Способ контроля воздушного пространства, облучаемого внешними источниками излучения, и радиолокационная станция для его реализации. К единому радиолокационному полю страны (1) Радиолокационный контроль воздушного пространства

Радиолокационным полем называется область пространства с заданной высотой нижней граница, в пределах которого группировка РЛС обеспечивает надежное обнаружение, определение координат воздушных целей и непрерывное их сопровождение.

Радиолокационное поле образуется из зон видимости РЛС.

Зоной видимости (обнаружения) называется область пространства вокруг РЛС в пределах которой станция может обнаруживать и сопровождать воздушные цели с заданной вероятностью.

Каждый тип РЛС свою имеет зону видимости, она определяется конструкцией антенны РЛС и её тактико-техническими характеристиками (длиной волны, мощностью передатчика и другими параметрами).

Отмечены следующие важные особенности зон обнаружения РЛС, которые необходимо учитывать при создании группировки подразделений разведки:

Граница зон видимости РЛС показывают дальность обнаружения целей в зависимости от высоты полета цели.

На формирование диаграммы направления РЛС особенно метрового и дециметрового диапазона оказывает существенное влияние земная поверхность.

Следовательно, местность будет оказывать существенное влияние на зоны видимости РЛС. Причем, влияние местности в различных направлениях от точки стояния РЛС различно. Следовательно, дальности обнаружения однотипных воздушных целей на одной и той же высоте на различных направлениях могут быть разными.

РЛС обнаружения используются для ведения разведки воздушного противника в режиме кругового поиска. Ширина диаграммы направленности такой РЛС в вертикальной плоскости ограничена и обычно составляет 20-30°. Это обуславливает наличие в зоне видимости РЛС так называемых "мертвых воронок", где наблюдение воздушных целей невозможно.

На возможность непрерывного сопровождения воздушных целей в зоне видимости РЛС оказывает влияние и отражения от местных предметов, в результате чего около центра экрана индикатора появляется засвеченная область. Сопровождение целей в зоне местных предметов затруднено. Если даже РЛС развернуты на позиции отвечающей предъявляемым к ней требованиям, на среднепересеченной местности радиус зоны местных предметов достигает 15-20 км относительно центра позиции. Включение аппаратуры защиты от пассивных помех (системы селекции движущейся цели) не полностью "снимает" с экранов РЛС отметки от местных предметов и при большой интенсивности отражений от местных предметов наблюдение целей в этой зоне затруднено. Кроме того при работе РЛС с включенной аппаратурой СДЦ на 10-15% уменьшается дальность обнаружения воздушных целей.



Сечение зоны видимости РЛС в горизонтальной плоскости на данной высоте условно можно принять за кольцо с центром в точке стояния РЛС. Внешний радиус кольца определяется максимальной дальностью обнаружения воздушной цели данного типа на заданной высоте. Внутренний радиус кольца определяется радиусом "мертвой воронки" РЛС.

При создании группировки РЛП в системе разведки должно быть обеспечено выполнение следующих требований:

Максимально возможный вынос уверенного обнаружения в наиболее вероятном направлении налетов авиации противника (перед передним краем).

Сплошное радиолокационное поле должно перекрывать пространство над всей территорией оперативного построения войск, на всех возможных высотах полета воздушного противника.

Вероятность обнаружения целей в любой точке сплошного поля должна быть не ниже 0.75.

Радиолокационное поле должно обладать высокой устойчивостью.

Максимальная экономия средств радиолокационной разведки (количества РЛС).

Следует остановиться на выборе оптимального значения высоты нижней границы сплошного радиолокационного поля, так как это является одним из важнейших условий выполнения перечисленных требований.

Две соседние станции обеспечивают сплошное радиолокационное поле только начиная с некоторой минимальной высоты (H min), причем чем меньше расстояние между РЛС, тем ниже нижняя граница сплошного поля.

То есть чем меньше задана высота нижней границы поля, тем ближе требуется располагать РЛС, тем больше потребуется РЛС для создания поля (что противоречит вышеуказанным требованиям).

Кроме того, чем меньше высота нижней граница поля, тем меньше вынос зоны уверенного обнаружения на этой высоте перед передним краем.

Состояние и тенденции развития СВН уже в настоящее время требует создания радиолокационного поля в диапазоне высот от нескольких десятков метров (50-60 м.).

Однако для создания поля с такой высотой нижней границы потребуется огромное количество радиолокационных средств. Расчеты показывают, что при понижении высоты нижней границы поля с 500 м до 300 м потребность количества РЛС возрастает в 2,2 раза, а при понижении с 500 м до 100 м. – в 7 раз.

Кроме того нет острой необходимости в едином сплошном радиолокационном поле с такой малой высотой.

В настоящее время рациональным считается создание сплошного поля в полосе действия фронта (армии) наземными РЛС с высотой нижней границы З00-500 метров перед передним краем и в тактической глубине.

Высота верхней границы радиолокационного поля, как правило, не задается и определяется возможностями РЛС, состоящих на вооружении ртп.

Для выработки общей методики расчета величин интервалов и дистанций между подразделениями радиолокационной разведки подразделениями радиолокационной разведки в единой их группировке примем следующие допущения:

1. Все подразделение вооружены однотипными РЛС, в каждом подразделении одна РЛС;

2. Характер местности не оказывает существенного влияния на зоны видимости РЛС;

Условие: Пусть требуется создать сплошное РЛ поле с высотой нижней границы «Н min». Радиус зоны видимости (дальность обнаружения) РЛС на «Н min» известен и равен «Д».

Задача может быть решена расположением РЛС двумя способами:

В вершинах квадратов;

В вершинах равносторонних треугольников (в шахматном порядке).

При этом РЛ поле на «Н min» будет иметь вид (Приложение 4 и 5)

Расстояние между РЛС будет равно:

При первом способе d=Д =1,41 Д;

При втором d=Д =1,73 Д;

Из сравнения этих рисунков можно сделать вывод о том, что создание РЛ поля способом расположения РЛС в вершинах равносторонних треугольников (в шахматном порядке) экономически более выгодно так как при этом требуется меньшее количество станций.

Группировку средств разведки, расположенных по углам равностороннего треугольника назовем группировкой типа «А».

Будучи выгодной с точки зрения экономии средств, группировка типа «А» не обеспечивает других важнейших требований. Так например выход из строя любой из РЛС приводит к образованию больших провалов в РЛ поле. Потери воздушных целей при проводке будут наблюдаться даже при исправной работе всех РЛС, так как не перекрыты «Мертвые воронки» в зонах видимости РЛС.

Группировка типа «А» имеет неудовлетворительные характеристика поля перед передним краем. На участках, занимающих в общей сложности свыше 20 % ширины полосы фронта вынос зоны разведки перед передним краем на 30-60 % меньше возможного. Если учесть еще искажение зон видимости РЛС за счет влияния характера местности вокруг позиций, то в целом можно сделать вывод группировка типа «А» может применяться только в исключительных случаях при остром недостатке средств и на второстепенных направлениях в глубине оперативного построения войск фронта, но не вдоль линии фронта

В приложении представлена группировка РЛС, которую условно назовем группировкой типа «Б». Здесь РЛС расположены также в аршинах равносторонних треугольников, но со сторонами равными дальности обнаружения «Д» на высоте нижней границы поля в несколько линий. Интервалы между РЛС в линиях d=Д, а дистанция между линиями

С= Д = 0,87 Д.

В любой точке поля, создаваемого группировкой типа «Б» пространство просматривается одновременно тремя РЛС, а на некоторых участках даже семью. Благодаря этому достигается высо­кая устойчивость РЛ поля и надежность проводки воздушных целей при вероятности обнаружения близкой к единице. Эта группировка обеспечивает перекрытие «мертвых воронок» РЛС и зон местных предметов (что может быть достигнуто только при d=Д), а такжеисключает возможные провалы в поле за счет искажения зон видимости РЛС из-за влияния местности вокруг позиции.

Для обеспечения непрерывности РЛ поля во времени каждая РЛС, участвующая в создании поля должна работать круглосуточно. Практически это не выполнимо. Поэтому в каждой точке должна быть развернута не одна, а две или несколько РЛС, которые и образуют РЛП.

Обычно каждый РЛП развертывается одной РЛР из состава ортб.

Для создания сплошного РЛ поля рлп целесообразно располагать в несколько линий в шахматном порядке (в вершинах равносторонних треугольников),

Интервалы между постами необходимо выбирать исходя из заданной высоты нижней границу РЛ поля (Н min).

Интервалы между рлп целесообразно выбирать равными дальности обнаружения воздушных целей «Д» на высоте «Н min» нижней граница поля в этом районе (d=Д)

Дистанция между линиями РЛП должна быть в пределах 0,8-0,9 дальности обнаружения на высоте нижней границ поля «Н min».

Совершенствование федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства: история, реальность, перспективы

В конце XX века вопрос создания единого радиолокационного поля страны стоял достаточно остро. Разноведомственные радиолокационные системы и средства, зачастую дублирующие друг друга и съедающие колоссальные бюджетные средства, не соответствовали требованиям руководства страны и Вооруженных Сил. Необходимость развертывания работ в этой сфере была очевидна.

