Часовенный мост Капельбрюкке. Люцерн

Дерево - старейший материал, используемый человеком для постройки мостов. А старейший деревянный мост в Европе - из числа сохранившихся - находится в швейцарском городе Люцерн.
Сегодня Люцерн пользуется славой одного из самых популярных у туристов городов Швейцарии. Путешественников влекут сюда захватывающие дух пейзажи, озера с прозрачной горной водой, знаменитый музей транспорта и многочисленные ансамбли средневековых построек. Но настоящим символом города, принесшим ему всемирную известность, стал прославленный Часовенный мост, переброшенный через быструю реку Рейс, берущую свое начало в Швейцарских Альпах.
Этот крытый деревянный мост необычен многим: и странным расположением - наискосок, под углом к берегу, и необычным художественным оформлением: его украшают десятки росписей на исторические темы. Не мост, а настоящая картинная галерея! А ведь эта «картинная галерея» в средние века должна была выполнять еще две функции: транспортную и оборонительную…

У южного конца моста прямо из воды встает восьмигранная Водяная башня, увенчанная шатровой кровлей. Считается, что в римские времена она служила маяком для рыбаков и торговцев, лодки которых бороздили Люцернское озеро. От этой башни Люцерн и получил свое название (lucerna- «маяк»).

Позже башня вошла в состав городских укреплений. Часовенный мост тоже задумывался и строился как часть оборонительной системы Люцерна. Его возвели в 1300- 1333 гг. (по другим сведениям - в 1357- 1367 гг.) Пешеходный деревянный мост на каменных опорах, под черепичной кровлей с треугольными фронтонами, протянулся почти на 200 м. На протяжении долгого времени он не только использовался для перехода с берега на берег, но и защищал Люцерн от вражеских нападений со стороны озера. Именно поэтому деревянные стены моста, обращенные к озеру, выше, чем стены, обращенные к городу. Мост перегораживал собой всю реку. Единственный проход для лодок был оставлен у часовни Св. Петра, от которой мост и получил свое название - Часовенный.

В 1611 г. художник Хайнрих Вагманн расписал внутренние части фронтонов кровли моста картинами на исторические темы. 76 из них были посвящены истории Люцерна и Швейцарии, остальные 147 иллюстрировали легенды о святых Леодегаре и Маврикии, небесных патронах города. Таким образом, прогулка по мосту превратилась в весьма занимательное времяпровождение: перед пешеходом разворачивалась вся история страны, событий, связанных с основанием Люцерна, евангелизацией Швейцарии, с жизнью святых подвижников. Курьезной достопримечательностью Часовенного моста кстати (и продолжают оставаться!) большие пауки, плетущие свои сети под его черепичной крышей, среди деревянных стропил, и имеющие обыкновение неожиданно падать на голову беспечного зеваки.

Из городских хроник известно, что до 1800 г. деревянный мост пережил по крайней мере 10 небольших ремонтов. После этого его еще четырежды (в 1833, 1834, 1838 и 1898 гг.) реконструировали, чтобы приспособить к текущим потребностям города. Как бы то ни было, в XX столетие Часовенный мост вступил практически в своем первозданном виде. Тем ужаснее был удар, нанесенный мосту пожаром в августе 1993 г. Причиной его, по-видимому стала непогашенная сигарета, брошенная с одного из прогулочных катеров, проходивших мимо моста. Большая часть деревянных конструкций была охвачена огнем; пламя уничтожило почти все росписи. Удалось спасти лишь около 30 из 110 остававшихся в то время на мосту живописных работ.

Мост был возвращен к жизни в 1994 г., спустя восемь месяцев восстановительных работ. Швейцарские реставраторы постарались с максимальной точностью воссоздать утраченные элементы конструкции. Погибшую живопись пришлось заменить копиями.

Несмотря на пережитую трагедию. Часовенный мост остается одной из наиболее привлекательных достопримечательностей города. Летом горожане украшают его цветами, и тогда мост выглядит наподобие деревянной
беседки, по прихоти строителей почему-то сооруженной над водой. Только вытянулась эта «беседка» на долгие 200 метров…

November 17th, 2014 , 10:10 am

Галерея живописи посреди реки? Учебник истории на стропилах моста? Скелеты, танцующие на фоне
альпийских пейзажей? - Все это, конечно же, старинные деревянные мосты Люцерна.



