Исследование РБК: на чем летает Россия. Исследование РБК: на чем летает Россия Какие авиалинии летают

Подведя итоги 2017 года Федеральное агентство воздушного транспорта опубликовало краткую статистику работы гражданской авиации РФ. В целом картина для участников рейтинга авиакомпаний России 2018 года выглядит благоприятно. Рынок авиаперевозок продолжает развиваться, и практически все надежные авиакомпании России, вошедшие в список, продемонстрировали рост числа пассажиров и налетанных километров в среднем на 15%. При этом вес первой пятерки авиакомпаний продолжает расти. Если в 2017 году они занимали 67,4% от общего объема, то на 2018 уже 85%.

Путешествуйте с надежным туроператором: .

Читайте также: , лучшие авиаперевозчики года по версии Skytrax.

Открывает рейтинг самых крупных авиакомпаний России Nordwind Airlines, она же «Северный ветер». За истекший год число пассажиров составило 3,5 миллионов человек и по сравнению с 2016 годом выросло на 95%. Показатель пассажирооборота тоже продемонстрировал рост, увеличившись на 44%.

Один из крупнейших чартерных перевозчиков России, перевезший в 2017 году более 2,2 миллиона пассажиров, летом 2016 года был вызван на ковер в Федеральное агентство воздушного транспорта в связи с постоянными длительными задержками рейсов вплоть до нескольких десятков часов. Перевозчик обещал принять меры. В случае неумения наладить регулярные вылеты в точное время компании грозит ограничение на перевозки.

Azur Air была дочерней компанией ЮТэйр, но два года назад пустилась в самостоятельное плавание. За 2017 год число пассажиров компании составило 3,6 миллионов человек, практически на 2/3 больше по сравнению с 2016 годом.

«Глобус» входит в группу «S7 Group», являясь дочерней компанией авиагиганта «Сибири», занявшей второе место в рейтинге лучших авиакомпаний. 2017 год выдался для компании благоприятным – число пассажиров увеличилось на 20,2%, составив 4,1 миллионов человек.

Дочерняя компания «Аэрофлота», перенявшая эстафету от скончавшегося в результате санкций ЕЭС «Добролета», позиционируется как бюджетная. Хотя первые билеты на рейсы новой авиакомпании были проданы всего два года назад, она уверенно вошла в топ-10 авиакомпаний России.

Число пассажиров за 2017 год составило 4,3 млн человек, увеличившись по сравнению с 2016 годом на 5%. Несмотря на молодость, перелеты «Победы» уже успели обрасти скандалами. Недовольство пользователей вызывает политика умалчивания настоящей цены за перелет, требования заплатить за возможность сидеть вместе семьям, задержки рейсов и случаи, когда билетов на рейс продается больше, чем число посадочных мест.

На пятом месте в рейтинге российских авиакомпаний 2018 года находятся «Уральские авиалинии», перевезшие в 2017 году 7,5 миллионов человек, продемонстрировав рост в 25%. А пока компания требует от Росавиации оплаты произведенной перевозки ветеранов ВОВ для празднования годовщины Победы в 2015 году. Заявку на оплату Росавиация отклонила, придравшись к тому, что в ней отсутствуют слова «включая НДС» и прочие моменты такой же степени важности.

Обладательница крупнейшего в мире действующего вертолетного флота, похоже, оправилась от кризиса конца 2014 года. В 2017 году число пассажиров, перевезенных этой компанией, составило 6,8 миллионов человек, увеличившись по сравнению с 2016 годом на 9,1%.

Вторая дочерняя авиакомпания гиганта «Аэрофлота», вошедшая в первую десятку рейтинга российских авиакомпаний 2018 года, перевезла в прошлом году более 10,6 миллионов человек, продемонстрировав впечатляющий рост количества пассажиров на 41,5% — самый высокий из участвующих в рейтинге авиакомпаний. При этом показатель пассажирооборота увеличился на 55,3%.

На втором месте в рейтинге самых крупных авиакомпаний России находится «Сибирь», она же «S7 Airlines», осуществляющая перевозки по 83 направлениям как в России, так и за рубежом. Большая часть последних, впрочем, обслуживается авиакомпаниями-партнерами. Всего за 2017 год было перевезено 9,3 миллионов пассажиров.

Россияне продолжают летать самолетами Аэрофлота. За 2017 год компания перевезла более чем 30,5 миллионов человек, опередив по этому показателю занявшую второе место в рейтинге «Сибирь» более чем в 3 раза. Неудивительно, ведь «Аэрофлот» — крупнейшая и старейшая российская авиакомпания, которая перевозит пассажиров начиная с 1923 года. Хотя компания и была занесена в черный санкционный список Украины, увеличению числа перевозок это не препятствует.

По таким критериям как число пассажиров и пассажирооборот у компании за истекший год зафиксирован рост на 12%. Кстати, «Аэрофлот» можно назвать еще и одной из самых безопасных авиакомпаний 2018 года в России – на ее линиях не произошло ни одной крупной авиакатастрофы, на считая, разумеется, дочерних компаний и несчастий, вызванных действиями третьих сторон. В рейтинге безопасности авиакомпаний, опубликованном в 2017 году аудиторской компанией JACDEC, «Аэрофлот» находится на 37 месте.