Началом работ по созданию федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства было положено указом президента Российской Федерации 1993 г. «Об организации противовоздушной обороны в Российской Федерации», в котором впервые прозвучало теперь привычное название – федеральная система разведки и контроля воздушного пространства Российской Федерации (ФСР и КВП).

Военно-научным комитетом и управлением радиотехнических войск (РТВ) главного командования Войск ПВО были подготовлены проекты докладов и нормативных правовых документов, которые легли в основу указов президента Российской Федерации 1994 г.«О создании федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства Российской Федерации» и «Об утверждении Положения о Центральной межведомственной комиссии федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства Российской Федерации».

На ФСР и КВП возлагались следующие задачи:

  • радиолокационная разведка и радиолокационный контроль воздушного пространства Российской Федерации;
  • оперативное управление силами и средствами радиолокационной разведки и радиолокационного контроля воздушного пространства;
  • организация взаимодействия органов управления видов Вооруженных Сил Российской Федерации (ВС РФ) с органами управления воздушным движением;
  • информационное обеспечение систем управления войсками и органов управления воздушным движением;
  • размещение на территории Российской Федерации радиоэлектронной техники на основе единой технической политики.

Информационную основу ФСР и КВП составляли подразделения РТВ ПВО, войск связи и радиотехнического обеспечения ВВС, радиолокационного наблюдения ВМФ, радиолокационные позиции Единой системы организации воздушного движения (ЕС ОрВД). Подразделения радиолокационной разведки Войск ПВО Сухопутных войск могли использоваться по особому распоряжению.

Таким образом, единая радиолокационная система федеральной системы должна была состоять из сил и средств радиолокационной разведки Министерства обороны Российской Федерации и Министерства транспорта Российской Федерации, а также системы управления, сбора и обработки радиолокационной информации, основу которой составляли командные пункты (КП) радиотехнических частей и соединений, разведывательно-информационные центры КП соединений и объединений (районов и зон) ПВО.

В своем развитии ФСР и КВП, как представляли себе ее идеологи, должна была пройти ряд этапов развития, при этом было необходимо максимально использовать потенциал радиолокационной системы ВС РФ:

1-й этап. Подготовительный (1993 г.).

2-й этап. Первоочередные работы по созданию ФСР и КВП (январь – сентябрь 1994 г.).

3-й этап. Развертывание основных элементов ФСР и КВП в зонах ПВО (октябрь – декабрь 1994 г.).

4-й этап. Развертывание информационных элементов двойного назначения и испытания технических средств единой автоматизированной радиолокационной системы – ЕА РЛС (1995–2001 гг.).

5-й этап. Полный переход к ЕА РЛС (2001–2005 гг.).

ФСР и КВП формировалась два десятилетия. Практическая деятельность по созданию федеральной системы началась в октябре 1994 г., когда по поручению президента России начала функционировать центральная межведомственная комиссия ФСР и КВП (ЦМВК) под руководством главнокомандующего Войсками противовоздушной обороны генерал-полковника авиации В. А. Прудникова. У истоков создания федеральной системы стояли профессионалы своего дела, военные и гражданские руководители и специалисты в области ПВО и УВД: В. А. Прудников, В. Г. Шелковников, В. П. Синицын, В. Ф. Мигунов, Г. К. Дубров, А. И. Алешин, А. Р. Балычев, Я. В. Безель, В. И. Мазов, А. С. Сумин, В. П. Жила, В. К. Демедюк, В. И. Ивасенко, В. И. Козлов, С. Н. Карась, В. М. Кореньков, А. Е. Кислуха, Б. В. Михайлов, Б. И. Кушнерук, Н. Ф. Зобов, А. А. Копцев, Р. Л. Данелов, Н. Н. Титаренко, А. И. Травников, А. И. Попов, Б. В. Васильев, В. И. Захарьин и другие.

В ходе первых четырех этапов были созданы и начали работать координационные органы федеральной системы: ЦМВК ФСР и КВП, шесть зональных межведомственных комиссий (по зонам ПВО), две межведомственные комиссии – с правами зональных (в двух районах ПВО на западе и востоке страны).

Были разработаны и утверждены нормативные правовые документы, регламентирующие деятельность по созданию информационных элементов двойного назначения ФСР и КВП в зонах и районах ПВО: «Положение о подразделениях Минобороны России двойного назначения», «Положение о позициях Минтранса России двойного назначения», Генеральное соглашение между Минобороны России и Минтрансом России «О создании, функционировании и эксплуатации подразделений и позиций двойного назначения».

Рис. 1. Оценка сокращения расхода ресурса радиоэлектронной техники РТВ ВВС
Графика Юлии ГОРЕЛОВОЙ

В результате этой работы между уполномоченными структурами Минобороны России и Минтранса России были достигнуты договоренности о создании 30 позиций и 10 подразделений двойного назначения.

Первые практические шаги по созданию информационных элементов двойного назначения федеральной системы были сделаны благодаря настойчивости и энтузиазму специалистов радиотехнических войск (РТВ), которые выполняли функции аппарата ЦМВК, а также предприятий ЕС ОрВД и предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК).

Опыт информационного взаимодействия военных и гражданских органов управления показал, что применение подразделений двойного назначения РТВ в н. п. Чална, Комсомольск-на-Амуре, Кызыл, Кош-Агач позволило снизить экономические затраты предприятий в интересах решения задач ЕС ОрВД не менее чем на 25–30 процентов. В качестве источников радиолокационной информации использовались РЛС (РЛК) РТВ типа 5Н87, 1Л117 и П-37.

В свою очередь применение ТРЛК-10 и РЛС П-37 на позициях двойного назначения Северо-Кавказского центра АУВД, Хабаровского, Владивостокского, Пермского, Колпашевского центров ОрВД позволило сохранить качество контроля за порядком использования воздушного пространства в границах ответственности за ПВО в условиях сокращения состава и численности РТВ ВВС.

Однако тематика ФСР и КВП, несмотря на очень высокий уровень документов, в соответствии с которыми необходимо было вести работы, финансировалась в рамках государственного оборонного заказа по остаточному принципу. А НИОКР по ФСР и КВП в эти годы были профинансированы на уровне 15 процентов от потребности.


Радиовысотомер ПРВ-13 на одной из площадок полигона Капустин Яр. Предназначался для работы в качестве средства измерения высоты в составе радиолокационного комплекса 5Н87 совместно с другими дальномерами (П-37, П-35М, 5Н84, 5Н84А)
Фото: Леонид ЯКУТИН

По состоянию на 1 июля 1997 г. не удалось заключить ни одного соглашения (локального договора) о создании информационных элементов двойного назначения из-за отсутствия реальных возможностей по взаиморасчетам между военными и гражданскими пользователями радиолокационной информации.

Назрела насущная потребность иметь приоритетное финансирование при создании федеральной системы. Поэтому в декабре 1998 г. была сформирована специальная рабочая группа из представителей аппарата Совета безопасности Российской Федерации, Минобороны России и Федеральной авиационной службы (ФАС) России, которая подготовила аналитическую записку по ФСР и КВП для доклада высшему руководству страны.

В записке отмечалось, что положение с созданием ФСР и КВП представляет не только серьезную угрозу национальной безопасности России, но и является причиной упущенной выгоды от возможных поступлений денежных средств в федеральный бюджет по линии ФАС России от иностранных и отечественных авиакомпаний, использующих воздушное пространство России.

Было констатировано, что ФСР и КВП является национальным достоянием России, одним из важнейших фрагментов единого информационного пространства страны. Ей требовалось оказать незамедлительную и комплексную государственную поддержку.


Рис. 2. Показатели увеличения площади контролируемого воздушного пространства
Графика Юлии ГОРЕЛОВОЙ

Вопрос решался на уровне председателя правительства Российской Федерации Е. М. Примакова. В предельно кратчайшие сроки материалы аналитической записки были рассмотрены на всех уровнях и даны указания по дальнейшим действиям. Минобороны России совместно с заинтересованными ведомствами подготовило и согласовало проекты необходимых документов и в августе 1999 г. был издан указ президента Российской Федерации «О первоочередных мерах государственной поддержки федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства Российской Федерации».

Указом были определены государственные заказчики и головной исполнитель работ по совершенствованию единой радиолокационной системы ФСР и КВП. Правительству Российской Федерации поручалось обеспечить разработку и утвердить в 1999 г. Федеральную целевую программу (ФЦП) совершенствования ФСР и КВП на 2000–2010 гг.,предусмотрев финансирование этой программы за счет средств федерального бюджета.

На протяжении нескольких лет проект ФЦП рассматривали, корректировали, уточняли, сокращали, дополняли, но не выносили на рассмотрение правительства. В 2001 г. Главное контрольное управление президента Российской Федерации заинтересовалось тем, как реализованы принятые решения по вопросам создания ФСР и КВП, и провело проверку состояния дел.

