Город мертвых, Каир: история возникновения и наши дни. Город мертвых в каире Жизнь на кладбище

Египет на слуху даже у тех, кто никогда не бывал в этой стране на севере Африки. Его знаменитые пирамиды, Луксор, каирская башня и храмовый комплекс на о-ве Филе – часть протоптанных туристических маршрутов. Но среди богатого убранства мечетей, исторического наследия музеев и красоты природных оазисов есть места, где живые живут среди могил. Одно из таких мест я открыла для себя впервые – это город мёртвых в Каире .

Он вытянут в длину на 6 км и находится, словно, под покровительством горы Мукаттам – прямо у её подножия. Город разделён Цитаделью на две части – южную и северную. Каждая из них хранит свои жемчужины исторического и культурного наследия. Местные жители привычно называют это место «кладбищем». В этом нет ничего удивительного, ведь по сути город представляет собой могильник , который не так давно перешагнул 2000-летний рубеж . Здесь располагаются многочисленные могилы простых людей и богатые усыпальницы султанов, которые густо покрыты вековой пылью и песками пустыни.

Местные достопримечательности

Путь в город мёртвых чем-то напомнил мне дорогу в царство Аида. Мы с группой переправились через реку Нил, путешествие по которой на лодке завораживает само по себе. На другом берегу перед нами предстали величественные колоссы Мемнона и статуи фараона Аменхотепа III , вытесанные из камня. Только представьте – каждая из них весит 700 тонн ! Эти цифры поражают ещё больше, если учесть, что изваяния переправлялись по суше, а, значит – их путь был очень длинным.

Но это далеко не всё, что открылось моему взору после долгой дороги. Настоящие жемчужины этого места – храм Хатшепсут и Долина царей , где нашли покой фараоны Египта . Всего «кладбище» насчитывает около сорока гробниц. Усыпальница знаменитого на весь мир Тутанхамона находится здесь же. Город стал вечной обителью для царицы Нефертари. Её гробница украшена красивыми скульптурами. К сожалению, её я так и не увидела, ведь для посещения она закрыта.

Почти не посещают туристы и поминальный храм Рамзеса III . Никакого запрета для туристов нет, всё дело в неудобном расположении достопримечательности. Но искушенным путешественникам, которые не бояться трудностей, откроются все красоты, которые спрятаны внутри храма. А это сохранившиеся до наших дней росписи и барельефы. Обязательно приеду сюда в следующий раз, но уже без экскурсии.

Прогулка по северной части города мёртвых , пополнила коллекцию впечатлений видами мечети Фараджа Бархука и ханаки султана Инала , храмовых комплексов Каитбея и Барсбея . Но больше мне понравились постройки в южной части некрополя – они имеют более древнее происхождение. Некоторые из них были построены во времена Фатимидского халифата.

Жизнь на кладбище

Город мёртвых в Каире – не один из некрополей, где жизнь остановилась тысячелетия назад. Сегодня в местных трущобах живут люди, которых «тихие» соседи ничем не смущают. У некоторых есть дома, бездомные же селятся прямо в склепах с разрешения родственников усопших. В качестве оплаты они делают там уборку и следят за порядком.

Среди дня в городе мёртвых нам встретились торговцы и парикмахеры. Здесь есть кафе . В одном из них наша группа пообедала. Также мы побывали на местном рынке. Благо, была пятница. В другие дни рынок не работает.

Удивительным было видеть снующие по улицам автобусы и машины. Одним словом, всё указывало на то, что жизнь на кладбище течёт своим чередом. Разве что в отличие от других районов Каира в городе мало детей . Оказалось – из уважения к мёртвым родные отправляют их в другие районы столицы .

Численность живых в городе значительно превышает количество покойников. По некоторым оценкам в некрополе проживает 300 000 человек .

История города

Город мёртвых в Каире – великолепный образец исламской архитектуры и памятник времён мамлюков (10 век нашей эры). Здесь приземистые могилы соседствуют с внушительных размеров мавзолеями. Но превращение в Некрополь произошло лишь в 14 веке. До этого на месте «кладбища» был царский ипподром.

Экскурсовод также поведал нам, что первые поселения стали образовываться в городе с 60-х годов 20 века. Люди селились прямо в полуразрушенных домах. Это были переселенцы, ранее жившие у Суэцкого канала. Виной всему была война арабов и израильтян. Беженцы строили себе убежища, рядом с которыми захоранивали уже своих родственников и соседей. Смертность была очень высокой и плотность захоронений – тоже. Это видно на старых фотографиях.

А как сейчас?

