Пещерный комплекс горы Кармель (заповедник Нахаль Меарот, Израиль) - Земля до потопа: исчезнувшие континенты и цивилизации. Библейская гора кармель на северо-западе израиля Горах carmel вокруг красных пещер

Гора Кармель (Кармил) — часть одноименного кряжа, с трех сторон окруженного долинами: Изреельской, Саронской и долиной Звулуна. Река Йокнеам отделяет гору Кармел от Самарских гор. На западе, в районе Хайфы, Кармель вплотную подступает к Средиземному морю. Воды, стекающие с ее склонов, питают две речки: Кишон и Орен. В зимнее время здесь выпадают обильные дожди.

Название Кармель состоит из двух ивритских слов: «керем» и «эль» (керем — виноградник, эль — бог). Действительно, в древности склоны Кармеля были покрыты виноградниками и масличными рощами, и она всегда символизировала обилие и плодородие.

На горе, особенно в западной ее части, много естественных карстовых пещер. Человек давно облюбовал эти пещеры и использовал их для поселения и стоянок.

Гора Кармель во все времена и у всех народов считалась святой. На склоне горы, в пещере, жил ветхозаветный пророк Илия.

Люди любили гору и она их тоже, а поэтому в народе ходит много легенд и преданий о горе. Одна из них гласит, что когда гора Кармель услышала, что сыны Израиля вышли из Египта и направились в Землю Обетованную, она переместилась к Красному морю, а в тот момент, когда воины фараона почти нагнали евреев, спустилась в море и позволила народу Божьему перебраться по ней на другой берег. Хотя кто читал или изучал Библию, тот знает, что в 14 главе книги Исход говорится о том, как Господь повелел Моисею простереть руку на море, и Моисей простер руку свою на море, и гнал Господь море сильным восточным ветром всю ночь и сделал море сушею, и расступились воды. И пошли сыны Израиля среди моря по суше: воды же были им стеною по правую и по левую сторону.

Четыре горы: Сион, Синай, Фавор и Кармель, гласит другая легенда, поспорили между собою, на которой из них Бог вручит Закон своему народу. Бог избрал Синай, но и остальным трем пообещал великую славу. На Сионе, сказал Он, будет воздвигнут Иерусалим, у подножья Фавора израильтяне под предводительством пророчицы Деборы одержат победу над царем ханаанским, а на Кармель будет жить Илия-пророк.

Еврейские мудрецы предсказывали, что после конца дней Храм возродится на пяти горах, одной из которых будет Кармель.

Хананеи, населявшие эту землю еще до прихода евреев, считали Кармель местом пребывания своего верховного божества Ваала. Финикийцы поклонялись здесь местному божеству Хададу. Греки называли Кармель горой Зевса и поставили на ней жертвенник.

Римляне вопрошали здесь оракулов об уготованной им богами судьбе.

История никогда не «обделяла» вниманием гору Кармель. И какой бы мы временной промежуток не взяли, обязательно в нем найдется место и горе Кармель. Кармель до сих пор не раскрыл всех своих тайн, и работы продолжаются. Каждый год гора открывает свои новые тайны.

На горе располагается монастырь Мухрака. Монастырь принадлежит ордену кармелитов, которые обосновались на Кармеле еще в период крестоносцев в XII веке, избрав своим духовным покровителем пророка Илию. Мухрака в переводе с арабского звучит как «всесожжение». Название «всесожжение» связано с пророком Илией и одной библейской историей.

В Книгах Царств описывается, как жена царя северного Израильского царства Иезавель, дочь царя Сидонского, заставила мужа Ахава строить повсюду капища и жертвенники языческому богу Ваалу.

А тех, кто противился, Иезавель истребляла. Тогда Илия-пророк послал засуху, да такую, что даже в царском дворце узнали голод.

Перепуганный Ахав отправился разыскивать Илию. Тот велел позвать пророков Ваала на Кармель и собрать туда весь народ. Когда же народ собрался, Илия предложил принести жертву всесожжения — каждый по своему разумению, и чья жертва будет принята, тот и есть служитель истинного Господа. Жрецы Ваала приготовили жертву и скакали вокруг нее с утра до полудня, и кричали громким голосом, и кололи себя ножами и копьями, так что кровь лилась из ран, но не было им ни ответа, ни знака, и жертва их так и осталась лежать нетронутой. Когда же наступил вечер, сказал Илия: «Услышь меня, Господи! … Да познает народ сей, что Ты, Господь, Бог». И упал с неба огонь на жертву Илии и поглотил ее. «Увидев все это, весь народ пал на лице свое и сказал: «Господь есть Бог!». Народ набросился на пророков Ваала и перебил их. В ту же ночь небо сделалось черным от туч, и хлынул ливень. Засуха кончилась.

У входа в монастырь Мухрака стоит статуя Ильи-пророка, вооруженного мечом, тем самым, которым он расправлялся с посрамлёнными жрецами. Во время Войны за Независимость статуя пострадала. Арабские отряды после очередного поражения отломали карающую руку воинственного пророка, притащили ее в свой лагерь и разбили на мелкие кусочки. После войны монахи приделали статуе новую руку.

На площади перед монастырем, расположена дверь, ведущая в церковь. Небольшая по своим размерам базилика заканчивается алтарём из 12 камней, символизирующих собой 12 колен Израиля: «И взял Илия двенадцать камней, по числу колен сынов Израиля». На стенах алтаря церкви выложены керамические надписи, в которых описаны сцены происшедших событий.