Проверка показала, что правительство и ряд министерств (Минобороны России, ФАС России, Минэкономразвития России, Минфином России) не предприняли должных мер по выполнению принятых нормативных правовых актов. Состояние дел по созданию ФСР и КВП было признано неудовлетворительным и не соответствующим требованиям национальной безопасности. Было рекомендовано принять неотложные меры по исправлению создавшегося положения. Однако даже такая жесткая оценка не изменила ситуацию к лучшему.

При этом жизнь не стояла на месте. Войскам и предприятиям по использованию воздушного пространства и управлению воздушным движением необходимо было дать какой-то инструмент для оснащения информационных элементов двойного назначения трассовыми радиолокационными комплексами двойного назначения (ТРЛК ДН).

Специалистами заинтересованных структур Минобороны России, Минтранса России и Минэкономразвития России подготовили проект решения о долевом финансировании оснащения трассовых радиолокационных позиций двойного назначения (ТРЛП ДН), которое главнокомандующим ВВС было представлено на утверждение руководителям Министерства обороны Российской Федерации и Министерства транспорта Российской Федерации.


ПРВ-13 также применялись в составе автоматизированных радиотехнических подразделений объектов АСУ 5Н55М («Межа-М»), 5Н53-Н («Низина-Н), 5Н53-У («Низина-У») системы «Луч-2(3)»,86Ж6 («Поле»), 5Н60 («Основа») системы «Луч-4». ПРВ-13 сопрягались с объектами АСУ «Воздух-1М», «Воздух-1П» (с аппаратурой съема и передачи данных АСПД и аппаратурой приборного наведения «Каскад-М»), с АСУ ЗРВ АСУРК-1МА, АСУРК-1П и кабиной К-9 ЗРС С-200
Фото: Леонид ЯКУТИН

Решение было утверждено в ноябре 2003 г. Начиная с 2004-го предусматривалось финансирование оснащения ТРЛП ДН на принципах долевого участия в рамках государственного оборонного заказа и подпрограммы «Единая система организации воздушного движения» ФЦП «Модернизация транспортной системы России (2002–2010 гг.)».

В качестве оборудования для оснащения ТРЛП ДН был определен ТРЛК ДН «Лира-Т» производства ОАО «Лианозовский электромеханический завод». В соответствии с этим решением, учитывая отсутствие ФЦП по ФСР и КВП, выполнялись работы в течение нескольких лет. Основные технические решения по оснащению ТРЛК ДН «Лира-Т» были проверены в ходе государственных испытаний на ТРЛП ДН Великие Луки. За период 2004–2006 гг. было оснащено более десятка ТРЛП ДН: в 2004 г. – Омолон, Марково, Кепервеем, Певек, м. Шмидта; в 2005 г. – Охотск, Оха, Находка, Архара; в 2006 г. – м. Каменный, Полярный, Дальнереченск, Улан-Удэ.

Проделанная работа позволила иметь к концу 2006 г. 45 информационных элементов двойного назначения (33 процента от утвержденных перечнями). Такой результат был достигнут в немалой степени благодаря активной позиции ЦМВК, которую в разные годы возглавляли действующие главнокомандующие Войск ПВО, а с 1998 г. – ВВС.

Основная нагрузка по организационно-техническому обеспечению деятельности по созданию ФСР и КВП легла на аппарат ЦМВК, функции которого выполняло Управление РТВ. В 2003 г. центром этой очень важной работы стал специально созданный 136-й координационно-нормативный отдел (КНО) ФСР и КВП ВВС.

Руководство отделом было поручено А. Е. Кислухе, который с 1994 г. являлся ответственным секретарем ЦМВК и вел функциональное направление работ по созданию элементов федеральной системы в Управлении РТВ главного командования Войск ПВО, а в дальнейшем – ВВС.

Формирование КНО, конечно, сняло ряд проблем координации работ различных ведомств, однако главной задачи по проведению испытаний технических средств отдел не решал. Вследствие этой и ряда других причин не удалось решить главную задачу технического переоснащения средствами двойного назначения и перехода к ЕА РЛС к 2005 г. Определяющим было отсутствие целевого финансирования работ по научным исследованиям, разработке и серийным поставкам технических средств двойного назначения для совершенствования ФСР и КВП.

Лишь в январе 2006 г. распоряжением правительства Российской Федерации была утверждена концепция ФЦП «Совершенствование федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства Российской Федерации на период до 2010 г.», а затем в июне этого же года вышло постановление правительства Российской Федерации № 345 «О федеральной целевой программе «Совершенствование федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства Российской Федерации (2007–2010 гг.)».


Трехкоординатная радиолокационная станция боевого режима (сантиметрового диапазона радиоволн) СТ-68УМ
Фото: Леонид ЯКУТИН

Большую работу по подготовке проектов документов провели руководители и специалисты Главного командования ВВС: А. В. Бояринцев, А. И. Алешин, Г. И. Нимира, А. В. Панков, С. В. Гринько, специалисты управления производственно-технологической политики и продукции гражданского назначения (ПТП ПГН) ОАО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей»: Г. П. Бендерский, А. И. Пономаренко, Е. Г. Яковлев, В. В. Храмов, О. О. Гапотченко, руководители и специалисты Министерства транспорта Российской Федерации: А. В. Шрамченко, Д. В. Савицкий, Э. А. Войтовский, Н. Н. Титаренко, Н. И. Торба, А. Ломакин, а также руководители и специалисты ФГУП «Госкорпорация по ОрВД»: В. Р. Гульченко, В. М. Либов, К. К. Капля, В. В. Захаров, К. В. Елистратов.

Концепция развития ФСР и КВП Российской Федерации на период до 2015 г. и дальнейшую перспективу определила основные направления организационной, военно-технической и экономической политики по развитию ФСР и КВП в интересах решения задач ВКО, организации воздушного движения и пресечения террористических актов и других противоправных действий в воздушном пространстве Российской Федерации.

В концепции отражены согласованные позиции Министерства обороны Российской Федерации, Министерства транспорта Российской Федерации, а также других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти по основным направлениям развития и применения ФСР и КВП в мирное время.

Идеологически была признана новая этапность развития ФСР и КВП. В своем развитии ФСР и КВП должна пройти пять основных этапов:

  • I этап – 1994–2005 гг.;
  • II этап – 2006–2010 гг.;
  • III этап – краткосрочная перспектива (2011–2015 гг.);
  • IV этап – среднесрочная перспектива (2016–2020 гг.);
  • V этап – долгосрочная перспектива (после 2020 гг.).

На I этапе от момента создания ФСР и КВП в основу построения федеральной системы в соответствии с действовавшими на тот период нормативными правовыми документами был положен принцип согласованного применения радиолокационных средств Минобороны России и Минтранса России в районах совместного базирования. Реализация данного принципа достигалась централизованным (единым) планированием применения радиолокационных средств в зонах (районах) ПВО.

При этом обмен информацией о воздушной обстановке между радиотехническими подразделениями двойного назначения (РТП ДН) Минобороны России и районными центрами ЕС ОрВД, а также между радиолокационными позициями двойного назначения (РЛП ДН) Минтранса России и радиотехническими подразделениями ВВС и ВМФ осуществлялся в основном неавтоматизированным способом.

Источником финансирования работ, связанных с созданием и применением подразделений и позиций двойного назначения, являлись средства, получаемые Минтрансом России за счет аэронавигационных сборов, а также средства, выделяемые Минобороны России на строительство и содержание ВС РФ.

Отсутствие механизма целевого финансирования мероприятий по созданию ФСР и КВП не позволило организовать использование информации о воздушной обстановке от РЛП ЕС ОрВД, расположенных в районах, где дежурные по ПВО силы Минобороны России не создают радиолокационное поле. Этот фактор, а также отсутствие информационно-технического взаимодействия (сопряжения) автоматизированных систем органов ЕС ОрВД и ПВО не привели к существенному приросту эффективности функционирования ФСР и КВП.

На II этапе создания и развития ФСР и КВП после долголетних усилий наконец была достигнута гарантированная государственная поддержка мероприятий по развертыванию ФСР и КВП в рамках ФЦП «Совершенствование ФСР и КВП РФ (2007–2010 гг.)».

Было спланировано три основных направления деятельности:

1. Комплексные работы по совершенствованию ФСР и КВП, в том числе:

  • разработка проектной документации информационного взаимодействия центров ЕС ОрВД и органов управления противовоздушной обороны;
  • разработка документации реконструкции центров ЕС ОрВД;
  • разработка проектной документации реконструкции трассовых радиолокационных позиций двойного назначения ЕС ОрВД.

2. Реконструкция трассовых радиолокационных позиций двойного назначения ЕС ОрВД.

3. Реконструкция центров ЕС ОрВД в части оснащения СИТВ с органами управления противовоздушной обороны.

Основная задача ФЦП – создание материально-технической базы ФСР и КВП в Центральном, Северо-Западном и Восточном районах Российской Федерации путем оснащения УЦ ЕС ОрВД системами информационно-технического взаимодействия (СИТВ) с органами управления ПВО, а также модернизации РЛП Минтранса России для выполнения ими функций двойного назначения.