Для меня стало открытием, что у многих современных египетских семей есть фамильный склеп – так повелось с древности. Отсутствие такого склепа чаще всего говорит о финансовых проблемах, ведь оплата места под него далеко не каждому по карману. Ситуацию спасает возможность подхоранивать умерших близких к прабабушкам и прадедушкам . Только для этого нужно документальное подтверждение родства.

Если собственного склепа нет и родственников тоже, усопшего похоронят в общественном склепе, попечением которого занимаются богатые и обеспеченные семьи. Они же занимаются ремонтом, который может требоваться время от времени. Традиция получила распространение не только у мусульманский части населения, но и у коптов – египтян, исповедующих христианство.

В нашей стране захоронения в склепах не приняты ни у одного из религиозных пластов. Традиционным в России является предание тела земле. В Европе традиции схожи с нашими. Различается только подход к организации мест захоронений. Некоторые кладбища выглядят жутко, другие напоминают висячие сады и предлагают туристам полюбоваться (именно это слово уместно здесь!) на творения великих скульпторов. Калейдоскоп таких некрополей и усыпальниц собрался в моей голове после путешествий по Европе. Впечатления из первых уст и фотографии – в блоге!

Вам стоит прочесть:

Египет известен не только своими древнейшими сооружениями. Множество интересных построек относится и к уже исламскому периоду. Среди них особое внимание можно уделить огромному количеству мечетей и мавзолеев в Каире, дошедших до нас из мамлюкского периода (XIII -XVI века).

Мамлюки - отряды, состоящие из рабов кавказского и тюркского происхождения. В Египте начало формирования подобных отрядов относится к временам правления султана Малика Салеха. Размещение мамлюков было произведено на острове Рода на реке. На арабском река называется «бахр», поэтому первую династию мамлюкских султанов здесь называют бахритскими мамлюками.

Время мамлюков - это время бесконечно феодальной войны, хаосы и смены власти. В среднем каждый из султанов занимал трон в течение всего пяти лет. Разумеется, каждый из них хотел оставить след в истории и архитектуре города, поэтому этот период оставил особый след среди памятников архитектуры.

В это время Каир становится крупным торговым центром и богатеет с каждым днем. Это связано с прошедшими крестовыми походами и интересом Европы к египетским товарам, в частности, к специям. К тому же в это время Каир начинает активно использовать в качестве перевалочного пункта между странами Востока и Европы.

В это же время на северо-востоке Каира появляются первые постройки знаменитого кладбища - Города мертвых. После появления здесь первого надгробия Бадр аль-Гамали местность начинает разрастаться и привлекать к себе все больше внимания. Множество из этих сооружений не дошли до наших времен в целости и сохранности, но до сих пор здесь находится более 50 объектов.

Основной пик сооружений приходится на XV век. Все мавзолеи разные, и, в зависимости от времени постройки, имеют разные архитектурные замыслы. Ранние постройки более приземисты, а поздние, напротив, выглядят стройными и возвышенными. Но есть и схожие моменты - все мавзолеи квадратные в плане, слегка вытянутые и украшены куполом. Также можно выделить обилие окон и дверных проемов. Кому то может показаться, что сами по себе мавзолеи имеют довольно скудный вид, поэтому стоит смотреть на них, как на целостный ансамбль.

Съемка 2010-го года. Значительную часть Каира - чуть ли не треть площади - занимают старые кладбища. На этих кладбищах, прямо в склепах, переделанных под домики, живут люди. Десятки тысяч нелегалов, приехавших в Каир из провинции на заработки. Склепы принадлежат старым и состоятельным семьям, вынужденным нанимать захватчиков в качестве "сторожей". Нелегалам платят небольшие деньги, чтобы не тревожили захоронения. Фотографироваться обитатели склепов не любят: в настойчивого туриста с камерой могут и камень бросить.

Котики, ну как без них?!


Вид на кладбище с виадука.


В склепах живет модная молодежь. Даже студенты ВУЗов.


В склепах нет воды и канализации. В туалет нужно ходить в соседний "квартал".


На кладбище тихо и сравнительно чисто, в отличии от многих других районов Каира. Почти что элитный район.


Местные жители, даже дети, отворачиваются, как только видят фотоаппарат.


Взрослые тоже не любят сниматься.


Здесь тоже торгуют.


Продукты завозят на велосипеде "из города".


Этот мужчина занимается ремонтом и отделкой занятого им склепа. А детишки ему помогают.


Пятничный рынок Сук-Аль-Гома также проходит на кладбище. Здесь продают и покупают самый настоящий мусор, собранный городскими мусорщиками в течение недели. Несмотря на столь сомнительный товар, некоторые приезжают на рынок на каретах. Так что в жизни на кладбище тоже есть свой шик.