С плоской крыши монастыря открывается прекрасный вид на Средиземное море, Саронскую долину, горы Самарии, гору Гильбоа, Изреельскую долину, Назарет, а при ясной погоде — и на заснеженную вершину Хермона.

Отложить Отложено

Последние трагические события вернули наше национальное сознание к горе Кармель, к месту, которое уже с древних времен стало символом верности в наследии нашего народа. Говоря о прошлом можно сожалеть, можно с ностальгией вздыхать, однако в еврейской традиции исторический рассказ становится не просто воспоминанием, а служит пробуждению духовной силы и заложенного в древности потенциала. Ведь Земля Израиля сочетает в себе и прошлое и настоящее, и будущее, ведь о ней сказано: «непрестанно глаза Господа, Б-га твоего, на ней от начала года и до конца года». (Дварим 11,12).

Местоположение и природная красота горы Кармель превратила ее в одно из любимых мест семейного отдыха и пеших прогулок для многих израильтян. Гора достигает высоты 550 метров, величественно возвышаясь над окружающими ее низменностями и равнинами.

Дождевые осадки просачиваются через скалистые породы, образуя многочисленные пещеры. Источники воды (и современные насосные станции) находятся у подножия горы, а наверху практически нет постоянных водных ресурсов. С началом сельскохозяйственной революции, в древние времена, человек оставил Кармель и поселился у его подножия. Только преследуемые группы населения поднимались на вершину горы, так было с евреями в христианский — Византийский период, так было и с друзами 300 лет тому назад.

Благодаря природным условиям и незначительному присутствию человека, вершину и склоны горы в течение веков покрывал густой естественный лес. Уже в 30-ых годах 20-ого века евреи-олим из Германии сравнивали этот район со Швейцарией. А в 70-ых годах более 100 тысяч дунамов естественного леса были объявлены государственным парком. Для Израиля Кармель имеет большое значение, ведь только 3% страны покрыто естественными лесами. С началом сионистского движения лесные посадки стали символом возвращения еврейского народа и возрождения Страны Израиля. Не случайно, многие израильтяне воспринимают пожар на Кармеле и последовавшие за ним поджоги по всей стране как экологический арабский террор, направленный против всего народа.

По форме Кармель напоминает большой треугольник. Каждая из его «вершин» имеет свое название, историю и особенность. Южная упоминается уже в древних египетских хрониках под названием «Нос лани» (сейчас — «Нос Кармеля»), здесь утопает в зелени Зихрон Яаков — первое еврейское поселение в этом районе. Неподалеку находится сад и пещера, в которой похоронен барон Ротшильд, «отец еврейской общины Израиля», 100 лет тому назад отдавшего все свои силы и богатство на возрождение Страны Израиля.

Крутой склон горы, как верный спутник, идет вдоль моря на протяжении 25 километров с юга на север. Гору и море разделяет узкая прибрежная полоса, называемая «Берег Кармеля». Только в одном месте гора соприкасается с морем, буквально входит в него, и именно здесь располагается Хайфа, третий по величине город в Израиле. Наверное, эта картина стояла пред глазами пророка Йермияу, говорившего: «… и как Кармель в море войдет» (Йермияу 46,18). Здесь, на северной вершине Кармеля, называемого «Глава Кармель», соединяются голубизна моря и неба с зеленым покровом горы и с городом, сбегающим по склону. Центральная часть Хайфы называется haдар — великолепие, по словам пророка Йшааяу — «… великолепие Кармеля и Шарона» (Йешааяу 35,2).

Однако третья и менее посещаемая восточная вершина Кармеля олицетворяет историческую память, связанную с этой горой. По-арабски эта вершина называется Мухрака — «опаленная», а на иврите — Керен а-Кармель — «Угол Кармеля». Как высокая башня вершина горы возвышается над всей округой. С горой Кармель царь Шломо сравнил свою возлюбленную (символ еврейского народа) — «Голова твоя, как гора Кармель …» (Песня Песней 7,6). Именно здесь 2800 лет назад разыгрались события, ставшие символом стойкости и приверженности вере.

В то время в северном Израильском царстве правил царь Ахав. Его жена Изевель, дочь финикийского царя, насаждала в народе культы Бааля (бога дождя) и Ашторет (богини плодородия), центральных кнаанейских идолов, а пророков В-севышнего преследовала и убивала. Против этого выступил пророк Элияу (Илья), в качестве наказания с Небес остановивший дождь на 3 года. А в конце долгой засухи и голода, здесь, на вершине Кармеля, в присутствии царя и всего народа, он вышел один на «состязание» с 450 жрецами Бааля — чтобы все увидели, кто является настоящим «живым» Б-гом.

Идолопоклонники принесли в жертву быка и до вечера взывали, танцевали и секли себя до крови, но Бааль им не ответил. И тогда Элияу восстановил разрушенный жертвенник Б-га, принес свою жертву и приказал обильно облить ее водою. И В-севышний ответил ему огнем, пожравшим и жертву, и дрова, и всю воду. Выражением этого Б-жественного проявления стало провозглашение всего народа: «В-севышний — Он Б-г» и уничтожение жрецов Баала у протекающей у подножия горы речки Кишон. Вслед за этим В-севышний ответил долгожданным дождем, оросившим и оживившим всю Землю Израиля. (Мелахим 1,18).