Гравюра Маттеуса Мериана Старшего. Люцерн в 1642 году.

Средневековый Люцерн с его трехкилометровой крепостной стеной, тридцатью башнями и тремя крытыми мостами, которые защищали город со стороны Фирвальдштетского озера, называли "маленьким деревянным гнездом аиста" - «das kleine hölzerne Storchennest». По мере того как город, выгодно расположенный на пересечении торговых путей из Германии в Италию, разрастался, старинных укреплений оставалось все меньше. До наших дней сохранились отрезок стены длиной 870 м, 9 башен и 2 моста. Один из деревянных мостов, Хофбрюкке, длиной 385 метров, был разобран в середине 19 века ради благоустройства набережной. Об этом мосте мы вспоминали, прогуливаясь по .





Мост Капельбрюкке

Два других моста через реку Ройс - Капельбрюкке и Шпроербрюкке - сохранились, сегодня это самые известные достопримечательности Люцерна. Особенно знаменит Капельбрюкке (Kapellbrücke) - Часовенный мост, который, по статистике, чаще всего фотографируют в Швейцарии туристы. Этот мост стал таким же символом страны, как альпийская вершина Маттерхорн.




Мост Капельбрюкке

Название мосту дала стоящая рядом с ним на берегу часовня (капелла) Святого Петра. Крытый деревянный мост под двускатной черепичной кровлей был построен в 1333 году, он считается старейшим сооружением такого рода в Европе. Швейцарцы называют его самым длинным деревянным мостом - вместе с навесами длина Капельбрюкке 204,7 метра, однако в немецких источниках первенство отдается деревянному мосту в городе Бад Зекинген, соединяющему Германию и Швейцарию через Рейн: его длина вместе с навесами почти на два метра больше - 206, 5 метра. Первоначально мост был гораздо длиннее: в 1835 году он был укорочен на 75 метров из-за изменения береговой линии реки.




Вид на церковь Иезуитов (1669 г.) с моста Капельбрюкке


Башня Вассертурм на фоне горы Пилатус

Необычна форма моста: он пересекает Ройс не по прямой, а по ломаной линии, захватывая стоящую посреди реки восьмигранную каменную Вассертурм - "Водяную башню", построенную еще раньше моста, в 1300 году. Башня высотой 43 метра изначально была не водонапорной, как можно подумать, а сторожевой. В ней в свое время располагались тюрьма и камера пыток, затем - городской архив и хранилище казны.







Но не башня, не древность и не длина делают мост Капельбрюкке поистине уникальным, а созданные в 17 веке двусторонние треугольные картины на дереве, укрепленные под скатом кровли. Автором цикла стал переехавший в Люцерн из Цюриха художник Ханс Хайнрих Вэгманн, который вместе со своими четырьмя сыновьями начал работу над эскизами картин для Капельбрюкке в 1606 году.
Первоначально картин было 158, после укорачивания моста их осталось 111 (снятые картины, разумеется, были сохранены). Деревянные панели 150-181 см шириной и 85 - 95 см высотой состоят из трех-пяти досок, в большинстве сосновых, лишь несколько панелей сделано из липы и клена.




Картины на мосту Капельбрюкке

Мост был столь богато декорирован отнюдь не только из любви к красоте. Картины появились на мосту во времена контрреформации, когда Люцерн подтверждал свою верность католической церкви. Расписные панели на мосту играли таким образом воспитательную и пропагандистскую роль. В основе сюжетов - поучительные эпизоды из истории Швейцарии с акцентом на контрреформацию и жития покровителей Люцерна Св. Леодегара (St. Leodegar) и Св. Маурициуса (St. Mauritius). Проходя по мосту, пешеход поневоле приобщался к католичеству и проникался патриотическим духом. Поскольку большинство сюжетов связано с войнами и мученичеством, цикл производит довольно мрачное впечатление. Почти во всех сценах царит насилие. Мы видим казни, битвы, мёртвые тела, оружие, в картинах доминирует красный цвет знамен и крови.





Картины на мосту Капельбрюкке

Чтобы зрители-пешеходы не ошиблись в определении и истолковании сюжетов, каждая картина сопровождается несколькими стихотворными строчками, поясняющими и дополняющими изображение и страхующими картины от неверного понимания. Каждая картина снабжена порядковым номером и украшена по краям гербами спонсоров - представителей городской знати.