Город мертвых или Эль-Арафа (по-арабски кладбище ), как называют этот некрополь египтяне, находится на юго-востоке Каира. На 6 квадратных километров находятся гробницы и мавзолеи. Город мертвых достаточно любопытное место, ведь на этом кладбище живут и работают люди.

Первые захоронения в Мертвом городе были произведены во времена Арабского завоевания Египта. А это, ни много ни мало, 642 год до Новой эры.

Период Арабского завоевания Египта

Арабский главнокомандующий Амр ибн аль-Ас основал здесь первое фамильное кладбище. Его примеру последовали другие арабские полководцы, и вскоре у холма под названием Мокаттам образовалась настоящая сеть арабских кладбищ. Примерно в это время здесь были созданы особые усыпальницы, в которых захоранивались, например, дальние родственники самого Пророка Мохаммеда. Эти усыпальницы привлекали к себе внимание многочисленных мусульманских паломников, которые разносили новость о новом кладбище по всему Египту и далеко за его пределы.

Во времена Фатимидского халифата развитие некрополя получило новый виток. Четыре наиболее крупных кладбища были объединены в единый комплекс, окруженный капитальной стеной.

Создание первых мавзолеев

Египет XIV-XV веков, мамлюкский период. Страна разделена на многочисленные мелкие феоды, во главе которых стоят султаны-мамлюки, во все времена отличавшиеся кровожадностью и агрессией. Феодальные войны разгораются одна за одной, унося в могилу как простых воинов, так и известных военачальников. Одним из таких царьков был некий Бадр аль-Гамали, мавзолей которому был построен в Эль-Арафе первым из всех, примерно в XIII веке.

Каждый из других султанов также стремился к тому, чтобы оставить после себя след в истории и архитектуре Каира. Сделать это было можно в виде памятника или мавзолея. К XV веку подобных сооружений было построено более всего. Естественно, строительство требовало как материалов, так и настоящую армию рабочих, которые расселялись вокруг в собственных домах, но чаще в общежитиях, которые султаны возводили за свой счет.

Усыпальницы, формировавшие некрополь в конце XV века, получили новую форму: из приземистых строений они превращались в настоящие произведения монументального искусства, поражавшие как формой, так и высотой. Кладбище расширялось, поглощая районы проживания рабочих. Создавалась местная инфраструктура, развивалась собственная торговля, и за последующие пять веков некрополь создал вокруг себя особый городской район.

Из наиболее известных усыпальниц Мертвого города стоит упомянуть следующие:

  • Гробница Эль Хуссейна - правнука Пророка Мохаммеда
  • Зайида Зайнаб - святая покровительница Каира, сестра мученика Эль Хуссейна
  • Шейх Али, прославившийся при жизни чудесами
  • Аль Салих Айиб - последний из династии султанов Айиб
  • Шагар Аль Дурр - вдова Аль Салиха Айиба, правительница времен начала мамлюкской эры
  • Святые покровительницы Нафиса, Руккайя, Атика и Сукайна

Город мертвых: наше время

В 40-е года XX века в мертвый город переехало большое количество обедневших сельских жителей, которые начали расселяться по склепам и усыпальницам в обмен на благоустройство могил и уход за ними. Этот своеобразный бизнес сохранился и до наших дней.

В настоящее время Город мертвых представляет собой одну из достопримечательностей Каира. Количество проживающих в нем людей - жителей с крайне низким достатком - уже превышает количество захоронений.

Каждый из примерно пятидесяти мавзолеев Мертвого города, взятый в отдельности, не может «похвастаться» привлекательным внешним видом. Виной тому не столько архитектурный стиль, сколько их почтенный возраст. Тем не менее, вместе они создают неповторимый исторический ансамбль, привлекающий своим колоритом и неповторимостью.

Поскольку эль-Арафа перестала быть действующим кладбищем несколько веков назад, населяющие его люди являются по большей части мелкими ремесленниками и торговцами, живущими за чертой бедности. Лишь некоторые из них действительно живут на могилах своих предков. Большая же часть современного населения Мертвого города переехала сюда в результате массовой застройки центра города и сноса ветхого жилья в Каире, которые начались в 50-е годы, во времена президентства Абдель Нассра. Также сюда переселилось множество сельских жителей, переехавших в Каир в поисках лучшей жизни.

В 1992 году, после разрушительного каирского землетрясения Город мертвых пополнился новыми жителями. В настоящее время его население составляет примерно полмиллиона жителей.


Город мертвых в настоящее время,
развалины древних мавзолеев взяты под охрану государства

Несмотря на то, что посещение эль-Арафы не входит в список наиболее популярных туристических маршрутов, это место определенно стоит посетить для того, чтобы почувствовать дух и увидеть уклад настоящей арабской жизни. Мы рекомендуем отправляться в подобную поездку только в компании местного сопровождающего или опытного гида.