Рейтинг безопасности авиакомпаний мира 2017 (JACDEC)

Ранг Авиакомпания Страна Код перевозчика Индекс безопасности
1 Cathay Pacific Airways China,Hong-Kong CX, CPA 0,005
2 Air New Zealand New Zealand NZ, ANZ 0,007
3 Hainan Airlines China HU, CHH 0,009
4 Qatar Airways Qatar QR, QTR 0,009
5 K L M Netherlands KL, KLM 0,011
6 EVA Air Taiwan BR, EVA 0,012
7 Emirates United Arab Emirates EK, UAE 0,013
8 Etihad Airways United Arab Emirates EY, ETD 0,014
9 QANTAS Australia QF, QFA 0,015
10 Japan Airlines Japan JL, JAL 0,015
11 All Nippon Airways Japan NH, ANA 0,016
12 Lufthansa Germany LH, DLH 0,016
13 TAP Portugal Portugal TP, TAP 0,017
14 Virgin Atlantic Airways United Kingdom VS, VIR 0,017
15 Delta Air Lines USA DL, DAL 0,018
16 Air Canada Canada AC, ACA 0,02
17 jetBlue Airways USA B6, JBU 0,02
18 Virgin Australia Australia VA, VOZ 0,02
19 British Airways United Kingdom BA, BAW 0,023
20 Air Berlin Germany AB, BER 0,023
21 WestJet Airlines Canada WS, WJA 0,023
22 Sichuan Airlines China 3U, CSC 0,028
23 Norwegian Air Shuttle Norway DY, NAX 0,032
24 Shenzhen Airlines China ZH, CSZ 0,032
25 Iberia Spain IB, IBE 0,034
26 Jetstar Airways Australia JQ, JST 0,036
27 Southwest Airlines USA WN, SWA 0,037
28 EasyJet United Kingdom U2, EZY 0,037
29 AirAsia Malaysia AK, AXM 0,043
30 Thomson Airways United Kingdom BY, TOM 0,047
31 United Airlines USA UA, UAL 0,051
32 Singapore Airlines Singapore SQ, SIA 0,051
33 China Eastern Airlines China MU, CES 0,061
34 Ryanair Ireland FR, RYR 0,064
35 Swiss Switzerland LX, SWR 0,064
36 LATAM Chile Chile LA, LAN 0,095
37 Aeroflot Russia SU, AFL 0,101
38 Jet Airways India 9W, JAI 0,109
39 Alitalia Italy AZ, AZA 0,113
40 Air India India AI, AIC 0,115
58 Garuda Indonesia Indonesia GA, GIA 0,77
59 Avianca Colombia Colombia AV, AVA 0,914
60 China Airlines Taiwan CI, CAL 0,977

Если раньше купить билет на самолет могли только зажиточные граждане, сегодня перелеты доступны практически для всех. Несколько десятилетий назад в России у граждан не возникало вопроса касательно выбора авиакомпании. В те времена большинство перелетов осуществляла авиакомпания – «Аэрофлот». Сегодня в России работает большое количество авиакомпаний, которые осуществляют перелеты как в пределах страны, так и в другие страны мира. Поэтому нередко люди сталкиваются с проблемой выбора надежного перевозчика.

При выборе люди обычно оценивают авиакомпанию по отзывам. На основании отзывов пассажиров, которые уже пользовались услугами той или иной авиакомпании, ежегодно составляется рейтинг. Этот рейтинг поможет вам выбрать надежного перевозчика.

При составлении перечня были учтены такие параметры, как безопасность (количество рейсов и количество аварий), надежность компании и уровень обслуживания (количество отмененных рейсов, задержки и т.д.) и мнения пассажиров.

Ниже приведен список авиакомпаний, которые осуществляют наибольшее количество перелетов. Это крупнейшие авиакомпании России, услугами которых пользуются наиболее часто:

  • Аэрофлот;
  • S7 Airlines;
  • Уральские авиалинии;
  • ЮТэйр;
  • Россия;
  • Северный ветер;
  • ORENAIR;
  • Глобус;
  • Икар;
  • Победа;
  • Ямал;
  • Royal Flight;
  • NordStar;
  • I Fly;
  • Аврора;
  • Red Wings Airlines;
  • Якутия.

Эти авиакомпании превзошли остальные по количеству перевезенных пассажиров за последний год.

Лучшие российские авиакомпании список

Поскольку качество обслуживания и надежность перевозчика нельзя оценивать исключительно по количеству самолетов и перевезенных пассажиров, по итогам 2015 года и новым отзывам, которые оставляли пассажиры о различных российских авиакомпаниях, был составлен рейтинг авиакомпаний России. Ниже приведен список Российских авиакомпаний, которые были признаны лучшими:

  • Аэрофлот;
  • S7 Airlines;
  • Ямал;
  • Orenair;
  • Россия.

Все эти перевозчики ежегодно занимают высокие позиции в рейтинге, постоянно улучшая качество предоставляемых услуг и увеличивая количество направлений, по которым осуществляются перелеты.

Авиакомпания «Россия»

Авиакомпания «Россия» — это один из крупнейших перевозчиков в стране. На протяжении многих лет компания занимается организацией перелетов. Она занимает лидирующие позиции в Северо-Западном регионе. Кроме того, по оценке пунктуальности «Россия» входит в 10-ку топовых компаний Европы. «Россия» обслуживает большинство рейсов из Петербурга. Среди основных преимуществ этой организации следует выделить относительно низкую стоимость перелетов, высокий профессионализм пилотов, соблюдение всех правил по контролю за техническим состоянием и соблюдению чистоты в самолетах. Негативные отзывы «Россия» получает, в основном, из-за использования старых самолетов.

«Orenair»

Пятое место в рейтинге заняла компания “Orenair”, которая также известна как «Оренбургские авиалинии». Свою деятельность «Orenair» началав 1932 году. Авиакомпания вошла в 10-ку самых безопасных в России. Она осуществляет перелеты как в пределах страны, так и в различные страны Европы. С каждым годом «Orenair» увеличивает количество направлений, по которым осуществляются перелеты. Из преимуществ следует выделить высокий уровень профессионализма пилотов и обслуживающего персонала. Стоимость билетов относительно невысокая. Рейсы, как правило, всегда осуществляются вовремя, задержки случаются крайне редко. Среди недостатков следует выделить платную регистрацию в режиме онлайн.

«Ямал»

Четвертое место занимает авиакомпания «Ямал». Уже не один год она признается одной из лучших в стране. Практически во всех рейтингах эта компания попадает в 5-ку лидеров. Ямал постоянно увеличивает количество рейсов, добавляя новые направления. В том числе, эта авиакомпания осуществляет перелеты в труднодоступные территории. Однако нередко рейсы задерживаются. Также пассажиры оставляют негативные отзывы, связанные с нехваткой свободного пространства в салоне самолета.