Картины на мосту Капельбрюкке

Проходя по мосту, мы замечаем на месте некоторых картин пустые панели. Увы! В ночь на 18 августа 1993 года произошла трагедия - Капельбрюкке загорелся, предположительно от непогашенной сигареты. Огонь уничтожил бОльшую часть моста (какую именно, сейчас можно узнать по более светлому дереву), в том числе 78 из 111 картин. Часть картин удалось отреставрировать, безнадежно утраченные картины заменили теми подлинниками, которые были удалены с моста во время его укорачивания в 19 веке, но полностью урон от пожара возместить не удалось. Мост был отреставрирован очень быстро: уже в апреле 1994 года он был вновь открыт для пешеходов, а отреставрированные картины заняли свое место в 1998 году. Реставрация моста стоила более 2 миллионов американских долларов. До сих пор ведутся горячие споры о том, стоит ли заполнить места сгоревших картин копиями.



Ратушный мостик и ратуша на берегу реки Ройс


Капельбрюкке и церковь Иезуитов


Пешеходные мостики и плотины




Великолепный интерьер церкви Иезуитов


Стремительные воды реки Ройс


Набережная с Часовой башней


Уголок набережной

Деревянный мост Шпроербрюкке расположен в нескольких минутах ходьбы от Капельбрюкке, чуть выше по течению реки. В 13 веке мост доходил только до середины реки - он соединял Мельничную площадь на правом берегу Ройса со стоящими посреди реки водяными мельницами. В 1408 году мост был продолжен до левого берега и соединил мельницы с кварталом пекарей. Только с этого моста можно было выбрасывать в воду отходы мельничного производства. Отсюда и его название - Spreuerbrücke, Мякинный. В 1556 году мост был разрушен наводнением, но вскоре восстановлен, а в 1568 году к нему пристроили миниатюрную капеллу.




Мост Шпроербрюкке


Часовня Девы Марии на мосту Шпроербрюкке

Камерный и романтичный Шпроербрюкке менее известен, чем его сосед Капельбрюкке, но не менее очарователен. Красная чешуйчатая башенка часовни придает мосту трогательный вид. Кажется, ты попал в добрую сказку…. до тех пор, пока на вступишь на мост. Милый мостик украшают 67 треугольных картин, написанных в 1626-1635 годах Каспаром Меглингером. Словно кадры из фильма ужасов перед зрителем разворачивается "Пляска Смерти» - "Totentanz". Смерть в виде танцующего скелета, а то и нескольких, сопровождает человека повсюду, каждый день и в каждом его деянии, перед ней равны люди всех сословий и возрастов. У всех стоит она за спиной и ждет своего часа, и нет места, где можно от нее укрыться.




Часовня на мосту Шпроербрюкке


Вход нак мост Шпроербрюкке

Аллегорические серии на это сюжет берут начало в латинской традиции, проходят через все Средневековье и эпоху Возрождения. Люцернская "Пляска смерти" более всего близка к циклу гравюр Ганса Гольбейна Младшего, выполненному в 1526 году. Именно Гольбейн впервые изобразил "Пляску смерти" не как вереницу пляшущих фигур или пар, а как ряд отдельных, не зависящих друг от друга сцен, подчеркивая этим, что смерть является внезапно, среди житейских забот и наслаждений. Так же как на мосту Капельбрюкке, панно имеют порядковый номер, их сопровождают пояснительные надписи и изображение гербов спонсоров.







Воспитательное значение моста трудно переоценить: желая быстро перебраться на противоположный берег, пешеход волей-неволей проходит по мосту под страшными картинами, заставляющими его изо дня в день задумываться о бренности нашей грешной жизни. Но поправить свое настроение и осознать, что жизнь прекрасна, несложно - надо лишь оглянуться и посмотреть на бирюзовые воды озера, альпийские вершины и Люцерн с его башнями, мостами, храмами.












"Пляска смерти" на мосту Шпроербрюкке

Продолжение темы:
"Пляска смерти" в европейском изобразительном искусстве,
литературе и музыке у

Мост Капельбрюкке на сегодняшний день является одной из самых главных достопримечательностей швейцарского города Люцерна. Он был перекинут через протекающую вдоль всего города реку Ройс, его длина составляет 204 метра и в прежние времена он служил как часть оборонительных укреплений Люцерна.