Общая координация деятельности ФСР и КВП на втором этапе ее развития возлагалась на Межведомственную комиссию по использованию и контролю воздушного пространства Российской Федерации, образованную указом президента Российской Федерации 2006 г.

Значительным подспорьем в работе стал выход в 2008 г. указа президента Российской Федерации «О мерах по совершенствованию управления федеральной системой разведки и контроля воздушного пространства Российской Федерации».

Указ юридически закрепил организационно-технические изменения в сфере ФСР и КВП, фактически произошедшие после появления нового координационного органа в лице Межведомственной комиссии по использованию и контролю воздушного пространства Российской Федерации (МВК ИВП и КВП), а также установил, что единственным поставщиком (головным исполнителем) при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд в интересах обороны страны и экономики государства в сфере использования, разведки и контроля воздушного пространства Российской Федерации является ОАО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей».

В ходе реализации ФЦП большое внимание уделено вопросу создания СИТВ, для достижения эффективности которой была разработана типовая структурная схема СИТВ центров ЕС ОрВД с органами управления и КП ПВО. Схемой предусматривается реализация двух способов выдачи информации о воздушной обстановке от информационных элементов двойного назначения: централизованный и децентрализованный.

Для организации непосредственного взаимодействия центра ЕС ОрВД с органами ПВО из состава боевого расчета дежурной смены КП соединения ПВО назначается диспетчер по взаимодействию. Рабочее место диспетчера по взаимодействию с органами ПВО устанавливается в центре ЕС ОрВД и включает технические средства для отображения радиолокационной и планово-диспетчерской информации и средства для связи с должностными лицами центра ЕС ОрВД и КП соединения ПВО.

Это решение прошло проверку временем (1999–2005 гг.). Так называемое локтевое взаимодействие офицеров органов управления КП ПВО с диспетчерами осуществлялось непосредственно на центрах ЕС ОрВД в зонах ПВО. Предложенные технические решения в рамках ФЦП значительно повышают возможности взаимодействия.

В основу технического решения задачи информационно-технического взаимодействия положен комплекс программно-технических средств (КПТС), позволяющий осуществить прием радиолокационной и планово-диспетчерской информации от автоматизированных систем управления воздушным движением (АС УВД) центров ЕС ОрВД, а также прием, обработку и объединение радиолокационной информации от ТРЛП ДН, входящих в состав центра ЕС ОрВД, для последующей передачи в комплексы средств автоматизации КП ПВО.

В состав технических средств СИТВ также входят выносные комплекты абонентского оборудования (ВКАО), комплексы средств связи и передачи данных о воздушной обстановке (КССПД). Методический аппарат проектирования и оценки индикаторов и показателей ФЦП, использовавшийся при проведении проектирования мероприятий ФЦП, разработан во 2-м ЦНИИ МО РФ, госНИИ «Аэронавигация» и НТЦ «Промтехаэро».

Для выполнения комплекса работ, предусмотренного ФЦП, в ОАО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей» была создана кооперация соисполнителей, которая включила в себя более 10 предприятий и организаций. Большой объем работы по основным направлениям деятельности провели Управление ПТП ПГН, МНИИПА, ВНИИРА, фирма «НИТА», НПО «Лианозовский электромеханический завод», НТЦ «Промтехаэро», ЛОТЕС-ТМ, «Радиофизика», госНИИ «Аэронавигация», 24-й НЭИУ и 2-й ЦНИИ МО РФ.

В целях реконструкции ТРЛП ДН на основании требований Минобороны России и Минтранса России в ОАО «НПО «Лианозовский электромеханический завод» был специально разработан и успешно прошел государственные испытания ТРЛК ДН «Сопка-2».

ТРЛК ДН «Сопка-2» предназначен для оснащения радиолокационных позиций двойного назначения Минтранса России и обеспечения радиолокационной информацией ПУ ВС РФ, привлекаемых в мирное время к боевому дежурству по ПВО, для решения задач обнаружения, измерения трех координат, оценки параметров движения, определения государственной принадлежности воздушных объектов, а также получения дополнительной (полетной) информации и приема сигналов «Тревога» («Бедствие») от воздушных судов, находящихся в зоне его действия, и выдачи обобщенной информации о воздушной обстановке на средства отображения или в АС УВД ЕС ОрВД и на КП (ПУ) ВС РФ.

Выполненные в ходе II этапа работы по развертыванию СИТВ в девяти центрах ЕС ОрВД (Московском, Хабаровском, Владивостокском, Петропавловск-Камчатском, Магаданском, Якутском, Ростовском, Санкт-Петербургском, Мурманском) и модернизации 46 РЛП ДН позволили создать в Центральном, Восточном и Северо-Западном регионах страны фрагменты единой радиолокационной системы ФСР и КВП, построенной по принципу информационно-технического взаимодействия ведомственных радиолокационных систем Минобороны России и Минтранса России.

При этом обмен информацией о воздушной обстановке между центрами ЕС ОрВД, оснащенными СИТВ, и КП бригад ВКО осуществляется в автоматизированном режиме, а на большинстве модернизированных позиций развернуты ТРЛК ДН, имеющие в своем составе аппаратуру государственного опознавания ЕС ГРЛО и измерения высоты полета наблюдаемых ВО. Выполненные на II этапе работы по совершенствованию ФСР и КВП позволили увеличить площадь контролируемого Минобороны России воздушного пространства (на высоте 1000 метров) более чем на 1,7 млн. кв. км, сократить расход ресурса радиоэлектронной техники Минобороны России почти на 1,4 млн. часов и обеспечить требуемый уровень безопасности воздушного движения за счет снижения риска катастроф с 13х10 -7 до 4х10 -7 .

Окончание следует.

Александр КИСЛУХА

Полигон Ашулук. Радиолокационная станция «Небо-УЕ». Эта трехкоординатная РЛС не имеет зарубежных аналогов. Фото: Георгий ДАНИЛОВ Совершенствование федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства: история, реальность, перспективы
В конце XX века вопрос создания единого радиолокационного поля страны стоял достаточно остро. Разноведомственные радиолокационные системы и средства, зачастую дублирующие друг друга и съедающие колоссальные бюджетные средства, не соответствовали требованиям руководства страны и Вооруженных Сил. Необходимость развертывания работ в этой сфере была очевидна.

Окончание. Начало в № 2 за 2012 г.

В то же время в силу ограниченных пространственных и функциональных возможностей действующая ФСР и КВП не обеспечивает достаточного уровня интеграции ведомственных радиолокационных систем и неспособна выполнять весь объем возложенных на нее задач.

Ограничения и недостатки созданной ФСР и КВП можно коротко определить так:
СИТВ УЦ ЕС ОрВД с органами управления ПВО развернуты не на всей территории страны, а только в Центральной, Восточной и частично Северо-Западной и Кавказско-Уральской зонах ответственности за ПВО (56% от потребного для полномасштабного развертывания ФСР и КВП);
модернизированы с целью выполнения функций двойного назначения менее 40% РЛП ДН Минтранса России, при этом РТП ДН Минобороны России перестали быть системообразующими в единой радиолокационной системе ФСР и КВП;
выдаваемая УЦ ЕС ОрВД и РЛП ДН информация о воздушной обстановке по пространственным, качественным и вероятностно-временным характеристикам зачастую не соответствует современным требованиям органов управления ПВО (ВКО);
радиолокационная, полетная и плановая информация, получаемая от УЦ ЕС ОрВД, используется при решении задач ПВО (ВКО) неэффективно из-за низкого уровня оснащения КП ПВО (ВКО) адаптированными комплексами средств автоматизации;
не обеспечивается совместная автоматизированная обработка данных от различных источников информации ВС РФ и ЕС ОрВД, что существенно снижает достоверность опознавания и идентификации воздушных объектов в мирное время;
уровень оснащения объектов ФСР и КВП высокоскоростными цифровыми средствами и системами связи и передачи данных не соответствует современным требованиям к оперативности и достоверности обмена радиолокационной, полетной и плановой информацией;
имеются недостатки в проведении единой технической политики при создании, производстве, поставках и эксплуатации средств двойного назначения, применяемых в ФСР и КВП;
недостаточно эффективно осуществляется координация мероприятий по техническому оснащению объектов, выделенных в состав ФСР и КВП, в рамках различных ФЦП, в том числе по модернизации ЕС ОрВД и совершенствованию систем управления и связи ВС РФ;
существующие нормативные правовые документы не в полной мере отражают вопросы применения СИТВ, РТП ДН Минобороны России, привлекаемых для радиолокационного обеспечения центров ЕС ОрВД, а также использования средств государственного опознавания ЕС ГРЛО, установленных на РЛП ДН Минтранса России;
практически не реализуются возможности зональных межведомственных комиссий по использованию и КВП для координации деятельности территориальных органов Минтранса России и Минобороны России по вопросам применения и эксплуатации технических средств ФСР и КВП в зонах ответственности за ПВО.

