Изогнутый и изящный, синий как воды океана, над которым он «нависает», длинный и стройный… Фанфары! Мост Сан-Диего – Коронадо (так же известен как мост Коронадо).

А вот и он! (нецеликом правда)

Он виден со многих точек Сан-Диего и Коронадо. Наверное, только тот, кто гулял по даунтауну Сан-Диего и ближайшим районам с «широко закрытыми глазами» не смог его увидеть. Все, хватит прелюдий. Теперь про мост!

Немного истории…

Первый раз вопрос о постройке моста Сан-Диего – Коронадо поднялся в конце 20-х годов. Росло население города, увеличивался приток туристов, военные опять же… Паромы уже просто не справлялись с количеством желающих переправы…
Самая первая идея конструкции моста - разводной мост от Market St. в Сан-Диего до First St. в Коронадо. С этим проектом какая-то странная ситуация, вернее, не ситуация странная, а интерпретация истории… Кто-то пишет, что проект был одобрен, но в итоге отклонен по неясной причине. Кто-то пишет, что местные жители проголосовали против проекта, потому что боялись еще большего наплыва людей. Впрочем, сейчас это уже не так важно.

Второй проект «переправы» был забракован военными, панически боявшимися того, что мост может рухнуть из-за землетрясения или из-за ударов по нему при авиационных налетах. А рухнувший мост будет преградой для вывода кораблей из бухты. Некоторые военные офицеры были настолько негативно настроены к идее постройки моста, что делали громкие заявления в духе «если мост между Коронадо и Сан-Диего будет построен, то военно-морской флот уйдет из Сан-Диего».

Третья попытка оказалась более успешной. В начале 50-х годов, видимо, когда транспортная ситуация стала еще хуже, совет города снова задумался о постройке моста… А к 1964 году даже военные сдались и дали добро на строительство моста Сан-Диего – Коронадо (видимо, им тоже стало совсем неудобно добираться с работы домой и наоборот). Единственное ограничение: высота моста должна быть 200 футов (примерно 61 метр). Эти 200 футов нужны были для того, чтобы корабли ВМФ могли без проблем курсировать на базу и с базы.

Строительство моста Сан-Диего – Коронадо было начато в феврале 1967 года…

Постройка моста Сан-Диего – Коронадо. Где-то после «нулевого цикла». (Фото из архива Департамента транспорта Калифорнии)

Все та же стройка. Только ракурс «чуть-чуть» ближе. (Фото из архива Департамента транспорта Калифорнии)

А торжественное открытие моста Сан-Диего – Коронадо прошло в день празднования 200-летия Сан-Диего - 3 августа 1969 года.

Торжественная устрановка последней секции моста. (Фото из архива Департамента транспорта Калифорнии)

Немного про сам мост… технические детали и всякое такое

Главным архитектором моста был выбран Роберт Мошер и ему пришлось потрудится и подумать над решением задачи с высотой в 200 футов. Почему это было непросто? Все дело в том, что для того, чтобы сделать мост высоким и при этом подъем на него некрутым , мост должен был быть длинным .

А вот в этом-то и было «узкое место» - расстояние между берегами Сан-Диего и Коронадо совсем небольшое. Можно было бы, конечно, сделать «заезд» на мост не «над водой», а «над сушей» (как развязки автомагистралей), но в данном случае этот вариант не подходил. Дело в том, что Коронадо не настолько большой, чтобы вносить такие транспортные изменения. Каковы бы ни были трудности, Мошер весьма изящно справился с поставленной задачей. Для того чтобы сделать мост Сан-Диего – Коронадо достаточно длинным, он решил сделать его изогнутым (в виде полупетли). Решил и сделал. Средняя часть моста повернут почти на 90 градусов, это оптимальный градус для достижения нужной высоты, соблюдения техник безопасности и всего того что предъявляется к мостам. В итоге общая протяженность моста получилась 3407 метра. Высоты в 200 футов (61 метр) достичь тоже удалось, можно сказать план даже перевыполнили, потому что самая высокая точка моста — 246 футов (75 метров).

Мост Сан-Диего — Коронадо во весь «рост». Когда смотришь на него с «воды», даже не очень видно, что он изогнутый

«Верхнюю часть» моста (пролеты) «держат» 30 опор, выполненных в виде арок. Эту идею Мошер «позаимствовал» из своего предыдущего проекта - моста через трассу I-5 к Balboa парку. Не знаю, чем руководствовался Мошер, выбирая такой вариант, но смотрится довольно… стильно и стройно, что ли. Как будто длинный подиум;) Сложно объяснить.


Опоры-арки. Изящно, правда?

Для постройки моста Сан-Диего – Коронадо потребовалось 20 000 тон стали и почти 72 000 кубических метров бетона… И это, не считая тех материалов, которые потребовались для закрепления и установки опор… (для некоторых опор пришлось пробурить 30-метровый «фундамент» на дне залива).

Стоимость этой обалденной конструкции составила $47.6 миллиона долларов

Money, money, money…

В штатах проезд по многим мостам является платным, мост Сан-Диего – Коронадо не был исключением вплоть до 2002 года. Этот мост, кстати, был последним платным мостом в Южной Калифорнии. 27 июня поборы торжественно прекратились. Забавно, но жителей Коронадо этот факт опечалил - уж очень они боялись, что стоимость проезда по мосту Сан-Диего – Коронадо, аж целый 1 доллар, удерживала многих людей от посещения Коронадо. Платный проезд по мосту был введен сразу же после его открытия и составлял 60 центов, через пару лет его подняли до 1 доллара. Мост Сан-Диего – Коронадосделали платным, для того, чтобы вернуть в бюджет средства, затраченные на его постройку. Вернуть-то все вернули еще в 1986 году, но, видимо, 16 лет собирались с мыслями, чтобы сделать этот важный шаг. А может, на реконструкцию собирали…

Уточнялка.

По статистическим данным за 1999 год по мосту проезжало в день 68 000 транспортных средств, и сборы составили около 8 000 000 за год.

Раз полоска, два полоска… и одни машины…

Мост Сан-Диего – Коронадо проектировался как четырех-полосный: две полосы из Сан-Диего в Коронадо и две - в обратную сторону; c обеих сторон были полутораметровые обочины, которые использовались «путешественниками» для остановок, чтобы сделать фото и просто полюбоваться окрестностями. В 1993 году, видимо, из-за увеличившегося количества машин, ежедневно пересекающих мост, департамент транспорта Калифорнии решил использовать эти запасные полосы более рационально. В результате из 4 полос для движения и 2 двух обочин получилась 5-ти полосная трасса; средняя третья полоса - реверсивная (для перемещения ограждения между направлениями движения даже выделена специальная машина).

Насладиться видом с моста Сан-Диего – Коронадо можно только из автомобиля (автобуса или мотоцикла). Пешеходам и велосипедистам вход на мост «заказан». Только один-единственный раз в год, в мае, нога простого человека (исключая тех, кто проводит осмотры, покраски и починки моста) может ступить на мост Сан-Диего – Коронадо. И этот день - день проведения забега «Bay Bridge Run/Walk», организуемого ВМФ США. За участие в забеге еще и заплатить надо, так что поход на мост недешевое удовольствие.


Как-то вот так это выглядит. Кстати, количество оригинально выглядящех людей на этом мероприятии иной раз зашкаливает. (Фото из архива организаторов мероприятия)

«Елочка, зажгись!» или мост Сан-Диего – Коронадо в ночное время

А в вечернее время, после заката, на мосту Сан-Диего – Коронадо зажигаются огни, и он преображается… Даже в таком, самом простом освещении мост выглядит достаточно любопытно. Да какое там любопытно. Просто волшебно!

Вид с Коронадо. Tidelands Park

Cнова с Коронадо. Вид почти с того же места, но видно «петлю»

А вообще, ко дню 50-й годовщины открытия моста Сан-Диего – Коронадо - август 2019 года, систему освещения планируется заменить. Даже проект подсветки уже выбрали… давно, еще в 2010 году. Однако проблемы с финансированием дали о себе знать, поэтому дата «внедрения нового проекта освещения» такая неблизкая.