Фактически мост Капельбрюкке является связующим звеном между старой и новой частями города. Посередине этого моста можно увидеть возвышающуюся башню Вассертурм, которая в те давние времена служила дозорная башней и выполняла функции защиты города со стороны реки.

С приближением какой-либо опасности с этой башни подавались предупреждающие огни, а еще ее вспомогательными функциями были были служение в качестве водонапорной башни и пожарной вышки. Несколько позднее башня Вассертрум использовалась в качестве темницы, затем сокровищницы, потом служила архивом и так далее. В наши дни внутри башни находится сувенирный магазинчик и еще Ассоциация Артиллеристов.

Под крышей же самого моста еще в XVII веке размещалось 111 картин, в которых отражались наиболее значимые моменты из жизни государства Швейцария. Однако, в 1993 году мост Капельбрюкке довольно-таки сильно пострадал из-за случайного пожара. Тогда погибло практически целых 78 картин и была разрушена значительная часть моста. Но городские власти приложили все усилия к скорейшему восстановлению моста и уже в 1994 году мост снова был введен в эксплуатацию.

Прежде всего в Люцерне надо осмотреть его замечательно прекрасный Старый город. Дело в том, что историки даже на сегодняшний день не знают точную дату образования этого города. Толи он был построен во времена Римской империи, а то ли еще раньше. В нем вы сможете полюбоваться узенькими улочками, выложенными брусчаткой и плиткой, невысокими зданиями, сплошь украшенными живописью и лепниной.

Старый город Люцерна находится как раз неподалеку от его знаменитого моста Капельбрюкке, а еще здесь же рядом можно увидеть средневековую крепостную стену Мюсегмауер, прекрасно сохранившуюся до наших дней за исключением разве что одной из своих башен.

Еще в Люцерне надо обязательно осмотреть известный Собор иезуитов, который считается самым первым в Швейцарии собором, выстроенным в стиле барокко. Он выглядит весьма роскошно причем как снаружи, так и внутри. Освещение собору внутри создают его многочисленные окна, впускающие в него свет как бы сверху вниз, что несомненно помогает созданию внутри особой атмосферы.

Внутри собора имеется капелла Святого Клауса, там же находится его скульптура и его облачение. Собор иезуитов постоянно открыт для свободного посещения, а благодаря его удивительно прекрасной акустике здесь очень часто проходят концерты классической музыки.

В городе Люцерне великое множество всяких симпатичных фонтанов, но самым пожалуй примечательным является фонтан «Гвардейцы», находящийся на Винной площади. Потом еще надо побывать возле здания старинной городской Ратуши, в которой заседал городской совет, полюбоваться великолепным зданием отеля Шато Гуч, в котором останавливались многие великие артисты - Чарли Чаплин, Софи Лорен, а также британская королева Виктория.

Стоит также побывать на Лебединой площади Шваненплац, в церкви Хофкирхе, посмотреть памятник «Умирающий лев», подняться на подъемнике на гору Пилатус, побывать в музее «Ледниковый сад», и напоследок посетить еще один городской мост - Шпроербрюкке (Мост Отбросов).

Это также один из красивых стариннейших мостов Швейцарии. Здесь также сохранились очень интересные картины из собрания швейцарских художников. Самой известной из них является работа Каспара Меглингера «Пляска Смерти», рассказывающая о периоде Средневековья.

Мост Капельбрюкке – это самый легендарный и древний европейский мост, который расположен около города Люцерны рядом с местом впадения реки Ройс в Фирвальдштетское озеро. Он представляет собой деревянное сооружение, крытое двускатной крышей. В переводе с немецкого Капельбрюкке обозначает «часовня на мосту» или «мост–часовня».

Его построили в 1333 году, но он не настолько старый, как это может показаться на первый взгляд. В 1993 году мост почти полностью уничтожен огнем, после чего был подвержен капитальной реставрации.

Перед глазами туриста, когда он пересекает всю 200 метровую длину Капельбрюкке, появляются около 120 треугольных пронумерованных картин, датируемых началом 1500 года. Среди них вы сможете увидеть работы святых заступников Люцерны - Святого Леодегара и Святого Мауритуса.

В наше время мост стал любимым местом фотографов, которые постоянно ищут что-нибудь новенькое, не имеющее аналогов, чтобы можно было поместить его на календарь, постер или туристический проспект. Также, здесь постоянно разыгрывают небольшие театральные сценки, и играют уличные музыканты.

Шпроербрюкке ("Мост отбросов")

Шпроербрюкке – очень красивый мост, построенный в 1408 году. Он пострадал во время наводнения в XVI веке, из-за чего его пришлось восстанавливать.

Шпроербрюкке немного моложе другого известного моста Люцерна - Капельбрюкке, но, тем не менее, он тоже является одним из самых старых крытых деревянных мостов в Европе.

Под крышей Шпроербрюкке можно увидеть известный сюжет времён средневековья – пляску Смерти, а именно серию картин, созданную художником Каспаром Меглингером. Общей идеей картин, на которых изображены сцены с участием людей из различных слоев общества, и на каждой из которых присутствует смерть, является то, что все люди равны перед лицом смерти, и никому не удастся от неё скрыться.

В 1568 году возле моста была построена небольшая часовня, освящённая во имя Девы Марии.

Часовенный мост

Капельбрюкке – одна из основных достопримечательностей Люцерна. Длина моста на сегодняшний день составляет 204 метра.

Перекинутый через реку Ройс мост когда-то служил частью оборонительных укреплений Люцерна. Каппельбрюкке соединяет старую и новую части города. У середины моста возвышается каменная башня Вассертурм, служившая дозорной башней для защиты Люцерна со стороны реки. С башни подавались сигнальные огни, предупреждающие об опасности, а также она служила водонапорной башней и пожарной вышкой. После башня Вассертурм была темницей, сокровищницей, архивом… Сейчас там находится Ассоциация артиллеристов и сувенирный магазин.

В начале XVII века под крышей моста размещалось 111 картин, повествующих о значимых моментах в истории Швейцарии. В 1993 году Капельбрюкке сильно пострадал при пожаре, который возник, предположительно, из-за непотушенной сигареты. Тогда была разрушена большая часть моста, погибло 78 картин, но вскоре практически всё это было восстановлено, и в 1994 году мост вновь был открыт.

Люцерн - главный город центральной части Швейцарии. У швейцарцев есть легенда про его происхождение. Однажды жители деревушки на берегу озера увидели в темном небе ангела с фонарем в руках. Люди пошли по дороге, освещаемой ангелом, и в том месте, где он остановился, построили монастырь «Люцериа» (что значит «Город Света»). Вокруг монастыря со временем и вырос Люцерн.

В свое время в Люцерне побывали многие знаменитости: Рихард Вагнер, королева Виктория, Чарли Чаплин, и даже Лев Толстой. В далеком 1857 году он даже написал о городе рассказ. Там он упоминал узенькие грязные улицы без освещения, шатающихся пьяных рабочих и шмыгающих по переулкам странных женщин. Но больше всего ему не понравилось обилие англичан и высокомерное отношение горожан к уличным музыкантам. Похоже, что с тех пор в городе многое изменилось. Улицы в нем чистые и красивые, а горожане, судя по обилию проводимых в Люцерне фестивалей и концертов, без ума от музыки.

Итак, представляю вам фотоотчет о прогулке по Люцерну. Это последний пост о моем летнем путешествии по маршруту Гранд Тура .

01. Прогулка по Люцерну начинается со здания железнодорожного вокзала. Оно было построено в 80-х годах архитектором Сантьяго Калатравой. Фасад выполнен из стекла, а кровлю поддерживают металлические опоры

02. Рядом с вокзалом стоит Центр культуры и конгрессов, который был построен в 1999 году обладателем Притцкеровской премии Жаном Нувелем. Он считается образцом современной архитектуры. Изначально Центр планировали построить на воде, но такой проект не был утвеждет местными жителями. Поэтому здание построили на берегу, а внутрь него провели два канала. В то же время архитектор продлил крышу здания таким образом, чтобы она располагалась над водой и красиво отражала волны озера.

03. В нем находится конгресс-центр, три концертных зала, Музей искусств, ресторан и самая большая в городе библиотека. Здесь проводятся разные значимые фестивали и концерты.

04. Центр находится на самом берегу озера. Тут плавает много лебедей.

05. Лебедята

06. В уличных кафе угощают люцернским пивом.

07. По городу жителей Люцерна возят автобусы и троллейбусы. Они состоят из двух-трех секций и никогда не пустуют. Билеты на транспорт можно купить в специальных терминалах, расположенных на каждой остановке.

08. Это скульптура «Умирающий лев». Она создана по эскизу датчанина Бертеля Торвальдсена в 1821 году. Льва высекли в скале в честь 700 солдат Швейцарской гвардии, которые погибли, защищая жизнь французского короля во время Великой французской революции. Лев очень большой: он имеет в длину 9 метров. Он ранен в бок и умирает, положив лапу на щит с лилией - символом короля Франции. Марк Твен назвал эту скульптуру самым печальным и трогательным памятником в мире.

09.

10.

11. Выходим к главной достопримечательности города - Капельбрюкке, или Часовенному мосту. Это самый старый деревянный мост Европы, он был построен в 1365 году.

12. Он связывает Старый город с новыми кварталами и проходит через расположенную посреди реки башню Вассертурм. В XIII веке башня была маяком, потом она была тюрьмой, потом - казначейством, а сейчас там красивые залы, в которых можно провести гала-ужин или деловые переговоры, и сувенирная лавка.

13. Внутри мост украшен 111 треугольными картинами, на которых изображены события из истории Люцерна и Швейцарии.

14. В 1993 году мост сильно пострадал от пожара, в котором погибла большая часть картин. Предположительно, Капельбрюкке загорелся от непотушенной сигареты. Через год его полностью восстановили в прежнем виде.

15. Кафе на набережной

16. Это Иезуитенкирхе, или просто Церковь иезуитов. В современном виде она была построена в 1660-х годах. Иезуитенкирхе стала первой барочной церковью в Люцерне. Летом она был на реставрации.

17. При церкви была гимназия, в которой преподавали иезуитские монахи. Она продолжала свою деятельность даже после роспуска ордена.

18. Интерьер Иезуитенкирхе богато украшен. Потолочные фрески показывают сцены из жизни Франциска Ксаверия - христианского миссионера (едва ли не самого успешного за всю историю) и одного из основателей ордена иезуитов. На одной из фресок он изображен возносящимся в небо на слоне.

19. Многие здания в городе украшены фресками и картинами, которые изображают разные обстоятельства из истории Люцерна. Такие расписные дома окружают городские площади и формируют квартал, свободный от автомобильного движения.

20.

21.

22. Дом Иоганна Вольфганга фон Гёте.

23.

24.

25. Здание с башней и флагами на фасаде - городская ратуша. Она была построена в 1606 году в стиле ренессанса, а крышу надстроили в стиле швейцарских крестьянских домов. Некоторые помещения сохранились в ратуше в первозданном виде: это зал заседаний, зал суда, холл и читальный зал.

26. Еще лебеди

27.

28. На улицах можно встретить много красивых автомобилей.

29. Здание с двумя башнями - это Хофкирке. Она стоит на месте монастыря, вокруг которого образовался город. Первоначальная церковь сгорела на Пасху в 1633 году, от нее остались только башни-близнецы. В церкви стоит орган, который умеет имитировать звуки грома и дождя. А рядом с церковью есть кладбище, на котором похоронены именитые и влиятельные жители Люцерна последних пяти веков.

30. Еще немного люцернских улиц

31.

32.

33.

34. В Люцерне хорошо развит водный транспорт, но со скоростью автобусов и поездов он, естественно, не сравнится. Зато неспешная прогулка по озеру как нельзя лучше подойдет любителям понаслаждаться природой.

35. Из Люцерна можно отправиться в круиз по озеру. Во время круиза вы увидите Виллу Рахманинова, камень Шиллера, луг Рютли и часовню Телля. Еще в Люцерне берет свое начало (или конец, смотря с какой стороны посмотреть) панорамный маршрут Экспресс Вильгельм Телль. Первая его часть - это пароход, который отвезет вас в Флюелен, а потом оттуда можно отправиться на поезде в Беллинцону. Зимой в по маршруту ходят современные теплоходы, а летом - старинные колесные пароходы, которым около 100 лет.

36. И напоследок панорамы.

37.