Подвижный высотомер типа ПРВ-13
Фото: Георгий ДАНИЛОВ

Для устранения перечисленных недостатков и реализации национальных интересов Российской Федерации в сфере использования и КВП необходимы полномасштабное развертывание ФСР и КВП во всех регионах России, дальнейшая интеграция с ЕС ОрВД на основе использования базовых информационных технологий наблюдения и КВП, модернизированных и перспективных средств радиолокации, автоматизации и связи прежде всего двойного назначения.

Стратегической целью развития ФСР и КВП является обеспечение требуемой эффективности разведки и КВП в интересах решения задач ПВО (ВКО), охраны государственной границы Российской Федерации в воздушном пространстве, пресечения террористических актов и других противоправных действий в воздушном пространстве, обеспечения безопасности воздушного движения на основе комплексного использования радиолокационных систем и средств Минобороны России и Минтранса России в условиях сокращения суммарного состава сил, средств и ресурсов.

В еженедельнике «Военно-промышленный курьер» (№ 5 от 08.02.2012 г.) командующий войсками ВКО генерал-лейтенант Олег Остапенко обратил внимание общественности, что нынешнее состояние низковысотного радиолокационного поля в пределах Российской Федерации имеет не лучшую конфигурацию.

Поэтому заказчики и исполнители полны энтузиазма и находят взаимоприемлемые решения в самых сложных ситуациях и казуистику современного законодательства в интересах реализации ФЦП.

По результатам II этапа ФЦП должно быть обеспечено существенное повышение эффективности и качества решения задач противовоздушной обороны, охраны государственной границы в воздушном пространстве, радиолокационного обеспечения полетов авиации и организации воздушного движения на важных воздушных направлениях при ограниченном составе сил, средств и ресурсов Министерства обороны Российской Федерации.

В соответствии с Концепцией ВКО на период до 2016 г. и дальнейшую перспективу, утвержденной президентом Российской Федерации в апреле 2006 г., одним из основных направлений построения ВКО в настоящее время является полномасштабное развертывание ФСР и КВП на территории всей страны.

Для обеспечения полной интеграции ведомственных радиолокационных систем Минобороны России и Минтранса России и формирования на этой базе единого информационного пространства о состоянии воздушной обстановки как одного из главных направлений сосредоточения усилий при построении ВКО страны дальнейшее развитие ФСР и КВП целесообразно вести по следующим этапам:
III этап – краткосрочная перспектива (2011–2015);
IV этап – среднесрочная перспектива (2016–2020);
V этап – долгосрочная перспектива (после 2020).

Главной задачей развития ФСР и КВП на краткосрочную перспективу является развертывание ФСР и КВП во всех регионах России. Одновременно в этот период необходимо провести комплексную модернизацию ЕА РЛС в интересах повышения эффективности использования радиолокационной, полетной и плановой информации, получаемой от органов ЕС ОрВД Минтранса России, для решения задач ПВО (ВКО) и увеличить площадь контролируемого воздушного пространства.

Радиолокационная станция 22Ж6 «Десна»
Фото: Георгий ДАНИЛОВ

Для создания радиолокационного поля с улучшенными параметрами требовалось решение о продолжении работ в рамках ФЦП «Совершенствование ФСР и КВП (2007–2010 гг.)» на период до 2015 г. Нужное для обороноспособности страны дело не «заболтали» в инстанциях, как это часто бывает, оно получило логическое продолжение – ФЦП пролонгировали до 2015 г. в соответствии с постановлением правительства Российской Федерации от февраля 2011 г. № 98.

Главная задача развития ФСР и КВП на среднесрочную (после 2016 г.) и долгосрочную перспективу (после 2020 г.) – создание перспективной интегрированной радиолокационной системы двойного назначения (ИРЛС ДН) ФСР и КВП в интересах формирования единого информационного пространства о состоянии воздушной обстановки для органов управления ПВО (ВКО) и ЕС ОрВД.

Для своевременного завершения полномасштабного развертывания ФСР и КВП необходимо прежде всего не упустить вопросы организационно-технического плана:
создание при МВК ИВП и КВП постоянно действующей межведомственной рабочей группы представителей заинтересованных министерств и ведомств, научных организаций и предприятий промышленности с целью оперативного решения проблемных вопросов и подготовки предложений по текущим вопросам;
подготовка предложений по формированию в Министерстве обороны Российской Федерации профильного управления, а также формированию по новому 136 КНО ФСР и КВП ВВС для координации работ по совершенствованию федеральной системы со стороны Министерстве обороны Российской Федерации.

Реализация концепции в период до 2016 г. должна позволить:
осуществить полномасштабное развертывание ФСР и КВП на основе создания фрагментов ЕА РЛС во всех регионах страны и обеспечить тем самым предпосылки для развертывания системы разведки и предупреждения о воздушно-космическом нападении;
повысить качество решения задач обеспечения национальной безопасности, обороноспособности и экономики государства в сфере использования и КВП Российской Федерации;
привести нормативные правовые документы в сфере использования и контроля воздушного пространства в соответствие действующему законодательству Российской Федерации с учетом реформирования ВС РФ, создания и развития Аэронавигационной системы (АНС) России;
обеспечить проведение единой технической политики при разработке, производстве, размещении, эксплуатации и применении систем и средств двойного назначения в сфере использования и КВП;
создать условия для опережающего развития отечественной науки и техники в сфере разведки и КВП;
сократить общие затраты государства на содержание и развитие радиолокационных систем Минобороны России и Минтранса России.

Кроме того, реализация концепции в период до 2016 г. обеспечит выполнение требований ИКАО к уровню безопасности воздушного движения (по критерию риска катастроф).

На ближайшую перспективу (до 2016 г.) первоочередные мероприятия по развитию ФСР и КВП, кроме работ в рамках ФЦП «Совершенствование ФСР и КВП (2007–2015 гг.)», а также научно-технического сопровождения мероприятий ФЦП, целесообразно провести по следующим направлениям:
НИР по заказу Минобороны России, направленная на проведение опережающих системных исследований по модернизации и развитию ФСР и КВП;
ОКР по заказу Минобороны России, направленная на практическую реализацию основных положений настоящей концепции по двум основным направлениям: комплексная модернизация ЕА РЛС и создание головного участка перспективной ИРЛС ДН;
серийные поставки на объекты ФСР и КВП, входящие в состав ВС РФ, новой техники, в том числе двойного назначения.

ФЦП «Модернизация ЕС ОрВД (2009–2015 гг.)».

При таком распределении мероприятий по каждому направлению работ обеспечивается выполнение своих специфических, но взаимосвязанных с другими работами задач, а дублирование между ними исключается. Кроме того, представляется необходимым также организовать:
внедрение новых средств и технологий идентификации и опознавания воздушных объектов с учетом современных условий контроля воздушного пространства в мирное время;
совершенствование межвидового взаимодействия систем наблюдения и контроля воздушного и надводного пространства на основе использования загоризонтной радиолокации (ЗГ РЛС), систем автоматического зависимого наблюдения (АЗН) и перспективных источников информации;
внедрение интегрированных цифровых систем связи, базирующихся на передовых телекоммуникационных технологиях, для оперативного и устойчивого обмена информацией между объектами.

Решение проблемы автоматического дистанционного доведения ключевой информации для аппаратуры определения государственной принадлежности аппаратно-программным методом по имеющимся каналам связи, предназначенным для выдачи радиолокационной информации.

Реализация концепции в среднесрочной и долгосрочной перспективе (после 2016 г.) позволит:
достичь стратегической цели развития ФСР и КВП – обеспечить требуемую эффективность разведки и КВП в интересах решения задач ПВО (ВКО), охраны государственной границы Российской Федерации в воздушном пространстве, пресечения террористических актов и других противоправных действий в воздушном пространстве, а также требуемый уровень безопасности воздушного движения в условиях сокращения суммарного состава сил, средств и ресурсов;
создать ИРЛС ДН и сформировать на ее основе единое информационное пространство о состоянии воздушной обстановки в интересах Минобороны России, Минтранса России и других министерств и ведомств;
обеспечить внедрение перспективных средств и технологий идентификации ВО и автоматического выявления степени их опасности;
существенно сократить затраты на эксплуатацию средств наблюдения и КВП двойного назначения за счет их функционирования в автоматическом режиме.

Реализация концепции также будет способствовать интеграции АНС России в евразийскую и мировую аэронавигационные системы.

Целью развития ФСР и КВП после завершения основных этапов развития, как представляется, может стать создание на базе ЕА РЛС перспективной ИРЛС ДН, обеспечивающей объединение ведомственных радиолокационных систем Минобороны России и Минтранса России и формирование на этой основе единого информационного пространства о состоянии воздушной обстановки в интересах Минобороны России, Минтранса России и других министерств и ведомств.

Создание ИРЛС ДН позволит исключить ведомственные и системные противоречия за счет внедрения базовых информационных технологий наблюдения и КВП, применения модернизированных и перспективных средств радиолокации, автоматизации и связи прежде всего двойного назначения, а также проведения единой технической политики в сфере использования и КВП.