Те древние события во многом напоминают события последних дней. Долгая засуха, огонь и дождь сплелись в один клубок. И все это во время Хануки, олицетворяющей борьбу еврейского народа за духовную независимость и верность своей культуре, в период внутренних споров о продаже домов и Земли Израиля арабам.

Наименование горы «Виноградник Божий» (Керем-Эль) происходит от винограда, который когда-то в изобилии рос на её склонах.

Высшая точка горы - или хребта - находится между городом и друзским поселением Осфия к юго-востоку от Хайфы, в этом месте высота хребта Кармель составляет 546 м над уровнем моря.

На этой вершине возведена телебашня Хайфы. На соседней вершине расположен кампус Хайфского университета.

Среднегодовая температура на Кармеле - плюс 19 °C. Примерное количество осадков - 600 мм в год, в отдельных местах - до 900 мм. Раз в несколько зим на вершинах гор выпадает снег (например зимой 2005/2006 года), но он крайне тонок и редко держится более нескольких часов.

Географические особенности и геологическое строение

Внешне хребет Кармель напоминает гигантский утюг, направленный на северо-запад. «Нос» «утюга» врезается в Средиземное море, образуя с севера Хайфский залив. Вся северо-западная часть хребта находится в городской черте Хайфы.

Утёсы подходят очень близко к воде, обрываясь вниз крутым склоном, поросшим хвойно-лиственным лесом.

В самом узком месте скалистое основание утёса отделяет от вод Средиземного моря не более нескольких десятков метров. Этот промежуток занят железной дорогой Хайфа-Тель-Авив и четырёхполосной улицей Хагана, которая переходит затем в 4-е междугородное шоссе Хайфа-Тель-Авив.

Происхождение хребта Кармель - вулканическое, однако ни сколько-нибудь значительного вулканического кратера, ни больших базальтовых массивов, образующихся вследствие извержений, на хребте нет.

Можно сказать, что гора Кармель - несостоявшийся вулкан: давление магмы заставило подняться скалистое основание, образовав горный хребет, однако сама магма на поверхность не прорывалась.

Горообразовательная деятельность в районе Хайфы давно прекратилась, и небольшие землетрясения, сотрясающие Хайфу раз в 3-4 года, связаны исключительно с проходящим менее чем в сотне километров центральным каналом Сирийско-африканского тектонического разлома, являющегося частью Восточно-африканской рифтовой зоны.

Большая часть материала, составляющего гору Кармель, - это осадочные породы, известняк и мел, следы простиравшегося когда-то над этой местностью моря Тетис. Мягкость этих материалов объясняет существование в горе Кармель множества больших и маленьких пещер.

Исторические находки на территории хребта Кармель

Пещеры горы Кармель издавна использовались людьми для жилья. На западном склоне горы Кармель, в окрестностях города , в пещерах и Схул в 1929–34 гг. были найдены костные остатки людей вместе с каменными орудиями леваллуазского типа и костями ископаемых животных.

В пещере Табун обнаружен почти полный скелет женщины неандертальского типа и нижняя челюсть мужского черепа с отчётливым подбородочным выступом.

В пещере Схул открыты кости десяти скелетов разной сохранности (характеризуются большими индивидуальными различиями и сочетанием неандертальских и современных особенностей в строении черепа и др. частей скелета).

Находки относятся к периоду 45-40 тыс. лет тому назад. Одни учёные считают, что население пещер Кармеля - результат смешения людей неандертальского и современного типа; другие видят в них эволюционный переход от древних людей к новым. Это открытие позволило выделить новый подвид предков человека, который, правда, не всеми учёными признаётся.

Другие открытия, сделанные на основании находок на горе Кармель, заставили пересмотреть некоторые предположения относительно неандертальцев.

Многие верят, что пещера, в которой будущий царь Давид скрывался от гнева царя Саула, тоже находится в горе Кармель. Это связано с геологическими особенностями южных районов Израиля, в которых, согласно Ветхому Завету, родился царь Давид - из-за небольшого количества осадков там крайне мало подходящих для укрытия пещер.

Таким образом, все сколько-нибудь удобные для беглеца с юга пещеры находятся в горе Кармель или севернее. Но до пещер в более северных горных грядах добираться дольше, а единственная удобная дорога с юга на север в любом случае проходит по побережью, мимо подножия горы Кармель. Некоторые даже считают, что пещера, послужившая укрытием пророку Илие, и та, где укрывался Давид - одна и та же.

Флора и фауна хребта Кармель. Государственный заповедник

Осадочные породы, из которых, как было сказано выше, состоит хребет, являются превосходным источником минеральных солей для плодородной почвы. Фантастическое плодородие склонов горы, особенно в сочетании с мягким климатом и большим количеством осадков, было известно ещё в древние века и вошло в легенды.

Как следует из названия горного хребта, в древности на склонах горы Кармель в изобилии рос виноград. Однако мусульмане, властвовавшие над этой местностью без малого тысячу лет, вырубили виноградники, а турки во времена Османской империи вырубали леса, поэтому к началу XX в. леса сохранились лишь на небольшой части горного массива.

Фонд охраны природы Керен Каемет ле-Исраэль и Государство Израиль прилагают множество усилий, чтобы восстановить леса горы Кармель.

Сейчас большая часть леса на горе Кармель - это кедровый лес, высаженный фондом. (Лес только называется кедровым; в иврите просто нет отдельного слова для обозначения иерусалимской сосны).