Как все это будет можно посмотреть на видео ниже. Это несколько «урезанная» версия, «полную» можно посмотреть на сайте порта Сан-Диего. В оригинальной версии также сожержится информация о замыслах авторов проекта Питера Финка и Марка Мэйера.

Судя по описанию этого проекта, результат будет очень и очень впечатляющим и экстравагантным. Освещение будет выполнено с использованием светодиодов с программируемой сменой цветов. Планируется использовать генераторы, преображающие энергию ветра в электричество (это они так забавно крутятся на 36 сек.). Так что все будет не только красиво, но и максимально экологично и выгодно. Освещение будет двухуровневым: парапет и опоры. Согласно проекту подсветка парапета будет «зависеть» от плотности движения транспорта на мосту: светодиоды будут запрограммированы так, чтобы передавать направление, скорость и интенсивность движения. Отдельно будет освещаться судоходный пролет: подсветка будет реагировать на движение больших кораблей. Подсветку опор можно будет менять «по настроению»: делать ее разной хоть каждый день или в опеределенную пору года. Судя по проекту на видео, освещение опор можно будет даже в качестве «фона» для феерверков использовать.

Несколько неожиданных фактов…

1) Несмотря на то что мост не очень высокий, он пользуется неимоверной популярностью у самоубийц. Он замыкает тройку «суициидальных мостов США», после моста «Golden Gate» (Сан-Франциско) и моста «Аврора» (Сиэтл). С 1969 года зарегистрировано 254 случаев, из них 9 человек выжило, а один «суицид» оказался «убийством».

2) Покраска моста Сан-Диего – Коронадо - это нескончаемый процесс. 6 человек красят/подкрашивают мост почти круглый год, чтобы защитить его от воздействия соленой воды.

3) В answers.yahoo.com (то же самое что и otvet.mail.ru, но только для англоязычных вопрошателей) обнаружилась еще одна версия, почему мост именно такой формы и длины. Версия в духе «теории заговора»… Мост спроектировали таким длинным, чтобы его по критерию длины можно было квалифицировать «как мост, который можно построить за денежки налогоплательщиков» (за счет федерального финансирования). Но эта версия совсем никакой критики не выдерживает.

4) Несколько опор моста (со стороны Сан-Диего) стали прямо произведением искусства: на них почти во всю высоту опоры красуется мексиканская настенная живопись (chicano murals). Ну а опоры, сами того не желая, стали частью «Народного» парка (Chicano park). Рисунки действительно огромные, красочные и смотрятся экзотично и очень по-мексикански;)

Опора трассы ведущая к мосту. (Фото из архива комитета Чикано парка)

Откуда стоит посмотреть на мост Сан-Диего — Коронадо?

Вид на мост мост Сан-Диего – Коронадо хорош с любого места (откуда он виден, разумеется), но для полноты картины советую рассмотреть его со всех сторон. И когда вы это сделаете, то поймете почему…

  • Сан-Диего: угол где пересекается Park Blvd. и трасса CA-163 (совсем рядом с Balboa парком). Но там надо смотреть на рассвете можно после него, но так чтобы было еще раннее утро. Завораживающее зрелище часть моста на фоне высоток даунтауна в лучах солнца.
  • Коронадо: из парка Coronado Tidelands Park; c этой стороны «петля моста» во всей красе показывается;).
  • Коронадо: чтобы посмотреть «петлю» c обратной стороны надо прокрасться на территорию гольф-клуба рядом с парком Tidelands; ну если побаиваетесь получить шаром куда-нибудь… то можно и возле гольф-клуба постоять:)
  • необычный вид открывается все с того же Коронадо из парка Glorietta Bay.
  • с набережной даунтауна Сан-Диего вид тоже неплохой, но лично для меня уже какой-то приевшийся.

И еще немного моста…

Мост Сан-Диего – Коронадо в в необыкновенных «закатных» тонах. Вид с Ferry Landing. Коронадо

Даже сейчас, мост Сан-Диего – Коронадо — отличная «декорация» для феерверка на 4 июля. Вид с Harbor Island Dr.

Спасибо, что были с нами,
Seven-Frog-Seven