Перспективная ИРЛС ДН должна включать в свой состав:
сеть унифицированных источников информации двойного назначения (УИИ ДН), обеспечивающих добывание, предварительную обработку и выдачу информации о воздушной обстановке в соответствии с требованиями потребителей различных ведомств;
сеть территориальных центров совместной обработки информации (ТЦ СОИ) о воздушной обстановке;
интегрированную цифровую телекоммуникационную сеть (ИЦТС).

Основными потребителями информации, предоставляемой ИРЛС ДН, являются КП ПВО (ВКО) и УЦ ЕС ОрВД.

ИРЛС ДН должна строиться по сетевому принципу, при котором будет обеспечиваться доступ любого потребителя информации к любому УИИ ДН или ТЦ СОИ (с учетом ограничений полномочий доступа).

Состав технических средств всех УИИ ДН должен быть унифицированным и включать следующие информационные, обрабатывающие и связные компоненты (модули):
первичные радиолокаторы (ПРЛ);
вторичные радиолокаторы (ВРЛ), обеспечивающие получение информации от ВС во всех действующих режимах запроса-ответа;
наземные радиолокационные средства государственного опознавания ЕС ГРЛО (НРЗ);
приемные устройства системы АЗН;
устройства автоматической обработки и объединения информации от указанных выше источников;
оконечные устройства для сопряжения с интегрированной цифровой телекоммуникационной сетью с целью обеспечения различных видов связи (данные, речь, видео и т. п.).

Средства получения информации о воздушной обстановке (ПРЛ, ВРЛ, НРЗ, АЗН) могут интегрироваться в различных вариантах.

УИИ ДН должны создаваться на базе действующих информационных элементов двойного назначения трех типов:
РТП ДН Минобороны России (ВС РФ);
РТП ДН Минобороны России (ВС РФ), решающих задачи КВП и обеспечения полетов (перелетов) авиации в мирное время;
РЛП ДН Минтранса России (ЕС ОрВД).

При этом в период 2016–2020 гг. должен быть создан головной участок ИРЛС ДН в одном из регионов России, а в последующем обеспечено развертывание ИРЛС ДН во всех регионах страны. В качестве головного участка ИРЛС ДН целесообразно определить наиболее развитый фрагмент федеральной системы на северо-западе страны.

В рамках головного участка ГУ ИРЛС ДН необходимо задействовать существующие системы и средства ЕА РЛС, обеспечивающие информационно-техническое взаимодействие органов управления ПВО (ВКО) с УЦ ЕС ОрВД, а также развернуть перспективные средства радиолокации, автоматизации и связи, реализующие новые технологии наблюдения и КВП и обеспечивающие построение УИИ ДН и ТЦ СОИ.

Разумеется, крайне желательно, чтобы планы выполнялись. Но закономерно возникает вопрос: насколько эффективна система разведки и контроля воздушного пространства как подсистема разведки и предупреждения о воздушно-космическом нападении системы ВКО России?

Восстанавливать систему радиолокационного контроля воздушного пространства, которую когда-то имел могучий СССР, сегодня смысла не имеет. Средства противовоздушной обороны современного уровня должны обеспечить решение поставленных боевых задач без выдвинутого до предела «предполья». В крайнем случае должны работать высокомобильные средства дальнего радиолокационного обнаружения и управления.

В своей статье по вопросам проблем национальной безопасности, опубликованной 20 февраля 2012 года в «Российской газете», Владимир Путин обратил внимание на то, что в современных условиях наша страна не может полагаться только на дипломатические и экономические методы снятия противоречий и разрешения конфликтов.

Перед Россией стоит задача развития военного потенциала в рамках стратегии сдерживания и на уровне оборонной достаточности. Вооруженные Силы, спецслужбы и другие силовые структуры должны быть подготовлены к быстрому и эффективному реагированию на новые вызовы. Это необходимое условие для того, чтобы Россия чувствовала себя в безопасности, а аргументы нашей страны воспринимались партнерами в различных международных форматах.

Совместные усилия Минобороны России, Минтранса России и ВПК по совершенствованию ФСР и КВП позволят значительно повысить пространственные и информационные возможности ВКО и ВВС.

Уже сегодня оперативно-стратегические командования, сформированные на всей территории страны, могут и должны по максимуму эффективно использовать пространственный потенциал единой радиолокационной системы ФСР и КВП. А используют ли на деле и как совершенствуют способы боевых действий активных родов войск, имея такую систему?

Отрабатывают ли на учениях действия дежурных сил по ПВО, направленные на пресечение нарушений воздушного пространства в тех регионах, где сегодня посредством реконструкции ТРЛП ДН Минтранса России и реконструкции центров ЕС ОрВД Минтранса России, оснащения их СИТВ с органами управления противовоздушной обороны практически восстановлены информационные возможности утраченного в 1990-е гг. радиолокационного поля? Решены ли вопросы определения государственной принадлежности воздушных объектов по принципу «свой-чужой»?

Вероятно, самым широким кругам российской общественности и экспертному сообществу страны интересно бы знать, насколько эффективно работает созданная единая радиолокационная система ФСР и КВП в сегодняшних границах ответственности за противовоздушную оборону. Нас не должен терзать сегодня и в исторически обозримом будущем вопрос: грозит ли России радиолокационная слепота?
Сергей Васильевич СЕРГЕЕВ
заместитель генерального директора – начальник СПКБ ОАО «НПО «ЛЭМЗ»
Александр Евгеньевич КИСЛУХА
кандидат технических наук, советник по ФСР и КВП заместителя генерального директора – начальника СПКБ ОАО «НПО «ЛЭМЗ», полковник

BC / NW 2015 № 2 (27): 13 . 2

КОНТРОЛЬ ВОЗДУШНОГО ПРОСТРАНСТВА ЧЕРЕЗ КОСМОС

Климов Ф.Н., Кочев М. Ю., Гарькин Е.В., Луньков А.П.

Высокоточные средства воздушного нападения, такие как крылатые ракеты и беспилотные ударные самолёты, в процессе своего совершенствования стали обладать большой дальностью от 1500 до 5000 километров. Малозаметность таких целей во время полёта требует их обнаружения и идентификации на траектории разгона. Зафиксировать такую цель на большом расстоянии возможно, либо загоризонтными радиолокационными станциями (ЗГ РЛС), либо с помощью локационных или оптических систем спутникового базирования.

Ударные беспилотные самолёты и крылатые ракеты летают чаще всего со скоростями близкими к скоростям пассажирских воздушных судов, следовательно, нападение такими средствами может быть замаскировано под обычное воздушное движение. Это ставит перед системами контроля воздушного пространства задачу выявления и идентификации таких средств нападения от момента пуска и на максимальной дальности от рубежей эффективного поражения их средствами ВКС. Для решения данной задачи необходимо применять все имеющиеся и разрабатываемые системы контроля и наблюдения за воздушным пространством, в том числе загоризонтные РЛС и спутниковые группировки.

Запуск крылатой ракеты или ударного беспилотного самолёта может быть осуществлён из торпедного аппарата сторожевого катера, с внешней подвески самолёта или с пусковой установки замаскированной под стандартный морской контейнер, расположенный на гражданском сухогрузе, автомобильном прицепе, железнодорожной платформе. Спутники системы предупреждения о ракетном нападении уже сегодня фиксируют и отслеживают координаты запусков беспилотных самолётов или крылатых ракет в горах и в океане по факелу двигателя на участке разгона. Следовательно, спутникам системы предупреждения о ракетном нападении необходимо отслеживать не только территорию вероятного противника, но и акваторию океанов и материков глобально.

Размещение радиолокационных систем на спутниках, для контроля воздушно-космического пространства сопряжено сегодня с трудностями технологического и финансового характера. Но в современных условиях такая новая технология как вещательное автоматическое зависимое наблюдение (АЗН-В) может быть использована для контроля воздушного пространства через спутники. Информацию с коммерческих воздушных судов по системе АЗН-В можно собирать с помощью спутников, разместив на их борту приёмники, работающие на частотах АЗН-В и ретрансляторы полученной информации на наземные центры контроля воздушного пространства. Таким образом, есть возможность создать глобальное поле электронного наблюдения за воздушным пространством планеты. Спутниковые группировки могут стать источниками полётной информации о воздушных судах на достаточно больших территориях.

Информация о воздушном пространстве, приходящая от приёмников системы АЗН-В расположенных на спутниках, даёт возможность контролировать воздушные суда над океанами и в складках местности горных массивов континентов. Эта информация позволит нам выделять средства воздушного нападения из потока коммерческих воздушных судов с последующей их идентификацией.

Идентификационная информация АЗН-В о коммерческих воздушных судах, поступающая через спутники, создаст возможность снизить риски терактов и диверсий в наше время. Кроме того такая информация даст возможность обнаруживать аварийные воздушные суда и места авиационных катастроф в океане вдали от берегов.

Оценим возможность применения различных спутниковых систем для приёма полётной информации самолётов по системе АЗН-В и ретрансляции данной информации на наземные комплексы контроля воздушного пространства. Современные воздушные суда передают полётную информацию по системе АЗН-В с помощью бортовых транспондеров мощностью 20 Вт на частоте 1090 МГц.