Однако вследствие страшного лесного пожара весной 2005 г. хвойный лес на юго-западных склонах сильно пострадал. На освободившихся площадях собираются высадить лиственные леса, которые, из-за более низкого содержания смолы в деревьях, будут гореть хуже.

В декабря 2010 г. на горном хребте вновь случился крупномасштабный пожар (крупнейший в истории Израиля), в результате которого пострадал ряд населённых пунктов.

В результате возгорания автобуса с курсантами израильской тюремной службы ШАБАС, попавшего в зону пожара, погиб 41 человек. В ходе пожара было эвакуировано 15 тыс. жителей, а огонь удалось погасить лишь спустя несколько дней при помощи пожарной авиации (около 30 самолётов), посланной в Израиль рядом стран.

В лесах преобладает иерусалимская сосна, таворский дуб, фисташковые деревья, встречается дикая маслина. В увлажнённых района встречается лавр. В начале мая склоны гор покрыты зелёной травой, на фоне которой растут алые колониты (цветы, похожие на маки).

Весной цветут розовые и белые цикламены, жёлтые крокусы и колючий ракитник, позже расцветает белый люпин и жёлтая календула. В низинах, вблизи озёр и болот можно увидеть влаголюбивые тропические растения: папирус, олеандры; на поверхности водоёмов - жёлтую и белую кувшинку.

В Кармельских лесах до сих пор водятся дикие кабаны, волки. Очень часто встречается шакал. Часто можно встретить средиземноморскую лисицу. Весьма распространён барсук. Встречается дикобраз. Из грызунов-вредителей можно отметить полёвок, крыс.

Встречается также олень благородный, лань, газель, гривастый баран, муфлон, кролики, зайцы. Широка популяция ежей. Искусственно поддерживается популяция орлов.

В лесах живут также совы, ястребы, филины, сычи и др... Водятся дикие кошки: одичавшие домашние, рысь, леопард, (правда, численность последнего исчисляется единицами, а величиной он немногим больше обычной кошки). Часто можно встретить даманов.

В парке сосуществуют десятки видов насекомых. Среди них следует отметить саранчу, богомолов, тараканов. Самые крупные из них имеют в длину до 90 мм, отлично летают и часто приживаются в квартирах.

Встречается много видов бабочек. Разнообразны жуки. Распространена пчела медоносная. Следует отметить досаждающих людям москитов, комаров, слепней, мух, но их не столь много, как в России.

В целях сохранения дикой природы на горе Кармель основан гигантский национальный парк, открытый для туристов. В парке проложено множество пешеходных и велосипедных маршрутов, продолжительность которых - от получаса до 18 часов.

Сходить с проложенных и тщательно помеченных дорожек строжайше запрещено. На границе национального парка организованы автомобильные стоянки с кемпингами, туалетами и водопроводом. На этих стоянках разрешается разжигать костры. В пределах парка запрещена ночёвка в палатках.

Кроме того, в парке основан заповедник «Хай-Бар», целью которого является восстановление популяции крупных животных в лесах севера Израиля.

Фотогалерея





В Святую Землю мы вылетели 25 февраля в день Иверской Божией Матери. На взлете молились Илье пророку, вспоминая его восхождение на огненной колеснице, а на посадке - пророку Елисею, вспоминая получение им милоти Ильи на земле.
В аэропорту Бен-Гурион нас встретил Александр Фрел (о нем я расскажу позже).
Еще с прошлой поездки у нас остался должок: мы так и не смогли тогда посетить место подвигов св.пророка Ильи - гору Кармил. И поэтому прямо из аэропорта направились на эту священную гору.
Через час пути перед нами предстала растянувшаяся к морю вершина, которая издали напоминала огромный холм. Именно на вершине этой горы великий пророк Илья совершил жертвоприношение Истинному Богу и посрамил жрецов Ваала.
Об этом рассказывается в 18 главе 3-й Книги Царств. Илья пророк, видя, что нечестивый царь Ахав насадил культ Ваала в Израиле, повелел собрать весь народ на гору Кармил, а также жрецов Ваала. Илия обличил отступление народа, сравнив его с хромотой: «Долго ли вам хромать на оба колена?» Он предложил испытание веры: «Если Господь есть Бог, то последуйте Ему; а если Ваал, то ему последуйте», - и повелел жрецам Ваала принести в жертву тельца: «Тот Бог, Который даст ответ посредством огня, есть Бог». Это была духовный поединок. Жрецы Ваала призывали имя идола от утра до вечера. Илия пророк не был лишен чувства юмора и иронично комментировал: «Кричите громким голосом, ибо он бог; может быть, он задумался, или занят чем-либо, или в дороге, а может быть, и спит, так он проснется!» Но не было ни голоса, ни ответа, ни слуха. Тогда Илия восстановил разрушенный и поруганный жертвенник Господень из двенадцати камней, повелел трижды обильно полить жертвенного тельца водою, чтобы ни у кого не осталось сомнения, и вознес молитву: «Услышь меня, Господи, услышь меня! Да познает народ сей, что Ты, Господи, Бог, и Ты обратишь сердце их к Тебе». В это время с неба снизошел огонь на жертву и не оставил ничего от нее, ни дров, ни камней. Пораженный народ, воскликнул: «Господь есть Бог, Господь есть Бог»! Жрецы были преданы смерти.
Это была битва вер. Какую же крепкую и неколебимую веру нужно было иметь, чтобы решиться на такое состязание?! Какую нужно было иметь уверенность, что Господь не оставит в решительную минуту?! Господь не посрамил своего пророка, дал ему по его вере! Илья победил 850 жрецов. Это была духовная битва Давида и Голиафа. Этот день можно назвать ветхозаветным днем Торжества Православия.
Могли ли забыть это святое место?! Оно сохранилось в памяти потомков. Сейчас это место называется Мухрака, что в переводе с арабского означает «огненное место», то есть «место жертвоприношения».
На вершине находится латинский монастырь кармелитов с таким же названием.
Монастырь возник в XII веке в эпоху крестоносцев. Монахи взяли своим названием не только имя горы, но и само их облачение первоначально также походило на милоть Ильи: с белыми и темными полосами, напоминавшими следы опалений во время падения с огненной колесницы.

При входе в монастырь первым нас встретил Илья пророк в виде статуи, вознесенной на высокий постамент.

Силуэт памятника видишь на фоне неба. Илья изображен с высоко поднятым коротким и закругленным мечем в руке, типа ятагана, напоминает полководца, вставшего в атаку. Илья поражает жрецов Ваала. Видеть святого с мечом непривычно, у нас такая иконография не известна. (У нас, кажется, только Николая Чудотворца изображают на иконах с открытым мечем).
У этой статуи интересная история. Жрецы Ваала все же попытались взять реванш спустя две с половиной тысячи лет.
Она была создана в Германии в начале I Мировой войны, и, видимо, должна была вдохновить немецкие войска на ратные подвиги. Ее привезли сюда и установили перед монастырём. Однако турецкие войска, после поражения Германии, ограбили монастырь, разрушив его строения и сбросив статую. Только после II Мировой войны статую нашли в роще за монастырем причем в плачевном состоянии: оторванные голова, правая рука, проржавевшая железная часть остова. Главу статуи обнаружили в колодце, а руку с мечом так и не нашли. Такова была месть жрецов Ваала спустя тысячелетия.
Но статуя была восстановлена, а рука с мечем воссоздана по сохранившимся фотографиям. Это была очередная победа Ильи.
В монастыре проживает сейчас около 10 монахов, но мы никого из не видели, кроме двух «братьев» в свечной лавке.
В храме, представляющем собой небольшую по размерам базилику, престол в алтаре сложен из 12 камней, символизирующих собой 12 колен Израиля, точно так как у пророка Ильи: «И взял Илия двенадцать камней, по числу колен сынов Израиля» (Царства 3:18-31).
Смотровая площадка расположена на крыше здания, примыкающего к храму.

Когда мы взошли на эту площадку, дух захватило. Перед взором открылась одна из самых красивых панорам Святой Земли. На западе был виден краешек Средиземного моря - Хайфский залив, на севере горы Галилеи с возвышающейся вершиной Фавора, а за ним в далекой дымке и самая высока вершина - Хермон. На западе - Изреэльская долина. На юге - открывались просторы Самарии. Здесь вся Святая Земля была как на ладони.
Здесь становится понятным, почему пророк Илья выбрал для своего подвига именно гору Кармил. Во-первых, потому, что язычники именно здесь помещали своих идолов, и Илья хотел победить врага, как говорится, на «его же поле». Но также и потому, что это место само своею красотой прославляло истинного Творца. Гора Кармил, густо покрытая могучими лесами, с высокой вершиной, возносящейся над морем, сама была нерукотворным храмом Бога Живого. Исповедание истинной веры пророка Ильи было пред «лицем всея земли».
Мы послужили молебен пророку Илье. Молитва здесь невольно получается какая-то особая, энергичная. Здесь нельзя молиться иначе. Это был первый наш молебен на Святой Земле. Он сразу задал высокую планку горячей сердечной молитвы на все дни нашего паломничества.
Здесь на Кармиле делаешь еще одно открытие. С Кармила хорошо виден Фавор и наоборот с Фавора также виден Кармил. А ведь Илья явился на Фаворе вместе со Христом во время Преображения Господня. И беседовал с ним. Беседа была о жертве Христа. Нужно помнить, что время этой беседы гора Кармил, на которой Илья явил прообраз жертвы Христа, была в поле зрения небесных собеседников. В этом смысле гора Кармил является своего рода предтечей горы Фавор.

Из Мухраки мы доехали до Хайфы, проезжали через друзские поселения Далия, эль-Кармель и Усфия. В черте города на склонах Кармила расположена главная обитель Ордена кармелитов Стелла Маррис.
Историческое предание свидетельствует что на месте нынешнего латинского монастыря была древняя византийская обитель, основанная еще равноапостольной царицей Еленой. Раскопки археологов подтверждают это предание.
Главная святыня обители - Пещера пророка Ильи, в которой он молился о ниспослании дождя. Мы спускались в эту небольшую пещеру, в которой устроен престол с скульптурным изображением св.Ильи на горнем месте.

Мы помолились о благорастворении воздухов как здесь, так и у нас на Руси. Сохранилось предание, что в этой пещере останавливалось Святое семейство, возвращаясь из Египта в Назарет. Это предание отражено в росписи купола храма, возведенного над пещерой, а также в особой рождественской инсталляции в притворе храма.
В этот день мы постоянно вспоминали пророка Илью и невольно назвали его - Ильин день. Завершился он в русском храме в Хайфе, и это стало главным открытием нашего Ильина дня.
В ограду русского храма мы входили, когда вечерняя мгла быстро ложилась на склоны Кармила. Клумбы вокруг небольшого храма благоухали весенними цветами и свежей зеленой травой. Нас встретил гостеприимный настоятель протоиерей Мирослав с матушкой, арабкой по происхождению. Храм не так часто посещают паломники, поэтому батюшка нас встретил с неподдельным радушием. Храм оказался небольшим, без центрального купола, что, как оказалось, имеет вполне конкретное историческое объяснение.
Отец Мирослав рассказал нам непростую историю храма.
В 1909 году Русской духовной миссией в Иерусалиме удалось приобрести покрытый густым лесом участок земли в верхней части города Хайфы.
Однако местные турецкие власти категорически воспротивились строительству русского храма. Разрешили построить только дом с трапезной для паломников, прибывавших из России морем в Хайфу. В 1912 году начальник миссии архимандрит Леонид (Сенцов) вновь просил о разрешении строительства храма. Но турецкие власти также были против.
Тогда архимандрит Леонид на свой страх и риск пристроил к зданию «столовой» алтарь, сделал иконостас из мрамора, поставил колокольню. Он решил воспользоваться юбилеем 300-летия Романовых в храмоздательных целях. Чтобы усилить значимость храма, он объявил его памятным в честь 300-летия Дома Романовых, в честь которого русский участок в Хайфе предложено было именовать «Романовским подворьем». Запрет на строительство такого храма грозил Турции уже дипломатическими проблемами. Власти не смогли отказать и выдали разрешение в начале 1913 года. А 14 ноября 1913 г., в день священного бракосочетания Государя Императора Николая Александровича и и Государыни Имератрица Александры Федоровны, храм во имя Ильи Пророка был торжественно освящен патриархом Иерусалимским Дамианом.
Так юбилей Дома Романовых помог воздвигнуть последний до 1917 года русский храм на Святой Земле.
О существовании Романовского подворья на горе Кармил я даже не подозревал. Рассказ отца Мирослава для всех нас стал настоящим открытием. Представьте себе, отправиться в «царское паломничество» и попасть в первый же православный храм на «Романовское подворье»!
- Сегодня утром мы были на Леушинском подворье в Санкт-Петербурге, а вечером оказались на Романовском подворье на Кармиле! Дивны дела Твои, Господи! Значит мы на верном пути.
Отец Мирослав благословил послужить молебен с отверстыми Царскими вратами. Мы молились Илье пророку, соединив эту молитву с молебном Царственным мученикам, виновникам создания этого храма.

Потом я совершил литию памяти Романовых, на которой назвал всех государей Дома Романовых.
Во время молитвы я подумал, что посвящение Романовского подворья Илье пророку тоже символично. Не только потому, что Илья подвизался на этой горе, но ведь он был еще и наставников и обличителем царей. Здесь Илья пророк открылся как царский пророк, небесный покровитель Романовского подворья.
Храм весь украшен росписями на тему жития пророка Ильи. Со всех стен на нас смотрел великий пророк, и мы сразу ощутили себя у него в гостях.
После молебна отец Мирослав провел нас по парку храма. Нас конечно заинтересовало, как уроженец Прикарпатских гор оказался женат на арабке. О.Мирослав удовлетворил наше любопытство. Оказалось, что он учился в нашем городе - в Петербургской духовной семинарии, где и познакомился со студенткой регентских курсов юной арабской красавицей Ириной, родом из Иерусалима. Рукоположен во священники отец Мирослав был в 1991 г. прямо в храме Гроба Господня. Это уже была судьба. Он был направлен в Хайфу, возрождать в храм Илии Пророка. После революции в храме какое-то время служил арабский священник о.Николай, в последние десятилетия службы в храме проводились редко. Регулярные службы возобновились только с приездом о.Мирослава. Он подвизается здесь уже более 20 лет. В первые годы службы проходили в пустом храме, приходской жизни как таковой не было, но шли годы, и храм пополнялся новыми прихожанами. В 2000-летию Рождества Христова храм был обновлен и освящен Святейшим Патриархом Алексием II.
Вместе с о.Мирославом нас провожал его сын Николай, который прекрасно говорит как по-русски, так и по-арабски. Я на прощание взял у него краткий урок арабского, спросил, как будет по-арабски «Христос воскресе». Отрок Николай тут же научил меня: «Аль-Масих кан!» С этим возласом мы и покинули Романовское подворье на Кармиле.

С севера - Хайфским заливом и долиной Звулун. На юге и востоке хребет понемногу понижается, переходя в холмы в районе городов Биньямина на юге и Йокнеама на востоке (примерно 25 километров в каждую сторону). Впрочем, на востоке холмы быстро снова превращаются в горы, окружающие долину реки Иордан .

Наименование горы «Виноградник Божий» (Керем-Эль) происходит от винограда , который когда-то в изобилии рос на её склонах. Высшая точка горы - или хребта - находится между городом Хайфа и друзским поселением Осфия к юго-востоку от Хайфы, в этом месте высота хребта Кармель составляет 546 метров над уровнем моря. На этой вершине возведена телебашня Хайфы. На соседней вершине расположен кампус Хайфского университета .

Среднегодовая температура на Кармеле - плюс 19 °C. Примерное количество осадков - 600 мм в год, в отдельных местах - до 900 мм. Раз в несколько зим на вершинах гор выпадает снег (например зимой 2005/2006 года), но он крайне тонок и редко держится более нескольких часов.

Географические особенности и геологическое строение

Внешне хребёт Кармель напоминает гигантский утюг, направленный на северо-запад. «Нос» «утюга» врезается в Средиземное море, образуя с севера Хайфский залив . Вся северо-западная часть хребта находится в городской черте Хайфы . Утёсы подходят очень близко к воде, обрываясь вниз крутым склоном, поросшим хвойно-лиственным лесом. В самом узком месте скалистое основание утёса отделяет от вод Средиземного моря не более нескольких десятков метров. Этот промежуток занят железной дорогой Хайфа-Тель-Авив и четырёхполосной улицей Хагана, которая переходит затем в 4-е междугородное шоссе Хайфа-Тель-Авив.

Происхождение хребта Кармель - вулканическое , однако ни сколько-нибудь значительного вулканического кратера , ни больших базальтовых массивов, образующихся вследствие извержений, на хребте нет. Можно сказать, что гора Кармель - несостоявшийся вулкан : давление магмы заставило подняться скалистое основание, образовав горный хребет, однако сама магма на поверхность не прорывалась.

Горообразовательная деятельность в районе Хайфы давно прекратилась, и небольшие землетрясения , сотрясающие Хайфу раз в три-четыре года, связаны исключительно с проходящим менее чем в сотне километров центральным каналом Сирийско-Африканского тектонического разлома, являющегося частью Восточно-Африканской рифтовой зоны . Бо́льшая часть материала, составляющего гору Кармель, - это осадочные породы, известняк и мел , следы простиравшегося когда-то над этой местностью моря Тетис . Мягкость этих материалов объясняет существование в горе Кармель множества больших и маленьких пещер.

Исторические находки на территории хребта Кармель

Пещеры горы Кармель издавна использовались людьми для жилья. На западном склоне горы Кармель, в окрестностях города Зихрон-Яаков , в пещерах Табун и Схул в 1929-1934 гг. были найдены костные остатки людей вместе с каменными орудиями леваллуазского типа и костями ископаемых животных. В пещере Табун обнаружен почти полный скелет женщины неандертальского типа и нижняя челюсть мужского черепа с отчётливым подбородочным выступом. В пещере Схул открыты кости десяти скелетов разной сохранности (характеризуются большими индивидуальными различиями и сочетанием неандертальских и современных особенностей в строении черепа и др. частей скелета). Находки относятся к периоду 45-40 тыс. лет тому назад. Одни учёные считают, что население пещер Кармеля - результат смешения людей неандертальского и современного типа; другие видят в них эволюционный переход от древних людей к новым. Это открытие позволило выделить новый подвид предков человека, который, правда, не всеми учёными признаётся.

Другие открытия, сделанные на основании находок на горе Кармель, заставили пересмотреть некоторые предположения относительно неандертальцев. В пещере Кебара на горе Кармель был найден скелет неандертальца, жившего 60 тысяч лет назад, у которого полностью сохранилась подъязычная кость , совершенно идентичная кости современного человека. Так как от подъязычной кости зависит способность говорить, то ученые были вынуждены признать, что неандерталец мог обладать этой способностью.

Кроме того, учеными были обнаружены фрагменты первых украшений, сделанных из просверленных раковин. Две такие бусины, датируемые 100 тыс. лет до нашей эры, нашли при раскопках уже упоминавшейся пещеры Схул (Skhul ).

Пешера Ильи-пророка в Хайфе.

В пещерах Кармеля скрывался когда-то пророк Илья (Элияху ). Сейчас пещера, в которой, по преданию, он жил, является религиозным центром поклонения иудеев и христиан. Эта пещера находится в городской черте Хайфы, практически прямо под единственной в Хайфе линией канатной дороги, у подножия горы. На вершине горы пророк молил Бога о прекращении трёхлетней засухи, а потом с трепетом следил за появлением в небе дождевого облака.

Илья-пророк вообще очень любил северную часть Израиля и район Хайфы. Место, в котором он победил жрецов Ваала (эта история описана в 18-й главе Третьей книги Царств), называется «Мухрака» - что на арабском означает «Огненное место». Мухрака находится в северо-восточной части горы Кармель, оттуда открывается вид на всю долину Изреэль . Мухрака расположена на высоте 482 м, в 27 км от Хайфы и в 13 км от Мегиддо .

Многие верят, что пещера, в которой будущий царь Давид скрывался от гнева царя Саула , тоже находится в горе Кармель. Это связано с геологическими особенностями южных районов Израиля, в которых, согласно Ветхому Завету , родился царь Давид - из-за небольшого количества осадков там крайне мало подходящих для укрытия пещер. Таким образом, все сколько-нибудь удобные для беглеца с юга пещеры находятся в горе Кармель или севернее. Но до пещер в более северных горных грядах добираться дольше, а единственная удобная дорога с юга на север в любом случае проходит по побережью, мимо подножия горы Кармель. Некоторые даже считают, что пещера, послужившая укрытием пророку Илье, и та, где укрывался Давид - одна и та же.

Флора и фауна хребта Кармель. Государственный заповедник

Осадочные породы, из которых, как было сказано выше, состоит хребет, являются превосходным источником минеральных солей для плодородной почвы. Фантастическое плодородие склонов горы, особенно в сочетании с мягким климатом и большим количеством осадков, было известно ещё в древние века и вошло в легенды.

Как следует из названия горного хребта, в древности на склонах горы Кармель в изобилии рос виноград . Однако мусульмане, властвовшие над этой местностью без малого тысячу лет, вырубили виноградники, а турки во времена Османской империи вырубали леса, поэтому к началу XX века леса сохранились лишь на небольшой части горного массива. Фонд охраны природы Керен Каемет ле-Исраэль и Государство Израиль прилагают множество усилий, чтобы восстановить леса горы Кармель.

Сейчас большая часть леса на горе Кармель - это кедровый лес, высаженный фондом. (Лес только называется кедровым; в иврите просто нет отдельного слова для обозначения иерусалимской сосны). Однако вследствие страшного лесного пожара весной 2005 года хвойный лес на юго-западных склонах сильно пострадал. На освободившихся площадях собираются высадить лиственные леса, которые, из-за более низкого содержания смолы в деревьях, будут гореть хуже.

В лесах преобладает иерусалимская сосна , таворский дуб , фисташковые деревья , встречается дикая маслина . В увлажнённых района встречается лавр . В начале мая склоны гор покрыты зелёной травой, на фоне которой растут алые колониты (цветы, похожие на маки). Весной цветут розовые и белые цикламены , жёлтые крокусы и колючий ракитник, позже расцветает белый люпин и жёлтая календула . В низинах, вблизи озёр и болот можно увидеть влаголюбивые тропические растения: папирус , олеандры ; на поверхности водоёмов - жёлтую и белую кувшинку .

В Кармельских лесах до сих пор водятся дикие кабаны , волки . Очень часто встречается шакал . Часто можно встретить cредиземноморскую лисицу . Весьма распространён барсук . Встречается дикобраз . Из грызунов-вредителей можно отметить полёвок, крыс . Встречается также олень благородный , лань , газель (животное) , гривастый баран, муфлон , кролики , зайцы . Широка популяция ежей . Искусственно поддерживается популяция орлов. В лесах живут также совы, ястребы , филины , сычи и др.. Водятся дикие кошки: одичавшие домашние, рысь , леопард , (правда, численность последнего исчисляется единицами, а величиной он немногим больше обычной кошки). Часто можно встретить дамана .

В парке сосуществуют десятки видов насекомых. Среди них следует отметить саранчу , богомолов , тараканов . Самые крупные из них имеют в длину до 90 мм, отлично летают и часто приживаются в квартирах. Встречается много видов бабочек . Разнообразны жуки . Распространена пчела медоносная. Следует отметить досаждающих людям москитов , комаров , слепней , мух , но их не столь многo, как в России.

В целях сохранения дикой природы на горе Кармель основан гигантский национальный парк , открытый для туристов. В парке проложено множество пешеходных и велосипедных маршрутов, продолжительность которых - от получаса до 18 часов. Сходить с проложенных и тщательно помеченных дорожек строжайше запрещено. На границе национального парка организованы автомобильные стоянки с кемпингами , туалетами и водопроводом. На этих стоянках разрешается разжигать костры. В пределах парка запрещена ночёвка в палатках. Кроме того, в парке основан заповедник «Хай-Бар», целью которого является восстановление популяции крупных животных в лесах севера Израиля.

Кармель и Хайфа

Как уже отмечалось выше, город Хайфа частично захватывает северо-западную, самую высокую и обрывистую часть хребта Кармель. На отрогах гор построено множество городских районов («Адар » (1909), «Неве Шеанан » (1925)). На самом гребне горы находятся наиболее престижные районы Хайфы «Кармель », «Хорев », «Дэния », Хайфский университет . На северо-западной оконечности хребта - там, где он с высоты в почти 300 метров чуть ли не отвесно спускается к морю, - построен хайфский маяк . Там же находится верхняя станция единственной в Хайфе канатной дороги .

Помимо канатной дороги, покорить гору Кармель в городской черте можно и другими способами. Например, на единственном в Израиле метро «Кармелит ». Этот подземный фуникулёр способен преодолеть расстояние от хайфского порта до центра района Кармель примерно за 6 минут. Подробнее о хайфском метро см. статью Кармелит .

Третьим, не менее интересным способом подняться на гору Кармель является проход по Бахайским садам . 19 террас общей длиной более километра и большой сад, разбитый вокруг возведённой в 1909 году усыпальницы Предтечи Основателя религии Бахаи Ба́ба (настоящее имя Сийид Али-Мухаммад), являют собой праздник красоты, симметрии и торжественного величия в центре промышленного города. По обе стороны от ступеней лестницы текут искусственные ручьи, на верхней и нижней террасах находятся фонтаны. Центральная часть каждой террасы засажена травой зойсия, однолетними цветами, живыми изгородями сантолины и дюранты, кустами и подстриженными деревьями. На боковой зоне каждой террасы посажены засухоустойчивые, не требующие большого ухода суккуленты , олеандры , розмарин , лантана, оливковые деревья, джакаранда (палисандровое дерево), коралловое дерево и плюмерия. Третья зона была оставлена в качестве естественной рощи, которая служит «коридором» дикой природы. На более крутых склонах были использованы засухоустойчивые дёрнообразующие растения: плющ , можжевельник и липпия.

Примечания

Ссылки

  1. http://www.booksite.ru/fulltext/1/001/008/059/373.htm (рус.)
  2. http://www.avialine.com/country_additional.php?id=80 (рус.)
  3. http://www.ufolog.nm.ru/homo.htm (рус.)
  4. http://www.isrutc.org/facts8.asp (рус.)
  5. http://www.machanaim.org/history/shm-israel/sh-1-4.htm (рус.)

Wikimedia Foundation . 2010 .