«S7 Airlines»

На третьем месте перевозчик “S7 Airlines” также известный как «Сибирь». В авиапарке этой компании большое количество новых самолетов, хотя перелеты она начала осуществлять более 20 лет назад. Высокий уровень сервиса и безопасность перелетов подтверждается тем фактом, что «S7 Airlines» принадлежит альянсу “Oneworld”. Для постоянных клиентов действует бонусная программа. Однако все бонусные баллы обнуляются, если их не использовать в течение года. Этот перевозчик идеально подходит для жителей Сибири. Компания осуществляет прямые рейсы в Азию.

«Transaero»

На втором месте в рейтинге перевозчик “Transaero”. Это одна из самых крупных авиакомпаний страны. С 1991 года «Transaero» постоянно увеличивала клиентскую базу, заслуживая доверие у большого количества пассажиров. Это одна из самых быстроразвивающихся авиакомпаний. С каждым годом в парке этого перевозчика появляются новые самолеты. Постоянно расширяется география полетов. Пассажирам предоставляется возможность выбирать место на борту из большого количества различных классов. Некоторые классы были внедрены самой компанией. Здесь постоянно действуют различные программы лояльности. Билет всегда можно купить по доступной цене. Недостатки: периодически рейсы задерживаются. Кроме того, не все самолеты предоставляют надлежащую степень комфорта для пассажиров. Авиакомпания Трансаэро прекратила свою деятельность в октябре 2015 года.

«Аэрофлот»

Данный перевозчик занимает лидирующее место среди авиакомпаний России. Эта компания начала свою деятельность раньше других. Она славится крупнейшим авиапарком в Европе. Причем парк самолетов постоянно увеличивается. Аэрофлот состоит в международной ассоциации IATA. Высокий уровень обслуживания, квалифицированный персонал, бонусные программы – далеко не все преимущества Аэрофлота. У этого перевозчика есть свой собственный Ситуационный центр, благодаря которому удается быстро принимать решение и действовать в критических ситуациях. Это, в свою очередь, обеспечивает надлежащую степень безопасности при перелетах.

Другие надежные перевозчики

Кроме этих шести компаний, следует выделить таких перевозчиков, как «ЮТэйр», «Ред Вингс» (Red Wings), «Псковавиа». «ЮТэйр» является одним из крупнейших перевозчиков в стране. Здесь пассажирам предлагается большой выбор классов. Есть даже классы с наличием интернета на борту самолета. Компания ежегодно увеличивает авиапарк и количество обслуживаемых маршрутов.
«Red Wings» осуществляет перелеты боле 15 лет. В ее авиапарке содержатся самолеты отечественного производства. Об этой компании клиенты оставляют много положительных отзывов.

«Псковавиа» – перевозчик, осуществляющей перелеты в различные города России. Эта авиакомпания популярна за счет того, что предоставляет услуги по транспортировке скоропортящихся продуктов, животных, опасных грузов. Организацией перелетов «Псковавиа» занимается с 1944 года.

Вконтакте

Путешествовать самолетами сегодня предпочитают многие россияне. Конечно же, билеты на этот вид транспорта стоят дороже, чем, к примеру, на те же поезда, но и добраться до места назначения по воздуху можно гораздо быстрее. Однако, разумеется, люди, совершающие перелеты, не в последнюю очередь задумываются о своей безопасности. Список российских авиакомпаний сегодня довольно-таки широк, и большинство из них, к счастью, считаются надежными в этом плане.

Немного истории

Многие помнят о том, что во времена СССР по воздуху пассажиров перевозила только одна компания - «Аэрофлот». Основана она была в 1921 г. Первоначально ей дали название «Дерулюфт». В 1923 г. компания была переименована в «Добролет». Название «Аэрофлот» присвоили гражданскому воздушному флоту РСФСР в 1932 г.

Новые компании

К сожалению, в 90-е годы прошлого столетия единственная российская авиакомпания престала существовать, распавшись на несколько мелких. Сегодня самолеты корпорации «Аэрофлот» снова бороздят воздушное пространство России и других стран мира. Однако к настоящему времени это уже далеко не единственный у нас в стране перевозчик. включает как гигантов, способных составить конкуренцию «Аэрофлоту», так и небольшие чартерные фирмы.

Критерии выбора безопасности перевозчика

Аварии на происходят не часто, но обычно заканчиваются большой трагедией со множеством человеческих жертв. Поэтому к выбору авиакомпании, конечно же, следует подойти со всей ответственностью. Прежде чем приобретать билет на какой-нибудь рейс, стоит убедиться в том, что перевозчик способен обеспечить безопасность полета. Сделать это можно очень просто.

С 1999 г. по распоряжению Российской федеральной авиационной службы у нас в стране действует программа контроля за безопасностью гражданских перевозок. В ее рамках каждое судно, совершающее перелеты в воздушном пространстве России, будь то иностранное или отечественное, может быть проверено на соответствие нормативам безопасности в любом аэропорту страны. На основе проводимых инспекций составляется рейтинг безопасности компаний-перевозчиков. Ознакомившись с ним, можно определиться в том числе и с тем, стоит ли пользоваться услугами той или иной компании.

Самые крупные российские перевозчики

Каких же гигантов включает в себя список российских авиакомпаний? Рейтинг безопасных перевозчиков будет представлен вниманию читателя чуть ниже. Список же самых крупных отечественных авиакомпаний по количеству перевозимых пассажиров и размерам выглядит следующим образом:

    «Аэрофлот». Этот перевозчик, хотя уже и не является единственным, в настоящее время возглавляет список российских авиакомпаний с самым большим парком. Последний на данный момент состоит из 106 современных машин. этой компании принадлежит государству.

    S7-Airlines («Сибирь»). Эта компания к настоящему времени является лидером по внутрироссийским перевозкам. В парке этого перевозчика 42 воздушных судна. Компания осуществляет полеты по 80 маршрутам, при этом только 26 из них — зарубежные.

    «Россия». Эта компания также принадлежит государству. Большинство рейсов ее самолетами выполняется в страны бывшего СНГ и на Дальний Восток. Однако летают воздушные суда компании «Россия» и в европейские страны. Парк этого перевозчика насчитывает 30 самолетов.

    Utair. Эта компания также является владельцем 30 машин. Ее основной особенностью считается наличие в том числе и вертолетного парка. Этот перевозчик занимает одновременно 4 и 5 места в рейтинге.

Это самые Список можно дополнить также перевозчиком OrenAir (Оренбург и Орск). Эта компания занимается в основном чартерными полетами. В ее парке — 29 самолетов.

Рейтинг самых безопасных авиакомпаний России

Ниже в порядке убывания представляем вам список российских авиакомпаний, считающихся (по рейтингу Росавиации 2015 г.) самыми безопасными:

    «Уральские авиалинии». Хотя эта компания не вошла в список 7 самых крупных, на сегодняшний день она возглавляет рейтинг наиболее безопасных. За все время существования этого перевозчика произошло всего 3 инцидента с самолетами. Причем все они обошлись без жертв.

    S7 Airlines. На счету этого перевозчика со времени открытия 3 крупных аварии. В 2001 году самолет «Ту-154» компании «Сибирь» был сбит украинцами над Черным морем. При этом погибло 178 человек. Еще одна авария произошла с «Ту-154» бренда S7 Airlines (51 человек). В следующей катастрофе погибло 125 пассажиров (А310). К настоящему времени этот перевозчик считается одним из самых надежных в плане безопасности и в Европе.

    «Аэрофлот». На счету этой компании четыре катастрофы. Самая известная произошла в 1994 г. Летчик посадил за штурвал своего 15-летнего сына. По незнанию подросток нажал на один их рычагов, в результате чего отключился автопилот. Выровнять самолет не удалось, и он ушел в пике. В этой аварии погибло 75 человек.

Список российских авиакомпаний по безопасности можно, конечно же, продолжить. В принципе, контроль за соблюдением нормативов юридическими лицами, занимающимися воздушными перевозками, сегодня осуществляется довольно-таки серьезный. Однако перечисленные выше компании на данный момент в плане безопасности считаются лучшими.

Рейтинг компаний с самыми старыми воздушными суднами

Средний возраст авиапарка в РФ на 2016 г. составляет 12 лет. Список российских авиакомпаний с самыми старыми самолетами выглядит так:

    «Кагалымавиа» - 17.1 лет.

    «Северный ветер» - 14 лет.

    «Норд-Авиа» - 14.

    «Ямал» - 13.7 лет.

    «Уральские авиалинии» - 12.3 года.

    «Ютейр» - 11.7.

    «Оренбургские авиалинии» - 10.8.

    «Сибирь» - 9.6.

    «Ред Вингс» - 6.6.

    «Аэрофлот» - 4.4.

Запрещены ли каким-либо компаниям полеты в Европу?

Некоторые пассажиры наверняка хотели бы узнать, существуют ли такие российские авиаперевозчики, которым не разрешается летать в страны Евросоюза. Ведь в этих государствах действуют определенные нормы безопасности и предъявляются конкретные требования к техническому состоянию самолетов. При этом регулярно составляются «черные списки» компаний, которым запрещено совершать перелеты в воздушном пространстве Европы.

В начале нового тысячелетия некоторым российским перевозчикам действительно пришлось отказаться от рейсов в Европу. Список запрещенных российских авиакомпаний включал в себя в том числе и такого гиганта, как «Уральские авиалинии» (частично). Также были запрещены полеты старых самолетов «Авиалинии Кубани», «Авиалинии 400» и некоторых других. Однако это были не санкции со стороны Евросоюза. Запрет исходил от Ространснадзора и Росавиации. На настоящий момент суда всех российских компаний могут совершать рейсы в Европу.

Большинство летающих в России самолетов не старше аналогов, используемых за границей. Однако 17,7% авиапарка - старые машины, многие из которых исчерпали свой ресурс и имеют проблемы с деталями. Другой минус отечественного рынка - проблемы с сервисом и надзором, из-за чего почти весь российский флот зарегистрирован в третьих странах

Фото: Transport-Photo Images

Стало крупнейшей катастрофой в истории российской авиации. На следующий день после трагедии принадлежащего «Когалымавиа» (Metrojet) Airbus 321, в результате чего погибли 224 человека, российское следствие возбудило два уголовных дела по статьям «оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности» и «нарушение правил безопасности полетов или подготовки к ним». Обыски прошли в офисе перевозчика, Домодедово, самарском аэропорту, где заправлялся борт. Депутаты Госдумы немедленно выступили за запрет эксплуатации самолетов старше 15 лет (Airbus «Когалымавиа» было 18 лет) и лишение лицензии компаний-перевозчиков с небольшим количеством самолетов. Руководитель комитета Госдумы по международным делам Алексей Пушков заявил, что к авиакатастрофам приводит . Аналогичные инициативы депутаты выдвигали и после катастрофы 23-летнего Boeing 737 в Казани 17 октября 2013 года. Тогда, как и сейчас, общественность игнорировала заявления авиакомпаний и отраслевых экспертов, доказывавших, что самолет не машина и 20 лет эксплуатации для него — не такой большой срок.

Оба самолета — Boeing в Казани и Airbus над Синаем — по последним данным, были исправны. Казанская катастрофа, как решила комиссия по расследованию, египетская — спустя три недели признана терактом. Подозрения в плохом состоянии летающих в России самолетов, однако, не испарились. РБК проанализировал авиапарк российских компаний, выполняющих регулярные и чартерные пассажирские перевозки, и выяснил, насколько обоснованы подозрения в его износе.

Как мы считали

За основу был взят список действующих сертификатов летной годности Росавиации на 22 октября 2015 года (то есть самолетов, которым разрешено летать на территории России), данных официальных сайтов перевозчиков и интернет-ресурсов airfleets.com, russianplanes.net и flightradar24.com. Мы исключили из полного списка малую авиацию (частные самолеты), самолеты местных авиалиний (практическая дальность менее 1000 км, главным образом Ан-2), вертолеты, бизнес-джеты, а также все самолеты, не использующиеся для перевозок пассажиров — например, грузовые и сельскохозяйственные. В выборку не попали и самолеты, которые не используются для перевозки пассажиров в коммерческих целях: например, авиапарк ВВС, МЧС и спецотряда для перевозок первых лиц (СЛО «Россия»), а также самолеты, принадлежащие авиастроительным заводам. Полученные нами списки с детальной информацией о каждом борте были разосланы всем авиакомпаниям-эксплуатантам с просьбой подтвердить правильность собранных нами данных. Все ответы были учтены в результатах анализа.

В нашу статистику попали и самолеты второй по размеру российской авиакомпании «Трансаэро». было принято 1 октября, а 26 октября компания лишилась сертификата эксплуатанта и прекратила операционную деятельность. Парк «Трансаэро» находится в процессе возвращения лизингодателям: несколько десятков машин может получить «Аэрофлот», которому досталась часть маршрутов авиакомпании, остальные будут проданы на рынке или списаны. Учитывая в выборке весь парк «Трансаэро» (по открытым данным на октябрь, это 122 самолета), мы руководствовались тем, что большая его часть может перейти другим российским эксплуатантам, а состав парка отражает экономическую модель крупнейшего частного российского перевозчика.


Что будет с огромным флотом «Трансаэро», второго после «Аэрофлота» перевозчика по количеству самолетов (один из них — на фото), пока неясно (Фото: ТАСС)

Какие модели выбирают

Самое популярное в России семейство — среднемагистральные Airbus 320 (A320, A319 и А321): в стране разрешено летать 249 таким самолетам. На втором месте с 203 бортами семейство среднемагистральных Boeing 737, полеты которых недавно просил приостановить Межгосударственный авиационный комитет (МАК).

Дальнемагистральных самолетов, согласно нашим данным, в России всего 130 штук, из них 76,6% — модели Boeing 747, 767 и 777.

Определения среднемагистрального самолета в российском законодательстве нет. В мире к этой категории принято относить машины с дальностью полета свыше 2,5 тыс. км. Дальнемагистральными в России считаются машины с дальностью полета больше 8 тыс. км.

Лидером среди самолетов, летающих по маршрутам средней протяженности, в России Airbus стал не так давно. Компании «большой четверки» — «Аэрофлот», S7, UTair, «Трансаэро» — в 2013 году поделились надвое в своих предпочтениях, объясняет научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Андрей Крамаренко. Первые две выбрали Airbus, вторые — Boeing. Теперь «Трансаэро» прекратила полеты, а UTair значительно сократила парк.

Два конкурирующих авиастроителя обеспечивают большую часть самолетных парков мира. По данным международной организации Centre for Aviation (CAPA, Австралия) за апрель 2013 года, из всех эксплуатируемых в мире судов 39,7% — это самолеты Boeing и 28,7% — Airbus. Россия не исключение. Самолеты двух компаний занимают 61,7% российского парка,14,3% — другие зарубежные самолеты (Embraer, Bombardier, De Havilland Canada, Let, ATR).

На самолеты отечественного производства приходится всего 24% совокупного парка российских перевозчиков. Причем на современные образцы — Ан-148, Ту-204, Ту-214 и Sukhoi Superjet — только 6,3%. Остальные 17,7% — старые модификации «Ан», «Ту» и «Як», большинство которых летали еще в СССР. «Но в объеме пассажирских перевозок доля этих машин менее 5%», — добавляет профессор Московского государственного технического университета гражданской авиации Александр Фридлянд.

По количеству среди современных российских моделей лидирует Sukhoi Superjet: таких бортов у отечественных авиакомпаний 39. «У Sukhoi Superjet есть ниша, но она очень узкая из-за его размеров (вместимость — до 100 мест. — РБК )», — говорит Фридлянд. По его словам, для местных и региональных маршрутов он велик, а на магистральных с хорошим пассажиропотоком уступает экономным машинам на 150-200 мест. «Его ниша — магистральные, но слабые по потокам направления», — считает собеседник.


Ан-24 не выпускается с 1979 года, но в авиапарке российских компаний еще 67 таких машин (Фото: Transport-Photo Images)

Из советских самолетов больше всего в парке авиакомпаний Ан-24 — 67 машин. Турбовинтовой пассажирский самолет для линий малой и средней протяженности был разработан Конструкторским бюро (КБ) Антонова в конце 1950-х годов. Максимальная вместимость — до 52 пассажиров. Эксплуатируется в основном российскими региональными компаниями (РБК считает такими не совершающие дальнемагистральные полеты, полеты через столичный авиаузел и базирующиеся не в Москве и Санкт-Петербурге). «Ан-24 — единственный самолет в мире такого класса, который садится на грунт, на укатанный снег или на лед, — напоминает заслуженный пилот СССР, президент Фонда развития инфраструктуры воздушного транспорта Олег Смирнов. — Он летал по всему воздушному пространству СССР и в нынешних условиях на Крайнем Севере практически незаменим».

Сейчас Ан-24 продолжают пользоваться базирующиеся на севере компании: «Полярные авиалинии», «Якутия», «Чукотавиа». Пока заменить его массово на иностранные модели невозможно. Во-первых, в самолетах иностранных марок, которые могли бы приземляться на аэродромах этих регионов, помещается меньше пассажиров, объясняет Крамаренко. Кроме того, техническая документация к ним — на английском языке, которым владеют не все пилоты и персонал Ан-24. Впрочем, «Якутия» в течение 2012-2013 годов взяла в лизинг пять самолетов Bombardier Dash 8 вместимостью от 70 до 80 мест. В «дочке» «Аэрофлота» дальневосточной авиакомпании «Аврора» кроме Bombardier летают канадские De Havilland Canada 6 Twin Otter. Скорее всего, в ближайшие годы все Ан-24 будут заменены иностранными машинами, «поскольку выработают свой ресурс и станет чрезвычайно сложно и дорого поддерживать их летную годность», прогнозирует партнер консультационной компании Concuros, бывший вице-президент «Гражданских самолетов Сухого» Дмитрий Миргородский. Замены их отечественными аналогами нет.

Второй по популярности среди советских машин — Як-42: в парке российских авиакомпаний 33 таких самолета. Впрочем, несколько из них стоят на хранении: какие-то ждут замены деталей, какие-то в воздух уже не поднимутся. Машины входят в парки «Газпромавиа», «Грозный Авиа», «Ижавиа», «Саратовских авиалиний». Последняя компания два года назад стала летать и на бразильских Embraer 190.

Сколько лет самолетам в России​

Как показало исследование, в среднем в России возраст зарубежных моделей меньше их ресурса, наших самолетов — нередко больше. По словам Андрея Шарыпова, начальника отдела сертификации судов гражданской авиации ГосНИИ ГА, для зарубежных машин он составляет около 40-60 тыс. часов, то есть 30 лет. Для советских был меньше — порядка 20 лет. Производитель может продлить ресурс индивидуально для каждого судна.

Например, средний возраст поколения Boeing 737 Classic (модификации 300, 400, 500) в России — 20,2 года. Поколения Boeing 737 Next Generation (модификации 600, 700, 800, 900) — 9,1 года. Модификации Airbus 320 — 7,5 года, A319 — 11,9 года (см. инфографику). Эти цифры несильно отличаются от среднемирового показателя. У голландской авиакомпании KLM, согласно данным planespotters.net, Boeing New Generation в среднем летают в возрасте 9,3 года. У американского лоукостера Southwest Airlines, по данным USA Today и портала airfleets.net, в возрасте 9,7 года. Машинам Boeing 737 Classic (модификации 300, 400 и 500) этой авиакомпании в среднем больше 22 лет.

Что касается Airbus, то флоту А320 у немецкой Germanwings 23 года. У американской Delta, летающей вместе с «Аэрофлотом» в альянсе Skyteam, — 20,7 года. Самолетам А319 у Delta — 13,8 года.

Самая возрастная модель самолетов, летающих в России, — Ан-24. В среднем им 42,1 года. Средний возраст другого советского, еще эксплуатирующегося самолета Як-42 — 24,7 года.

У советских самолетов и современных российских (за исключением Sukhoi Superjet) в отличие от зарубежных есть проблемы с деталями. Массовое производство таких машин остановлено, поэтому приходится заказывать комплектующие поштучно, что стоит в разы дороже, говорит Сергей Коваль, замначальника отдела мониторинга и проверки аутентичности НИИ гражданской авиации. В итоге на советские машины иногда ставят детали с подделанными документами. По оценкам Коваля, на рынке сейчас до 8% нелегальных деталей, а с 2001 по 2015 год из-за проблем с деталями произошло 50 серьезных инцидентов (учтены инциденты с самолетами и вертолетами).

Что стало с советскими конструкторскими бюро

Саратовский авиационный завод, на котором производились самолеты «Як», обанкрочен и полностью ликвидирован. Конструкторские бюро, разрабатывавшие советские самолеты — КБ Туполева и КБ Яковлева (сейчас находящиеся в составе Объединенной авиастроительной корпорации,) — продолжают существовать в основном за счет сопровождения оставшихся в эксплуатации судов, говорит Коваль. КБ Антонова (теперь государственное предприятие «Антонов») находится на Украине.

Возраст самолета, по мнению профессионалов, не отражается на его техническом состоянии и летной годности. «Я как командир корабля не спрашиваю: вы мне дадите старый самолет или я полечу на новом, — это абсолютно меня не интересует», — поясняет Смирнов. Главное, проходил ли вовремя на протяжении жизни самолет техническое обслуживание и ремонты. Кроме того, свои ресурсы имеет и каждая деталь самолета. К тому времени, говорит Смирнов, «как самолету исполняется 17 лет, эти детали могут быть заменены по несколько раз».

Исследование показало, что у 58,7% самолетов российского парка был всего один или два эксплуатанта. А более десяти сменивших друг друга авиаперевозчиков — в багаже только 3% бортов. Причем во многих случаях две одни и те же компании использовали самолеты по очереди. Так, например, было у самолета авиакомпании «Ижавиа» Як-42: согласно данным airfleets.net, если учитывать чередующихся одних и тех же перевозчиков, за 28 с половиной лет он сменил 20 эксплуатантов. По словам Смирнова, профессионалы с недоверием относятся к самолету, летавшему ранее «в странах с высокой влажностью, например в Африке». Впрочем, и такую машину лизингодатель и собственник обязаны привести в порядок. В этом плане для технического состояния самолета важен его лизингодатель, а не предыдущий эксплуатант, считает эксперт.

Как правило, перевозчики отказываются от самолетов по экономическим причинам, а не из-за конца его ресурса, говорится в исследовании лизинговой компании Avalon (офисы в США, Ирландии, Дубае, Сингапуре и Китае). В России зарубежные и новые отечественные модели самолетов перестают эксплуатироваться в 20-23 года, говорит научный сотрудник ВШЭ Крамаренко. Мировые показатели, согласно исследованию Avalon, аналогичны.

Возрастные предпочтения авиакомпаний

Российские авиакомпании с самым возрастным парком используют как раз советские самолеты. Среди перевозчиков с десятью и более бортами самый возрастной парк — 41,2 года — у компании «Турухан», входящей в группу UTair. В основном она выполняет заказные рейсы, в том числе для добывающих компаний. Но у «Турухана» есть и регулярные перевозки, поэтому его самолеты были включены в наше исследование.

Всего в России 16 компаний, эксплуатирующих для регулярных и чартерных перевозок самолеты старше 25 лет (см. таблицу).

Самый молодой парк — у «Победы», начавшей недавно работать «дочки» «Аэрофлота». Ее бортам всего год. У «Аэрофлота» же средний возраст парка, по расчетам РБК, — 4,6 года. Самолетам прекратившей полеты «Трансаэро» в среднем было 18,6 года (флоту S7 — 9,2 года, а UTair — 14 лет). В 2005-2008 годах многие российские авиакомпании, включая перевозчиков «большой четверки», когда цены на топливо пошли вверх, массово обновили парк, предпочтя самолеты с меньшим расходом горючего. В частности, и этим объясняется довольно молодой флот зарубежных самолетов в России, отмечает Фридлянд.

С 1 апреля 2001 года вступили в силу нормы Международной организации гражданской авиации (ICAO), установившие пониженные уровни шума двигателей самолетов, летающих в Европе. Под новые критерии не попали почти все советские и российские самолеты того времени: Ту-134, Ту-154Б, Ту-154М, Ил-62, Ил-86. Таким образом, авиакомпании, активно летавшие в Европу и следовавшие транзитом над европейскими странами, были вынуждены сменить старые шумные машины на новые импортные.


Лоукостер «Победа» — самый молодой российский авиаперевозчик с самым молодым парком. Их Boeing в среднем всего год (Фото: ТАСС)

Существенная вилка между средним возрастом самолетов разных компаний есть и за рубежом. Согласно рейтингу агентства Bloomberg , составленному в январе 2013 года, у американской Delta средний возраст — 15,8 года, Southwest Airlines — 14,7, Aeromexico — 15,2, Lufthansa — 12,4, Air France — 11,5, Ryanair — пять лет.

Каждая компания сама выбирает, что для нее экономически более эффективно: новый или возрастной самолет, подчеркивает Миргородский. Например, покупка нового Boeing 737-800 обойдется примерно в $48-55 млн. Такая же десятилетняя модель уже будет стоить $16-18 млн, говорит глава лизинговой компании Gold"nsky Leasing Александр Кочетков. Но старые самолеты требуют и затрат на техобслуживание. Не все компании могут позволить себе заплатить такие суммы единовременно — приходится брать машины в лизинг. В России, по оценкам компании «Ильюшин Финанс Ко.», в лизинге не менее 80% эксплуатирующихся самолетов.

Именно так поступает и крупнейший игрок рынка — «Аэрофлот», собравшийся к 2025 году войти в топ-20 глобальных авиаперевозчиков по выручке и пассажиропотоку. Ради этой цели авиакомпания вот уже несколько лет не только увеличивает, но и освежает свой парк, неоднократно говорил в своих интервью гендиректор Виталий Савельев. «На старом самолете сложно конкурировать на мировом рынке», — поясняет стратегию Миргородский. Более старые модели «Аэрофлот» отдает и своим «дочкам» — авиакомпаниям «Аврора», «Оренбургские авиалинии», «Донавиа», «Россия».

Но у многих компаний даже на лизинг новых самолетов денег не хватает. «Трансаэро», например, мечтавшая потеснить государственного конкурента, из-за дорогого заемного финансирования, как сама признавалась в своей финансовой отчетности, наращивала флот дешевыми зарубежными и неновыми машинами, писали «Ведомости» . После девальвации рубля в конце прошлого года лизинг для российских компаний существенно подорожал даже на старые самолеты (лизинговые платежи осуществляются в валюте. — РБК ), добавляет Миргородский. По оценкам Кочеткова, лизинг нового Boeing 737-800 в год обходится в среднем в $4,2 млн, десятилетнего — в сумму около $2 млн.

Воздушные лайнеры сегодня являются самым популярным способом передвижения из одной точки в другую. Благодаря большому количеству авиакомпаний пассажир может выбрать для себя подходящего перевозчика, ориентируясь на собственные предпочтения и отзывы других путешественников, оставленные в интернете. За последние годы список авиакомпаний России пополнился новыми названиями, которые еще не успели обрести популярность среди общей массы наших соотечественников. Поэтому вопрос с выбором нужного перевозчика становится с течением времени все более острым, особенно в летний сезон, когда большая часть россиян стремится отправиться на отдых. В нашей статье вы сможете ознакомиться со списками авиакомпаний России, сформированными по разным характеристикам. А также узнаете, по каким критериям делает выбор среднестатистический пассажир.

Параметры оценок

Ежегодно в интернете публикуются рейтинги авиакомпаний, созданные на основе оценок пассажиров, размещенных на официальном сайте перевозчика. Чаще всего их формируют автоматизированные системы независимо от принадлежности компании. В этот список лучших авиакомпании России тоже попадают время от времени, хотя и не занимают пока места в первой тройке лидеров. Чаще всего при создании рейтинга учитываются следующие показатели:

  • размер авиапарка;
  • техническое состояние воздушных лайнеров;
  • уровень пассажиропотока;
  • сервис на борту;
  • качество питания;
  • техническое оснащение салона (бесперебойный Wi-Fi, возможность связываться по мобильному телефону и так далее);
  • надежность.

Обычно автоматизированная программа складывает все оценки по перечисленным выше параметрам и в зависимости от полученного результата ставит авиакомпанию в рейтинге на то или иное место. Однако подобным списком не всегда удобно руководствоваться нашим соотечественникам, ведь российских авиаперевозчиков в них не слишком много. Что же делать, если вас интересует список авиакомпаний из России? С этой целью мы собрали в статье собственные рейтинги отечественных перевозчиков, сформированные по различным характеристикам.

Самые надежные авиакомпании

Какого полета ждет каждый пассажир? Конечно же, комфортного, вкусного и быстрого, но в первую очередь все мы надеемся, что перелет будет безопасным. Поэтому данная характеристика больше всего волнует наших соотечественников, когда перед ними встает вопрос выбора авиаперевозчика. Представляем вашему вниманию ТОП-5 самых надежных авиакомпаний России. Список выглядит следующим образом:

  • "Аэрофлот";
  • "Россия";
  • "Победа";
  • "Ямал";
  • I Fly.

О каждой компании мы коротко расскажем.

"Аэрофлот"

Этот лидер уже несколько лет никому не уступает первенство в списке самых безопасных авиаперевозчиков. Известно, что лайнеры компании регулярно обновляются и их средний возраст составляет четыре года.

Базируется "Аэрофлот" в московском и имеет самолетный парк из более чем ста пятидесяти лайнеров. Рейтинг компании добавляет десятилетнее членство в международной ассоциации авиаперевозчиков.

"Россия"

Второе место в списке данная авиакомпания занимает вполне заслуженно. Базовым аэродромом является Пулково в СПб. Интересно, что еще несколько лет назад перевозчик занимал в подобном рейтинге третье место. Сейчас, несмотря на средний возраст лайнеров, достигающий одиннадцати-тринадцати лет, "Россия" смогла улучшить свой результат. Самолетный парк насчитывает, по последним данным, сорок четыре воздушных судна.

Изначально компания входила в группу "Аэрофлот", но не так давно произошло ее слияние с "Оренбургскими АЛ".

"Победа"

Данная компания является популярным российским лоукостером. Она имеет около двенадцати авиалайнеров, средний возраст которых не превышает двух лет. Это дает "Победе" возможность получать очень высокие оценки от пассажиров, которые при каждом перелете отмечают новизну воздушных судов и комфортабельность салона.

Базируется авиакомпания в аэропорту Внуково. Здесь же проходит техническое обслуживание самолетов.

"Ямал"

Эта авиакомпания хорошо известна в Западносибирском регионе, она базируется в Салехарде и владеет обширным самолетным парком. Пассажиры положительно отзываются о перелетах, осуществленных с помощью данного перевозчика. К тому же у него очень широкая география маршрутов.

"Ямал" владеет двадцатью четырьмя самолетами, однако их средний возраст составляет четырнадцать лет.

I Fly

Это одна из самых молодых авиакомпаний в стране. Она базируется во Внуково и имеет всего лишь четыре авиалайнера. Их возраст превышает семнадцать лет, но все же авиаперевозчик уверенно держится на пятом месте в нашем рейтинге, что весьма удивительно для столь молодой организации.

Отзывов о данном перевозчике в интернете не слишком много, но более шестидесяти процентов из них являются положительными. Именно это позволило авиакомпании занять столь высокое положение в рейтинге надежных воздушных перевозчиков.

Самые крупные авиакомпании России: список

Пятерка крупнейших перевозчиков выглядит следующим образом:

  • "Аэрофлот". Не удивительно, что и в данном рейтинге лидирует эта организация. Старейшая авиакомпания России работает с пятьюдесятью странами мира и перевозит ежегодно восемь с половиной миллионов человек. По последним данным, авиаперевозчик работает по ста тридцати одному маршруту.
  • S7. Каждый житель Сибири знаком с логотипом и цветами этой компании. Ежегодно ее услугами пользуются два миллиона шестьсот тысяч человек, они летают по восьмидесяти трем направлениям. С данным авиаперевозчиком пассажиры могут передвигаться внутри страны и летать на заграничные курорты.
  • UTair. Всем известно, что авиакомпания переживет кризис, длящийся уже несколько лет. Но даже он не повлиял на рейтинг авиаперевозчика. Существенно сократившийся самолетный парк UTair насчитывает сейчас шестьдесят лайнеров, которые ежегодно перевозят один миллион шестьсот тысяч пассажиров по внутренним и международным маршрутам.
  • "Уральские авиалинии". Данная организация активно наращивает свои позиции, она владеет тридцатью семью достаточно новыми воздушными судами. Все пассажиры отмечают высокий уровень комфорта в течение перелета и вкусное горячее питание, которое предоставляется на маршрутах дальнего следования.
  • "Россия". Об этой авиакомпании мы уже писали в предыдущем рейтинге, где она занимала второе место по надежности. Пассажиропоток в один миллион триста тысяч человек позволил "России" войти и в список самых крупных воздушных перевозчиков страны.

Авиакомпании России, список: рейтинг самых бюджетных авиаперевозчиков

В Европе очень активно работают многочисленные лоукостеры, предоставляющие пассажирам дешевые авиабилеты, в стоимость которых включен минимальный пакет услуг на борту. Благодаря таким компаниям даже студенты могут позволить себе путешествия по разным странам.

Однако когда мы попытались составить список дешевых авиакомпаний России, оказалось, что наша страна не может похвастаться даже двумя бюджетными авиаперевозчиками. Поэтому в наш рейтинг вошла только одна-единственная компания - "Победа". Данный перевозчик был создан три года назад специально для того, чтобы упростить россиянам передвижение по нашей огромной стране. Он пришел на смену первому отечественному лоукостеру "Добролету", просуществовавшему совсем недолго.

Наши соотечественники в своих отзывах всегда отмечают низкие цены на билеты, пунктуальность и профессионализм сотрудников. Поэтому если вы хотите отдохнуть как можно дешевле, то приобретайте билеты на рейсы "Победы".

Чартерные рейсы российских авиаперевозчиков: рейтинг

В летний сезон, когда пассажиропоток заметно увеличивается, становятся востребованы чартерные авиакомпании России. Список их не слишком обширен, он представлен всего лишь двумя организациями:

  • Azur Air. Даная авиакомпания работает три года и выполняет перелеты для туристического оператора Anex. В среднем перевозчик осуществляет рейсы по восемнадцати маршрутам, средний возраст воздушных судов составляет практически двадцать лет.
  • Royal Flight. Этот чартер возник на базе компании, занимающейся в основном грузовыми авиаперевозками три года назад. В данный момент Royal Flight выполняет рейсы для туристического оператора Coral Travel. Авиакомпания освоила азиатское направление и несколько маршрутов на курорты Греции.

Надеемся, что с помощью нашей статьи вам станет горазд легче сориентироваться в российских авиаперевозчиках, а ваш перелет будет комфортным, недорогим и безопасным.