Система АЗН-В работает на частотах, которые свободно проникают через ионосферу Земли. Передатчики системы АЗН-В, расположенные на борту воздушных судов имеют ограниченную мощность, следовательно, приёмники, расположенные на борту спутников должны иметь достаточную чувствительность.

Используя энергетический расчёт спутниковой линии связи Самолёт-Спутник, мы можем оценить максимальную дальность, на которой возможен приём информации спутником с воздушных судов. Особенность используемой спутниковой линии это ограничения на массу, габаритные размеры и энергопотребление, как бортового транспондера самолёта, так и бортового ретранслятора спутника.

Для определения максимальной дальности, на которой возможен приём спутником АЗН-В сообщений, воспользуемся известным уравнением для линии спутниковых систем связи на участке земля – ИСЗ:

где

– эффективная мощность сигнала на выходе передатчика ;

– эффективная мощность сигнала на входе приемника;

– коэффициент усиления передающей антенны;

– наклонная дальность от КА до приёмной ЗС;

–длина волны на линии «ВНИЗ»

волны на линии «Вниз»;

– эффективная площадь апертуры передающей антенны;

– коэффициент передачи волноводного тракта между передатчиком и антенной КА;

– КПД волноводного тракта между приёмником и антенной ЗС;

Преобразуя формулу – находим наклонную дальность, на которой возможен приём спутником полётной информации:

d = .

Подставляем в формулу параметры соответствующие стандартному бортовому транспондеру и приёмному стволу спутника. Как показывают расчёты, максимальная дальность передачи на линии самолёт-спутник равна 2256 км. Такая наклонная дальность передачи на линии самолёт-спутник возможна только при работе через низкоорбитальные группировки спутников. При этом, мы используем стандартное бортовое оборудование воздушных судов, не усложняя требования к коммерческим летательным аппаратам.

Наземная станция приёма информации имеет значительно меньшие ограничения по массе и габаритам чем бортовая аппаратура спутников и самолётов. Такая стация может быть оснащена более чувствительными приёмными устройствами и антеннами с высоким коэффициентом усиления. Следовательно, дальность связи на линии спутник-земля зависит только от условий прямой видимости спутника.

Используя данные орбит спутниковых группировок, мы можем оценить максимальную наклонную дальность связи между спутником и наземной станцией приёма по формуле:

,

где Н–высота орбиты спутника;

– радиус Земной поверхности.

Результаты расчётов максимальной наклонной дальности для точек на различных географических широтах представлены в таблице 1.

Орбком

Иридиум

Гонец

Глобалстар

Сигнал

Высота орбиты, км

1400

1414

1500

Радиус Земли северный полюс, км

6356,86

2994,51

3244,24

4445,13

4469,52

4617,42

Радиус Земли северный полярный круг, км

6365,53

2996,45

3246,33

4447,86

4472,26

4620,24

Радиус Земли 80°, км

6360,56

2995,34

3245,13

4446,30

4470,69

4618,62

Радиус Земли 70°, км

6364,15

2996,14

3245,99

4447,43

4471,82

4619,79

Радиус Земли 60°, км

6367,53

2996,90

3246,81

4448,49

4472,89

4620,89

Радиус Земли 50°, км

6370,57

2997,58

3247,54

4449,45

4473,85

4621,87

Радиус Земли 40°, км

6383,87

3000,55

3250,73

4453,63

4478,06

4626,19

Радиус Земли 30°, км

6375,34

2998,64

3248,68

4450,95

4475,36

4623,42

Радиус Земли 20°, км

6376,91

2998,99

3249,06

4451,44

4475,86

4623,93

Радиус Земли 10°, км

6377,87

2999,21

3249,29

4451,75

4476,16

4624,24

Радиус Земли экватор, км

6378,2

2999,28

3249,37

4451,85

4476,26

4624,35

Максимальная дальность передачи на линии самолёт-спутник меньше чем максимальная наклонная дальность на линии спутник-земля у спутниковых систем Орбком, Иридиум и Гонец. Наиболее близка максимальная наклонная дальность данные к рассчитанной максимальной дальности передачи данных у спутниковой системы Орбком.

Расчёты показывают, что возможно создать систему наблюдения за воздушным пространством, использующую спутниковую ретрансляцию АЗН-В сообщений с воздушных судов на наземные центры обобщения полётной информации. Такая система наблюдения позволит увеличить дальность контролируемого пространства с наземного пункта до 4500 километров без использования межспутниковой связи, что обеспечит увеличение зоны контроля воздушного пространства. При использовании каналов межспутниковой связи мы сможем контролировать воздушное пространство глобально.


Рис.1 «Контроль воздушного пространства с помощью спутников»


Рис.2 «Контроль воздушного пространства с межспутниковой связью»

Предлагаемый метод контроля воздушного пространства позволяет:

Расширить зону действия системы контроля воздушного пространства, в том числе на акваторию океанов и территорию горных массивов до 4500 км от приёмной наземной стации;

При использовании межспутниковой системы связи, контролировать воздушное пространство Земли возможно глобально;

Получать полётную информацию от воздушных судов независимо от зарубежных систем наблюдения воздушного пространства;

Селектировать воздушные объекты, отслеживаемые ЗГ РЛС по степени их опасности на дальних рубежах обнаружения.

Литература:

1. Федосов Е.А. «Полвека в авиации». М: Дрофа, 2004.

2. «Спутниковая связь и вещание. Справочник. Под редакцией Л.Я.Кантора». М: Радио и связь, 1988.

3. Андреев В.И. «Приказ Федеральной службы воздушного транспорта РФ от 14 октября 1999г. № 80 «О создании и внедрении системы радиовещательного автоматического зависимого наблюдения в гражданской авиации России».

4. Трасковский А. «Авиационная миссия Москвы: базовый принцип безопасного управления». «Авиапанорама». 2008. №4.

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 4/2000 Стр. 30-33

Федеральная система разведки и контроля воздушного пространства: проблемы совершенствования

Генерал-лейтенант А.В.ШРАМЧЕНКО

Полковник В.П. САУШКИН, кандидат военных наук

ВАЖНОЙ составной частью обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и безопасности воздушного движения над территорией страны являются радиолокационная разведка и контроль воздушного пространства. Ключевая роль в решении этой задачи принадлежит радиолокационным средствам и системам Министерства обороны и Федеральной службы воздушного транспорта (ФСВТ).

На современном этапе, когда особую остроту приобретают вопросы рационального использования выделяемых на оборону материальных и финансовых средств, сбережения ресурсов вооружения и военной техники, главным направлением развития радиолокационных средств и систем следует считать не создание новых, а организацию более эффективного комплексного использования существующих. Данное обстоятельство предопределило необходимость концентрации усилий различных ведомств на интеграции радиолокационных средств и систем в Единую автоматизированную радиолокационную систему (ЕАРЛС) в рамках Федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства (ФСР и КВП) Российской Федерации.

Разработанная в соответствии с Указом Президента России федеральная целевая программа совершенствования ФСР и КВП на 2000-2010 годы провозглашает своей целью достижение требуемой эффективности и качества решения задач противовоздушной обороны, охраны государственной границы РФ в воздушном пространстве, радиолокационного обеспечения полетов авиации и организации воздушного движения на наиболее важных воздушных направлениях на основе комплексного использования радиолокационных средств и систем видов ВС РФ и ФСВТ в условиях сокращения суммарного состава сил, средств и ресурсов.

Главной задачей первого этапа совершенствования ФСР и КВП (2000- 2005 годы) определено создание ЕАРЛС в Центральной и Северо- Кавказской зонах ПВО, в Калининградском районе ПВО (Балтийский флот), в отдельных районах Северо-Западной и Восточной зон ПВО на основе комплексного оснащения группировок войск и позиций ФСВТ унифицированными средствами автоматизации межвидового применения.

Для этого предусматривается прежде всего разработка концепций развития радиолокационных средств обнаружения для оснащения ЕАРЛС и единой системы отображения подводной, надводной и воздушной обстановки на морских театрах. Особое внимание будет уделено системотехническим вопросам построения системы обмена информацией реального масштаба времени ФСР и КВП на базе существующих и перспективных средств.

В этот период предстоит освоить серийное производство радиолокационных средств, прошедших государственные испытания, унифицированных комплексов средств автоматизации (КСА) межвидового применения в стационарном и мобильном исполнении, начать планомерное оснащение ими группировок войск в соответствии со стратегией создания ЕАРЛС. Кроме того, необходимо определить состав, организационную структуру и вооружение мобильного резерва ФСР и KBIT постоянной готовности, а также перечень радиотехнических подразделений береговой службы наблюдения ВМФ для включения в состав ФСР и КВП, разработать предложения и планы их поэтапного перевооружения. Предстоит провести мероприятия по модернизации радиоэлектронной техники, продлению ее ресурса и поддержанию существующего парка в исправном состоянии, НИОКР, направленные на создание приоритетных перспективных образцов межвидового применения, разработать нормы (стандарты и рекомендации) базовых вариантов оборудования подразделений Минобороны и позиций ФС ВТ двойного назначения, в соответствии с которыми проведено их дооснащение.

Результатом работы должно стать проведение испытаний экспериментальных участков фрагментов ЕАРЛС, дооснащение их унифицированными комплексами обмена информацией, распространение полученного опыта на другие зоны и районы ПВО.

На втором этапе (2006-2010 годы) предусматривается завершение формирования ЕАРЛС в Северо-Западной и Восточной зонах ПВО; создание фрагментов ЕАРЛС в отдельных районах Уральской и Сибирской зон ПВО; создание мобильного резерва ФСР и КВП постоянной готовности, его оснащение мобильными РЛС и КСА межвидового применения; завершение ОКР по разработке приоритетных перспективных образцов радиоэлектронной техники межвидового применения и начало планомерного оснащения ими ФСР и КВП; завершение построения системы обмена информацией для ФСР и КВП в целом; проведение НИОКР по разработке унифицированных блочно-модульных РЛС и КСА межвидового применения; создание научно-технического задела по дальнейшему развитию и совершенствованию ФСР и КВП.

Следует отметить, что жесткая ведомственная подчиненность средств радиолокации видов ВС РФ и ФСВТ в сочетании с низким уровнем автоматизации процессов управления силами и средствами радиолокационной разведки затрудняет построение ФСР и КВП по единому замыслу и плану и особенно принятие оптимальных решений по ее использованию в интересах всех потребителей радиолокационной информации. Так, не определены показатели эффективности применения ФСР и КВП при решении функциональных задач, закономерности и принципы управления, полномочия и границы ответственности органов управления по управлению силами и средствами радиолокационной разведки в мирное время, при несении боевого дежурства и в процессе боевого применения.

Сложность выявления закономерностей и принципов управления ФСР и КВП обусловлена недостаточным опытом ее использования. Требуется создание соответствующей терминологии с выбором наиболее точных определений основных понятий, имеющих отношение к радиолокации. Тем не менее сложились определенные взгляды на принципы управления сложными организационно-техническими системами, организацию и методы работы органов управления с учетом перспектив развития и внедрения АСУ. Накоплен богатый опыт решения задач управления радиолокационными средствами и системами в видах ВС РФ и ФСВТ.

По нашему мнению, управление ФСР и КВП должно представлять собой комплекс согласованных мероприятий и действий органов управления ФСР и КВП по поддержанию подчиненных сил и средств в постоянной готовности к их применению и руководству ими при выполнении поставленных задач. Оно должно осуществляться с учетом требований всех заинтересованных сторон на основе автоматизации процессов сбора, обработки и распределения информации на всех уровнях.

Исследования показали, что, во-первых, только централизованное планирование и управление силами и средствами ФСР и КВП позволит при заданном уровне эффективности максимально сохранить запас технического ресурса радиоэлектронной техники, уменьшить численность обслуживающего персонала, создать единую систему эксплуатации, ремонта и материально-технического обеспечения, значительно сократить эксплуатационные расходы; во-вторых, оргструктура и способы управления должны быть такими, при которых в максимальной степени используются возможности технических средств для достижения целей управления; в-третьих, только комплексная автоматизация процессов управления и использование оптимизационных моделей позволяют добиться существенного повышения эффективности применения ФСР и КВП по сравнению с традиционными эвристическими методами планирования и управления.

Основными принципами управления ФСР и КВП, на наш взгляд, должны стать централизация и единоначалие. Действительно, динамичность и скоротечность изменения воздушной и радиоэлектронной обстановки, особенно в условиях ведения боевых действий, значительно повысили роль фактора времени и необходимость единоличного принятия решения и твердого проведения его в жизнь. А этого можно добиться только при жесткой централизации прав в руках одного лица. Централизация управления позволит в короткие сроки и наилучшим образом координировать действия разнородных сил и средств ФСР и КВП, эффективно применять их, быстро сосредоточивать усилия на главных направлениях, на решении главных задач. При этом централизованное управление должно сочетаться с предоставлением подчиненным инициативы в определении способов выполнения поставленных им задач.

Необходимость единоначалия и централизации управления вытекает также из самих целей создания ФСР и КВП, какими являются снижение суммарных затрат Минобороны и ФСВТ на проведение НИОКР по разработке средств автоматизации и радиолокации, на содержание и развитие позиций радиолокационных средств; единое понимание воздушной обстановки в органах управления всех уровней; обеспечение радиоэлектронной совместимости средств радиолокации и связи видов ВС РФ и ФСВТ в районах совместного базирования; уменьшение типажа и унификация радиолокационных средств, КСА и средств связи, создание единых стандартов их сопряжения.

Поскольку основу ФСР и КВП составляют радиотехнические войска ВВС, общее руководство созданием и применением ФСР и КВП целесообразно возложить на главнокомандующего ВВС, который в качестве председателя Центральной межведомственной комиссии ФСР и КВП может осуществлять административное управление ФСР и КВП. В задачи комиссии должны быть включены: разработка планов развития ФСР и КВП и координация НИОКР в этой области с учетом основных направлений совершенствования сил и средств радиолокационной разведки видов ВС РФ и ФСВТ; проведение единой технической политики при поэтапном создании ФСР и КВП, выработка предложений и рекомендаций видам ВС РФ и ФСВТ по направлениям развития средств радиолокации, автоматизации и связи, их стандартизации и совместимости; разработка программ и планов оснащения ФСР и КВП техническими средствами, обеспечивающими качественное решение задач мирного и военного времени, организация работ по сертификации, аттестации и лицензированию технических средств; согласование с видами Вооруженных Сил и ФСВТ разрабатываемых нормативных и правовых документов, регламентирующих порядок функционирования ФСР и КВП; согласованное планирование и формирование заказов на серийное производство, закупку новой техники для ФСР и КВП и ее развертывание; планирование и организация применения ФСР и КВП в интересах всех заинтересованных потребителей радиолокационной информации; согласование с видами ВС РФ и ФСВТ вопросов, касающихся размещения и передислокации радиолокационных подразделений.

Непосредственное управление созданием и совершенствованием ФСР и КВП главнокомандующий ВВС может осуществлять через управление радиотехнических войск ВВС, которое выполняет функции аппарата Центральной межведомственной комиссии.

Общее руководство применением ФСР и КВП в зонах ПВО целесообразно возложить на командующих объединениями ВВС, в районах ПВО - на командиров соединений ПВО, которые могут осуществлять управление ФСР и КВП лично, через зональные межведомственные комиссии ФСР и КВП, штабы объединений ВВС и соединений ПВО, а также через своих заместителей и начальников радиотехнических войск.

В задачи зональной межведомственной комиссии ФСР и КВП, штаба объединения ВВС (соединения ПВО) должно входить: планирование и организация боевого дежурства части сил и средств ФСР и КВП в зоне (районе) ПВО; согласование планов применения ФСР и КВП в зоне (районе) ПВО со всеми заинтересованными ведомствами; организация и проведение подготовки личного состава и техники ФСР и КВП к выполнению поставленных задач; организация радиолокационной разведки и контроля воздушного пространства ФСР и КВП в зоне (районе) ПВО; контроль качества и устойчивости обеспечения радиолокационной информацией органов управления; организация взаимодействия с силами и средствами разведки и контроля воздушного пространства, не входящими в состав ФСР и КВП; согласование вопросов эксплуатации технических средств ФСР и КВП.

Структурно система управления ФСР и КВП должна включать органы управления, пункты управления, систему связи, комплексы средств автоматизации и др. Ее основу, на наш взгляд, может составить система управления радиотехническими войсками ВВС.

Непосредственное управление силами и средствами радиолокационной разведки и контроля воздушного пространства целесообразно производить с существующих пунктов управления видов Вооруженных Сил и ФСВТ (по ведомственной принадлежности). При этом свою работу и работу подчиненных сил и средств они должны организовывать в соответствии с требованиями потребителей радиолокационной информации на основе единого планирования применения ФСР и КВП в зонах и районах ПВО.

В ходе боевого применения радиотехнические подразделения (радиолокационные позиции) ФСР и КВП по вопросам ведения радиолокационной разведки и выдачи радиолокационной информации должны оперативно подчиняться органам управления радиотехнических войск ВВС через пункты управления соответствующих видов Вооруженных Сил.

В условиях все возрастающей динамичности воздушной и радиоэлектронной обстановки и активного воздействия противостоящей стороны на радиолокационные средства и системы требования к обеспечению эффективного управления ими резко возрастают. Кардинально решить проблему повышения эффективности применения ФСР и КВП можно только через комплексную автоматизацию процессов управления на основе внедрения новых информационных технологий. Четкое формулирование целей функционирования ФСР и КВП, задач управления, определение целевых функций, разработка моделей, адекватных объектам управления, - вот основные проблемы, которые необходимо решить при синтезе структуры системы управления и алгоритмов ее функционирования, распределении функций по уровням системы управления и определении их оптимального состава.

Военная мысль. 1999. № 6. С. 20-21.

Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте